Проектная деятельность как путь к жизненному успеху.
опыты и эксперименты по технологии на тему

Всех педагогов волнует вопрос- как подготовить учеников к успешной самостоятельной жизни в наше сложное и противоречивое время? Какие качества необходимо развивать у школьников, чтобы они могли добиться успеха не только в профессии, но и в жизни? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_kak_put_k_zhiznennomu_uspehu.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ГМО учителей технологии.           05.11.2015год.

Учитель технологии МБОУ СОШ№3 Вашиняк Н.Н.

Тема доклада: Проектная деятельность как путь к жизненному успеху.

   Всех педагогов волнует вопрос- как подготовить учеников к успешной самостоятельной жизни в наше сложное и противоречивое время? Какие качества необходимо развивать у школьников, чтобы они могли добиться успеха не только в профессии, но и в жизни? Считаю, что важнейшим инструментом для формирования успешной личности является компетентностный подход, который является краеугольным камнем моей, сформировавшейся за годы работы технологии педагогического труда. Мне видится человек будущего не только как кладезь знаний. Еще П. Ланжевен говорил: «Понимание ценнее знания». Человек будущего, на мой взгляд, это специалист, профессионал, который понимает, что ему нужно, способен найти необходимую информацию по интересующему вопросу, самостоятельно углубить и применить на практике добытые знания, уметь выявлять и решать проблемы со знанием дела. Моя система педагогической деятельности направлена на формирование у каждого ученика системы универсальных знаний, умений, навыков, чувства ответственности, а также важнейшей жизненной установки: быть гибким, творческим, находчивым, способным воспринимать критику, уметь планировать, исследовать, экспериментировать и на этой основе создавать высококачественные изделия в ответ на существующие потребности. При таком подходе школьники приобретают на занятиях навыки решения проблем потому, что сами этого хотят, а не потому, что кто-то решил, что им это необходимо. Включение в программы творческих проектов как обязательного компонента технологической подготовки вызвано объективными потребностями общества. Сейчас, когда перед каждым выпускником встает проблема поиска своего места в рыночной экономике, востребованными становятся качества личности, обеспечивающие жизненный успех, такие как предприимчивость, конкурентоспособность, которые я формирую через проектную деятельность учащихся. Отношения учитель – ученик при системном использовании метода проектов видоизменяются: ученик сам определяет цель деятельности, открывает новые знания, экспериментирует и несет ответственность за результаты своей деятельности, а я, как учитель, являюсь партнером и оказываю помощь ученику на всех этапах работы над проектом. Именно отношения партнерства с учениками я положил в основу организации проектной деятельности. Творческие проекты учеников включают, как правило, 5 основных компонентов: 1. Определение потребности и краткая формулировка задачи. 2. Набор первоначальных идей. 3. Проработка одной или нескольких идей. 4. Изготовление изделия. 5. Испытание и оценка изделия. По мере овладения данными компонентами я предлагаю ученикам вводить новые компоненты. Проекты старшеклассников включают до 20 компонентов: обоснование выбора темы, история выбранного изделия, требования к изделию, анализ возможных вариантов конструкции, обоснование выбора конструкции, обоснование выбора материалов, их подбор из доступных, технический рисунок, чертеж, выбор оборудования, техника безопасности, технологическая карта, спецификация, экономические расчеты, оценка изделия, перспективы совершенствования изделия, разработка рекламного проспекта, список используемой литературы, контрольный лист. Самое сложное для большинства учащихся - это определиться с темой проекта. Учащимся 5-7 классов я предлагаю выбрать темы из банка проектов, который создан мною и постоянно пополняется темами выполненных проектов. Стараюсь предлагать такие темы, которые социально значимы и востребованы прежде всего в условиях сельского социума. Например, ученики 7-го класса разработали проекты «Садовая калитка», «Кормушка для кроликов», «Клетка для кроликов», «Ручной культиватор», «Моя усадьба», «Многофункциональный шкаф». Учащимся старших классов предлагаю самим поискать или сформулировать темы проектов, так как многие из них уже определились со своим профессиональным выбором. Поэтому в проектной деятельности учитываю их профильные интересы, несмотря на то, что довольно часто они выбирают темы проектов, далекие, на первый взгляд, от предмета технология. Например, один из моих учеников очень увлечен футболом, строит с друзьями свою футбольную площадку. Поэтому он разрабатывает проект по теме «Стадион», в который включил большой объем материала по истории футбола, всех лидирующих футбольных команд мира, включая достижения отдельных игроков. Совместно с учениками разрабатываем инструкционно – технологические карты, при этом, обсуждая окончательное решение по выбору и изготовлению изделия, предлагаю сосредоточить внимание на следующих вопросах: форме, назначении, материалах, способе изготовления, стоимости, социальных и экологических последствиях. Добиваюсь у детей понимания того, что любое решение – это результат компромисса на основе учета и анализа многих факторов. Особое внимание уделяю работе учеников над технической документацией, в которой они в полной мере могут проявить своё творчество, особенно в разработке инструкционно – технологических карт. Технологические карты, как правило, соответствуют образцам, данным в учебниках по технологии. Однако в одном из проектов Кривцов Максим предложил свою форму технологической карты, в которой было уделено значительное внимание чертежам изделия при выполнении каждой операции. А это уже работа школьника на более высоком - изобретательском уровне проектирования. В экономической части проектов ребята производят расчеты затрат на материалы и их обработку, электроэнергию. По мере взросления учащихся экономическую часть проекта я предлагаю усложнить и рекомендую включить в расчеты затраты: - на оплату труда, затраченного на изготовление изделия; - на аренду помещения или строительство нового помещения; - на восстановление вреда, нанесенного окружающей среде (восстановление лесов, очистку сточных вод и др.); - на амортизацию оборудования и инструментов и др. Это максимально приближает учащихся к пониманию реальных проблем при организации в будущем собственного бизнеса и способствует формированию у них важнейшей социально – трудовой компетенции, обеспечивающей успешность в любом виде профессиональной деятельности. Для формирования рефлексивных умений постоянно предлагаю ученикам самим оценить свою работу. Алгоритм самооценки задаю следующими вопросами: Выполняет ли изделие свои функции? Удобно ли им пользоваться? Качественно ли оно сделано? Хорошо ли оно выглядит? Хотели бы вы иметь такое изделие? Что бы вы изменили, если бы начали работать над проектом сначала? При создании рекламного проспекта учащиеся получают неограниченные возможности для проявления творческой активности. В ход идут крылатые выражения, стихи и слова из модных шлягеров. Учащиеся с удовольствием создают буклеты и брошюры для рекламирования своих изделий. Важным направлением в моей работе является повышение мотивации к выполнению проектов у технически одаренных детей, которым доступно выполнение сложных проектов, требующих научного и технического обоснования. Я разделяю мнение В.А. Сухомлинского о том, что дети не должны стать унылыми прагматиками. В связи с этим у меня наработаны приемы, направленные на формирование у учащихся такого комплекса интеллектуальных качеств как креативность, то есть способность к творческой деятельности. Вот некоторые из этих приемов: подбор задач, выходящих на пределы программы; построение гипотез, ведь ничто так не способствует росту интереса, как подтверждение собственной догадки; разрушение скуки «очевидного» или недоверия к «невероятному» (стараюсь найти элементы «невероятного» в самых рядовых темах). Очень важно обеспечить каждому возможность заниматься любимым делом в рамках системы дополнительного образования, с этой целью мы организовали научно – техническое общество «НОВИК» для учащихся 9-11 классов и кружок технического творчества для 5-8 классов «Самоделкин». Развитию креативности способствуют и другие применяемые мною педагогические технологии, например технология ФСА + ТРИЗ (функционально-стоимостной анализ плюс теория решения изобретательских задач). В основе лежит принцип идеальности, т.е. получение большей пользы при наименьших затратах. В результате мой методический банк пополнился такими нетрадиционными приемами организации учебной деятельности, как «удивляй»; «фантастическая догадка»; «отсроченная догадка»; головоломки, загадки, ребусы; изобретательские задачи и др. Данные методы и формы работы развивают абстрактное мышление учащихся, смекалку, сообразительность. Практикую также дифференцированное обучение по различным программам – по первой программе даю предусмотренный стандартом по технологии объем знаний, а по второй - для технически одарённых детей- даю объём знаний, умений и навыков, выходящий за рамки программы по технологии, но необходимый для выполнения того или иного сложного проекта. Под каждый такой проект разрабатываю для учащегося индивидуальную программу на основе интегративного подхода. Все это стимулирует одарённых детей к созданию проектов научно-исследовательской направленности, оказывает непосредственное влияние на формирование их жизненного выбора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выбор профессионального пути –начало жизненного успеха"

Тема:  "Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха".Цели:- помочь   участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии;- оказать помощь школьникам в про...

Урок "На пути к жизненному успеху".

Конспект урока обществознания для проведения в  6 классе. Разработка также  содержит электронную презентацию....

Урок обществознания в 6 классе На пути к жизненному успеху

Урок с использованием информационных технологий...

Урок обществознания в 6 классе "На пути к жизненному успеху"

Урок обществознания в 6 классе "На пути к жизненному успеху"...

На пути к жизненному успеху

Презентация для обучающихся по достижению успех. Знать каким бывает успешный человек и не успешный. Как добиться успеха....

"На пути к жизненному успеху"

В ходе урока поставлены ряд задач и ожидаемые результаты такие как - способность видеть успешные перспективы своей будущей жизни; осознавать каждым участником себя свободной и уникальной личностью, сп...

План-конспект открытого урока "На пути к жизненному успеху"

Изучение нового материала по данной теме....