Приобщение детей к творческому труду
статья по технологии на тему

Созинова Наталья Григорьевна

Приобщение детей к творческому труду

   Почему о труде говорят творческий?

Потому что творчество это постоянное усовершенствование всего и в том числе себя. Именно в творчестве человек раскрывается как личность, выявляя интересы и способности, развивая их все шире и шире, жизнь становится более полной.

   Творческий процесс требует сочетания знаний и воображения. Знания растут всю жизнь. Школа, институт, практическая работа, книги, кино. А воображение?

    Психологи считают, что воображение сначала с возрастом растет, достигает максимума, а потом падает. Сегодня этот максимум – 12-14 лет. И чтобы мозг работал  его  нужно тренировать, т.е. включать какие-то рычаги, которые бы стимулировали развитие творческой деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priobshchenie_detey_k_tvorcheskomu_trudu.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей к творческому труду

Выступление на слете

Учителей 26.08.2004 г.

   Почему о труде говорят творческий? 

Потому что творчество это постоянное усовершенствование всего и в том числе себя. Именно в творчестве человек раскрывается как личность, выявляя интересы и способности, развивая их все шире и шире, жизнь становится более полной.

   Творческий процесс требует сочетания знаний и воображения. Знания растут всю жизнь. Школа, институт, практическая работа, книги, кино. А воображение?

    Психологи считают, что воображение сначала с возрастом растет, достигает максимума, а потом падает. Сегодня этот максимум – 12-14 лет. И чтобы мозг работал  его  нужно тренировать, т.е. включать какие-то рычаги, которые бы стимулировали развитие творческой деятельности.

    Учебный материал можно разбить по фрагментам.

5

Норма – обязательное усвоение- базовый уровень- воображения нет -копия

7-8 класс

 Компетентный уровень- воображение на уровне полученных знаний

9 класс

Задания творческого уровня, расчитанные на самостоятельность, индивидуальность, творческий подход к изучению пройденного материала- нет опыта применения

10 класс

Задания только творческого характера, которые позволяют накапливать свой собственный опыт, усваивать жизненно важные навыки и умения – воображение включается, есть копии, строятся новые образцы и идет поиск нового 

 

     Упражнения по тренировке пространственного воображения:

  1. норма -  сложить фигуры из разрезанного квадрата;
  • разделить отрезки на 2 части, три;
  • сравнить отрезки;
  • равные отрезки, параллельные линии:
  • подобрать ключи;
  • поставить точку в центре круга и т.д.
  1. компетентность – точение фигур на станке СТД-120М,
  • вставить соответствующие фигуры в отверстие
  • согнуть из проволоки каркас предмета
  • решить технологические задачи

  1. включается воображение на полную мощность,  происходит оперирование образами, воплощение  их в практику.

Основными средствами формирования пространственного мышления и технического воображения являются  специальные задачи

 Они отбираются на основе следующих требований:

  1. актуальность и связь с практикой
  2.  новизна, требующая приемов решения и способствующая усилению политехнической направленности содержания образования
  3. доступность, учитывающая предшествующий уровень развития пространственного мышления
  4. соответствие объема знаний, необходимых для решения задач, содержанию
  5. возможность межпредметных связей (физика, математика, черчение, химия, экономика)  

Статистика утверждает, что уровень развития пространственного мышления  у уча

щихся развит неудовлетворительно.

   23%-школьников – обладает высоким уровнем развития пространственного мышления

   32,5% - средним уровнем мышления

   44,5% - низким.

   Из вышесказанного видно, что очень нужна тренировка, т.к. нет воображения – есть только копия.

   Проектный метод позволяет существенно влиять на формирование пространственного воображения и технического мышления, приближаясь к исследовательскому методу обучения.

   В данном случае уровень познавательной деятельности и самостоятельности очень продуктивный, а уровень проблемности самый высокий.

   Есть такое понятие творческая одаренность, когда человек способен синтезировать, комбинировать, анализировать, выделять, договариваться с людьми, пробивать свои идеи. Как правило такие люди эмоциональны, впечатлительны, изобретательны, способны объединить разные знания в разных областях.

   Конечно одаренность передается через гены на 80%. Остальные 20%  нужно воспитывать. Одаренность имеет способность исчезать и если ее не поддерживать и не развивать, то останется только 2-3%, остальное теряется. Вот почему нужны постоянные тренировки для развития  творческих способностей.

   ТЕСТ НА ОДАРЕННОСТЬ

Напомните себе, что вы одаренный человек, что вы творческая личность.

  1. Скрестить руки
  2. Пальцы в замок  ( левый палец сверху)
  3. Выставить вперед палец и закрыть один глаз, палец перемещается относительно предмета в левую сторону
  4. Хлопки- аплодисменты (какая рука сверху при хлопке).

   Вернемся к упражнениям по тренировке пространственного мышления.

При чтении чертежей каждый видит что-то свое. У каждого свой предмет в воображении создается.

   Практические примеры.

  • Деловая игра
  •          -реклама
  •          -товарный знак
  • Ролевая игра
  •          -прием на работу
  •          - выступление на сцене и т.д.

      Создание чего-то нового, новаторство, рационализация, изобретательство, вот плоды тренировки пространственного воображения и технического мышления.

Вариант разработки нового изделия

Берется  художественная книга, выбирается в ней слово.

К выбранному слову придумываются любые слова, которые вам приходят в голову и ассоциируются с этим словом. Затем к следующему слову, и так ко всем словам можно придумать по 5-8 слов. Например:

 

Свет

ночь       мебель    земля     халат    видеть     очки    

темно      дом          сыро     тепло     глаз         стекло

луна        кирпич     рыхлая   пояс     читать     бинокль

тень       высокий    цветы    карман   прозрачность    дуга

звезды   дети         огород     длинный   яркий        круглые

  и.т.д.

 Ставится задача – проблема и начинается процесс проектирования.

Каждое слово дает нам представление о каком- либо предмете, который мы можем использовать, примеряя его к нашему проектируемому изделию. В процессе проектирования появляется множество новых идей. Которые необходимо сохранять.

Последовательность выполнения проекта.

  1. Ставится проблема
  2. Выдвигаются требования (доступность, экономичность,  экологичность, размеры, материалы, сочетание с другими материалами и т.д.
  3. Информация – поиск ( журналы, книги, опрос друзей, родителей и т.д.)
  4. Потребность (для себя, для дома, для школы и т.д.)
  5. Миниисследование  (какой кому нравиться, что сделать, из чего)
  6. Звездочка обдумывания
  7. Эскизы любые, чертежи, наброски, варианты
  8. Анализ вариантов, лучших идей, выбор и развитие выбранной идеи
  9. Выбор материалов ( ДЕРЕВО, ПЛАСТМАССА, ПРОВОЛОКА , СТЕКЛО, КОРОБКИ, ТЮБИКИ, ПУЗЫРЬКИ И Т.Д.) ,ИССЛЕДОВАНИЕ КАЖДОГО ВИДА ПОЭТАПНО.
  10. Экспертиза (сравнение)
  11. Дальнейшее совершенствование ( что можно прибавить, как еще и т.д.)
  12. Самооценка процесса.
  13. Самооценка изделия
  14. Экологическое обоснование
  15. Экономическое обоснование
  16. Разработка рекламы, товарного знака
  17. Оформление пояснительной записки

 При работе над проектом ни одна идея, пусть даже самая нелепая и незначительная не отбрасывается.

Такой способ тренировки резко повышает познавательную самостоятельность, воображение всячески стимулируется, результат может быть на грани искусства.

    Если на один вопрос ребенок может дать два и более решения, значит тренировки достигают цели, у детей появится нестандартное мышление. Труд творческий должен быть обязательным.

Творческое начало должно быть заботливо воспитано, систематически продлевать интерес к нему, не дать ему угаснуть - путь к успеху обеспечен,

 Тогда мы будем создавать красивые вещи для жизни, для быта, будем с интересом и  увлечением работать.

  Человеку близко и понятно прекрасное во всех его проявлениях. Давайте создавать красивое. Красота это страшная сила!

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к традициям и культуре народа страны изучаемого языка через вовлечение их в творческое проектирование

Традиции и культуры других стран - это объект, который всегда вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых. Данная работв направлена на то, чтобы познакомить детей на раннем этапе развитя, как ...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья "Ступеньки". "Творческий труд"

Рабочая программа  «Творческий труд» составлена на основании программы обучения  учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под  редакцией Л.Б. Баряевой, С...

Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа «Земля русская»

Цель проекта: Обогащать опыт детей о своей Родине через приобщение к культурному наследию своего народа.Задачи:Расширять и углублять представление о национальном костюме, его особенностях.Расширять кр...

Краеведческо - патриотический проект «Приобщение детей к культурно – историческому наследию Рязанского края посредством творчества". «Баба Рязанская», «Родник добра – рязанское узорочье» Долгосрочный (октябрь 2018– май 2022 гг.) (дети 5-14 лет)

Данная методическая разработка будет полезна воспитателям и педагогам по изобразительному искусству для работы с детьми дошкольного и школьного возраста, так как детям в любом возрасте очень важно соп...

Классный час Тема: Обряд приветствия на Шагаа – Чолукшуур Цель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям. Задачи: • обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и их традициями;

Тема: Обряд приветствия на Шагаа – ЧолукшуурЦель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям.Задачи:обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и...

Всероссийский фестиваль «Воспитатели России: познавательное развитие детей» Тема практики: использование технологии «Река времени» для приобщения детей к ценностям российского народа.

Федеральный этап профессионального конкурса в рамках марафона «В авангарде детства»     Всероссийский фестиваль«Воспитатели России: познавательное развитие д...