Дополнительная общеразвивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья "Ступеньки". "Творческий труд"
рабочая программа на тему

Рабочая программа  «Творческий труд» составлена на основании программы обучения  учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под  редакцией Л.Б. Баряевой, Санкт-Петербург, 2011г.

 Перспективным направлением социальной адаптации детей с нарушением интеллекта в условиях интерната является выявление и развитие творческого потенциала.

Поэтому занятия по программе «Творческий труд» направлены  не только на развитие ручной умелости подростков с нарушением интеллекта, но и  на развитие познавательной деятельности  и сенсомоторных интеллектуальных реакций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_-16-17.docx108.22 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное                                                                стационарное учреждение социального обслуживания «Дом -                                              интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №2»

Рассмотрено                                                                          Утверждаю                                                                Протокол Педагогического                                                 Директор ДДИ №2                                             совета № 3                                                     ____________Дерябина И.В.                                                         от « 04»  июня 2016 г.                                                           Приказ №5 от 05.06.2016                                                                      

                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                   

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«СТУПЕНЬКИ»

«Творческий труд»

от 10 до 18

                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                       

Автор-составитель:

Воспитатель: Иванова Л.Ю.                            

 

Санкт-Петербург

2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа  «Творческий труд» составлена на основании программы обучения  учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под  редакцией Л.Б. Баряевой, Санкт-Петербург, 2011г.

 Перспективным направлением социальной адаптации детей с нарушением интеллекта в условиях интерната является выявление и развитие творческого потенциала.

Поэтому занятия по программе «Творческий труд» направлены  не только на развитие ручной умелости подростков с нарушением интеллекта, но и  на развитие познавательной деятельности  и сенсомоторных интеллектуальных реакций, связанных с выделением существенного , расчленением действия на мелкие сенсомоторные действия, корректировкой поведения и действий на основе имеющегося сенсомоторного опыта. Ручной труд  также служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. Большое значение имеет формирование произвольности движений в процессе трудовых действий. Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик. Общественно-социальное значение ручного  труда детей с умственной отсталостью связано с его воспитательным воздействием на личность, в процессе работы формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность.

Программа разработана в целях осуществления коррекционно-образовательной работы с детьми  с интеллектуальными нарушениями. Программа носит социально – педагогическую направленность

Новизной и отличительной особенностью программы  является развитие у детей с нарушением интеллекта творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет об  важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как и игра, рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяет удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

-желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

-желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов.  В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, бутылок, коробок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заменить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

В связи с вышеизложенным, определяются следующие цели и задачи реализации программы «Творческий труд»

Цель программы:

Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Задачи программы:

Образовательные

1.Формировать умение подготавливать место для занятий с природным и бросовым материалом, пластилином.

2.Формировать умение использовать различные приемы преобразования бумаги, природного и бросового материалов.

3.Формирование умение учитывать свойства материалов при выполнении поделок из них.

4.Формировать элементарные умения по ручному труду (работа с красками, клеем, ножницами, двухсторонним скотчем)

Коррекционные

5.Коррекция мелкой  моторики рук.

6.Коррекция ориентировки  в пространстве и на  плоскости листа.

7.Коррекция зрительного и слухового внимания.

8.Коррекция мышления

Воспитательные

9.Воспитывать у подростков  бережное отношение к результатам других  детей.

10.Воспитывать умение работать в коллективе.

11.Развивать положительную мотивацию к  творческому труду.

12.Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.

Организационная структура программы:

Программа  рассчитана на детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости  в возрасте от 10 до 18 лет. Занятие по ручному труду проводится -  два раза в  неделю, по лепке 1 раз в неделю

Продолжительностью одного занятия – от 20 до 30 минут.

Содержание программы «Творческий труд» предусматривает освоение детьми различных методов и средств художественного воспитания: рисование, лепка, аппликация, ручной труд с элементами творчества (работу с природным и бросовым материалом). Освоение продуктивных видов деятельности, позволяет расширить кругозор детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию мелкой моторики рук, зрительной памяти, формированию эстетического отношения и художественно – творческих способностей.

Содержание программы «Творческий труд»

Период/этап

обучения

Лепка

Аппликация

Ручной труд

Количество занятий в неделю

Количество часов в год

Количество занятий в неделю

Количество часов в год

Количество занятий в неделю

Количество часов в год

Подготовительный           Этап

1

36

-

-

-

-

1 Этап

1

36

1

36

-

-

2 Этап

1

36

1

36

1

36

3 Этап

1

36

-

-

2

72

Организационная структура занятия:

Занятия строятся на основе следующих принципов:

1.От простого к сложному.

2.Системность работы.

3.Принцип тематических циклов.

4.Индивидуального подхода.

Формы работы определяются целями занятия, для которых характерно сочетание, как традиционных методов и приемов (наглядные, словесные, практические), так и инновационных.  Основная формы работы с детьми с нарушением интеллекта: подгрупповые и индивидуальные занятия, обогащенные игровыми ситуациями.

Учебный материал распределяется по этапам.

I этап обучения

Включает в себя:

- Работа с природным и  бросовым материалом

-Работа с бумагой, картоном

II этап обучения

 Включает в себя:                                                                                                                                       - Работа с природным и бросовым материалом

-Работа с бумагой, картоном

-Работа с нитками

III этап обучения

Включает в себя:

- Работа с природным  и бросовым материалом

-Работа с бумагой, картоном

-Работа с нитками

-Работа с тканью

Весь образовательный цикл проходит  три стадии.

1-        знакомство со свойствами материалов.

2 –        обучение приемам изготовления.

3 –        изготовление поделок.

Правила техники безопасности при работе с различными материалами и инструментами

-Работай за своим рабочим местом.

-Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.

-Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполнения действий.

-Нельзя брать в рот мелкие предметы.

-При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо промой их водой.

-При работе с ножницами, держи их параллельно столу.

-Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами вперед. Когда режешь, держи ножницы концами от себя.

Раздел «Лепка»

Вводное занятие

Задания на определения уровня развития  мелкой моторики рук, определения формы, величины, через упражнения и игры, направленные на развитие движений рук, узнавание и различение предметов по форме.

Знакомство с пластическими материалами

Повторение техники безопасности во время работы с пластилином. Упражнения на формирование умения подготавливать рабочее место к работе с пластилином, по типу игры «Что не так?» Знакомство с другими пластичными материалами: глина тесто.

Знакомство с приемами работы с пластилином

Рассматривание поделок из пластилина, анализ поделки. Упражнения на выделение деталей поделки, соотнесение деталей по величине, форме.  Создание поделок с использованием разных приёмов работы с пластилином: раскатывания  продольными  и круговыми движениями, размазывания, вдавливания, сплющивания пластилина в ладонях. Знакомство с приёмом вытягивания.

Знакомство с приемами соединения  деталей

Отработка соединения   деталей способом прижатия частей друг к другу. Знакомство со способом примазывания деталей друг к другу. Лепка животных, фигурок людей, используя скульптурный и комбинированный способ

Учебно – тематический план  по лепке на 2016 – 2017

учебный год во 2 группе

№ п/п  

Тема занятий

Кол-во часов

1

Вводное занятие

2

1.1

Техника безопасности во время работы с пластилином

1

1.2

Подготовка рабочего места – дидактическая игра «Что не так»

1

2

Знакомство с пластическими материалами:                                пластилин, глина, тесто

3

2.1

Знакомство с тестом, глиной. Способ приготовления

2

2.2

«Большие и маленькие шарики из теста»

1

3

Знакомство с приемами работы с пластилином:                                                 Прием раскатывания, размазывания, вытягивания,  вдавливания, расплющивания

21

3.3

Овощи – огурец, помидор, морковь, свекла

2

3.4

«Осеннее дерево»

2

3.5

«Дождь идет»

1

3.6

Фрукты – яблоко, груша

1

3.7

«Ваза с фруктами»

2

3.8

«Снеговики играют в снежки»

2

3.9

«Волшебные снежинки»

1

4

«Дед Мороз»

2

4.1

«Новогодняя елка»

2

4.2

«Украсим кукле платье»

1

4.3

«Угостим куклу чаем (блюдце, чашка)

2

4.4

«Пирамидка»

1

4.5

«Носит одуванчик желтый сарафанчик»

1

4.6

«Божьи коровки»

1

4

Знакомство с приемами соединения деталей:                                            прием примазывания, прием прищипывания                                

10

4.1

«Грибная поляна»

1

4.2

«Моя любимая игрушка»

2

4.3

«Быстроногая лошадка»

2

4.4

«Белка грызет орешки»

1

4.5

«Синичка на кормушке»

1

4.6

«Бабочка»

1

4.7

«Веточки вербы в вазе»

1

4.8

«Девочка играет в мяч»

1

5

Итого в год:

36

Календарно-тематический план по лепке на 2016 – 2017

учебный год во 2 группе

п/п

Тема занятия

Кол.

часов

Основные

задачи

Обору

дование

Форма

прове

дения

1

Техника безопасности во время работы с пластилином

1

Знакомить с правилами работы с пластилином: не брать пластилин в рот, закатывать рукава перед работой, после работы мыть руки

Пластилин, дощечки, салфеточки

Занятие

2

Подготовка рабочего места – дидактическая игра «Что не так»

1

Учить детей готовить необходимый материал для лепки

Учить находить из предложенных предметов, выбрать нужный для лепки

Салфеточки пластилин, стеки, дощечки

Занятие

3

Знакомство с тестом, пластилином, глиной

2

Учить детей различать разные виды материала для лепки

Познакомить со свойствами пластилина, глины, теста

Учить готовить глину для лепки

Пластилин, глина, вода тесто, дощечки, салфетки

Занятие

4

Большие и маленькие шарики из теста

1

Учить детей готовить тесто для лепки

Учить детей круговыми движениями рук раскатывать шарики.

Формировать понятия: большой - маленький

Тесто, дощечки, деревянные шарики

Занятие

5

Овощи – огурец, помидор, морковь, свекла

2

Учить рассматривать предметы, сравнивать с шаром и овалом, находить отличие (Длинный хвостик, видоизменение формы)                                             Учить лепит предметы овальной и круглой формы, оттягивать хвостик, закруглять края, видоизменяя форму предмета пальцами           Лепить несколько предметов разной величины

Муляжи огурца, помидора, моркови, свеклы, дощечки, пластилин, стеки, салфетки

Занятие

6

«Осеннее дерево»

2

Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, усвоенным ранее приёмом лепки(раскатывание прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями) для уточнения формы. Воспитывать аккуратность при работе с пластичными материалами.

Картинка с изображением осеннего дерева, пластилин, картонки с контурами дерева, дощечки

Занятие

7

«Дождь идет»

1

Учить делить кусок пластилина на мелкие кусочки

Учить раскатывать кусочки пластилина продольными движениями рук  в маленькие овалы

Учить расплющивать овалы и крепить их на картон

Картонки, синий пластилин, дощечки, стеки, салфетки

Занятие

8

Фрукты – яблоко, груша

1

Учить рассматривать предметы круглой и овальной формы, выделять форму, объем.                          Закреплять навык лепки яблок-раскатывать пластилин круговыми движениями ладоней, навык лепки груш-продольными движениями ладоней, разглаживая края      Учить передавать особенности формы (делать углубления наверху и внизу формы), используя дополнительные детали (палочки, веточки)

Пластилин, дощечки, стеки, муляжи яблока и груши

Занятие

9

«Ваза с фруктами»

2

Учить лепить фрукты, используя разные приемы: раскатывание круговыми и продольными движениями рук, вытягивание, вдавливание

Ваза, пластилин красного, зеленого и желтого цвета, муляжи яблока, груши, сливы, апельсина

Занятие

10

«Снеговики играют в снежки»

2

Учить лепить фигуру снеговика из 3х частей разной величины, плотно соединять части, примазывать руки из столбика                           Передавать характерные признаки (глаза, нос, рот, шляпу) создавать образ веселых снеговиков

Готовая фигура снеговика, пластилин, дощечки, стеки

Занятие

11

«Волшебные снежинки»

1

Учить раскатывать кусочки пластилина продольными движениями рук

Учить распределять готовые лучики на картоне, украшать их бусинками

Пластилин белогоо и голубого цвета, цветные бусинки, дощечки

Занятие

12

«Дед Мороз»

2

Учить рассматривать игрушку, выделяя основные части (шубку, голову), украшения (опушка у шубы и шапки)                        Учить лепить деда Мороза по частям (конусообразная форма шубы, голова-шар, рукава-столбики) плотно соединять части            Украшать изображения (опушками)

Иллюстрация с изображением деда Мороза, пластилин синего и белого цвета, дощечки, стеки

Занятие

13

«Новогодняя елка»

2

Учить рассматривать елочку, выделять основные части, ее форму и строение         Учить лепить веточки, используя прием раскатывания продольными движениями рук, прием размазывания на картон

Игрушка елочки, зеленый пластилин, дощечки, листы картона

Занятие

14

«Украсим кукле платье»

1

Учить рассматривать платья, выделять детали: лиф, подол, воротник, карманы

Учить самостоятельно придумывать рисунок для оформления платья, выполнять его украшая полосками, горошками.

Шаблоны платья, пластилин, дощечки, салфетки, образцы платьев-иллюстрации

Занятие

15

«Угостим куклу чаем (блюдце, чашка)

2

Учить лепить посуду – чашку и блюдце из круглой формы. Блюдце расплющивать и прищипывать края, чашку вдавливать пальцем середину шара и вытягивать стенки, плотно примазывать ручку        Учить украшать посуду узором стекой

Кукольная посуда, пластилин, дощечки, стеки

Занятие

16

«Пирамидка»

1

Продолжать учить детей обследовать пирамидку, называя величину и цвет колечек.

Учить делить пластилин на куски разной величины.

Закреплять навык раскатывания кусочка круговыми движениями и навык расплющивания

Игрушка – пирамидка, пластилин, дощечки, стеки, салфетки

Занятие

17

«Носит одуванчик желтый сарафанчик»

1

Учить детей лепить одуванчик ,передавая характерные особенности строения и окраски.

Формировать умение применять различные приёмы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание); закреплять навыки лепки из нескольких частей

Полоски картона, пластилин желтого и зеленого цвета, дощечки

Занятие

18

«Божьи коровки»

1

Учить детей лепить божью коровку из отдельных частей: туловище, голова, глаза, усики. Упражнять в приемах скатывания, вдавливания, раскатывания, присоединения и примазывания

. Воспитывать у детей любовь к природе, к насекомым

Игрушка – божья коровка, пластилин, черные бусинки, дощечки

Занятие

19

«Грибная поляна»

1

Учить делить пластилин на две части, передавать форму ножки (столбик), шляпка (из шара сделать диск)

Учить передавать характерные признаки определенного вида гриба, форму шляпки, ножку.

Муляжи грибов, пластилин, дощечки

Занятие

20

«Моя любимая игрушка»

2

Закреплять умение создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей;
- расширять знания детей об игрушках, учить составлять описательный рассказ, подбирать действие к предмету, развивать мелкую и общую моторику, память, сенсорную сферу;
- воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Картон с изображением игрушек, набор пластилина, дощечки, влажные салфетки

Занятие

21

«Быстроногая лошадка»

2

Развивать умение анализировать особенности строения животного, соотносить части формы по величине, передавать характерные особенности (небольшая голова с маленькими ушами, изогнутая шея, изящные и тонкие ноги с развитыми мышцами, массивное туловище, пушистые грива, хвост),передавать несложные движения.

Закреплять способы лепки из частей на основе обобщенной формы шара, валика -цилиндра, конуса, с последующей проработкой деталей, развивать способности к формообразованию.

Развивать умственное воображение, образное мышление, память,

желание познавать животный мир.

Развивать глазомер, моторику обоих рук.

Пластилин,

дощечка под пластилин,

стек, игрушка лошадки

Занятие

22

«Белка грызет орешки»

1

Учить детей лепить, используя уже знакомые приемы (раскатывание шара, сплющивание) и новые – вдавливание и оттягивание краев, уравнивание их пальцами.

Уточнять представления детей о жителях леса, особенностях их обитания.

Развивать мелкую моторику, умение работать с пластилином

Игрушка белки, орешки, пластилин, дощечки

Занятие

23

«Синичка на кормушке»

1

Учить рассматривать птиц на иллюстрациях, выделять форму частей (шар, овал), характерные признаки (клюв, хвост, крылья)

Учить лепить птицу по частям, передавать форму частей (клюет, взмахнула крыльями)

Формировать умение плотно соединять основные части, оттягивать клюв, хвост, стекой передавать мелкие детали

Игрушка птички, пластилин, дощечки

Занятие

24

«Бабочка»

1

Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина, развивать цветовое восприятия. Учить лепить новым способом – деление теста при помощи нити. Учить подбирать контрастные цвета, чтобы получилась яркая, нарядная бабочка. Закреплять приемы лепки: раскатывание круговыми и прямыми движениями ладоней, расплющивание, прищипывание.

Иллюстрации бабочек, пластилин разного цвет, дощечки для лепки

Занятие

25

«Веточки вербы в вазе»

1

 Развивать умение изображать ветку весеннего дерева с помощью пластилина; передавать характерные особенности вербы.

2. Развивать приёмы раскатывания, сплющивания, примазывания пластилина, деления на части с помощью стеки;

3. Развивать мелкую моторику рук;

Картинка с изображением веточек в вазе, пластилин, дощечки для лепки

Занятие

26

«Девочка играет в мяч»

1

Познакомить детей с малыми скульптурными формами, изображающими игры детей, закреплять умение лепить фигуру человека в движении (подняты, вытянутые вперед руки и т. д.),

 Учить передавать форму и пропорции частей тела; упражнять в использовании разных приемов лепки; закреплять умение располагать фигуру на подставке

Иллюстрация с изображением девочки, играющей в мяч,кукла, мяч, пластилин, дощечки, салфетки

Раздел «Ручной труд»

Работа с природным и бросовым материалом

Экскурсии в природу с целью: рассматривания деревьев и их плодов, сбора природного материала

 Рассмотрение природного и бросового материала: шишек, семян цветов,  сухих трав, ракушек, бутылочек, крышечек, коробочек. Знакомство со способом хранения природного материала. Инструктаж по технике безопасности во время работы с природным и бросовым материалом. Подготовка рабочего места  по инструкции и самостоятельно. Упражнения на узнавание и группировку  природного  и бросового материала по форме, по величине.

Игры на тактильное восприятие (гладкий – шершавый, холодный – теплый, мягкий – твёрдый)

 Изготовление поделок из природного и бросового материала.

Работа с крупой.

Работа с пуговицами, бусинами.

Работа с бумагой

Вводные задания

Расширение знаний о бумаге  (гофрированная, цветная, картон, салфетки, фольга, бархатная бумага). Повторение правил работы с бумагой. Отработка умений по подготовке рабочего места. Упражнения на сравнение бумаги по цвету, величине, толщине, прочности.  

Знакомство с приемами работы с бумагой.

Повторение ранее изученного:  смятие и разглаживание  бумаги складывание листа пополам, по диагонали.  Изготовление поделок из салфеток. Изготовление поделок в технике обрывной аппликации.

Аппликация  из  готовых деталей

Повторение ране изученного: виды клея, техника  безопасности во время работы с клеем, подготовка рабочего места. Выкладывание узоров в полосе, в кругу.  Составление простых композиций из  отдельных деталей. Наклеивание деталей на лист бумаги, на шаблон. Изготовление поделок в технике накладной аппликации.

Работа с ножницами.

Повторение правил по  технике безопасности при работе с ножницами. Упражнения в резании ножницами: по следу сгиба, полосы бумаги, по контурной линии. Разрезание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, путём их складывания. Вырезание квадратов, прямоугольников размеченных по шаблону. Срезание уголков квадрата, прямоугольника. Вырезание  округлых форм. Изготовление поделок в технике симметричной аппликации

Работа с нитками

Знакомство со свойствами ниток: нитки бывают толстые и тонкие, разноцветные. Упражнения по сортировки ниток по цвету, длине, толщине.

Выкладывание простого сюжета из ниток на горизонтальной  плоскости.

Наматывание  ниток разной толщины  на дощечки, катушку

 Отрезание  кусочков  ниток разной длины.

Наклеивание ниток на шаблон. Изготовление поделок из ниток: помпонов, шариков

Плетение двух и трех толстых нитей

Учебно – тематический план по ручному труду

во 2 группе

№ п/п

Тема занятия

Кол – во часов

1

Вводное занятие

5

1.1

Инструктаж по технике безопасности во время работы с природным и бросовым материалом

1

Рассмотрение природного и бросового материала: шишек, семян цветов, сухих трав ракушек, бутылочек, крышечек, коробочек

2

Дидактические игры: «Рассортируй по величине», «Определи какая вода в бутылочке – теплая или холодная»

2

2

Работа с природным и бросовым материалом

29

Заготовка природного и бросового материала

2

Рассматривание природного и бросового материала: шишек, семян цветов, сухих трав, крышечек, коробочек, бутылочек

2

«Яблоня»

2

«Рябиновые бусы»

1

«Золотая осень»

2

«Осенний листок клена»

1

«Улитка»

1

«Кормушка для птиц»

2

«Птичка»

2

«Ежик»

3

«Цветы для мамы»

2

«Тучка и дождик»

2

«Солнышко лучистое»

2

«Ваза»

2

«Весенняя поляна»

3

3

Знакомство с правилами работы с бумагой:                                              Прием разрывания бумаги на кусочки, прием скатывания, прием разглаживания

15

Знакомство с бумагой: (цветная, гофрированная, картон, фольга, бархатная бумага

2

Соблюдение техники безопасности при работе с ножницами

1

Знакомство с приемами  работы с бумагой

2

«Светофор»

1

«Кисть рябины»

1

«Белый снежок»

1

«Новогодние бусы»

1

«Кораблик в подарок папе»

1

«Флажок России»

1

«Книжка-малышка»

1

«Ветки сирени»

3

4

Аппликация из готовых деталей

12

«Что нам осень принесла»

2

«Овощи и фрукты в вазе»

2

«Тучи по небу бежали»

1

«Полосатый коврик для кота»

1

«Рыбки в аквариуме

2

«Птичья столовая»

1

«У солнышка в гостях»

1

«Сосульки на крыше»

2

5

Работа с ножницами

6

«Повторение правил безопасности при работе с ножницами»

1

«Украсим салфетку»

1

«Закладка для книжки»

1

«Воздушные шары»

2

«Красивый цветок»

1

6

Работа с нитками                                              

5

Знакомство со свойствами ниток

1

Разложи нитки по толщине

1

«Красивый помпон»

1

«Рубашка в подарок папе»

1

«Открытка для мамы»

1

7

Итого в год:

72

Календарно – тематический план по ручному труду

во 2 группе

п/п

Тема занятия

Кол.

часов

Основные

задачи

Оборудова

ние

Форма

прове

дения

1

Инструктаж по технике безопасности во время работы с природным и бросовым материалом

1

Учить детей аккуратному пользованию во время работы с природным и бросовым материалом    Учить пользоваться клеем, не пачкая руки, после работы все убирать на место

Виды природного и бросового материала, клей, салфетки

Занятие

2

Рассмотрение природного и бросового материала: шишек, семян цветов, сухих трав ракушек, бутылочек, крышечек, коробочек

2

Знакомить детей с шишками, семенами цветов, сухих трав, ракушек, бутылочек, пробочек.        Учить определять их по характерным признака

Шишки, ракушки. Семена цветов, травы, бутылочки, пробки

Занятие

3

Дидактические игры: «Рассортируй по величине», «Определи какая вода в бутылочке – теплая или холодная»

2

Учить находить мелкие и крупные шишки, камешки, ракушки.          Учить определять на ощупь холодную и горячую воду

Шишки, камешки, бутылки, ракушки

Занятие

4

Заготовка природного и бросового материала

1

Экскурсия в парк.                             Учить детей находить природный материал из которого можно делать поделки                      

Шишки ели, желуди, трава,

Занятие

5

Рассматривание природного материала: шишек, семян цветов, сухих трав, крышечек, бутылочек, коробочек

1

Учить рассматривать природный материал, называть его характерные особенности: шишки колючие, семена мелкие, трава сухая, бутылочки разные по величине

Шишки, семена, разные виды трав, бутылки, крышки

Занятие

6

«Рябиновые бусы»

1

Учить рассматривать готовую работу, обследовать ее                               Учить нанизывать ягодки рябины на нитку, завязывать узелок

Ягоды рябины, иголка с ниткой

Занятие

7

«Золотая осень»

2

Учить детей рассматривая картинку про осень, выделять ее признаки. Учить из сухих трав и семян составлять картинку - осень

Листы картона, клей, салфетки, сухие листья, семена

Занятие

8

«Осенний листок клена»

1

Формировать интерес к творческим занятиям, умение реализовать замысел и проявлять индивидуальность при выполнении задания.

Закреплять умение пользоваться клеем, кисточкой.

Продолжать знакомство с новой техникой работы с крашеной крупой-манкой .

Развивать аккуратность и самостоятельность при выполнении работы.

Расширять представления детей о приметах осени, учить замечать красоту в природе в период золотой осени.

Лист клена, манка, клей, кисти, салфетки, лист картона с контурами листа клена

Занятие

9

«Кормушка для птиц»

1

Учить правильно держать ножницы, резать ровно по линии.

Закреплять навык намазывания бумаги клеем

Готовая работа, ножницы, клей, кисти

Занятие

10

«Птичка»

2

Учить детей делать игрушку из природного материала по образцу, использовать для соединения частей игрушки пластилин; формировать у детей интерес к данному виду труда.

Игрушка – птичка,

Занятие

11

«Ежик»

3

Учить рассматривать игрушку ежика. выделять характерные особенности. Учить раскатывать пластилин продольными движениями рук, крепить пластилин на картонную основу, втыкать в него семечки арбуза

Резиновая игрушка-ежик. Пластилин, семечки арбуза, картон

Занятие

12

«Цветы для мамы»

2

Знакомить детей со способом накручивания бумаги на карандаш.

 Учить набирать клей на кисточку понемногу, на кончик.

Учить сильно прижимать цветочек к листу

Образцы открыток

Листы бумаги, гофрированная бумага, клей

Занятие

13

«Тучка и дождик»

2

Учить раскатывать пластилин в маленькие овалы, крепить его к картону

Учить способом прижимания вдавливать рис в пластилин

Пластилин, рис, картон

Иллюстрация осеннего дождя

Занятие

14

«Солнышко лучистое»

2

Учить детей складывать солнышко из макарон

Знакомство с приемом приклеивания макаронин к картону

Картинка с изображением солнышка

Листы картона, клей, макароны

Занятие

15

«Ваза»

2

Продолжать работу с природным материалом, воспитывать аккуратность.

Готовая работа, ваза, крупы: греча, рис, фасоль, листы цветного картона, пластилин.

Занятие

16

«Весенняя поляна»

3

Продолжать знакомить со свойствами бумаги, цветом. Учить набирать клей на кисточку понемногу, на кончик.

Бумага цветная, ножницы, кисти, клей, салфетки

Занятие

17

Знакомство с бумагой: (цветная, гофрированная, картон, фольга, бархатная бумага

2

Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги: бумага бывает разного цвета, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, бумага шуршит,

Учить бумагу мять, разглаживать, резать.

Бумага цветная, гофрированная, фольга, бархатная бумага, картон

Занятие

18

Соблюдение техники безопасности при работе с ножницами

1

Учить при работе с ножницами держать их острыми концами от себя, не открывать ножницы очень широко

Бумага, ножницы

Занятие

19

Знакомство с приемами  работы с бумагой

2

Знакомить детей с приемами работы с бумагой: можно резать, складывать гармошкой, складывать пополам и по диагонали, мять в комочки

Разные виды бумаги

Занятие

20

«Светофор»

1

Учить вырезать у квадрата уголки.

Закреплять знания о трех цветах светофора

Картон, бумага цветная, ножницы, клей, кисти, салфетки

Занятие

21

«Кисть рябины»

1

Учить накручивать небольшие кусочки бумаги на карандаш и плотно прижимать их к картону.

Учить набирать клей на кончик кисти, лишний отжимать в тарелочку

Картон, клей, гафрированная бумага

Занятие

22

«Белый снежок»

1

Учить рвать салфетки на кусочки и мять их в маленькие шарики.

Учить распределять снежинки по всему картону

Синий картон, клей, салфетки белого цвета

Занятие

23

«Новогодние бусы»

1

Закреплять знания о цвете.

Учить полоски бумаги с помощью клея склеивать.

Учить вставлять полоску в склеенное колечко и склеивать края

Цветная бумага, клей, салфетки.

Готовые бусы

Занятие

24

«Кораблик в подарок папе»

Учить детей способом оригами делать кораблик.

Учить складывать лист бумаги пополам выравнивая края

Бумага белого цвета

Готовый кораблик

Занятие

25

«Флаг России»

1

Знакомить детей с цветом Российского флага, чередованием цвета на нем.

Учить намазывать полоски клеем и ровно приклеивать, приставляя их  плотно друг к другу.

Изображение флага России.

Цветные полоски, листы бумаги, клей, кисти, салфетки

Занятие

26

«Книжка-малышка»

1

Продолжать знакомить со свойствами бумаги. Учить складывать прямоугольный лист пополам, совмещая при этом углы и стороны листа, проглаживать линию сгиба. Воспитывать аккуратность.

Белые листы бумаги, игла, нитки

Занятие

27

«Ветки сирени»

3

Учить накручивать небольшие кусочки бумаги на карандаш и плотно прижимать их к картону.

Учить набирать клей на кончик кисти, лишний отжимать в

Гафрированная бумага розового цвета, карандаш, клей, картон

Занятие

28

«Что нам осень принесла»

2

Учить складывать квадраты пополам, совмещая противоположные углы, проглаживать линию сгиба, воспитывать усидчивость, аккуратность.

Занятие

29

«Овощи и фрукты в вазе»

2

Продолжать знакомить со свойствами бумаги.

Учить распределять фрукты в вазе, заполняя всю вазу. Воспитывать аккуратность.

Картина вазы с фруктами, муляжи фруктов, листы бумаги, готовые формы, клей, кисти, салфетки

Занятие

30

«Тучи по небу бежали»

1

Продолжать учить детей наклеивать готовые формы на основу, закреплять знакомые приемы наклеивания, развивать воображение, творческие способности.

Готовые формы, листы белой или голубой бумаги, клей  кисти, салфетки

Занятие

31

«Полосатый коврик для кота»

1

Учить детей приклеивать полоски бумаги чередуя по цвету-красная, синяя.

Учить наносить клей в небольшом количестве

Листы белой бумаги, полоски синего и красного цвета, клей, кисти, салфетки

Занятие

32

«Рыбки в аквариуме

2

Учить детей видеть характерные признаки рыбки: туловище, хвост, плавники.

Учить приклеивать готовые формы по периметру аквариума.

Учить наносить клей в небольшом колличеств

Листы бумаги с контурами аквариума,

Разные формы рыбок, клей, кисти, салфетки

Занятие

33

«Птичья столовая»

1

Закреплять полученные знания и конструкторские навыки. Способствовать развитию памяти, творческой инициативы, самостоятельности. Учить реализовывать свой замысел.

Листы бумаги, готовые формы, клей, кисти, салфетки

Занятие

34

«У солнышка в гостях»

1

Учить красиво распределять полоски желтой бумаги вокруг шара.

Продолжать  учить набирать клей понемногу, отжимать лишний о край тарелки.

Учить промокать клей салфеткой

Готовая работа, полоски и круг желтого цвета клей, кисти, бумага голубого цвета, салфетки

Занятие

35

«Сосульки на крыше»

Продолжать учить детей наклеивать готовые формы на основу, закреплять знакомые приемы наклеивания, развивать воображение, творческие способности.

Лист бумаги с видом крыши, готовые формы сосулек, клей, кисти, салфетки

Занятие

36

«Повторение правил безопасности при работе с ножницами»

1

Учить при работе с ножницами держать их острыми концами от себя, не открывать ножницы очень широко

Ножницы, бумага

Занятие

37

«Украсим салфетку»

1

Учить складывать квадрат по диагонали, совмещая углы.

Учить распределять вырезанные формы в углах и середине

Квадрат из картона, цветная бумага, клей, ножницы, салфетки

Занятие

8

«Закладка для книжки»

1

Учить складывать полоску бумаги пополам, совмещая стороны.

Учить делить квадрат пополам, совмещая углы.

Учить создавать свой рисунок закладки

Полоска картона прямоугольной формы, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки

Занятие

39

«Воздушные шары»

2

Продолжать учить складывать лист прямоугольной формы пополам, Учить округлять углы у заготовки. Украшать поделку.

Листы бумаги, цветная бумага,

Занятие

40

«Красивый цветок»

1

Учить рассматривать разные цветы, выбирать более понравившийся

Учить складывать бумагу гармошкой, вырезать уголки.

Учить выкладывать цветок на листе бумаги

Лист бумаги, цветная бумага, клей, кисти, салфетки

Занятие

41

Знакомство со свойствами ниток

1

Учить определять нитки по цвету и толщине

Нитки разного цвета и толщины

Занятие

42

Разложи нитки по толщине

1

Дид. игра «Определи самые тонкие нитки»

Нитки разной толщины

Занятие

43

«Красивый помпон»

1

Учить детей накручивать нитки на шаблон

Учить при помощи ножниц разрезать нитки по шаблону

Нитки, шаблон круга с дыркой в середине

Занятие

44

«Рубашка в подарок папе»

Учить разрезать нитки на короткие кусочки

Учить наносить  тонким слоем клей по контуру.

Учить рассыпать нитки по контуру рубашки

Шаблон рубашки, нитки, клей, салфетки

Занятие

45

«Цветы для мамы»

1

Учить делать красивый цветок для мамы.Учить разрезать нитки на короткие куски.

Учить составлять композицию цветов

Разноцветные нитки, картон, клей, салфетки

Занятие

Ожидаемые результаты:

 1.Познакомятся с различными материалами и их свойствами

Шишки – желуди, листья, плоды каштана, крупы, семена растений, сухая трава, нитки, ткань

2.Имеют представление о материале, из которого сделана поделка

3.Владеют приемами работы с различными материалами.

4.Освоят навыки работы с ножницами и клеем.

5.Самостоятельно определяют последовательность выполнения работы.

6.Умеют самостоятельно провести анализ поделки.

7.Умеют выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.

8.Используют в работе разные способы ручного труда. 

9.Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.

10.Разовьется поисковая деятельность.

11.Освоят умение анализировать поделку.

12.Сформируется положительное отношение к труду.

12.Подготовится рука к письму

13.Воспитана аккуратность, самостоятельность при выполнении творческих заданий

Формы подведения итогов

реализацией данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского дома.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

Методическое обеспечение программы

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей  на занятии:

1.групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 5 человек);

2.индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Это позволяет воспитывать у детей навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности.

Основной упор в обучении отводится партнёрству с педагогом, общению со сверстниками во время обучения. Обучение детей включает методы, которые способствуют вызвать у детей интерес и желание действовать с тем или иным изобразительным материалом.

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:

  1. словесный (устное изложение);
  2. игровой (игровые обучающие задания);
  3. наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу);
  4. практический (тренинг, упражнения).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  1. объяснительно-иллюстративный - воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию;
  2. репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  3. частично-поисковый - участие воспитанников в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  4. исследовательский - самостоятельная  работа воспитанников.

Принципы используемые при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Ступеньки»

  Принцип единства диагностики и коррекции развития, который заключается в  

 целостности процесса оказания  психолого-педагогической и медико-  

  социальной помощи в развитии ребёнка.

  1. Деятельностный  принцип коррекции. Теоретической основой для данного принципа является теория психического развития ребёнка, разработанная в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребёнка. Основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования.
  2. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменения содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
  3. Принцип комплексности организации коррекционной работы. С одной стороны, этот принцип показывает необходимость создания единого комплекса клинико-психолого-педагогических воздействий, которые предусматривают включение максимально возможного и необходимого количества различных специалистов (медиков, педагогов, психологов, социальных работников) с целью создания единой (командной) междисциплинарной работы в коррекционных мероприятиях. С другой стороны, понятие комплексности заключается в особенностях использования методических средств и подходов самими специалистами, творческое освоение арсенала коррекционных приёмов, возможностей использования различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник.
  4. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в реализации программы. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребёнка. Система отношения ребёнка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы её осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития. Ребёнок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребёнок развивается в системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребёнок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.
  5. Принцип усложнения. Каждое занятие должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к сложному.
  6. Учёт эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

Материально-техническое обеспечение  2 модуля « Творческое развитие»

1. Клеящий карандаш, клей ПВА, канцелярский. 

2.Кисти для клея и рисования разных размеров. ватные палочки и диски  губки и т.д.

3.Гуашь, краски акварельные, карандаши цветные фломастеры, маркеры.

Подкладочные доски.

4.Наборы цветной бумаги разной фактуры и цветного картона.

 5.Набор цветной фольги.

6.Наборы пластилина.

7.Природный материал: листья, шишки, семена, желуди , пух ,веточки, ракушки и т.д.

8.Скотч

9.Ножницы.

10.Ленты, ткань различной фактуры.

11.Бисер, бусины, крупа, камушки.

12.Гофрированная бумага.

13.CD-DVD проигрыватель+ диски.

14.Альбомы для рисования.

15.Нитки, кусочки фактурной ткани, шпагат.

16. Глина и тесто для лепки.

17.Мозаика, конструктор деревянный, пластмассовый.

18.Игрушки мелкие пластмассовые.

19. Игрушки со съемными деталями.

20. Карандаши.

21. Листы белой плотной чертежной бумаги. 

22. Игрушки сборные-разборные (матрешки, пирамидки, пазлы).

23. Мелки восковые, меловые.

24. Шаблоны, трафареты, эстампы, штампы  и т.д.

Список литературы:

2.Брыкина Е.К. «Творчество детей с различными материалами», Педагогическое общество России, М: 2002 г.;

3.Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел», «Академия развития», Ярославль, 1999 г.;

4.Гульянц З.К., Базик И.Л. «Что можно сделать из природного материал

6.Гульянц З.К., «Учите детей мастерить», М: «Просвещение», 1979 г.;

7.Гусакова М.А. «Подарки и игрушки своими руками» (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста).-М:ТЦ «Сфера», 2000.-112 с. (Серия «Вместе с детьми».)

8.Демина И.П. «Подарки из природных материалов», Смоленск «Русич», 2001 г.;

9. «Делаем сами»-ежемесячный журнал;

10. «Дошкольное воспитание» - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг.;

11.Литвиненко В.М.; Аксенов М.В. «Игрушки из ничего», Издательство «Кристалл», Санкт-Петербург, 1999 г.;

12.Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 208 с.,ил – (серия: «Вместе учимся мастерить»).

13.Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития»,1997 г. – 224 с., - (Серия: «Вместе учимся мастерить»).

14.Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду» М: «Просвещение», 1990 г.

15.»Очумелые ручки» - телепередача «Пока все дома».

16.Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. Игры с природным и рукотворным материалом с детьми с интеллектуальной недостаточностью. — СПб., 2003.

17.Выгонов В. В. Игрушки и поделки из бумаги. М., 2006.18.Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И. А. Грошенков. — М.: Академия, 2002.18.Гусакова М. А. 18.Аппликация. М., 1987.

19.Демьяненок Т. В. Развитие моторики детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / Т. В. Демьяненок // Дефектология. — 2002. — № 3. — С. 37—49.

20.Екжанова Е. А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с отклоняющимся развитием / Е. А. Екжанова // Дефектология. — 2003. — № 3. — С. 12—16.

21.Зарин А. П., Нефедова Ю. В. Дидактические игры с предметами и материалами для дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. 

22.Кузнецова Л. А. Использование учебника «Ручной труд» в работе по формированию знаний о социальном окружении у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием: Материалы XIII международной конференции «Ребёнок в современном мире: Детство: социальные опасности и тревоги». СПб., 2006.

23.Кузнецова Л. А. Педагогические принципы в преподавании художественно-ручного труда в коррекционной школе VIII вида: Материалы XI международной конференции «Ребёнок в современном мире: Государство и дети». СПб., 2004.

24.Куражева Н. Ю. Психологические занятия с дошкольниками. «Цветик-семицветик» / Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева. — СПб.: Речь, 2005. — 96 с.

25.Л.А. Кузнецова методическое руководство к учебнику «Ручной труд» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. СПб,, 2008.

26.РумянцеваЕ.А. Аппликация: Мастерите, малыши, на досуге ,для души. -М.:ОООТД «Издательство Мир книги»,2010.

27.Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику. — М.: Эксто-Пресс, 2001.

Санкт-Петербургское государственное бюджетное                                                                стационарное учреждение социального обслуживания «Дом -                                              интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №2»

      Рассмотрено                                                                             Утверждаю                                                                Протокол Педагогического                                              Директор ДДИ №2                                             совета № 3                                                                           Лаковщикова А.К.                                                         от « 04»  июня 2014 г.                                                       _________________

                                                                                             Приказ №5 от 05.06.2014                                                                      

                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»

III Этап обучения

от 8 до 17

Срок реализации: 3 года

                                                                                                                 

                                                                           

                                                                                                                                       

Автор-составитель:

Воспитатель: Тулисова  И.В.    

Санкт-Петербург

2014 год

Пояснительная записка

1  МОДУЛЬ «Сенсорное развитие»

Пояснительная записка

Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Так ребенка следует научить планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию его, ощупыванию и обследованию. Но кроме этого необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов, т.е. ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать.

Необходимой предпосылкой познавательного развития детей является целенаправленная коррекционно-развивающая деятельность которую и предусматривает данный модуль.

 Данный модуль разработанн на основе «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой, СПб., ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011год; « Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой, СПб., ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011год; « Программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью» под редакцией д.м.н., проф. Дементьевой Н. Ф.- М.: 1993; «Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: пособие для педагогов» / И. К. Боровская и др.; под ред. Т. В. Лисовской. Мн.: НИО, 2007

Данный модуль направлен на развитие моторики и сенсорных процессов у детей с выраженной умственной отсталостью на основе предметно-практической деятельности и имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное представление об окружающей действительности способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в общество.      

                                       Задачи модуля «Сенсорное развитие»

  • формирование, на основе активизации работы всех органов чувств, восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • коррекция познавательного развития путём систематического целенаправленного развития у детей восприятия цвета, формы, величины;
  • развитие слухового восприятия;
  • исправление недостатков моторики;
  • коррекция зрительно-моторной координации;
  • обогащение словарного запаса детей;
  • формирование целенаправленности движений и действий.

Характеристика обучающихся воспитанников: 

В группе  10 мальчиков. Дети с диагнозом: тяжёлая и умеренная умственная отсталость, один ребенок имеет болезнь Дауна, ДЦП и нарушение физического развития. Так же в группе есть ребенок с нейросенсорнай тугоухостью IV степени и нарушением речи при осложненных дефектах развития.

Экспрессивная речь: Трое детей могут издавать лишь отдельные звуки, у остальных детей речь характеризуется большим количеством фонетических и грамматических искажений, бедностью лексического запаса. Овладение грамматическим строем речи на протяжении  обучения продвигается очень медленно, а у некоторых детей не происходит.  Наиболее серьезно страдает у   детей связная речь, или она вообще отсутствует.

Для детей характерна повышенная истощаемость нервной системы. Отмечаются грубые нарушения внимания в виде недостаточной устойчивости, трудностях концентрации, своеобразное изменение поведения и снижение работоспособности, повышенная возбудимость, импульсивность, расторможенность. Дети, как правило, двигательно беспокойны, часто отвлекаются.

Также эти дети могут проявлять инертность, вялость, замедленность. Все это проявляется в особенностях их поведения, моторики, работоспособности, познавательной деятельности. Для детей характерна негибкость мышления

Ведущим принципом обучения является - коррекционная направленность обучения.

Организация образовательного процесса.

Все индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся  во 2 половине дня, 2 часа в неделю, 72 часа в год. Их продолжительность   35 мин.

 Организационно-педагогические основы обучения

Программа  «Сенсорное развитие» предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья (с умеренной, тяжелой, глубокой степенью умственной отсталости)  в возрасте от 7 до 18 лет.

По окончании освоения этапа модуля  Программы, обучение может быть продолжено по   следующим этапам  модуля  Программы.

Сроки реализации  программы

Освоение этапов обучения предлагаемых модулей ориентировочно в течении 2-3лет.

  1. Основной этап

           Курс занятий «Развитие моторики и сенсорных процессов»

Данный этап предполагает реализацию коррекционных занятий. Курс разделен на три этапа. Программа коррекционных занятий состоит из следующих разделов:

  • развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков;
  • тактильно-двигательное восприятие;
  • кинестетическое и кинетическое развитие;
  • восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
  • развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;
  • восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
  • развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
  • восприятие пространства;
  • восприятие времени.

Структура занятия

1 этап. Вводный (2- 3 мин.)

 На данном этапе применяются упражнения направленные на снятие психомышечного напряжения, развитие концентрации внимания детей, пальчиковая гимнастика, положительный настрой к продуктивной совместной деятельности. 

2 этап. Основной (16-20 мин.)

Предполагает повторение пройденного и реализацию соответствующего раздела программы. После выполнения основного содержания занятия применяются упражнения на развитие межполушарного взаимодействия (кинезиотерапия).

3 этап. Заключительный (2 мин.)

На данном этапе осуществляется закрепление пройденного, детям предлагается перечислить игры, в которые они играли, что им понравилось и чем им не хотелось заниматься.

Методы и приемы реализации модуля

Модуль предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т.д. в процессе преимущественно совместной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.

В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например: развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие осязательных ощущений; или: упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти, др.)

В процессе обучения детей с  умственной отсталостью целесообразно использовать следующие методы и приёмы:

  • совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
  • действия детей по образцу;
  • действия с контурными изображениями, использование приёмов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
  • предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных игрушек, картинок и т.п.;
  • соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
  • наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
  • использование рисунков и аппликаций в процессе других уроков.

Методическое обеспечение программы

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей  на занятии:

1.групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 5 человек);

2.индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:

  1. словесный (устное изложение);
  2. игровой (игровые обучающие задания);
  3. наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу);
  4. практический (тренинг, упражнения).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  1. объяснительно-иллюстративный - воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию;
  2. репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  3. частично-поисковый - участие воспитанников в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  4. исследовательский - самостоятельная  работа воспитанников.

Принципы, используемые при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Ступеньки»

  Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменения содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

  1. Принцип комплексности организации коррекционной работы. 
  2. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в реализации программы.
  3. Принцип усложнения. 
  4. Учёт эмоциональной сложности материала. 

Предполагаемые результаты

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию сенсорных процессов и психомоторики дети с выраженной интеллектуальной недостаточностью должны научиться:

  • узнавать предметы по заданным признакам;
  • сравнивать предметы по внешним признакам;
  • классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
  • определять последовательность событий;
  • ориентироваться в пространстве;
  • целенаправленно выполнять действия по инструкции.

     

         

     

            Учебно-тематический  план

на третий этап обучения

(из расчета на 1 год)

«Развитие моторики и сенсорных процессов».

Наименование разделов программы

Количество часов

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

2

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

14

Тактильно-двигательное восприятие

5

Кинестетическое и кинетическое развитие

5

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

18

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

6

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

5

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

5

Восприятие пространства

7

Восприятие времени

5

Всего часов в год

72

 

Программное содержание 1 модуля на третий этап обучения

  1. Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2 часа)
  2. Развитие крупной и мелкой моторики (14 часов)

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты) Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

Должны уметь:

  • Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
  • Выполнять согласованно действия и движения разных частей тела;
  • Пользоваться письменными принадлежностями
  1. Тактильно-двигательное восприятие (5 часов)

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.

Должны уметь:

  • Находить на ощупь из 3-5 предметов необходимый предмет по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен.

  1. Кинестетическое и кинетическое развитие (5 часов)

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнения по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

Должны уметь:

  • Выполнять упражнения по заданию педагога, обозначать словом положения различных частей своего тела.
  1. Восприятие формы, величины, цвета (18 часов)

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат,  треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление 2-х предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование объемных предметов из составных частей (3 - 4 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4 - 5 деталей).

Должны уметь:

  • Осуществлять выбор геометрических фигур, объединять их в группы, называть фигуры (квадрат, круг, треугольник) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции;
  • Сопоставлять 2 предмета контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине
  • Конструировать объёмные предметы из составных частей (3 - 4 детали);
  • Составлять целое из частей на разрезном наглядном материале (4 - 5 деталей);
  • Различать и выделять основные цвета красный, жёлтый, синий, зелёный, белый и чёрный.
  1. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (6 часов)

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие 2-х предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Должны уметь:

  • Определять изменения в предъявленном ряду, состоящем из 5-ти предметов;
  • Сравнивать 2 предмета, находить отличительные и общие признаки;
  • Находить «лишнюю» игрушку, карточку из 6 предметов.
  1. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств) (5 часов)

Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый - легкий).

Должны уметь:

  • Имитировать контрастные ощущения, называть их (холодный – горячий), по инструкции педагога;
  • Различать и сравнивать предмет по признаку веса (тяжёлый – лёгкий) по инструкции;
  • Обозначать словом свои ощущения по инструкции.

  1. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (5 часов)

Различение звуков окружающей среды (стук, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

Должны уметь:

  • Различать, имитировать звуки окружающей среды по инструкции педагога.
  1. Восприятие пространства (7 часов)

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой /левой/ руки /ноги/, правой /левой/ части тела. Определение расположения предметов в пространстве (справа - слева, вверху - внизу и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, /низ/, правая /левая/ сторона).

Должны уметь:

  • Определять правую/ левую руки/ ноги, правую/ левую части тела по образцу и по инструкции педагога;
  • Определять расположение предметов в пространстве (вверху – внизу, справа - слева) по инструкции;
  • Двигаться в заданном направлении в пространстве (вперёд – назад) по инструкции;
  • Ориентироваться на листе бумаги (центр/ верх/ низ, правая/ левая сторона).
  1. Восприятие времени (5 часов)

Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времён года (лето, зима, осень), и частей суток (день, ночь, утро). Обозначение в речи временных представлений.

Должны уметь:

  • Называть простейшие явления погоды в процессе наблюдений за изменениями в природе;
  • Называть время года (зима, лето, осень);
  • Узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков части суток (день, ночь, утро).

                         

Материально-техническое обеспечение 1 модуля « Сенсорное развитие»

  • бросовый и природный материал (шишки, желуди, высушенные листья, плоды различных растений: рябины, шиповника и др.);
  • бумага разной фактуры и плотности;
  • внутренние и внешние трафареты;
  • городки пластмассовые;
  • грузовые и легковые автомобили, игрушки с подвижными частями на колесах, передвигающиеся с помощью специальной палочки (например, бабочки);
  • детская посуда разной величины (чашка, блюдце, ложка, тарелка, чайник и др.);
  • детские книги, книги-раскраски, книги-сюрпризы с иллюстрациями: сказки, рассказы, стихотворения и др.;
  • детские лопатки, грабли,;
  • детские ножницы;
  • дидактические игры;
  • доски и рамки-вкладыши;
  • домики, деревья, елки и другие игрушки, деревянные, картонные или пластмассовые;
  • доска настенная для рисования мелом или фломастерами, расположенная на высоте, соответствующей росту детей, или «стена для рисования»
  • игровой набор «Набрось кольцо»;
  • игровой набор «Магазин с прилавком», «Паровозик» и другие наборы в соответствии с тематикой игр;
  • игрушечные принадлежности для мытья куклы (ванночка, кувшин, мыло, губка, полотенце и др.);
  • игрушечные удочки с магнитиками и мелкие пластмассовые игрушки на магнитиках (рыбки, шарики, лягушки и т. п.);
  • игрушки мелкие для обыгрывания построек;
  • игрушки сборно-разборные: матрешки (двух-пятисоставные), пирамидки с одинаковыми и разными кольцами, брусками разных размеров, одного цвета и разноцветные, например», игрушки-животные и др.;
  • игрушки со съемными деталями, прищепки и основы для создания различных форм (контур елки, круг-солнце, основа для туловища бабочки, корзинка и др.);
  • иллюстрированные кубики с сюжетными картинками (четыре, шесть, восемь, двенадцать частей);
  • иллюстративный материал (картины, фотографии), отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей и др.;
  • иллюстрации и открытки по произведениям художественной литературы, сюжетам мультфильмов о здоровье и здоровьесбережении, о труде медицинских работников и др.;
  • игрушки для застегивания, коврики и шнуровки: игрушки с крепящимися деталями;
  • карандаши;
  • карточки с изображением различного количества предметов;
  • ковролинограф, магнитная доска;
  • конструкторы деревянные и пластмассовые
  • крупный деревянный или пластмассовый строительный материал
  • кубики, кегли и шары пластмассовые;
  • куклы театральные (для перчаточного театра, объемного настольного театра, куклы бибабо, куклы-марионетки и др.);
  • лейки;
  •    массажные кольца, валики, мячи;
  •    материалы для лепки: пластилин разноцветный и одноцветный, глина, пат;
  • материалы для аппликации (цветная бумага разной плотности, ткани разного вида и цвета, природные материалы);
  • материалы и приспособления для постановки правильного дыхания и развития артикуляционного аппарата;
  • мозаика;
  • музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, шарманка, свистульки, бубен, барабан, дудочка, треугольник и др.);
  • муляжи овощей и фруктов;
  • набор картинок с изображением знакомых детям объектов: магазин, детская площадка, детский сад, улица, поликлиника и т. п.;
  • наборы геометрических фигур основных цветов и форм;
  • наборы предметных картинок по лексическим темам;
  • наборы счетного и геометрического материала;
  • панно для выставки детских работ;
  • песок чистый просеянный
  • погремушки;
  • принадлежности для мытья куклы (ванночка, кувшин, мыло, губка, полотенце и др.);
  • стаканчики для кисточек, краски, фартуки, подносы для выполнения поделок из глины, пластилина;
  • счетный материал мелкий;
  • тетради и альбомы для дорисовывания, книги-paскраски;
  • флажки разноцветные;

                               

Список литературы.

Баряева Л. Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Монография. — СПб., 2003.

Баряева Л. Б. Модель полифункциональной интерактивной среды для образовательной и реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Теория и практика комплексной реабилитации инвалидов в новых социально- экономических условиях. — Чита, 2008.

Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). — СПб. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; СОЮЗ, 2002.

Баряева Л. Б., Вечканова И. Г., Загребаева Е. В., Зарин А. II Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. — СПб.: СОЮЗ, 2001.

Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. Игры с природным и рукотворным материалом с детьми с интеллектуальной недостаточностью. — СПб., 2003.

Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. — СПб.: KAPO, 2007.

Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я — говорю! Я — ребенок. И др.: Упражнения с пиктограммами. — М.: Дрофа, 2007-2008.

Баряева Л. В. Воспитание и социализация лиц с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью / Л. В. Баряева, В. И. Липакова, Е. Т. Логинова. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 120 с.

Баряева Л.Б., Гаврилушкина  О.П.,Зарин А.,Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.-2-еизд., перераб.  идоп.-СПб.:КАРО,2007.

Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 672 с.

Гаврилушкина О. П., Головчиц Л. А. Психолого-педагогические основы коррекционных программ в дошкольном образовании // Дефектология. — 2008. — № 4.

Демьяненок Т. В. Развитие моторики детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / Т. В. Демьяненок // Дефектология. — 2002. — № 3. — С. 37—49.

Забрамная С.Д., ИсаеваТ.Н. Изучаем, обучая. Методические рекомендации поизучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью.- М.: В.Секачев, ТЦ "Сфера", 2007.

Зарин А. П., Нефедова Ю. В. Дидактические игры с предметами и материалами для дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. 

Зарин А. П., Петрова Л. С., Фомина А. Н. Медико-педагогическая поддержка физического развития и укрепления здоровья ребенка с интеллектуальной недостаточностью в детском саду // Дефектология. — 2003. — № 5.

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: метод. пособие / под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. — 2-е изд. — М.: Экзамен, 2004. — 160 с.

Катаева А. А. Дошкольная олигофренопедагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. — М.: Просвещение, 1988. — 144 с.

Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М. М. Кольцова М. С. Рузина. — СПб., 1998. — 38 с.

Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь: учеб. пособие / сост. Н. В. Новоторцева. — 4-е изд., перераб. и доп. — СПб.: КАРО, 2006. — 144 с.

Л.А. Кузнецова методическое руководство к учебнику «Ручной труд» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. СПб,, 2008.

Лиштван 3. Б. Конструирование. М., 1981.

Логвина, Т. Ю. Функциональная направленность двигательной активности детей с умственными отклонениями / Т. Ю. Логвина // Дефектология. — 1998. — № 4. — С. 102—108.

Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. — М.: Академия, 2003. — 208 с.

Нефедова Ю. В. Диагностика психомоторного развития детей с проблемами интеллектуального развития / Под ред. А. Зарин. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009.

Основные направления и содержание обучения детей и подростков с особыми потребностями в Лечебно-педагогическом центре г. Пскова: программно-метод. пособие / под ред. С. В. Андреевой. — Псков: ПОИПКРО, 2000. — 140 с.

Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. — М.: Просвещение, 2003. — 273 с.

Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.

Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику. — М.: Эксто-Пресс, 2001.

Сенсорная комната — волшебный мир здоровья / Под ред. JI. Б. Ба- ряевой, Ю. С. Галлямовой, В. JI. Жевнерова. — СПб.: ХОКА, 2007.

Сорокова М. Г. Система М. Монтессори: Теория и практика. — М.: Академия, 2007.

Шипицина Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Речь, 2005. — 447 с.

Якубовская Е. А. Стимуляция сенсомоторного развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Дэфекталогiя. — 2007. — № 4. — С. 27—36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Игралочка" для детей с ограниченными возможностями здоровья 6-7 лет

В статье представлена программа дополнительного образования "Игралочка" по развитию познавательной деятельности в игровой форме у детей с нарушением интеллекта....

«Развитие мелкой моторики и основ познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями методом творческой реабилитации с целью их дальнейшей социализации и интеграции в общество»

В настоящее время все более актуальной становится проблема социализации и интеграции в общество здоровых сверстников детей с ограниченными возможностями. Им необходимо адаптироваться к жизни. И происх...

Проект "Формирование творческой эмоционально-привлекательной образовательной среды и развитие жанра "Театр моды" через внедрение краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ для детей и взрослых"

Проект рассматривает возможность реализации краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ как для детей, так и для взрослых в общеобразовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного об...

Консультация для родителей "Общеразвивающие упражнения для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Общеразвивающие упражнения для детей с ограниченными возможностями здоровья...

Дополнительная общеобразовательная программа: дополнительная общеразвивающая программа развития детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой «Песочная страна» (Для детей с ОВЗ)

АктуальностьНесмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный метод психо-коррекции у детей с ограниченными ...