Приобщение детей к традициям и культуре народа страны изучаемого языка через вовлечение их в творческое проектирование
методическая разработка по немецкому языку по теме
Традиции и культуры других стран - это объект, который всегда вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых. Данная работв направлена на то, чтобы познакомить детей на раннем этапе развитя, как личности с культурой и традицией ФРГ. Главной особенностью ознакомления будет выступать творческое проектирование, через которое будет проходить ознакомление с вышеуказанным объектом на более продуктивном уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbou.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Основная общеобразоватеьная школа №12»
Методическая разработка
на тему:
«Приобщение детей к традициям и культуре народа страны изучаемого языка через вовлечение их в творческое проектирование»
Выполнила учитель немецкого языка
Макарова Т.А.
2013 г.
Введение.
Развитие деловых и личных контактов, расширение и укрепление экономических и культурных связей между народами в современном обществе выдвигают перед школой в области обучения иностранным
языкам на первый план задачу — воспитание человека, главным достоянием которого являются общечеловеческая культура и общечеловеческие ценности. Эта задача непосредственно связана с проблемой взаимопо нимания людей, их духовной связи и поиска общих путей осуществления прогресса.
Особая роль в этом принадлежит иностранным языкам , с помощью которого и осуществляется непосредственный и опосредованный диалог культур — иностранной и родной,— ставший одним из основных положений современной концепции образования.
Обращение к проблеме изучения языка и культуры одновременно позволяет удачно сочетать элементы страноведения с языковыми явлениями, которые выступают не только как средство коммуникации, но и как способ ознакомления обучаемых с новой для них действительностью. Такой именно подход к обучению иностранному языку в школе во многом обеспечивает не только более эффективное решение практических, общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач, но и содержит огромные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации учения.
Актуальность.
Проблема изучения языка и культуры в преподавании иностранного языка в школе в настоящее время особенно актуальна, т.к. сейчас больший упор делается на обучение иностранному языку и мало уделяется внимания культуре страны изучаемого языка. А отрывать язык от культуры нельзя, т. к. язык – это составная часть культуры. Изучение культуры любого народа эффективнее происходит в интенсивной познавательной деятельности учащихся, их активной интеллектуальной креативности, самостоятельных исследованиях и открытиях. В этом смысле неоценима роль проектной методики. Данная методика работы является одним из самых эффективных, так как в процессе работы над проектом происходит «погружение» в культуру страны изучаемого языка и такая деятельность вызывает большой интерес у детей, повышает их активность, развивает их творческие, актёрские, коммуникативные навыки и умения. Метод проекта обогащает и вносит разнообразие в процесс обучения и воспитания детей. Даёт возможность поэтапно распределить работу по приобщению детей к культуре другой страны. Метод проектов помогает чётко ставить цели и задачи предстоящей работы, помогает построить такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы практических заданий. Открывая детям мир разных цивилизаций, мы духовно обогащаем их. Чем больше национальных особенностей они увидят в другой культуре, тем неизбежнее обнаружат существование общечеловеческих, нравственных ценностей, присущих всем временам и народам.
Дети – это будущие любого народа, не в зависимости от сложившихся культурно-исторических ценностей, традиций и обычаев. Современная правовая система любого государства непосредственным образом касается и пересекается с традициями и обычаями практически любого народа, отсюда с уверенностью можно сказать, что данная тема исследования не только актуальная на современном развитии общества, но и берет верх над проектами другого рода и типа деятельности.
Приобщение детей к культуре страны изучаемого языка на уроках немецкого языка через творческое проектирование обеспечит усвоение учащимися реалий другой национальной культуры, расширит их общий кругозор, что приведет к повышению интереса изучаемого языка и стойкой мотивации. Поэтому актуальность данной темы на современном этапе является очевидной с учетом новых веяний в системе образования.
Новизна.
На современном этапе преподавания языков международного общения в России знания культуры страны и народа изучаемого языка будут не просто важными и значимыми, они будут играть определяющую роль при использовании языка и тем самым влиять на иноязычную коммуникативную компетенцию обучающихся.
Цель работы
Показать возможность использование метода проекта на уроках немецкого языка и внеурочной деятельности в современной школе по осуществления поиска решения проблемы приобщение детей к традициям и культуре народа страны изучаемого языка через вовлечение их в творческое проектирование.
Задачи
- Раскрыть основные цели, задачи и значение метода проектов при ознакомлении с культурой страны изучаемого языка.
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу и современные программы по проблеме приобщения детей к народной культуре и традициям страны изучаемого языка
- Представить анализ результатов обучения учащихся с использованием метода проекта на уроках немецкого языка.
Краткий анализ литературных источников.
В современных условиях развития образования имеются исследования проектной методики как зарубежных, так и отечественных авторов: Е.С. Полат, И.Л. Бим, О.М. Моисеевой, И.А. Зимней, Т.Е.Сахаровой, Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. и др. По мнению ученых, проектная деятельность является важным компонентом системы продуктивного образования, представляющая собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.
В основе современного понимания проектной методики, как отмечает Е.С. Полат, лежит «использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой разработка проблемы целостно, с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов». «Чтобы добиться такого, результата», - продолжает Е.С. Полат, «необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Существенной особенностью любой деятельности, как подчеркивает И.А. Зимняя , является ее мотивированность. Так как объектом обучения в преподавании ИЯ, согласно личностно-деятельностному подходу, служит речевая деятельность, а языковая система выступает только как средство реализации этой деятельности, то, как и всякая деятельность, речевая деятельность должна основываться на коммуникативно-познавательной потребности учащихся высказать свою мысль. Эта потребность, как подчеркивает И.А. Зимняя, входит в общую систему его мотивации. Соответственно у учителя ИЯ возникает педагогическая и психологическая проблема первоначального создания, формирования или сохранения уже существующей у школьника потребности общения на иностранном языка и познания средством этого языка личностно-значимой действительности. Учебный проект является важным средством формирования мотивации изучения иностранного языка. Важнейшими факторами, которые способствуют формированию внутреннего мотива речевой деятельности при проектном обучении, по мнению автора данного исследования, являются:
1. Cвязь идеи проекта с реальной жизнью: идея всякого проекта должна быть связана с созданием конкретного продукта или решения отдельной, значимой для учащегося проблемы, взятой из реальной жизни в процессе практической деятельности;
2. Наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников: в процессе применения проектной методики очень важно добиться личностного принятия идеи проекта и пробуждение подлинного интереса к его реализации, что позволит добиваться успешного его выполнения и эффективности его обучающего воздействия;
3. Ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя: переход с позиции лидера в позицию консультанта и координатора, что дает обучаемым реальную автономию и возможность проявления своей собственной инициативы и самостоятельности в процессе выполнения проекта, способствует саморазвитию личности.
Педагоги С.Т. Шацкий, В. Петрова, Н.К. Крупская, профессор Б.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина считали, что метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся в обучении и будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их для решения практических задач.
И.Л. Бим говорит о необходимости включать в содержание обучения элементы языковой культуры народов, говорящих на изучаемом языке, и страноведческие сведения применительно к ситуациям общения. В рамках данного подхода речь идет о необходимости насыщения предметного содержания речи страноведческим материалам с ориентацией на диалог культур.
Б.А. Лапидус в своей книге «Проблемы содержания обучения языку в языковом вузе» (М., 1986) пишет о необходимости предусматривать в обучении навыки и умения использования страноведческих фоновых знаний, включая в знания и умения и сам языковой материал, считая, что его изучение в отрыве от навыков и умений нецелесообразно при практических целях общения.
Наиболее широко лингвострановедческий материал представлен у Р.К. Миньяр-Белоусова, который включает в знания и лексический фон, и
национальную культуру, и национальные реалии.
Описания опыта
Проект - это одна из технологий обучения, в том числе иностранному языку, основная на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса. В целом метод проектов - это такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий - проектов. В ее основе лежит личностно-деятельный подход к обучению. Под проектом понимается самостоятельная планируемая и реализуемая на иностранном языке работа, например, выпуска газеты или журнала, сборник статей, подготовка выставки, спектакля, концерта и др. Работа над проектом позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению, повышать активность и самостоятельность учащихся на основе учебно-ролевых игр, самостоятельного решения учебных задач. Данная технология базируется на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при котором обучаемые берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу, отвечают за успехи каждого члена группы. Относительно иностранного языка, проект - это самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, где происходит интеграция четырех видов деятельности. Обучение с использованием проектных приёмов имеет целый ряд достоинств. Работа над проектами способствует: повышению значимости языка как средства общения; развитию умения работать в коллективе; ·расширению кругозора учащихся; поощрению творчества; воспитание самостоятельности. В ходе выполнения проекта учащиеся были активны, проявляли творчество и не были пассивными исполнителями. Работая над проектом, каждый ученик, даже самый слабый, менее активный в психологическом плане, имел возможность проявить собственную фантазию, активность и самостоятельность. Таким образом, проектная работа придала процессу обучения и воспитания личностно-ориентированный и деятельностный характер, и в полной мере отвечала поставленным целям и задачам обучения.
Использование проектной технологии предполагает определенную последовательность работы:
До начала проекта готовлю план проведения проекта.
Постановка задачи (1 урок) Так как большая часть фактического материала по теме носит научный характер и в значительной мере знакома учащимся, то в начале проекта провожу с помощью презентации повторение ранее изученного материала. По ходу презентации учащиеся отвечают на вопросы, что позволит выяснить полноту и правильность их знаний. Тут же определяю темы и содержание дальнейших исследований. Класс делю на 4 группы, каждая из которых будет исследовать один из вопросов. Чтобы задать направление исследований, предлагаю ученикам памятку по организации исследования. .
Исследования школьников(2 недели). Учащиеся самостоятельно пытаются ответить на вопросы, перечисленные в памятке по организации исследования. При этом они должны найти примеры, отвечающие на вопрос и сделать выводы.
Защита проектов (1 урок) Каждая группа представляет презентацию с результатами исследований. Учащиеся оценивают выступления групп в соответствии с критериями оценки исследований. Подводятся итоги, определяется группа, выполнившая самое полное и аргументированное исследование.
В самом начале изучения иностранного языка раскрывается само понятие: «иностранный язык – язык иной страны». Происходит знакомство с картой мира, показывается карта Германии, дети получают информацию о том, что на немецком языке говорят не только в Германии, но и по всему миру
Здесь ребята с большим интересом делают проекты в форме карты, не которой помечают название городов, рек. В процессе такой работы ребята лучше запоминают и усваивают названия городов, рек.
Знакомить детей с обычаями и традициями Германии через творческое проектирование начинаю с начального звена. Творческие проекты наиболее соответствуют возрастным особенностям учащихся 2-4 классов, позволяющие развивать познавательную активность учащихся в области изучения иноязычной культуры, формируют положительную мотивацию изучения немецкого языка, приобщая их к различным видам культур, предполагают оформление результатов в виде статей, репортажей, комиксов, альбомов, газет, коллажей.
Первые творческие проекты мы начинаем делать во втором классе, так как детям уже необходимо знать ряд страноведческих реалий, таких как: названия немецких городов, рек, имена персонажей известных немецких сказок, писателей и поэтов, имена людей, животных. Творческое проектирование привлекает учащихся своей новизной, разными способами представления материала.
Младшие школьники не обладают большим лексическим запасом, не умеют работать со справочной литературой, не обладают большим опытом работы в паре или группе, не могут оформить и представить свои работы. Всему этому их надо научить. Так при выполнении проекта «Животные» учащиеся знакомятся с кличками животных, которых называют в Германии. Учащиеся выбирают любимое животное, рисуют его, пишут о нём небольшой рассказ. При этом они узнают о правилах оформления проекта: наличие заголовка, автора проекта, класс, аккуратное оформление. Первые проекты учащиеся выполняют на альбомных листах формата А4. На первом уроке знакомлю ребят о предстоящей работе. На уроке прорабатывается грамматический материал, повторяется лексика, которая используется в проекте. На следующем уроке организуется выставка, и ребята представляют свои работы: рассказывают о своем любимом животном. На этом проект "Мое любимое животное” не заканчивается. Поскольку мы изучаем новые грамматические структуры, учащиеся постепенно добавляют новые предложения, новую лексику, и в результате в конце года получается полноценный рассказ, который мы можем оформить в небольшую книгу собственного изготовления.
Во втором классе содержится несколько тем, где проектная работа может начинаться с одного листка и заканчиваться целой книгой. Следует отметить, что проекты во 2 классе являются в основном краткосрочными. Они длятся 1-2 недели. И требования к представлению проекта составлены в соответствии с возрастными особенностями школьников.
В 3 и 4 классах проекты усложняются по форме и по содержанию. Здесь в основном ведётся проектная деятельность по праздникам, где дети получают первые представления об обычаях и традициях проведения праздников в Германии (Рождество, Пасха, Масленица) Здесь мы с ребятами разрабатываем планы проектов. Весь материал собираем и оформляем в виде небольших книжечек, куда дети записывают, новые слова, касающие теме праздника, пословицы, стихи, песни. Результат проделанной работы мы представляем на открытых уроках, которые с удовольствием посещают родители. Здесь ребята в групповой форме защищают свои проекты.
Проект "День рождения Сабины » начинается с составления приглашений, выбор подарка, изготовления открытки и написания поздравления. Ребята пишут сценарий проведения праздника, используя при этом стихи, тексты песен, текстов изученных в течение третьей четверти, составляют меню. В процессе работы над данным проектом ребята знакомятся с традициями и обычаями празднования семейного праздника день рождения в немецких семьях.
Уже в начальной школе ребята учатся работать со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, продумывают способ презентации, и конечно учатся оформлять свои работы. В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные навыки.
Изучение иностранного языка в основной школе направлено на приобщение учащихся к культуре , традициям и реалиям страны изучаемого иностранного языка . Формирование умения представлять страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения
В 5 классе учащиеся продолжают работу над проектом «Книга о себе», на завершающем этапе изучения цикла уроков по теме «Город» ученики выполняют ряд минипроектов «Старый немецкий город», «Моё село», «Люди, которые живут в городе», «Улицы города», продуктами которых являются стенгазеты, коллажи, фотовыставка «Mein Dorf“.
В 6 классе с учащимися готовим проект «Die Jahreszeiten»
Так как в классе всего 5 учащихся то каждый выбрал по одному времени года, подготовив рассказ, доказывая, что его время года самое лучшее. Составлялись диалоги расспросы по теме «Welche Jahreszeit ist die schönste?». Дискуссия велась у стенда, где учащиеся оформили коллаж «Die Jahreszeiten».
При работе над темой « Охрана окружающей среды в 7 классе» я вовлекла учащихся в дискуссию «Природа и человек: друзья или враги?» В процессе дебатов образовалось 2 группы, одна из которых готовила информацию о проблемах окружающей среды, вызванных деятельностью человека, а вторая – о том, как эти проблемы решаются в Германии и в нашей стране. В качестве презентации был проведен круглый стол с демонстрацией наглядного материала: слайдов, рисунков; определены пути решения проблем: что каждый из нас может сделать для того, чтобы предотвратить экологическую катастрофу?
В 7 классе учащиеся так же представили мини-проекты по теме „Was nennen wir unsere Heimat“.
В цикле «Страноведение» учащимся 8 класса был подготовлен проект «Вдоль Рейна». На обобщающем уроке учащиеся обсуждали полученную информацию, говорили о том, что нового они узнали о самых крупных городах на реке Рейн, их истории, населении, достопримечательностях, задавали вопросы, обменивались мнениями. Была сделана выставка рисунков, посвящённая этой великой реке.
В старших классах проектная деятельность является обязательной и наиболее продуктивной, т.к. учащиеся третьей ступени имеют уже сформированные навыки исследовательской деятельности, владеют большим объемом знаний, навыков и умений для решения проблем. Учащимися 9 класса собран богатый материал о великих людях Германии, о стране, обычаях и традициях. .
В ходе выполнения проектов учащиеся были активны, проявляли творчество и не были пассивными исполнителями. Работая над проектом, каждый ученик, даже самый слабый, менее активный в психологическом плане, имел возможность проявить собственную фантазию, активность и самостоятельность.
Таким образом, можно утверждать, что проектная работа придала процессу обучения и воспитания личностно-ориентированный и деятельностный характер, и в полной мере отвечала поставленным целям и задачам обучения.
Заключение
Метод проектов - это такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий - проектов. Проект - это самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, где происходит интеграция четырех видов деятельности. Работа над проектом позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению, повышать активность и самостоятельность учащихся на основе учебно-ролевых игр, самостоятельного решения учебных задач. Работа над проектами способствует: повышению значимости языка как средства общения; развитию умения работать в коллективе; ·расширению кругозора учащихся; поощрению творчества; воспитание самостоятельности. Использование проектной технологии предполагает определенную последовательность работы:
В самом начале изучения иностранного языка раскрывается само понятие: «иностранный язык – язык иной страны». Дети получают информацию о том, что на немецком языке говорят не только в Германии, но и по всему миру
Здесь ребята с большим интересом делают проекты в форме карты, не которой помечают название городов, рек. В процессе такой работы ребята лучше запоминают и усваивают названия городов, рек.
Изучение иностранного языка в основной школе направлено на приобщение учащихся к культуре , традициям и реалиям страны изучаемого иностранного языка . Формирование умения представлять страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения. В старших классах проектная деятельность является обязательной и наиболее продуктивной, т.к. учащиеся третьей ступени имеют уже сформированные навыки исследовательской деятельности, владеют большим объемом знаний, навыков и умений для решения проблем.
Изучение культуры любого народа эффективнее происходит в интенсивной познавательной деятельности учащихся, их активной интеллектуальной креативности, самостоятельных исследованиях и открытиях. Здесь неоценима роль проектной методики.
Выводы:
1. Приобщение детей к культуре другого народа череэ творческое проектирование делает не только изучение иностранного языка более привлекательным для учащихся, но и способствует полноценной коммуникации, более точному и адекватному пониманию носителей данной культуры, формированию устойчивой мотиваций к дальнейшему овладению изучаемого языка.
2. Данный метод является одним из самых эффективных при ознакомлении детей с культурой страны изучаемого языка, т. к. в процессе работы над проектом происходит «погружение» в культурологический материал.
3. Используя метод проекта в практической деятельности формируется у учащихся умения представлять страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.
4. Даёт возможность всем без исключения проявить себя;
Список используемой литературы
1. Браун С.В. Информационные аспекты, способствующие повышению мотивации изучения немецкого языка в школе // Иностранные языки в школе.- 2002.- №2
2. Вартанов А.В. От обучения языкам к преподаванию иностранных языков и культур // Иностранные языки в школе.- 2003.- №2
8. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников.- Москва, 1983
10. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988
11. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для учителей иностранного языка. - М.: Просвещение, 1985
12. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе.-2000.- №2, №3
13. Сафонова В.В. Культурно-языковая экспансия и её проявление в языковой политике и образовании // Иностранные языки в школе.- 2002.- №3
14. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед.вузов и учителей.- М.: Просвещение, 2003
15. Сысоева П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании изучаемого языка // Иностранные языки в школе.- 2001.- №4
16. Тер - Минасова Г.С. Язык и межкультурная коммуникация. Учебное пособие. - Москва: Слово, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс " уроки толерантности через знакомство с культурой страны изучаемого языка " с элементами ФГОС
Чтобы понять уникальность каждой нации, нужно знать ее историю, культуру, традиции и обычаи.Знакомство с биографией королевы Елизаветы, достопримечательностями и с необычными выражениями в английском ...
работа в мини- группах на занятии " Уроки толерантности через знакомство с культурой страны изучаемого языка" с элементами ФГОС
представляет собой страноведческий материал, который учащиеся изучили на уроке и представили другим группам. Там же предложены задания по самоконтролю...
Приобщение детей к истокам национальной культуры на уроках родного языка
Как сегодня в современных условиях приобщить подростков к народным традициям, подтолкнуть их к осознанному изучению культуры своего родного края? . Особо благодатную почву для реализации регионал...
Методическая разработка проекта «Традиции празднования Рождества в культуре стран изучаемого языка»
Использование страноведческого материала на уроках английского языка помогает поддержать мотивацию к изучению иностранного языка и сохраняет интерес учащихся к культуре и традициям разных народов, спо...
Педопыт " "«Приобщение детей к мордовской национальной культуре и обучению эрзянскому языку»
Педопыт...
Методическая карта урока по теме "Культура и традиции стран изучаемого языка. Праздники"
Методическая карта урока содержит цели и описание хода занятия по теме "Культура и традиции стран изучаемого языка. Праздники" для студентов 1 курса образовательных учреждений среднего ...
Классный час Тема: Обряд приветствия на Шагаа – Чолукшуур Цель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям. Задачи: • обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и их традициями;
Тема: Обряд приветствия на Шагаа – ЧолукшуурЦель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям.Задачи:обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и...