«Работа с бросовым материалом: Изготовление игрушки-карандашницы из коробков «Зайчик» (мастер-класс).
план-конспект по технологии на тему
Мастер-класс посвящён теме: «Работа с бросовым материалом: Изготовление игрушки-карандашницы из коробков «Зайчик». Формирование представлений о пользе и возможностях занятий по изготовлению поделок из бросового материала на развитие детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_zaychik.docx | 35.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретическая часть
(Слайд № 1) Мастер-класс посвящён теме: «Работа с бросовым материалом: Изготовление игрушки-карандашницы из коробков «Зайчик».
(Слайд № 2) Цель мероприятия: 1. Формировать представления о пользе и возможностях занятий по изготовлению поделок из бросового материала на развитие детей с ОВЗ.
2. Практически показать возможности использования бросового материала.
3. Обосновать, что бросовый материал является доступным в обращении для ребёнка с ОВЗ через практическую деятельность.
Ход занятия
1. Орг. момент. Приветствие.
2. Введение в тему занятия. (Формирование познавательного интереса, мотивации к обучению, эмоциональный настрой).
(Слайд № 3) – Сегодня к нам на занятие пришёл необычный гость. Зовут его Самоделкин. Самоделкин – большой умелец, может мастерить разные игрушки, занимательные поделки, полезные вещицы из самого разного материала.
(Слайд № 4,5,6) – И сегодня мы поработаем с необычным материалом, который называется бросовым. Почему он так называется? Потому что, данный материал мы обычно выкидываем. Например, съели вы йогурт, куда вы денете стаканчик из-под съеденного йогурта? Выбросите, конечно. А вот великий мастер Самоделкин так никогда не поступит. Из стаканчика он смастерит вазочку. И так же поступит он с коробочками, баночками из-под кремов, флаконами из-под шампуней, крышками из-под бутылок и тому прочее. Вот и мы с вами ничего выкидывать не будем, так как эти предметы станут для вас полезными и нужными. Самоделкин с удовольствием поможет вам изготавливать различные поделки из такого необычного материала.(Слайд № 7) – На мастер-классе мы познакомимся с новым видом работы – объёмным моделированием.
– Что значит «объёмное моделирование»? Это изготовление поделок с использованием готовых геометрических форм, т.е. упаковок, коробочек. Посмотрите на коробочки. Они имеют готовую геометрическую форму: они могут быть прямоугольными или квадратными. У коробочки есть передняя и задняя стороны, боковые стороны и торцы.
(Слайд № 8,9) Посмотрите, ребята, Самоделкин приготовил разные коробочки. Как вы думаете, для чего? Посмотрите, какие интересные игрушки из коробков можно сделать.
3. Сообщение темы занятия. (Сообщение новых знаний. Фронтальная работа с наглядным материалом, показ образца изделия) (Слайд № 10)
– Сегодня мы будем учиться мастерить игрушку из готовой коробочки. А какую именно игрушку догадайтесь по загадке, которую для вас приготовил Самоделкин:
Не барашек и не кот Носит шубку круглый год. | Шуба серая для лета, Для зимы другого цвета. (Заяц) |
4. Анализ образца изделия. (Слайд № 11)
- название изделия – игрушка «Зайчик»;
Что нам понадобится для работы:
- какой используется материал для изготовления изделия – коробочки для основы игрушки, цветная бумага, бархатная бумага для отделочных деталей;
- какие используются инструменты и принадлежности для изготовления игрушки –шаблоны, ножницы, карандаш простой, клей;
- из каких деталей состоит изделие – туловище из бумаги голубого цвета и дополнения (глаза, мордочка, уши, ротик, брови).
(Слайд № 12) Приёмы работы (показ и разбор изделия):
оборачивание и оклеивание коробка бумагой, складывание бумаги пополам для разметки деталей для глаз и ушей парным способом, округление заготовок, разметка деталей лап по шаблону, приклеивание по месту.
В вопросно-ответной форме:
- Что нужно будет сделать с коробочкой? (Обернуть бумагой и оклеить)
- Сколько глаз у зайчика, а сколько ушей? (Два глаза и два уха)
- Как можно быстро разметить несколько одинаковых деталей? (Сложить бумагу пополам один или два раза – парный способ)
- Каким приёмом можно разметить детали для глаз? (Округлить заготовки)
- А детали ушей как лучше разметить, чем воспользуемся? (Шаблоном)
- Как соединим части изделия? (Клеем)
Разбор словарных слов: Моделирование, бросовый материал, торец, сложить пополам, округлить.
Практическое применение изделия: Для чего изделие предназначено – игрушка-карандашница, для складывания мелких канцелярских предметов.
5. Физкультминутка. (Переключение внимания, снятие умственного напряжения). (Слайд № 13)
«ЗАЙЧИК»
Зайцы скачут скок-скок-скок! Да на беленький снежок Приседают, слушают, Не идёт ли волк. Раз – согнуться, разогнуться, Два – нагнуться, потянуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. | Дети имитируют движения по содержанию текста стихотворения. |
6. Коррекционно-развивающее упражнение. (Коррекция зрительного и пространственного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении). (Слайд № 14,15)
– Самоделкин любит задавать различные головоломки.
Задание 1: Кто спрятался в лесу?
Задание 2: Помоги зайчику принести домой морковку.
7. Объяснение нового материала с показом последовательности выполнения задания. (Ориентировка в задании. Работа по иллюстрационно-графическому плану). (Слайд № 16,17, 18)
(Слайд № 16) Подготовка основы:
- приготовь рабочее место: материалы, инструменты, принадлежности;
- оберни коробочку листом бумаги;
- заклей боковые стороны коробочки;
- надрежь углы с боковых сторон коробочки;
- заклей торцы.
(Слайд № 17) Разметка деталей:
- разложи перед собой подготовленные кусочки бархатной бумаги.
Мордочка. Деталь для мордочки размечается по шаблону.
- приложи шаблон к изнаночной стороне заготовки, обведи карандашом, вырежи по разметке.
Уши: Детали для ушей размечаются парным способом по шаблонам:
- сложи полоску голубого (синего) цвета пополам, приложи шаблон большого уха, обведи карандашом, вырежи по разметке;
- сложи полоску розового цвета пополам, приложи шаблон маленького уха, обведи карандашом, вырежи по разметке.
Глаза. Детали для глаз размечаются также парным способом: (выполнил учитель)
- полоску жёлтого цвета сложи пополам и округли верх заготовки;
- полоску чёрного цвета сложи пополам и округли верх заготовки.
Рот. Детали для рта, бровей, носика подготовлены учителем.
(Слайд № 18) Сборка игрушки:
- собери глаза в заданной последовательности: приклей на жёлтую часть чёрную заготовку;
- собери уши в заданной последовательности: приклей на большие уши синего цвета детали розового цвета – маленькие уши. Приклеивай посередине, оставь место в нижней части уха;
- приклей уши на верхний торец коробочки за оставленную часть;
- на лицевую сторону коробочки примерно посередине приклей деталь мордочки;
- над мордочкой приклей глаза, нос, брови, ротик.
8. Правила безопасной работы инструментами и принадлежностями. (Повторение правил техники безопасности). (Слайд № 19)
Работать на подкладной доске, правильно разместить материалы на столе. Ножницы – острый предмет.
- Работать с ножницами аккуратно: брать ножницы по необходимости, не оставлять раскрытыми на столе, убирать в подставку, передавать той стороной, где находятся кольца.
- С клеем работать аккуратно. Склеивать по боковым поверхностям, точечно.
- Прибрать рабочее место.
- Соблюдать правила рабочего человека и правила техники безопасности.
9. Этап закрепления новых знаний. (Закрепление приёмов работы, новых знаний) (Слайд № 20)
Повторение учащимися последовательности выполнения работы. Разбор инструкционной карты.
– Что делаем вначале? (Подготавливаем основу для игрушки: оборачиваем цветной бумагой коробочку, заклеиваем боковые стороны, надрезаем с боковых сторон, заклеиваем торцы)
– Сколько глаз, ушей у игрушки? (По две детали)
– Они одинаковые, а значит парные.
– Как размечаем парные детали? (Бумагу складываем пополам, размечаем детали и, не разворачивая бумагу, вырезаем, получаем сразу две парные детали)
– Детали для глаз размечаем каким приёмом? (Приёмом округления)
– Детали для ушей и мордочки каким приёмом размечаем? (Разметка по шаблону)
– Практическое применение изделия? (Игрушка-карандашница)
10. Пальчиковая игра. (Гимнастика пальцев рук) (Слайд № 21)
– Ребята, подготовим ваши пальчики к работе. Самоделкин приготовил разминку для пальчиков.
«ЗАЙЧИК»
Раз, два, три, четыре, пять – Вышел зайчик погулять. Что нам делать? Как нам быть? Надо заиньку ловить. Снова будем мы считать: Раз, два, три, четыре, пять – Вот и зайчик наш опять. | Пальцы сжаты в кулаки. Поочерёдно разжимать пальцы на обеих руках. Сжимать и разжимать кулачки. Развести руками в стороны. Растопырить пальчики и поочерёдно сжимать пальцы в кулак. Открыть кулачки. |
11. Практическая работа. (Индивидуальная работа учащихся с опорой на образец изделия, иллюстрационно-графический план, объяснение и показ учителя) (Слайд № 22)
Раздача материалов.
- Распределение заданий для разных групп учащихся с учётом их индивидуальных возможностей:
Учащиеся 2 группы: анализируют образец изделия, определяют материал. По инструкции и показу учителя подготавливают основу для изделия: оборачивают коробочку бумагой, заклеивают боковые стороны, надрезают углы и заклеивают торцы коробочки. Детали для глаз размечают парным способом: складывают кусочки бумаги пополам и выполняют разметку приёмом округления заготовок. Детали для ушей размечают парным способом по шаблонам. Приклеивают детали по месту. Соблюдают правила безопасной работы ножницами, клеем. Ориентируются в направлении, положении и пространственных связях частей изделия. Собирают игрушку, ориентируясь на иллюстративный материал, образец изделия. Оценивают качество выполненных работ. Аккуратно убирают материалы и принадлежности, приводят в порядок своё рабочее место.
Учащиеся 3 группы: выполняют задание при направляющей, корректирующей помощи учителя при оклеивании коробочки, разметке деталей, применении необходимых способов и приёмов работы при изготовлении изделия.
Учащиеся 4 группы: выполняют работу с постоянной помощью учителя. Помощь оказывается при размещении коробочки на листе бумаги, надрезании углов и оклеивании сторон коробочки. Все отделочные детали заранее подготовлены учителем. Направляющая помощь при размещении и приклеивании деталей при сборке изделия.
12. Коррекционно-развивающее упражнение. Гимнастика для глаз. (Упражнение для снятия усталости и напряжения с глаз) (Слайд № 23)
Самоделкин приготовил ещё одно задание: Последите глазами за происходящим на экране. Следить нужно только глазками, голову не поворачивайте.
13. Анализ выполненной работы. (Закрепление пройденного материала) (Слайд № 24)
– С каким видом работы вы познакомились на уроке? (Объёмное моделирование)
– Как вы понимаете данный вид работы? (Изготовление поделок с использованием готовых геометрических форм: упаковок, коробочек)
– С каким материалом вы работали? (Бросовым)
– Почему для разметки глаз и ушей бумагу складывали пополам? (Глаза и уши парные детали)
– Какие приёмы работы применили? (Приём округления заготовок и разметка по шаблону)
14. Подведение итогов. (Стимулирование деятельности учащихся).
– Самоделкин очень вами доволен, ребята. Вы молодцы, хорошо потрудились на уроке, сделали замечательные игрушки.
- Оценивание качества выполненных изделий (выставка работ). Выявление наиболее аккуратно выполненных работ.
- Оценивание работы детей (выставление оценок, устное поощрение, стимулирование работы учащихся «Умницами»).
- Домашнее задание (изготовление подобной игрушки).
15. Рефлексия. (Слайд № 25)
Сегодня на уроке я:
Научился … Было интересно … Было трудно … Мои ощущения …
16. Творческая страничка. (Слайд № 26)
Самоделкин предлагает вам, ребята, попробовать сделать вот такие интересные замечательные игрушки из коробков.
17. Спасибо за внимание, уважаемые коллеги! Творческих успехов вам! (Слайд № 27)
18. Примечание.
Работа на занятии распределена на этапы:
- Первый этап – орг. момент, эмоциональный настрой, мотивация учащихся.
- Второй этап – показ и анализ образца, разбор новых слов, показ приёмов работы.
- Третий этап – объяснение нового материала с показом последовательности выполнения задания, повторение правил работы.
- Четвёртый этап – практическая работа, изготовление игрушки, закрепление приёмов работы, гимнастика для глаз.
- Пятый этап – подведение итогов, результата урока, определение домашнего задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по работе с бросовым материалом.
В данной презентации представлены пример изготовления рыбок из бросового материала для украшения участка, группы или игрового пространства. Цель работы: формировать экологические компетенции, путем ис...
доклад на тему "Особенности работы с семьями детей и подростков с ограниченными возможностями развития". Мастер-класс по организации и проведению семейных праздников.
теоретический и практический материал для педагогов и родителей...
Ручной труд: Работа с бросовым материалом: Изготовление игрушек из коробков «Лягушка» (урок).
Объёмное моделирование - изготовление поделок с использованием готовых геометрических форм, т.е. упаковок, коробочек....
Изготовление подарочного сувенира "Крокусы с секретом." Мастер класс.
Мастер класс в технике "свит - дизайн" для детей с ОВЗ....
«Этапы работы над звукопроизношением. Роль логопеда и воспитателя в коррекционном процессе» Мастер класс по изготовлению игры на автоматизацию и дифференциацию звуков «Паровозик»
Цель: Познакомить педагогов с этапами работы над звукопроизношениемОборудование: цветной картон, ножницы, клей, предметные картинки на заданный звукПодготовительный этапАртикуляция.Совокупность движен...
Мастер-класс "ГНОМИК" (работа с бросовым материалом)
Бросовый материал - это то, что мы незадумываясь без жалости выбрасываем в мусорную корзину. А ведь многие из этих ненужных вещей могут пригодиться для создания декоративных поделок, сувениров. Нужно ...
Конспект занятия по теме: «Работа с бросовым материалом. Бумажные трубочки из газет и журналов»
Конспект занятия по теме: «Работа с бросовым материалом. Бумажные трубочки из газет и журналов»...