Ручной труд: Работа с бросовым материалом: Изготовление игрушек из коробков «Лягушка» (урок).
план-конспект урока по технологии на тему

Говорецкая Елена Георгиевна

Объёмное моделирование - изготовление поделок с использованием готовых геометрических форм, т.е. упаковок, коробочек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_igrushki_iz_korobkov_-.docx35.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока  по ручному труду в 3-ем классе

Тема: Работа с бросовым материалом: Изготовление игрушек из коробков  «Лягушка».

Цель урока: 

1. Дать представление об объёмном моделировании из готовых геометрических форм. Познакомить учащихся с понятием «бросовый материал». Учить анализировать иллюстрационный материал и образец игрушки по вопросам учителя, выполнять изделие по инструкции и показу приёмов работы. Повторить приёмы разметки деталей парным способом. Развивать навыки работы с бумагой, «бросовым» материалом».

2. Развивать зрительное и пространственное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении.          

3. Воспитывать мотивацию к обучению, творческую активность.

Оборудование: Образец изделия. Коробочки от лекарств, цветная бумага, шаблоны, ножницы, простой карандаш, клей карандашный. Ноутбук, монитор-плазменная панель, ОС «Windows», ПО «Microsoft Office», презентация «Microsoft Power Point» - «Работа с бумагой и картоном. Игрушки из коробков».

Словарь: Моделирование, бросовый материал, торец.

План урока

1. Орг. момент.

2. Введение в тему урока.

3. Сообщение темы урока.

4. Анализ образца изделия.

5. Физкультминутка «Лягушки-подружки».

6. Коррекционно-развивающее упражнение (Упражнение на развитие зрительного и пространственного восприятия).

7. Объяснение нового материала с показом последовательности выполнения задания.

8. Правила безопасной работы инструментами и принадлежностями.

9. Этап закрепления новых знаний.

10. Пальчиковая игра «Лягушки».

11. Практическая работа.

12. Гимнастика для глаз.

13. Анализ выполненной работы.

14. Подведение итогов, выставка работ и их анализ.

Ход урока

1. Орг. момент. Приветствие учащихся. (Дети занимают свои места)

2. Введение в тему урока. (Формирование познавательного интереса, мотивации к обучению, эмоциональный настрой).

– Ребята, сегодня к нам на урок пришёл необычный гость. Зовут его Самоделкин. Самоделкин – большой умелец, может мастерить разные игрушки, занимательные поделки, полезные вещицы из самого интересного материала.

(Слайд № 1, 2).

Материал этот называется бросовым. Почему он так называется? Потому что, данный материал мы обычно выкидываем. Например, съели вы йогурт, куда вы денете стаканчик из-под съеденного йогурта? Выбросите, конечно. А вот великий мастер Самоделкин так никогда не поступит. Из стаканчика он смастерит вазочку. И так же поступит он с коробочками, баночками из-под кремов, флаконами из-под шампуней, крышками из-под бутылок и тому прочее. Вот и мы с вами ничего выкидывать не будем, так как эти предметы станут для вас полезными и нужными. Самоделкин с удовольствием поможет вам, ребята, изготавливать различные поделки из такого необычного материала.

Учитель: – Сегодня мы познакомимся с новым видом работы – объёмным моделированием.

– Что значит «объёмное моделирование»? Это изготовление поделок с использованием готовых геометрических форм, т.е. упаковок, коробочек. Посмотрите на коробочки. Они имеют готовую геометрическую форму: они могут быть прямоугольными или квадратными. У коробочки есть передняя и задняя стороны, боковые стороны и торцы. (Слайд № 4)

Посмотрите, ребята, Самоделкин приготовил разные коробочки. Как вы думаете, для чего? (Слайд № 5)

3. Сообщение темы урока. (Сообщение новых знаний. Фронтальная работа с наглядным материалом, показ образца изделия)

Учитель: 

– Сегодня мы будем учиться мастерить игрушку из готовой коробочки. А какую именно игрушку догадайтесь по загадке, которую для вас приготовил Самоделкин:

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.                                                                                            

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.  (Лягушка)    

– Лягушки живут на болотах. Питаются комарами, мухами. Они резко выбрасывают язык вперёд, он у лягушек липкий, и на него прилипают комары, мухи, мошка. В свою очередь лягушки – пища для цапли и других водоплавающих птиц. (Слайд № 6)

4. Анализ образца изделия. (Слайд № 7)

- название изделия – игрушка «Лягушка»;

Что нам понадобится для работы: 

- какой используется материал для изготовления изделия – цветная бумага, клей, коробочки;

- какие используются инструменты и принадлежности для изготовления игрушки – ножницы, шаблоны;

- из каких деталей состоит изделие – туловище из бумаги зелёного цвета и дополнения (глаза, рот, лапы);

Приёмы работы: 

оборачивание и оклеивание коробка бумагой, складывание бумаги пополам для разметки деталей для глаз парным способом, округление заготовок, разметка деталей лап по шаблону, приклеивание по месту. В вопросно-ответной форме:

- Что нужно будет сделать с коробочкой? (Обернуть бумагой и оклеить)

- Сколько глаз у лягушки, а сколько лап? (Два и четыре)

- Как можно быстро разметить несколько одинаковых деталей? (Сложить бумагу пополам один или два раза – парный способ)

- Каким приёмом можно разметить детали для глаз? (Округлить заготовки)

- А детали лап как лучше разметить, чем воспользуемся? (Шаблоном)

- Как соединим части изделия? (Клеем)

Разбор словарных слов: Моделирование, бросовый материал, торец.

Практическое применение изделия: Для чего изделие предназначено – для игры;

5. Физкультминутка. (Переключение внимания, снятие умственного напряжения). (Слайд № 8)

«ЛЯГУШКИ – ПОДРУЖКИ»

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям физкульт-привет!

Вращение руками, согнутыми в лок-  

 тях вправо-влево.

 Имитация движений: умывание лица,

 растирание полотенцем.

Топтание на месте.

Хлопки в ладоши.

Наклоны вправо-влево.

Приседания.

6. Коррекционно-развивающее упражнение. (Коррекция зрительного и пространственного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении). (Слайд № 9, 10)

– Самоделкин любит задавать различные головоломки.

Задание 1: Какой лягушке досталась стрела Ивана-Царевича?

Задание 2: Найдите двух одинаковых лягушек.

7. Объяснение нового материала с показом последовательности выполнения задания. (Ориентировка в задании. Работа по иллюстрационно-графическому плану). (Слайд № 11, 12, 13, 14)

Подготовка основы:

- приготовь рабочее место: материалы, инструменты, принадлежности;

- оберни коробочку листом бумаги;

- заклей боковые стороны коробочки;

- надрежь углы с боковых сторон коробочки;

- заклей торцы.      

Разметка деталей:

- разложи перед собой подготовленные кусочки цветной бумаги.

Глаза. Все детали для глаз размечаются парным способом:

- полоску зелёного цвета сложи пополам и округли верх заготовки;

- нижнюю часть заготовок зелёного цвета отогни назад;

- полоску белого цвета сложи пополам и округли верх заготовки;

- также разметь детали глаза чёрного цвета.  

Лапы: Детали для лап также размечаются парным способом по шаблону.

- сложи полоску зелёного цвета пополам, приложи шаблон верхней лапы, обведи карандашом, вырежи по разметке;

- также разметь нижние лапы.

Рот. Деталь для рта подготовлена учителем.  

Сборка игрушки:

- собери глаз в заданной последовательности: приклей на зелёную часть белую заготовку, затем чёрную заготовку;

- приклей глаза на верхний торец коробочки за отогнутую часть;

- на боковые стороны справа и слева приклей сначала верхние лапы, затем нижние лапы;

- на лицевую сторону коробочки приклей деталь рта.

8. Правила безопасной работы инструментами и принадлежностями. (Повторение правил техники безопасности). (Слайд № 15)

  • Работать на подкладной доске, правильно разместить материалы на столе. Ножницы – острый предмет.
  • Работать с ножницами аккуратно: брать ножницы по необходимости, не оставлять раскрытыми на столе, убирать в подставку, передавать той стороной, где находятся кольца.
  • Остатки бумаги складывать в подставки для мусора.
  • С клеем работать аккуратно. Склеивать по боковым поверхностям, точечно.
  • Соблюдать правила рабочего человека и правила техники безопасности.

9. Этап закрепления новых знаний. (Закрепление приёмов работы, новых знаний). (Слайд № 16)

Повторение учащимися  последовательности выполнения работы. Разбор инструкционной карты.

– Что делаем вначале? (Подготавливаем основу для игрушки: оборачиваем цветной бумагой коробочку, заклеиваем боковые стороны, надрезаем с боковых сторон, заклеиваем торцы)

– Сколько глаз, верхних и нижних лап у игрушки? (По две)

– Они одинаковые, а значит парные.

– Как размечаем парные детали? (Бумагу складываем пополам, размечаем детали и, не разворачивая бумагу, вырезаем, получаем сразу две парные детали)

– Детали для лап размечаем каким приёмом? (Приёмом округления)

– Детали для лап каким приёмом размечаем? (Разметка по шаблону)

– Практическое применение изделия? (Игрушка)

10. Пальчиковая игра.  (Гимнастика пальцев рук) (Слайд № 17)

– Ребята, подготовим ваши пальчики к работе. Самоделкин приготовил разминку для пальчиков.

«ЛЯГУШКИ»

Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Дружно прыгают подружки

Только брызги вверх летят.

Кулачки лежат на столе.

Раскрытые ладошки выкидываются вперёд: раскрыть – закрыть.

11. Практическая работа. (Индивидуальная работа учащихся с опорой на образец изделия, иллюстрационно-графический план, объяснение и показ учителя) (Слайд № 18, 19)

  • Раздача материалов.
  • Распределение заданий для разных групп учащихся с учётом их индивидуальных возможностей:

- базового уровня: анализируют образец изделия, определяют материал. По инструкции и показу учителя подготавливают основу для изделия: оборачивают коробочку бумагой, заклеивают боковые стороны, надрезают углы и заклеивают торцы коробочки. Детали для глаз размечают парным способом: складывают кусочки бумаги пополам и выполняют разметку приёмом округления заготовок. Детали для лап размечают парным способом по шаблонам. Приклеивают детали по месту. Соблюдают правила безопасной работы ножницами, клеем. Ориентируются в направлении, положении и пространственных связях частей изделия. Собирают игрушку, ориентируясь на иллюстративный материал, образец изделия. Оценивают качество выполненных работ. Аккуратно убирают материалы и принадлежности, приводят в порядок своё рабочее место.    

- сниженного уровня: выполняют работу с постоянной помощью учителя. Помощь оказывается при размещении коробочки на листе бумаги, надрезании углов и оклеивании сторон коробочки. Детали для глаз, лап и рта заранее подготовлены учителем. Направляющая помощь при размещении и приклеивании деталей при сборке изделия.

12. Коррекционно-развивающее упражнение. Гимнастика для глаз. (Упражнение для снятия усталости и напряжения с глаз) (Слайд № 20)

Самоделкин приготовил ещё одно задание: помогите лягушонку перепрыгнуть с кочки на кочку. «Перепрыгивать» с кочки на кочку нужно только глазками, голову не поворачивайте.

13. Анализ выполненной работы. (Закрепление пройденного материала) (Слайд № 21)

– С каким видом работы вы познакомились на  уроке? (Объёмное моделирование)

– Как вы понимаете данный вид работы? (Изготовление поделок с использованием готовых геометрических форм: упаковок, коробочек)

– С каким материалом вы работали? (Бросовым)

– Почему для разметки глаз и лап  бумагу складывали пополам? (Глаза и лапы парные детали)

– Какие приёмы работы применили? (Приём округления заготовок и разметка по шаблону)

14. Подведение итогов. (Стимулирование деятельности учащихся). (Слайд № 22, 23, 24)

– Самоделкин очень вами доволен, ребята. Вы молодцы, хорошо потрудились на уроке, сделали замечательные игрушки.

  • Оценивание качества выполненных изделий (выставка работ). Выявление наиболее аккуратно выполненных работ.
  • Оценивание работы детей (выставление оценок, устное поощрение, стимулирование работы учащихся «Умницами»).
  • Домашнее задание (изготовление подобной игрушки).

15. Примечание.

Работа на уроке распределена на этапы:

  • Первый этап – орг. момент, эмоциональный настрой, мотивация учащихся.
  • Второй этап – показ и анализ образца, разбор новых слов, показ приёмов работы.
  • Третий этап – объяснение нового материала с показом последовательности выполнения задания, повторение правил работы.
  • Четвёртый этап – практическая работа, изготовление игрушки, закрепление приёмов работы, гимнастика для глаз.
  • Пятый этап – подведение итогов, результата урока, определение домашнего задания.

Иллюстрационно-графический план

Подготовка основы:

- приготовь рабочее место: материалы, инструменты, принадлежности;

- оберни коробочку листом бумаги;

- заклей боковые стороны коробочки;

- надрежь углы с боковых сторон коробочки;

- заклей торцы.      

Разметка деталей:

- разложи перед собой подготовленные кусочки цветной бумаги.

Глаза. Все детали для глаз размечаются парным способом:

- полоску зелёного цвета сложи пополам и округли верх заготовки;

- нижнюю часть заготовок зелёного цвета отогни назад;

- полоску белого цвета сложи пополам и округли верх заготовки;

- также разметь детали глаза чёрного цвета.  

Лапы: Детали для лап также размечаются парным способом по шаблону.

- сложи полоску зелёного цвета пополам, приложи шаблон верхней лапы, обведи карандашом, вырежи по разметке;

- также разметь нижние лапы.

Рот. Деталь для рта подготовлена учителем.  

Сборка игрушки:

- собери глаз в заданной последовательности: приклей на зелёную часть белую заготовку, затем чёрную заготовку;

- приклей глаза на верхний торец коробочки за отогнутую часть;

- на боковые стороны справа и слева приклей сначала верхние лапы, затем нижние лапы;

- на лицевую сторону коробочки приклей деталь рта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по работе с бросовым материалом.

В данной презентации представлены пример изготовления рыбок из бросового материала для украшения участка, группы или игрового пространства. Цель работы: формировать экологические компетенции, путем ис...

«Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов. Изготовление деталей изделия по чертежу с применением ручных инструментов».

Урок по технологии в 7 классе на тему "Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов".  Изготовление укладочного ящика под учебныеCD диски для школьной библиотеки....

Ручной труд: Работа с бумагой и картоном: Записная книжка «Медвежонок» (урок).

Конспект урока по ручному труду в 3-м классе: Изучение нового материала, повторение и закрепление имеющихся знаний учащихся....

«Работа с бросовым материалом: Изготовление игрушки-карандашницы из коробков «Зайчик» (мастер-класс).

Мастер-класс посвящён теме: «Работа с бросовым материалом: Изготовление игрушки-карандашницы из коробков «Зайчик». Формирование представлений о пользе и возможностях занятий по изготовлению подел...

Мастер-класс "ГНОМИК" (работа с бросовым материалом)

Бросовый материал - это то, что мы незадумываясь без жалости выбрасываем в мусорную корзину. А ведь многие из этих ненужных вещей могут пригодиться для создания декоративных поделок, сувениров. Нужно ...

Конспект урока по ручному труду «Знакомство с природным материалом - ракушки»

Урок проводится в 9 классе и предназачен для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Конспект занятия по теме: «Работа с бросовым материалом. Бумажные трубочки из газет и журналов»

Конспект занятия по теме: «Работа с бросовым материалом. Бумажные трубочки из газет и журналов»...