Ручной труд: Работа с бросовым материалом: Изготовление игрушек из коробков «Лягушка» (урок).
план-конспект урока по технологии на тему
Объёмное моделирование - изготовление поделок с использованием готовых геометрических форм, т.е. упаковок, коробочек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_igrushki_iz_korobkov_-.docx | 35.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по ручному труду в 3-ем классе
Тема: Работа с бросовым материалом: Изготовление игрушек из коробков «Лягушка».
Цель урока:
1. Дать представление об объёмном моделировании из готовых геометрических форм. Познакомить учащихся с понятием «бросовый материал». Учить анализировать иллюстрационный материал и образец игрушки по вопросам учителя, выполнять изделие по инструкции и показу приёмов работы. Повторить приёмы разметки деталей парным способом. Развивать навыки работы с бумагой, «бросовым» материалом».
2. Развивать зрительное и пространственное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении.
3. Воспитывать мотивацию к обучению, творческую активность.
Оборудование: Образец изделия. Коробочки от лекарств, цветная бумага, шаблоны, ножницы, простой карандаш, клей карандашный. Ноутбук, монитор-плазменная панель, ОС «Windows», ПО «Microsoft Office», презентация «Microsoft Power Point» - «Работа с бумагой и картоном. Игрушки из коробков».
Словарь: Моделирование, бросовый материал, торец.
План урока
1. Орг. момент.
2. Введение в тему урока.
3. Сообщение темы урока.
4. Анализ образца изделия.
5. Физкультминутка «Лягушки-подружки».
6. Коррекционно-развивающее упражнение (Упражнение на развитие зрительного и пространственного восприятия).
7. Объяснение нового материала с показом последовательности выполнения задания.
8. Правила безопасной работы инструментами и принадлежностями.
9. Этап закрепления новых знаний.
10. Пальчиковая игра «Лягушки».
11. Практическая работа.
12. Гимнастика для глаз.
13. Анализ выполненной работы.
14. Подведение итогов, выставка работ и их анализ.
Ход урока
1. Орг. момент. Приветствие учащихся. (Дети занимают свои места)
2. Введение в тему урока. (Формирование познавательного интереса, мотивации к обучению, эмоциональный настрой).
– Ребята, сегодня к нам на урок пришёл необычный гость. Зовут его Самоделкин. Самоделкин – большой умелец, может мастерить разные игрушки, занимательные поделки, полезные вещицы из самого интересного материала.
(Слайд № 1, 2).
Материал этот называется бросовым. Почему он так называется? Потому что, данный материал мы обычно выкидываем. Например, съели вы йогурт, куда вы денете стаканчик из-под съеденного йогурта? Выбросите, конечно. А вот великий мастер Самоделкин так никогда не поступит. Из стаканчика он смастерит вазочку. И так же поступит он с коробочками, баночками из-под кремов, флаконами из-под шампуней, крышками из-под бутылок и тому прочее. Вот и мы с вами ничего выкидывать не будем, так как эти предметы станут для вас полезными и нужными. Самоделкин с удовольствием поможет вам, ребята, изготавливать различные поделки из такого необычного материала.
Учитель: – Сегодня мы познакомимся с новым видом работы – объёмным моделированием.
– Что значит «объёмное моделирование»? Это изготовление поделок с использованием готовых геометрических форм, т.е. упаковок, коробочек. Посмотрите на коробочки. Они имеют готовую геометрическую форму: они могут быть прямоугольными или квадратными. У коробочки есть передняя и задняя стороны, боковые стороны и торцы. (Слайд № 4)
Посмотрите, ребята, Самоделкин приготовил разные коробочки. Как вы думаете, для чего? (Слайд № 5)
3. Сообщение темы урока. (Сообщение новых знаний. Фронтальная работа с наглядным материалом, показ образца изделия)
Учитель:
– Сегодня мы будем учиться мастерить игрушку из готовой коробочки. А какую именно игрушку догадайтесь по загадке, которую для вас приготовил Самоделкин:
Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. | Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка) |
– Лягушки живут на болотах. Питаются комарами, мухами. Они резко выбрасывают язык вперёд, он у лягушек липкий, и на него прилипают комары, мухи, мошка. В свою очередь лягушки – пища для цапли и других водоплавающих птиц. (Слайд № 6)
4. Анализ образца изделия. (Слайд № 7)
- название изделия – игрушка «Лягушка»;
Что нам понадобится для работы:
- какой используется материал для изготовления изделия – цветная бумага, клей, коробочки;
- какие используются инструменты и принадлежности для изготовления игрушки – ножницы, шаблоны;
- из каких деталей состоит изделие – туловище из бумаги зелёного цвета и дополнения (глаза, рот, лапы);
Приёмы работы:
оборачивание и оклеивание коробка бумагой, складывание бумаги пополам для разметки деталей для глаз парным способом, округление заготовок, разметка деталей лап по шаблону, приклеивание по месту. В вопросно-ответной форме:
- Что нужно будет сделать с коробочкой? (Обернуть бумагой и оклеить)
- Сколько глаз у лягушки, а сколько лап? (Два и четыре)
- Как можно быстро разметить несколько одинаковых деталей? (Сложить бумагу пополам один или два раза – парный способ)
- Каким приёмом можно разметить детали для глаз? (Округлить заготовки)
- А детали лап как лучше разметить, чем воспользуемся? (Шаблоном)
- Как соединим части изделия? (Клеем)
Разбор словарных слов: Моделирование, бросовый материал, торец.
Практическое применение изделия: Для чего изделие предназначено – для игры;
5. Физкультминутка. (Переключение внимания, снятие умственного напряжения). (Слайд № 8)
«ЛЯГУШКИ – ПОДРУЖКИ»
На болоте две подружки, Две зелёные лягушки Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Ножками топали, Ручками хлопали. Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чём секрет. Всем друзьям физкульт-привет! | Вращение руками, согнутыми в лок- тях вправо-влево. Имитация движений: умывание лица, растирание полотенцем. Топтание на месте. Хлопки в ладоши. Наклоны вправо-влево. Приседания. |
6. Коррекционно-развивающее упражнение. (Коррекция зрительного и пространственного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении). (Слайд № 9, 10)
– Самоделкин любит задавать различные головоломки.
Задание 1: Какой лягушке досталась стрела Ивана-Царевича?
Задание 2: Найдите двух одинаковых лягушек.
7. Объяснение нового материала с показом последовательности выполнения задания. (Ориентировка в задании. Работа по иллюстрационно-графическому плану). (Слайд № 11, 12, 13, 14)
Подготовка основы:
- приготовь рабочее место: материалы, инструменты, принадлежности;
- оберни коробочку листом бумаги;
- заклей боковые стороны коробочки;
- надрежь углы с боковых сторон коробочки;
- заклей торцы.
Разметка деталей:
- разложи перед собой подготовленные кусочки цветной бумаги.
Глаза. Все детали для глаз размечаются парным способом:
- полоску зелёного цвета сложи пополам и округли верх заготовки;
- нижнюю часть заготовок зелёного цвета отогни назад;
- полоску белого цвета сложи пополам и округли верх заготовки;
- также разметь детали глаза чёрного цвета.
Лапы: Детали для лап также размечаются парным способом по шаблону.
- сложи полоску зелёного цвета пополам, приложи шаблон верхней лапы, обведи карандашом, вырежи по разметке;
- также разметь нижние лапы.
Рот. Деталь для рта подготовлена учителем.
Сборка игрушки:
- собери глаз в заданной последовательности: приклей на зелёную часть белую заготовку, затем чёрную заготовку;
- приклей глаза на верхний торец коробочки за отогнутую часть;
- на боковые стороны справа и слева приклей сначала верхние лапы, затем нижние лапы;
- на лицевую сторону коробочки приклей деталь рта.
8. Правила безопасной работы инструментами и принадлежностями. (Повторение правил техники безопасности). (Слайд № 15)
- Работать на подкладной доске, правильно разместить материалы на столе. Ножницы – острый предмет.
- Работать с ножницами аккуратно: брать ножницы по необходимости, не оставлять раскрытыми на столе, убирать в подставку, передавать той стороной, где находятся кольца.
- Остатки бумаги складывать в подставки для мусора.
- С клеем работать аккуратно. Склеивать по боковым поверхностям, точечно.
- Соблюдать правила рабочего человека и правила техники безопасности.
9. Этап закрепления новых знаний. (Закрепление приёмов работы, новых знаний). (Слайд № 16)
Повторение учащимися последовательности выполнения работы. Разбор инструкционной карты.
– Что делаем вначале? (Подготавливаем основу для игрушки: оборачиваем цветной бумагой коробочку, заклеиваем боковые стороны, надрезаем с боковых сторон, заклеиваем торцы)
– Сколько глаз, верхних и нижних лап у игрушки? (По две)
– Они одинаковые, а значит парные.
– Как размечаем парные детали? (Бумагу складываем пополам, размечаем детали и, не разворачивая бумагу, вырезаем, получаем сразу две парные детали)
– Детали для лап размечаем каким приёмом? (Приёмом округления)
– Детали для лап каким приёмом размечаем? (Разметка по шаблону)
– Практическое применение изделия? (Игрушка)
10. Пальчиковая игра. (Гимнастика пальцев рук) (Слайд № 17)
– Ребята, подготовим ваши пальчики к работе. Самоделкин приготовил разминку для пальчиков.
«ЛЯГУШКИ»
Две весёлые лягушки Ни минуты не сидят. Дружно прыгают подружки Только брызги вверх летят. | Кулачки лежат на столе. Раскрытые ладошки выкидываются вперёд: раскрыть – закрыть. |
11. Практическая работа. (Индивидуальная работа учащихся с опорой на образец изделия, иллюстрационно-графический план, объяснение и показ учителя) (Слайд № 18, 19)
- Раздача материалов.
- Распределение заданий для разных групп учащихся с учётом их индивидуальных возможностей:
- базового уровня: анализируют образец изделия, определяют материал. По инструкции и показу учителя подготавливают основу для изделия: оборачивают коробочку бумагой, заклеивают боковые стороны, надрезают углы и заклеивают торцы коробочки. Детали для глаз размечают парным способом: складывают кусочки бумаги пополам и выполняют разметку приёмом округления заготовок. Детали для лап размечают парным способом по шаблонам. Приклеивают детали по месту. Соблюдают правила безопасной работы ножницами, клеем. Ориентируются в направлении, положении и пространственных связях частей изделия. Собирают игрушку, ориентируясь на иллюстративный материал, образец изделия. Оценивают качество выполненных работ. Аккуратно убирают материалы и принадлежности, приводят в порядок своё рабочее место.
- сниженного уровня: выполняют работу с постоянной помощью учителя. Помощь оказывается при размещении коробочки на листе бумаги, надрезании углов и оклеивании сторон коробочки. Детали для глаз, лап и рта заранее подготовлены учителем. Направляющая помощь при размещении и приклеивании деталей при сборке изделия.
12. Коррекционно-развивающее упражнение. Гимнастика для глаз. (Упражнение для снятия усталости и напряжения с глаз) (Слайд № 20)
Самоделкин приготовил ещё одно задание: помогите лягушонку перепрыгнуть с кочки на кочку. «Перепрыгивать» с кочки на кочку нужно только глазками, голову не поворачивайте.
13. Анализ выполненной работы. (Закрепление пройденного материала) (Слайд № 21)
– С каким видом работы вы познакомились на уроке? (Объёмное моделирование)
– Как вы понимаете данный вид работы? (Изготовление поделок с использованием готовых геометрических форм: упаковок, коробочек)
– С каким материалом вы работали? (Бросовым)
– Почему для разметки глаз и лап бумагу складывали пополам? (Глаза и лапы парные детали)
– Какие приёмы работы применили? (Приём округления заготовок и разметка по шаблону)
14. Подведение итогов. (Стимулирование деятельности учащихся). (Слайд № 22, 23, 24)
– Самоделкин очень вами доволен, ребята. Вы молодцы, хорошо потрудились на уроке, сделали замечательные игрушки.
- Оценивание качества выполненных изделий (выставка работ). Выявление наиболее аккуратно выполненных работ.
- Оценивание работы детей (выставление оценок, устное поощрение, стимулирование работы учащихся «Умницами»).
- Домашнее задание (изготовление подобной игрушки).
15. Примечание.
Работа на уроке распределена на этапы:
- Первый этап – орг. момент, эмоциональный настрой, мотивация учащихся.
- Второй этап – показ и анализ образца, разбор новых слов, показ приёмов работы.
- Третий этап – объяснение нового материала с показом последовательности выполнения задания, повторение правил работы.
- Четвёртый этап – практическая работа, изготовление игрушки, закрепление приёмов работы, гимнастика для глаз.
- Пятый этап – подведение итогов, результата урока, определение домашнего задания.
Иллюстрационно-графический план
Подготовка основы:
- приготовь рабочее место: материалы, инструменты, принадлежности;
- оберни коробочку листом бумаги;
- заклей боковые стороны коробочки;
- надрежь углы с боковых сторон коробочки;
- заклей торцы.
Разметка деталей:
- разложи перед собой подготовленные кусочки цветной бумаги.
Глаза. Все детали для глаз размечаются парным способом:
- полоску зелёного цвета сложи пополам и округли верх заготовки;
- нижнюю часть заготовок зелёного цвета отогни назад;
- полоску белого цвета сложи пополам и округли верх заготовки;
- также разметь детали глаза чёрного цвета.
Лапы: Детали для лап также размечаются парным способом по шаблону.
- сложи полоску зелёного цвета пополам, приложи шаблон верхней лапы, обведи карандашом, вырежи по разметке;
- также разметь нижние лапы.
Рот. Деталь для рта подготовлена учителем.
Сборка игрушки:
- собери глаз в заданной последовательности: приклей на зелёную часть белую заготовку, затем чёрную заготовку;
- приклей глаза на верхний торец коробочки за отогнутую часть;
- на боковые стороны справа и слева приклей сначала верхние лапы, затем нижние лапы;
- на лицевую сторону коробочки приклей деталь рта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по работе с бросовым материалом.
В данной презентации представлены пример изготовления рыбок из бросового материала для украшения участка, группы или игрового пространства. Цель работы: формировать экологические компетенции, путем ис...
«Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов. Изготовление деталей изделия по чертежу с применением ручных инструментов».
Урок по технологии в 7 классе на тему "Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов". Изготовление укладочного ящика под учебныеCD диски для школьной библиотеки....
Ручной труд: Работа с бумагой и картоном: Записная книжка «Медвежонок» (урок).
Конспект урока по ручному труду в 3-м классе: Изучение нового материала, повторение и закрепление имеющихся знаний учащихся....
«Работа с бросовым материалом: Изготовление игрушки-карандашницы из коробков «Зайчик» (мастер-класс).
Мастер-класс посвящён теме: «Работа с бросовым материалом: Изготовление игрушки-карандашницы из коробков «Зайчик». Формирование представлений о пользе и возможностях занятий по изготовлению подел...
Мастер-класс "ГНОМИК" (работа с бросовым материалом)
Бросовый материал - это то, что мы незадумываясь без жалости выбрасываем в мусорную корзину. А ведь многие из этих ненужных вещей могут пригодиться для создания декоративных поделок, сувениров. Нужно ...
Конспект урока по ручному труду «Знакомство с природным материалом - ракушки»
Урок проводится в 9 классе и предназачен для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
Конспект занятия по теме: «Работа с бросовым материалом. Бумажные трубочки из газет и журналов»
Конспект занятия по теме: «Работа с бросовым материалом. Бумажные трубочки из газет и журналов»...