рабочая программа по «Профессионально - трудовому обучению» (штукатурно-малярное дело) 9 класс
рабочая программа по технологии (9 класс) на тему

Рыжкова Мария Павловна
Рабочая программа направлена на достижение следующих задач: -освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда, знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда; -овладение трудовыми и специальными умениями, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; -развитие творческих способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности; -коррекция познавательных интересов, технического мышления учащихся, мелкой моторики и двигательных процессов; -воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии; - получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Алейская специальная (коррекционная) общеобразовательная  

школа–интернат VIII вида»

Рассмотрено

на заседании ШМО учителей

трудового обучения  

Протокол № _____

от «___» __________ 2015 г.

Руководитель ШМО

_____________ Т.И. Вахрушева

      Согласовано                                    

      «___» __________ 2015 г.

      И.О.Заместителя директора

      по УВР ____________

      Т.В. Абайдулина

     Утверждено в соответствии

     с Положением о рабочей

     программе

      Приказ № _____

      от «___» ________ 2015 г.

      Директор КГБС(К) ОУ

      «Алейская специальная

      (коррекционная)

      общеобразовательная

      школа-интернат VIII вида»

      __________ Н.А. Мосина              

Рабочая программа

по учебному предмету «Профессионально - трудовое обучение» (штукатурно-малярное  дело)

II ступень, 9 класс

Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год

Рабочая программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 классов

Москва,

гуманитарный издательский центр « ВЛАДОС»,

2011 год

                                                       Автор: В.В.Воронкова

                                                                Разработана М. П. Рыжковой,

                                                                                               учителем технологии КГБС (К) ОУ

                                                                          «Алейская специальная

                                                                                        (коррекционная) общеобразовательная  

                                                                                 школа-интернат VIII вид                                               

город Алейск, 2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Профессионально-трудовое обучение»  составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

        1.Закон Российской Федерации ФЗ-273 0т 29.12.12г. «Об образовании в Российской Федерации»

2.Устав КГБС(К)ОУ «Алейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида»

        3. Учебный план образовательного учреждения на 2015-2016 учебный год. 

             4. Положение о краевом государственном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Алейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида»

        5. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 классов под редакцией В.В. Воронковой» (2011)

Тип программы: образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы: для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

Цель курса: Создать условия для подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к  овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Рабочая программа  направлена на достижение следующих задач:

-освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда, знаний о составляющих технологической культуры, организации производства  и труда;

-овладение трудовыми и специальными умениями,  безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований;

-развитие творческих способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;

-коррекция познавательных интересов, технического мышления учащихся, мелкой моторики и двигательных процессов;

-воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;

- получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Коррекционная работа включает следующие направления.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

-развитие восприятия, представлений, ощущений;

- развитие памяти;

- развитие внимания;

 -развитие пространственных представлений и ориентации.

Развитие различных видов мышления:

-развитие наглядно-образного мышления;

-развитие словесно-логического мышления.

Развитие основных мыслительных операций:

-        развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;

-        развитие умения  работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

-развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

-формирование адекватности чувств;

-формирование умения анализировать свою деятельность.

Коррекция - развитие речи:

-коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.

Коррекция мелкой моторики.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Вопрос о роли труда в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности. Как и учащиеся массовой школы, дети с ограниченными возможностями должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В том, чтобы подготовить себя к общественно полезной деятельности, учащиеся должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения. Проблема коррекционного влияния труда на развитие детей с ограниченными возможностями приобретает в настоящее время особое значение в связи с необходимостью подготовки учащихся к практической деятельности. В системе педагогических мер воздействия на психику аномального ребенка труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей. Коррекционное значение занятия трудом детей с ограниченными возможностями, заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что дети с ограниченными возможностями слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность в школьных мастерских способствует применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы. Обучая детей, мы корригирует недостатки трудовой деятельности школьников, формирует их взаимоотношения в коллективе. Систематически  выполняемая работа в мастерских позволяет развивать чувства долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности как настойчивость, честность, правдивость. 

В 9 классе программа предусматиривает знакомство с плиточными работами, фактурной отделкой поверхности декоративными составами, художественно-декоративными малярными отделками поверхностей специальными видами штукатурки, монолитными покрытиями пола. Учащиеся знакомятся с новинками строительных материалов, основами цветоведения в отделочных работах, организацией труда в строительстве. Особое внимание уделяется безопасным способам работы. Каждая четверть заканчивается практическим повторением и самостоятельной работой с анализом ее качества, где учащиеся показывают свои умения самостоятельно выполнять трудовые задания.

Общая характеристика организации учебного процесса

Трудовое обучение в специальной  (коррекционной) школе организуется в различных формах: проводятся учебные занятия, производственная практика, общественно полезный производительный труд, а также кружковая работа.

Учебное занятие по труду в дидактическом отношении приравнивается к уроку, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как к любому уроку по общеобразовательным предметам.

Требования, предъявляемые к учебному занятию по труду,  состоят в следующем:

1. Целенаправленность занятий.

2. Оптимальность объема учебного материала, подбираемого для каждого занятия.

3. Соблюдение дидактических этапов занятия. Обучение — структурный процесс, поэтому каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий.

4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.

5. Рациональное использование учебного времени.

6. Индивидуальный подход в обучении.

Типы занятий по трудовому обучению различаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала.

Теоретические занятия

Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у учащихся профессиональных знаний (технических, технологических и др.).

По содержанию теоретические занятия можно разделить на следующие группы:

1. Изучение устройства орудий труда.

2. Знакомство со свойствами материалов.

3. Первоначальное усвоение новых технологических операций.

4. Изучение производственных технологических процессов.

Комплексные практические работы

Комплексные практические работы — это такие практические занятия, на которых решается комплекс задач обучения труду: происходит усвоение известных ранее технических и технологических знаний учащихся путем применения их при выполнении трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений (начиная от ориентировки в трудовых заданиях, кончая заключительным контролем результатов работы), усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения технологических операций.

Самостоятельные и контрольные работы

Самостоятельные и контрольные работы — это такие практические занятия, на которых учащиеся совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы.

Самостоятельные работы выполняются в конце четверти, а контрольные — в конце учебного года.

Формы работы: урок, экскурсия,  теоретическое занятие, практическая работа, самостоятельная работа, работа в парах, коллективная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Основные технологии: личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, разноуровневые, игровые.

Основные виды деятельности учащихся по предмету:

анализ образца;

ориентирование в задании;

планирование этапов работы;

выполнение текущего и итогового контроля;

работа со строительным материалом;

работа с ручным строительным инструментом;                                                                                                                                    

Основной формой организации трудового обучения учащихся является учебное занятие продолжительностью  2-3 учебных часа.

Рабочая программа по учебному предмету «Профессионально-трудовое обучение» в 9 классе рассчитана на 469  час, 14 ч. в неделю.                                                                                                                    Срок реализации рабочей учебной программы – 1 год (2015-2016 учебный год).

                                   Планируемые результаты

Личностные результаты обучения штукатурно-малярному делу

 Ценностные ориентации отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- осознание себя, как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- осознание многообразия и целостности живой и неживой  природы;

-  представление о здоровом образе жизни и соблюдении гигиенических требований, как факторе сохранения здоровья.

Гармонично развитые социальные чувства и качества:

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность;

- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

 Метапредметными результатами изучения курса профессионально-трудовое обучение (штукатурно-малярное дело)  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

 Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

- выдвигать версии  решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

 - составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

- работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе Интернет);

- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;

- в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

- самостоятельно осознавать причины своего успеха и неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технологических средств и информационных технологий;

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

- преобразовать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную форму фиксации и представления информации;

- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

- самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

- уметь использовать компьютерные и коммуникативные технологии, как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

- учиться критично, относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- понимая позицию другого, в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (пробуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а так же использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой    знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные знания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

- умение соблюдать основные гигиенические требования, как важного фактора сохранения здоровья;

- умение использовать  знания для адаптации и созидательной деятельности.

Основные требования к уровню подготовки обучающихся  9 класса штукатурно-малярному делу

- определять основные дефекты штукатурки ;

- различать строительные инструменты ;

- определять компоненты для приготовления растворов ;

- знать виды современных отделочных материалов ;

- наносить малярные составы на деревянные и оштукатуренные поверхности;

- качественно  выполнять все виды штукатурных работ;

- облицовывать поверхности;

- выполнять обойные работы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- получение технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;                                                                                                                                                              - организация индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;                                                                                                                             - выполнение штукатурно-малярных работ с использованием строительных инструментов, оборудования и приспособлений;                                                                                                                                  

- работы по ремонту помещений.

Содержание тем учебного курса в 9 классе

I четверть(122ч)

Вводное занятие(3ч)

Беседа о профессии штукатура, маляра, плиточника. Задачи обучения в 9 классе. Объекты учебных работ. Ответственность учащихся за сохранность инструмента и оборудования, находящегося в учебной мастерской. Распределение обязанностей: инструментальщик, бригадир. График дежурства. Обязанности бригадира, инструментальщика и дежурных. Содержание рабочего места.

Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских и на строительстве(18ч)

Технические сведения. Ознакомления с требованиями безопасности труда в учебных мастерских и на производстве. Причины травматизма. Виды травм, их предупреждения. Запрещающие и предупредительные надписи. Правила и инструкции по безопасности труда. Основные правила электробезопасности.

Пожарная безопасность: причины пожаров в учебных заведениях и на строительных объектах. Меры предупреждения пожаров. Инструкции по пожарной безопасности. Правила пользования электроприборами и электроинструментом, отключения электросети. Меры предосторожности при пользовании пожароопасными жидкостями. Виды и правила хранения самовоспламеняющихся материалов.

Правила поведения учащихся при пожаре. Порядок вызова пожарной команды. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Устройство и применение огнетушителей. Способы и порядок эвакуации людей и материальных ценностей.

Оштукатуривание колонн, углов, ниш(26ч)

Объекты работы. Отделка простейших прямоугольных, квадратных, круглых колонн, столбов, ниш в школьных хозяйственных и бытовых помещениях.

Технические сведения. Виды колонн по форме, назначению. Материалы и инструменты. Требования к качеству отделки колонн, углов, ниш. Техника безопасности при отделке колонн.

Приемы работы. Освоение приемов работы по подготовке колонн, углов, ниш к оштукатуриванию. Оштукатуривание прямоугольных, квадратных колонн. Оштукатуривание круглых колонн. Изготовление и использование шаблона. Оштукатуривание ниш. Оштукатуривание наружных углов. Оштукатуривание внутренних углов. Оформление отделка колонн, углов, ниш. Затирка поверхности. Навешивание правил. Провешивание углов отвесом.

Разделка швов между плитами перекрытий(21ч)

Объекты работы. Тренировочные стенды. Разделка простейших форм рустов на потолках школьных помещений.

Технические сведения. Виды рустов. Инструменты для разделки рустов, швов между плитами перекрытий. Требования к качеству выполненных работ. Правила безопасной работы. Технологическая последовательность при выполнении разделки швов.

Приемы работ. Оконопачивание швов между плитами паклей. Заполнение шва раствором. Разравнивание раствора полутерком. Прорезка рустов с помощью специальных рустовок по предварительно прикрепленной направляющей рейке. Зачистка углов и кромок руста вручную. Окончательная отделка рустов на потолках. Проверка качества отделанной поверхности.

Оштукатуривание специальными растворами(23ч)

Объекты работы. Приготовление образцов растворов для специальных штукатурок в учебных мастерских. Выполнение образцов штукатурки из специальных растворов на учебных щитах.

Технические сведения. Ознакомление с видами специальных штукатурок, их назначением, способами выполнения. Виды, составы специальных растворов, особенности выполнения специальных штукатурок. Инструменты, приспособления для выполнения специальных штукатурок. Правила безопасной работы при работе со специальными растворами. Водонепроницаемая штукатурка. Теплоизоляционная штукатурка.Акустическая штукатурка.Армированная штукатурка.Оштукатуривание печей.Рентгенозащитная штукатурка.Оштукатуривание растворами с противоморозными добавками. Оштукатуривание растворами с добавками поташа.

Приемы работ. Приготовить компоненты для специальной штукатурки. Приготовить некоторые штукатурные специальные растворы в условиях учебной мастерской (по выбору). Выполнить операции штукатурки специальными растворами.

Практическое повторение(29ч)

Объекты работы. Столбы, колонны, швы между плитами перекрытия, учебные щиты

Умения. Ориентировка в задании по выполненному образцу. Оценка качества выполненной работы в сравнении с образцом.

Самостоятельная работа и анализ ее качества(2ч)

Объекты работы. Оштукатуривание углов внутренних и наружных (по выбору).

II четверть(100ч)

Вводное занятие

Сведения о гигиене труда и производственной санитарии(23ч)

Технические сведения. Основные понятия о гигиене труда. Значение рационального режима труда и отдыха. Правильная рабочая поза. Требования к рабочей одежде, уход за ней и правила ее хранения. Санитарные требования, предъявляемые к освещению. Вентиляция помещений. Предупреждение мелких травм. Правила ухода за кожей. Первая помощь при несчастном случае. Индивидуальный пакет и правила пользования им.

Ремонтные малярные работы(31ч)

Объекты работы. Помещения бытовых и хозяйственных помещений (стены, потолки, полы, окна, двери).

Технические сведения. Ознакомление с особенностями ремонтных работ водными и неводными составами. Составы, способы приготовления паст. Материалы, инструменты и приспособления для полного и частичного ремонта. Правила безопасной работы с химикатами, лакокрасочными материалами, известью.

Приемы работы. Ремонт ранее окрашенных поверхностей водными составами. Удаление старых набелов. Смывание слоя клеевой краски, соскабливание известковых, казеиновых, силикатных и многослойных клеевых красок. Перетирка штукатурки известковым раствором, содержащим мелкий песок. Удаление пятен с поверхности клеевой краски крепкой купоросной грунтовкой. Покрытие высушенной грунтованной поверхности цинковыми масляными белилами. Замена штукатурки на поврежденном участке.

Ремонт ранее окрашенной поверхности неводными составами. Очистка поверхности от старой краски. Промывка теплой водой с мылом или керосином старых поверхностей. Удаление масляной краски механическим или химическим способом. Удаление масляных пятен. Удаление нефтяных пятен пастой. Удаление ржавчины.

Удаление пятен невысыхающих масел помощью жирной глины. Удаление старой масляной краской специальной смывкой.

Фактурная отделка поверхности декоративными составами(25ч)

Объекты работы. Тренировочные стенды, поверхности стен фасадов, внутренние поверхности общественных зданий.

Технические сведения. Материалы для декоративных составов. Ознакомление с инструментами и приспособлениями для декоративной фактурной отделки. Требования к качеству работ. Прочность соединения декоративного слоя с поверхностью, ровность и равномерность нанесения (набрызга) фактуры, невидимость стыков наносимых слоев, однородность фактуры. Отделка под «шагрень». Назначение отделки. Отделка поверхности декоративной крошкой. Состав декоративного раствора, устройство и принцип работы крошкомета. Отделка латексным наполненным составом «солнце»: особенности приготовления состава. Отличия отделки «солнце» от отделки под «шагрень» и декоративной крошкой. Безопасные условия работы (защита органов дыхания, зрения, средства подмащивания). Организация рабочего места.

Приемы работы. Подготовка поверхности под отделку «шагрень». Подготовка латексно-мелового состава. Очистка от загрязнений. Расшивка трещин. Грунтовка поверхности мыловарной грунтовкой. Частичное выравнивание поверхности. Механизированное нанесение латексно-мелового состава. Окрашивание поверхностей с предварительной подготовкой (очистка от пыли, грязи, потеков раствора, промывание жировых пятен 2%-ным раствором соляной кислоты).

Отделка поверхности декоративной крошкой. Подготовка поверхности к отделке. Грунтование водоэмульсионной поливинилацетатной краской, разведенной водой. Нанесение клеящего состава (после высыхания). Нанесение декоративного состава. Нанесение лака на поверхность краски. Организация рабочего места.

Отделка латексным наполненным составом «солнце». Подготовка поверхностей под отделку. Очистка от загрязнений, расшивка трещин. Грунтовка поверхности мыловарной грунтовкой. Выполнение операций отделки латексным наполненным составом «солнце».

Практическое повторение(19)

Объекты работы. Выполнение ремонтных работ в различных хозяйственных и бытовых помещениях.

Умения. Самостоятельное определение вида и способа ремонта. Самостоятельный ремонт ранее окрашенных поверхностей водными и неводными составами.

Самостоятельная работа и анализ ее качества(2ч)

Обьекты работы. Оштукатуривание углов внутренних и наружных( по выбору)

III четверть(146ч)

Вводное занятие(2ч)

Задачи на третью четверть. Ответственность за сохранность инструментов, находящихся в учебной мастерской. График дежурств. Содержание рабочего места. Организация труда. Техника безопасности при выполнении работ в процессе изучения тем программы.

Простейшие художественно-декоративные малярные отделки поверхности(33ч)

Объекты работы. Тренировочные щиты, стенды, стены различных помещений.

Технические сведения. Ознакомление с видами, назначением простейших декоративных отделок поверхностей. Инструменты, приспособления, составы и способы их приготовления для отделок. Безопасные условия работ.

Приемы работы. Приготовление составов. Набивка трафаретов по поверхности, окрашенной неводными составами. Набивка картинами, сплошная набивка трафаретов. Набивка фриза, бордюра. Накатка рисунка валиками с различными узорами. Окончательная доработка отделки вручную. Исправление дефектов.

Подготовка плиток и инструментов для настилки полов и облицовки вертикальных поверхностей(19ч)

Объекты работы. Учебные стенды, различные хозяйственные и бытовые помещения.

Технические сведения. Ознакомление с инструментами и приспособлениями. Организация рабочего места и инструктаж по технике безопасности. Виды плиточных материалов, их различие, размеры, форма и назначение. Правила хранения инструмента. Рабочая поза, приемы захвата плиток при калибровке, укладке.

Приемы работы. Укладка плиток после калибровки и сортировки в ящики, упаковка, маркировка. Овладение приемами рубки керамических плиток вручную. Резка глазурованных плиток резцом, стеклорезом. Подточка кромок плиток, сверление отверстий.

Подготовка поверхностей для облицовки стен и настилки полов плитками(23ч)

Объекты работы. Учебные щиты. Поверхности стен. Полов в бытовых и хозяйственных помещениях школы.

Технические сведения. Ознакомление с инструментами и приспособлениями. Организация рабочего места и инструктаж по безопасности труда.

Приемы работы. Подготовка стен под облицовку. Смачивание и обрызг поверхностей стен. Провешивание, устройство марок и маяков, нанесение грунта. Рабочая поза при разравнивании раствора. Устройство борозд на поверхности стен.

Подготовка поверхности пола под настилку плиткой. Очистка поверхности от мусора, смачивание, удаление наплывов, проверка правильности геометрической формы пола. Укладка гидроизоляции по деревянному и бетонному основанию, натягивание металлической сетки. Устройство стяжек под полы по маркам и маякам. Установка марок. Разбивка поверхности на захватки. Контроль качества подготовки поверхностей для облицовки стен и настилки полов.

Настилка полов керамическими плитками(30ч)

Объекты работы. Учебные тренировочные щиты. Полы хозяйственных и бытовых построек.

Технические сведения. Ознакомление с инструментом, приспособлениями. Уход за полами из керамической плитки после настила. Способы настилки полов керамической плиткой: «шов в шов», «вразбежку», «по диагонали». Инструктаж по безопасности труда. Ознакомление с приемами работ и организацией рабочего места.

Приемы работы. Разбивка рисунка на поверхности пола. Приемы укладки маячных, фризовых, промежуточных плиток, фризовых, маячных рядов. Разбивка пола на захватки. Установка и крепление шнура-причалки и маяков из раствора. Накладывание раствора. Разравнивание раствора рейкой. Укладка первого ряда и последующих рядов с применением угольника, уровня. Укладка плиток, выравнивание швов, посадка плитки, заполнение швов, протирка поверхности плиток опилками. Проверка качества настилки полов. Укладка плитки с крестиками и без них.

Облицовка вертикальных поверхностей глазурованными и другими плитками(18ч)

Объекты работы. Упражнения на тренировочных щитах, стендах. Стены, простенки, колонны, столбы.

Технические сведения. Ознакомление с инструментами и приспособлениями для облицовки поверхностей плитками. Ознакомление с последовательностью и приемами выполненных работ. Виды облицовки: «шов в шов», способом «вразбежку» и «по диагонали». Уход за облицованной поверхностью. Контроль качества выполненной работы. Безопасные условия работы.

Приемы работы. Приемы нанесения отметок чистого пола от репера уровнем или нивелиром. Овладение приемами подготовки, провешивание поверхности стен и установка марок. Определение кратности поверхностей стен укладкой плинтусных или рядовых плиток насухо установлением размеров плиток-доборов. Разметка и нарезка плиток-доборов. Натягивание шнура-причалки на уровне первого ряда. Краткое освоение приемов облицовки вертикальных поверхностей «шов в шов», «по диагонали», установка угловых и рядовых плиток. Применение приспособлений (скоб, вставок) для регулирования ширины шва. Заполнение швов раствором. Установка поясков, карнизов, плинтусов, лузговых и усеночных плиток. Облицовка стен полистирольными плитками. Контроль качества выполненной работы.

Практическое повторение(19ч)

Объекты работы. Различные штукатурные, малярные, обойные, плиточные работы внутри зданий (по выбору).

Умения. Ориентировка в задании по выполненному образцу. Планирование работы в зависимости от задания. Самостоятельное приготовление инструментов и материалов к работе. Облицовка вертикальных поверхностей стен.

Самостоятельная работа и анализ ее качества(2ч)

IV четверть(101ч)

Вводное занятие(2ч)

Итоги за третью четверть. Задачи на четвертую четверть. Ознакомление с программой по изучению тем на IV четверть.

Ремонт облицованных поверхностей(19ч)

Объекты работы. Ванные комнаты, душевые, умывальники, туалеты, лестничные площадки, кухня, столовая.

Технические сведения. Виды растворов для ремонта плиток. Инструменты и приспособления для ремонта облицовок. Западания и выступания плиток. Местные утолщения швов, отставания плитки от раствора, отставания плитки с раствором, небрежное примыкание облицовки к трубопроводам, выключателям, розеткам и т.д. Швы не точно горизонтальные и вертикальные, углы развернутые, лузги, усенки искривлены. Контроль качества выполненной работы. Безопасность труда в работе.

Приемы работы. Выборка испорченных плиток. Подготовка основания. Приготовление раствора, замачивание плитки. Определение дефекта облицованной поверхности. Отделка и установка плитки на горизонтальные и вертикальные поверхности с помощью раствора. Установка плитки на плиточный клей.

Новые строительные материалы(21ч)

Технические сведения. Ознакомление с новыми строительными материалами, их назначением. Свойства и составы. Способы подготовки к работе. Самоклеющая пленка, подвесные потолки, современные шпатлевки, лакокрасочные материалы.

Упражнения. Оклеить стенды самоклеющей пленкой. Сравнить различные шпатлевки. Сравнить различные лакокрасочные материалы.

Основы цветоведения в отделочных работах(14ч)

Технические сведения. Ознакомление с цветными решениями при подборе цвета в малярных работах, со свойствами цвета. Виды цветного спектра, их применение в малярных работах. Смешение цвета. Свойства цвета. Применение белого, черного, желтого, красного, синего, смешанных, нейтральных цветов. Учет свойств цвета при оформлении квартиры, общественных зданий и т.д. Теплые, холодные тона.

Упражнения. Подобрать соответствующую цветовую гамму обоев, линолеума, плиток для отделки различных помещений (спальня, кухня, гостиная, ванная комната, школьные помещения и т.д.). Смешать 2-3 пигмента разных цветов для получения нового цвета (желтый-синий, желтый-красный, синий-белый и др.).

Монолитные покрытия пола(7ч)

Объекты работы. Учебные мастерские, тренировочные щиты. Полы в школьных помещениях.

Технические сведения. Ознакомление с видами монолитных покрытий, их назначением. Бесшовные цементно-песчаные стяжки. Бесшовные мастичные покрытия. Инструменты и приспособления. Инструктаж по технике безопасности при выполнении монолитных покрытий пола.

Приемы работы. Выполнение цементно-песчаной стяжки. Очистка поверхности от пыли и грязи. Определение горизонтальности пола при помощи жидкого уровня или нивелиром. Установка маяков. Натягивание шнура-причалки. Установка направляющих реек. Приготовление раствора. Смачивание поверхности. Накладывание раствора. Разравнивание раствора малкой. Железнение поверхности. Контроль качества выполненной работы.

Организация труда в строительстве(5ч)

Технические сведения. Структура управления строительством. Бригады и звенья. Разделение труда между рабочими разной квалификации. Значение комплексных бригад. Фронт работ, его размеры, обмер выполняемых работ. Материальная ответственность за производственный брак.

Понятие о нормах времени и нормах выработки на штукатурные, малярные, обойные и плиточные работы. Краткая характеристика системы оплаты: повременная, сдельная, сдельно-премиальная, прогрессивная, аккордная. Их применение. Система оплаты труда штукатуров и маляров. Подсчет заработанной платы бригады и распределение между членами бригады в соответствии с их квалификацией. Календарные планы строительства объектов. Наряды, их формы, заполнение, выдача и закрытие.

Практическое повторение(17ч)

Объекты работы. Помещения школы: бытовые и хозяйственные.

Умения. Самостоятельное планирование ремонтных работ. Самостоятельное приготовление инструментов и материалов к работе. Оценка качества выполненной работы в групповой беседе.

Подготовка к экзаменам(14ч)

Повторение пройденной программы согласно экзаменационных билетов.

Самостоятельная работа и анализ ее качества(2ч)

Объекты работы. Ремонт облицованных плиткой поверхностей.

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Теоретические занятия

 

Практические

работы

Лабораторные

работы

Экскурсии

1.

1 четверть

Вводное занятие

3

3

2.

Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских и на строительстве

18

9

9

3.

Оштукатуривание колонн, углов, ниш

26

11

15

4.

Разделка швов между плитами перекрытий

21

8

13

5.

Оштукатуривание специальными растворами

23

10

13

6.

Практическое повторение

29

13

16

7.

Самостоятельная работа

Итого 1 четв.

2

122

54

2

68

1

2 четверть

Вводное занятие.  Сведения о гигиене труда и производственной санитарии

23

11

12

2

Ремонтные малярные работы

31

13

18

3

Фактурная отделка поверхности декоративными составами

25

           10

15

4

Практическое повторение

19

           4

15

5

Самостоятельная работа

Итого 2 четв.

2

100

38

2

62

1

3 четверть

Вводное занятие

2

           

             2

2

Простейшие художественно-декоративные малярные отделки поверхности

33

           13

20

3

Подготовка плиток и инструментов для настилки полов и облицовки вертикальных поверхностей

19

8

11

4

Подготовка поверхностей для облицовки стен и настилки полов плитками

23

11

12

5

Настилка полов керамическими плитками

30

13

17

6

Облицовка вертикальных поверхностей глазурованными и другими плитками

18

8

10

7

Практическое повторение

19

8

11

8

Самостоятельная работа

Итого 3 четв.

2

146

63

          2

          83

1

4четверть

Вводное занятие

2

2

2

Ремонт облицованных поверхностей

19

7

12

3

Новые строительные материалы

21

10

11

4

Основы цветоведения в отделочных работах

14

6

8

5

Монолитные покрытия пола

7

3

4

6

Организация труда в строительстве

5

5

7

Практическое повторение

17

5

12

8

Подготовка к экзаменам

14

6

8

9

Самостоятельная  работа

Итого 4 четв.

2

101

44

2

            57

Итого

469

                               

Календарно-тематическое планирование

  1 четверть (122 ч)

п/п

Тема урока

Кол – во часов

Предполагаемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Коррекционная деятельность

Тема раздела: Вводное занятие (3 ч)

1

Организация рабочего места.   Правила безопасной работы в мастерской.

Охрана труда при выполнении штукатурно-малярных работ

3

01.09

Упражнение на развитие памяти «Пословица»

Тема раздела:  Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских и на строительстве  (18ч)

1

Безопасность труда. П.р. Выполнение упражнений

2

02.09

Упражнение на развитие внимания

2

Причины травматизма.               Изучение инструкций

2

03.09

Коррекция логического мышления

3

Виды травм, их предупреждение.  П.р. Оказание первой помощи

3

04.09

Развивать зрительную память

4

Запрещающие и предупреждающие надписи.                       П.р. Применение знаков, надписей

2

05.09

Задания на развитие внимания

5

Основные правила электрробезопасности.

 П.р.Применение инструкций в работе

2

07.09

Коррекция движений

6

Пожарная безопасность.              П.р. Применение инструкций в работе

3

08.09

Коррекция логического мышления

7

Первичные средства пожаротушения.                             П.р.Применение огнетушителей

2

9.09

Коррекция мышления через умения анализировать

8

Правила пользования электроинструментом П.р.Приемы работы электроинструментом

2

10.09

Коррекция движений

Тема раздела:  Оштукатуривание колонн, углов, ниш (26 ч)

1

Виды колонн                          П.р.Определение вида колонн

3

11.09

Упражнение на развитие внимания «Найди общее»

2

Материалы и инструменты.             П.р. Применение инструмента в работе

2

12.09

Упражнение на внимание « Все ли предусмотрено»

3

Требования к качеству колонн, углов.                             П.р. Подготовка поверхности к оштукатуриванию

2

14.09

Развитие двигательных функций

4

 Техника безопасности при отделке колонн    П.р.Выполнение упражнений при отделке

3

15.09

Развитие двигательных функций

5

Оштукатуривание круглых коллон              П.р. Изготовление и использование шаблона

2

16.09

Упражнение на сравнение

6

Оштукатуривание квадратных колонн.               П.р.Освоение приемов оштукатуривания

2

17.09

Развитие двигательных функций

7

Оштукатуривание наружных углов. П.р. Приемы оштукатуривания углов

3

18.09

Упражнение на сравнение «В чем различие»

8

Оштукатуривание ниш. П.р.Выполнение операций оштукатуривания

2

19.09

Совершенствование глазомера

9

Оштукатуривание внутренних углов. П.р. Приемы оштукатуривания фасонным полутерком

2

21.09

Развитие мышления

10

Оформление отделки колонн. П.р. Затирка поверхности

3

22.09

Развитие мелкой моторики рук

11

Навешивание правил. П.р.Выполнение операций навешивания правил

2

23.09

Развитие мелкой моторики рук

Тема раздела: Разделка швов между плитами перекрытий(21 ч)

1

Виды рустов.                 П.р. Разделка простейших форм рустов

2

24.09

Коррекция мышления, через умение определять причины брака

2

Инструменты для разделки рустов, швов                               П.р. Приемы работы инструментом

3

25.09

Коррекция мышления, через умение определять причины брака

3

Требования к качеству выполненных работ.           П.р. Заполнение шва раствором

2

26.09

Развитие мыслительной деятельности

4

Правила безопасной работы.                                П.р. Применение инструкций в работе

2

28.09

Развитие зрительной памяти

5

Последовательность при разделке швов     П.р.Прорезка рустов рустовкой

3

29.09

Коррекция движений

6

Зачистка углов и кромок руста. П.р.Выполнение операций зачистки руста

2

30.09

Коррекция движений

7

Окончательная отделка рустов на потолке.                             П.р. Выполнение операций отделки

2

01.10

Развитие логического мышления

8

П.р.Проверка качества отделанной поверхности

3

02.10

На развитие мышления «Сравни»

9

Отделка рустов на потолке.                               П.р. Выполнение рустов на потолке

2

03.10

Совершенствование глазомера.

Тема раздела:Оштукатуривание специальными растворами(23ч)

1

Виды специальных штукатурок.                П.р. Выполнение операций  штуктурки

2

05.10

Формирование сконцентрированного внимания

2

Виды,  составы специальных растворов.                       П.р. Приготовление компонентов для штуктурки

3

06.10

Совершенствование глазомера

3

Инструменты для специальных штукатурок. Приспособления для специальных штукатурок

2

07.10

  Формирование умения анализировать свою деятельность, сравнивая с образцом.

4

Правила безопасной работы со специальными растворами.                   П.р. Применение инструкций в работе

2

08.10

На развитие мышления «Выдели общее»

5

Водонепроницаемая штукатурка.                          П.р. Приготовление специального раствора

3

09.10

 Коррекция мышления, через умение определять причины брака

6

Теплоизоляционная штукатурка.                         П.р. Приготовление специального раствора

2

10.10

  Формирование умения анализировать свою деятельность, сравнивая с образцом.

7

Акустическая штукатурка. П.р.Приготовление специального раствора

2

12.10

  Формирование умения сравнивать с образцом.

8

Оштукатуривание печей.                                 П.р. Приготовление специального раствора

3

13.10

Совершенствование глазомера.

9

Оштукатуривание с противоморозными добавками. П.р.Выполнение операции штукатурки

2

14.10

Упражнения на развитие мышления                                      « Волшебный мешочек»                      

10

Оштукатуривание  с различными добавками.                        П.р. Выполнение операции штукатурки

2

15.10

Задания на развитие внимания «Найди общее»

Тема раздела: Практическое повторение (29 ч)

1

Оштукатуривание столбов.                      П.р. Выполнение операций

3

16.10

Развитие самоконтроля

2

Подготовка  и оштукатуривание колонны                        П.р. Выполнение операций

2

17.10

Развитие мышления

3

Оштукатуривание колонны.                         П.р. Выполнение операций

2

19.10

Развитие самостоятельности

4

Отделка рустов на потолке.                  П.р. Выполнение операций

3

20.10

Развитие внимания

  5

Заполнение шва между плитами П.р.Выполнение операций

2

21.10

Развитие мышления

6

П.р.Выполнение операций штукатурки

2

22.10

Развитие точности движений

7

П.р.Выполнение операций штукатурки

3

23.10

Развитие самоконтроля

8

П.р.Затирка поверхности внешнего угла

2

24.10

Развитие самостоятельности

9

П.р.Затирка поверхности внутреннего угла

2

26.10

Развитие мышления

10

Ориентировка в задании

3

27.10

Формирование сконцентрированного внимания

11

Оценка качества штукатурки

2

28.10

Задания на развитие внимания «Найди общее»

12

Оценка качества выполненной работы

3

30.10

Развитие самостоятельности

Тема раздела: Самостоятельная работа (2 ч)

1

С.р. Оштукатуривание наружных углов

2

29.10

Развитие самоконтроля

Календарно – тематическое планирование

2 четверть (100 ч)

п/п

Тема урока

Кол – во часов

Предполагаемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Коррекционная деятельность

Тема раздела: Вводное занятие. Сведения о гигиене труда и производственной санитарии (23 ч)

1

Гигиена труда                    П.р. Соблюдение гигиены труда

2

9.11

Упражнение «Найди общее»

2

Режим труда и отдыха.

Работа с кодексом законов о труде                          

3

10.11

Упражнения на развитие памяти

3

Положение работающего во время работы              П.р. Соблюдение правил во время работы

2

11.11

Задания на развитие памяти «Запиши»

   4

Требования к рабочей одежде. П.р.Уход за рабочей одеждой

2

12.11

На развитие мышления «Сравни»

5

Санитарные требования к освещению           П.р. Определение нормы освещения

3

13.11

Формирование навыка сконцентрированного внимания.

6

 Вентиляция помещений          П.р. Создание вентиляции в помещении

2

14.11

Формирование навыка самоконтроля.

7

Предупреждение мелких травм                 П.р. Приемы безопасной работы

2

16.11

развитие мышления                      

8

Уход за кожей. П.р.Использование средств ухода

3

17.11

Упражнение на развитие памяти «Запомни»

9

Первая помощь при несчастном случае. П.р.Оказание первой помощи

2

18.11

Формирование точности восприятия.

10

Индивидуальный пакет.                                П.р. Правила пользования пакетом

2

19.11

Формирование навыка сконцентрированного внимания

Тема раздела: Ремонтные малярные работы (31 ч)

Упражнения на развитие мелкой

моторики пальцев

1

Особенности ремонтных работ П.р. Выполнение операций по ремонту

3

20.11

Формирование навыка сконцентрированного внимания.

2

Особенности ремонтных работ неводными составами.                       П.р. Выполнение операций по ремонту                  

2

21.11

Формирование точности восприятия.

3

Материалы и инструменты для частичного ремонта                    П.р. Зачистка поверхности шпателем

2

23.11

Развитие координации движений

4

Составы для ремонтных работ                   П.р. Приготовление пасты

3

24.11

Коррекция мышления, через умение определять причины брака и способы его устранения.

5

Правила безопасной работы с малярными составами. П.р.Работа с известью

2

25.11

Совершенствование глазомера.

6

Перетирка штукатурки известковым раствором. П.р.Выполнение приемов перетирки

2

26.11

Упражнения на развитие мышления  « Волшебный мешочек»                      

7

Удаление пятен с клеевой окраски. П.р.Смывание слоя краски

3

27.11

Задания на развитие внимания «Найди общее»

8

Покрытие поверхности грунтовочным составом.                       П.р. Грунтование поверхности

2

28.11

Упражнения на развитие памяти «Пословица»

9

Ремонт стен, окрашенных неводными составами. П.р.Выполнение операций ремонта

2

30.11

Упражнение на развитие мышления «Кроссворд»

10

Очистка поверхности от старой краски. П.р.Выполнение операции очистки

3

01.12

На развитие внимания «Исправь ошибку»

11

Удаление маслянной краски механическим способом. П.р.Зачистка теркой

2

02.12

Развитие точности движений

12

Удаление ржавчины.               П.р. Удаление ржавых пятен

2

03.12

Упражнение на развитие памяти «Запомни предметы»

13

Замена штукатурки на поврежденных местах.                          П.р. Выполнение операции  замены штукатурки

3

04.12

Развитие самоконтроля

Тема раздела: Фактурная отделка поверхности декоративными составами (25 ч)

Упражнения на развитие памяти «Пословица»

1

Материалы для декоративных составов.                       П.р. Подбор материалов

2

05.12

Задания на развитие внимания «Найди общее»

2

Инструменты для фактурной отделки. П.р.Подготовка инструментов

2

07.12

Развитие точности движений

3

Требования к качеству работ.  П.р. Подготовка поверхности под отделку

3

08.12

На развитие мышления «Выдели общее»

4

П.р.Очистка поверхности от загрязнения

2

09.12

Развитие кругозора

   5

Подготовка поверхности под декоративный слой. П.р.Выполнение операций штукатурки

2

10.12

Развитие точности движений

6

Отделка под «шагрель» П.р.Нанесение набрызга фактуры

3

11.12

Развитие самоконтроля

7

Отделка поверхности декоративной краской. П.р.Приготовление раствора

2

12.12

Развитие логического мышления

8

Работа с крошкой П.р.Выполнение операции

2

14.12

Совершенствование глазомера

9

Отделка поверхности составом «солнце»                   П.р. Технология выполнения операции

3

15.12

Развитие логического мышления

10

Правила безопасной работы декоративными составами. П.р.Технология выполнения правил

2

16.12

Концентрация внимания

11

Различие между видами отделки          П.р. Сравнение образцов

2

17.12

Развитие мыслительной деятельности

Тема раздела: Практическое повторение (19 ч)

1

Определение вида ремонта                   П.р. Подготовка поверхности

3

18.12

Развитие самостоятельности

2

 П.р. Ремонт штукатурки под окраску    

2

19.12

Формирования умения анализировать свою деятельность, сравнивая с образцом.

3

П.р.Огрунтовка отремонтированных мест

2

21.12

Коррекция мышления, через умение анализировать ход выполнения работы.

4

П.р. Удаление старой штукатурки

3

22.12

Развитие координации движений

5

П.р. Ремонт штукатурки под окраску

2

23.12

Совершенствование глазомера.

6

Ремонт стен.                   Пр.р. Зачистка поверхности стен

2

24.12

.

Формирование навыка сконцентрированного внимания

7

Ремонт спальни      Пр.р. Заделка трещин

3

25.12

Формирование точности восприятия.

8

Ремонт дверных откосов П.р.Окрашивание известковым составом

2

26.12

Задания на развитие внимания «Найди общее»

Тема раздела: Самостоятельная работа (2 ч)

1

С.р.Ремонт стен  в помещении.

2

28.12

Развитие самоконтроля

Календарно – тематическое планирование

3 четверть (146ч)

п/п

Тема урока

Кол – во часов

Предполагаемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Коррекционная деятельность

Тема раздела: Вводное занятие(2ч)

1

Правила безопасной работы. Организация рабочего места

2

11.01

 развитие внимания

Тема раздела: Простейшие художественно-декоративные малярные отделки поверхности(33ч)

1

Виды и назначение декоративных отделок                П.р. Определение образцов по внешнему виду

3

12.01

Упражнение

на развитие мышления «Сравни»

2

Инструменты, приспособления для отделок.                  П.р. Способы применения отделок

2

13.01

Упражнение на развитие памяти «Пословица»

3

Способы приспособления составов для отделок                          Пр. Приготовление составов

2

14.01

На развитие мышления «Заполни пропавшие буквы»

4

Безопасные условия труда                 Пр.р. Выполнение безопасных условий труда

3

15.01

Развитие мелкой моторики

5

Набивка трафаретов на стены                 П.р. Набивка трафаретов краской

2

16.01

  Формирование умения анализировать свою деятельность

6

Набивка картин по трафарету.                   Пр.р. Изготовление трафарета

2

18.01

  Формирование умения сравнивать с образцом.

7

Сплошная набивка трафаретов.                     П.р. Изготовление трафаретов

3

19.01

.

8

Сплошная набивка трафаретов.                   П.р. Выполнение операций

2

20.01

Совершенствование глазомера.

9

Набивка фриза. П.р.Выполнение операци набивки

2

21.01

Развитие мелкой моторики

10

Набивка бардюра. П.р.Выполнение операции набивки

3

22.01

Развитие логического мышления

11

Накатка рисунка валиков с узором. П.р. Выполнение операции набивки

2

23.01

Формирование сконцентрированного внимания

12

Доработка рисунка вручную.                      П.р. Исправление дефектов

2

25.01

Совершенствование глазомера

13

Набивка рисунка на стену.                         П.р. Набивка рисунка по трафарету

3

26.01

 развитие внимания

14

Нанесение рисунка аэрографом.

 П.р. Выполнение операции нанесения

2

27.01

Формирование сконцентрированного внимания

Тема раздела: Подготовка плиток и инструментов для настилки полов и облицовки вертикальных поверхностей(19ч)

1

Ознакомление с инструментами и приспособлениями П.р.Использование технологического нормокомплекта

2

28.01

Совершенствование глазомера.                              

2

Организация рабочего места             П.р. Способы организации рабочего места

3

29.01

На развитие мышления «Сравни»

3

 Виды плиточных материалов               П.р. Сортировка плиток по форме, размеру

2

30.01

На развитие мышления «Классификация»

4

Захват плитки при укладке.                        П.р. Приемы захватки плитки

2

01.02

  Формирование умения сравнивать с образцом

5

Резка глазурованных плиток резцом. П.р. Выполнение приемов резки

3

02.02

Совершенствование глазомера.

6

Резка плитки.                 П.р. Приточка плитки

2

03.02

Развитие мелкой моторики

7

Вырезка отверстий.                    П.р. Сверление отверстий

2

04.02

Развитие логического мышления

8

Сверление отверстий.

П.р. Подточка отверстий

3

05.02

Формирование сконцентрированного внимания

Тема раздела: Подготовка поверхностей для облицовки стен и настилки полов плитками(23 ч)

Совершенствование глазомера

1

Подготовка стен под облицовку               П.р. Проверка вертикальности стен

2

06.02

 развитие внимания

2

Подготовка стен под облицовку                       П.р. Выполнение очистки стен

2

08.02

Формирование сконцентрированного внимания

3

Нанесение раствора на поверхность  П.р.Разравнивание раствора      

3

09.02

На развитие мышления «Сравни»

4

Устройство марок и маяков

П.р. Устройство марок

2

10.02

На развитие координации движений

5

Устройство борозд поверхности стен.                          П.рРезка борозд            

2

11.02

На развитие мышления «Классификация»

6

Подготовка пола под настилку                       П.р. Очистка поверхностиот мусора

3

12.02

Развитие внимания

7

Проверка геометрической формы пола.                    П.р. Проверка формы пола

2

13.02

Упр.  на развитие мышления «Сравни»

8

Устройство стяжки под полы.                          П.р. Укладка раствора

2

15.02

развитие памяти              

9

Разбивка поверхности на захватки.                           П.р. Разбивка поверхности

3

16.02

Коррекция мышления, через умение определять причины брака и способы его устранения.

10

Контроль качества подготовки под облицовку. Проверка качества

2

17.02

Развитие внимания

Тема раздела: Настилка полов керамическими плитками(30ч)

Развитие памяти

1

Настилка полов керамической плиткой.                      П.р. Разбивка рисунка

2

18.02

Упражнение на развитие памяти «Пословица»

2

Инструменты и приспособления П.р. Приемы работы инструментами

3

19.02

Развитие точности движений

3

Приемы укладки промежуточных плиток П.р.Определение направления укладки плиток

2

20.02

  Формирование умения анализировать свою деятельность

4

Установление и крепление шнура прыгалки                      П.р. Выполнение операции

2

22.02

  Формирование умения сравнивать с образцом.

5

Накладыване раствора.  П.р.Разравнивание раствора рейкой

2

24.02

Совершенствование глазомера.

6

Укладка первого ряда                                П.р. Укладка плиток

2

25.02

Развитие мелкой моторики

7

Укладка плиток. П.р.Выравнивание швов

3

26.02

Развитие логического мышления

8

Укладка  «шов в шов»                   П.р.Приемы укладки плитки

2

27.02

Формирование сконцентрированного внимания

9

Настилка полов способом «вразбежку» П.р.Выполнение операции

2

29.02

Совершенствование глазомера

10

Настилка полов «по диагонали»                     П.р. Выполнение операции

3

01.03

 развитие внимания

11

Проверка качества настилки полов П.р. Выявление и устранение полов

2

02.03

Формирование сконцентрированного внимания

12

Укладка плитки крестиками                   П.р. Выполнение операций  укладки

2

03.03

Развитие логического мышления

13

Нанесение отметок чистого пола уровнем                          П.р. Нанесение отметок

3

04.03

Развитие мелкой моторики

Тема раздела: Облицовка вертикальных поверхностей глазурованными и другими плитками(18ч)

1

Инструменты, приспособления                 П.р. Технология работы отвесом

2

5.03

Развитие точности движений    

2

Подготовка поверхности    П.р.Провешивание стен отвесом

2

07.03

Развитие самоконтроля

3

Установка марок                    П.р. Укладывание крайних плиток

2

09.03

Развитие самостоятельности

4

Разметка и нарезка плиток. П.р.Натягивание шнура прыгалки

2

10.03

Развитие логического мышления

5

Облицовка вертикальных поверхностей «шов в шов» П.р.Выполнение приемов облицовки

3

11.03

Формирование сконцентрированного внимания

6

Установка  угловых и рядовых плиток. П.р. Применение приспособлений

2

12.03

Совершенствование глазомера

7

Облицовка стен плитками                       П.р. Выполнение облицовки

2

14.03

 развитие внимания

8

Контроль качества облицованных стен П.р. Выполнение приемов контроля

3

15.03

Формирование сконцентрированного внимания

Тема раздела: Практическое повторение (19 ч)

1

Оштукатуривание стен                                  П.р. Ориентировка в задании по образцу

2

16.03

Коррекция движений

2

Оштукатуривание стен                            П.р. Выполнение операций штукатурки

2

17.03

  Развитие точности движений

3

Оштуктуривание внешних углов               П.р. Выполнение технологических операций

3

18.03

Развитие мелкой моторики

4

Оштукатуривание внутренних углов                П.р. Применение фасонных полутерков

2

19.03

Коррекция движений

5

Ремонт окрашенных поверхностей          П.р.Выполнение ремонта

2

21.03

Развитие зрительной памяти

6

Перетирка штукатурки известковым составом                П.р. Нанесение накрывочного слоя

3

22.03

Развитие логического мышления

7

Укладка плитки по диагонали                          П.р. Выполнение приемов укладки

2

23.03

Формирование сконцентрированного внимания

8

Облицовка вертикальных поверхностей                 П.р. Выполнение операций облицовки

3

25.03

 развитие внимания

Тема раздела: Самостоятельная работа (2 ч)

1

С.р.Окрашивание отремонтированных стен

2

24.03

Развитие самоконтроля

Календарно – тематическое планирование

4 четверть ( 101ч)

Тема раздела: Вводное занятие (2 ч)

1

Организация труда в мастерской. Правила безопасной работы

2

04.04

Развитие кругозора

Тема раздела: Ремонт облицованных поверхностей(19ч)

1

Ремонт облицовки стен        П.р.Определение вида ремонта

3

05.04

Формирование навыка сконцентрированного внимания.

2

Инструменты, приспособления для ремонта                          П.р. Приемы работы инструментом

2

06.04

Задания на развитие внимания «Найди общее»

3

Виды растворов для ремонта плиток.                    П.р. Приготовление цементного раствора

2

07.04

Упражнения на развитие памяти «Пословица»

4

Дефекты облицовки                П.р. Устранение западания плитки

3

08.04

Развитие точности движений

5

Выступание плитки П.р. Выборка испорченных плиток

2

09.04

Развитие мышления

6

П.р.Приготовление раствора                        П.р. Нанесение раствора

2

11.04

 Коррекция мышления, через умение определять причины брака и способы его устранения.

7

Отслаивание плитки                           П.р. Подготовка основания

3

12.04

  Формирования умения анализировать свою деятельность, сравнивая с образцом.

8

 Установки плитки на плиточный клей П.р. Приклеивание плитки

2

13.04

Развитие логического мышления

Тема раздела: Новые строительные материалы (21ч)

             

 Развитие внимания

1

Новые строительные материалы. Ознакомление с образцами

2

14.04

Коррекция мышления, через умение определять причины брака

2

Назначение материалов. П.р.Применение материалов

3

15.04

 развитие памяти

3

Свойства и составы материалов                  П.р. Сравнение материалов

2

16.04

 развитие внимания

4

Самоклеющая пленка                           П.р. Оклеивание стенда

2

18.04

  Формирования умения анализировать свою деятельность, сравнивая с образцом.

5

Современные шпатлевки                        П.р. Приготовление шпатлевки

3

19.04

 Коррекция мышления, через умение анализировать ход выполнения работы.

6

Сухие строительные смеси

П.р. Приготовление гипсового раствора

2

20.04

Формирования умения сравнивать с образцом.

7

Штукатурная смесь П.р. приготовление штукатурного раствора

2

21.04

На развитие мышления «Сравни»

8

Штукатурная смесь П.р. Сравнение различных смесей

3

22.04

На развитие памяти «Запомни»

9

Лакокрасочные материалы                      П.р. Сравнение лакокрасочных материалов

2

23.04

На развитие мышления «Выдели общее»

Тема раздела: Основы цветоведения в отделочных работах(14ч)

Развитие самостоятельности

1

Цветовое решение в малярном деле П.р. Офрмление цветогого круга

2

25.04

На развитие памяти «Запомни»

2

Смешивание цвета П.р. Смешивание красок

 3

26.04

Коррекция мышления, через умение определять причины брака и способы его устранения.

3

Учет свойств цвета при оформлении П.р.Рисование образцов

2

27.04

Развитие внимания

4

Сочетание цветов                      П.р. Определение сочетающихся цветов

2

28.04

Коррекция мышления, через умение анализировать ход выполнения работы.

5

Цветовая гамма для покраски кухни П.р. Подбор цветовой гаммы

3

29.04

Формирования умения анализировать свою деятельность, сравнивая с образцом.

6

Цветовая гамма для общественных мест П.р. Подбор вариантов цветовой гаммы

2

30.04

Упр.На развитие мышления «Выдели общее»

Тема раздела: Монолитные покрытия пола(7ч)

1

Виды монолитных покрытий.                        П.р. Выполнение стяжки

3

03.05

Совершенствование глазомера.

2

Цементно-песчаные стяжки                   П.р. Выполнение стяжки

2

04.05

Формирования умения анализировать свою деятельность, сравнивая с образцом.

3

Железнение поверхности                   П.р. выполнение работы

2

05.05

Формирование точности восприятия.

Тема раздела: Организация труда в строительстве(5ч)

1

Структура управления строительством. Бригады и звенья. Разделение труда

3

06.05

развитие мышления

2

Материальная ответственность за брак.                          Кодекс законов о труде

2

07.05

 развитие внимания

Тема раздела: Практическое повторение (17ч)

1

Планирование ремонтных работ                  П.р. выполнение подготовительных работ

3

10.05

Формирование навыка сконцентрированного внимания.

2

Ремонт штукатурки.            П.р. Выполнение операций

2

11.05

  Формирования умения анализировать свою деятельность, сравнивая с образцом.

3

Ремонт штукатурки.            П.р. Выполнение операций

2

12.05

 Коррекция мышления, через умение анализировать ход выполнения работы.

4

Огрунтовка отремонтированных мест                                  П.р. Грунтование поверхности

3

13.05

Формирования умения сравнивать с образцом.

5

П.р. Окрашивание  отремонтированных мест

2

14.05

  Формирования умения анализировать свою деятельность

6

П.р. Окрашивание стен

2

16.05

Коррекция мышления, через умение определять причины брака и способы его устранения.

7

Проверка качества. П.р. Исправление дефектов

3

17.05

На развитие мышления «Выдели общее»

Тема раздела : Подготовка к экзаменам(14ч)

1

Понятие о зданиях П.р.Выполнение отделочных работ

2

18.05

На развитие внимания «Найди общее»

2

Штукатурные работы                               П.р. Выполнение штукатурных работ

2

19.05

На развитие мышления «Сравни»

3

Малярные работы. П.р. Выполнение малярных работ

3

20.05

На развитие памяти «Запомни»

4

Обойные работы П.р. Выполнение обойных работ

2

21.05

На развитие мышления «Выдели общее»

5

Облицовочные работы                          П.р. Выполнение облицовочных работ

3

24.05

Развитие самостоятельности

6

Виды разрушения штуктурки стен П.р. Исправление дефектов

2

25.05

На развитие памяти «Запомни»

Тема раздела: Самостоятельная работа (2 ч)

Развитие мелкой моторики рук

1

С.р. Кирпичная кладка угла в два кирпича

2

23.05

Развитие самоконтроля

Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения рабочей программы

Список методических и учебных пособий:

1.А.Е.Сурженко. Малярные и обойные работы. М., 1974 г.

2.А.М.Шепелев.Штукатурные работы.М., 1974 г.

3. С.Л. Мирский. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителей.  – 2 изд., Перераб. – М.: Просвещение, 1988 г.

4.  Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой: - М.: гуманитарный издательский центр «Владос», 2011г.

Оборудование,  материалы, образовательные ресурсы:

 Строительные  инструменты;                                                                                                                                       Строительные материалы;

Наглядные пособия (технологические карты, пооперационные карты, образцы, таблицы);

Дидактический материал ( тесты, перфокарты,  кроссворды, коррекционные задания, упражнения).                                                                                                                                          

Дополнительная литература: 

1.  А.В.Александровский. Строительное дело. М., Просвещение, 1987г.

2. Л.Н.Мороз. Маляр. Феникс, 2000 г.

3. И.Б.Журавлев. Штукатур. Ростовское изд -во «Феникс», 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению в 8 классе "Столярное дело".Вспомогательная (коррекционная) школа VIII вида.

Программа  рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы YIII типа.  Срок обучения по программе – 5 лет (5-9 класс).Рабочая учебная программа «Столярное дело 8 класс» нацел...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 5-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательны...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовате...

рабочая программа по «Профессионально - трудовому обучению» (штукатурно-малярное дело) 7 класс

Рабочая программа направлена на достижение следующих задач: -освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личн...

рабочая программа по «Профессионально - трудовому обучению» (штукатурно-малярное дело) 8 класс

Рабочая программа направлена на достижение следующих задач: -освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личн...

Открытый урок профессионально-трудового обучения (штукатурно-малярное дело) "Охрана труда" для обучающихся с ОВЗ в 7 классе. На тему: "Организация охраны труда на уроке отделочных работ".

Тема урока: Организация охраны труда на уроке отделочных работ.Цели занятия:1. Образовательная:проверка знаний и навыков по охране труда;проконтролировать степень усвоения материалов;2. Воспитательные...

Конспект открытого урока профессионально-трудового обучения (штукатурно-малярное дело) в – 7а классе на тему: «Посвящение в юные строители».

Тема: «Посвящение в юные строители». Урок: комбинированный обобщения и закрепления знаний. Цель: закрепить и обобщить знания по штукатурно-малярному делу;  Задачи урока...