Формирование системы диагностики интересов учащихся и развитие личности
статья по технологии по теме
В данном материале рассматривается характеристика личностных качеств учащихся, что позволяет судить о воспитанности школьников, приводятся примеры из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_sistemy_diagnostiki_interesov_i_razvitiya_lichnosti.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕРЕСОВ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
Главная задача коррекционной школы – это подготовка учащихся к самостоятельной жизни, к выполнению несложных видов работ в условиях обычного трудового коллектива. А это значит, что наши выпускники должны не только овладеть профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и научиться жить и работать в коллективе, стать гармонически развитой и творческой личностью.
Потребность общества в личности, творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка, сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих способностей – т.е. общего развития ребёнка.
Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно воспитание облагораживает человека, прививает ему необходимые качества. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
В законе РФ «Об образовании» говорится, что образование – единый, целостный процесс воспитания и обучения. Главное - удержать эту целостность во всех видах образовательной деятельности.
Планируя уроки, учитель ставит триединую цель: обучение, развитие (коррекцию) и воспитание.
В.А. Сухомлинский писал: « Как бы глубоко не владел учитель дидактикой, качество его уроков зависит прежде всего от того, насколько в самом процессе преподавания, обучения детей осуществляются принципы и методы воспитания. Воспитание и обучение – единое неделимое целое. Как учитель на уроке воспитывает, в решающей мере зависят результаты обучения».
Какие же воспитательные цели и задачи мы ставим перед собой? Это:
- воспитание положительных качеств личности (трудолюбие, умение работать в коллективе, настойчивость в достижении целей, доведение начатого дела до конца),
- уважение к людям труда, признание любой профессии,
- формирование положительной мотивации к трудовой деятельности,
- формирование организационных умений в труде и другие.
Воспитание личностных качеств происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности: на факультативных и кружковых занятиях. Дополнительное образование помогает нашим детям решать личностные проблемы и более объективно подходить к оценке своих способностей. Именно на дополнительных занятиях учащиеся могут выбрать работу по своему вкусу, желанию, предпочтениям и добиться ситуации успеха.
- 2 –
Успехи, достигнутые детьми, создают положительное отношение к ним со стороны сверстников, то есть дети самоутверждаются, снимается психологическая напряжённость, каждый учащийся осознаёт свою значимость. Благодаря трудовой деятельности, реализованной именно в каких – либо творческих достижениях, удаётся добиться устойчивого интереса к занятиям и на факультативе, и на уроках труда.
Недостаточность развития познавательных процессов у наших детей не позволяет использовать весь потенциал, заложенный в детях. Но на протяжении всей работы с детьми, мы стремимся научить их видеть прекрасное в обыденном, сделать работу самостоятельно, своими руками. Тем самым мы способствуем их дальнейшей адаптации.
Работа по формированию личностных качеств учащихся должна быть планомерной и каждодневной, она не должна носить фрагментарный характер. Я провела мониторинг личностных качеств учащихся, оформив результаты в виде таблицы « Оценка личностных качеств учащихся». В качестве критериев выбраны следующие:
- интерес к учёбе, и более конкретно, к урокам труда,
- отношение к ОПТ и дежурству,
- дисциплинированность,
- доброта и отзывчивость,
- честность и скромность, выполнение школьных требований, отношения в коллективе,
- активность на уроке,
- работа в парах,
- целеустремлённость,
- коллективизм в работе,
- умение признать свои ошибки,
- умение выслушать сверстника,
- отношение к факультативным занятиям,
- любимые виды рукоделия.
Ранее я уже выступала с докладом « Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в трудовом обучении», в котором я тоже говорила о критериях и отслеживании динамики развития учащихся. Критерии, о которых шла речь в докладе, характеризуют развитие трёх сторон трудовой деятельности: целевой, энергетической и исполнительной, то есть эти критерии дают представление об обученности и развитии учащихся. Критерии, о которых сегодня идёт речь, говорят о воспитанности учащихся, об их личностных качествах. Все эти критерии надо исследовать в совокупности. Анализ таблиц ставит перед учителем цели и задачи по обучению, воспитанию и развитию учащихся.
Пример: рассмотрим критерий – умение выслушать сверстника. Он характеризует взаимоуважение, умение работать в коллективе. Начиная с 5 класса, сразу же приучаю детей уважать друг друга, умея выслушать своего
- 3 –
сверстника. Задавая вопрос на уроке, я сразу называю фамилию, кто отвечает. Значит, все остальные должны уметь молчать, хотя многим хочется выкрикнуть ответ. Только после того, как я скажу « Кто может добавить?», надо поднять руку и ответить. Объясняю: каждый учащийся должен получить отметку, кто-то быстро работает и готов сразу ответить, а кто-то более медлительный и ему надо время, чтобы собраться с мыслями, поэтому надо воспитывать терпение.
О терпении и настойчивости: наши дети любят выполнять работы, где сразу виден результат, то есть на выполнение работы затрачивается не очень много времени. Именно поэтому все полюбили вышивку по картону « Изонить». Она не очень сложна в исполнении и получаются красивые работы. А вот с работами в технике « Оригами» и « Вышивка крестом» надо приложить много терпения и усидчивости – это трудоёмкие работы по времени исполнения. Я пронаблюдала за учащимися: работы в технике «Оригами» им очень понравились, все фотографировали лебедей, ёлку, чтобы дома показать родителям, друзьям. Но желания одному сделать эти модели и забрать домой пока ни у кого нет, потому что все понимают, что на эту работу уйдёт 1-2-3 месяца, и пока что все учащиеся не верят в свои силы, в своё терпение и усидчивость, что они доведут эту работу до конца. Поэтому все работы в этой технике коллективные.
Вышивка крестом также занимает много времени. Сейчас 6 класс все начали вышивки. Закончила работу только Подъяблонская Галя, она поставила перед собой цель: закончить к Новому году, и цель достигнута. Остальные долго вышивать не могут, быстро утомляются, поэтому для поддержания интереса на факультативных занятиях выбирали работу по желанию: вышивка или оригами. Предпочтения каждый раз были разные: на одном занятии кто-то хотел вышивать, кто-то собирать модули. Интерес всегда поддерживался, поэтому постепенно продвигались сразу 2 вида работ. Вывод здесь напрашивается один: с одной стороны, надо поддерживать интерес у учащихся, чтобы была ситуация успеха, с другой стороны, надо формировать целеустремлённость, усидчивость, терпение, чтобы в дальнейшем учащиеся могли выдержать рабочую смену, рабочее время в коллективе, где будет и однообразная работа.
Приучаю детей не бояться трудностей, уметь их преодолевать. Очень часто, когда у детей что-то не получается, они не хотят делать или переделывать работу. Убеждаю, ищу новые способы и методы объяснения, работаю индивидуально, все проблемы стараемся решить вместе. Часто подключаю более успешных учащихся: это учит детей принимать помощь и оказывать её, то есть формируется умение жить и работать в коллективе.
Коко Шанель говорила: « Всё в наших руках, поэтому их нельзя опускать». Эти слова должны стать девизом в работе педагогов. Если у наших детей от неудач опускаются руки, то у нас этого не должно быть. Учителя всегда должны быть в поиске новых методов и технологий
- 4 –
обучения, находить в каждом ученике творческие задатки, на которые можно опереться и развить учащихся, сделать их личностью.
И в заключение хочу отметить, что ничто так не воспитывает, как сила примера. Вот поэтому учитель должен стать для учащегося примером для подражания. А это значит, что учитель должен сам быть творческой личностью, постоянно совершенствовать своё мастерство, быть справедливым, порядочным, требовательным к себе и к детям, но добрым (и разницу в этих понятиях надо детям объяснять).
Приложение: таблицы « Оценка личностных качеств учащихся» .
Учитель трудового обучения ДЕВИНА М.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование поликультурной компетенции как интегративного качества развития личности
Для того, чтобы подрастающее поколение "имело иммунитет" к негативным проявлениям межэтнических отношений, необходимо формировать поликультурные компетенции....
«Эколого-краеведческая деятельность как средство формирования учебно-познавательного интереса учащихся при изучении биологии
Обобщение опыта работы по биологии в виде презентации....
Формирование интелектуально -ориентированных интересов учащихся в учебной деятельности.
Доклад на заседании Кафедры преподавания химии МИОО в рамках проведения Круглого стола. В докладе рассматривается вопрос о снижении интереса к изучении химии у обучающихся в основной школе, прив...
Управление процессом формирования системы качества знаний учащихся на уроках МХК
Выступление на педсовете ГБОУ СОШ № 460 с определением профессиональной компетентности учителя на примере уроков МХК...
Диагностика интересов учащихся
Тест по профориетации...
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ.
Использование в учебном процессе новых методов обучения и воспитания способствует достижению высокого уровня обучения в Российской школе. Одним из таких методов является использование учебных ситуаций...
«Формирование у школьников интереса к истории развития спорта в России.»
доклад к заседанию школьного методического объединения учителей естественнонаучного цикла, физкультуры и ОБЖ...