Диагностика интересов учащихся
учебно-методический материал на тему

Хасиетова Гульмира Азатовна

Тест по профориетации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon test_hollanda_profnapravlennost.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тест Дж. Голланда (Дж. Холланда)

на определение профессионального типа личности

Тест состоит из 42 пар профессий. Из каждой пары вам необходимо выбрать одну профессию. Ваша задача – в своих тетрадях поставить порядковый номер ответа и рядом указать вариант выбранного вами ответа «А» или «В». Например, в первой паре, если вы выбрали профессию инженера-технолога, записываете – 1А, если ваше предпочтение отдано профессии инженера-конструктора, то ответ 1В. Аналогично во второй паре профессии электрорадиотехник будет соответствовать запись 2А, а профессии врач-терапевт 2В.

Вариант А

Вариант В

1) инженер-технолог

1) инженер-конструктор

2) электрорадиотехник

2) врач-терапевт

3) оператор станков с числовым программным управлением

3) кодировщик (обработка информации)

4) фотограф

4) коммерсант

5) спасатель МЧС

5) дизайнер

6) политолог

6) психиатр

7) ученый химик

7) бухгалтер

8) философ

8) частный предприниматель

9) лингвист

9) модельер

10) инспектор службы занятости населения

10) статист

11) социальный педагог

11) биржевой маклер

12) тренер

12) искусствовед

13) нотариус

13) менеджер

14) перфораторщик

14) художник

15) лидер политической партии, общего движения

15) писатель

16) закройщик

16) метеоролог

17) водитель

17) работник пресс-службы

18) чертежник

18) риэлтер

19) специалист по ремонту компьютеров и оргтехники

19) секретарь-референт

20) микробиолог

20) психолог

21) видеооператор

21) режиссер

22) экономист

22) провизор

23) зоолог

23) главный инженер

24) программист

24) архитектор

25) работник инспекции по делам несовершеннолетних

25) коммивояжер (сетевой маркетинг)

26) преподаватель

26) биржевой маклер

27) воспитатель

27) декоратор

28) реставратор

28) зав. отделом предприятия

29) корректор

29) литератор и кинокритик

30) фермер

30) визажист

31) парикмахер

31) социолог

32) экспедитор

32) редактор

33) ветеринар

33) директор (финансовый)

34) автомеханик

34) стилист

35) археолог

35) эксперт

36) библиограф

36) корреспондент

37) эколог

37) актер

38) логопед

38) контролер

39) адвокат

39) директор (глава АО)

40) кассир

40) продюсер

41) поэт, писатель

41) продавец

42) криминалист (баллистик)

42) композитор

Обработка результатов

Для подсчета баллов вам необходимо отмечать в своем листке ответов совпадения по шести шкалам таблицы. Чем больше совпадений с одним из шести типов шкал, тем больше ваша предрасположенность к тому или иному виду деятельности. В начале отмечаются совпадения по первой шкале и подсчитывается сумма баллов (по числу совпадений), затем по второй и т.д.

I

II

III

IV

V

VI

16а

17а

19а

21а

28а

31а

32а

33а

34а

16в

20а

22а

23а

24а

31в

35а

36а

37а

10а

11а

12а

17в

20в

25а

26а

27а

36в

38а

39а

41в

10в

13а

14а

18а

19в

22в

29а

32в

35в

38в

40а

42а

11в

13в

15а

18в

23в

25в

26в

28в

30а

33в

39в

40в

12в

14в

15в

21в

24в

27в

29в

30в

34в

37в

41а

42в

Итого:

Итого:

Итого:

Итого:

Итого:

Итого:

I

II

III

IV

V

VI

16а

17а

19а

21а

28а

31а

32а

33а

34а

16в

20а

22а

23а

24а

31в

35а

36а

37а

10а

11а

12а

17в

20в

25а

26а

27а

36в

38а

39а

41в

10в

13а

14а

18а

19в

22в

29а

32в

35в

38в

40а

42а

11в

13в

15а

18в

23в

25в

26в

28в

30а

33в

39в

40в

12в

14в

15в

21в

24в

27в

29в

30в

34в

37в

41а

42в

Итого:

Итого:

Итого:

Итого:

Итого:

Итого:

I

II

III

IV

V

VI

16а

17а

19а

21а

28а

31а

32а

33а

34а

16в

20а

22а

23а

24а

31в

35а

36а

37а

10а

11а

12а

17в

20в

25а

26а

27а

36в

38а

39а

41в

10в

13а

14а

18а

19в

22в

29а

32в

35в

38в

40а

42а

11в

13в

15а

18в

23в

25в

26в

28в

30а

33в

39в

40в

12в

14в

15в

21в

24в

27в

29в

30в

34в

37в

41а

42в

Итого:

Итого:

Итого:

Итого:

Итого:

Итого:

I

II

III

IV

V

VI

16а

17а

19а

21а

28а

31а

32а

33а

34а

16в

20а

22а

23а

24а

31в

35а

36а

37а

10а

11а

12а

17в

20в

25а

26а

27а

36в

38а

39а

41в

10в

13а

14а

18а

19в

22в

29а

32в

35в

38в

40а

42а

11в

13в

15а

18в

23в

25в

26в

28в

30а

33в

39в

40в

12в

14в

15в

21в

24в

27в

29в

30в

34в

37в

41а

42в

Итого:

Итого:

Итого:

Итого:

Итого:

Итого:

Интерпретация результатов

I. Реалистический – предпочитает работать с вещами, а не с людьми. Это несоциальный, эмоционально-стабильный тип. Ориентирован на настоящее, определенное. Занимается конкретными объектами и их использованием (вещи, инструменты, техника). Хорошо приспосабливается к обстановке, пластичен, трудолюбив. В структуре способностей преобладает невербальные, то есть математические. Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны – их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям. Предпочитает занятия требующие конкретности, четкости (оператор ПК, техник, шофер, ювелир, автомеханик, фермер инженер и др.).

Близкие типы: интеллектуальный и конвенциальный.

Противоположный тип: социальный.

II. Интеллектуальный (исследовательский) – ориентирован на труд с идеями и с вещами (объектами). Присуща как пластичность, так и ригидность в действиях. Характеризуется как любознательный, методичный (система в работе), любит работать в одиночку. Отличается целеустремленностью, настойчивостью, терпеливостью. Предпочитает изыскательные профессии (узнать, распознать). Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Рекомендуемые профессии -  метеоролог, научный работник, автор научно - популярных книг и статей, физик, химик, хирург, биолог и др.)

Близкие типы: реалистический и артистический.

Противоположный тип: предприимчивый.

III. Социальный – ориентирован на общение, взаимодействие с другими людьми. Нуждается в контактах, не терпит уединение. Предпочитает работать с людьми, а не с вещами. Ответственен, терпелив, эмпатичен. Развитые вербальные способности, повышенная приспособляемость «пластичность» к меняющейся обстановке. Профессии (сферы деятельности) – обучение, лечение, обслуживание и т.д. Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Рекомендуемые профессии: учитель, преподаватель, психолог, логопед, священнослужитель, врач, продавец др.)

Близкие типы: артистический и предприимчивый.

Противоположный тип: реалистический.

IV. Конвенциальный – отдает предпочтение четко структурированной деятельности. Выбирает такие цели и задачи, которые четко подтверждаются обществом и обычаями. Связан с традиционными видами деятельности – канцелярскими, конторскими. Подход к чему-либо – практичен, стереотипен, он не оригинален. Характерны консерватизм, ригидность, но обладает хорошими навыками общения, а также моторными навыками. Настойчив, практичен, дисциплинирован, добросовестен. Преобладают невербальные способности, прекрасный исполнитель. Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений. Рекомендуемые профессии: экономист, кассир в банке, налоговый инспектор, ревизор, оператор ЭВМ, судебный исполнитель, архивариус, бухгалтер, нотариус, библиотекарь и др.

Близкие типы: реалистический и предприимчивый.

Противоположный тип: артистический.

V. Предприимчивый – выбирает цели и задачи, которые позволяют ему проявить энергию, энтузиазм. Сочетаются импульсивность и холодный расчет. Наделен как вербальными, так и невербальными способностями, обладает интуицией и навыками эффективного межличностного взаимодействия. Интересуется различными сферами жизни и деятельности. Предпочитает работать с людьми и идеями. Самоуверен, тщеславен, склонен к авантюризму. Настойчив в достижении цели, лабилен. Типы темпераментов – холеристический и сангвиник. Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей. Рекомендуемые профессии: руководитель, директор, судья, адвокат, брокер, предприниматель, риэлтор и др.

Близкие типы: конвенциальный и социальный.

Противоположный тип: исследовательский.

VI. Артистический – сложный взгляд на жизнь, гибкость и независимость в принятии решений. Часто свойственен фатализм. Очень чувствителен, не социален, оригинален. Имеет богатое воображение, склонности к творческой деятельности, обладает хорошей интуицией, независим, эмоционален. Предпочитает занятия творческого характера. Преобладают вербальные способности. Для этого типа характерны исключительные способности восприятия и моторики, высокая чувствительность всех анализаторов. Имеет высокий жизненный идеал, нетривиален. Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством (писатель, фотограф, музыкант, художник, певец, журналист, архитектор, актер, дизайнер).

Близкие типы: интеллектуальный и социальный.

Противоположный тип: конвенциальный.

Методика «Профессиональная готовность»

Источник

1. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Владос-Пресс, 2004.

Методика «Профессиональная готовность» рассчитана на подростков и молодёжь в возрасте 14-20 лет. Она определяет уровень готовности совершить адекватный профессиональный выбор.

Форма проведения: индивидуальная и групповая. Испытуемым предлагается ряд утверждений об особенностях их представлений о мире профессий. Если они согласны с тем, что написано в утверждении, то в бланк листа ответов  ставят знак «+», если не согласны – знак «-». Ответить необходимо на все вопросы. Искренность ответов даёт возможность более чётко определить те проблемы, которые следует решить для более удачного профессионального самоопределения подростка.

Опросник

  1. Я отношусь к тем людям, которые выбирают не конкретную профессию, а уровень образования.
  2. Я не принимаю серьёзных решений мгновенно.
  3. Когда мне нужно решиться на какое-то важное дело, я самым серьёзным образом оцениваю свои способности.
  4. Я знаю, в каких условиях я буду работать.
  5. Я анализирую своё прошлое.
  6. Я тяжело переношу неудачи в жизни.
  7. Я знаю обязанности, которые я буду выполнять на работе.
  8. Меня обязательно будут уважать за мои знания и опыт.
  9. Я ищу в прошлом истоки того, что со мной происходит в настоящем.
  10. Мне не нравится, что поиск дела по душе требует больших усилий.
  11. Все мои действия подчинены определённым целям.
  12. У меня вошло в привычку думать о том, что со мной происходило раньше.
  13. По моему мнению, знание будущей работы до мельчайших подробностей не гарантирует от разочарований.
  14. Я приложу все усилия, чтобы иметь высокие знания и навыки хотя бы в одной области (практической или теоретической).
  15. У меня стало привычкой анализировать важные события моей жизни.
  16. Я ничего не делаю без причины.
  17. Меня вполне устраивает моя пассивность.
  18. Я задумываюсь о том, что меня ждёт в будущем.
  19. Я предпочитаю спокойную, малоответственную работу.
  20. Я отношусь к тем людям, которые поступают необдуманно.
  21. Я буду менять места работы до тех пор, пока не найду то, что мне нужно.
  22. Первая же крупная неудача может «выбить меня из седла».
  23. Я не задумываюсь о своём будущем.
  24. Я не выберу работу, требующую большой отдачи.
  25. Я знаю самого себя.
  26. Я буду добиваться своего, даже если это вызовет недовольство родных и близких.
  27. Чем больше профессий я знаю, тем легче мне будет выбирать.
  28. Мне не нравится быть самостоятельным.
  29. Я не собираюсь заранее планировать уровень образования, который я хотел бы получить.
  30. Меня страшат ситуации, в которых я должен сам принимать решения.
  31. Я не жалею времени на обдумывание вариантов сложных математических задач.
  32. Когда меня постигают неудачи, я начинаю думать, что ни на что не способен.
  33. Я не представляю себя работником, решающим производственные и личные проблемы, связанные с производством.
  34. Я вряд ли смог бы выполнить производственные задания без помощи руководителя.
  35. Мне трудно узнать о перспективах, которые даёт та или иная профессия.
  36. Я считаю, что интуиция основана на знании.
  37. Чтение справочников о профессиях ничего мне не даёт.
  38. У меня нет устойчивых взглядов на моё профессиональное будущее.
  39. В моей жизни мало успехов.
  40. Я стремлюсь целенаправленно узнавать о профессиях, учебных заведениях и местах работы.
  41. Я очень беспокоюсь, смогу ли я справиться с трудностями, а может, и неудачами в своей профессиональной жизни.
  42. Я признаю только обдуманный риск.
  43. Многие мои планы срываются из-за моей неуверенности в себе.
  44. Я отношусь к тем людям, которые живут настоящим.
  45. Я с детства привык доводить начатое до конца.
  46. Я боюсь делать важные шаги в своей жизни.
  47. Я зная, что мне интересно.
  48. Было время, когда я строил образ «идеальной профессии» без конкретного названия.
  49. Когда я иду на компромисс, у меня портится настроение.
  50. Я готов приложить много усилий, чтобы добиться того, что мне нужно.
  51. Я знаю, чего я добьюсь в жизни.
  52. Я могу назвать профессии, которые интересовали меня в детстве.
  53. Я мало задумываюсь о своей жизни.
  54. Я не могу определить своего отношения к тому, что мне необходимо принимать решения.
  55. В оценке профессий эмоции для меня играют большую роль.
  56. Если я чего-то очень захочу, я преодолею любые препятствия.
  57. У меня нет определённых требований к будущему.
  58. При принятии решений я полагаюсь на интуицию.
  59. Мне не нравится, когда от меня требуют инициативы и активности.
  60. Я знаю, что у меня есть такие черты характера, которые совершенно необходимы для моей профессии.
  61. Я – соломинка, влекомая течением жизни.
  62. Когда я думаю о том, что мне нужно выбирать профессию и место работы (учёбы), у меня портится настроение.
  63. При выборе из двух или нескольких возможностей я полагаюсь на ту, которая внешне более привлекательна.
  64. Своим поведением в настоящем я строю фундамент для будущего.
  65. Если что-то помешает мне получит выбранную профессию, я легко поменяю её на другую.
  66. Я никогда не задумываюсь, по каким законам устроен мир профессий.
  67. Я считаю, что люди, которые много достигли в жизни, знали, почему они поступали так, а не иначе.
  68. Практическая работа (в кружках, на УПК, практике) очень помогла мне в понимании мира профессий.
  69. Я с трудом уживаюсь с другими людьми.
  70. Я сознательно стремлюсь к достижению намеченных целей.
  71. Любой совет, данный мне со стороны, может поколебать мой выбор профессии.
  72. Я знаю, что для меня в жизни важно.
  73. Я не доверяю тому, что написано в книгах о профессиях.
  74. Я планирую свою жизнь хотя бы на неделю вперёд.
  75. Я знаю, почему я выбрал именно эту профессию.
  76. Лучший способ познакомиться с профессией – поговорить с тем, кто по ней работает.
  77. Мне не нравится, когда много думают о будущем.
  78. В учебном заведении я получу все необходимые знания и больше никогда учиться не буду.
  79. Я знаю область, в которой я добьюсь больших успехов, чем в других.
  80. Заранее известных способов изучения мира профессий не существует.
  81. Мне не нравится, когда много рассуждают о том, кем быть.
  82. Мне трудно спланировать свою жизнь даже на неделю вперёд.
  83. Я считаю, что в обществе все равны по своему положению.
  84. Большинство сведений о профессиях я воспринимаю как ненужные.
  85. Фактически я выбрал (выбираю) учебное заведение, не думая, где я буду работать после его окончания.
  86. Мне всё равно, будут ли уважать меня на работе как профессионала.
  87. В своих поступках я всегда опираюсь на проверенные сведения.
  88. Всё, что со мной происходит, - дело случая.
  89. Мне не хочется брать на себя ответственность за выбор профессии.
  90. В важных решениях я не иду на компромиссы.
  91. Я не доверяю рекламе профессий.
  92. Я не понимаю причин многих моих поступков.
  93. Мои самооценки совпадают с тем, как оценивают меня друзья.
  94. Я не понимаю самого себя.
  95. Я начинаю нервничать, когда задумываюсь о том, что меня ожидает.
  96. Мой опыт показывает, что от анализа своих мыслей и переживаний пользы мало.
  97. Я не знаю, как осуществить свой профессиональный выбор.
  98. Я могу отказаться от многого, сейчас ценного для меня, ради перспективных профессиональных целей
  99. Я представляю, каким я буду через 10 лет.

Ключ

Автономность (А)

8

14

19

24

30

34

45

50

53

57

Знак

+

+

-

-

-

-

+

+

-

-

61

65

71

75

78

83

86

92

94

96

Знак

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Информированность (И)

1

4

7

13

21

27

35

37

40

Знак

+

+

+

-

+

+

-

-

+

48

66

68

73

76

80

84

91

Знак

+

-

+

-

-

-

-

-

Принятие решений (Р)

2

3

11

16

20

25

31

36

42

47

Знак

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

51

56

58

63

67

72

79

87

90

93

Знак

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

Планирование (П)

5

9

12

15

18

23

29

38

44

52

Знак

+

+

+

+

+

-

-

-

-

+

60

64

70

74

82

85

88

97

98

99

Знак

+

+

+

+

-

-

-

-

+

+

Эмоциональное отношение (Э)

6

10

17

22

26

28

32

33

39

41

43

Знак

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

46

49

54

55

59

62

69

77

81

89

95

Знак

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект "Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как способ развития познавательного интереса учащихся"

Активное участие учащихся в создпнии проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности  в социокультурной среде, развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся ...

Методическая тема:«Активизация познавательного интереса учащихся на уроках и во внеурочное время как один из факторов повышения качества обучения учащихся в развивающейся среде».

Необходимость и целесообразность обращения к темеОтечественный педагог М.В. Остроградский писал: «…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и ...

Диагностика интересов, склонностей и способностей обучающихся 8-9 классов МОУ СОШ п.Мирный.

Диагностика интересов ,склонностей и способносте обучающихся 8-9 классов...

Формирование системы диагностики интересов учащихся и развитие личности

В данном материале рассматривается характеристика личностных качеств учащихся, что позволяет судить о воспитанности школьников, приводятся примеры из опыта работы....

Диагностика интересов и склонностей

Диагностика интересов и склонностей...

«Диагностика как метод стимулирования интересов учащихся на уроках изобразительного искусства»

ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ РАЙОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА....