Диагностика интересов учащихся
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Тест Дж. Голланда (Дж. Холланда)
на определение профессионального типа личности
Тест состоит из 42 пар профессий. Из каждой пары вам необходимо выбрать одну профессию. Ваша задача – в своих тетрадях поставить порядковый номер ответа и рядом указать вариант выбранного вами ответа «А» или «В». Например, в первой паре, если вы выбрали профессию инженера-технолога, записываете – 1А, если ваше предпочтение отдано профессии инженера-конструктора, то ответ 1В. Аналогично во второй паре профессии электрорадиотехник будет соответствовать запись 2А, а профессии врач-терапевт 2В.
Вариант А | Вариант В |
1) инженер-технолог | 1) инженер-конструктор |
2) электрорадиотехник | 2) врач-терапевт |
3) оператор станков с числовым программным управлением | 3) кодировщик (обработка информации) |
4) фотограф | 4) коммерсант |
5) спасатель МЧС | 5) дизайнер |
6) политолог | 6) психиатр |
7) ученый химик | 7) бухгалтер |
8) философ | 8) частный предприниматель |
9) лингвист | 9) модельер |
10) инспектор службы занятости населения | 10) статист |
11) социальный педагог | 11) биржевой маклер |
12) тренер | 12) искусствовед |
13) нотариус | 13) менеджер |
14) перфораторщик | 14) художник |
15) лидер политической партии, общего движения | 15) писатель |
16) закройщик | 16) метеоролог |
17) водитель | 17) работник пресс-службы |
18) чертежник | 18) риэлтер |
19) специалист по ремонту компьютеров и оргтехники | 19) секретарь-референт |
20) микробиолог | 20) психолог |
21) видеооператор | 21) режиссер |
22) экономист | 22) провизор |
23) зоолог | 23) главный инженер |
24) программист | 24) архитектор |
25) работник инспекции по делам несовершеннолетних | 25) коммивояжер (сетевой маркетинг) |
26) преподаватель | 26) биржевой маклер |
27) воспитатель | 27) декоратор |
28) реставратор | 28) зав. отделом предприятия |
29) корректор | 29) литератор и кинокритик |
30) фермер | 30) визажист |
31) парикмахер | 31) социолог |
32) экспедитор | 32) редактор |
33) ветеринар | 33) директор (финансовый) |
34) автомеханик | 34) стилист |
35) археолог | 35) эксперт |
36) библиограф | 36) корреспондент |
37) эколог | 37) актер |
38) логопед | 38) контролер |
39) адвокат | 39) директор (глава АО) |
40) кассир | 40) продюсер |
41) поэт, писатель | 41) продавец |
42) криминалист (баллистик) | 42) композитор |
Обработка результатов
Для подсчета баллов вам необходимо отмечать в своем листке ответов совпадения по шести шкалам таблицы. Чем больше совпадений с одним из шести типов шкал, тем больше ваша предрасположенность к тому или иному виду деятельности. В начале отмечаются совпадения по первой шкале и подсчитывается сумма баллов (по числу совпадений), затем по второй и т.д.
I | II | III | IV | V | VI |
1а 2а 3а 4а 5а 16а 17а 19а 21а 28а 31а 32а 33а 34а | 1в 6а 7а 8а 9а 16в 20а 22а 23а 24а 31в 35а 36а 37а | 2в 6в 10а 11а 12а 17в 20в 25а 26а 27а 36в 38а 39а 41в | 3в 7в 10в 13а 14а 18а 19в 22в 29а 32в 35в 38в 40а 42а | 4в 8в 11в 13в 15а 18в 23в 25в 26в 28в 30а 33в 39в 40в | 5в 9в 12в 14в 15в 21в 24в 27в 29в 30в 34в 37в 41а 42в |
Итого: | Итого: | Итого: | Итого: | Итого: | Итого: |
I | II | III | IV | V | VI |
1а 2а 3а 4а 5а 16а 17а 19а 21а 28а 31а 32а 33а 34а | 1в 6а 7а 8а 9а 16в 20а 22а 23а 24а 31в 35а 36а 37а | 2в 6в 10а 11а 12а 17в 20в 25а 26а 27а 36в 38а 39а 41в | 3в 7в 10в 13а 14а 18а 19в 22в 29а 32в 35в 38в 40а 42а | 4в 8в 11в 13в 15а 18в 23в 25в 26в 28в 30а 33в 39в 40в | 5в 9в 12в 14в 15в 21в 24в 27в 29в 30в 34в 37в 41а 42в |
Итого: | Итого: | Итого: | Итого: | Итого: | Итого: |
I | II | III | IV | V | VI |
1а 2а 3а 4а 5а 16а 17а 19а 21а 28а 31а 32а 33а 34а | 1в 6а 7а 8а 9а 16в 20а 22а 23а 24а 31в 35а 36а 37а | 2в 6в 10а 11а 12а 17в 20в 25а 26а 27а 36в 38а 39а 41в | 3в 7в 10в 13а 14а 18а 19в 22в 29а 32в 35в 38в 40а 42а | 4в 8в 11в 13в 15а 18в 23в 25в 26в 28в 30а 33в 39в 40в | 5в 9в 12в 14в 15в 21в 24в 27в 29в 30в 34в 37в 41а 42в |
Итого: | Итого: | Итого: | Итого: | Итого: | Итого: |
I | II | III | IV | V | VI |
1а 2а 3а 4а 5а 16а 17а 19а 21а 28а 31а 32а 33а 34а | 1в 6а 7а 8а 9а 16в 20а 22а 23а 24а 31в 35а 36а 37а | 2в 6в 10а 11а 12а 17в 20в 25а 26а 27а 36в 38а 39а 41в | 3в 7в 10в 13а 14а 18а 19в 22в 29а 32в 35в 38в 40а 42а | 4в 8в 11в 13в 15а 18в 23в 25в 26в 28в 30а 33в 39в 40в | 5в 9в 12в 14в 15в 21в 24в 27в 29в 30в 34в 37в 41а 42в |
Итого: | Итого: | Итого: | Итого: | Итого: | Итого: |
Интерпретация результатов
I. Реалистический – предпочитает работать с вещами, а не с людьми. Это несоциальный, эмоционально-стабильный тип. Ориентирован на настоящее, определенное. Занимается конкретными объектами и их использованием (вещи, инструменты, техника). Хорошо приспосабливается к обстановке, пластичен, трудолюбив. В структуре способностей преобладает невербальные, то есть математические. Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны – их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям. Предпочитает занятия требующие конкретности, четкости (оператор ПК, техник, шофер, ювелир, автомеханик, фермер инженер и др.).
Близкие типы: интеллектуальный и конвенциальный.
Противоположный тип: социальный.
II. Интеллектуальный (исследовательский) – ориентирован на труд с идеями и с вещами (объектами). Присуща как пластичность, так и ригидность в действиях. Характеризуется как любознательный, методичный (система в работе), любит работать в одиночку. Отличается целеустремленностью, настойчивостью, терпеливостью. Предпочитает изыскательные профессии (узнать, распознать). Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Рекомендуемые профессии - метеоролог, научный работник, автор научно - популярных книг и статей, физик, химик, хирург, биолог и др.)
Близкие типы: реалистический и артистический.
Противоположный тип: предприимчивый.
III. Социальный – ориентирован на общение, взаимодействие с другими людьми. Нуждается в контактах, не терпит уединение. Предпочитает работать с людьми, а не с вещами. Ответственен, терпелив, эмпатичен. Развитые вербальные способности, повышенная приспособляемость «пластичность» к меняющейся обстановке. Профессии (сферы деятельности) – обучение, лечение, обслуживание и т.д. Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Рекомендуемые профессии: учитель, преподаватель, психолог, логопед, священнослужитель, врач, продавец др.)
Близкие типы: артистический и предприимчивый.
Противоположный тип: реалистический.
IV. Конвенциальный – отдает предпочтение четко структурированной деятельности. Выбирает такие цели и задачи, которые четко подтверждаются обществом и обычаями. Связан с традиционными видами деятельности – канцелярскими, конторскими. Подход к чему-либо – практичен, стереотипен, он не оригинален. Характерны консерватизм, ригидность, но обладает хорошими навыками общения, а также моторными навыками. Настойчив, практичен, дисциплинирован, добросовестен. Преобладают невербальные способности, прекрасный исполнитель. Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений. Рекомендуемые профессии: экономист, кассир в банке, налоговый инспектор, ревизор, оператор ЭВМ, судебный исполнитель, архивариус, бухгалтер, нотариус, библиотекарь и др.
Близкие типы: реалистический и предприимчивый.
Противоположный тип: артистический.
V. Предприимчивый – выбирает цели и задачи, которые позволяют ему проявить энергию, энтузиазм. Сочетаются импульсивность и холодный расчет. Наделен как вербальными, так и невербальными способностями, обладает интуицией и навыками эффективного межличностного взаимодействия. Интересуется различными сферами жизни и деятельности. Предпочитает работать с людьми и идеями. Самоуверен, тщеславен, склонен к авантюризму. Настойчив в достижении цели, лабилен. Типы темпераментов – холеристический и сангвиник. Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей. Рекомендуемые профессии: руководитель, директор, судья, адвокат, брокер, предприниматель, риэлтор и др.
Близкие типы: конвенциальный и социальный.
Противоположный тип: исследовательский.
VI. Артистический – сложный взгляд на жизнь, гибкость и независимость в принятии решений. Часто свойственен фатализм. Очень чувствителен, не социален, оригинален. Имеет богатое воображение, склонности к творческой деятельности, обладает хорошей интуицией, независим, эмоционален. Предпочитает занятия творческого характера. Преобладают вербальные способности. Для этого типа характерны исключительные способности восприятия и моторики, высокая чувствительность всех анализаторов. Имеет высокий жизненный идеал, нетривиален. Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством (писатель, фотограф, музыкант, художник, певец, журналист, архитектор, актер, дизайнер).
Близкие типы: интеллектуальный и социальный.
Противоположный тип: конвенциальный.
Методика «Профессиональная готовность»
Источник
1. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Владос-Пресс, 2004.
Методика «Профессиональная готовность» рассчитана на подростков и молодёжь в возрасте 14-20 лет. Она определяет уровень готовности совершить адекватный профессиональный выбор.
Форма проведения: индивидуальная и групповая. Испытуемым предлагается ряд утверждений об особенностях их представлений о мире профессий. Если они согласны с тем, что написано в утверждении, то в бланк листа ответов ставят знак «+», если не согласны – знак «-». Ответить необходимо на все вопросы. Искренность ответов даёт возможность более чётко определить те проблемы, которые следует решить для более удачного профессионального самоопределения подростка.
Опросник
- Я отношусь к тем людям, которые выбирают не конкретную профессию, а уровень образования.
- Я не принимаю серьёзных решений мгновенно.
- Когда мне нужно решиться на какое-то важное дело, я самым серьёзным образом оцениваю свои способности.
- Я знаю, в каких условиях я буду работать.
- Я анализирую своё прошлое.
- Я тяжело переношу неудачи в жизни.
- Я знаю обязанности, которые я буду выполнять на работе.
- Меня обязательно будут уважать за мои знания и опыт.
- Я ищу в прошлом истоки того, что со мной происходит в настоящем.
- Мне не нравится, что поиск дела по душе требует больших усилий.
- Все мои действия подчинены определённым целям.
- У меня вошло в привычку думать о том, что со мной происходило раньше.
- По моему мнению, знание будущей работы до мельчайших подробностей не гарантирует от разочарований.
- Я приложу все усилия, чтобы иметь высокие знания и навыки хотя бы в одной области (практической или теоретической).
- У меня стало привычкой анализировать важные события моей жизни.
- Я ничего не делаю без причины.
- Меня вполне устраивает моя пассивность.
- Я задумываюсь о том, что меня ждёт в будущем.
- Я предпочитаю спокойную, малоответственную работу.
- Я отношусь к тем людям, которые поступают необдуманно.
- Я буду менять места работы до тех пор, пока не найду то, что мне нужно.
- Первая же крупная неудача может «выбить меня из седла».
- Я не задумываюсь о своём будущем.
- Я не выберу работу, требующую большой отдачи.
- Я знаю самого себя.
- Я буду добиваться своего, даже если это вызовет недовольство родных и близких.
- Чем больше профессий я знаю, тем легче мне будет выбирать.
- Мне не нравится быть самостоятельным.
- Я не собираюсь заранее планировать уровень образования, который я хотел бы получить.
- Меня страшат ситуации, в которых я должен сам принимать решения.
- Я не жалею времени на обдумывание вариантов сложных математических задач.
- Когда меня постигают неудачи, я начинаю думать, что ни на что не способен.
- Я не представляю себя работником, решающим производственные и личные проблемы, связанные с производством.
- Я вряд ли смог бы выполнить производственные задания без помощи руководителя.
- Мне трудно узнать о перспективах, которые даёт та или иная профессия.
- Я считаю, что интуиция основана на знании.
- Чтение справочников о профессиях ничего мне не даёт.
- У меня нет устойчивых взглядов на моё профессиональное будущее.
- В моей жизни мало успехов.
- Я стремлюсь целенаправленно узнавать о профессиях, учебных заведениях и местах работы.
- Я очень беспокоюсь, смогу ли я справиться с трудностями, а может, и неудачами в своей профессиональной жизни.
- Я признаю только обдуманный риск.
- Многие мои планы срываются из-за моей неуверенности в себе.
- Я отношусь к тем людям, которые живут настоящим.
- Я с детства привык доводить начатое до конца.
- Я боюсь делать важные шаги в своей жизни.
- Я зная, что мне интересно.
- Было время, когда я строил образ «идеальной профессии» без конкретного названия.
- Когда я иду на компромисс, у меня портится настроение.
- Я готов приложить много усилий, чтобы добиться того, что мне нужно.
- Я знаю, чего я добьюсь в жизни.
- Я могу назвать профессии, которые интересовали меня в детстве.
- Я мало задумываюсь о своей жизни.
- Я не могу определить своего отношения к тому, что мне необходимо принимать решения.
- В оценке профессий эмоции для меня играют большую роль.
- Если я чего-то очень захочу, я преодолею любые препятствия.
- У меня нет определённых требований к будущему.
- При принятии решений я полагаюсь на интуицию.
- Мне не нравится, когда от меня требуют инициативы и активности.
- Я знаю, что у меня есть такие черты характера, которые совершенно необходимы для моей профессии.
- Я – соломинка, влекомая течением жизни.
- Когда я думаю о том, что мне нужно выбирать профессию и место работы (учёбы), у меня портится настроение.
- При выборе из двух или нескольких возможностей я полагаюсь на ту, которая внешне более привлекательна.
- Своим поведением в настоящем я строю фундамент для будущего.
- Если что-то помешает мне получит выбранную профессию, я легко поменяю её на другую.
- Я никогда не задумываюсь, по каким законам устроен мир профессий.
- Я считаю, что люди, которые много достигли в жизни, знали, почему они поступали так, а не иначе.
- Практическая работа (в кружках, на УПК, практике) очень помогла мне в понимании мира профессий.
- Я с трудом уживаюсь с другими людьми.
- Я сознательно стремлюсь к достижению намеченных целей.
- Любой совет, данный мне со стороны, может поколебать мой выбор профессии.
- Я знаю, что для меня в жизни важно.
- Я не доверяю тому, что написано в книгах о профессиях.
- Я планирую свою жизнь хотя бы на неделю вперёд.
- Я знаю, почему я выбрал именно эту профессию.
- Лучший способ познакомиться с профессией – поговорить с тем, кто по ней работает.
- Мне не нравится, когда много думают о будущем.
- В учебном заведении я получу все необходимые знания и больше никогда учиться не буду.
- Я знаю область, в которой я добьюсь больших успехов, чем в других.
- Заранее известных способов изучения мира профессий не существует.
- Мне не нравится, когда много рассуждают о том, кем быть.
- Мне трудно спланировать свою жизнь даже на неделю вперёд.
- Я считаю, что в обществе все равны по своему положению.
- Большинство сведений о профессиях я воспринимаю как ненужные.
- Фактически я выбрал (выбираю) учебное заведение, не думая, где я буду работать после его окончания.
- Мне всё равно, будут ли уважать меня на работе как профессионала.
- В своих поступках я всегда опираюсь на проверенные сведения.
- Всё, что со мной происходит, - дело случая.
- Мне не хочется брать на себя ответственность за выбор профессии.
- В важных решениях я не иду на компромиссы.
- Я не доверяю рекламе профессий.
- Я не понимаю причин многих моих поступков.
- Мои самооценки совпадают с тем, как оценивают меня друзья.
- Я не понимаю самого себя.
- Я начинаю нервничать, когда задумываюсь о том, что меня ожидает.
- Мой опыт показывает, что от анализа своих мыслей и переживаний пользы мало.
- Я не знаю, как осуществить свой профессиональный выбор.
- Я могу отказаться от многого, сейчас ценного для меня, ради перспективных профессиональных целей
- Я представляю, каким я буду через 10 лет.
Ключ
Автономность (А)
№ | 8 | 14 | 19 | 24 | 30 | 34 | 45 | 50 | 53 | 57 |
Знак | + | + | - | - | - | - | + | + | - | - |
№ | 61 | 65 | 71 | 75 | 78 | 83 | 86 | 92 | 94 | 96 |
Знак | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Информированность (И)
№ | 1 | 4 | 7 | 13 | 21 | 27 | 35 | 37 | 40 |
Знак | + | + | + | - | + | + | - | - | + |
№ | 48 | 66 | 68 | 73 | 76 | 80 | 84 | 91 | |
Знак | + | - | + | - | - | - | - | - |
Принятие решений (Р)
№ | 2 | 3 | 11 | 16 | 20 | 25 | 31 | 36 | 42 | 47 |
Знак | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + |
№ | 51 | 56 | 58 | 63 | 67 | 72 | 79 | 87 | 90 | 93 |
Знак | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + |
Планирование (П)
№ | 5 | 9 | 12 | 15 | 18 | 23 | 29 | 38 | 44 | 52 |
Знак | + | + | + | + | + | - | - | - | - | + |
№ | 60 | 64 | 70 | 74 | 82 | 85 | 88 | 97 | 98 | 99 |
Знак | + | + | + | + | - | - | - | - | + | + |
Эмоциональное отношение (Э)
№ | 6 | 10 | 17 | 22 | 26 | 28 | 32 | 33 | 39 | 41 | 43 |
Знак | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - |
№ | 46 | 49 | 54 | 55 | 59 | 62 | 69 | 77 | 81 | 89 | 95 |
Знак | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-ориентированный проект "Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как способ развития познавательного интереса учащихся"
Активное участие учащихся в создпнии проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся ...
Методическая тема:«Активизация познавательного интереса учащихся на уроках и во внеурочное время как один из факторов повышения качества обучения учащихся в развивающейся среде».
Необходимость и целесообразность обращения к темеОтечественный педагог М.В. Остроградский писал: «…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и ...
Диагностика интересов, склонностей и способностей обучающихся 8-9 классов МОУ СОШ п.Мирный.
Диагностика интересов ,склонностей и способносте обучающихся 8-9 классов...
Формирование системы диагностики интересов учащихся и развитие личности
В данном материале рассматривается характеристика личностных качеств учащихся, что позволяет судить о воспитанности школьников, приводятся примеры из опыта работы....
Диагностика интересов и склонностей
Диагностика интересов и склонностей...
Тема: «Внедрение новых педагогических (компьютерных) технологий на уроках химии, ориентированных на активизацию познавательного интереса учащихся, на формирование систематизирующих знаний на основе развития монологической речи учащихся».
Аннотация:качество образования -это не простая сумма знаний...
«Диагностика как метод стимулирования интересов учащихся на уроках изобразительного искусства»
ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ РАЙОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА....