«Формирование у школьников интереса к истории развития спорта в России.»
статья

доклад к заседанию школьного методического объединения учителей естественнонаучного цикла, физкультуры и ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmo_2020.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с.Плеханы»

Балаковского района Саратовской области

Тема: «Формирование у школьников интереса к истории развития спорта в России.»

 (доклад к заседанию школьного методического объединения учителей естественнонаучного цикла, физкультуры и ОБЖ)

Подготовил: учитель физкультуры

                                               Пугачёв А.Н.

2019-2020

учебный год

 «Результатом нашей, должна
стать осознанная молодым поколением
необходимость в здоровом образе жизни,
в занятиях физической культурой и спортом.
Каждый молодой человек должен
осознать, что здоровый образ жизни

 – это успех, его личный успех»
Владимир Путин

Как в древности, так и в настоящее время главной ценностью человека остается здоровье, потому что от его состояния зависит благополучие не только отдельно взятой личности, но и народа в целом.

Низкий уровень спортивной жизни, представляют огромную угрозу социального характера, это употребление алкоголя, наркотиков, повышение агрессивности среди подростков. Главная проблема спорта это отсутствие патриотизма, знаний об истории нашей страны и пропаганды спорта. Одной из трудностей при решении этой проблемы является отсутствие единой системы контроля и пропаганды спорта в целом. Остро стоит вопрос безразличия и нежелания населения приобщаться к здоровому образу жизни.  Актуальность заключается в том, что двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью. Научно- технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд. За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94% до 1%. Главными пороками 21 века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание. По мнению специалистов, даже если дети двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности большой пользы не даст.  Малоподвижный образ становится нормой, как для детей, так и для взрослых. Причиной является чрезмерное увлечение компьютерными играми, современными гаджетами. Сегодняшней компьютерный день среднестатистического ребенка, - это 2-3 часа неподвижности у монитора, усталость органов зрения, головные боли, плохое настроение, сонливость, апатия и т.д. Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребенок, который ведет такой образ, имеет проблемы со здоровьем, появляются стойкие трудности в учении. По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.

Развитие нашего общества предъявила новые требования к всестороннему совершенствованию личности школьника, к путям и методам решения социально-педагогических задач. Появились новые взгляды и теоретико-практические рекомендации по проблемам физкультурного воспитания школьников, так как в этом возрасте закладываются основы личной физической культуры, фундамент здоровья и здорового образа жизни россиян. Большое количество учащихся имеет не только слабую физическую подготовленность, но и отклонения в состоянии здоровья. И основная причина этого - отсутствие у школьников устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой. Проблема формирования у школьников интереса к занятиям физической культурой стала очевидной давно. К сожалению, она не только не решается практически, но и недостаточно освещена в методической литературе. Самая большая опасность для успешного решения её кроется в том, что у многих специалистов (учёных, практических работников) бытует мнение, что формировать интерес к физической культуре можно только в каких-то особых условиях, резко отличающихся от тех, которыми располагает абсолютное большинство школ в настоящее время. Многие видят решение этой проблемы только в увеличении количества уроков физической культуры.

Безусловно, материально-техническая база школ во многом определяет состояние физкультурно-спортивной работы и интересы учащихся к занятиям теми или иными видами физических упражнений, видами спорта. Нельзя отрицать и значение количества обязательных уроков для формирования интереса к систематическим самостоятельным занятиям физической культурой. Но только ли от этих факторов зависит успешное решение этой, по существу главной социально-педагогической задачи в области физкультурного воспитания школьников? Как сформировать у школьников интерес к физической культуре в нынешних, реальных условиях работы школ? И возможно ли это.

Каждый ребенок, придя в школу, желает научиться чему-то новому. В этом легко убедиться, если внимательно понаблюдать за малышами, которые впервые приходят на урок физкультуры в хорошо оборудованный, ухоженный спортивный зал. Им интересно буквально всё, и они ждут необходимых условий для совместной познавательной деятельности. Они нервничают, когда в зале шум, когда им мешают слушать, выполнять упражнения, сказать что-то учителю. Поэтому одной из главных традиций, способствующих воспитанию процессуальных мотивов занятий физической культурой, является поддержание (сохранение) разумной тишины на уроке. Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали удовлетворения от этих уроков. Каждый учитель физической культуры, который стремиться к тому, чтобы учащиеся проявляли высокую степень активности на его уроках, должен строить учебный процесс, учитывая возрастные особенности, интерес и мотивацию учащихся. На территории России несколько столетий закладывался фундамент истории развития спорта. Сложно точно сказать, какой год можно считать началом развития спорта, ведь им люди занимались с древнейших времен. В летописях часто упоминаются люди, обладающие огромной физической силой, а это повод, чтобы ее демонстрировать. Согласно найденным археологами документам, в Древней Руси практически ни один праздник не обходился без состязаний. Если говорить об истории развития спорта на территории России, то можно выделить три основных этапа:

С древних времен до Октябрьской революции (1917 год).

Советский период.

С 1991 года.

Появление в культуре славянских народов, проживавших на территории нашего государства, обусловлено теми же причинами, что и у других народностей мира. В древние времена гармоничной личностью считался хорошо развитый в физическом плане человек. Чтобы проявить свои лучшие качества необходимо провести соревнования, с помощью которых и можно выявить лучшего из лучших.
До 18 века по причине частых войн, именно военно-физическая подготовка была основным приоритетом. Узнали мы об этом из различных летописей и былин, которые были обнаружены на территориях древних поселений и дошли до нас. Первое изображение схватки русских борцов ученые датируют 1197 годом. На территории феодальной России не было какой-либо государственной программы развития физической культуры и здесь все предопределяли народные забавы, например, кулачные бои, различные виды национальных единоборств и т.д. Начиная со второй половины 19 века вплоть до 1917 года можно выделить весьма активный этап развития физической культуры. С 1911 года начал функционировать Российский Олимпийский комитет. Годом ранее были организованы столичные футбольная, лыжная и другие спортивные лиги. Первой Олимпиадой, которую посетили российские атлеты, были игры в Лондоне, состоявшиеся в 1908 году. Всего в них приняло участие пять спортсменов и трем из них удалось стать медалистами Олимпиады. В 1920 году начал работать первый институт физической культуры, хотя это было весьма сложное время для молодого государства. Безусловно, развивая спорт после 1917 года, власти во многом опирались на тот фундамент, который уже был заложен. Первое советское спортивное общество было создано в 1923 году, и оно получило название «Динамо». В 1928 году состоялась первая Всесоюзная спартакиада народов СССР. В послевоенные годы руководство страны активно поддерживало и развивало спорт высоких достижений. Начиная с 1970 года, руководство страны приняло решение изменить направление развития физической культуры и спорта. Спортивные специалисты были уверены, что добиться положительных результатов благодаря лишь двум школьным урокам физкультуры на протяжении недели, просто невозможно. После получения Россией суверенитета в 1991 году начинается современный этап истории развития спорта.

В современной школе, с сожалению практически не уделяется внимание спортивной истории нашей страны. Школьники, изучая, например, былины –воспринимают богатырей как литературных героев, а не как всесторонне развитую гармоническую личность сильного, ловкого и смелого человека. Совершенно не известно детям о лучших славянских воинах, о русских силачах, о непобедимых казаках, о непревзойденном Иване Поддубном и т. д. Заинтересовать школьников можно только рассказав им об этом, предоставить информацию в любом удобном виде. В частности на внеклассных физкультурно-оздоровительных мероприятиях.  Все намеченные в школе внеклассные физкультурно-спортивные мероприятия должны быть реальными, с соответствующей подготовкой, подведением итогов. Они должны быть не будничными, "не дежурными", "не для галочки", а вносить необходимое разнообразие в жизнь школы, вызывать эмоциональный подъем как у учащихся, так и у членов педагогического коллектива. При планировании и организации массовых мероприятий (дней здоровья и спорта, физкультурно-спортивных праздников в школе, внутри классных мероприятий) необходимо учитывать прежде всего мотивы участия в них самих школьников (соревновательные, результативные, процессуальные, учебно-познавательные, мотивы благополучия),то есть учитывать индивидуальные особенности мотивации учащихся. Для этого в программы мероприятий лучше включать разнообразные виды и формы выполнения физических упражнений. Кроме соревнований следует включать катание на лыжах, коньках, различные вылазки, игры, аттракционы, викторины. Это будет способствовать воспитанию и проявлению при выполнении физических упражнений не только мотивов долженствования, но и процессуальных учебно-познавательных мотивов, мотивов благополучия. Разнообразие программ необходимо потому, что редко все ученики руководствуются каким-то одним мотивом участия в проводимом мероприятии. А интерес к физической культуре у каждого школьника формируется из отдельных, порой очень кратковременных результативных, целевых, эмоциональных и личностных компонентов. Учителю физкультуры важно чувствовать и знать состояние этого климата, умело его поддерживать и улучшать, видоизменяя программы мероприятий, формы и стиль работы. При этом необходимо найти оптимальное соотношение затрат своих сил, энергии, рабочего времени на учебную и внеклассную работу. Основы истории спорта и физической культуры России были заложены на протяжении веков. Если рассматривать истоки его традиций, то, пожалуй, трудно найти отправную точку: эти истоки находятся в самом сердце страны, в сердце характера нашего народа. Воспитание спортивных качеств основано на постоянном желании делать то, что возможно для себя и других людей, удивленных их способностями. Но с момента рождения нужно постоянно и регулярно заниматься физкультурой. История физической культуры и спорта показывает, что благодаря теоретическим и педагогическим дисциплинам, изучаемым в физкультурно-образовательных учреждениях, она занимает важное место. Она относится к основным, идеологическим дисциплинам, которые позволяют будущим специалистам лучше понять их предмет.

Педагогическая практика убедительно показывает, что совершенствование образования по истории требует постоянного совершенствования форм и методов воспитательной работы, программ и образовательных и методических грантов, повышения качества учебников и другой литературы по историческим предметам, широкого распространения исторических знаний, использования всех средств массовой информации.

Список литературы:

1.Бутин И. М. Методика обучения физической культуре 1-11 кл. / И. М. Бутин, — М.: Просвещение, 2009. — 267с.

2. Физическая культура. 1-11 классы. Комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича. ФГОС

3. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высших физкультурных учебных заведений/ Л. П. Матвеев. — М. : Лань 2004.

4. Менхин, Ю. В. Физическое воспитание: теория, методика, практика / Ю. В. Менхин. — М. : СпортАкадемПресс, Физкультура и спорт , 2006. - 312 с.

5. Мишин, Б. И. Настольная книга учителя физической культуры: справ. — метод, пособие. — М. : ООО Издательство ACT ; OOO Издательство Астрель, 2003. — 526 с.

6. Педагогика нового времени. Современный урок. Под редакцией Т.П.Лакоцениной. – Ростов, «Учитель», 2009. – 208с.

7. Поташник М.М. Требования к современному уроку. – Москва, Центр педагогического образования, 2010. – 270с.

8. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развитие ребенка / Э.Я. Степаненкова,— М. : Лань, 2001— 276с.

9. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина. — М. : Советский спорт, 2008. — 464 с.

10. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М. : Академия, 2012. — 307с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История развития предпринимательства в России

Презентация по теме "История развития предпринимательства в России"...

«Проектная деятельность как источник формирования у школьников интереса к сохранению культурного наследия»

Духовно - культурное наследие России является основой гражданского - патриотического воспитания нашей  молодежи.  На сегодня  это и  главная  задача в образования. Патриотизм ...

Организация туристкой деятельности. Семинар: История развития туризма в России

Вопросы к семинару:1. Переходный период развития туризма в России (с 1990 – 2000 гг.). Общие тенденции.2. Характеристика современное состояние туризма в России.3. Основные игроки современного туристск...

Формирование толерантности школьников на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе.

Культивирование толерантности на уровне индивидуального и общественного сознания - необходимое условие создания демократического государства. Не случайно одним из первых документов, подписанных...

методы и приемы формирования у школьников интереса к изучению истории

План Введение Глава I  Теоретические основы формирования интереса к предмету        1.1 Психолого-педагогические подходы к изучению проблемы формирова...

Формирование системы диагностики интересов учащихся и развитие личности

В данном материале рассматривается характеристика личностных качеств учащихся, что позволяет судить о воспитанности школьников, приводятся примеры из опыта работы....