Формирование интелектуально -ориентированных интересов учащихся в учебной деятельности.
статья по химии (8 класс) по теме
Доклад на заседании Кафедры преподавания химии МИОО в рамках проведения Круглого стола. В докладе рассматривается вопрос о снижении интереса к изучении химии у обучающихся в основной школе, приводятся психологические составляющие этой проблемы. Развитие вербально - коммуникативной культуры предлагается усилить используя средства адаптационно -развивающего обучения: карточки "Химическое домино", введение игровых момоентов в схему урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_in._-orient_interesov_uchashchikhsya._doklad.docx | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование
интеллектуально – ориентированных интересов учащихся
в учебной деятельности.
(21 февраля 2012г).
Дудкина О.Э. ГБОУ СОШ № 1987.
Образование без души опустошает душу.
В.П.Зинченко
Добрый день, уважаемые коллеги!
Разрешите представиться: Дудкина О.Э. – учитель химии ГБОУ СОШ № 1987.
Успех в обучении зависит от желания ребенка учиться. Для того чтобы учиться с интересом и увлечением, учащиеся должны быть вовлечены в разнохарактерную деятельность на основе личного опыта. На современном этапе развития образование должно, как считает академик В. Зинченко, «ввести человека в разные миры: знания и незнания, сознания и самосознания, деятельности и самодеятельности, мир собственной личности».
К началу изучения курса химии у школьников уже имеется опыт учебной деятельности, начинается формирование интеллектуально - ориентированных интересов. Помочь им в этом – задача всех учителей. А преподавателя – химика – выявить подростков, склонных к глубокому изучению строения вещества, экспериментальной, исследовательской деятельности.
Однако радостное и заинтересованное познание веществ сменяется сначала тревогой, испугом непонимания; а затем часто: отторжением новых знаний.
Химический язык, химические символы и понятия – превращаются для некоторых учеников в неподъемный багаж уже к концу календарного года, а общение на уроке становится сложным.
Чтобы разорвать эту цепочку нужно искать пути для создания комфортной обстановки на уроке и ученика и учителя, но, безусловно, направляющая роль - принадлежит нам с вами: учителям.
Полное развитие вербальной культуры у большинства людей, по данным психологов, происходит к 22 годам, т.е. у значительной части учащихся 8-9 классов невербальный интеллект преобладает над вербальным. Этим, в частности, следует объяснить трудности в формировании таких предметных умений, как умение развернуто характеризовать изучаемые объекты и явления, делать выводы к лабораторным и практическим работам. Развитие вербально – коммуникативной культуры можно спровоцировать средствами адаптационно – развивающего общения.
Методическими основами этого является:
- работа с планами ответов, опорными словами, схемами и таблицами;
- обязательность постоянной интенсивной тренировки в устном применении химического языка;
- важность включения максимального количества учащихся в систематическое общение на химическом языке, хотя бы на репродуктивном уровне;
- постепенное введение в общий диалог, ведущийся на уроке, учащихся, испытывающих затруднения с речевой культурой.
Чтобы помочь детям в запоминании химических понятий можно использовать в качестве разминки на уроке «Химическое домино». Это карточки, каждая из которых содержит: определение понятия и само понятие. Пронумерована только карточка №1, остальные раздаются ученикам случайным образом. Первая карточка начинает и заканчивает повторение.
За время использования такого повторения для себя сделала выводы: карточек должно быть немного – максимум -15-18 (если класс слабый, лучше давать 1 карточку на двоих), и системность использования на уроке. Включение в материал карточек базовых понятий, позволяет их использовать в течение года, быть хорошим повторением в начале 9 класса. Еще считаю продуктивным использование «химического домино» при изучении органической химии, в 10 классе.
Еще одним приемом активизации познавательной деятельности учащихся является введение в структуру урока игрового момента: он снимает напряжение, обеспечивает случайность выбора задания, окрашивает работу разными красками. Речь идет о «Разноцветных кубиках».
Кубики разного цвета, что определяет уровень сложности задания: самый сложный – красный, затем – желтый и зеленый. На гранях записаны задания. Тематика может быть различной, например, УХР: просто уравниваем; составляем продукты реакции по валентности и уравниваем; предлагаем одно из необходимых исходных веществ.
Ученик сам выбирает цвет кубика, а подбрасывая его - определяет свое конкретное задание.
Такая работа может проводиться при закреплении пройденного материала, или на обобщении. По наблюдениям, чаще всего ученики предпочитают средний уровень сложности; при повторении и обобщении – уровень и грамотность выполненного задания влияют на оценку.
Однако цвет, как утверждают психологи, вызывает и подсознательные ассоциации: спокойствие, комфорт или наоборот – возбуждение и тревогу. С психологической точки зрения красный цвет выбирают люди с высокой активностью; зеленый – спокойные и уравновешенные; желтый – в большей мере привлекает внимание и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета.
Таким образом, использование цветовой палитры на уроке насыщает его красками, делает отличительным и запоминающимся, вносит элемент новизны в привычную структуру урока.
Приведенные выше примеры способствуют развитию интеллектуально – ориентированных интересов учащихся, создают комфортный микроклимат урока, приглашают к сотрудничеству. Происходит понимание личностной ценности знаний, развитие веры в себя, воспитание собственной положительной самооценки учащегося.
Использование различных методик и технологий, их выбор – прерогатива учителя: его внутренних мотиваций, умений и навыков.
Я желаю вам успеха на трудной и тернистой дороге развития, воспитания и обучения.
Большое спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интеллектуальных способностей учащихся через формирование информационно-коммуникативной компетенции в процессе учебной деятельности
В условиях новых государственных стандартов в образовании перед школой встала новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее об...
Использование личностно-ориентированных приемов и форм учебной деятельности на уроке истории как условие повышения мотивации и качества знаний учащихся.
Актуальный педагогический опыт, обобщен на муниципальном уровне в 2010г....
Пути формирования познавательного интереса учащихся в учебном процессе.
Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики.Как сделать так, чтобы ребенок учился с охотой и желанием?Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала...
Микроисследование по проблеме "Выявление интереса учащихся к учебным предметам"
Цельмикроисследования: выявить распределение интереса школьников к учебным предметам и факторы, влияющие на этот интересЗадачи:1. Определить предметы повышенного и пониженного интереса учащихся2...
Формирование интереса учащихся к изобразительной деятельности на уроках ИЗО и во внеурочное время .
Уроки ИЗО имеют важное значение в системе обучения и воспитания учащихся специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают коррекцион...
Формирование системы диагностики интересов учащихся и развитие личности
В данном материале рассматривается характеристика личностных качеств учащихся, что позволяет судить о воспитанности школьников, приводятся примеры из опыта работы....
презентация "Активизация познавательного интереса учащихся через проектную деятельность на уроках географии"
Активизация познавательного интереса учащихся через проектную деятельность на уроках географии...