Формирование социально успешной самоактуализирующейся личности на уроках технологии в свете Федеральных Государственных Образовательных Стандартов нового поколения.
статья по технологии на тему

Анохина М.В.
Новое время диктует новые качества, которыми должен обладать выпускник школы. Это способность к самообразованию, конкурентоспособность, мобильность, стремление к самоактуализации, достижению социального успеха. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совер-шенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением в освоении предмета технология является внедрение в образовательный процесс новых образовательных стандартов, обладающих большим раз-вивающим потенциалом. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возмож-ность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. В представленном материале освещается формирование УУД на уроках технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заместитель директора по воспитательной работе

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8

 имени К.К.Рокоссовского»,

 учитель технологии Анохина М.В.

Формирование социально успешной самоактуализирующейся личности на уроках технологии в свете Федеральных Государственных Образовательных Стандартов нового поколения.

        «В первую очередь, ООО  «Фабрика Командор»  заботится о своих клиентах!» - такие рекламные слоганы можно увидеть на предприятиях и организациях, которые функционируют в системе рыночной экономики. Быть конкурентоспособными, привлечь клиента – задача не только бизнеса, но и образовательной организации в современных условиях.

         Школа – социальный институт,  призванный давать ребёнку не только знания по учебным дисциплинам, но и способствовать его социализации – т.е. определения своего места в современном обществе.  Изменение приоритетов общества ведёт за собой изменение политики самой школы. Школа становится клиентоориентированной организацией,  учитывающей как потребности общества, так и желания клиентов образовательных услуг– учащегося и его родителей.

        Новое время диктует новые качества, которыми должен обладать выпускник школы. Это способность к самообразованию, конкурентоспособность, мобильность, стремление к самоактуализации, достижению социального успеха.

        Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.  В связи с этим приоритетным направлением в освоении предмета технология является внедрение в образовательный процесс новых образовательных стандартов, обладающих большим развивающим потенциалом. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся.

        Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

        В Программе развития универсальных учебных действий для основного общего образования выделены следующие УУД. Они реализуются на уроках технологии следующим образом.

1. Личностные УУД – жизненное личностное и профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-эстетического оценивания, реализуемое на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведениями соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

        Формирование жизненного, личностного и профессионального самоопределения

происходит через выработку ценностных ориентаций, формирование гражданской позиции, гражданской идентичности, освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.

        Каждый новый раздел при изучении технологии начинается с исторических сведений, месте этого вида деятельности в истории страны, мировой истории. Так, интересны детям сведения о том, как появилась кулинария как наука, первая кухня, кто придумал суп, обрядовая кулинария, одежда Древней Руси (юбка называлась панёва), символика вышивки. В освоении этих разделов школьницам помогают фото, видеоматериалы, экспонаты музеев (школьного историко-этнографического, краеведческого, музеев страны).  Рассматриваются на уроках художественные промыслы России (вышивка, ковроткачество, плетение, роспись), что  не только пробуждает гордость за свою Родину, но и создаёт основу для собственного творчества. В этой связи мы не обходим вниманием промыслы и культуру родного Курского края (кожлянская игрушка, суджанские ковры и т.п.), экскурсия в Железногорскую школу художественных промыслов «Артель»  вызвала желание у девочек выполнить изделия в технике аппликации и плетения из соломки.

        На уроках не обходим вниманием экологическую составляющую технологий, так как любовь к Родине невозможная без формирования экологической культуры поведения. На уроках рассматриваются экологические проблемы. При проектировании изделий одними из критериев качества являются экологические критерии, в соответствии с которыми изделие должно быть выполнено из экологически чистых материалов, технология изготовления не должна наносить вреда здоровью человека, продумывается использование отходов производства. Так, одно из направлений декоративного творчества  - мозаика из пластиковых бутылок, которые являются бросовым материалом, но находят новое применение.

        Обращаемся мы к истории мировой культуры. Китай - Родина шёлка, искусство вышивки кардинала Ришелье, узелковое вязание – макраме – занятие морских путешественников – вот лишь несколько направлений, вызывающих у школьниц как интерес к изучению истории данных видов рукоделия, так и к их освоению.

        Большая роль отводится профессиональному самоопределению. При изучении каждой темы один из вопросов – применение её в дальнейшей жизни, профессиональное воплощение. Раздел «Изготовление швейных изделий». Неотъемлемая часть – деловая игра – «На швейной фабрике». Здесь рассматриваются все профессии, связанные со швейным производством: художник-модельер, художник-конструктор, закройщик, швея и т.д. Возникает необходимость  знакомства с деятельностью представителей профессии, оборудованием, на котором производятся технологические операции.  Всё это способствует повышению мотивации изучения технологии.

        Профессиональное самоопределение рассматривается нами и с другой стороны: даются знания самопрезенации на собеседовании, правила составления резюме, знакомство с новыми профессиями современной России, проводятся психологические тесты, определяющие склонности к той или иной профессии. Всё это является рассматривается нами как помощь в дальнейшем профессиональном самоопределении.

        Здесь же можно сказать и о формировании ценностных установок, моральных основ личности. На уроках действуют определённые правила. «Разобрался сам – помоги соседу по парте», «Порадуемся вместе «, «Глаза боятся – руки делают» и т.п., что является стимулом  к  дружеским взаимоотношениям, взаимопомощи и взаимовыручке.

        В процессе обучения технологии обращается внимание на формирование «Я – концепции» и идентичности личности, формирование адекватной самооценки.

        Здесь играет роль создание ситуации успеха. Ведь это ощущение является стимулом для дальнейшего творческого развития. Ситуация
успеха рассматривается как проживание учеником своих личностных достижений в контексте его собственной жизни. Учитывая, что данная ситуация всегда субъективна, результат усилий расценивается только 
в сопоставлении с вчерашними достижениями, с позиций завтрашних перспектив.

Часто в работе используется прием - «выделение персональной исключительности» . Для его проведения я разрабатываю разноуровневые задания, кроссворды, рассчитанный персонально на одного ребенка. Для разных классов предусматривается разный темп урока и разные системы вопросов для обобщения учебного материала.

Создание атмосферы доброжелательности.

При этом придумываю методические приемы, обеспечивающие:

• снятие тревожности,

• высокую мотивацию,

• авансирование достоинств ученик-(оглашение),

• преобладание скрытой инструкции,

• поддержку индивидуальности (исключительности) школьника,

• объективность и доброжелательность педагогического внушения

• высокую оценку успешно выполненной каждой детали деятельности
школьника.

Важное место в создании ситуации успеха занимает оценка работы, которая выполняет функции: информационную, ориентирующую, стимулирующую, результативную.  На уроках я оцениваю достижения, т.е. насколько обучающиеся продвинулся в освоении знаний и умений в силу своих возможностей и способностей.

Использую прием «Эмоциональные поглаживания»: «молодец», «я горжусь вами», прием «шанс» исправить оценку

БАНК СИТУАЦИЙ УСПЕХА

 1. Минутки психологической разгрузки или эмоциональной зарядки (шутки, загадки, скороговорки).

2. Вопросы, которые задают сами дети. + Задай вопрос учителю

3. Прием-подсказка (План-ответ, рисунок-подсказка, таблица, опорные сигналы и пр.)

4. Частично-поисковые и эвристические ситуации (проблемные задания)

5. Ролевые ситуации («наблюдатель», «мудрец», «хранитель знаний»)

6. Игры-системы на уроках

7. Какую отметку хочешь получить в конце четверти?

8. Конкурс эрудитов (на предметных неделях)

9. Итоговые межпредметные конференции

10. Предложение всего перечня работ

11. Проведи урок (обмен ролями)

12. Объясни свои действия (рефлексия)

13. Служба 911

14. Эмоциональное «поглаживание»

15. Репетиция самостоятельной к/работы (анонсирование)

16. Заполни пропуск в информации

17. Найди ошибку.

18. Прием – расклад

19. Исповедь.

20. Линия горизонта

21. Эмоциональный всплеск

22. Ожидание радости

23. Подбор заданий нарастающей сложности

24. Дифференцированная помощь ученикам в выполнении заданий одной и той же сложности

25. Выделение персональной исключительности (персональные задания)

26. Публичное выступление

27. «Даю шанс» (исправить оценку или поставить незаслуженную «5»)

 

Всё это способствует повышению мотивации к изучению технологии.

2. Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

        На уроке технологии эта проблема решается через организацию групповой работы, проектную деятельность.

        Работа в группе, т.е. совместная деятельность, позволяет устанавливать  рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

        Тема «Моделирование воротников и манжет», 8 класс. Класс поделен на группы.  Для каждой группы – свой информационный пакет, который содержит прикладную информацию о моделировании, а также распределение ролей в группе (художник, технолог, маркетолог и т.д.), деятельность  членов группы предполагает использование различных умений: рисовать, разбираться в схемах, фантазировать, этап презентации (защиты) предусматривает  проявление коммуникативных способностей. Одна из задач членов группы – правильно распределить задания между собой, чтобы обучающиеся наиболее полно раскрыли свои индивидуальные особенности, склонности в процессе работы, представлении готового продукта.

        Большими возможностями обладает метод проектов, который предусматривает определение задачи, выбор варианта её решения, воплощение задуманного в жизнь, оценка качества выполненного продукта.

        Каждый урок технологии – это мини-проект, в процессе выполнения которого формируется проектное мышление школьников.  Творчество и самоидентичность раскрываются уже на этапе выбора темы. Можно определить свою деятельность как «Салфетка, связанная крючком», а можно – «Любимой маме – от всей души». Изделие одно и то же, а заложенный в него смысл - разный.

        Примером такого творческого проекта был «Подарок ветерану», цель которого - вовлечение школьников в социально значимую деятельность как фактор формирования гражданской позиции.  Отправной точкой проекта стало преддверие празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. Девочки изучили возрастной состав ветеранов Великой Отечественной войны, выдвинули предположение, какой личностно-ориентированный подарок можно им сделать.  В соответствии с этим выдвинули идеи таких подарков, выбрали наиболее подходящие и осуществили их на практике. Такими подарками стали: наволочка для диванной подушки в лоскутной технике, изображение уголка родного города в технике Батик, футляр для очков из бисера и т.п. Школьницы продумали, какие слова они будут говорить при встрече с ветеранами, осмыслили все свои действия. На этапе защиты творческого проекта была организована дискуссия «Что значит для меня Победа в Великой Отечественной войне», где ученицы использовали весь арсенал речевых средств для аргументации своей позиции.

3. Познавательные УУД – общеучебные действия, логические действия, действия постановки и решения проблем.

        Преподавание технологии ведётся в соответствии с Программой Технология, 5-8 классы. Автор  под редакцией  Сасова И.А., Марченко А.В.. Основные разделы – Кулинария, Создание изделий из текстильных, конструкционных и поделочных материалов, Технология ведения домашнего хозяйства, Современное производство и профессиональное образование.

        Общеучебные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (самостоятельное определение цели урока: к нам должны прийти  гости, у нас есть набор блюд, что необходимо для правильного приёма гостей – сервировка стола, знания правилл этикета, применение методов информационного поиска (найти модели одежды в различных стилях), умение структурировать знания (различные варианты консервирования – создание их классификации) .

        Логические действия – анализ объектов с целью определения признаков: проанализировать стиль костюма (конструкция, цвет, ткань, аксессуары), дизайн-анализ., построение логической цепи рассуждений (определение вида ткани по характерным признакам: блеск, сминаемость, извитость нити и т.д.).

        Действия постановки и решения проблем – творческие проекты обучающихся (организационно-подготовительный (выбор и обоснование темы, идеи), технологический (разработка технологической документации, реализация), заключительный (оценка изделия по критериям, защита) этапы).

4. Регулятивные УУД – действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

        На каждом уроке технологии озвучивается или определяется совместно с обучающимися цель урока, намечаются пути достижения (самостоятельная работа с учебником, справочными материалами, освоение данного вида деятельности, выполнение конкретного задания. Кроме того, обязательным является пооперационный и итоговый контроль, отражённый в Технологической карте изготовления изделия. Например, Пошив юбки имеет определённую технологическую последовательность (подготовка ткани к раскрою, раскладка выкройки на ткани, раскрой, подготовка деталей кроя к обработке, подготовка изделия к первой примерке, первая примерка и исправление дефектов и т.д.) Пооперационный контроль необходим после выполнения каждого этапа. Школьницам даются критерии качества, которым должно соответствовать будущее изделие на данном этапе. Контроль качества производится девочками самостоятельно (самоконтроль), друг у друга (взаимоконтроль), учителем. За контролем следует коррекция. Необходимый этап – оценка, складывающаяся также из трёх составляющих: самооценка, взаимооценка, оценка учителя.

        "Каждый человек в молодости своей пережил эпоху «гениальности», восторженной самонадеянности… только тот из нас действительно заслуживает название человека, кто сумеет …пойти далее, вперёд, к своей цели." 
И.С. Тургенев.

        Научить детей получать и использовать знания, стремиться занимать лучшее место в жизни, саморазвиваться и самоактуализироваться – в этом я вижу задачу современной школы и современного учителя.

Литература

1. Сасова И.А., Марченко А.В. Технология: 5-8 классы: Программа. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 96 с.

2.  Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с. – (Стандарты второго поколения).

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.

4.  Маслоу А. Мотивация и личность/ Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха: учебное пособие для высшего управленческого персонала/ Автор-сост. Р.Р.Кашапов. - Ижевск.: Изд-во Удм. Ун-та, 1997.

5. Краткий толковый словарь русского языка. Издательство “Русский язык”, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение иностранному языку в начальной школе в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения

Данные методические рекомендации созданы на основе стандартов начального образования второго поколения, примерной программы начального общего образования по иностранному языку с учётом планируем...

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системно-деятельностный подход в преподавании истории и обществознания.

В данной статье рассматривается преподавание истории и обществознания в средней и старшей школе  на основе системно-деятельностного подхода. Автор обосновывает актуальность темы, приводит концепт...

Игровые технологии на уроках иностранного языка в условиях федерального государственного образовательного стандарта нового поколения

Игровые технологии на уроках иностранного языка в условиях федерального государственного образовательного стандарта нового поколения Совреме...

Организация воспитательной деятельности в школе в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

   Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражда...

Организация воспитательной деятельности в школе в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

   Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражда...