Классификация текстильных волокон. Краткие сведения о хлопчатобумажных и льняных тканях.
учебно-методический материал по технологии (5 класс) на тему

Цели: ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон; дать понятие  о пряже и прядении, ткани и ткачестве; научить определять направление нитей основы и утка, полотняное переплетение, ознакомить с профессиями прядильщика и ткача; воспитывать внимательность; прививать эстетический вкус; развивать пространственное мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок: Классификация текстильных волокон. Краткие сведения о хлопчатобумажных и льняных тканях.

Цели: ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон; дать понятие  о пряже и прядении, ткани и ткачестве; научить определять направление нитей основы и утка, полотняное переплетение, ознакомить с профессиями прядильщика и ткача; воспитывать внимательность; прививать эстетический вкус; развивать пространственное мышление.

Оборудование: наглядные пособия коллекций «Хлопок», «Лён», «Текстильные волокна»; плакаты и схемы получения ткани  в ткацком производстве, образцы хлопчатобумажной и льняной тканей, учебник, рабочая тетрадь, лупы, клей ПВА.

На доске: материаловедение, натуральные волокна, хлопчатник, хлопчатобумажные ткани, лён-долгунец, льняные ткани, пряжа, нить, ткань, основа, уток, готовая ткань, лицевая сторона ткани, полотняное переплетение.

Ход урока

1. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Повторение пройденного материала

Устный опрос учащихся по теме «Общие правила техники безопасности».

Вопросы для повторения:

  1. Каковы правила поведения учащихся в кабинете «Технология»?
  2. Что надо помнить учащимся во время работы?
  3. Что должны сделать учащиеся по окончании работы?

   

3. Изучение нового материала.

Слово учителя.

- Ткань – это материал, с которым вы сталкиваетесь ежедневно.

(иллюстративный ряд)

 - Чтобы правильно изготовить изделие, правильно его эксплуатировать и ухаживать, необходимо знать элементы материаловедения.

Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

Сырьём для получения тканей служат волокна.

Волокно – это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем диаметр.

Текстильные волокна очень разнообразные, но все они подразделяются на два основных класса: натуральные и химические.

(Таблица)

Натуральное волокно создала сама природа, а процесс формирования химических волокон осуществляется на химических заводах специальными машинами путём продавливания раствора, полеченного из древесины, угля и другого исходного сырья.

С древнейших времён и до конца XIX века единственным сырьём для производства текстильных материалов служили натуральные волокна, которые получали из различных растений. Сначала это были волокна дикорастущих растений, а затем волокна льна и конопли. С развитием земледелия начали возделывать хлопчатник, дающий очень прочное и хорошее волокно.

Большое распространение получили волокна, вырабатываемые из стеблей растений, их называли лубяными. Волокна из стеблей  большей частью грубые, прочные и жесткие – это волокна кенафа, джута, конопли и других растений. Изо льна получают более тонкие волокна, их которых вырабатывают ткани для изготовления одежды и белья.

Кенаф возделывается в основном в Индии, Китае, Иране, Узбекистане и других странах. Волокно кенафа отличается высокой гигроскопичностью и прочностью. Из него изготавливают мешковину, брезент, шпагат и т.д.

Конопля – очень древняя культура, выращивается для получения волокна преимущественно у нас в стране, Индии, Китае и др. В диком состоянии произрастает в России, Монголии Индии, Китае. Из стеблей конопли получают волокно (пеньку), из которой делают морские канаты, верёвки, парусину.

Джут возделывают в тропических районах Азии, Африки, Америки и Австралии. Джут на небольших площадях выращивают в Средней Азии. Волокна джута используют для изготовления технических, упаковочных, мебельных тканей и ковровых изделий.

Из волокон растительного происхождения наиболее известны хлопок и лён.

Хлопком называют волокна, покрывающие поверхность семян однолетнего растения хлопчатника, который произрастает в тёплых южных странах. Развитие волокон хлопка начинается после цветения в период образования плодов (коробочек). Длина волокон хлопка колеблется от 5 до 50 мм. Собранный и спрессованный в кипы хлопок называют хлопок-сырец.

При первичной обработке хлопка волокна отделяются от семян и очищаются от различных примесей. Сначала отделяются самые длинные волокна (20-50 мм), затем короткие или пух (6-20 мм) и, наконец, подпушка (менее 6мм)

Итак:

Длинные (20 – 50 мм) – на производство пряжи.

Короткие или пух (6 – 20 мм)

Подпушка (0 – 6 мм) – для ваты.

Подпушка + дл. волокно – на производство толстой пряжи.

Короткие (до 12 мм) - перерабатывают в целлюлозу. (Коллекция)

Лён – однолетнее травянистое растение, которое даёт волокно того же названия. Волокно льна находится в стебле растения и может достигать  1метра. ( Лён-долгунец, ВНИИЛ  основан в1930г в Москве, с1931г в г. Торжке)

Уборку льна производят в период ранней жёлтой спелости. Полученное сырьё для производства пряжи (нитей) подвергается дальнейшей переработке

Первичная обработка льна состоит  из замачивания льняной соломы, сушки тресты, мытья и трепания, чтобы отделить примеси.

Из очищенных рассортированных волокон получают пряжу. (Коллекция)

4. Практическая работа №1

«Знакомство с натуральными волокнами растительного происхождения»

Материалы и инструменты: коллекция «Волокна», лупа, учебник, тетрадь.

1.Рассмотреть волокна льна и хлопка.

2.Сравнить их по внешнему виду и на ощупь.

3. Заполнить таблицу в рабочей тетради.     Стр.7

Вид волокна

По внешнему виду

На ощупь

Льняные

Светло-серые, длинные, толстые, прямые, блестящие

Гладкие, жёсткие, прочные

Хлопковые

Белые, короткие, тонкие, матовые

Пушистые, мягкие, прочные

 

Пряжа – это нить, полученная при скручивании отдельных волокон.

Процесс получения  пряжи называется прядением.

Прядение происходит в следующей последовательности:

  • Разрыхление волокон
  • Трепание
  • Чесание
  • Выравнивание (образование ленты)
  • Предпрядение (образование ровницы)
  • Сам процесс прядения.

             Цель прядения – получение равномерной по толщине пряжи. На прядильной фабрике работают люди различных  профессий. Основная профессия прядильного производства – прядильщица.

Далее пряжа поступает на ткацкую фабрику, где из неё  получают ткань.

Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством.

Изготавливают  ткань на ткацких станках, на которых работают ткачи.

Ткань – это материал, который получают путём переплетения нитей  основы и утка между собой. Полотняное переплетение(таблица).

Нити, идущие вдоль ткани, называют основой.

Поперечные нити в ткани называют утком.

Нити основы очень прочные, длинные, гладкие при растяжении не меняют своей длины, т.к. их пропитывают специальным раствором.

Нити утка менее прочные, более толстые, короткие, пушистые. При растяжении нити утка  увеличивают свою длину.

Нить утка, пройдя между нитями основы на всю ширину ткани, поворачивает обратно, не обрываясь. Поэтому вдоль ткани получаются  не осыпающиеся края – кромки.

Не осыпающиеся края с двух сторон ткани  называются кромкой.

Расстояние  от кромки до кромки называют шириной ткани.

   Нити основы можно определить по следующим признакам:

  1. по кромке
  2. по степени растяжения
  3. по звуку
  4. по виду нити

5.  Лабораторная работа №2

Определение в ткани направления нитей основы и утка (фронтально)

Оборудование: образцы ткани с кромкой и без неё, лупа

Ход работы

  1. В ткани с кромкой определите направление нитей.
  2. Растягивая образец по нити основы и утка, определите, в каком направлении ткань растягивается больше.
  3. Резко растягивая ткань (с хлопком), определите, в каком направлении звук будет звонким, а в каком – глухим.
  4. Рассматривая ткань в лупу, определите по толщине и гладкости нити основы и утка.
  5. По изученным признакам определите направление нитей основы и утка в ткани  без кромки.
  6. Заполнить таблицу.

Направление нити

По степени растяжения

По кромке

По звуку

По виду нити

толщина

гладкость

Нить основы

малое

вдоль

звонкий

тонкая

гладкая

Нить утка

большое

поперёк

глухой

толстая

пушистая

Этапы производства ткани

волокно            нити (пряжа)        ткачество             суровая ткань             отделка

               

             готовая ткань

           Ткань, снятая с ткацкого станка, называется суровьём. Она имеет грязновато-серый цвет, шероховатую (негладкую) поверхность.  Её не используют для изготовления одежды, она требует отделки.

Цель отделки – придание красивого внешнего вида ткани и улучшение её качества.

           Отделка тканей производится на красильно-отделочной фабрике.

В процессе отделки с поверхности ткани удаляют кончики волокон, отбеливают, красят (опусканием в краситель), или печатают (наносят рисунок).

Основные процессы отделки ткани: (презентация)

  1. предварительная отделка:
  • Опаливание (удаление волокон с поверхности)
  • Расшлихтовка (удаление крахмала)
  • Отваривание (удаление загрязнений)
  • Мерсеризация (повышение прочности)
  • Промывка
  • Беление
  1. крашение.
  2. печатание.
  3. заключительная отделка:
  •    аппретирование (повышение прочности),
  •    ширение (выравнивание)
  •    каландрование (разглаживание, придание блеска)


           После отделки ткани могут быть:

  • Отбелённая – ткань, полученная после отбеливания;
  • Гладкокрашеная – ткань, окрашенная  в один определённый цвет;
  • Набивная – ткань, с напечатанным на поверхности рисунком;
  • Пёстротканая – ткань, полученная на ткацком станке путём переплетения разных по цвету нитей;
  • Меланжевая – ткань, полученная на ткацком станке путём переплетения нитей, скрученных из разных по цвету волокон.

В процессе образования ткани на ткацком станке нити  основы и утка могут по-разному переплетаться между собой. Различной последовательностью чередования основных и уточных нитей создается огромной количество переплетений.

Наиболее распространённым переплетением является полотняное переплетение (таблица), которое образуется переплетением основных и уточных нитей через одну.

Повторяющийся рисунок переплетений в ткани называется раппортом. Он определяется числом  входящих в него нитей.

У полотняного переплетения число нитей в раппорте – 2.

Полотняное переплетение имеют х/б ткани, некоторые льняные и шелковые ткани

6. Закрепление (кроссворд)

  1. Изучение строения и свойств материалов, используемых для изготовления швейных  изделий – это  …
  2. Сырье для производства ткани.
  3. Процесс получения ткани из пряжи.
  4. Нить,  идущая вдоль кромки ткани.
  5. Процесс получения пряжи.
  6. Поперечная нить в ткани.
  7. Основная профессия прядильного производства.
  8. Волокно, какого растения используют для производства хлопчатобумажных тканей?
  9. Какое растение даёт волокно того же названия?

 

7. Анализ и оценка урока.

При анализе урока обратить внимание на ошибки, допущенные учащимися во время работы. Совместно с учащимися найти пути их исправления. Выставить оценки.

18. Д/З §§1,2. Выполнить из бумаги полотняное переплетение.

Иметь на уроке: 4-5 лоскутов х/б ткани с кромкой и без неё, линейку, ножницы, клей, карандаш, учебник, рабочую тетрадь.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель технологии: Романова Ирина Константиновна

Предмет: технология          

Класс:  5       

Учебник (УМК): Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. Технология. Технология ведения дома. 5 класс

Тема урока: Швейная машина. Подготовка швейной машины к работе. Заправка верхней и нижней нитей.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, швейные машины.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

• регулятивными УУД:

  • формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов;
  • преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем;

• познавательными УУД:

  • собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;

• коммуникативные УУД:

  • высказывать и отстаивать свою точку зрения в нутрии группы. Умение отвечать на вопросы класса

• личностные УУД:

  • осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы. Воспитание чувства ответственности  перед классом  за порученное дело коллективом.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

1)Разделяют понятие «промышленная швейная      машина» и «бытовая швейная машина»

1 уровень - понимание, адекватное употребление в речи специальных терминов

2) Называют назначение и применение основных узлов

2 уровень - анализ литературы, просмотренной презентации

3) Называют отличие швейной машины с электроприводом, ручным приводом и ножным приводом

2 уровень - сбор и анализ информации

Регулятивные

Самостоятельно преобразуют практическую задачу в познавательную

3 уровень - самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий

Познавательные

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

3 уровень - самостоятельные действия учащихся на основе усвоенного алгоритма действий

Коммуникативные

Представлять конкретное в содержании, сообщать его в устной и посменной форме

2 уровень - совместные (групповые) выполняемые под руководством учителя действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Личностные

Ориентирование на выполнении моральных норм

3 уровень - самостоятельное выполнение действий с дополнением на известный алгоритм

1 урок

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодествия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

10 мин

Вызвать подготовительный интерес к проблеме

Организовать сомостоятельную постановку целей.

Беседа

Просмотр

презентации

Фронтальная

Приветствую, создаю позитивное творческое настроение.

Предлагаю учащимся вспомнить, какими способами можно изготовить одежду.

Прошу высказать мнение, какое оборудование можно использовать при создании одежды

Прошу высказать мнение каким образом можно подготовить швейную машину к работе

Предлагаю сформировать вопросы, возникшие после обмена мнениями.

Воспроизводят в устной форме известные сведения

Обдумывают и анализируют информацию

Высказывают предложения как можно подготовить швейную машину к работе.

Формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответы, чтобы разрешить возникшие сомнения(цель)

Познавательные УУД:

воспроизводить знания в устной форме

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности

Ориентировочный этап

10 мин

Организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования

Беседа, просмотр презентации

Групповая фронтальная

Задаю вопрос о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы

Называют известные им методы исследования и определяют последовательность действий

Регулятивные УУД:

планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

Физкультминутка 5 мин

Профилактика глазных заболеваний, тренировка зрения, снятие напряжения с глаз.

Профилактика и пропаганда здорового образа жизни среди учеников.

Повышение мотивации к обучению.

Несколько упражнений для глаз

Фронтальная

Выполняют упражнения для глаз

Поисково-исследовательский этап

15 мин

Организует поиск решения проблемы

Сбор информации

Парная, групповая, фронтальная

Предлагаю найти информацию при просмотре презентации

Показываю на швейной машине детали.

Демонстрирую варианты швейных машин ( швейная машина с электроприводом, швейная машина с ручным приводом, швейная машина с ножным приводом) Предлагаю их сравнить

Объясняю основные правила безопасной работы на швейной машине.

Находят информацию и анализируют рисунок

Отвечают на вопросы. Слушают ответы на вопросы

Отвечают на вопросы, слушают одноклассников, делают записи в тетради

Высказывают основные правила безопасной работы на швейной машине

Просматривают фильм и задают вопросы

Познавательные УУД:

искать и выделять необходимую информацию;

формулировать вопросы

формулировать выводы

Регулятивные УУД

Самостоятельно преобразует практическую задачу и познавательную, формулирует вопросы

2урок

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Практический этап 20 мин

Обеспечить понимания новых знаний

Практическая работа

Парная,

групповая

Заправка верхней нити.

Текущий контроль за выполнением практической работы.

Контроль за соблюдением ОТ

 Контроль за соблюдением технологической грамотности, контроль за соблюдением ТБ

В парах и группах отрабатывают навыки заправлять верхнюю нить.

Коммуникативные УУД:

устанавливать рабочие отношения, эфективнего сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Личностные УУД

обеспечить контроль и самоконтроль

Физкультминутка

5 мин

повысить или удержать умственную работоспособность детей на уроке обеспечить кратковременный активный отдых органов зрения и слуха; мышцы туловища.

Фронтальная

Выполняют простые упражнения для глаз, рук, спины.

Рефлексивно-оценочный этап

15 мин

Осмысление процесса и результата деятельности

Письменная работа

Индивидуальная, фронтальная

Предлагаю оценить факт достижения цели урока

Предлагаю написать текст резюме, закончить фразы:

     «Я сегодня узнал……»

     «Я сегодня научился….»

     «Я могу проверить….»

     «Я могу научить….»

Оценивают степень достижения своей цели

Отвечают на вопросы

Регулятивные УУД:

санкционировать факт завершения действий

Личностные УУД

- обеспечить контроль и самоконтроль

Дата:                                                                                                                                                Подпись учителя:



Предварительный просмотр:

Тема: материаловедение ( урок №1 , закрепление)

  1. Изучение строения и свойств материалов, используемых для изготовления швейных  изделий – это  …
  2. Сырье для производства ткани.
  3. Процесс получения ткани из пряжи.
  4. Нить,  идущая вдоль кромки ткани.
  5. Процесс получения пряжи.
  6. Поперечная нить в ткани.
  7. Основная профессия прядильного производства.
  8. Волокно какого растения используют для производства хлопчатобумажных тканей?
  9. Какое растение даёт волокно того же названия?

3

5

7

2

4

1

6

8

9

т

п

п

в

о

л

о

к

н

о

о

р

р

а

с

я

я

ч

н

д

д

м

а

т

е

р

и

а

л

о

в

е

д

е

н

и

е

с

в

н

л

у

т

о

к

а

и

ь

в

е

щ

о

х

л

о

п

ч

а

т

н

и

к

ё

ц

н

а



Предварительный просмотр:

Список литературы

  1. Терентьева С.Государственные стандарты второго поколения: генеральная репетиция //Директор школы-2011-№4.
  2. Терентьева С.Т.Новые образовательные стандарты как инструмент развития образования.// Вестник образования.-2011.-№11.
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
  4. 4.Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Классификация текстильных волокон. Краткие сведения о хлопчатобумажных и льняных тканях.

Цели: ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон, с профессиями прядильщика и ткача; воспитывать  внимательность; прививать эстетический вкус; развивать пространственное мышле...

«Классификация текстильных волокон. Получение ткани»

Данный урок технологии  проводится в 5 классе в разделе  «Основы материаловедения по теме «Классификация текстильных волокон. Получение ткани». Урок позволяет сформировать представление учащ...

Разработка урока 5 класс "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей."

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием волокно, видами текстильных волокон, процессом получения тканей....

Раздел: Материаловедение. Тема урока: Классификация текстильных волокон. ПР Определение направления долевой нити в ткани.

Урок разработан по разделу: Материаловедение.Тема урока: Классификация текстильных волокон.ПР Определение направления долевой нити в ткани.Знать:- волокна растительного происхождения,- прядильно...

Урок по теме: "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей".

Методический материал по теме «Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей». Урок разработан для учащихся 5-х классов. На данном уроке учащиеся знакомятся с процессом изготовлен...

разработка урока "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей." 5 класс

Презентация и разработка урока в 5 классе по теме "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей."...

Разработка урока «Классификация текстильных волокон. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей».

Цели: Ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон, с профессиями прядильщика и ткача; со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей ; дать понятия о пряже и прядении, ткани и ткачестве...