Ручной труд. 6 класс. Рабочая программа.
рабочая программа по технологии (6 класс) на тему

Стихина Галина Станиславовна

Рабочая программа по технологии "Ручной труд"  разработана для обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью 6 года обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruchnoy_trud_6b_stihina.docx42.87 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СКОУ (VIII вида) № 18 Центрального района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

« ___» _______ 2015г.

СОГЛАСОВАНА

заместитель директора по УВР

____________________

 

«___» __________2015 г.

УТВЕРЖДЕНА

директор ГБОУ СКОУ (VIII вида) № 18

______________________

 « ___» _________ 2015 г.  

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

по предмету «Ручной труд»

класс 6-б

учитель: Стихина Галина Станиславовна, высшая квалификационная категория

2015-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

    Рабочая программа по технологии «Ручной труд»  разработана для обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью 6 года обучения на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой, СПб, ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011

На предмет отведено 132 часа, 4 часа в неделю в соответствии с учебным планом на 2015-2016 учебный год (вариант 2).

Большое значение в коррекционно-воспитательной работе с учениками с умеренной умственной отсталостью отводится трудовому обучению, где они овладевают элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях. Выполнение различных операций ставит воспитанников перед необходимостью познания материалов, их свойств, требует различения предметов, включенных в трудовую деятельность, что приводит к развитию представлений, мыслительных операций и речи.

В процессе труда формируются такие личностные качества, как привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе; что является очень важным условием для дальнейшей социально-трудовой адаптации воспитанников.

Трудовая деятельность оказывает большое влияние на физическое развитие детей. В процессе трудового бучения у воспитанников улучшается общее физическое состояние, развиваются работоспособность, координированное движение.

Большой положительный  воспитательный эффект дает выполнение посильной работы, при которой дети испытывают чувство удовлетворения результатами своего труда, чувство значимости своего изделия. Чем более нужные в их жизни, полезные, разнообразные и внешне привлекательные  изделия предстоит им сделать на уроке, тем с большим увлечением, интересом и энергией они относятся к их изготовлению. В результате, используя программный материал, на основе изготовления различных деталей, частей изделий, можно изготовить различные предметы, понравившиеся детям, нужные для повседневной жизни, по возможности оформляя их наиболее красочно и красиво.

Цель программы: формирование у детей эстетического восприятия, обучение способами действия, развитие творчества.

В процессе преподавания предмета  решаются следующие задачи: 

  • Обучение доступным приёмам труда.
  • Развитие способности учащихся к осмысленной трудовой деятельности.
  • Формирование элементарных знаний по различным видам труда.
  • Формирование общих трудовых навыков: соблюдение правил техники безопасности, дисциплинарных требований, организации рабочего места, культуры труда.
  • Знакомство с простейшими ручными инструментами и приёмами работы данными инструментами.
  • Знакомство с новыми материалами, их свойствами.
  • Формирование умений правильно, по назначению применять материалы.

Наряду с этими задачами решаются специальные задачи, направленные на коррекцию высших психических процессов:

  • Воспитание у учащихся эмоциональной отзывчивости.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие волевых качеств (усидчивости, терпения и др.).

Развитие сенсорного восприятия, речи учащихся на основе их практической деятельности. 

В программе предусмотрены следующие разделы:

  • Вводное занятие
  • Работа с бумагой
  • Изготовление бумаги ручной работы.
  • Срапбукинг.
  • Работа с фурнитурой.
  • Работа с бусинами.
  • Витражная роспись.

Каждый раздел программы включает в себя минимальные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.

Основными принципами построения программы являются основные принципы дидактики, принцип последовательности и концентризма, целостность, системность.

Оценка успехов носит поощрительный характер. Цель оценки-повысить мотивацию, поддерживать уверенность в собственных силах.

   На уроках по ручному труду осуществляется межпредметная связь с такими предметами как: рисование, развитие речи и окружающий мир, здоровье и основы безопасности жизнедеятельности, культура поведения и общения социально-бытовая ориентировка, математические представления и конструирование. 

Основной принцип реализации программы: обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей психофизические особенности учащихся. 

Успешное формирование трудовых навыков у воспитанников возможно лишь при правильной организации учебного процесса. Центральное место на уроке занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение воспитанниками знаний познавательного характера, они изучают охрану труда и санитарно-гигиенические требования, свойства различных материалов и способы их использования в быту на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами.

        Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок.

        Формы организации работы учащихся: индивидуальная, дифференцированная.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать: 

  • Названия и правила пользования различными инструментами.
  • Охрану труда и санитарно-гигиенические требования при работе с различными материалами.
  • Приёмы работы с бумагой, клеем, бусинами, акриловыми красками, фурнитурой.

Учащиеся должны уметь: 

  • Подготовить рабочее место к работе.
  • Убрать рабочее место по окончании работы.
  • Выполнять изделия с помощью учителя.
  • Освоить основные приёмы работы с различными материалами.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

I ЧЕТВЕРТЬ.

        Вводное занятие.

Организация и планирование работы в мастерской на учебный год.

Инструктаж по охране труда.

Изделия. Открытка для бабушки (дедушки), с использованием бумаги ручной работы и элементами скрапбукинга.

Теоретические сведения. Бумага. Виды бумаги. Свойства бумаги. Бумага ручной работы. Инструменты и приспособления для изготовления бумаги. Охрана труда при работе с клеем, с инструментами, с утюгом. 1 октября - день пожилого человека. Открытка своими руками - подарок для бабушки.

Умения. Описание образца. Планирование работы. Выполнение изделия по практическому показу приёмов работы. Пооперационный и окончательный контроль качества с помощью учителя.

Практические работы. Выбор открытки, определение практической значимости. Подготовка материала для изготовления ручной бумаги. Подготовка раствора для ручной бумаги. Нанесение бумажой смеси на рамку. Снятие бумаги с рамки. ВТО бумаги. Подготовка основы для открытки. Подготовка шаблонов деталей для открытки. Подготовка отделочного материала для открытки. Обводка шаблонов. Вырезание деталей. Выполнение объёмных деталей открытки. Сладывание деталей оригами. Сборка изделия. Окончательная отделка изделия. Анализ выполненной работы.

II ЧЕТВЕРТЬ.

        Вводное занятие.

Организация и планирование работы в мастерской на II четверть.

Инструктаж по охране труда.

Изделия. Открытки для мамы, к Новому году с использованием бумаги ручной работы и элементами скрапбукинга, фурнитурой.

Теоретические сведения. Времена года. Зима - характерные отличия. Зимние праздники. Пуговицы. Виды. Назначение. Бусины. Виды. Назначение. Охрана труда при работе с инструментами, бусинами.

Умения. Описание образца. Планирование работы. Выполнение изделия по практическому показу приёмов работы. Пооперационный и окончательный контроль качества с помощью учителя.

Практические работы. Выбор открытки, определение практической значимости. Подготовка материала для изготовления ручной бумаги. Подготовка раствора для ручной бумаги. Нанесение бумажной смеси на рамку. Снятие бумаги с рамки. ВТО бумаги. Подготовка основы для открытки. Подготовка шаблонов деталей для открытки. Подготовка отделочного материала для открытки. Обводка шаблонов. Вырезание деталей. Выполнение объёмных деталей открытки. Складывание деталей оригами. Пришивание (приклеивание) пуговиц. Сортировка бусин по цвету, размеру.  Пришивание (приклеивание) бусин. Пришивание (приклеивание) отделочных деталей. Сборка изделия. Окончательная отделка изделия. Анализ выполненной работы.

III ЧЕТВЕРТЬ.

        Вводное занятие.

Организация и планирование работы в мастерской на III четверть.

Инструктаж по охране труда.

Изделия. Брелок из бусин. Витражная роспись по готовой форме.

Теоретические сведения. Брелок. Определение. Виды. Назначение. Бисероплетение. Определение. Виды. Назначение. Бусины. Определение. Виды. Назначение. Проволока. Определение. Виды. Назначение. Подготовка рабочего места для работы с бусинами. Охрана труда. Витраж. Определение. Виды. Назначение. Краски, контур. Определение. Виды. Назначение. Пластмасса. Определение. Виды. Назначение. Подготовка рабочего места для работы с красками. Охрана труда при работе с красками.

Умения. Описание образца. Планирование работы. Выполнение изделия по практическому показу приёмов работы. Пооперационный и окончательный контроль качества с помощью учителя.

Практические работы. Анализ образца. Определение практической значимости изделия. Плетение брелока: нанизывание бусин на проволоку, выполнение параллельного плетения. Подбор и подготовка материалов для витражной росписи по готовой форме. Подготовка основы для изделия. Заливка рисунка. Окончательная отделка изделия. Анализ выполненной работы.

IV ЧЕТВЕРТЬ.

        Вводное занятие.

Организация и планирование работы в мастерской на IV четверть.

Инструктаж по охране труда.

Изделия. Коллективные работы – коллаж, посвящённый Дню Победы, родному городу с использованием бумаги ручной работы и элементов скрапбукинга.

Теоретические сведения. День Победы – великий праздник.

Умения. Описание образца. Планирование работы. Выполнение изделия по практическому показу приёмов работы. Пооперационный и окончательный контроль качества с помощью учителя.

Практические работы. Выбор рисунка для коллажа – определение практической значимости изделия. Подготовка материала для изготовления ручной бумаги. Подготовка раствора для ручной бумаги. Нанесение бумажной смеси на рамку. Снятие бумаги с рамок.

Подготовка основы для коллажа. Подготовка шаблонов деталей. Подготовка отделочного материала. Обводка шаблонов. Вырезание деталей. Сборка изделия. Окончательная отделка изделия. Анализ выполненной работы

Учебно-тематический план программы

«Ручной труд»

 (4 ч/н х 34 = 136ч)

Наименование  тем

Кол-во часов

теория

практика

всего

Вводное занятие

8

-

8

Работа с бумагой

Изготовление бумаги ручной работы.

4

35

39

Срапбукинг.

6

26

32

Работа с фурнитурой.

2

12

14

Работа с бусинами.

6

18

24

Витражная роспись.

3

12

15

Итого:

132

Тематическое планирование по предмету «Ручной труд»

6-б класс

на 2015-2016 учебный год

урока

Тема урока

Основные вопросы

Словарь

Наглядные пособия,

оборудование

Обратная связь

I четверть

1-2

Вводное занятие.

Планирование и организация работы на учебный год. Инструктаж по охране труда.

Образцы планируемых изделий. Инструкции по охране труда.

3

Бумага. Виды бумаги. Свойства бумаги. Бумага ручной работы.

Что такое бумага. Изготовление бумаги. Виды бумаги. Свойства бумаги. Как изготавливается бумага ручной работы, для чего, какие материалы можно использовать для отделки бумаги.

Бумага. Картон.

Образцы бумаги. Видеофильм о бумаге. Компьютерный мастер-класс о способах изготовления бумаги.

4

Инструменты и приспособления для изготовления бумаги.

Какие инструменты и приспособления необходимы для выполнения ручной бумаги.

Рамка. Клей. Ванночка (лоток).

Компьютерная презентация.

5

Охрана труда при работе с клеем, с инструментами.

Инструктаж по охране труда при работе с клеем, с инструментами.

Инструкции по охране труда.

6

1 октября - день пожилого человека.

Кого называют пожилым человеком. Уважительное отношение к пожилым людям. Родственные отношения.

Бабушка. Дедушка.

Компьютерная презентация.

7

Открытка своими руками - подарок для бабушки (дедушки).

Что такое открытка. Виды Назначение.

Открытка.

Образцы открыток.

8

Выбор открытки, определение практической значимости.

Выбор открыток, определение практической значимости. Планирование работы.

План работы.

Образцы. Пооперационная обработка.

9-14

Изготовление бумаги ручной работы.

Подготовка материала для изготовления ручной бумаги. Подготовка раствора для ручной бумаги. Нанесение бумажной смеси на рамку.

Бумага, салфетки, посуда, миксер, шпатели, отделка, лотки, губки, рамки.

15-23

Выполнение открытки с использованием бумаги ручной работы и элементами скрапбукинга.

Подготовка основы для открытки. Подготовка шаблонов деталей для открытки. Подготовка отделочного материала для открытки.

Отделочный материал.

Картон, цветная бумага, шаблоны деталей, ножницы, отделочные детали.

20-21

Изготовление бумаги ручной работы.

Снятие бумаги с рамки. ВТО бумаги.

Утюг.

Утюг, гладильная доска.

26-35

Выполнение открытки с использованием бумаги ручной работы и элементами скрапбукинга.

Обводка шаблонов. Вырезание крупных деталей. Вырезание мелких деталей. Сборка изделия.

Картон, цветная бумага, шаблоны деталей, ножницы, отделочные детали, клей.

36

Окончательная отделка изделия. Анализ выполненной работы.

Окончательная отделка изделия. Анализ выполненной работы.

Выставка готовых изделий.

II четверть

37-38

Вводное занятие.

Планирование и организация работы на 2 четверть. Инструктаж по охране труда.

Образцы планируемых изделий. Инструкции по охране труда.

39

30 ноября - день матери.

Семья. Мама. Родственные отношения.

Мама

Компьютерная презентация.

40

Открытка своими руками - подарок для мамы

Что такое открытка. Виды Назначение.

Открытка.

Образцы открыток.

41

Выбор открытки, определение практической значимости.

Выбор открыток, определение практической значимости. Планирование работы.

План работы.

Образцы. Пооперационная обработка.

42-51

Выполнение открытки с использованием бумаги ручной работы и элементами скрапбукинга..

Подготовка основы для открытки. Подготовка шаблонов деталей для открытки.

Отделочный материал.

Картон, цветная бумага, шаблоны деталей, ножницы, отделочные детали, клей.

52

Зима - характерные отличия. Зимние праздники.

Зима - характерные отличия. Зимние праздники.

Зима, снег, название праздников, забав.

Компьютерная презентация.

53

Выбор открытки, определение практической значимости.

Выбор открыток, определение практической значимости. Планирование работы.

План работы.

Образцы. Пооперационная обработка.

54-62

Выполнение открытки с использованием бумаги ручной работы и элементами скрапбукинга, оригами, фурнитуры.

Подготовка основы для открытки. Подготовка шаблонов деталей для открытки. Сборка открытки. Анализ готового изделия

Отделочный материал.

Картон, цветная бумага, шаблоны деталей, ножницы, отделочные детали, клей.

III четверть

63

Вводное занятие.

Планирование и организация работы на 3 четверть. Инструктаж по охране труда.

Образцы планируемых изделий. Инструкции по охране труда.

64

Брелок. Определение. Виды. Назначение.

Брелок. Определение. Виды. Назначение.

Брелок.

Компьютерная презентация.

65-68

Бисероплетение.

Бисероплетение. Определение. Виды. Назначение. Бусины. Определение. Виды. Назначение. Проволока. Определение. Виды. Назначение.

Бисероплетение Бусины. Проволока

Компьютерная презентация.

69

Анализ образца. Определение практической значимости изделия.

Выбор изделия, определение практической значимости. Планирование работы.

План работы.

Образцы. Пооперационная обработка.

70

Подготовка рабочего места для работы с бусинами. Охрана труда.

Правила подготовки рабочего места для работы с бусинами. Инструктаж по охране труда..

Охрана труда

Инструкции по охране труда.

71-87

Плетение брелока

Выполнение брелока из бусин.

Брелок, бусины, проволока.

Образцы. Пооперационная обработка.

88-90

Витраж. Определение. Виды. Назначение.

Витраж. Определение. Виды. Назначение. Краски, контур. Определение. Виды. Назначение. Пластмасса. Определение. Виды. Назначение.

Витраж. Краски, контур. Пластмасса

Компьютерная презентация.

91

Брелок. Определение. Виды. Назначение.

Брелок. Определение. Виды. Назначение.

Брелок.

Компьютерная презентация.

92-93

Подготовка рабочего места для работы с красками. Охрана труда при работе с красками.

Правила подготовки рабочего места для работы с красками. Инструктаж по охране труда..

Охрана труда

Инструкции по охране труда.

94

Анализ образца. Определение практической значимости изделия.

Выбор изделия, определение практической значимости. Планирование работы.

План работы.

Образцы. Пооперационная обработка.

95-98

Выполнение брелока в технике витража.

Выполнение брелока.

Брелок, витраж

Образцы. Пооперационная обработка.

IV четверть

99-100

Вводное занятие.

Планирование и организация работы на 4 четверть. Инструктаж по охране труда.

Образцы планируемых изделий. Инструкции по охране труда.

101

День Победы – великий праздник.

102-120

Выполнение коллажа.

Выполнение коллажа с использованием бумаги ручной работы и элементами скрапбукинга, оригами, фурнитуры.

Подготовка основы Подготовка шаблонов деталей для открытки. Сборка открытки. Анализ готового изделия

Отделочный материал.

Картон, цветная бумага, шаблоны деталей, ножницы, отделочные детали, клей.

121

Родной город  Санкт-Петербург.

122-132

Выполнение коллажа.

Выполнение коллажа с использованием бумаги ручной работы и элементами скрапбукинга, оригами, фурнитуры.

Подготовка основы Подготовка шаблонов деталей для открытки. Сборка открытки. Анализ готового изделия

Отделочный материал.

Картон, цветная бумага, шаблоны деталей, ножницы, отделочные детали, клей.

Используемая литература.

  1. Геронимус Т.М.  150 уроков труда в 1 – 4 классах. - М.: Просвещение, 1998.
  2. Кузнецова Л.А. Ручной труд.: Учебник по трудовому обучению  для 1 класса специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида. – СПб.: Просвещение, 2008.    
  3. Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой, СПб, ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011

Интернетрессурсы.

  1. http://profbar.ru/product/programma-obrazovaniya-uchashchihsya-s-umerennoy-i-tyazheloy-umstvennoy-otstalostyu
  2. http://www.uchmet.ru/library/material/144960/
  3. http://pedsovet.su/load/328-1-0-35978
  4. http://pedagog.86internat-nyagan.edusite.ru/DswMedia/programmadlyadeteysumerennoyityajeloyumstvennoyotstalost-yu.pdf
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EA%F0%E0%EF%E1%F3%EA%E8%ED%E3
  6. http://www.pomochnik-vsem.ru/load/publikacii_pedagogov/korrekcionnaja_pedagogika/puti_povyshenija_ehffektivnosti_processa_obuchenija_detej_s_umerennoj_umstvennoj_otstalostju/39-1-0-3950


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Художественный труд. 10 класс. Рабочая программа.

Актуальность предлагаемой программы определяется необходимостью расширения адаптационных возможностей подростков, что позволит наиболее адекватно интегрировать молодых людей с особенностями рахзвития ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...