Программа кружковой работы.ДПИ. "Народные промыслы.Изонить"
методическая разработка по технологии по теме
Курс “Народные промыслы. Изонить” разработан для учеников 5-11 классов и рассчитан на 36 часов, из них теории – 8 часов, практических работ – 22 часов, подготовка и защита проекта – 6 часов. Программа ориентирована на попытку воспитания у учащихся стремления к творческому восприятию своего труда и развития чувства красоты, гармонии; познакомить учащихся с профессией вышивальщицы определить их возможности в углубленном изучении разделов “Технологии” и допрофессиональной подготовки школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружковой работы.ДПИ. ИЗОНИТЬ | 140.5 КБ |
Презентация-приложение | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружковой работы. ДПИ.
"Народные промыслы. Изонить"
Пояснительная записка
Курс “Народные промыслы. Изонить” разработан для учеников 5-11 классов и рассчитан на 36 часов, из них теории – 8 часов, практических работ – 22 часов, подготовка и защита проекта – 6 часа. Программа ориентирована на попытку воспитания у учащихся стремления к творческому восприятию своего труда и развития чувства красоты, гармонии; познакомить учащихся с профессией вышивальщицы определить их возможности в углубленном изучении разделов “Технологии” и допрофессиональной подготовки школьников.
Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям ДПИ, реализовать свои природные задатки. Что должно способствовать осознанному выбору профессии.
Актуальность программы - это связь искусства с жизнью человека, его роль в повседневном быту. Этот курс тесно связан с изучением народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа. На данный момент пользуются большим спросом изделия эксклюзивные, оригинальные и неповторимые, выполненные индивидуально вручную, украшающие интерьер жилища.
Новизну курсу придает знакомство с конструированием и изготовлением картин необычного жанра с помощью цветных ниток и декоративных гвоздей – ниточным дизайном. В упрощённой версии данная техника выполняется как вышивка по картону и носит название “Изонить” или хордовой вышивки, или ниткографии. Такие картины весьма эффектны, вызывают восторг и удивление. Создание вышитых панно становится в последние годы все более популярным занятием.
Цель программы – занятия направлены на развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей учащихся; создание условий для самореализации ученика в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; познакомить с профессиями вышивальщицы, художника-дизайнера, оформителя; знакомство с творчеством народных умельцев города и края;
Задачи программы:
Обучающие:
- Ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства,
- продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных форм;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Воспитательные:
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственного воображения;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству вышивальщицы, художника-оформителя, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности;
Тематическое планирование
№ занятия п/п | Содержание | Кол-во часов | Вид деятельности |
I | Теоретическая часть. | 8 |
|
1 | Вводный инструктаж по технике безопасности. Особенности русской вышивки. История изонити | 1 | Инструктаж. Лекция. Беседа. Рефераты учащихся. |
2 | Материалы и инструменты. Знакомство с техникой безопасности при работе с основными инструментами | 1 | Лекция. Сообщения. Показ. Игра. |
3-4 | Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла | 2 | Показ презентации, рассказ, демонстрация проектов |
5-8 | Приём в технике изонити. Заполнение дуги и окружности | 4 | Сообщения, показ слайдов, готовые образцы |
II | Практическая часть. | 22 |
|
9-10 | Изготовление закладки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение угла | 2 | Инструктаж, Практическая работа. |
11-12 | Изготовление открытки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение окружности | 2 | Инструктаж, Практическая работа. |
13-14 | Орнамент в основном приеме изонити: заполнение дуги | 2 | Инструктаж, Практическая работа. |
15-19 | Изготовление открытки, панно | 5 | Практическая работа. |
20-23 | Изонить на дисках | 4 | Инструктаж, показ слайдов, готовые образцы. Практическая работа. |
24-26 | Изонить на одноразовых тарелочках | 3 | Инструктаж, показ слайдов, готовые образцы. Практическая работа. |
27-30 | Изонить. Пейзажи и натюрморты | 4 | Инструктаж Практическая работа. |
III | Работа над проектом. | 6 |
|
31-35 | Выбор темы, создание эскиза, изготовление проекта | 5 | Практическая работа. Консультации. |
36 | Защита проектов | 1 | Презентации. Готовые образцы |
Итого | 36 |
|
Содержание программы
Тема 1.
Особенности национальной вышивки. История изонити.
Цели и задачи курса. Презентация курса “Народные промыслы. Изонить”. План и особенности работы курса “Народные промыслы. Изонить”; История художественной культуры русского народа и нитяной графики, изонити, ниточного дизайна. Знакомство с работами мастеров родного края. Профессия вышивальщица.
Тема 2.
Материалы и инструменты. Знакомство с техникой безопасности при работе с основными инструментами (игла, ножницы, циркуль).
Цели и задачи курса. Техника изонити. Термины и определения. Необходимые материалы и инструменты. Условные обозначения. Техника безопасности при работе с инструментами на занятиях. Перевод рисунка на фон. Виды переводов рисунка. Копировальная бумага. Калька. Переводной карандаш. Шаблоны.
Тема 3-4
Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла.
Цели и задачи курса. Подготовка к работе. Техника изонити. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла. Последовательность выполнения работы и оформление закладок для книг. Основы цветоведения. Понятие композиции.
Тема 5-6
Приём в технике изонити. Заполнение окружности.
Цели и задачи курса. Техника изонити. Приём в технике изонити. Заполнение окружности. Последовательность выполнения работы и оформление открыток. Профессия художник-оформитель.
Тема 7-8
Приём в технике изонити. Заполнение дуги.
Цели и задачи курса. Техника изонити. Приём в технике изонити. Заполнение дуги.
Подготовка эскиза рисунка в технике изонити с заполнением угла для открытки.
Тема 9-10
Изготовление закладки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение угла
Практическая работа: Подготовка эскиза рисунка в технике изонити с заполнением угла для закладки. Выполнение схемы. Изготовление закладки.
Тема 11-12
Изготовление открытки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение окружности
Цели и задачи курса. Последовательность изготовление открытки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение окружности
Практическая работа: Подготовка эскиза рисунка в технике изонити с заполнением окружности для открытки.
Выполнение схемы. Выполнение шаблона. Изготовление открытки.
Тема 13-14
Орнамент в основном приеме изонити: заполнение дуги.
Цели и задачи курса. Основные закономерности орнамента. Основы композиции. Средства выражения художественного образа. История орнамента. Композиция в работе, ее особенности. Основные этапы проектирования и создание изделия в технике “Изонить” – заполнения дуги. Орнамент в основном приеме изонити. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение дуги.
Практическая работа. Составление эскизов, схем, шаблонов. Изготовление орнамента в закладке для книг.
Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла.
Тема 15-16
Изготовление открытки, панно
Цели и задачи курса. Познакомить учащихся с последовательностью выполнения открытки в технике изонити, закреплять умение пользоваться иглой, ножницами.
Практическая работа: Подготовка эскиза рисунка в технике изонити для открытки.
Выполнение схемы. Изготовление открытки “Цветы и деревья”, “Колокольчик”, “Одуванчик”, “Пальма”.
Тема 17-19. Изготовление открытки, панно, картины.
Цели и задачи курса. Лекция. Демонстрация приемов и операций. Технология производства открытки, панно. Техника изготовления изделий – открытки и панно в технике изонити.
Практическая работа. Изготовление панно по готовому эскизу, схеме, шаблону “Животные”, “Зайчик”, “Бабочка”, “Кошка”, “Цыплята”
Тема 20-21
Изонить на дисках.
Цели и задачи курса. Познакомить учащихся с последовательностью выполнения вышивки в технике изонити на поверхности компакт-диска. Инструменты и приспособления. Познакомить с правилами по ТБ (проделывание отверстий по рисованному контуру на диске). Закреплять умение пользоваться иглой, ножницами.
Практическая работа: Подготовка эскиза рисунка в технике изонити на поверхности диска.
Выполнение схемы. Изготовление декоративной подставки «Снежинка», «Цветок».
Тема 22-23
Изонить на дисках.
Цели и задачи курса. Демонстрация приемов и операций. Правила по ТБ во время работы. Закреплять умение пользоваться иглой, ножницами.
Практическая работа: Подготовка эскиза рисунка в технике изонити на поверхности диска.
Выполнение схемы.
Тема 24-26
Изонить на одноразовых тарелочках.
Цели и задачи курса. Познакомить учащихся с последовательностью выполнения вышивки в технике изонити на поверхности пластиковой тарелочки. Инструменты и приспособления. Познакомить с правилами по ТБ (проделывание отверстий по рисованному контуру на пластике). Закреплять умение пользоваться иглой, ножницами.
Практическая работа: Подготовка эскиза рисунка в технике изонити на поверхности пластиковой тарелочки.
Выполнение схемы.
Тема 27-28
Пейзаж в технике Изонить.
Цели и задачи курса. Основные закономерности при выполнении пейзажа. Основы композиции. Средства выражения художественного образа. Композиция в работе, ее особенности. Основные этапы проектирования и создание изделия в технике “Изонить” – заполнения дуги, окружности, угла. Тёплая и холодная цветовая гамма. Основы цветоведения в технике изонить.
Практическая работа. Составление эскизов, схем, шаблонов. Выполнение пейзажа «Подводный мир». Основные приемы работы в технике изонити.
Тема 29-30
Натюрморт в технике Изонить.
Цели и задачи курса. Основные закономерности при выполнении натюрморта. Основы композиции. Средства выражения художественного образа. Композиция в работе, ее особенности. Основные этапы проектирования и создание изделия в технике “Изонить” – заполнения дуги, окружности, угла. Тёплая и холодная цветовая гамма. Основы цветоведения в технике изонить.
Практическая работа. Составление эскизов, схем, шаблонов. Выполнение натюрморта «Бабочка и подсолнухи». Основные приемы работы в технике изонити.
Тема 31-32
Работа над проектом. Выбор темы. Создание эскиза.
Цели и задачи курса. Лекция. Последовательность выполнения проекта. Постановка проблемы, исследование ее. Ответы на вопросы
Практическая работа. Подготовка материалов, инструментов и оборудования к практической работе. Создание эскиза проекта. Изготовление схемы, шаблонов. Освоение последовательности технологических приемов и операций. Изготовление проектируемого изделия.
Тема 33
Работа над проектом. Технология изготовления изделия. Выбор техники исполнения.
Консультации индивидуальные: Ответы на вопросы
Практическая работа. Технология изготовления изделия. Выбор техники исполнения. Оформление изделия. Контроль качества изделия. Изготовление проектируемого изделия.
Тема 34-35
Работа над проектом. Изготовление проекта.
Консультации индивидуальные: Ответы на вопросы
Практическая работа. Изготовление изделия Соблюдение правил техники безопасности, организация рабочего места для выполнения проектов. Освоение последовательности технологических приемов и операций. Себестоимость готового изделия. Мини-маркетинг. Изготовление проектируемого изделия. Окончательные выборы.
Тема 36
Защита проектов.
Цели и задачи курса. Презентации проектов. Организация выставки проектов.
Подведение итогов.
Вид урока: урок деловой игры, защита проектов. Форма проведения урока: Творческая мастерская по обмену опытом “Новые технологии ДПИ. Изонить.”. На уроке моделируется ситуация деловой игры: ученики производят презентацию своих проектов, которые они выполнили заранее по выбору в зависимости от уровня знания и желания ознакомиться с технологией декоративно- прикладного искусства: изонить.
1. На каком содержательном материале построен курс? | В содержание данного курса вошли народные традиции, обряды, легенды, особенности национального интерьера, а также виды, способы, технологии выполнения ремесел. |
2. Чем содержание курса будет отличаться от базового курса. | Содержание курса более глубоко и полно раскроет историю, особенности разновидности вышивки - изонити, её традиции и обычаи, Курс направлен на возможность закрепления на практике полученных знаний, что повлияет на положительную мотивацию учащихся к данной программе, на приобщение к народной культуре. Данный курс явится одним из источников познавательного и нравственного развития учащихся. |
3. Определение результатов обучения по предполагаемой программе. | Планируемый результат: Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 12-15 человек. В результате проведенного учебного курса учащиеся должны иметь представление:
должны знать:
должны уметь
|
4. Определение видов учебной деятельности. |
|
5.Определение времени, требуемого на изучение отдельных разделов и тем всей программы в целом. | Программа курса предлагает три раздела.
|
6. Система оценивания достижений учащихся. |
" 5 " --- 100 балов и более. |
7. Разработка контролирующих материалов, являющихся средством оценки степени обученности ученика, работающего по программе. | Оценить степень обученности учащихся помогут: тестирование, рефераты по предложенным темам, выполнение проектов, результаты практической работы. |
8. Какова доля самостоятельной работы ученика по данному курсу, в чем он может проявить инициативу. | Самостоятельная работа учащихся будет осуществляться при работе над проектом “Изонить”. Где ученицы могут применить полученные знания и проявить своё творчество, а также во время выполнения практических работ по изготовлению открыток и панно. |
9. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу? | Анкетирование учащихся в начале и конце курса, регулярность посещения занятий, результаты деятельности учеников. |
Планируемый результат:
На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Предполагается расширить кругозор учащихся, познакомить с видами ДПИ, национальной вышивки, с обычаями оформления интерьера, вызвать интерес к профессии вышивальщицы, дизайнера, мастера - ремесленника, художника-оформителя, воспитывать интерес к истокам народной культуры, стремление возродить забытые традиции, связанные с украшением интерьера помещения.
Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.
Данный курс явится одним из источников познавательного и нравственного развития учащихся
Календарно-тематическое планирование занятий
№ п/п | Дата | Тема занятия | Вид деятельности | |
план | факт | |||
1 | Вводный инструктаж по технике безопасности. Особенности русской вышивки. История изонити | Инструктаж. Лекция. Беседа. | ||
2 | Материалы и инструменты. Знакомство с техникой безопасности при работе с основными инструментами | Беседа. Просмотр презентаций. Игра | ||
3 | Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла | Показ презентации, рассказ, демонстрация проектов | ||
4 | Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла | Работа по схемам | ||
5 | Приём в технике изонити. Заполнение дуги | Показ презентации, рассказ | ||
6 | Приём в технике изонити. Заполнение дуги | Выполнение работы по схемам | ||
7 | Приём в технике изонити. Заполнение окружности | Сообщения, показ слайдов, готовые образцы | ||
8 | Приём в технике изонити. Заполнение окружности | Сообщения, показ слайдов, готовые образцы | ||
9 | Изготовление закладки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение угла | Инструктаж, Практическая работа. | ||
10 | Изготовление закладки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение угла | Инструктаж, Практическая работа. | ||
11 | Изготовление открытки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение окружности | Инструктаж, Практическая работа. | ||
12 | Изготовление открытки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение окружности | Инструктаж, Практическая работа. | ||
13 | Орнамент в основном приеме изонити: заполнение дуги | Инструктаж, Практическая работа. | ||
14 | Орнамент в основном приеме изонити: заполнение дуги | Инструктаж, Практическая работа. | ||
15 | Изготовление открытки | Практическая работа | ||
16 | Изготовление открытки | Практическая работа | ||
17 | Изготовление панно | Показ слайдов. Практическая работа | ||
18 | Изготовление панно | Практическая работа | ||
19 | Изготовление панно | Практическая работа | ||
20 | Изонить на дисках | Инструктаж, показ слайдов, готовые образцы. Практическая работа | ||
№ п/п | Дата | Тема занятия | Вид деятельности | |
план | факт | |||
21 | Изонить на дисках | Инструктаж, показ слайдов, готовые образцы. Практическая работа | ||
22 | Изонить на дисках | Инструктаж, показ слайдов, готовые образцы. Практическая работа | ||
23 | Изонить на дисках | Практическая работа | ||
24 | Изонить на одноразовых тарелочках | Инструктаж, показ слайдов, готовые образцы. | ||
25 | Изонить на одноразовых тарелочках | Практическая работа | ||
26 | Изонить на одноразовых тарелочках | Практическая работа | ||
27 | Изонить. Пейзаж | Просмотр слайдов. Создание эскиза | ||
28 | Изонить. Пейзаж | Практическая работа | ||
29 | Изонить. Натюрморт | Просмотр слайдов. Создание эскиза | ||
30 | Изонить. Натюрморт | Практическая работа | ||
31 | Выбор темы, создание эскиза | Консультации. Практическая работа | ||
32 | Создание эскиза, изготовление проекта | Консультации. Практическая работа | ||
33 | Изготовление проекта | Консультации. Практическая работа | ||
34 | Изготовление проекта | Консультации. Практическая работа | ||
35 | Изготовление проекта | Консультации. Практическая работа | ||
36 | Защита проектов | Презентации. Готовые образцы |
Список литературы для учителя:
- СД - диск “Вышивка по картону (Знаки зодиака)”. - @ Alisa Studio, 2002.
- Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. - С.-П.: Литеро, 2005.
- Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993.
- Журналы FacilFacil, Super Kit.
- Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - С.-П.: , Детство-Пресс, 2007.
- Golden Hands. Nore Pictures with pins. Книга по изонити на английском языке.
- Использованы ресурсы: http:// www. it – n. ru/ http://handmade.idvz.ru/forum/forum_posts.asp?TID=469&PN=2&TPN=1
http://museum.trecom.tomsk.ru/win/sashko/sashko.htm
Список литературы для ученика:
- Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - С.-П.: Детство-Пресс, 2007.
- Использованы ресурсы: http:// www. it – n. ru/ http://handmade.idvz.ru/forum/forum_posts.asp?TID=469&PN=2&TPN=
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из истории вышивки Вышивание было известно в глубокой древности, а колыбелью его был Восток , в Азии это искусство широко процветало до того, как стало известно грекам и римлянам, хотя это изобретение они приписывают себе. Затем вышивание распространилось по другим странам .
Виды вышивок Существуют разные виды вышивок: счётная вышивка, вышивание по рисунку (гладь), вышивание шёлковыми лентами, бисером, изонить. Встречаются ещё и другие названия изонити: ниточный дизайн, нитяная графика.
«Нитяная графика», или изонить, - это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердом фоне.
Изонить Привлекает внимание изонить потому, что выполняется она быстро и придумать можно много интересных узоров и композиций.
Этот вид творчества развивает воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус. В технике нитяной графики можно изготовить не только декоративное панно, но и поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки.
Материалы и инструменты Для работы потребуется: набор цветного картона, бархатная бумага цветные нитки Можно использовать все типы ниток, но при освоении техники лучше использовать цветные катушечные нитки №20, 40. швейные иглы с широким ушком ножницы английская игла, булавки, шило, карандаш, линейка, циркуль поролон, пенопласт, который подкладывают под картон для прокалывания дырочек лекало для вычерчивание дуг, овалов, завитков.
Техника выполнения Используя основные приемы заполнения угла, окружности, овала, дуг, можно создать различные варианты вышивки . Готовые работы можно украсить бусинками, бисером, дополнить аппликацией, рисунком.
Техника безопасности во время работы Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперед. Нельзя пользоваться ржавыми иглами и булавками. Следует хранить иголки и булавки в коробке с крышкой. Нельзя делать резких движений рукой с ножницами и иголкой в направлении рядом сидящего человека. Во время работы иголки нужно вставлять в игольницу.
Схемы для вышивки « Изонить »
Всего два приема: Заполнение угла Заполнение окружности
Заполнение угла
Последовательность заполнения угла
Заполнение окружности
Используемые ресурсы Журналы «Школа и производство» 1996г. № 3 стр.58, 2000г. № 3 стр.77, 1995г. №6 стр.58. Р.А.Гильман «Нитка в умелых руках» Москва 1993г. М.И.Нагибина «Чудеса из ткани своими руками». Пособие для родителей и педагогов. Ярославль Академия развития 1997г. Интернет – сайты http://igrushka.kz/vip51/izonit.php http://uglichkukla.narod.ru/Teh_Izonit.htm http://igrushka.forever.kz/vip54/izonit.php http://foto.rambler.ru/users/technolog/izonit/ http://www.greeting-cards.ru/izonit/index.php http://tehnologiya.narod.ru/rukodelie/rukodelie5.htm http://nkj.ru/archive/articles/918/ http://nauka.relis.ru/50/0412/50412116.html http://www.lobzik.pri.ee/modules/newbb/viewtopic.php?topic_id=59&forum=3
Творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы "Юные кулинары" -6 класс
Кружковая работа по предмету технология может проводиться через внеклассную работу и внеурочную деятельность. При организации кружка «Юные кулинары», учитывалось прежде всего, желание учащихся научить...
Программа кружковой работы по музыке "Юные гитаристы"
Занятия в музыкальных кружках пробуждают у ребят интерес к хоровому, вокальному, инструментальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру...
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы кружкового объединения «Пресс-центр»
В приложение 1 «Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы кружкового объединения «Пресс-центр» включены теоретические материалы, рекомендуемые педагогам при подготовке занятий....
Рецензия (внутренняя) на дополнительную образовательную программу кружкового объединения «Пресс-центр»
Наименование авторской программы: «Пресс-центр» Автор-составитель программы: Ничкова Татьяна Анатольевна, педагог дополнительного образования, учитель русского языка и литературы Номинация: художестве...
программа кружковой работы по теме чувашский фольклор
Введение:Гуманистическая направленность и опора на народные традиции воспитания, приоритет личности обучаемого являются основными принципами программы возрождения и развития чувашской школы, находящей...
рабочая программа кружковой работы по ПДД
Тематический план кружка по изучению ПДД...