План-конспект урока на тему: "Выполнение мережки "раскол""
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему

План-конспект урока на тему: "Выполнение мережки "раскол"" в 8 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока в 8 «а» классе по теме: «Выполнение мережки «раскол»»

Класс: 8 «а»  

Раздел: Отделка швейных изделий

Тема: «Выполнение мережки «раскол»»

Тип урока: закрепление знаний, умений, навыков при выполнении практической работы; комбинированный.

Цель урока: изучить и закрепить последовательность выполнения мережки «раскол». 

Задачи:

- обучающие: дать учащимся понятие о мережке «раскол», добиваться равномерного набора нитей для связки в пучки;

- развивающие: развивать мышление, умение правильно закрепить нитку;

- воспитательные: воспитывать эстетический вкус, аккуратность;

- коррекционные: коррекция устной связной речи, мыслительных операций; коррекция мелкой моторики рук.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, методы стимулирования интереса к учению, метод самостоятельной работы.

Формы: коллективная, индивидуальная.

  Технологии: игровые, здоровьесберегающие.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Инструменты и приспособления: игла с большим ушком, ножницы, наперсток.

Дидактический, раздаточный материал: образец мережки «раскол»; образцы готовых изделий-салфеток, украшенных мережкой; «лепестки» с названиями видов мережек, кроссворд «Угадай слово».

Материалы: крой образца, нитки швейные или мулине.

Межпредметные связи: чтение, математика, развитие речи.

Словарь: мережка, ажурная вышивка, мережка «кисточка», мережка «столбик», мережка «раскол», мережка «снопик».

Структура урока

1. Организационный момент.

Цель: настрой на урок (1 слайд – Добрый день!).

     Всем добрый день! Встали ребята, поприветствуйте гостей! А теперь улыбнулись друг другу, чтобы у вас было хорошее настроение и тихо садимся. Итак, начинаем наш урок. (Проверка посещаемости и готовности учащихся  к уроку).

2. Проверка усвоения учащимися знаний материала прошлого занятия (работа с карточками - лепестками, опрос).

Цель: актуализация знаний, развитие логического мышления, речи, памяти.

Девочки! Какую тему мы начали изучать на прошлых занятиях? (Мережка). А теперь немного вспомним пройденный материал.

Вопросы к учащимся: (2 слайд – Вопросы для повторения)

1. Что такое мережка? (один из видов ажурной вышивки)

2. Перечислить основные виды мережек («кисточка», «столбик», «раскол» и «снопик»)

Из полученных ответов («лепестков» – видов мережек) на доске собирается «цветок – тюльпан».

- Итак, продолжаем повторять пройденную тему. Следующий вопрос:

3. Какие ткани используют для выполнения мережки? (ткани полотняного переплетения: льняные, хлопчатобумажные и шелковые)

4. Какими нитками выполняют мережку? (хлопчатобумажными или шелковыми нитками белого цвета или по цвету ткани)

5. Какие изделия украшают мережкой? (скатерти, салфетки, полотенца, постельное белье, блузки, платья, детскую одежду). (3 слайд – Применение мережки для отделки изделий)(Учащиеся отвечают на вопросы)

А теперь немного отдохнем. Под текстовое сопровождение учащиеся выполняют упражнения. (4 слайд – Физкультминутка)

Цель: Снятие физического и эмоционального напряжения.

Пара ножниц есть у нас,

Пригодятся нам не раз.

Кто из нас такой отважный,

Что разрежет лист бумажный.

(Дети сжимают оба кулачка, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают резать бумагу).

Молодцы!!! А теперь мы приступим к  изучению новой темы.

3. Сообщение темы, цели и задач урока.                                                                                                

Тема сегодняшнего нашего урока: «Выполнение мережки «раскол»» (5 слайд – Выполнение мережки «раскол»)

Запишите ее в рабочие тетради.

Цель урока: изучить и закрепить последовательность выполнения мережки «раскол».

Задачи нашего урока: - дать учащимся понятие о мережке «раскол», добиваться равномерного набора нитей для связки в пучки;

- развивать мышление, умение правильно закрепить нитку;

- воспитывать эстетический вкус, аккуратность;

- коррекция устной связной речи, мыслительных операций; коррекция мелкой моторики рук.

4. Изложение нового материала. На прошлых уроках мы с вами научились выполнять мережки «кисточка» и «столбик». Сегодня мы познакомимся с новым видом (простой)  мережки –  «раскол» и украсим ею нашу салфетку.

Итак, для выполнения этой мережки  выдергивают 5-7 нитей и выполняют сначала мережку «кисточка». (6 и 7 слайды – Выполнение мережки «кисточка» и «раскол»)

Вертикальные нити ткани связывают только с одной стороны мережки, в результате получаются пучки, которые напоминают кисточки.

1. Нитку закрепляют у левого нижнего края разреженной полосы ткани.

2. Иглу опускают на изнанку перед первой вертикальной нитью, слева направо отсчитывают 3-4 нити и выводят иглу на лицевую сторону.

3. Затем обвивают эти нити в направлении справа налево по лицевой стороне ткани и слева направо по изнаночной.

4. Иглу выводят с правой стороны образовавшейся кисточки, на 2-3 нити ниже края мережки.

5. Нитку затягивают, иглу опускают на изнанку между первой кисточкой и следующей вертикальной нитью и выполняют вторую кисточку мережки.

                        merezhki-9

При этом следят за тем, чтобы в каждой кисточке было четное количество нитей. Выполняя мережку с другой стороны, подхватывают половину нитей одной кисточки и половину другой и связывают их вместе, как бы раскалывая столбики пополам. Отсюда и название мережки «раскол».

                          merezhki-16

5. Выполнение практической работы.

Цель: формирование и закрепление навыков выполнения мережки «раскол».

Вводный инструктаж. Перед началом работы нужно внимательно ознакомиться с инструкцией и повторить правила техники безопасности. Давайте вместе выясним, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся для работы и какие правила по ТБ необходимо нам соблюдать. Я загадаю вам загадки, а вы отгадываете: (8 слайд – Загадки) 

Я одноногая старуха,

Я прыгаю по полотну

И нитку длинную из уха,

как паутину я тяну. (Игла)

(Повторение правил безопасной работы с иглой).

Инструмент бывалый  

Не большой, не малый.                                                                                                                                   У него полно забот                                                                                                                            Он и режет и стрижет. (Ножницы)

(Повторение правил безопасной работы с ножницами).

    - После того как мы выяснили, что понадобится для работы, какие действия необходимо выполнить? (Ответы детей.) 

    - Верно, следует организовать свое рабочее место, убрав все лишнее и расположив нужные предметы рационально. Выполните подготовку рабочего места. (Организация учащимися своих рабочих мест.)

- Вопросы есть по выполнению практической работы? Если вопросов нет, приступаем к выполнению задания, не забываем контролировать свои действия. Работаем, пользуясь инструкционной картой.

Самостоятельная работа учащихся. Учащиеся выполняют практическую работу. Проговаривают свои действия, контролируют выполнение действий и технических условий по инструкции.

Текущий инструктаж. Контролирую организацию рабочего места, правильность выполнения работы, соблюдение техники безопасности. В ходе работы учащимся оказывается помощь, исправляются ошибки.

6. Подведение итогов занятия.

Цель: формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля.

Вопросы к учащимся: (9 слайд – Вопросы для закрепления)

1. Для чего можно использовать выдернутые из ткани нити? (для выполнения вышивки)

2. С какими простыми видами вышивки можно сочетать мережку? (стебельчатыми, тамбурными, крестообразными и петельными ручными стежками)

А теперь перед вами кроссворд. (10 слайд – Кроссворд «Угадай слово») Некоторые виды отделок вошли в наш кроссворд! Какие же они? Давайте с вами разгадаем их.

 М

1

 

 Е

 

 

 

2

 Р

 

 

 

3

 

 Е

 

 

 

 

4

 

 

 

 Ж

 

 

5

 

 

 

 

 К

 

6

 

 

 

 А

 

1. Относится к отделочным материалам. (Лента)

2. Полоска ткани для отделки собранная в сборку посередине.(Рюши)

3. Относится к отделочным материалам. (Тесьма)

4. Относится к фурнитуре. (Пряжка)

5. Постоянный вид отделки по низу платья, юбки. (Оборка)

6. Раскраивается по кругу. (Волан)

Итак, вы угадали ключевое слово – МЕРЕЖКА. Молодцы!!!

Заключительный инструктаж. По мере завершения работы принимать и оценивать изделия, выполненные учащимися. Проанализировать типичные ошибки учащихся при выполнении работы.

Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ, разбор допущенных ошибок и анализ причин, вызвавших их.

Объявление оценки по результатам работы. Критерии оценок: без замечаний – «5», одно замечание – «4», два замечания – «3», три  или более замечаний – «2».

Задание на дом: повторить материал учебника «Швейное дело» стр. 119 (учащиеся записывают задание в тетрадь).

Приглашаю гостей посмотреть работы детей. (11 слайд – Обращение к гостям!!!)

Сегодня очень мы старались

Салфетки украшали.

Подойдите, оцените!

Полюбуйтесь, посмотрите.

Кого можно, похвалите!

7. Уборка рабочих мест. За 3 мин. до окончания урока объявляю: «Убирайте рабочие места. Соберите инструменты» (учащиеся убирают свои рабочие места). 

Урок окончен. Спасибо за внимание. (Контролирую чистоту рабочего места). (12 слайд – Молодцы!!!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС"

Открытый урок по теме "Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС". Цель урока : с помощью системы компьютерного черчения научиться выполнять геометрические пост...

Конспект урока по теме: "Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС"

Конспект урока по теме: "Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС"...

Конспект урока по теме "Выполнение краевых машинных швов необходимых при изготовлении фартука"

Конспект разработан для проведения уроков в 5-ом классе по ФГОС второго поколения.  На данных уроках учащиеся приобретают умения и навыки по выполнению машинных швов необходимых при изготов...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...

Конспект открытого урока на тему: «Выполнение простейших ручных швов».

Цели: ознакомить учащихся с простейшими ручными швами для вышивки; сформировать навыки по выполнению простейших ручных швов для вышивки; научить самоконтролю выполненной работы; формировать интерес к ...

Открытый урок на тему: «Выполнение образца вышивки в технике крест» 7 класс.2018г.

Открытый урок на тему: «Выполнение образца вышивки в технике крест» 7 класс....

Конспект урока на тему: «Выполнение построений в системе компьютерного черчения КОМПАС-3D».

Тема урока: «Выполнение построений в системе компьютерного черчения КОМПАС-3D»....