Открытый урок на тему: «Выполнение образца вышивки в технике крест» 7 класс.2018г.
план-конспект урока по технологии (7 класс)

Савонина Инэсса Вадимовна

Открытый урок на тему: «Выполнение образца вышивки в технике крест» 7 класс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_y_kl.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 45
с углубленным изучением иностранного языка»

Московская обл., Ногинский р-он, с. Ямкино, ул. Центральная усадьба, д.46

Открытый урок на тему:

«Выполнение образца вышивки в технике крест» 7 класс.

                                   

 Подготовила и провела:     Савонина Инэсса Вадимовна

                                             учитель  технологии  первой  категории  

2018г.

Тип урока: Комбинированный

Место урока: Изучается в 7 классе и является составной частью раздела                 Рукоделие. (12час.) Вышивка. Техника вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами. Выполнение образца вышивки в технике крест  (4 час).

     

  ЦЕЛИ УРОКА:

  • развивающая 
  • развивать элементы творческого поиска на основе приема обобщения;
  • продолжить работу по формированию умений и навыков в выполнении работы;
  • развивать умения анализировать учебный материал;
  • расширить возможности и умения учащихся при создании индивидуальных форм рукотворчества;
  • развитие  творческой самостоятельности, фантазии;
  • способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук при вышивке, соразмерность движений при работе);

  • образовательная
  • ознакомить с историей вышивки крестом.
  • сформировать знания о разновидностях вышивки.
  • сформировать  знания о различных видах счетной вышивки.
  • расширить знания об инструментах и материалах для вышивки.
  • сформировать знания учащихся о способах пользования инструментами, необходимыми для практической работы.
  • сформировать знания учащихся о том, как осуществлять подбор нитей и тканей  для вышивки.

  • воспитательная
  • развитие и воспитание познавательного интереса к предмету технология;
  • воспитывать умения и навыки индивидуальной, коллективной и групповой работы;
  • содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости окружающего мира;
  • воспитание  эстетического вкуса, образного видения, любви к природе;
  • способствовать формированию дисциплинированности,  аккуратности и собранности.

ЗАДАЧИ:

  • расширить знания учащихся о «шве крест», выполняемый по горизонтали, по вертикали, по диагонали;
  • закрепить умения подготавливать инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий;
  • развивать сноровку, координацию движений;
  • прививать аккуратность и терпение в работе;
  • развивать мышление;
  • способствовать развитию компетенций;
  • соблюдать правила техники безопасности;
  • воспитывать аккуратность, организованность трудовой деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные результаты:

  • расширить знания учащихся о шве крест;
  • закрепить умения подготавливать инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий

 Метапредметные результаты:  (развивающие)

Регулятивные  УУД:

  • научить  развивать образность, внимание, речь;

                 

Познавательные  УУД:

  • уметь осуществлять поиск и выделять главную информацию  из предлагаемого  источника книги, (образовательные интернет ресурсы, энциклопедии и т.д.);

Коммуникативные   УУД:    

  • развить  навык  работы  в группах при выполнении  практических работ;
  • находить способы  созидательного труда внутри группового общения;
  • соблюдать правила культурного взаимоуважительного общения;
  • уметь обобщать и делать выводы.

Личностные результаты:

  • умение  выражать в творческой работе своё  эмоциональное отношение к усвоенным знаниям, проявлять активность, инициативность при нахождении дополнительной информации, делиться ею с товарищами по коллективу;
  • воспитывать в себе любознательность, культуру труда, аккуратность, уважение к своему и чужому труду.  

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

1. «Технология. Индустриальные технологии. Технология ведения дома» 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. / Н.В.Синица, В.Д. Симоненко/.  М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2017.

2. сеть Интернет.

3. Методическое пособие «Технология» 7 класс. Алгоритм успеха.  / Н.В.Синица, П. С. Самородский, 2-е изд., дораб.- М.: «Вентана-Граф», 2017.

4. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций «Технология» 7 класс. Алгоритм успеха.  / Н.В.Синица, П. С. Самородский, 2-е изд., дораб.- М.: «Вентана-Граф», 2017.- 96 с.: ил.

ОБОРУДОВАНИЕ:                                                                                                 

  • образцы вышивок,
  • ткань,
  • нитки мулине,
  • иглы,
  • ножницы,
  • пяльцы,  
  • простой карандаш.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ этап:

Перед уроком проводится проверка гигиенических условий:

  • температура – 18-220С;
  • соблюдение режима проветривания (длительность зависит от температуры наружного воздуха  1–10 мин. на малой перемене; 10–35 мин. на большой перемене);
  • порядок в классе.

 

 ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ

1. Словесные (рассказ, беседа, самостоятельная работа с литературой).

2. Наглядные (демонстрация изделий с помощью презентации, показ трудовых приемов).

3. Практические (самостоятельная работы по выполнению приемов, технологических операций в технике «Вышивка швом крест»).

Ход урока:

  1. Организация образовательного пространства  (1 минута)

Обучающиеся садятся за свои столы и проверяют наличие тетрадей, учебников, дневников, ручек, карандашей.

Учитель включает компьютер и мультимедийный проектор, интерактивная доска в режиме ожидания.

Учитель: Здравствуйте, ребята я очень рада приветствовать вас на уроке. Все ли присутствуют?

Ученики: Приветствуют учителя.

Учитель: Сегодня мы проводим с вами урок, на котором постараемся показать, как можно использовать полученные ранее знания на практике. Чтобы работа спорилась, мы должны приступить к ней с хорошим настроением, поэтому посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Постарайтесь во всем разобраться.

  1. Мотивация к деятельности (2 минуты)

Учитель: Давайте вспомним с чего все начиналось, а начиналось все со слова «технология»

На слайде: 

Слово «технология» происходит от древнегреческого techne – что переводится, как искусство, мастерство, умение, а также logos – учение, наука. А значит, технологию, с одной стороны, можно рассматривать как науку, а с другой стороны – как практическую деятельность человека. Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям представляет собой совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов.

Учитель: Но прежде, чем мы с вами начнем урок, я хотела бы, чтобы вы на него настроились.

В начальной школе вы уже приобрели навыки выполнения основных стежков, поэтому для повторения материала и активизации умственной деятельности я правомерна задать вам следующие вопросы:

  • Какие вышивальные швы вы знаете?

(прямые стежки: шов иголку вперёд;

петлеобразные стежки: шов иголку назад

  • Какие изделия украшали вышивкой?
  • Умеет ли вышивать кто-либо у вас дома?

  1.  Этап постановки целей и задач урока (3 минуты)

Учитель:  А мы с вами идем дальше. Ребята, все ли вы читали или читаете сказки?

Ученики: Отвечают.

Учитель: А я помню такие сказки, где говориться о рукоделии. Знаете ли вы такие сказки?

А вот библиотекарь нашей школы Петренко Татьяна Ивановна сделал нам подборку таких сказок: «Царевна лягушка», «Серебряный колокольчик», «Баба Яга», «Крошечка- Хаврошечка».

Ученики: Отвечают.

Учитель: Ребята,  героинь этих сказок можете назвать? (см. книжки!)

  • (Царевна-лягушка- Василиса Премудрая;
  • девочка Машенька;
  • стоит избушка, а в ней сидит Баба-Яга и пряжу прядет;
  • Крошечка-Хаврошечка)

Ученики: Отвечают.

Учитель: Здорово! Вы большие молодцы! Героини перечисленных вами сказок занимаются различными видами рукоделия. Как вы думаете, о каком виде рукоделия пойдет речь на нашем уроке? Мы  более подробно остановимся на таком прекрасном виде рукоделия как вышивка. Как мы можем озаглавить тему нашего урока? Хорошо, ребята, давайте запишем в тетрадь сегодняшнее число и тему: «Выполнение образца вышивки в технике крест».

Учитель: А какая основная задача и цель урока?

Ученики: Отвечают.

Учитель: Наша задача научиться выполнять вышивку в технике крест и освоить необходимые операции при работе в ней. Но прежде давайте обратимся к истории возникновения этого вида рукоделия.

  1.  Основная часть. Изучение нового материала (10-15 минут)

Учитель: Историческую справку для вас подготовила ученица вашего класса.

Ученица:

Вышивка крестом - один из интересных  и очень старых видов рукоделия.  Человек издавна передавал и красоту природы, и свои ощущения и переживания условными знаками и узорами: прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами

Наши предки – восточные славяне – различные явления в природе изображали с помощью знаков. Знаков – символов у славян было много, практически все они приобретали смысл «оберегов».
Обереги – символы защиты, по представлениям того времени, делали вещь непроницаемой для духов зла.
 

В старину каждая девушка умела вышивать. Для этого не требовалось многого и каждая семья могла позволить себе иметь необходимые инструменты. В каждой избе красный угол был украшен рушниками ручной работы, вышиты были рушники яркими красными нитями, узор вышивки содержал символы, которые оберегали  каждую семью.  С давних времен и  по сей день хранятся в музеях прекрасные экспонаты. В XVIII – XIX веках вышивали и льняными, и шёлковыми, и шерстяными нитями. Вышивку дополняли бисером, жемчугом. Теперь же чаще вышивают шелком или мулине. И рисунки стали более разнообразными. 

Учитель: Молодец. Очень полезная и интересная информация.

Вышивка - один из старейших традиционных видов декоративно-прикладного творчества. Она остается  популярной и в наши дни, так как дает возможность создавать своими руками художественное изделие, пополнить гардероб неповторимыми вещами, приготовить эксклюзивный подарок близким людям.

В 5 классе вами были изучены виды вышивки  и давайте вспомним, что в современное время существуют два вида вышивки:

  1. Счетная
  2. По произвольному контуру.

К счетной вышивке относятся: крест, полукрест, двустронний крест, болгарский крест, эти швы назвали так, потому что они отсчитывали нити ткани.

По произвольному контуру — вышивка выполняется по заранее нанесенному контуру рисунка.

В 7 классе мы продолжаем знакомство с вышивкой, учимся выполнять основные виды стежков. Откройте учебник на стр. 146 параграф 25 и бегло ознакомьтесь с текстом учебника. Найдите, пожалуйста, на скольких видах ручных стежков основывается любая вышивка. Мы помним, что самое главное в учебнике выделяется другим шрифтом.

Ученики: Ответы детей.

Учитель: Ребята, вы научитесь вышивать пятью видами стежков. А теперь в учебнике найдем какие это стежки. (далее другим цветом идет расшифровка этих стежков)

прямые стежки: шов вперёд иголку;

петлеобразные стежки: шов назад иголку, шов шнурок, стебельчатый шов;

петельные стежки: петельный шов, тамбурный шов;

крестообразные стежки: козлик, бархатный шов;

косые стежки: каждый стежок ложиться по диагонали квадрата, на изнаночной стороне получаются вертикальные стежки.

        Учитель: Крест- один из самых легких для освоения видов вышивок. Крестом без труда вышиваются интересные геометрические узоры. Крест относится к счетным видам вышивок. Им вышивают по тканям, на которых не трудно производить отсчет нитей.

Можно вышивать, как каждый крест отдельно, так и рядами

Учитель: -Ребята, при любом виде рукоделия мы используем…ЧТО?

Давайте вспомним какие инструменты и приспособления понадобятся нам на уроке.(в помощь можно использовать учебник) 

Ученики: Пяльцы, иголки, ножницы и др.

Учитель: Верно, ребята. Молодцы.

 Пяльцы – специальная рама для натягивания ткани для вышивания. А сейчас я предлагаю вам попробовать свои силы и выполнить задание. Необходимо уточнить, что: вышивку крестом выполняют на определенном материале это-

Канва – (франц. canevas), сетчатая сквозная хлопчатобумажная, реже льняная ткань из кручёной пряжи, отбеленная или подкрашенная. Вырабатывается полотняным переплетением. Применяется как основа или трафарет для вышивания, иногда в качестве прокладочного материала в одежде.

Учитель: Дети, для безопасного выполнения работы, что нам с вами необходимо вспомнить?

Ученики: Технику безопасности:

Учитель: Давайте вместе вспомним. Посмотрите её на своих столах.

  • Во время работы рабочее место должно быть хорошо освещено.
  • Сосчитать количество иголок.
  • Положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.
  • Иголки должны быть в игольнице.
  • Класть ножницы с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
  • Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
  • Убрать рабочее место.

           

  1. Практическая часть (25-30 минут)

Учитель:

Сегодня мы с вами научимся  создавать рисунок счетным швом крест. Прошу обратить внимание на предложенный вашему вниманию образец вышивки.

Учитель: А теперь обратите внимание на последовательность в которой необходимо выполнить предстоящую работу. В помощь вам предлагаю технологическую карту:

Технологическая карта

Технологическая последовательность

1

Первый стежок выполняется снизу слева вверх направо

2

Второй стежок выполняется с изнаночной стороны , вертикально вниз

3

Третий стежок снизу справа вверх налево

4

Четвертый стежок с изнаночной стороны, вертикально вниз

5

Выполнить закрепку, или продолжить работу далее.

6

Для выполнения работы учитывать определенная последовательность   направление стежков.

 Ученики: Самостоятельно изучают технологическую карту и схему в учебнике и выполняют практическую работу. Возникли какие нибудь трудности? Прежде, чем начать работу прервемся с вами на физкультминутку. 

В сторону отложим учебник и тетрадь,
В работе нужен отдых – это надо знать!
Пальчики по парте отбивают такт,
Словно на рояле играет музыкант.

А теперь мы встанем с ваших мест друзья
И поаплодируем – без этого нельзя!
Влево мы посмотрим, а затем направо,
А теперь, ребятки, мы посмотрим прямо.

Глазками покрутим по стрелке часовой,
Вверх поднимем ручки, сомкнём над головой.
Сделаем глубокий очень вдох, друзья,
Жить без кислорода нам никак нельзя.

Ручки опустили, на носочки поднялись,
Сели, успокоились, работой занялись.
Взяли мы учебник, взяли мы тетрадь,
Снова мы готовы знания получать
!

   Учитель: Вышивку начинаем с желтой середины изделия, найдя вначале середину канвы. Вышиваем желтую серединку, затем строго над ней начинаем вышивку вертикальных рядов. Работу продолжаем все вместе внимательно слушая учителя. А сейчас возьмем иголки (с закругленными концами, чтобы они раздвигали нить, входя в специальные отверстия, а не раскалывали её). Ушки у данных иглах должны быть увеличенными. Дети приступают к работе.

  1.  Контроль (2-3 минуты)

Действия учителя: 

Нам необходимо проверить теоретические основы нашего урока. И я хочу вам предложить решить мини- тест и проверить пройденный материал.

(СЛАЙД С ТЕСТОМ, А ЗАТЕМ С ОТВЕТАМИ)

№ п/п

УТВЕРЖДЕНИЕ

ДА

НЕТ

1.

При вышивании прямые стежки могут быть различного размера

2.

Петлеобразными стежками можно вышивать стебельчатый шов

3.

Тамбурный шов вышивают косыми стежками

4.

Крестообразными стежками можно вышить швы «козлик» и «бархатный»

Действия учащихся:  Выполняют предложенный учителем тест.

Учитель: Вы сегодня получаете две оценки: первую мы оценили теоретическую часть,  теперь давайте оценим практическое выполнение работы (самооценка, взаимооценка).

ОЦЕНОЧНЫЕ КАРТОЧКИ

Ф. И.

Оценка за урок

Теоретическая часть (тест)

Практическая часть (вышивка)

Самооценка

Взаимооценка

ЗАПОЛНИТЕ КАРТОЧКИ ВАШИХ ОЦЕНОК И СДАЙТЕ ИХ МНЕ.

Учитель: Ребята сейчас я вам покажу  работы, предложенные на стендах в нашем кабинете. Представляю вашему вниманию  эти работы на слайде.

Учитель: Вы все сегодня справились с заданием, плодотворно потрудились. Молодцы.

Давайте посмотрим на все ваши работы и выбирем лучшую.

Ученики: Оценивают работы.

Учитель: Здорово вы все справились! Оценим результаты урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС"

Открытый урок по теме "Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС". Цель урока : с помощью системы компьютерного черчения научиться выполнять геометрические пост...

Конспект открытого урока на тему: «Выполнение простейших ручных швов».

Цели: ознакомить учащихся с простейшими ручными швами для вышивки; сформировать навыки по выполнению простейших ручных швов для вышивки; научить самоконтролю выполненной работы; формировать интерес к ...

План-конспект урока на тему: «Виды счетных швов. Выполнение образца вышивки швом крест».

План-конспект урока по модулю «Художественные ремесла» на тему «Виды счетных швов. Выполнение образца вышивки швом крест»....

Методическая разработка практической работы по теме «Выполнение образцов двойных швов»

Научиться выполнять двойные швы, находить бельевые швы, знать область их применения...