Личностно-ориентированное обучение, как инновационная форма работы учителя для формирования индивидуальных способностей учащихся.
статья по технологии на тему
Личностно-ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
unikalnaya_razrabotka.docx | 19.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированное обучение, как инновационная форма работы учителя для формирования индивидуальных способностей учащихся.
МБОУ “Лицей им. С.Н. Булгакова “ г. Ливны
учитель технологии высшей квалификационной
категории Андреевой Е.И.
Личностно-ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Цель такого обучения - создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных способностей учащихся.
Личностно-ориентированное обучение направлено:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
3) стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
4) использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
5) оценка деятельности ученика не только по конечному результату ("правильно-неправильно"), но и по процессу его достижения;
6) поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
7) создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно-ориентированного обучения.
Подходы к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного урока.
Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения.
Изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на увлечение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на обогащение личного опыта каждого ученика.
В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний.
Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении задания, решении задач.
Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала.
Важно обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным образом, процесса учения.
Цели деятельности учителя направлены, прежде всего, на развитие личности ученика и включают:
- развитие позитивных индивидуальных свойств ученика - способностей, интересов, склонностей;
- развитие у учащихся интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной, рефлексивной культуры;
- развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету;
развитие ценностного отношения учащихся к окружающей действительности.
Обучающие цели, используемые в основном сегодня учителями в формулировке "формирования", не отражают по сути процесс взаимодействия учителя и учащихся на уроках.
А такие цели как:
- помочь учащимся представить проект изучения новой темы; организовать работу учащихся по изучению и привычному закреплению фактов, понятий, правил, законов и т.п.;
- обеспечить закрепление понятий, правил, законов, умений; организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений в разнообразных ситуациях;
- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме; обеспечить контроль ЗУН учащихся по теме;
- организовать деятельность учащихся по коррекции ЗУН на ваш взгляд, позволяют качественному, неформальному усвоению изучения материала.
Основные особенности личностно-ориентированного урока:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
- использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату ("правильно-неправильно"), но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
Личностно-ориентированная система образования отводит ученику существенно активную роль. В этой системе ученик, как субъект обучения, имеет реальную и повседневную возможность и принимать самостоятельные решения, делать выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных способностей на основе овладения методами решения иррациональных уравнений при личностно-ориентированном развивающем обучении
В статье рассматриваются различные методы решения иррациональных уравнений. Использование нестандартных методов при решении уравнений, способствует активному участию ученика в образовательной деятельн...
Нетрадиционные формы контроля для формирования личностно ориентированных условий обучения математике
В данной работе приводятся примеры разных форм диагностики, которую может использовать учитель математики. Содержится блок с уроками алгебры (8 класс)...
Технология дистанционного обучения – основа для формирования личностно-ориентированной траектории обучения
Возможности и преимущества дистанционных форм обучения...
Опыт работы учителя истории "Формирование исследовательских умений учащихся через работу с письменными источниками на уроках истории и во внеурочной деятельности"
Материал содержит опыт работы учителя истории....
Использование личностно-ориентированных технологий обучения в практической деятельности учителя музыки
Актуальность личностно-ориентированного обучения обусловлена необходимостью кардинальных перемен не только в содержании образования, но и в технологии образовательного процесса....
Опыт работы по теме «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка с осуществлением/ на основе применения личностно-ориентированного подхода»
Мною выстроена системная работа, в результате которой развитие коммуникативных навыков осуществляется через общую коммуникативную направленность урочного взаимодействия с осуществлением во внеурочной ...