Личностно-ориентированное обучение, как инновационная форма работы учителя для формирования индивидуальных способностей учащихся.
статья по технологии на тему

Андреева Елена Ивановна

Личностно-ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл unikalnaya_razrabotka.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированное обучение, как инновационная  форма работы учителя для формирования индивидуальных способностей учащихся.

                                                                   МБОУ “Лицей им. С.Н. Булгакова “ г. Ливны

 учитель технологии    высшей квалификационной

 категории  Андреевой Е.И.

 

Личностно-ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

         Цель такого обучения - создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных способностей учащихся.

Личностно-ориентированное обучение направлено:

  1. использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся;
  2. создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

3) стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;

4) использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

5) оценка деятельности ученика не только по конечному результату ("правильно-неправильно"), но и по процессу его достижения;

6) поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

7) создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно-ориентированного обучения.

Подходы к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного урока.

Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения.

Изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на увлечение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на обогащение личного опыта каждого ученика.

В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний.

Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении задания, решении задач.

Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала.

Важно обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным образом, процесса учения.

Цели деятельности учителя направлены, прежде всего, на развитие личности ученика и включают:

  1. развитие позитивных индивидуальных свойств ученика - способностей, интересов, склонностей;
  2. развитие у учащихся интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной, рефлексивной культуры;
  3. развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету;

развитие ценностного отношения учащихся к окружающей действительности.

Обучающие цели, используемые в основном сегодня учителями в формулировке "формирования", не отражают по сути процесс взаимодействия учителя и учащихся на уроках.

А такие цели как:

  1. помочь учащимся представить проект изучения новой темы; организовать работу учащихся по изучению и привычному закреплению фактов, понятий, правил, законов и т.п.;
  2. обеспечить закрепление понятий, правил, законов, умений; организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений в разнообразных ситуациях;
  3. организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме; обеспечить контроль ЗУН учащихся по теме;
  4. организовать деятельность учащихся по коррекции ЗУН на ваш взгляд, позволяют качественному, неформальному усвоению изучения материала.

Основные особенности личностно-ориентированного урока:

  1. использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
  2. создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  3. стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
  4. использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  5. оценка деятельности ученика не только по конечному результату ("правильно-неправильно"), но и по процессу его достижения;
  6. поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  7. создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Личностно-ориентированная система образования отводит ученику существенно активную роль. В этой системе ученик, как субъект обучения, имеет реальную и повседневную возможность и принимать самостоятельные решения, делать выбор.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных способностей на основе овладения методами решения иррациональных уравнений при личностно-ориентированном развивающем обучении

В статье рассматриваются различные методы решения иррациональных уравнений. Использование нестандартных методов при решении уравнений, способствует активному участию ученика в образовательной деятельн...

Нетрадиционные формы контроля для формирования личностно ориентированных условий обучения математике

В данной работе приводятся примеры разных форм диагностики, которую может использовать учитель математики. Содержится блок с уроками алгебры (8 класс)...

Использование личностно-ориентированных технологий обучения в практической деятельности учителя музыки

Актуальность личностно-ориентированного обучения обусловлена необходимостью кардинальных перемен не только в содержании образования, но и в технологии образовательного процесса....

Опыт работы по теме «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка с осуществлением/ на основе применения личностно-ориентированного подхода»

Мною выстроена системная работа, в результате которой развитие коммуникативных навыков осуществляется через общую коммуникативную направленность урочного взаимодействия с осуществлением во внеурочной ...