Методическая разработка урока :" Снятие мерок" 5 класс
план-конспект урока по технологии на тему

Сеничева Ирина Станиславовна

Методическая разработка урока по конструированию передника, технологическая карта урока .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

 Сеничева Ирина Станиславовна                                                                      ОУ ГБОУ СОШ № 404

Класс: 5

Предмет: технология

 Тип урока: урок «открытия» нового (урок-практикум).

Используемые образовательные технологии: обучающие, воспитывающие.

Учебник: «Технология. Обслуживающий труд»  под редакцией О.А. Кожиной-М, «Дрофа», 2014

Тема: Снятие мерок

Цель: Cоздать условия для овладения приемами правильного снятия индивидуальных мерок с фигуры человека.

Задачи:

Обучающая: формирование умения снятия и записи мерок с фигуры человека.

Развивающая: развитие умения контролировать, корректировать и оценивать учебную задачу и свои действия для её решения; развитие художественных и конструкторское - технологических способностей обучающихся.

Воспитательная: формирование положительной мотивации к уроку технологии путём вовлечения каждого в активную деятельность; ответственности за результат учебного труда; самоконтроля и взаимоконтроля в совместной деятельности.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: Сантиметровая лента, тесьма-поясок, плакаты, манекен, образец передника, компьютер, проектор.

Планируемые результаты:

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Научатся самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера

Научатся анализировать, сравнивать, обобщать, использовать фантазию, воображение при выполнении учебных действий; формирование желания выполнять учебные действия.

Научатся         участвовать в диалоге, на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

 Научаться организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с технологией.

Описание этапов урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Метапредметные (УУД) и личностные результаты

1

Самоопределе

ние к деятельности.

Организует диалог:

В конце этого учебного года мы с вами приступим к изучению раздела кулинария. Как вы считаете, чем занимаются на уроках кулинарии?

Да, мы с вами научимся готовить разнообразные блюда. А как называют профессионала, который готовит блюда?

Где вы могли видеть работу повара?

А как вы внешне можете отличить повара от представителей других профессий?

Правильно - повар обязательно носит кулинарную форму-куртку, халат, головной убор и передник.

А в чем же мы с вами будем готовить?

Как можно приобрести передник для кулинарных работ?

Да! Передник нам и предстоит сшить в первой половине учебного года.

 

Дети участвуют в диалоге.

Отвечают на вопросы,

вспоминают профессии.

Отвечают на вопрос;

-В переднике

-Купить, взять дома, сшить.

 

Коммуникативные: владение диалогической речью в соответствии с нормами родного языка; определение способов взаимодействия в коллективе; умение сотрудничать в коллективе.

Регулятивные: саморегуляция

Познавательные: общеучебные - извлечение необходимой информации путём наблюдения за внешним видом профессионалов, переработка информации; построение логической цепи рассуждений

Личностные: самоопределение.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Организует диалог:

А что же необходимо нам для изготовления передника? 

Анализ изделия. (На манекене образец передника)

- Рассмотрим подробнее изделие, для выявления особенностей его изготовления.

- Какие материалы нам понадобятся?

-Какие инструменты

На доске организует работу по анализу предстоящей деятельности - «Звездочку обдумывания»

Обсуждает с учащимися, как можно получить материалы для передника (купить, найти дома, перешить из подходящих для этого вещей).

-А как получить выкройку передника?

Девочки вспоминают и записывают по очереди на доске все, что необходимо для изготовления передника, ткань, нитки, деньги, швейная машина, утюг, время, отделка, иглы, булавки, выкройка и т.д.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.:

-взять из журнала, построить самостоятельно.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: общеучебные - поиск и выделение информации; логические - выявление сущности и особенности объектов;

анализ объектов с целью выделения признаков.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: саморегуляция.

3.

Постановка учебной задачи.

 Задает вопрос: «Каким же образом можно построить выкройку, подходящую к фигуре по размеру?»

-Какие же участки фигуры вы бы стали измерять?

 Предлагает рассмотреть иллюстрацию в учебнике (стр.154)и  сделать выводы

-Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела человека и через них проводят условные линии.(слайд№2)

Знакомит с понятиями мысленного деления фигуры человека на участки линиями по горизонтали и вертикали, точками на теле человека, используя учебник, плакат.

- Давайте рассмотрим плакат “Основные линии фигуры” и запомним, где какая линия находится и как она называется.

 Линия  груди, талии, бедер, шеи, колена, середины - ось симметрии фигуры, яремная впадина, шейная точка, выступающие точки ягодиц.

- Что же предстоит нам сейчас сделать? Какова цель нашего урока?

Подводит итог:

Итак. Для выполнения расчетов и чертежей используют измерения тела человека на различных участках, а процесс измерения фигуры человека для целей конструирования одежды называют снятием мерок.

- Мы выполним работу: Снятие мерок.

Отвечают на вопрос

-Измерить фигуру.

Работа  по извлечению информации из текста  и иллюстраций учебника.

-Чтобы измерить участки, необходимо на фигуре человека установить точки и линии, между которыми можно снимать мерки.

Дети участвуют в диалоге.

Приводят свои варианты ответов:

- Измерить фигуру каждой девочки.

Дети обосновывают свой ответ

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: логические - построение логической цепи рассуждений;

действия постановки и решения проблем - формулирование проблемы;

Общеучебные - самостоятельное выделение познавательной цели.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать других.

Личностные: смыслообразование, прогнозирование (составление плана)

4

Построение проекта выхода из затруднения.

Обсуждает с учащимися способы решения проблемы:

Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения. Мерки снимают сантиметровой лентой.

Нам необходимо решить, какие мерки нам нужны для построения чертежа передника.

-Внимательно рассмотрите передник, как вы считаете, почему можно построить чертеж только на половину передника (сложить передник пополам по оси симметрии и показать готовый чертеж передника)? (стр.154)

Открытие практического умения.

- Найдите в таблице учебника названия мерок для построения чертежа передника.

Как они называются?(слайд №3)

Обратите внимание - мерки обхватов (О) делят на 2 и называют полуобхватами (С), а индекс показывает место снятия мерки: бедра, талия.

Мерки длины обозначают буквой Д.

Индекс показывает длину какого участка измеряют-изделия, грудки.

А почему не нужно делить пополам мерки длины?

Планирование предстоящей практической работы (выстраивание последовательности снятия мерок)

- В учебнике дана инструкционная карта.

Обращает внимание на правила снятия мерок.

Мерки снимаются по определенным правилам.

Правила при снятии мерок(слайд №4)

1. Мерки снимаются по правой стороне фигуры.

2. Талию предварительно опоясывают шнуром.

3. При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.

4.Мерки снимаются сантиметровой лентой. При измерении, сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять. На измеряемом должна быть легкая одежда.

5.  Мерки длины записываются полностью.

Мерки ширины и обхватов записываются в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину передника.

- Составим план наших действий, объединившись в пары. Пользуйтесь вашим помощником- учебником.

- В каком порядке будем выполнять работу?

Показывает приемы правильного снятия мерок.(слайд №5)

Отвечают на вопрос:

-Передник симметричен (левая и правая половины чертежа одинаковы)

Работа  по извлечению информации из текста  и иллюстраций учебника.

Называют мерки:

-Сб-полуобхват бедер,

Ст. - полуобхват талии

,Ди-длина изделия

Дгр-длина грудки

 -Передник в длину при складывании не. изменился

Работа в парах с последующим обсуждением.

Рассуждают о порядке проведения практической работы.

 

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

общеучебные - смысловое чтение.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество, умение работать в группе; умение выражать свои мысли.

Регулятивные: прогнозирование, оценка, контроль, коррекция.

Личностные: самоопределение

5.

Практическая работа

Организует самостоятельную работу по инструкционным картам.

Самостоятельно- практическая работа.

- Напоминает о выполнении правил безопасности.

-Организуйте свои рабочие места так, чтобы это было удобно и безопасно для вас и ваших товарищей.

Контролирует правильность выполнения работы по снятию мерок. Организует проверку результатов.

При обнаружении ошибок, обращает внимание на неточности, проводит дополнительный инструктаж.

  • Ученики организуют свои рабочие места. Каждый работает на своём рабочем месте, не мешая друг другу;
  • Перед началом работы надо проверить порядок на рабочем месте и сохранять его в процессе  всей работы;
  • Осторожно обращаться с ножницами, чтобы нечаянно не травмировать  себя или соседа;
  • Закончил работу – помоги соседу;
  • Быть доброжелательным, терпеливым, уметь слушать других и спокойно высказывать своё мнение.

.

Во время практической работы у некоторых детей могут возникать трудности.

При снятии мерок дети работают в парах по инструкционным картам, объясняя друг другу сложные моменты

Коммуникативные: умение работать в паре.

Регулятивные: саморегуляция; осознание качества и уровня усвоения; контроль, коррекция.

Личностные: самоопределение.

6.

Первичное закрепление во внешней речи.

Обобщение. Подводит итог:

- Что нового узнали на уроке?

- Что новое вы научились делать на уроке?

- Что бы вы сейчас сделали по-другому?

Уборка рабочих мест

. Учащиеся делятся своими рассуждениями

- Узнали о том, что необходимо для изготовления передника.

- О мерках, необходимых для построения чертежа передника

Научились правильно называть и снимать мерки.

.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество; умение выражать свои мысли.

Познавательные: логические - подведение под понятие, обобщение.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

7.

Рефлексия деятельности.

Предлагает оценить свою работу.

-Какую цель мы ставили в начале урока? Удалось ли нам её достигнуть?

- Оцените свою работу на уроке.

- Вы узнали много нового, а значит, урок не прошёл для вас даром.

Спасибо за урок!

-Снять мерки с каждой девочки.

- Да, мы научились снимать мерки

Дети оценивают свою работу на уроке.

Личностные: самоопределение; смыслообразование; оценивание усваиваемого содержания, практической работы.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека....

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов». (методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов».(методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)...

Методическая разработка урока в 7 классе. Презентация: "Путешествие по Африке". Урок обобщения и систематизации знаний. ФГОС

Тема: Путешествие по АфрикеТип: урок обобщения и систематизацииЦель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка».Задачи:Образовательные:обобщить и расширить знания учащих...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."

Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6  классе  при изучении темы " Здоровый образ жизни"....

«Лучшая методическая разработка урока в совмещенных классах в малокомплектной школе: Формирование функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности» «Русский язык» 3 - 4 класс

Пояснительная запискаПроблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. Необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для адаптации в социуме, ...