Технологическая карта урока технологии в 5 классе " Вышивка монограммы"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Конструкт урока составлен соответственно требованиям ФГОС. Дана мотивация к учебной деятельности, актуализированы знания учащихся, создаются эскизы монограмм, разработан рефлексивно- оценочный этап.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_tehnologii_5_klass.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
имТехнологическая карта урока технологии 5 класс (обслуживающий труд)
Преподавание технологии.
Раздел « Технология вышивки».
« Выполнение простейших ручных швов».
Тема: Вышивка монограммы»
Тип урока: Комбинированный
Цели урока:
Обучающая: Создать условия для усвоения новых знаний и формирования практических навыков.
Совершенствовать навыки выполнения ручных швов.
Разработать эскиз своей монограммы.
Освоить технологию выполнения стебельчатого шва.
Развивающая: Способствовать развитию творческого мышления и
художественного вкуса.
Развивать сенсорные и моторные навыки.
Способствовать развитию познавательного интереса к
предмету.
Воспитательная: Формировать творческую активность, самостоятельность,
коммуникативность.
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, метод частичного поиска, упражнения, самостоятельная работа.
Приемы: рассказ, демонстрация, объяснение, практическая работа, рефлексия, игровой момент.
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, текущий и итоговый контроль.
Межпредметные связи: история, изо, русский язык, информатика.
Цифровые образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Другие ресурсы: наглядность и оборудование: таблица цветовых сочетаний, образцы готовых изделий, выставка работ ручной вышивки, стенд «Сегодня на уроке» с новыми терминами, дидактический материал, нитки мулине, ножницы, салфетки из ткани, пяльцы, карандаш, учебник «Технология», «Рабочая тетрадь 5 кл.».
Ожидаемые результаты. Универсальные учебные действия.
1. Предметные умения: научить приемам вышивки стебельчатым швом.
2. Личностные умения:
* Развитие познавательного интереса, учебной мотивации, творческого воображения.
* Формирование личного, эмоционального отношения к себе, окружающему миру.
* Развитие осознания адекватной позитивной самооценки.
3. Метапредметные умения:
- Регулятивные:
- Умение определять и формулировать тему урока, планировать последовательность действий на уроке;
- Работать по коллективно составленному плану;
- Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;
- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, с заданным алгоритмом развития логического мышления.
- Познавательные:
- Формирование представлений об окружающем мире и о себе самом.
- Умение ориентироваться в системе знаний, отличать новое от известного, использовать учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, проводить анализ, строить логическую цепочку рассуждений, самостоятельно решать проблемы творческого характера.
Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им, сотрудничать в поиске решения проблемы.
Этапы урока (системно-деятельностный подход) | Обучающие и развивающие задания | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Мотивация к учебной деятельности | 1. Создание ситуации через угадывание загадки. «Волшебный сундучок» - что в нем? Стихотворение: - Должен быть всегда в кармане у Надюши, Бори, Тани, ,тёти Веры, дяди Пети и у всех людей на свете. Без него никак нельзя: надо брать с собой всегда. В театр, в парк иль на каток чистый … (носовой платок). Поговорка « Что у господина в кармане, у мужика на рукаве». Поэтому в царской армии на рукавах мундиров солдат пришивали ряд пуговиц, приучая к пользованию носового платка. - Каково его назначение? - Но он может являться предметом гигиены и быть украшением – частью аксессуара человека. - Чем он отличается от других таких же носовых платков? (оформление в углу его вышитыми буквами). Монограмма, метка | Формулирует проблему. Создает условия для внутренней потребности включения в учебную деятельность. Использует реальные жизненные ситуации. Обогащает кругозор учащихся. | Анализирует ситуацию. Определяет проблему Сравнение. Формирование мыслительной деятельности Умение отличать новое от известного. |
II. Учебно-познавательная деятельность. Актуализация знаний | 2.Слайды: Сообщение с элементами презентации «История монограммы». - В старину живописцы и ткачи помещали на своих произведениях и предметах начальные буквы имени и фамилии. Рукодельницам этот приём пришёлся по душе. Переплетённые в форме вензеля инициалы владельца монограммы стали вышивать на постельном белье, скатертях, сорочках, носовых платках. Красивые вензеля вышивали на карманах или манжетах мужской сорочки, делая их в тон изделия. И сегодня вышитые монограммы придают индивидуальность любой одежде. Виньетка- рисунок буквы с орнаментом, который используется на сувенирах, в фамильных гербах и эмблемах, на столовых приборах, драгоценностях. Этот стиль широко использовался в старинных книгах и рукописях для украшения в начале текста. - Где можно использовать свои метки? (для столовых салфеток, наволочек для подушки, закладок в книги и др.) | Организует деятельность по освоению информации | Формирование мыслительной деятельности |
III. Реализация проекта | 3. Сформулируйте цель урока: Что надо сделать, чтобы достичь этой цели, чему научиться? 4. Планирование, обсуждение вариантов, выбор оптимального варианта и способа выполнения монограммы. ( нитки мулине, атласные ленты, бисер, аппликация и т. д.) 5. Составление алгоритма деятельности. ( на стенде памятка) Групповая работа -Какой из этих способов рациональнее для вас в данном разделе технологии? Выбор рациональных приёмов. | Организует деятельность по постановке учебной задачи и ее выполнению | Формулирует цель урока. Определяет пути решения проблемы, Ищет способы, выдвигает предположения. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
IV. Первичное осмысление и закрепление | 6. Исследовательская деятельность. - Извилистые линии называются вензеля Выражение «выписывать вензеля» можно отнести к фигуристам на льду, танцам на льду. Почему? Выполнение творческого задания Индивидуальная работа . Самореализация: «Создание эскиза монограммы». Планирование своей работы. Повторение алгоритма. Обобщение полученных знаний. Представление результатов задания. Критерии: ( размер букв, небольшая витиеватость линий, цветовое решение.) -Стебельчатый шов- сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Каждый новый стежок начинается из середины предыдущего. 7. Демонстрация приема выполнения стебельчатого шва. 8.Повторение правил т/б при работе с инструментами. Повторение ручных приёмов работы. Рациональные приёмы : - Как отмерить длину нитки? - Как быстрее вдеть нитку в иголку? ( срезать наискосок край нитки). 9. Критерии оценивания работ: - нитки закреплены на ткани, - стежки одной длины. - равномерное натяжение нитей. - Зачем необходимо следовать этим правилам? Девиз «Красна птица перьями, а девица – уменьями» Повторение алгоритма выполнения работы. | Обеспечивает положительную реакцию на творчество. Организует усвоение нового способа действия при решении проблемы. Направляет деятельность. Оценивает результаты. | Сотрудничество с учителем и одноклассниками. Развитие творческих возможностей и мышления. Ставят цель исследования, определяют пути решения, ищут способы. |
V. Практическая работа. 1. Вводный инструктаж. 2. Текущий инструктаж. 3. Заключительный инструктаж | 10. Самостоятельная работа по инструкционной карте в учебнике. Индивидуальная работа 11. Целевой обход рабочих мест (организация рабочего места, культура труда, соблюдение правил т/б, правильность выполнения операций, качество, степень самостоятельности. рациональное использование времени) Самоконтроль 12. Оздоровительная пауза. 13. Приведение в порядок своих рабочих мест. | Осуществление пошагового контроля. Обеспечивает мотивацию выполнения. Подводит итоги | Регулятивные и коммуникативные УУД : соотнесение своих действий с алгоритмом, восстановление операций. Фиксация возможных затруднений и определение путей их устранения. Взаимопомощь. Сличение с эталоном. Саморегуляция Выполнение правил и норм поведения. |
VI. Рефлексивно- оценочный этап VII Закрепление знаний | 14. Выставка – смотр выполненных работ на стенде «Моя монограмма» Фронтальная работа Взаимоконтроль: - Что получилось? - Соответствует ли тому, что задумали? - Найдите в работах одноклассников удачные моменты. - За что можно сказать им доброе слово? - Какие возникали затруднения и как справились? -Что получилось неудачно? -Чем можно помочь? Как исправить? - Что изменили бы, если начать работу заново? - Кого можем назвать лучшей рукодельницей? 15. Выставление оценок. 16 Игра « Что? Где? Когда?» Вопросы: 1. Что такое монограмма? 2. Что означает выражение «выписывать вензеля»? 3. Где можно использовать в жизни эти практические навыки? ( ими помечают одежду и носовые платочки детей в детском садике. Украшают спортивные шапочки, сумки, кошельки, мешочки с обувью в школе и т. д.) Номинации- оценивание учащихся: « Королева идей»- за лучший ответ в игре « За старание» «За аккуратность» « Молодец» « За внимательность» «За дружелюбие» | Подводит учащихся к выводу, обобщению, выявлению причинно-следственных связей, акцентирует внимание на конечный результат. Делают выводы о значимости, сложности операций. Руководит игрой, направляет, координирует Нацеливает на умение применять знания на практике. Мотивирует на дальнейший успех на уроках технологии | Формирование моральной самооценки, осознание качества выполнения, адекватное восприятие оценки. Контроль и оценка процесса и результата, самоанализ и самооценка. Формулирует конечный результат своей работы. Осознание адекватной позитивной самооценки. Умение использовать жизненный опыт и полученные навыки работы. |
VI.II Домашнее задание | 1. Составить эскиз монограммы сестры, брата. 2. Совместно выполнить на наволочке, полотенце или столовой салфетке монограмму . - Вышить метку на носовом платочке младшим членам семьи. | Пояснения творческого развивающего задания | Самостоятельно выбирают д/з |
Литература:
Технология. Обслуживающий труд: 5 Класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 4-е изд., перераб./ под ред.В. Д. Симоненко.- М.: Вентана- Граф, 2008.- 192 с.
Технология. 5класс: Поурочные планы по учебнику Ю. , крупской, Н. И. Кизеевой,Л. В. Сазоновой, В. Д Симоненко ( материаловедение, лоскутная техника, вышивка, кулинария, интерьер)/ Авт.- сост. И. В. Бобунова.- Волгоград: Учитель, .- 128 с.
Крупская Ю. В. Технология: 5 класс( вариант для девочек): Методические рекомендации / Под ред. В. Д. Симоненко.- М.: Вентана-Граф, - 80 с.
.- 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»
Планируемые результаты:· Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...
Технологическая карта урока технологии для 5 класса по теме: «Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы» в технологии развивающего обучения
Технологическая карта урока технологии по ФГОС...
Технологическая карта урока технологии в 5 классе. Тема урока: «Лоскутное шитье»
Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме "Лоскутное шитье". Рабочая программа 5-9 классы/ А.Т.Тищенко, Н.В.синица. - М.: Вентана-Граф, 2017. Раздел программы "Материаль...
Технологическая карта урока технологии Тема урока «Выпиливание лобзиком» + презентация к уроку
В материалах представлена развёрнутая технологическая карта и презентация к уроку...
Технологическая карта урока технологии « Индустриальные технологии » 8 класс
Технологическая картаурока технологии« Индустриальные технологии » 8 класс...
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...
Технологическая карта урока технологии в 5 классе Тема урока: «Интерьер и планировка кухни - столовой. Бытовые электроприборы на кухне»
Цель урока - организовать деятельность обучающихся по формированию умений планирования интерьера кухни; научить применять знания на практике.Задачи:Раскрыть понятия интерьер, планировка, фун...