рабочая программа по ФГ 5-6-7 класс 2020
рабочая программа по экономике (5, 6, 7 класс)

Поломошнова Наталья Александровна

" Финансовая грамотность" 5-6-7 классы

  • Поломошнова Наталья Александровна, учитель экономики.

Пояснительная записка

            Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающая развитие личности подростков , на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.           

            «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5-7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 68 часов: 34 в 5-6 классах, 34-в 7 классе.

Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:

  • удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретенных знания, умениях и способах финансово грамотного поведения;
  • приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а так же способов поиска и изучения информации в этой области;
  • воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:

  • деньги, их история, виды, функции;
  • семейный бюджет;
  • экономические отношения семьи и государства;
  • человек и финансовые организации;
  • собственный бизнес;

Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как история, математика, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу в различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребенка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника» и т.д.

      Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями етей и включают:

  • задачи с элементарными денежными расчетами;
  • кейсы по экономике семьи;
  • игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
  • построение графиков и диаграмм;
  • мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.

В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fg_5-6-7.docx36.69 КБ
Файл programma_fg_8-9_klass.docx30.39 КБ
Microsoft Office document icon progrmamma_ofg_11_kl.doc151 КБ
Файл programma_fg_10-11_klass.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету

" Финансовая грамотность" 5-6-7 классы

  • Поломошнова Наталья Александровна, учитель экономики.

Пояснительная записка

        Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающая развитие личности подростков , на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.         

        «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5-7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 68 часов: 34 в 5-6 классах, 34-в 7 классе.

Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:

  • удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретенных знания, умениях и способах финансово грамотного поведения;
  • приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а так же способов поиска и изучения информации в этой области;
  • воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:

  • деньги, их история, виды, функции;
  • семейный бюджет;
  • экономические отношения семьи и государства;
  • человек и финансовые организации;
  • собственный бизнес;

Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как история, математика, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу в различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребенка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника» и т.д.

        Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями етей и включают:

  • задачи с элементарными денежными расчетами;
  • кейсы по экономике семьи;
  • игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
  • построение графиков и диаграмм;
  • мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.

В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.

        Планируемые результаты обучения

Личностные результаты освоения курса:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений4 сопоставление доходов и расходов, расчет процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
  • проявление самостоятельности и личной ответственности за свое финансовой поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
  • умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
  • понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к ее развитию.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
  • умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы;
  • выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
  • установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и создание общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
  • построение рассуждений обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
  • умение производить расчеты на условных примерах, в том числе использовать интернет-калькулятор, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчеты с валютными курсами;
  • владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

Регулятивные:

  • анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определенной проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
  • самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи в обществе;
  • проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
  • контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
  • применение приемов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

Коммуникативные:

  • умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решений кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведение исследований экономических отношений в семье и обществе;
  • работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и решать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон;
  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создать и представить результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
  • умение использовать информационно-коммуникативные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».

Предметным результатам освоения курса:

  • владение базовыми понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, семейный бюджет, услуга, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальные пособия, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
  • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
  • использование приемов работы с простой финансовой и статистической информацией, ее осмысление, проведение простых финансовых расчетов;
  • применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
  • умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
  • расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Структура курса

        

Учебно-тематический план

№ темы/блока

Название темы/блока

Форма занятия

Кол-во часов

Дата факт

5-6 классы

Введение в курс «Финансовая грамотность»

4

1

Почему так важно развивать свою финансовую грамотность

Мастерская портфолио

1

2

От чего зависит благосостояние семьи

Постановка учебной задачи

1

3

Учимся оценивать финансовое поведение людей

Постановка учебной задачи

1

4

Учимся оценивать свое финансовое поведение

Постановка учебной задачи

1

Модуль 1 доходы и расходы семьи

15

5

Деньги: что это такое

Практикум

1

6

Учебные мини-проекты «Деньги»

Защита проектов

1

7

Из чего складываются доходы семьи

Практикум

1

8

Учимся считать семейные доходы

Практикум

1

9

Исследуем доходы семьи

Мини -исследование

1

10

Учебные мини-проекты «Доходы семьи»

Защита проектов

1

11

Как появляются расходы семьи

Практикум

1

12

Учимся считать семейные расходы

Практикум

1

13

Исследуем расходы семьи.

Мини-исследование

1

14

Учебные мини-проекты «Расходы семьи»

Защита проектов

1

15

Как сформировать семейный бюджет

Практикум

1

16

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»

Занятие -игра

1

17

Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»

Защита проектов

1

18

Обобщение результатов изучения  модуля1

Контроль знаний

1

19

Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»

Выставка портфолио

1

Модуль 2   Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

10

20

Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защитится

Практикум

1

21

Что такое страхование и для чего оно необходимо

Практикум

1

22

Что и как можно страховать

Практикум

1

23

Ролевая игра «Страхование»

Занятие -игра

1

24

Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит

Мини-исследование

1

25

Как определить надежность страховой компании

Практикум

1

26

Как работает страховая компания

Учебная экскурсия

1

27

Учебные мини-проекты «Страхование»

Защита проектов

1

28

Обобщение результатов изучения модуля 2

Контроль знаний

1

29

Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься»

Выставка портфолио

1

30-34

Резервные часы

5

ИТОГО

34

7 класс

Модуль 3 Человек и государство: как они взаимодействуют

16

1

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства

Постановка учебной задачи

1

2

Что такое налоги и почему их надо платить

Практикум

1

3

Какие бывают налоги

Практикум

1

4

Учимся считать налоги

Практикум

1

5

Ролевая игра «Считаем налоги семьи»

Занятие-игра

1

6

Сравниваем налоги граждан разных стран

Практикум

1

7

Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства

Мини-исследование

1

8

Как работает налоговая служба

Учебная экскурсия

1

9

Учебные мини-проекты «Налоги»

Защита проектов

1

10

Что такое социальные пособия и какие они бывают

Практикум

1

11

Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ

Практикум

1

12

Ролевая игра «Оформляем социальное пособие»

Занятие -игра

1

13

Исследуем, какие социальные пособия получают люди

Мини-исследование

1

14

Учебные мини-проекты «Социальные пособия»

Защита проектов

1

15

Обобщение результатов изученного модуля 3

Контроль знаний

1

16

Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют

Выставка портфолио

1

Модуль 4 Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

17

17

Для чего нужны банки

Практикум

1

18

Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома

Практикум

1

19

Какие бывают вклады

Практикум

1

20

Что такое кредиты и надо ли их брать

Практикум

21

Изучаем сайт ЦБ РФ

Практикум

22

Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья

Мини-исследование

1

23

Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы

Практикум

1

24

Как работает банк

Учебная экскурсия

1

25

Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи»

Защита проектов

1

26

Что мы знаем о бизнесе

Практикум

1

27

Как открыть фирму

Практикум

1

28

Для чего нужны бизнес-инкубаторы

Учебная экскурсия

1

29

Ролевая игра «Открываем фирму»

Занятие-игра

1

30

Что такое валюта и для чего она нужна

Практикум

1

31

Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях

Практикум

1

32

Обобщение результатов изученного модуля 4

Контроль знаний

1

33

Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес»

Выставка портфолио

1

Заключение

34

Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность»

Итоговый контроль

1

ИТОГО:

34

ВСЕГО:

68

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

Основная литература

  1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания. М.: Аспект Пресс, 1995.
  2. Антипова М.В. Метод кейсов: методическое пособие. Мариинско-Посадский ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011.
  3. Бабнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книга для учителя. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2003. 178с.


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету

" Финансовая грамотность"

  • Поломошнова Наталья Александровна, учитель экономики.

Особенности курса

Курс «Финансовая грамотность» для 8-9 класс разработан с учетом возрастных особенностей обучающихся, ведь 14-16 летние обретают частичную гражданскую дееспособность. С правовой точки зрения они вправе работать и распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, имеют возможность осуществлять право авторства произведений своей интеллектуальной деятельности, а также совершать мелкие бытовые сделки. В связи с этим нужно научить подростков ориентироваться в мире финансов, развивать умения, необходимые для экономически грамотного поведения.

Учащиеся 8-9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте происходит личностное самоопределение подростков, они переходят во взрослую жизнь, осваивая новую для себя роль взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, формировать, не только умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно помочь подростку преодолеть страх перед взрослой жизнью и показать, что существуют алгоритмы действий в тех или иных ситуациях финансового характера. Основным умением, формируемым у учащихся, является способность оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения материальных проблем семьи.

В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, чем в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи, особое внимание уделяется планирование личного бюджета.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенций поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, представленных как на электронных, так и на твердых носителях.

Большая часть времени отводится практической деятельности для получения опыта действий в различных областях финансовых отношений.

Цели и планируемые результаты

Цель обучения: Формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 8-9 классов посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы финансовых отношений, а так же умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

        Планируемые результаты обучения

Требования к личностным результатам освоения курса:

  • сформированность ответственности за принятие решений сфере личных финансов;
  • готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;
  • готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни;
  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества;
  • заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей Родины;

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатом освоения курса:

Познавательные:

  • умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которых необходимо обратить для ее решения;
  • нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;
  • умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового поведения;
  • установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
  • умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейный финансов и оценивать последствия своих действий и поступков;

Регулятивные:

  • умение самостоятельно обнаруживать и формировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии ее решения, определять последовательность своих действий по ее решению;
  • проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;
  • контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев;
  • самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том числе в области распоряжения личными финансами.

Коммуникативные:

  • умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
  • формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т.д.)
  • умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию, полученную из различных источников, различать мнение (точку зрения), доказательство (аргумент), факты.

Требования к предметным результатам освоения курса:

  • владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи,  профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски,  бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система.
  • владение знаниями:
  • о структуре денежной массы;
  • о структуре доходов населения и способах ее определения;
  • о зависимости уровня благосостояния от структуры источников дохода;
  • о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции;
  • об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;
  • о возможных нормах сбережения;
  • о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций;
  • о видах страхования;
  • о видах финансовых рисков;
  • о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;
  • о способах определения курса валют и мест обмена;
  • о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.

Структура курса

        Курс финансовой грамотности в 8-9 классах состоит из пяти модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий.

        Каждый модуль имеет определенную логическую завершенность, целостное, законченное содержание; изучается конкретная сфера финансовых отношений и характерных для нее финансовых задач, с которыми сталкивается человек в практической жизни. Для обобщения и закрепления усвоенного материала в конце каждого блока предлагается провести контроль знаний в форме проверочной работы, тестового контроля, презентации учебных достижений и т.д.

        В тематическом плане указаны темы занятий и формы их проведения, а также количество часов, планируемых для изучения конкретной темы. Курс повышения финансовой грамотности построен на основе системно-деятельностного подхода. Для реализации практико-ориентированных методов обучения предлагаются занятия развивающего и текущего контроля знаний.  Материалы подобных занятий представлены в КИМ.

№ темы/блока

Название темы/блока

Кол-во часов

Модуль 1

Управление денежными средствами семьи.

9

Модуль 2

Способы повышения семейного благосостояния.

6

Модуль 3

Риски в мире денег.

6

Модуль 4

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.

8

Модуль 5

Человек и государство: как они взаимодействуют.

5

ИТОГО:

34

Тематический план

№ темы/блока

Название темы/блока

Форма занятия

Кол-во часов

Дата факт

Модуль 1 Управление денежными средствами семьи.

9

Тема 1 Происхождение денег

2

1

Деньги: что это такое

л/п

1

2

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи

1

Тема 2 Источники денежных средств семьи

2

3

Какие бывают источники доходов

л/п

1

4

От чего зависят личные и семейные доходы

1

Тема 3 Контроль семейных расходов

2

5

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

л

1

6

Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы»

зп

1

Тема 4 Построение семейного бюджета

2

7

Что такое семейный бюджет и как его построить

л/п

1

8

Как оптимизировать семейный бюджет

1

9

Обобщение результатов работы, представление проектов, тестовый контроль.

Кз/п

1

Модуль 2 Способы повышения семейного благосостояния.

6

Тема 5 Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

2

10

Для чего нужны финансовые организации

л/п

1

11

Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций.

с/п

1

Тема 6 Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния

2

12

Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование

л/п

1

13

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.

л/п

1

14

Представление проектов

зп

1

15

Обобщение результатов работы, представление проектов, тестовый контроль.

Кз

1

Модуль 3 Риски в мире денег

6

Тема 7 Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

3

16

Особые жизненные ситуации: рождение ребенка, потеря кормильца.

л/п

1

17

Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы.

л/п

1

18

Чем поможет страхование

л/п

1

Тема 8 Финансовые риски

2

19

Какие бывают финансовые риски

л/п

1

20

Что такое финансовая пирамида

л/п

1

21

Представление проектов, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль.

Зп/кз

1

Модуль 4 Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.

8

Тема 9 Банки и их роль в жизни семьи

2

22

Что такое банк и чем он может быть полезен

л/п

1

23

Польза и риски банковских карт

л/п

1

Тема 10 Собственный бизнес.

2

24

Что такое бизнес

л/п

1

25

Как создать свое дело

л/п

1

Тема 11 Валюта в современном мире

2

26

Что такое валютный рынок и как он устроен

л/п

1

27

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

л/п

1

28

Представление проектов

зп

1

29

Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль.

кз

1

Модуль 5 Человек и государство: как они взаимодействуют.

5

Тема 12 Налоги и их роль в жизни семьи

2

30

Что такое налоги и зачем их платить

л/п

1

31

Какие налоги мы платим

л/п

1

Тема 13 Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости

2

32

Что такое пенсия и как сделать ее достойной

л/п

1

33

Представление проектов

зп

1

34

Итоговый контроль знаний.

кз

1

ИТОГО:

34



Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету

"Основы финансовой грамотности"

  • Поломошнова Наталья Александровна, учитель экономики.

I. Пояснительная записка по предмету «Основы финансовой грамотности»

Рабочая программа предмета «Основы финансовой грамотности» составлена в соответствии с УМК В.В.Чумаченко «Основы финансовой грамотности», а также в соответствии со следующими документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/

3. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/node/11143.

4. Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 года http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586.

5. Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ № 5 г. Гусиноозерска.

6. Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности МБОУ СОШ №5 от 30.08.2019.

Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Актуальность программы «Основы финансовой грамотности» продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Поэтому введение курса «Основы финансовой грамотности» помогает создать условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования для учащихся всех категорий, наша школа создаёт условия для получения дополнительного экономического образования, в том числе его прикладных аспектов – финансовой грамотности, основ потребительских знаний в старших классах в рамках элективных курсов.

Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников о личном финансировании, управлении домашней бухгалтерией, функционировании фондового рынка и банковской системы, а выполнение творческих работ, практических заданий позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, повышать свою профессиональную компетентность в будущем, применить полученные знания в реальной жизни.

Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы ЕГЭ.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью  программы предмета «Основы финансовой грамотности»  является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.

Цель программы: формирование ключевых компетенций старшеклассников для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

Задачи программы:

- создать комфортные условия, способствующие формированию коммуникативных компетенций;

- формировать положительное мотивационное отношение к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости;

- изучить нормативные и методические документы Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического образования учащихся;

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать у обучающихся готовность принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.

II. Общая характеристика учебного предмета «Основы финансовой грамотности»

Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная и исследовательская деятельность, игровая технология.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи.

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  • Деловые игры.
  • Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
  • Работа с источниками экономической информации.
  • Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках и в регионе.
  • Интерактивные технологии.
  • Групповая, фронтальная и индивидуальная работа.
  • Квесты и экскурсии.

III. Описание места учебного предмета «Основы финансовой грамотности» в учебном плане

Настоящая программа предназначена для обучающихся 11 х классов.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

IV. Планируемые результаты освоения предмета «Основы финансовой грамотности»

Структура и содержание предмета «Основы финансовой грамотности»» предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.

В течении учебного года обучающиеся старших классов демонстрируют общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.

Планируемые результаты обучения

Предметные результаты изучения данного предмета – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса формирует навыки старшеклассников принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.

Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.

Личностными результатами изучения курса – это воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Таким образом, в результате обучения по данному предмету выпускник научится:

- принимать рациональные финансовые решения в сфере управления личными финансами;

- проводить своевременный финансовый анализ;

- ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;

- планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;

- определять направления взаимодействия граждан с фондовыми и валютными ранками;

- основам взаимодействия с кредитными организациями;

- основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;

- основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;

- выбирать страховые продукты и страховые компании;

- принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;

- составлять личный финансовый план.

Выпускник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;

- понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

- понимать права и обязанности в сфере финансов;

- владеть коммуникативными компетенциями;

- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;

- определять задачи в области управления личными финансами;

- находить источники информации для решения финансовых задач;

- сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной и учебно-исследовательской деятельности;

- формировать собственную финансовую стратегию;

- решать финансовые задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

V. Содержание программы учебного предмета «Основы финансовой грамотности» (35 часов)

Освоение содержания предмета «Основы финансовой грамотности» осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня обществознания, истории, технологии, математики, предметами регионального компонента.

Личное финансовое планирование (9 часов).

Содержание учебного блока.

Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Формирование понятия человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого капитала.

Принятие решений о личном финансировании. Определение целей, подбор альтернатив.

Активы и пассивы. Доходы и расходы. Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета. Основные источники дохода. Типичные уровни доходов и расходов в течение жизни человека. Составление текущего личного финансового плана.

Личное финансовое планирование. Стратегия и тактика в финансовой игре.

Формы организации учебных занятий.

Урок-лекция, урок открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок-обобщения, урок - деловая игра, творческая работа.

Основные виды деятельности.

Знать роль предмета «Основы финансовой грамотности», понятие «человеческий капитал», «деньги», их функции. Уметь объяснять, что такое потребление, что является основными источниками доходов, распознавать свои активы и пассивы, уметь вести их учет. Знать, как составлять бюджет, уметь оптимизировать расходы. Уметь разрабатывать стратегию достижения своих целей, создавать личный финансовый план достижения целей. Уметь работать в команде, стремиться к сотрудничеству.

Депозит (7 часов).

Содержание учебного блока.

Накопления, инфляция, причины инфляции, расчет инфляции. Депозит. Оценка рисков. Проценты по депозитам. Преимущества и недостатки депозита. Условия и содержание депозита. Номинальная ставка, реальная ставка, депозитный договор. Виды банковских депозитов. Банки, банковские вклады, финансовые риски.

Формы организации учебных занятий.

Урок - открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения знаний.

Основные виды деятельности.

Знать понятия накопление и инфляции, причины инфляции. Рассчитывать инфляцию.

Знать понятие депозит. Уметь давать собственную оценку рискам, знать способы начисления процентов по депозитам. Уметь характеризовать особенности депозита в России. Знать способы начисления процентов по депозитам. Уметь вычислять простые и сложные проценты по депозиту, приводить примеры виды банковских депозитов, проявлять креативность в творческой работе.

Кредит (9 часов).

Содержание учебного блока.

Понятие кредита. Знакомство с основными характеристиками кредита. Выгода при выборе кредита. Стоимость кредита. Вычисления по уменьшению стоимости кредита. Типичные ошибки при использовании кредита.

Формы организации учебных занятий.

Урок - открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения, творческая работа.

Основные виды деятельности.

Знать понятие «кредит», его характеристики. Знать необходимые документы при оформлении кредита. Научиться анализировать и сравнивать условия по кредиту в различных банках. Уметь характеризовать особенности кредита в России, приводить собственные примеры прав и обязанностей кредитополучателя, давать оценку изученному явлению, проявлять креативность в творческой работе.

Расчетно-кассовые операции (7 часов).

Содержание учебного блока.

Банковская система, экономические ситуации. Знакомство с выбором банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). Банковская прибыль. Основные виды банковских процентов. Пластиковые карты. Банкоматы, мобильные банки. Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами. Хранение обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Формы дистанционного банковского обслуживания. Повторение изученного по блоку. Экскурсия в банк.

Формы организации учебных занятий.

Урок - открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения, урок -экскурсия.

Основные виды деятельности.

Знать понятие «Банковская система», функции центрального банка. Уметь решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические ситуации. Знать виды банковских карт. Понимать, в чем состоит механизм получения банковской прибыли. Уметь характеризовать основные виды банковских процентов. Знать правила пользования банкоматами, мобильными банками, онлайн-банками.

Страхование (7 часов).

Формы организации учебных занятий.

Урок - открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения, урок -экскурсия.

Основные виды деятельности.

Знать понятие «страхование». Участники страхования Виды страхования.  Понимать, как использовать страхование в повседневной жизни. Уметь сделать выбор страховой компании. Страховой полис.

Инвестирование (5 часов).

Формы организации учебных занятий.

Урок - открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения.

Основные виды деятельности.

Знать понятие «инвестирование», его характеристики. Как работают инвестиции. Знать как выбирать активы. Научиться анализировать и сравнивать условия инвестирования в различных финансовых инструментах. Инвестиции в бизнес. Финансовые посредники. Инвестиционные предпочтения. Инвестиционный портфель. Давать оценку изученному явлению, проявлять креативность в творческой работе.

Пенсии (5 часов).

Формы организации учебных занятий.

Урок - открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения.

Основные виды деятельности.

Знать понятие «Пенсионная система», функции ПФР. Уметь решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические ситуации, связанные с получением различного вида пенсий. Знать виды пенсий. Понимать, в чем состоит механизм формирования частной и корпоративные пенсии. Уметь характеризовать основные виды пенсий. Накопление и сбережение пенсий

Налоги (6 часов).

Формы организации учебных занятий.

Урок - открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения, урок-экскурсия.

Основные виды деятельности.

Роль налогов в жизни человека и государства. Знать понятие «налоги», их виды. Знать необходимые документы при оформлении налоговой декларации. Уметь характеризовать особенности налоговой системы в России, приводить собственные примеры взимания различных видов налогов, давать оценку изученному явлению. Налог на доходы физических лиц. Налоги на имущество. Проявлять креативность в творческой работе.

Финансовые махинации (6 часов).

Формы организации учебных занятий.

Урок - открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения, урок-просмотр видеороликов.

Основные виды деятельности.

Знать понятие «махинация». Уметь давать собственную оценку рискам, связанным с махинациями по банковским картам, кредитам и инвестициям. Знать способы защиты банковских карт, кредитов и инвестиций от мошенничества. Уметь характеризовать особенности депозита в России. Приводить собственные примеры из жизни, связанные с мошенничеством. Проявлять креативность в творческой работе.

Повторение изученного (2 часа).

Содержание учебного блока.

Личное финансовое планирование, депозит, кредит, расчетно-кассовые операции. Стратегия и тактика в деловой игре «Золотая корона».

Формы организации учебных занятий.

Урок – деловая игра, урок обобщения знаний.

Основные виды деятельности.

Уметь применять на практике знания, полученные на уроках по предмету «Основы финансовой грамотности», разрабатывать стратегию и тактику в командной игре, проявлять креативность, инициативу.

VI. Описание учебно-методического комплекта по учебному предмету «Основы финансовой грамотности»

  1. В.В.Чумаченко. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2018 г.
  2. В.В.Чумаченко. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2018 г.
  3. В.В.Чумаченко. Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2018 г.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя

1. www.nlu.ru

2. www.banki.ru

3. www.banki.ru

4. www.nalog.ru

5. www.prostrahovanie.ru

VII. Календарно-тематическое планирование предмета «Основы финансовой грамотности»

Календарно-тематическое планирование по "Основы финансовой грамотности" 11 класс

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Дата проведения

Домашнее задание

План

Факт

Глава 1. Личное финансовое планирование. (9 часов)

1

Вводный урок

1

 

 

 

2

1.1. Человеческий капитал.

1

 

 

§1.1 в-1,2.

3

1.2. Принятие решений

2

 

 

§1.2. в-3,4.

4

1.3. Домашняя бухгалтерия

2

 

 

§1.3. в-10-15.

5

1.4. Составление личного финансового плана

2

 

 

§1.4. в-16-20.

6

Контрольная работа №1

1

 

 

§1.1-1.4.

Глава 2. Депозит (7 часов).

7

2.1. Накопления и инфляция

2

 

 

§2.1. в-1-3.

8

2.2. Что такое депозит и какова его природа?

2

 

 

§2.2. в-4-5.

9

2.3. Условия депозита

1

 

 

§2.3. в-8-11.

10

2.4. Управление рисками по депозиту

1

 

 

§2.4. в-12

11

Контрольная работа №2

1

 

 

§2.1-2.4.

Глава 3. Кредиты (9 часов).

12

3.1. Что такое кредит?

1

 

 

§3.1.

13

3.2.Основные характеристики кредита

2

 

 

§3.2. в-2-4

14

3.3. Как выбрать наиболее выгодный кредит

1

 

 

§3.3. в-6

15

3.4. Как уменьшить стоимость кредита

2

 

 

§3.4. в-7

16

3.5. Типичные ошибки при использовании кредита

1

 

 

§3.5. в-11-12.

17

Кейс

1

 

 

 

18

Контрольная работа №3

1

 

 

§3.1-3.5

Глава 4. Расчетно-кассовые операции (7 часов)

19

4.1. Хранение, обмен и перевод денег

2

 

 

§4.1. в-1

20

4.2. Различные виды платежных средств

2

 

 

§4.2. в-3,4

21

4.3. Формы дистанционного банковского обслуживания

2

 

 

§4.3. в-9-17

22

Контрольная работа №4

1

 

 

§4.1-4.3.

Глава 5. Страхование (7 часов)

23

5.1. Что такое страхование?

1

 

 

§5.1. в-1-2.

24

5.2. Виды страхования

1

 

 

§5.2. в-6

25

5.3. Как использовать страхование в повседневной жизни?

2

 

 

§5.3. в-3-5.

26

5.4. Выбор страховой компании

1

 

 

§5.4. в-8-11.

27

Кейс

1

 

 

 

28

Контрольная работа №5

1

 

 

§5.1-5.4.

Глава 6. Инвестиции (8 часов)

29

6.1. Что такое инвестиции?

2

 

 

§6.1. в-1-3.

30

6.2. Как выбирать активы?

2

 

 

§6.2. в-4-6.

31

6.3. Как делать инвестиции?

2

 

 

§6.3. в-11-13.

32

Кейс

1

 

 

 

33

Контрольная работа №6

1

 

 

§6.1-6.3.

Глава 7. Пенсии (5 часов)

34

7.1. Пенсионная система

2

 

 

§7.1. в-1.

35

7.2. Как сформировать частную пенсию?

2

 

 

§7.2. в-3,5.

36

Контрольная работа №7

1

 

 

§7.1-7.2

Глава 8. Налоги (6 часов)

37

8.1. Налоги. Виды налогов

1

 

 

§8.1. в-1-2.

38

8.2. НДФЛ

2

 

 

§8.2. в-3-7.

39

8.3. Налоговая декларация

1

 

 

§8.3.в-10

40

8.4. Как взимается имущественный налог?

1

 

 

§8.4. в-11

41

Контрольная работа №8

1

 

 

§8.1-8.4.

Глава 9. Финансовые махинации (8 часов)

42

9.1. Махинации с банковскими картами

2

 

 

§9.1. в-2,3

43

9.2. Махинации с кредитами

2

 

 

§9.2.в-4,5

44

9.3. Махинации с инвестициями

2

 

 

§9.3.в-6-12

45

Кейс

1

 

 

 

46

Контрольная работа №9

1

 

 

§9.1-9.3.

Повторение (2 часа)

47

Повторение

2

 

 

 

 

ИТОГО:

68

 

 

 



Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету

" Финансовая грамотность"

  • Поломошнова Наталья Александровна, учитель экономики.

Особенности курса

Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается еще в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребенка необходимо сформировать те базовые знания и умения, которые в последующем позволят ему принимать рациональные финансовые решения, решать возникающие финансовые проблемы, своевременно распознавать финансовые мошенничества.

Курс «Финансовая грамотность» для 10-11 классов является логическим продолжением целостной программы повышения финансовой грамотности, нашедшей свое отражение в учебно-методических комплектах, разработанных для 2-9 классов.

Однако данный курс вполне может рассматриваться и как самостоятельный, поскольку учащиеся 16-18 лет уже обладают необходимыми знаниями, умениями и инструментами, которые позволили бы правильно воспринимать предлагаемые темы. В выпускных классах можно изучать темы, которые подростки более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены.

В основе курса «Финансовая грамотность» для 10-11 классов лежит системно-деятельностный подход, в нем отражены личностные и метапредметные результаты, сформулированные в Федеральном образовательном стандарте основного общего образования. Это позволяет вписать образовательный курс в систему общего образования внеурочного обучения по программам финансовой грамотности.

Курс «Финансовая грамотность» для 10-11 классов тесно переплетается с общеобразовательными предметами, изучаемыми в школе. Благодаря этому педагог может добиться от учащегося не только более глубокого понимания курса, но и умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащиеся-осознать, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизни.

Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории, информатике, математике, обществознанию и другим общеобразовательным предметам. Наиболее тесно образовательный курс финансовой грамотности связан с обществознанием. Ввиду того что ЕГЭ по обществознанию содержит в себе вопросы экономического блока, включающие разные аспекты финансовой грамотности, рабочая тетрадь, входящая в состав учебно-методического комплекта, разработана с учетом типовых заданий экзамена.

Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе и учитывает международный опыт реализации программ повышения финансовой грамотности.

Так в курсе предлагается раскрытие ключевых вопросов, связанных с функционированием финансовых институтов и взаимодействием с ними. Поскольку учащиеся только начинают вступать в отношения с финансовыми институтами, в рамках курса рассматривается такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и др. учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.

Курс направлен на формирование умений находить и анализировать информацию финансового характера, ориентироваться в ассортименте предлагаемых финансовых услуг, осуществлять их выбор, адекватный потребностям и возможностям индивидуума. Так же курс предполагает формирование умений в области прогнозирования возможных последствий от принимаемых финансовых решений и умений по выявлению мошеннических схем при осуществлении финансовых операций.

Курс «Финансовая грамотность» для учащихся 10-11 классов разбит на тематические модули, изучение которых обеспечит освоение широкого спектра финансовой информации по вопросам, наиболее интересующим молодых людей в этом возрасте. Поскольку модули подготовлены с учетом тех конкретных практических задач, которые придется решать молодым людям на определенном этапе их жизни, это позволит учащимся выстроить собственную образовательную траекторию и получить углубленные знания именно по тем финансовым проблемам, которые они посчитают наиболее полезными для себя. В качестве дополнительного материала при глубоком изучении учащимися отдельных вопросов финансовой грамотности могут быть использованы учебные пособия, подготовленные в рамках целостной программы повышения финансовой грамотности: «Страхование», «Фондовый рынок», «Банки», «Финансовые риски и финансовая безопасность», «Пенсия и пенсионные накопления».

Цели и планируемые результаты

Цель обучения: Формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 10-11  классов посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих сферу личных финансов, а так же умений и компетенций, способствующих эффективному взаимодействию учащихся  с финансовыми институтами с целью достижения финансового благосостояния.

        Планируемые результаты обучения

Требования к личностным результатам освоения курса:

  • способность к самостоятельным решениям в области управления личными финансами;
  • формирование сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом рынке; поведения личности, уважающей закон, осознающей свою ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
  • понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;
  • готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых институтов по вопросам управления личными финансами, достигать в нем взаимопонимания;
  • готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во взрослой жизни;
  • сознательное отношение к непрерывному финансовому самообразованию как условию достижения финансового благополучия;
  • способность обучающихся осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.  

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатом освоения курса:

  • умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять план по их достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;
  • умение выделять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей;
  • способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем;
  • умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение определять назначение и функции различных финансовых институтов, ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их использования;
  • умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.

Требования к предметным результатам освоения курса:

  • владение понятиями: личные финансы, сбережения, депозит, кредит, ипотека, процент, инвестирование, финансовый риск, портфель инвестиций, страхование, договор на услуги по страхованию, медицинское страхование, автострахование, страхование жизни, страховой случай, фондовый рынок, ценные бумаги, акции, облигации, налоги, пошлины, сборы, налоговая система, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, пенсия, пенсионная система, пенсионные накопления, бизнес, стартап, бизнес-план, бизнес-ангел, венчурный предприниматель, финансовое мошенничество, финансовые пирамиды.
  • владение знанием:
  • об основных целях управления личными финансами, мотивах сбережений, возможностях и ограничениях использования заемных средств;
  • об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские продукты и привлечения кредитов;
  • о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий для семейного бюджета;
  • о функционировании страхового рынка, субъектах страховых продуктов и их специфике;
  • о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них;
  • об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан, содержании основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты налогов;
  • об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;
  • об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана, налогообложении малого бизнеса и источниках финансирования;
  • о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов.

Структура курса

        Курс финансовой грамотности в 10-11 классах состоит из отдельных модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится как теоретический материал, так и практические задания, которые позволят ученику закрепить знания, полученные в ходе изучения содержания занятия, сформировать практические умения.

        Последовательность модулей выстроена таким образом, чтобы учащийся имел возможность изучить все вопросы для успешного решения в будущем стоящих перед ним финансовых задач.

В тематическом плане указано общее количество часов, а также количество часов, планируемых для изучения конкретной темы. Курс повышения финансовой грамотности требует деятельностного подхода к обучению, при котором знания не противопоставляются умениям, а рассматриваются как их составная часть.

Таким образом, изучение финансовой грамотности в школе дает возможность обучающимся овладеть начальными умениями в области управления личными финансами в целях адаптации к динамично изменяющемуся и развивающемуся миру денежных отношений.

Структура курса «Финансовая грамотность», 10-11 классы»

№ темы/блока

Название темы/блока

Форма занятий

Кол-во часов

Модуль 1

Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

л/п

7

Модуль 2

Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

л/п

4

Модуль 3

Налоги: почему их надо платить

л/п

3

Модуль 4

Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

л/п

5

Модуль 5

Собственный бизнес; как создать и не потерять

л/п

5

Модуль 6

Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой

л/п, и

3

Модуль 7

Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

л/п

4

Модуль 8

Итоговый контроль по курсу

зп

3

ИТОГО:

34

Используется система обозначений типов занятий: Л-лекция-беседа; П-практикум; И-игра; ЗП-занятие, презентация учебных достижений.

Тематический план

№ темы/блока

Название темы/блока

Форма занятия

Кол-во часов

Дата факт

Модуль 1 Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

7

1

Управление личными финансами и выбор банка

л/п

1

2

Как сберечь накопления с помощью депозитов

л/п

1

3

Проценты по вкладу: большие и маленькие

л/п

1

4

Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

л/п

1

5

Кредит: зачем он нужен и где его получить

л/п

1

6

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

л/п

1

7

Как управлять деньгами с помощью банковской карты

л/п

1

Модуль 2 Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

4

8

Финансовые риски и стратегии инвестирования

л/п

1

9

Что такое ценные бумаги и какими они бывают

л/п

1

10

Граждане на рынке ценных бумаг

л/п

1

11

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды

л/п

1

Модуль 3 Налоги: почему их надо платить

3

12

Что такое налоги

л/п

1

13

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России

л/п

1

14

Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет

л/п

1

Модуль 4 Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

5

15

Страховой рынок России: коротко о главном

л/п

1

16

Страхование имущества: как защитить нажитое состояние

л/п

1

17

Здоровье и жизнь-высшие блага: поговорим о личном страховании

л/п

1

18

Если нанесен ущерб третьим лицам

л/п

1

19

Доверяй, но проверяй: несколько советов по выбору страховщика

л/п

1

Модуль 5 Собственный бизнес: как создать и не потерять.

5

20

Создание собственного бизнеса: с чего начать

л/п

1

21

Пишем бизнес-план.

л/п

1

22

Расходы и доходы в собственном бизнесе

л/п

1

23

Налогообложение малого и среднего бизнеса

л/п

1

24

С какими финансовыми рисками может встретиться малый бизнес

л/п

1

Модуль 6. Финансовое мошенничество: как распознать и не стать жертвой

3

25

Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников

л/п

1

26

Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет

л/п

1

27

Сюжетно-ролевая обучающая игра Ток-шоу «Все слышат»

и

1

Модуль 7 Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

4

28

Думай о пенсии смолоду или как формируется пенсия

л/п

1

29

Как распорядиться своими пенсионными накоплениями

л/п

1

30

Как выбрать негосударственный пенсионный фонд

л/п

1

31

Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд»

и

1

Модуль 8. Итоговый контроль по курсу

3

32-33

Занятия-презентация учебных достижений

зп

2

34

Занятия-презентация учебных достижений

зп

1

ИТОГО:

34

Список литературы и интернет-источников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Литература» 7 Б класс 2020 – 2021 учебный год

Рабочая программа по литературе для 7 класса основной общеобразовательной школы для учащихся с ОВЗ создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образован...

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс 2020-2021 г.

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс 2020-2021 г....

«Рабочая программа по английскому языку для 9 класса», 2020

laquo;Рабочая программа по английскому языку для 9 класса», Spotlight, 2020...

«Рабочая программа по английскому языку для 6 класса», 2020

laquo;Рабочая программа по английскому языку для 6 класса», 2020, Spotlight...

«Рабочая программа по английскому языку для 5 класса», 2020

laquo;Рабочая программа по английскому языку для 5 класса», 2020, Spotlight...

Рабочая программа по физической культуре 10-11 класс 2020 г.

Рабочая программа согласно положения по ФГООС...

Рабочая программа учебного предмета «Алгебра » 7а, б класс 2020 – 2021 учебный год

Основой данной рабочей программы по алгебре для 7 класса является авторская программа, её авторы: Зубарева И.И, Мордкович А.Г., Программа курса математики 5-9 классов, - М.: Мнемозина, 2011г.  Ра...