Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс 2020-2021 г.
рабочая программа по истории (5 класс)
Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс 2020-2021 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_istoriya_drevnego_mira_5_klass.docx | 44.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного курса «История» для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира. 5 класс», 2015 г., а также примерной программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы: – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
Программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного материала
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
-овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
-умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать/уметь:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Содержание учебного предмета
История Древнего мира (70ч)
Введение (1)
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Представление о письменных источниках.
Счет лет в истории. Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».
Тема I. Жизнь первобытных людей. (6 ч)
Первобытные собиратели и охотники (3ч)
Понятие «первобытные люди». Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Овладение огнем.
Охота как главное занятие. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».
Возникновение искусства и религии.
Первобытные земледельцы и скотоводы (3ч)
Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Последствия перехода к производящему хозяйству.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов.
Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Появление неравенства.
Тема 2. Древний Восток. (21)
Древний Египет(8ч)
Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).
Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Держава Тутмоса III.
Города — Мемфис, Фивы.
Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.
Религия древних египтян.
Искусство древних египтян.
Западная Азия в древности (8ч)
Двуречье в древности. Земледелие, основанное на искусственном орошении.
Города шумеров Ур и Урук.
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи.
Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла. Древнейший алфавит.
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.
Начало обработки железа.
Ассирийская держава. Ассирийские завоевания. Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения.
Образование Персидской державы.
Индия и Китай в древности (6ч)
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Древнейшие города. Представление о кастах. Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Индийские цифры. Шахматы.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане.
Тема 3. Древняя Греция. (22ч)
Древнейшая Греция (5ч)
Местоположение и природные условия.
Критское царство.
Микенское царство. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (8ч)
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита. Понятие «полис».
Местоположение и природные условия Аттики. Законы Драконта. Понятие «демос».
Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Понятия «гражданин», «демократия».
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия.
Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.
Греко-персидские войны.
Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5ч)
Афинский морской союз.
Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон.
Образование афинян. Афинские гимнасии. Афинский мудрец Сократ.
Возникновение театра.
Афинская демократия в V в. до н. э.
Македонские завоевания в IV в. до н. э. (3ч)
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Поход Александра Македонского на Восток. Личность Александра Македонского.
Распад державы Александра после его смерти.
Повторение (1)
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.
Тема 4. Древний Рим (19 ч).
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3ч)
Местоположение и природные особенности Италии. Население
Легенда об основании Рима.
Возникновение республики. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».
Рим — сильнейшая держава Средиземноморья(3ч)
Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном.
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье.
Рабство в Древнем Риме.
Гражданские войны в Риме (4ч)
Земельный закон Тиберия Гракха.
Крупнейшее в древности восстание рабов.
Возвышение Цезаря. Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Окончание гражданских войн.
Могущество Римской империи (5ч)
Территория империи. Понятие «варвары».
Нерон и Сенека.
Возникновение христианства. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».
Расцвет Римской империи. Правление Трояна.
Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.
Разгром Рима германцами и падение империи на Западе (3ч)
Вторжения варваров. Правление Константина. Основание Константинополя.
Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами.
Итоговое повторение (1)
- Формы контроля
- Беседа.
- Анализ схем
- Анализ источника , работа по карточкам .
- Работа с картой, документами.
- Представление презентации.
- Заполнение таблицы
- Написание конспекта.
- Тестирование
Тематическое планирование по истории
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Древнейшие люди. | 1 |
3 | Родовые общины охотников и собирателей. | 1 |
4 | Возникновение искусства и религиозных верований. | 1 |
5 | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 |
6 | Появление неравенства и знати. | 1 |
7 – 8 | Счёт лет в истории. Повторение по теме «Древнейшие люди». | 2 |
9 | Государство на берегах Нила. | 1 |
10 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. | 1 |
11 | Жизнь египетского вельможи. | 1 |
12 | Военные походы фараонов. | 1 |
13 | Религия древних египтян. | 1 |
14 | Искусство Древнего Египта. | 1 |
15 | Письменность и знания древних египтян. | 1 |
16 | Повторение по теме «Древний Египет». | 1 |
17 | Древнее Двуречье. | 1 |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 |
19 | Финикийские мореплаватели. | 1 |
20 | Библейские сказания. | 1 |
21 | Царство Давида и Соломона. | 1 |
22 | Ассирийская держава. | 1 |
23 | Персидская держава «царя царей». | 1 |
24 | Повторение по теме «Персидская держава». | 1 |
25 | Природа и люди Древней Индии. | 1 |
26 | Индийские касты. | 1 |
27 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | 1 |
28 | Первый властелин единого Китая. | 1 |
29 | Повторение по теме «Древняя Индия и Китай». | 1 |
30 | Греки и критяне. | 1 |
31 | Микены и Троя. | 1 |
32 | Поэма Гомера «Илиада». | 1 |
33 | Поэма Гомера «Одиссея». | 1 |
34 | Религия древних греков. | 1 |
35 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | 1 |
36 | Зарождение демократии в Афинах. | 1 |
37 | Древняя Спарта. | 1 |
38 | Основание греческих колоний. | 1 |
39 | Олимпийские игры в древности. | 1 |
40 | Победа греков над персами в Марафонской битве. | 1 |
41 | Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 |
42 | Повторение по теме «Древняя Греция». | 1 |
43 | В гаванях афинского порта Пирей. | 1 |
44 | В городе богини Афины. | 1 |
45 | В афинских школах и гимнасиях. | 1 |
46 | В театре Диониса. | 1 |
47 | Афинская демократия при Перикле. | 1 |
48 | Города Эллады подчиняются Македонии. | 1 |
49 | Поход Александра Македонского на Восток. | 1 |
50 | В древней Александрии Египетской. | 1 |
51 | Повторение по теме «Александр Македонский». | 1 |
52 | Древнейший Рим. | 1 |
53 | Завоевание Римом Италии. | 1 |
54 | Устройство Римской республики. | 1 |
55 | Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 годы до н.э.). | 1 |
56 | Установление господства Рима во всём Средиземноморье во 2-м веке до н.э. | 1 |
57 | Рабство в Древнем Риме. | 1 |
58 | Земельный закон братьев Гракхов. | 1 |
59 | Восстание Спартака. | 1 |
60 | Единовластие Цезаря. | 1 |
61 | Установление империи в Риме. | 1 |
62 | Соседи Римской империи в первые века нашей эры. | 1 |
63 | В Риме при императоре Нероне. | 1 |
64 | Повторение по теме «Римская империя». | 1 |
65 | Первые христиане и их учение. | 1 |
66 | Расцвет Римской империи во 2-м веке. | 1 |
67 | «Вечный город» и его жители». | 1 |
68 | Римская империя при Константине. | 1 |
69 | Взятие Рима готами. Восточная империя при Юстиниане. | 1 |
70 | Повторение пройденного. | 1 |
Приложение № 1
Календарно – тематическое планирование по истории Древнего мира в 5 классе (70 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов | Дата проведения | |||
план | факт | |||||
1 | Введение | 1 | ||||
2 | Древнейшие люди. | 1 | ||||
3 | Родовые общины охотников и собирателей. | 1 | ||||
4 | Возникновение искусства и религиозных верований. | 1 | ||||
5 | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | ||||
6 | Появление неравенства и знати. | 1 | ||||
7 – 8 | Счёт лет в истории. Повторение по теме «Древнейшие люди». | 2 | ||||
9 | Государство на берегах Нила. | 1 | ||||
10 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. | 1 | ||||
11 | Жизнь египетского вельможи. | 1 | ||||
12 | Военные походы фараонов. | 1 | ||||
13 | Религия древних египтян. | 1 | ||||
14 | Искусство Древнего Египта. | 1 | ||||
15 | Письменность и знания древних египтян. | 1 | ||||
16 | Повторение по теме «Древний Египет». | 1 | ||||
17 | Древнее Двуречье. | 1 | ||||
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 | ||||
19 | Финикийские мореплаватели. | 1 | ||||
20 | Библейские сказания. | 1 | ||||
21 | Царство Давида и Соломона. | 1 | ||||
22 | Ассирийская держава. | 1 | ||||
23 | Персидская держава «царя царей». | 1 | ||||
24 | Повторение по теме «Персидская держава». | 1 | ||||
25 | Природа и люди Древней Индии. | 1 | ||||
26 | Индийские касты. | 1 | ||||
27 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | 1 | ||||
28 | Первый властелин единого Китая. | 1 | ||||
29 | Повторение по теме «Древняя Индия и Китай». | 1 | ||||
30 | Греки и критяне. | 1 | ||||
31 | Микены и Троя. | 1 | ||||
32 | Поэма Гомера «Илиада». | 1 | ||||
33 | Поэма Гомера «Одиссея». | 1 | ||||
34 | Религия древних греков. | 1 | ||||
35 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | 1 | ||||
36 | Зарождение демократии в Афинах. | 1 | ||||
37 | Древняя Спарта. | 1 | ||||
38 | Основание греческих колоний. | 1 | ||||
39 | Олимпийские игры в древности. | 1 | ||||
40 | Победа греков над персами в Марафонской битве. | 1 | ||||
41 | Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 | ||||
42 | Повторение по теме «Древняя Греция». | 1 | ||||
43 | В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | ||||
44 | В городе богини Афины. | 1 | ||||
45 | В афинских школах и гимнасиях. | 1 | ||||
46 | В театре Диониса. | 1 | ||||
47 | Афинская демократия при Перикле. | 1 | ||||
48 | Города Эллады подчиняются Македонии. | 1 | ||||
49 | Поход Александра Македонского на Восток. | 1 | ||||
50 | В древней Александрии Египетской. | 1 | ||||
51 | Повторение по теме «Александр Македонский». | 1 | ||||
52 | Древнейший Рим. | 1 | ||||
53 | Завоевание Римом Италии. | 1 | ||||
54 | Устройство Римской республики. | 1 | ||||
55 | Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 годы до н.э.). | 1 | ||||
56 | Установление господства Рима во всём Средиземноморье во 2-м веке до н.э. | 1 | ||||
57 | Рабство в Древнем Риме. | 1 | ||||
58 | Земельный закон братьев Гракхов. | 1 | ||||
59 | Восстание Спартака. | 1 | ||||
60 | Единовластие Цезаря. | 1 | ||||
61 | Установление империи в Риме. | 1 | ||||
62 | Соседи Римской империи в первые века нашей эры. | 1 | ||||
63 | В Риме при императоре Нероне. | 1 | ||||
64 | Повторение по теме «Римская империя». | 1 | ||||
65 | Первые христиане и их учение. | 1 | ||||
66 | Расцвет Римской империи во 2-м веке. | 1 | ||||
67 | «Вечный город» и его жители». | 1 | ||||
68 | Римская империя при Константине. | 1 | ||||
69 | Взятие Рима готами. Восточная империя при Юстиниане. | 1 | ||||
70 | Повторение пройденного. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...
Рабочая программа по истории россии 9 класс 2020-2021 г.
Рабочая программа по истории россии 9 класс 2020-2021 г....
Рабочая программа по истории 5-9 класс 2020-2021
Рабочая программа по истории...