Проектная деятельность в системе основного и дополнительного образования.
статья по технологии на тему
На примерах описаны принципы организации проектной деятельности в системе основного и дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_sisteme_osnovnogo_i_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в системе основного и дополнительного образования.
Проектная деятельность является одним из приоритетов современного образования, как основного, так и дополнительного.
Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой педагога, а вместе с ним и строится на педагогике сотрудничества. Деятельность ученика будет успешной, если он поймёт, что проект это не задание учителя, а поиск наиболее оптимального решения проблемы.
На первых этапах обучения ученики создают несложные проекты, где важно, чтобы ребёнок приобрёл основные навыки работы в проектной деятельности. Например, в прошлом году, в рамках олимпийского урока, учениками 5х классов выполнялся проект «Олимпийский образ Сочи». Я показала им видеоролик, где гендиректор фирмы «Боско» рассказывал, как создавался олимпийский образ Сочи. В обсуждении выяснилось, что девочки мало знакомы с народными художественными промыслами России, так родилась тема проекта. Был выбран менеджер проекта, распределивший задания и координирующий работу. Каждой досталось собирать материалы по одному из промыслов и представить свой материал в виде доклада. Родилась идея, на импровизированной карте России нанести места, где зарождались промыслы и прикрепить к плакату доклады. Плакат был размещён на стене, где с проектом могли ознакомиться все желающие.
Первый самостоятельный проект в 5 классе – это чехол для сотового телефона. Нами создана тетрадь по технологии для 5 класса. В тетради есть раздел «выполнение проекта», который помогает ученицам разобраться в сложной теме. В это году ученицы самостоятельно расширили тему проекта. Были связаны игрушки, сумки, аксессуары. Большую помощь в создании проектов оказывает созданный ЭУМК, учебник «Вязание крючком от А до Я» автор Волкова Т.М., и мастер – классы из интернета.
Метод проектов успешно применяется и при изучении раздела проектирование и изготовление изделия. Проекты создаются в рамках учебных часов. Ученицы выполняют дизайнерскую разработку, далее строят выкройки по индивидуальным меркам, составляют технологическую последовательность, изучают машинные швы, которыми отшивается изделие, и выполняют проект.
В 7 классе девочки на последнем занятии по кулинарии представляют свой проект «Кулинарное изделие по выбору». Темы различные – история блюд, народные традиции, мастер – классы.
В 8 классе ученицам предоставляется возможность выбрать тему проекта самостоятельно, изделие в любой технике рукоделия.
Темы проектов: Праздники, Вышивка, Плетение, Уход за волосами, Вязание, Мыловарение, Одежда, Сумки, Куклы, Ландшафтный дизайн и др.
Одним из основных принципов управления творческой деятельностью является планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок, так
- В 5 классе учим:
- Определять цели проекта
- Составлять опорную схему мышления (звёздочка обдумывания)
- Искать материал
- Частично оценивать проделанную работу
- Защищать проект
- В 6 классе учим:
- Планировать работу
- Составлять технологическую последовательность выполнения изделия
- Выбирать необходимое оборудование и материалы
- В 7 классе учим:
- Выполнять дизайн – анализ
- Выполнять исследовательские проекты и мастер – классы
- Самоконтролю
- В 8 классе учим:
- Выполнять проект в полном объеме на самостоятельно выбранную тему
- Оценивать проделанную работу
- Защищать проект в виде презентации
Помощь в создании презентации к проектам, часто учащиеся получают на уроках информатики.
Дополнительное образование является полноправным партнером школьного образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности в современных социокультурных условиях.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени.
В системе дополнительного образования легче создавать проекты различной направленности: творческие, социальные, игровые и другие. Творческий проект - это задание, активизирующее деятельность учащихся. В результате этой деятельности ими создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.
Функция проекта - научить учиться. При этом позиция педагога - дать технологическую основу, вовлечь в творческий процесс, а позиция ученика - поиск своего решения. Основными оценочными действиями учащихся является – « Я умею! У меня получилось!»
Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Каждый учащийся вносит свою дизайнерскую идею, и чем он больше знает, тем больше идей.
Основными принципами управления творческой деятельностью является:
- дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности заданий;
- планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неточным и неполным указаниям по выполнению работы;
- постепенное отдаление педагога и занятие им позиции координатора и наблюдателя за процессом;
- переход от контроля педагога к самоконтролю.
Важной функцией педагога дополнительного образования становится умение поддержать ребенка в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в мире, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить разнообразную информацию.
Говоря о важности проектной деятельности внутри объединения, на первое место выходят совместные проекты основного образования и дополнительного; совместные проекты различных объединений; социальные проекты внутри отделения дополнительного образования.
Примером реализации совместного проекта различный творческих объединений является создание коллекций костюмов для ТО «Театр моды».
Первые собственные коллекции «Полиэтилен» и «Вселенная» были не только разработаны ребятами, но и выполнены ими из несложных в обработке материалов.
При создании новых коллекций дети поняли необходимость в получении новых знаний и умений в конструировании и моделировании одежды, а также технологий обработки различных материалов.
Таким образом, сложился творческий коллектив единомышленников по созданию коллекций костюмов для ТО «Театр моды»: учащиеся, их родители, художественный руководитель, педагоги других ТО, учитель технологии.
На первом этапе продумывается идея коллекции. Учащиеся собирают информацию из различных источников, фантазируют и создают эскизы будущих костюмов в едином стиле.
На втором этапе совместно подбирают материалы и фурнитуру.
На третьем этапе старшие воспитанники на занятиях ТО «Конструирование и моделирование» изготавливают основу костюма. Учитель технологии проводит мастер-классы по технологии обработки различных материалов (аппликация, гильоширование, изготовление искусственных цветов и др.), консультирует родителей и помогает в изготовлении костюмов. Важность педагогического процесса с точки зрения проектной деятельности заключается в том, что в центре внимания стоит совместная деятельность детей и взрослых по реализации поставленных целей и задач.
Вывод
Система проектных работ должна способствовать решению основных дидактических задач:
- приобретению учащимися глубоких и прочных знаний,
- развитию у них познавательных способностей,
- формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.
- Вовлечение учащихся в социальные проекты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности во внеклассной работе и дополнительном образовании.
Из опыта работы классных руководителей....
Анализ проектной деятельности как инновационного направления в системе основного и дополнительного образования
Теоретические аспекты проектной работы...
Элективные курсы как форма организации учебной деятельности в системе основного и дополнительного образования
Теоретические основы построения программы элективного курса...
Рабочая программа проектной деятельности с использованием информационных технологий дополнительного образования учащихся 1-4 классов по ФГОС: "Мои первые проекты".
Данная программа обучает учащихся создавать и работать с проектом, используя компьютер, как основной инструмент. Формирует навыки сотрудничества, учит способам обработки информации....
Пути интеграции основного и дополнительного образования через реализацию проектной деятельности.
Статья "Пути интерграции основного и дополнительного образования" через реализацию проектной деятельности...
Статья на тему: Волейбол в системе основного и дополнительного образования в школе.
Статья на тему: Волейбол в системе основного и дополнительного образования в школе....
Волейбол в системе основного и дополнительного образования в школе
Статья на тему: Волейбол в системе основного и дополнительного образования в школе....