Анализ проектной деятельности как инновационного направления в системе основного и дополнительного образования
статья по теме
Теоретические аспекты проектной работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Анализ проектной деятельности как инновационного направления в системе основного и дополнительного образования
На современном этапе развития педагогической науки перед преподавателем встает вопрос освоения новых типов образовательных технологий. К одной из таких групп относится эколого-образовательная проектная деятельность. Это направление позволяет не только оценивать состояние окружающей среды,но и включать учащихся в решение актуальных проблем,связанных с экологией.
Проектная деятельность может быть использована на всех ступенях образования ,в различных предметных областях .Особенно следует учитывать,что экология носит интегрированный характер, что позволяет использовать «....не только содержание, но и различные доминирующие методы в проектной деятельности, а, следовательно, и различные виды проектов: исследовательские, творческие, игровые, информационные и др.»
Данный вид работы не является новым. В жизни мы постоянно сталкиваемся с термином «Проект».
Однако,на сегодняшний день,педагогический проект является инновационной технологией, которая ,безусловно,найдет свое место в образовательном процессе как основного , так и дополнительного образования. Одним из преимуществ проектной работы является создание индивидуального образовательного маршрута , что особенно важно для учащихся.
По мнению специалистов ,проектная деятельность – специфическая форма творчества и универсальное средство развития человека. Ее можно использовать в педагогических целях при работе с обучающимися в любом возрасте:
- в дошкольном и младшем школьном возрасте – за счет проектной сущности игровой деятельности;
- в подростковом возрасте – за счет потребности в создании своей предметной среды и пробы своих сил;
в юношеском возрасте – за счет устремленности в будущее и желания самореалзации;
Метод проектов рассматривается как образовательная деятельность с определенной целью, по определенной программе для решения учебных, воспитательных, поисковых, исследовательских, практических задач на предметной, межпредметной, интегрированной, надпредметной основе .
Выделяют ряд типов проектов.
Одна из наиболее распространенных классификаций - в зависимости от доминирующего вида деятельности учащихся :
- Исследовательские проекты приближены к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
- Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру. Они строятся по следующей логике: определение потребности, исследование существующих объектов, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр.).
- Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности в таких проектах - ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т.п. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.
- Прикладные (практико-ориентированные), отличающиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников, ориентированным на их социальные интересы (документ, созданный на основе полученных результатов исследования по экологии, биологии, географии, и т.д.; аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления; проект зимнего сада школы и т.д.);
- Информационные проекты - это тип проектов, связанных с поиском, анализом и представлением информации. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. В ходе проекта изучаются и используются различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция и др.).
По числу участников проекты могут быть индивидуальные, парные и групповые. Проект может быть краткосрочным (разработан на нескольких уроках); среднесрочным (от недели до месяца); долгосрочным (от месяца до нескольких месяцев).
Проектная деятельность может быть организована на разных уровнях: международном, национальном, на уровне конкретного региона (например, городские проекты), или на уровне ряда образовательных учреждений, расположенных в одном (или разных) районах.
Безусловно, проектная деятельность имеет ряд особенностей , в первую очередь
-направленность на внешний и внутренний результативности
-связь замысла с воплощением.
Для реализации проекта необходимо выполнить ряд условий :
-наличие значимой проблемы
-значимость результата
-выделение этапов работы
-самостоятельная деятельность учащихся.
Специалисты ,работающие в области проектной деятельности предлагают выделять следующие этапы :
- Выбрать тему проекта (проблему) и определить состав участников рабочей группы.
- Наметить возможные пути решения проблемы и выбрать один из них.
- Разработать структуру образовательного проекта.
Проект экологической направленности должен иметь определенную структуру , где показаны не только цели и задачи, но и прогнозируемый результат, который может носить как долгосрочный , так и краткосрочный характер .
При работе по проекту важным является определение конечного продукта проектной деятельности.
В отличии от учебно -исследовательской работы , это может быть
-план реконструкции объекта, оформления кабинета, размещения комнатных растений и т.п.;
-карта; чертеж;
- анализы данных (социологического опроса, изучения экологического состояния объекта и т.п.);
- обоснованный план мероприятий;
- модель;
- сценарий (игры; праздника);
- пакет рекомендаций;
- экологические программы;
- серия иллюстраций, заданий и др.
- Web-сайт;
- мультимедийный продукт (презентация, мультфильм )
При работе над проектом следует учитывать необходимость создания паспорта проектной работы и партфолио проекта. В методической литературе представлены варианты данной документации.
Одним из важных моментов является оценка проектной деятельности,которая должна быть интегрированной.
Она складывается:
- из оценок этапов выполнения проекта (от формулировки проблемы до полученного результата);
- результатов защиты проекта;
- результатов саморефлексии.
При работе по проекту педагог сталкивается с рядом новых для себя требований , и ,следовательно может иметь ряд трудностей . Например :
- Темы проектов и предлагаемые варианты их реализации могут варьировать в широком диапазоне различных областей знания. Поэтому консультирование в процессе работы над проектами требует широкой эрудиции и высокого педагогического мастерства.
- В процессе работы над проектом необходимо (иногда в несколько этапов) вскрыть суть проблемы, выбрать оптимальный путь по реализации некоего решения, принятого самим обучающимся.
- Задача педагога - спланировать работу над проектом, обеспечить удивление и мотивацию к труду, чтобы задание было ни чрезмерно легким, ни чрезмерно трудным и находилось в зоне ближайшего развития каждого обучающегося.
- Следует приветствовать, если участники проектной деятельности предлагают различные варианты решений одной проблемы. Важно, чтобы каждый шел своим путем, но обосновал его. Решения могут быть диаметрально противоположными, и не всегда проект может оцениваться в терминах «правильно», «неправильно». Значимым должно быть лишь то, «обосновано» решение или «не обосновано».
На сегодняшний день имеется ряд литературных источников , в которых излагается материал по организации проектной деятельности .
Литература.
- Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: Учебное пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков. – СПб.: «Просвещение», 1995.
- Колесникова И.А., М.П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высших учеб. заведений / Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Методика обучения технологии / Под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск - Ишим: Издательство ИГПИ, НМЦ «Технология», 1998. - 296 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. -М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: «Современное слово», 2005.
- Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С. Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ»: - Ростов н/Д: издательский центр “МарТ», 2006.
- Политехнический словарь: 2-е изд. – М., 1980.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилова, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2003.
- Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: Научно-методическое пособие для преподавателей образовательной области «Технология». – М.: АПКиПРО, 2004.
- Рябова В.Н., Григорьева Ю.В. Эколого-образовательный проект //Экологически ориентированная учебно-исследовательская и практическая деятельность в современном образовании: матер. IV Всероссийского научно-методического семинара. – СПб.: Крисмас+, 2004. – С. 85-89.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.:АРКТИ, 2005.
- Теория и практика организации предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие. Ч. 1 / Под ред. С.В. Кривых, Г.Н. Шорниковой, Н.Н. Букиной. – СПб.: СПбАППО, 2005.
- Хорева Г.А., Утков П.Ю. Школьный проект как метод образования для устойчивого развития: методческое пособие для организации проектной деятельности в образовательных учреждениях. – Мурманск, 2003.
Реализация проекта позволяет решать важные задачи: - дает возможность привлечь к проектной деятельности широкий круг участников: учащихся разных возрастов, педагогов, родителей, социальных партнеров; - использует учебно-воспитательный потенциал урочной деятельности по разным предметам и внеклассной работы; - позволяет встраивать в общую деятельность различные типы проектов (творческие, исследовательские, информационные и др.); - осуществляет широкое социальное партнерство в рамках региона и международное сотрудничество
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные формы сетевого взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования в рамках профориентации учащихся
Дополнительное образование, расширяющее возможности ребенка и способствующее развитию его личности, неотъемлемая составляющая качественного общего образования в современных условиях. Раз...
Элективные курсы как форма организации учебной деятельности в системе основного и дополнительного образования
Теоретические основы построения программы элективного курса...
«Совершенствование системы физического воспитания в условиях интеграции основного и дополнительного образования»
Данный опыт сотрудничества, в условиях интеграции учреждений основного и дополнительного образования, позволит привлечь большое количество учащихся города Тюмени к занятиям физической культурой и спор...
Проектная деятельность в системе основного и дополнительного образования.
На примерах описаны принципы организации проектной деятельности в системе основного и дополнительного образования....
Система работы педагога дополнительного образования по развитию творческой одаренности детей в коллективе художественно – эстетической направленности
Презентация из опыта работы по дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности в творческом коллективе "Цветочный дизайн"...
Статья на тему: Волейбол в системе основного и дополнительного образования в школе.
Статья на тему: Волейбол в системе основного и дополнительного образования в школе....
Волейбол в системе основного и дополнительного образования в школе
Статья на тему: Волейбол в системе основного и дополнительного образования в школе....