Программа элективного курса по черчению для 9 класса "Пространственное мышление"
рабочая программа по технологии (9 класс) по теме
Элективный курс по черчению рассчитан на 22 часа в 9 классе.Подразумевает продолжение изучения курса "Черчение" после 8 класса по программе сокращенного варианта учебного плана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного курса по черчению | 853.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Технический прогресс неразрывно связан с высокой графической культурой человека. Механизация и автоматизация производства коренным образом меняет не только характер трудовой деятельности, но и предполагает наличие определенных соответственных требований к технической подготовке учащихся-выпускников. Техническое графическое образование учащихся связано с умениями и навыками свободного составления конструкторской документации и чтения чертежей. В свете требований современной науки и техники необходимо обратить внимание на улучшение графической подготовки учащихся, оканчивающих общеобразовательную школу. При сокращении учебных часов в средней школе по основной программе курса « Черчение», сохраняется возможность продолжить графическое образование в рамках элективного курса.
В современном производстве к чертежу предъявляются большие требования. Знание их, умение понимать различные обозначения, принятые для выполнения чертежей, необходимы для широкого круга специалистов. Статистический обзор сведений о продолжении обучения выпускников школы №132 показывает, что в основном юноши поступают в технические училища и лицеи ( лицей метростроя, Невский политехнический лицей, лицей автосервиса, электромашиностроительный профессиональный лицей,
Профессиональные училища № 107, №43 и др.) Обучение в колледжах на машиностроительных специальностях также требует от учащихся пространственного представления и мышления в процессе выполнения различных курсовых графических работ.
Согласно современным принципам обучения учащимся предлагается усвоить основной курс черчения за 1 год обучения ( 8 класс-34 часа). Однако, необходимо применить принцип систематического изучения предмета черчения в соответствии с его построением и внутренней логикой.
Каждое звено знаний прочно усваивается только тогда, когда основывается на хорошо усвоенных предыдущих знаниях. Приобретение и усвоение учащимися системы знаний, умений и навыков обеспечивает последовательное развитие познавательной деятельности. Целесообразно изучение элективного курса в течение второго года обучения ( 9 класс) , как дополнение и продолжение первого года обучения. Программа подчеркивает необходимость самостоятельности учащихся при выполнении графических работ, что способствует повышению качества знаний и совершенствованию навыков в области черчения.
Предпосылкой для создания данной программы послужила необходимость графического профильного образования учащихся для успешного обучения черчению в рамках освоения слесарных, токарных специальностей ( слесарь механосборочных работ и т.п.) машиностроительного направления. Программа составлена для второго года обучения ( 9 класс) и рассчитана на 22 часа. При составлении программы данного курса были использованы материалы элективного курса « Пространственное мышление», разработанного учителем черчения высшей категории Тюшовой Е.В. школы № 635 Приморского района.
Цели:
- Образовательная:
Развитие знаний и умений, необходимых в будущей профессиональной деятельности.
- Развивающая:
Приобщение учащихся к графической культуре.
- Воспитательная:
Воспитание интереса к техническому творчеству при овладении техническими специальностями.
Задачи:
- Формирование представлений о графических средствах отображения и создания информации.
- Изучение и овладение методами, способами и средствами отображения и чтения информации, используемыми в различных видах деятельности.
- Развитие пространственного воображения и представления, а также пространственного абстрактного мышления.
- Обучение чтению и выполнению чертежей (эскизов), аксонометрических проекций.
- Ознакомление с содержанием и последовательностью этапов проектной деятельности в области технического конструирования.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Применяемые методы обучения соответствуют особенностям учащихся и уровню их развития.
От легкого к трудному:
- Рассматривание и решение графических задач от легких к трудным по проекционному черчению.
От известного к неизвестному:
- Изложение нового материала опирается на ранее изученную тему.
От простого к сложному:
Сначала усвоение простого материала, а затем более сложного, требующего глубокого раскрытия изучаемого вопроса.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Разделы программы содержат не только изложение основного теоретического материала, но и подразумевают графическую и практическую деятельность учащихся.
Тема. Обобщение сведений о способах проецирования (1 час)
Прямоугольное и косоугольное проецирование. Виды на чертеже. Проекционная связь. Нанесение размеров.
Тема. Сечения (3 часа)
Назначение сечений. Классификация и обозначение. Исключение из правил. Практическая графическая работа.
Тема. Разрезы ( 8 часов)
Назначение разрезов. Различие между сечением и разрезом. Классификация и обозначения разрезов. Простые разрезы. Практическая графическая работа. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Соединение половины вида и половины разреза. Сложные разрезы. Ступенчатый разрез. Ломаный разрез. Особенности выполнения разрезов в аксонометрии. Удаление четвертой части. Направление штриховки. Выполнение чертежа детали с применением целесообразного разреза. Практическая графическая работа.
Тема. Типовые соединения. Сборочные чертежи (8 часов)
Классификация соединений. Разъемные резьбовые соединения. Обозначение резьбы. Нерезьбовые соединения. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Особенности выполнения сборочных чертежей. Деталирование сборочных чертежей. Практическая графическая работа.
Итоговый контроль (3 часа)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
При изучении сложных разрезов и сечений основное внимание уделяется проекционным понятиям. Обучение чтению сборочных чертежей рекомендуется проводить в определенной последовательности считывания информации об изделии для формирования сведений о геометрической форме изделия, об его составных частях, способах соединения деталей. В заключительном этапе курса подразумевается самооценка и самоконтроль знаний и умений учащихся, рефлексирующих свою деятельность.
При изучении темы Сечения
- Необходимо показать целесообразность применения сечений на примерах.
- Выработать умение определять положение секущей плоскости для получения необходимого сечения , а также выбирать тот тип сечения, который необходим в каждом конкретном случае для определенных деталей.
- Рассмотреть различные варианты расположения сечений и обозначений.
- При анализе работ отметить заключение, что основное назначение сечений-показать на чертеже поперечную форму отдельных элементов деталей.
При изучении темы Разрезы:
- При рассмотрении изображений соединения части вида и части разреза, а также половины вида и половины разреза, показать, какое из этих изображений наилучшим образом дает представление о внешней и внутренней форме предмета.
- Подчеркнуть, что местный разрез выделяется на виде сплошной волнистой линией, которая не должна совпадать с какими-либо другими линиями на изображении, а также, что местный разрез всегда соединяется с видом и по нему можно судить о внутреннем устройстве предмета лишь в определенной его части.
- При изучении особых случаев разрезов необходимо отметить о назначении тонких стенок типа ребер жесткости, обратить внимание учащихся на отдельные элементы колеса( обод, ступица, спица, диск). Показать особенности изображения этих элементов на разрезах ( при различном положении секущей плоскости).
- При изучении сложных разрезов необходимо рассмотреть их назначение и случаи применения, каким образом выполняется ступенчатый и ломаный разрезы. Правила их оформления.
При изучении темы Сборочные чертежи:
- При ознакомлении с различными видами соединений обратить внимание на выполнение продольных разрезов на сборочных чертежах.
- Рассмотреть сходство и различие между болтовым и шпилечным соединением.
- Познакомить учащихся с условным изображением зубчатых колес и винтовых пружин на чертеже.
- При деталировании сборочных чертежей обратить внимание на размеры сопрягаемых деталей, а также на оформление рабочих чертежей.
ОЦЕНКА РАБОТ УЧАЩИХСЯ
За устные ответы, графические работы и решение графических задач учащимся выставляются отметки по пятибалльной системе. Графические работы рекомендуется оценивать двумя отметками, дифференцированно отражающими правильность выполнения и качество графического оформления чертежа. Такой критерий удобен при подведении итогов сформированности знаний и умений. В конце изучения всего курса « Черчение» возможно проведение итоговой аттестации с целью проверки сформированности пространственных представлений, пространственного, логического, абстрактного мышления, графической грамотности учащихся. Сожержание итоговой аттестации рекомендуется использовать согласно сборнику « Материалы для подготовки и проведения экзамена: Черчение 9 класс» В.В.Степакова; Министерство образования Российской Федерации, Москва, Просвещение, 2002 (Итоговая аттестация выпускников).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Итоговая работа должна выявить сформированность пространственных представлений, графических понятий и умений. Таким образом, в результате изучения курса предполагается:
- Развитие пространственных представлений при выполнении рабочих чертежей.
- Умение читать сборочные чертежи.
- Повышение уровня графического образования учащихся.
- Более успешная адаптация выпускников школ к профильному техническому обучению.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Данная программа элективного курса реализуется в течение учебного года с ноября по май( 2; 3 и 4 четверти), либо с сентября по апрель (1; 2 и 3 четверти) в 9 классе в объеме 22 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабулин Н. А. Построение и чтение машиностроительных чертежей: Учебное пособие для профессионального обучения рабочих на производстве- М; Высшая школа,1999.
2. Ботвинников А.Д. Основные методы преподавания черчения -М; Просвещение,1996.
3. Василенко Е.А.Методика обучения черчению: Учебное пособие для студентов и учащихся художественно-графических специальностей специальных учебных заведений-М; Просвещение,1990.
4. Виноградов В.Н. Внеклассная работа по черчению в средней школе –М; Просвещение, 2004.
5. Вышнепольский И.С. Методика преподавания в ПТО-М; ПРОФТЕХИЗДАТ,1996.
6. Дембинский С.И. Моделирование в черчении-М; Просвещение,1987.
7. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков учащихся-М; издательство АПН РСФСР ,1979.
8. Ройтман И.А.Элементы технологии и конструирования в машиностроительном черчении-М; УЧПЕДГИЗ, 1981.
9. Ройтман И.А. Основы машиностроения в черчении-М; Владос, 2000.
10. Степакова В.В. Материалы для подготовки и проведения экзамена. Черчение 9 класс-М; Просвещение, 2002.
11. Программа общеобразовательных учреждений.Черчение-М; Просвещение,2007.
12. Интернет-ресурс http://cherchenie.ru.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | тема | количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Обобщение сведений о способах проецирования. | 1 | 1 | - |
2 | Сечения. | 3 | 2 | 1 |
3 | Разрезы. | 8 | 3 | 5 |
4 | Соединения деталей | 4 | 1 | 3 |
5 | Сборочные чертежи | 5 | 2 | 3 |
6 | Подведение итогов | 1 | 1 | - |
Итого | 22 | 10 | 12 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | количество часов | Тема урока |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11-12 13 14 15 16 17 18-19 20-21 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 2 1 | Обобщение сведений о способах проектирования. Сечения. Классификация и обозначения. Особенности выполнения сечений. Сечения. Практическая графическая работа. Разрезы. Назначение разрезов. Различие между сечением и разрезом. Классификация и обозначение разрезов. Простые разрезы. Практическая графическая работа. Местные разрезы. Тонкие стенки и спицы. Правила выполне- ния разрезов. Практическая графическая работа. Особые случаи разрезов ( соединение части вида и части разреза, соединение половины вида и половины разреза). Нане- сение размеров. Разрезы в аксонометрии. Выполнение аксонометрии с вырезом четверти детали. Направление штриховки . Сложные разрезы Ломаные разрезы. Ступенчатые разрезы. Выполнение чертежа детали с применением простого разреза. Целесообразный разрез. Практическая графическая работа. Общие сведения о соединениях деталей. Классификация соединений Резьбовые соединения. Виды резьбы, обозначение резьбы. Нерезьбовые соединения. Обозначение . Практическая графическая работа. Неразъемные соединения. Условности при изображении . Практическая графическая работа. Общие сведения о сборочных чертежах .Особенности выполнения. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Деталирование. Выполнение курсовой графической работы. Подведение итогов. |
Тема. Обобщение сведений о способах проецирования (1 час)
Прямоугольное и косоугольное проецирование. Виды на чертеже. Проекционная связь. Нанесение размеров.
Тема. Сечения (8 часа)
Назначение сечений. Классификация и обозначение. Исключение из правил. Практическая графическая работа.
Тема. Разрезы (12часов)
Назначение разрезов. Различие между сечением и разрезом. Классификация и обозначения разрезов. Простые разрезы. Практическая графическая работа. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Соединение половины вида и половины разреза. Сложные разрезы. Ступенчатый разрез. Ломаный разрез. Особенности выполнения разрезов в аксонометрии. Удаление четвертой части. Направление штриховки. Выполнение чертежа детали с применением целесообразного разреза. Практическая графическая работа.
Тема. Типовые соединения. Сборочные чертежи (11 часов)
Классификация соединений. Разъемные резьбовые соединения. Обозначение резьбы. Нерезьбовые соединения. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Особенности выполнения сборочных чертежей. Деталирование сборочных чертежей. Практическая графическая работа.
Итоговый контроль (2 часа)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
При изучении сложных разрезов и сечений основное внимание уделяется проекционным понятиям. Обучение чтению сборочных чертежей рекомендуется проводить в определенной последовательности считывания информации об изделии для формирования сведений о геометрической форме изделия, об его составных частях, способах соединения деталей. В заключительном этапе курса подразумевается самооценка и самоконтроль знаний и умений учащихся, рефлексирующих свою деятельность.
При изучении темы Сечения
- Необходимо показать целесообразность применения сечений на примерах.
- Выработать умение определять положение секущей плоскости для получения необходимого сечения , а также выбирать тот тип сечения, который необходим в каждом конкретном случае для определенных деталей.
- Рассмотреть различные варианты расположения сечений и обозначений.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | тема | количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Обобщение сведений о способах проецирования. | 1 | 1 | - |
2 | Сечения. | 8 | 2 | 6 |
3 | Разрезы. | 12 | 4 | 8 |
4 | Соединения деталей | 5 | 1 | 4 |
5 | Сборочные чертежи | 6 | 2 | 4 |
6 | Подведение итогов | 1 | 1 | - |
Итого | 34 | 12 | 22 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | количество часов | Тема урока |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11-12 13 14 15 16 17 18-19 20-21 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 2 1 | Обобщение сведений о способах проектирования. Сечения. Классификация и обозначения. Особенности выполнения сечений. Сечения. Практическая графическая работа. Разрезы. Назначение разрезов. Различие между сечением и разрезом. Классификация и обозначение разрезов. Простые разрезы. Практическая графическая работа. Местные разрезы. Тонкие стенки и спицы. Правила выполне- ния разрезов. Практическая графическая работа. Особые случаи разрезов ( соединение части вида и части разреза, соединение половины вида и половины разреза). Нане- сение размеров. Разрезы в аксонометрии. Выполнение аксонометрии с вырезом четверти детали. Направление штриховки . Сложные разрезы Ломаные разрезы. Ступенчатые разрезы. Выполнение чертежа детали с применением простого разреза. Целесообразный разрез. Практическая графическая работа. Общие сведения о соединениях деталей. Классификация соединений Резьбовые соединения. Виды резьбы, обозначение резьбы. Нерезьбовые соединения. Обозначение . Практическая графическая работа. Неразъемные соединения. Условности при изображении . Практическая графическая работа. Общие сведения о сборочных чертежах .Особенности выполнения. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Деталирование. Выполнение курсовой графической работы. Подведение итогов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по черчению " Графический язык твоей профессии"
Данный курс предназначен для обучения учащихся 10-11 классов, утвердившихся в выборе специальности архитектора, строителя, дизайнера, инженера, конструктора, топографа, геолога и других професси...
Программа элективного курса по черчению в 10-11 кл. «Элементы начертательной геометрии и инженерной графики»
В данном курсе учащиеся знакомятся с основными навыками современных профессий инженерно-технического направления: инженера-технолога, архитектора, дизайнера и т.д.Дизайн – проектирование, ставше...
Рабочая программа элективного курса по черчению
Программа предназначена для углубленного изучения черчения учениками 9-10 классов....
Рабочая программа элективного курса "Техническое черчение"
Рабочая программа элективного курса по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждени...
Программа элективного курса по черчению
Программа элективного курса для 9 класса....
рабочая программа элективного курса по черчении
основное внимание уделяется практической работе учащихся...
Рабочая программа элективного курса по черчению в 10 классе
Рабочая программа элективного курса по черчению разработана для учащихся 10 класса в соответствии с требованиями ФГОС. В программе предусмотрены графические работы для учащихся, а так же п...