Программа элективного курса "Основы маркетинга"
рабочая программа по технологии (10 класс) по теме

Шандалёва Татьяна Александровна

Программа разработана для учащихся 10 класса  на основе Положения об авторских разработках

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное казенное учреждение

«Замзорская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Школьным  МО                          

Руководитель ШМО                                                            

___________/_____________  

Протокол№___ от_____2014г                                          

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

___________/___________/

ФИО

от «__»_________2014г.

«Утверждено»

Директор МКУ Замзорская СОШ_________/_                           /

                             ФИО

Приказ № ___ от «__»2014г.

Авторская  программа  (адаптационная)

 

элективный курс   «Основы маркетинга» для учащихся 10 класса

   

(учебная)

                 Автор:

                 Фамилия: Шандалева

                  Имя: Татьяна

                  Отчество: Александровна

                  учитель технологии

 2014 год

п.Замзор

Пояснительная записка.

     Авторская  программа элективного курса «Основы маркетинга» разработана в соответствии с Положением об авторских педагогических разработках (приложение № 5 к приказу ГлавУО и ПО от 25.06.04. № 1163),  на основе авторской программы  «Основы маркетинга» для учащихся  10-11 классов общеобразовательных учреждений./С.Н. Гудырин  – М., изд. «Вита пресс», 2005г. (программа – победитель конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы, проводимого Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования Росии).

     Актуальность программы:

     В настоящее время в нашей стране осуществляется переход к рыночной экономике. Для того, чтобы выдержать конкурентную борьбу и достичь поставленных целей, российским предприятиям и организациям необходимо овладеть современной наукой управления. В основе рыночной концепции управления лежит маркетинг. Маркетинг- это умение определять  и делать то, что нужно окружающим людям. Маркетинг сегодня - философия бизнеса. Маркетинг позволяет каждому из отдельных людей найти свое место в обществе и быть полезным другим. Именно поэтому встала необходимость создания данной авторской разработки на уровне среднего общего образования с целью развития у учащихся способности к личному самоопределению и самореализации.

     Новизна курса: программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых понятий в области маркетинга, формирования у школьников общих и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с маркетингом, бизнесом, управленческой деятельностью, понимание которых необходимо современному человеку.

     Методологической основой курса является деятельностный подход. Наряду с традиционными формами проведения уроков обязательным является широкое использование активных форм обучения (мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, деловые игры и т.д)

     Цели и задачи курса:

     Цель: ознакомление учащихся с целями и задачами маркетинга, особенностями его применения для производственных предприятий, организаций торговли, государственных учреждений, общественных организаций и отдельных людей.

Задачи:

– ознакомление старшеклассников с основами маркетинга;

– развитие предпринимательской инициативы молодежи;

– изучение профессиональных знаний и принятие самостоятельных решений в области маркетинга;

– формирование способностей решать профессиональные проблемы в предпринимательской деятельности;

– профессиональная ориентация в сфере экономики и маркетинговой деятельности.

     Срок реализации программы: 1 учебный год. 

     Режим занятий – 2 часа в неделю.

     Методы и формы обучения – лекции, самостоятельная работа по выполнению разных видов  ситуационных и практических задач.

Учебно-тематический план

№п\п

Тема

Кол-во часов

1

Введение в маркетинг: роль маркетинга в системе управления

8

2

Анализ маркетинговой среды

5

3

Поведение потребителей на рынке

5

4

Сегментирование рынка

6

5

Позиционирование предложения товара

6

6

Система маркетинговой информации и маркетинговые исследования

8

7

Товарная политика

8

8

Политика ценообразования

9

9

Распространение товаров

5

10

Продвижение товаров

8

Резерв времени

2

70

Содержание курса (70 ч)

Введение в маркетинг: роль маркетинга в системе управления (8 ч)

Возникновение  и эволюция теории и практики маркетинга. Развитие отечественного маркетинга. Концепции маркетингового управления. Маркетинг в 21 веке.

Анализ маркетинговой среды (5 ч)

Маркетинговая среда. Маркетинговая микросреда предприятия. Маркетинговая макросреда предприятия. Взаимодействие предприятия с маркетинговой средой.

Поведение потребителей на рынке (5ч)

Модель потребительского поведения. Факторы, влияющие на поведение покупателей на потребительском рынке. Процесс принятия решения  о покупке на потребительском рынке. Рынок предприятий и организаций и поведение на нем потребителей.

Сегментирование рынка (6ч)

Понятие о сегментировании рынка. Критерии сегментирования потребительского рынка. Требования, предъявляемые к сегментам рынка. Выбор целевых сегментов рынка.

Позиционирование предложения товара (6ч)

Дифференцирование предложения товара. Стратегии и этапы позиционирования предложения товара.

Система маркетинговой информации и маркетинговые исследования (8ч)

Система маркетинговой информации. Цели маркетингового исследования.  Методы и инструменты исследования. Этапы проведения маркетингового исследования.

Товарная политика (8ч)

Концепция товара. Классификация товаров. Товарный ассортимент. Создание новых товаров. Жизненный цикл товара. Использование товарных марок. Упаковка и маркировка товаров.

Политика ценообразования (9ч)

Факторы, влияющие на ценообразование. Цели и методы ценообразования. Скидки. Ценовая дискриминация.

Распространение товаров (5ч)

Каналы распространения товаров. Организация товародвижения. Оптовая и розничная торговля.

Продвижение товаров (8ч)

Маркетинговые коммуникации. Реклама. Стимулирование сбыта.  Личная продажа. Формирование общественного мнения.

Резерв учебного времени -2 ч.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны знать/понимать:

– основные разделы экономической теории;

– о рыночной экономике;

– основные понятия маркетинга, иметь представление о товарной политике предприятия, о рынке как объекте маркетинга, определять конкурентоспособность фирмы;

– понимать системный анализ маркетинговых проблемных ситуаций;

– основные методы анализа данных.

Должны уметь:

- пользоваться основными разделами экономической теории при анализе экономических проблем;

– представлять политику предприятия ценовую, сбытовую, продвижение товара, технику рекламы, технику личной продажи;

–  идентифицировать ключевые особенности предприятия, определять границы товарного рынка;

– составлять методический план исследования рынка, разрабатывать анкеты и бланки наблюдений, проводить опросы потребителей, наблюдение за торговой сетью;

– применять основные модели стратегического маркетинга;

– применять методы затратного и рыночного ценообразования;

– применять критерии выбора каналов распределения;

– планировать рекламную программу предприятия, осуществлять выбор носителей рекламы и проводить разработку прямой рекламы.

     Система оценки достижений учащихся

     Оценки учащимся за курс «Основы маркетинга» не выставляются т.к. курс носит ознакомительный характер и основная его цель – ознакомление учащихся с целями и задачами маркетинга и особенностями его применения для производственных предприятий, организаций торговли и отдельных людей.

     Формы контроля:

     Текущий  контроль проводится в форме  выполнения практических работ по итогам изучения каждой главы.

п/п

Вид работы

№ урока по

плану

1.

Практическая работа

8

2.

Практическая работа

13

3.

Практическая работа

18

4.

Практическая работа

24

5.

Практическая работа

30

6.

Практическая работа

38

7.

Практическая работа

46

8.

Практическая работа

55

9.

Практическая работа

60

10.

Практическая работа

67

     Итоговый контроль. Для контроля усвоения дисциплины предусмотрен зачет 1 раз в полугодие. Зачет проводится в письменной форме (тест).

Учебно-методическое обеспечение

Литература для      учителя

Литература для учащихся

Интернет-ресурсы

1. Гудырин С.Н.  Основы маркетинга.Пособие для учителя – М.:   «Вита- Пресс» 2005.

2. Симоненко В.Д, Фомин Н.В. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства. – Брянск: Изд-во Брян. гос. пед. ун-та, 1997.

Основы маркетинга: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений./С. Н. Гудырин– М.: Вита-Пресс, 2005. – 240 с. Допущено Министерством образования и науки РФ

www.marketing.spb.ru/   Сайт «Энциклопедия маркетинга».

www.ramu.ru/  Сайт Российской ассоциации маркетинга.

www.lessons-tva.info/edu/trainbus/4.html Сайт, посвященный проблемам маркетинга и рекламы.

www.4p.ru/ Электронный журнал по маркетингу.

www.tns-global.ru/ Сайт компании «TNS Маркетинговый информационный центр»

www.devbusiness.ru/ Сайт «Развитие бизнеса».

Календарно-тематическое планирование курса «Основы маркетинга»

Класс  10

Учитель  Шандалева Т.А

Количество часов

Всего  70 час; в неделю  2 час.

Планирование составлено на основе :  Авторская программа «Основы маркетинга» для учащихся  10-11 классов общеобразовательных учреждений./С.Н. Гудырин  – М., изд. «Вита пресс», 2005г.

Учебник: Основы маркетинга: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений./С. Н. Гудырин– М.: Вита-Пресс, 2005. – 240 с. Допущено Министерством образования и науки РФ

                                                                       

№ п\п

Темы разделов и тем уроков

Всего

часов

Дата

Корректировка  даты

Глава 1 Введение в маркетинг :роль маркетинга в системе управления

1

1

Возникновения и эволюция теории и практики маркетинга

1

2

2

Развитие отечественного маркетинга

1

3

3

Основные понятия маркетинга

1

4-5

4

Концепции маркетингового управления.

Практическое занятие.

2

6-7

5

Маркетинг в 21 веке.

2

8

6

Практическая работа по теме «Роль маркетинга в системе управления»

1

Глава 2 Анализ маркетинговой среды

9

1

Введение в анализ маркетинговой среды

1

10

2

Маркетинговая микросреда и макросреда предприятия

1

11

3

Маркетинговая микросреда и макросреда предприятия

1

12

4

Взаимодействие предприятия с маркетинговой средой

1

13

5

Практическая работа по теме «Анализ маркетинговой среды»

1

Глава 3 Поведение потребителей на рынке

14

1

Поведение покупателей на потребительском рынке

1

15

2

Факторы, влияющие на поведение покупателей на потребительском рынке

1

16

3

Процесс принятия решения о покупке на потребительском рынке

1

17

4

Рынок предприятий и организаций и поведение на нем потребителей

1

18

5

Практическая работа по теме «Поведение потребителей на рынке»

1

Глава 4 Сегментирование рынка

19

1

Основные понятия сегментирования рынка

1

20-21

2

Критерии сегментирования потребительского рынка

2

22

3

Требования, предъявляемые к сегментам рынка

1

23

4

Выбор целевых сегментов рынка

1

24

5

Практическая работа по теме «Сегментирование рынка»

1

Глава 5 Позиционирование предложения товара

25

1

Введение в позиционирование предложения товара

1

26

2

Дифференцирование предложения товара

1

27

3

Стратегии позиционирования предложения товара

1

28-29

4

Этапы позиционирования предложения товара

2

30

5

Практическая работа по теме «Позиционирование рыночного предложения товара»

1

Глава 6 Система маркетинговой информации и маркетинговые исследования

31

1

Система маркетинговой информации

1

32-33

2

Процесс маркетингового исследования

2

34-35

3

Методы исследования

2

36

4

Вопросы, используемые при опросе в анкетах

1

37

5

Обработка и анализ маркетинговой информации

1

38

6

Практическая работа по теме «Система маркетинговой информации и маркетинговые исследования»

1

Глава 7 Товарная политика

39

1

Концепция товара

1

40

2

Классификация товаров.

1

41

3

Товарный ассортимент.

1

42

4

Создание новых товаров.

1

43

5

Жизненный цикл товара.

1

44

6

Использование товарных марок.

1

45

7

Упаковка и маркировка товаров.

1

46

8

Практическая работа по теме «Товарная политика»

1

Глава 8 Политика ценообразования

47

1

Введение в ценообразование.

1

48

2

Факторы ценообразования

1

49-50

3

Определение исходной цены.

2

51-52

4

Скидки.

2

53

5

Установление дискриминационных цен.

1

54

6

Деловая игра «Ценообразование»

1

55

7

Практическая работа по теме «Политика ценообразования»

1

Глава 9 Распространение товаров

56

1

Каналы распространения товаров.

1

57

2

Товародвижение.

1

58-59

3

Оптовая торговля. Розничная торговля.

2

60

4

Практическая работа по теме «Распространение товаров»

1

Глава 10 Продвижение товаров

61

1

Маркетинговые коммуникации.

1

62-63

2

Реклама.

2

64

3

Стимулирование сбыта.

1

65

4

Личная продажа.

1

66

5

Формирование общественного мнения.

1

67

6

Практическая работа по теме «Продвижение товаров»

1

68

7

Обобщающий урок по курсу «Основы маркетинга»

1

69-70

Резерв

2

70


Лист изменения

№ п.п

Количество листов

Приказ

Ответственный завуч, директор, учитель

Дата вступления изменений в силу

Заменённые

Удалённые

Новые


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Менеджмент и маркетинг» (рабочая программа элективного курса с применением ИКТ)

Элективный курс посвящён науке и искусству работы в условиях рыночной экономики. Профессия – менеджер, стала одной из популярных профессий в наше время и одной из самых востребованных на рынке труда. ...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса "Маркетинг в туризме"

Подготовкой кадров для организаций индустрии туризма занимаются многие средне специальные и высшие учебные заведения России. Предлагаемая программа призванапомочь осуществлению выпускниками осознанног...

Рабочая программа по дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по дисциплине Маркетинг для студентов СПО специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет"  (з-е поколение)...

Рабочая программа учебной дисциплины "Маркетинг"

Рабочая программа учебной дисциплины "Маркетинг" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по экономическим специальностям среднего ...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...