Программа элективного курса "Основы маркетинга"
рабочая программа по технологии (10 класс) по теме
Программа разработана для учащихся 10 класса на основе Положения об авторских разработках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс "Основы маркетинга" | 198.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Замзорская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Школьным МО Руководитель ШМО ___________/_____________ Протокол№___ от_____2014г | «Согласовано» Зам. директора по УВР ___________/___________/ ФИО от «__»_________2014г. | «Утверждено» Директор МКУ Замзорская СОШ_________/_ / ФИО Приказ № ___ от «__»2014г. |
Авторская программа (адаптационная)
элективный курс «Основы маркетинга» для учащихся 10 класса
(учебная)
Автор:
Фамилия: Шандалева
Имя: Татьяна
Отчество: Александровна
учитель технологии
2014 год
п.Замзор
Пояснительная записка.
Авторская программа элективного курса «Основы маркетинга» разработана в соответствии с Положением об авторских педагогических разработках (приложение № 5 к приказу ГлавУО и ПО от 25.06.04. № 1163), на основе авторской программы «Основы маркетинга» для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений./С.Н. Гудырин – М., изд. «Вита пресс», 2005г. (программа – победитель конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы, проводимого Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования Росии).
Актуальность программы:
В настоящее время в нашей стране осуществляется переход к рыночной экономике. Для того, чтобы выдержать конкурентную борьбу и достичь поставленных целей, российским предприятиям и организациям необходимо овладеть современной наукой управления. В основе рыночной концепции управления лежит маркетинг. Маркетинг- это умение определять и делать то, что нужно окружающим людям. Маркетинг сегодня - философия бизнеса. Маркетинг позволяет каждому из отдельных людей найти свое место в обществе и быть полезным другим. Именно поэтому встала необходимость создания данной авторской разработки на уровне среднего общего образования с целью развития у учащихся способности к личному самоопределению и самореализации.
Новизна курса: программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых понятий в области маркетинга, формирования у школьников общих и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с маркетингом, бизнесом, управленческой деятельностью, понимание которых необходимо современному человеку.
Методологической основой курса является деятельностный подход. Наряду с традиционными формами проведения уроков обязательным является широкое использование активных форм обучения (мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, деловые игры и т.д)
Цели и задачи курса:
Цель: ознакомление учащихся с целями и задачами маркетинга, особенностями его применения для производственных предприятий, организаций торговли, государственных учреждений, общественных организаций и отдельных людей.
Задачи:
– ознакомление старшеклассников с основами маркетинга;
– развитие предпринимательской инициативы молодежи;
– изучение профессиональных знаний и принятие самостоятельных решений в области маркетинга;
– формирование способностей решать профессиональные проблемы в предпринимательской деятельности;
– профессиональная ориентация в сфере экономики и маркетинговой деятельности.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Режим занятий – 2 часа в неделю.
Методы и формы обучения – лекции, самостоятельная работа по выполнению разных видов ситуационных и практических задач.
Учебно-тематический план
№п\п | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение в маркетинг: роль маркетинга в системе управления | 8 |
2 | Анализ маркетинговой среды | 5 |
3 | Поведение потребителей на рынке | 5 |
4 | Сегментирование рынка | 6 |
5 | Позиционирование предложения товара | 6 |
6 | Система маркетинговой информации и маркетинговые исследования | 8 |
7 | Товарная политика | 8 |
8 | Политика ценообразования | 9 |
9 | Распространение товаров | 5 |
10 | Продвижение товаров | 8 |
Резерв времени | 2 | |
70 |
Содержание курса (70 ч)
Введение в маркетинг: роль маркетинга в системе управления (8 ч)
Возникновение и эволюция теории и практики маркетинга. Развитие отечественного маркетинга. Концепции маркетингового управления. Маркетинг в 21 веке.
Анализ маркетинговой среды (5 ч)
Маркетинговая среда. Маркетинговая микросреда предприятия. Маркетинговая макросреда предприятия. Взаимодействие предприятия с маркетинговой средой.
Поведение потребителей на рынке (5ч)
Модель потребительского поведения. Факторы, влияющие на поведение покупателей на потребительском рынке. Процесс принятия решения о покупке на потребительском рынке. Рынок предприятий и организаций и поведение на нем потребителей.
Сегментирование рынка (6ч)
Понятие о сегментировании рынка. Критерии сегментирования потребительского рынка. Требования, предъявляемые к сегментам рынка. Выбор целевых сегментов рынка.
Позиционирование предложения товара (6ч)
Дифференцирование предложения товара. Стратегии и этапы позиционирования предложения товара.
Система маркетинговой информации и маркетинговые исследования (8ч)
Система маркетинговой информации. Цели маркетингового исследования. Методы и инструменты исследования. Этапы проведения маркетингового исследования.
Товарная политика (8ч)
Концепция товара. Классификация товаров. Товарный ассортимент. Создание новых товаров. Жизненный цикл товара. Использование товарных марок. Упаковка и маркировка товаров.
Политика ценообразования (9ч)
Факторы, влияющие на ценообразование. Цели и методы ценообразования. Скидки. Ценовая дискриминация.
Распространение товаров (5ч)
Каналы распространения товаров. Организация товародвижения. Оптовая и розничная торговля.
Продвижение товаров (8ч)
Маркетинговые коммуникации. Реклама. Стимулирование сбыта. Личная продажа. Формирование общественного мнения.
Резерв учебного времени -2 ч.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны знать/понимать:
– основные разделы экономической теории;
– о рыночной экономике;
– основные понятия маркетинга, иметь представление о товарной политике предприятия, о рынке как объекте маркетинга, определять конкурентоспособность фирмы;
– понимать системный анализ маркетинговых проблемных ситуаций;
– основные методы анализа данных.
Должны уметь:
- пользоваться основными разделами экономической теории при анализе экономических проблем;
– представлять политику предприятия ценовую, сбытовую, продвижение товара, технику рекламы, технику личной продажи;
– идентифицировать ключевые особенности предприятия, определять границы товарного рынка;
– составлять методический план исследования рынка, разрабатывать анкеты и бланки наблюдений, проводить опросы потребителей, наблюдение за торговой сетью;
– применять основные модели стратегического маркетинга;
– применять методы затратного и рыночного ценообразования;
– применять критерии выбора каналов распределения;
– планировать рекламную программу предприятия, осуществлять выбор носителей рекламы и проводить разработку прямой рекламы.
Система оценки достижений учащихся
Оценки учащимся за курс «Основы маркетинга» не выставляются т.к. курс носит ознакомительный характер и основная его цель – ознакомление учащихся с целями и задачами маркетинга и особенностями его применения для производственных предприятий, организаций торговли и отдельных людей.
Формы контроля:
Текущий контроль проводится в форме выполнения практических работ по итогам изучения каждой главы.
№ п/п | Вид работы | № урока по плану |
1. | Практическая работа | 8 |
2. | Практическая работа | 13 |
3. | Практическая работа | 18 |
4. | Практическая работа | 24 |
5. | Практическая работа | 30 |
6. | Практическая работа | 38 |
7. | Практическая работа | 46 |
8. | Практическая работа | 55 |
9. | Практическая работа | 60 |
10. | Практическая работа | 67 |
Итоговый контроль. Для контроля усвоения дисциплины предусмотрен зачет 1 раз в полугодие. Зачет проводится в письменной форме (тест).
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя | Литература для учащихся | Интернет-ресурсы |
1. Гудырин С.Н. Основы маркетинга.Пособие для учителя – М.: «Вита- Пресс» 2005. 2. Симоненко В.Д, Фомин Н.В. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства. – Брянск: Изд-во Брян. гос. пед. ун-та, 1997. | Основы маркетинга: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений./С. Н. Гудырин– М.: Вита-Пресс, 2005. – 240 с. Допущено Министерством образования и науки РФ | www.marketing.spb.ru/ Сайт «Энциклопедия маркетинга». www.ramu.ru/ Сайт Российской ассоциации маркетинга. www.lessons-tva.info/edu/trainbus/4.html Сайт, посвященный проблемам маркетинга и рекламы. www.4p.ru/ Электронный журнал по маркетингу. www.tns-global.ru/ Сайт компании «TNS Маркетинговый информационный центр» www.devbusiness.ru/ Сайт «Развитие бизнеса». |
Календарно-тематическое планирование курса «Основы маркетинга»
Класс 10
Учитель Шандалева Т.А
Количество часов
Всего 70 час; в неделю 2 час.
Планирование составлено на основе : Авторская программа «Основы маркетинга» для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений./С.Н. Гудырин – М., изд. «Вита пресс», 2005г.
Учебник: Основы маркетинга: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений./С. Н. Гудырин– М.: Вита-Пресс, 2005. – 240 с. Допущено Министерством образования и науки РФ
№ п\п | Темы разделов и тем уроков | Всего часов | Дата | Корректировка даты | |
Глава 1 Введение в маркетинг :роль маркетинга в системе управления | |||||
1 | 1 | Возникновения и эволюция теории и практики маркетинга | 1 | ||
2 | 2 | Развитие отечественного маркетинга | 1 | ||
3 | 3 | Основные понятия маркетинга | 1 | ||
4-5 | 4 | Концепции маркетингового управления. Практическое занятие. | 2 | ||
6-7 | 5 | Маркетинг в 21 веке. | 2 | ||
8 | 6 | Практическая работа по теме «Роль маркетинга в системе управления» | 1 | ||
Глава 2 Анализ маркетинговой среды | |||||
9 | 1 | Введение в анализ маркетинговой среды | 1 | ||
10 | 2 | Маркетинговая микросреда и макросреда предприятия | 1 | ||
11 | 3 | Маркетинговая микросреда и макросреда предприятия | 1 | ||
12 | 4 | Взаимодействие предприятия с маркетинговой средой | 1 | ||
13 | 5 | Практическая работа по теме «Анализ маркетинговой среды» | 1 | ||
Глава 3 Поведение потребителей на рынке | |||||
14 | 1 | Поведение покупателей на потребительском рынке | 1 | ||
15 | 2 | Факторы, влияющие на поведение покупателей на потребительском рынке | 1 | ||
16 | 3 | Процесс принятия решения о покупке на потребительском рынке | 1 | ||
17 | 4 | Рынок предприятий и организаций и поведение на нем потребителей | 1 | ||
18 | 5 | Практическая работа по теме «Поведение потребителей на рынке» | 1 | ||
Глава 4 Сегментирование рынка | |||||
19 | 1 | Основные понятия сегментирования рынка | 1 | ||
20-21 | 2 | Критерии сегментирования потребительского рынка | 2 | ||
22 | 3 | Требования, предъявляемые к сегментам рынка | 1 | ||
23 | 4 | Выбор целевых сегментов рынка | 1 | ||
24 | 5 | Практическая работа по теме «Сегментирование рынка» | 1 | ||
Глава 5 Позиционирование предложения товара | |||||
25 | 1 | Введение в позиционирование предложения товара | 1 | ||
26 | 2 | Дифференцирование предложения товара | 1 | ||
27 | 3 | Стратегии позиционирования предложения товара | 1 | ||
28-29 | 4 | Этапы позиционирования предложения товара | 2 | ||
30 | 5 | Практическая работа по теме «Позиционирование рыночного предложения товара» | 1 | ||
Глава 6 Система маркетинговой информации и маркетинговые исследования | |||||
31 | 1 | Система маркетинговой информации | 1 | ||
32-33 | 2 | Процесс маркетингового исследования | 2 | ||
34-35 | 3 | Методы исследования | 2 | ||
36 | 4 | Вопросы, используемые при опросе в анкетах | 1 | ||
37 | 5 | Обработка и анализ маркетинговой информации | 1 | ||
38 | 6 | Практическая работа по теме «Система маркетинговой информации и маркетинговые исследования» | 1 | ||
Глава 7 Товарная политика | |||||
39 | 1 | Концепция товара | 1 | ||
40 | 2 | Классификация товаров. | 1 | ||
41 | 3 | Товарный ассортимент. | 1 | ||
42 | 4 | Создание новых товаров. | 1 | ||
43 | 5 | Жизненный цикл товара. | 1 | ||
44 | 6 | Использование товарных марок. | 1 | ||
45 | 7 | Упаковка и маркировка товаров. | 1 | ||
46 | 8 | Практическая работа по теме «Товарная политика» | 1 | ||
Глава 8 Политика ценообразования | |||||
47 | 1 | Введение в ценообразование. | 1 | ||
48 | 2 | Факторы ценообразования | 1 | ||
49-50 | 3 | Определение исходной цены. | 2 | ||
51-52 | 4 | Скидки. | 2 | ||
53 | 5 | Установление дискриминационных цен. | 1 | ||
54 | 6 | Деловая игра «Ценообразование» | 1 | ||
55 | 7 | Практическая работа по теме «Политика ценообразования» | 1 | ||
Глава 9 Распространение товаров | |||||
56 | 1 | Каналы распространения товаров. | 1 | ||
57 | 2 | Товародвижение. | 1 | ||
58-59 | 3 | Оптовая торговля. Розничная торговля. | 2 | ||
60 | 4 | Практическая работа по теме «Распространение товаров» | 1 | ||
Глава 10 Продвижение товаров | |||||
61 | 1 | Маркетинговые коммуникации. | 1 | ||
62-63 | 2 | Реклама. | 2 | ||
64 | 3 | Стимулирование сбыта. | 1 | ||
65 | 4 | Личная продажа. | 1 | ||
66 | 5 | Формирование общественного мнения. | 1 | ||
67 | 6 | Практическая работа по теме «Продвижение товаров» | 1 | ||
68 | 7 | Обобщающий урок по курсу «Основы маркетинга» | 1 | ||
69-70 | Резерв | 2 | |||
70 |
Лист изменения
№ п.п | Количество листов | Приказ | Ответственный завуч, директор, учитель | Дата вступления изменений в силу | ||
Заменённые | Удалённые | Новые | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Менеджмент и маркетинг» (рабочая программа элективного курса с применением ИКТ)
Элективный курс посвящён науке и искусству работы в условиях рыночной экономики. Профессия – менеджер, стала одной из популярных профессий в наше время и одной из самых востребованных на рынке труда. ...
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса "Маркетинг в туризме"
Подготовкой кадров для организаций индустрии туризма занимаются многие средне специальные и высшие учебные заведения России. Предлагаемая программа призванапомочь осуществлению выпускниками осознанног...
Рабочая программа по дисциплине Маркетинг
Рабочая программа по дисциплине Маркетинг для студентов СПО специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет" (з-е поколение)...
Рабочая программа учебной дисциплины "Маркетинг"
Рабочая программа учебной дисциплины "Маркетинг" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по экономическим специальностям среднего ...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...