Рабочая программа дополнительного образования "Студия моды"
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему
Предмет изучения - процесс моделирование одежды, - как процесс создания одежды от проектирования до готового изделия
Программа включает в себя несколько информационных и практических блоков:
1) освоение работы на электрических швейных машинах;
2) история моделирования;
3) моделирование костюма;
4) конструирование;
5) технология;
6) практика социального общения.
Цель программы – способствовать успешной социальной адаптации выпускников через обучение, развитие и воспитание в условиях студии.
Обучение. творчество. социальный опыт, культурно-развивающий досуг объединены как единое целое для достижения поставленной цели.
Ценности, на утверждение которых направлена программа:
- самоопределение воспитанника;
- творческое развитие его личности, взаимоотношений с самим собой и миром;
- нахождение им своего места в этом мире.
Освоение программы предполагает решение множества разноплановых задач:
1. В обучении - приобретение следующих представлений, знаний, умений, навыков:
- общие представления о назначении одежды, ее классификации и стилях; требованиях к одежде;
- элементарные знания по истории костюма;
- знание о размерах и пропорциях человеческого тела и умения с помощью одежды скорректировать свой внешний облик;
- знание основ и овладение навыками моделирования, конструирования, технологии пошива одежды;
- обучение умению грациозно и свободно двигаться, демонстрируя модели одежды;
- навыков ношения и демонстрации одежды;
- навыков создания и постановки показа коллекций одежды.
2. В воспитании:
- выработка адекватной самооценки;
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- помощь в осознании себя частью и носителем культуры своего народа;
- воспитание традиционных женских качеств (аккуратности, трудолюбия, терпения, стремления к красоте и желания ее создавать).
3. Развивающие:
- развитие моторных навыков, глазомера и точности движений;
- развитие интеллектуального потенциала личности;
- развитие образного мышления, художественного вкуса и чувства прекрасного;
- ориентация в выборе возможных профессий, связанных с производством одежды и ее популяризацией;
- развитие правильной осанки.
Отличие данной программы от школьных программ состоит в существенно большем объеме информации, знаний и умений, получаемых воспитанниками; в большей вариативности способов моделирования, конструирования и обработки изделий, в использовании новых технологий, в индивидуальном подходе к воспитанникам.
Автор- составитель: учитель технологии высшей категории Кобылкина Д.А.
Рецензент: заведующая кафедрой теории и методики профессионального образования, сервиса и технологий Забайкальского Государственного университета -к.п.н., доцент Мелихова М.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по дополнительному образованию "Студия моды" | 369 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю:
директор школы
Уварова Г.Ф.
Приказ №3 29.08.14
ПРОГРАММА
дополнительного образования «Студия моды»
для учащихся 6-7х, 8-9х, 10-11х классов; 312 ч.
Срок освоения: 3 года.
Автор- составитель: учитель технологии
Кобылкина Д.А.
Газимурский Завод 2014
Пояснительная записка
Будучи частью мировой культуры, костюм является существенной характеристикой личности. По тому, как одевается человек, как он носит костюм, можно судить о его вкусе, творческих способностях, аккуратности, часто о месте его работы, образе жизни, темпераменте, положении в обществе, достатке и т.д. В современном мире с его оперативностью контактов и необходимостью быстрых оценок образ, имидж человека и одна из его главных составляющих - костюм - все чаще отождествляются с самим человеком. Костюм давно стал одним из языков социального общения и средством социальной коммуникации.
Создание «Студии моды» при Газимуро-Заводской средней общеобразовательной школе обусловлено новыми подходами и ориентацией системы образования на развитие у выпускников школы способности к социальной адаптации.
В условиях сельской школы, когда возможности выбора направления дополнительного образования, культурного досуга ограничены, введение такой программы становиться особо актуальным в блоке дополнительного образования предметной области технология.
Целесообразность программы определяется тем, что обозначенные в ней знания и умения по моделированию, конструированию и технологии одежды значительно углубляют базовый курс технологии, изучение которого заканчивается в седьмом
классе.
Программа включает использование новых способов и методов моделирования и конструирования, в том числе с применением ИКТ:
применение специальных программных дисков с моделями одежды, которые позволяют учащимся, вводить размерные параметры
конкретной фигуры и получать готовые выкройки-лекала на выбранную модель, исключая трудоёмкий процесс построения и моделирования на базовой основе и значительно сократить время изготовления изделия, обеспечить точность соответствия фигуре новые технологии (клеевые методы обработки швейных изделий, новые варианты обработки отдельных узлов) использование новых тканей и материалов (трикотажные и нетканые
полотна, клеевые и дублирующие материалы, фурнитура)
Предмет изучения - процесс моделирование одежды, - как процесс создания одежды от проектирования до готового изделия
Программа включает в себя несколько информационных и практических блоков:
- освоение работы на электрических швейных машинах;
- история моделирования;
- моделирование костюма;
- конструирование;
- технология;
- практика социального общения.
Цель программы – способствовать успешной социальной адаптации выпускников через обучение, развитие и воспитание в условиях студии.
Обучение. творчество. социальный опыт, культурно-развивающий досуг объединены как единое целое для достижения поставленной цели.
Ценности, на утверждение которых направлена программа:
- самоопределение воспитанника;
- творческое развитие его личности, взаимоотношений с самим собой и миром;
- нахождение им своего места в этом мире.
Освоение программы предполагает решение множества разноплановых задач:
1. В обучении - приобретение следующих представлений, знаний, умений, навыков:
- общие представления о назначении одежды, ее классификации и стилях; требованиях к одежде;
- элементарные знания по истории костюма;
- знание о размерах и пропорциях человеческого тела и умения с помощью одежды скорректировать свой внешний облик;
- знание основ и овладение навыками моделирования, конструирования, технологии пошива одежды;
- обучение умению грациозно и свободно двигаться, демонстрируя модели одежды;
- навыков ношения и демонстрации одежды;
- навыков создания и постановки показа коллекций одежды.
2. В воспитании:
- выработка адекватной самооценки;
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- помощь в осознании себя частью и носителем культуры своего народа;
- воспитание традиционных женских качеств (аккуратности, трудолюбия, терпения, стремления к красоте и желания ее создавать).
3. Развивающие:
- развитие моторных навыков, глазомера и точности движений;
- развитие интеллектуального потенциала личности;
- развитие образного мышления, художественного вкуса и чувства прекрасного;
- ориентация в выборе возможных профессий, связанных с производством одежды и ее популяризацией;
- развитие правильной осанки.
Отличие данной программы от школьных программ состоит в существенно большем объеме информации, знаний и умений, получаемых воспитанниками; в большей вариативности способов моделирования, конструирования и обработки изделий, в использовании новых технологий, в индивидуальном подходе к воспитанникам.
Особенность данной программы состоит во взгляде на костюм, который рассматривается не только как предмет декоративно-прикладного творчества, но и как язык социального общения.
Программа рассчитана на подростков 12-18 лет - возраст, когда ребята еще не всегда знают, как выразить свою индивидуальность в адекватных формах. Дети хотят быть красивыми и модными уже сейчас, а не через 5 лет, когда они смогут носить «от кутюр», и поэтому шьют реальную одежду, соответствующую их внутреннему миру, сегодняшней моде, позволяющую им выразить себя. Поэтому в данной программе не ставится задача научить детей высотам шитья, изготавливать коллекции «от кутюр». Умение выражать себя в простом и простыми средствами - задача не менее творческая.
Программа предусматривает 2 уровня усвоения большинства тем: первый- приобретение основных знаний и навыков;
второй - творческий уровень - желание и способность творчески использовать полученные знания и умения.
Это обусловливает индивидуальный подход к возможностям и потребностям ребенка.
Данная программа ориентирована так же на изучение и использование народных традиций при моделировании одежды.
В программе не предусмотрено построение основных конструкций плечевых изделий и брюк расчетным методом, в чём
состоит существенное отличие её от программ базового курса. Вместо этого используются хорошо обработанные выкройки из журналов мод и дается большая вариативность способов их корректировки с учетом особенностей фигуры и осанки; используются различные методы получения нужной конструкции из выбранной базовой; с использованием ИКТ стало возможной распечатка готовой выкройки модели с заданными конкретными размерами, что значительно облегчило процесс моделирования на начальной стадии работы с изделием; используются метод наколки, который в базовом курсе не используется вовсе.
В программе уделяется внимание не только изготовлению одежды, но и таким вопросам, как коррекция осанки и походки, дефиле, начальные навыки рисунка, изготовление эскизов и т.д.
Девочки 12-18 лет, как правило, имеют элементарные навыки по шитью, определенные знания по истории, основные геометрические и математические представления, а также у подростков достаточно сформированы внимание, усидчивость, способность воспринимать и осмысливать достаточно сложную информацию, необходимые для освоения программы. Программа предназначена для девушек, но не исключает возможности обучения юношей при оперативной корректировке отдельных тем.
Отбор в группы производится на основе собеседования или просмотра работ по шитью. Приоритетным основанием для зачисления в группу является активное желание ребенка шить и интерес к данному виду деятельности. При зачислении в группу 1-го года обучения желательным является наличие навыков работы на электрической швейной машине. Опыт показывает, что, даже если таких навыков нет и первые самостоятельные опыты шитья неудачны, при большом желании дети осваивают программу довольно успешно, и для них можно даже снизить возрастной порог при приеме. Такие дети приглашаются на пробные занятия (посещают несколько занятий без зачисления в группу) и, если не чувствуют психологического дискомфорта среди детей более старших и успешных, остаются в коллективе.
Уровень подготовки детей при приеме в группы:
1-й год обучения: навыки работы на швейной машине (желательно), навыки ручного шитья + активное желание ребенка шить;
2-й год обучения: навыки работы на швейной машине (обязательно), умение шить простейшие изделия;
3-й год обучения: умение шить простые поясные и плечевые изделия.
В исключительных случаях возможно зачисление наиболее подготовленных детей сразу в группы 2-го или 3-го годов обучения.
Срок реализации программы, этапы.
Выполнение программы рассчитано на 3 года; занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа на 1, 2 и 3-м году обучения.
По завершении основного курса воспитанники, проявляющие устойчивый интерес и способности, могут продолжать занятия по программе индивидуальной работы.
Количество учащихся в группе каждого года обучения:
10 человек.
1-й год обучения:
- Имеют общие представления об историческом и народном костюме как источниках моделирования костюма; восприимчивы к достижениям культуры других народов.
- Владеют основными навыками работы на электрических швейных машинах.
- Умеют построить чертеж, самостоятельно раскроить и сшить узкую юбку или раскроить и сшить брюки по выкройке из журнала мод; провести примерку.
- Владеют начальными навыками дефиле: умеют держать правильную осанку и естественно и грациозно двигаться.
- Умеют вести себя и одеваться в соответствии с требованиями времени, места и обстановки.
- Сформированы моторные навыки, глазомер и точность движений
2-й год обучения.
- Имеют представления о творчестве ведущих модельеров, об особенностях народного костюма различных народов мира; знают и уважают традиции своего народа.
- Имеют представления о пропорциях тела человека.
- Умеют самостоятельно сшить простое плечевое (топ, платье) или поясное (юбка, брюки) изделие, а также плечевое изделие с рукавами.
- Знают различные варианты обработки основных узлов изделий.
- Умеют внести простые изменения в выкройку из журнала.
- Имеют представления об основах конструирования методом наколки и комбинированным.
- Умеют демонстрировать изготовленные изделия, владеют навыками дефиле и показа моделей одежды; умеют доброжелательно общаться с людьми.
- Развиты усидчивость, терпение, аккуратность
3-й год обучения.
- Знают творчество ведущих модельеров, имеют представление о костюмах разных эпох и народов мира; ориентируются в тенденциях моды.
- Обладают высоким художественным вкусом, чувством прекрасного, творческим воображением.
- Умеют самостоятельно сшить простое поясное и плечевое изделие, включая выбор модели, раскрой, примерку, пошив, выбор методов обработки, а также изделие средней или повышенной сложности.
- Умеют внести изменения в модель и конструкцию методом наколки и комбинированным.
- Знают и умеют самостоятельно выбрать методы обработки простых (1-й уровень усвоения) или сложных (2-й уровень усвоения) узлов изделия или изделий в целом.
- Могут самостоятельно моделировать и конструировать простые изделия, в том числе методом наколки.
- Владеют навыками показа модной одежды, свободно и уверенно держаться на подиуме.
- Осознанное самоопределение в профессиональном выборе вида деятельности.
- Активное участие в различных творческих конкурсах.
- Адекватная самооценка, уважение себя и окружающих.
Формы подведения итогов.
В программе предусмотрены часы на просмотр изделий с анализом качества пошива, посадки на фигуре, эстетических свойств моделей.
Показы моделей одежды, фотосъемки, выставки, соревнования проводятся с последующим анализом и обсуждением членами коллектива.
Результаты работы каждого члена коллектива оцениваются в баллах по десятибалльной системе.
Присуждение номинаций по итогам года.
Оценка результатов достигнутого каждым воспитанником проводится по пяти основным показателям:
- Эстетические качества моделей.
- Конструкция.
- Качество обработки.
- Показы моделей одежды.
- Участие в общественной жизни.
Итоги работы подводятся дважды в год (по полугодиям).
Достижения учащихся оцениваются по десятибалльной шкале, что позволяет с достаточной степенью дифференцирования оценить знания, умения, навыки и т.д. Кроме того, использование десятибалльной шкалы не вызывает у учащихся аналогий со школьными оценками, и получение низкого балла не создает ситуации неуспеха. Суммарное количество баллов позволяет определить место и тройку лидеров в группе по итогам года. Показатель «Участие в общественной жизни» помогает оценить, наряду с «профессиональными» знаниями, умениями и навыками, также и личностные качества детей: активность, коммуникабельность, доброту, взаимопомощь, дисциплину, лидерство и т.д. Эти же показатели частично оцениваются и в графе «Показы моделей одежды».
Таким образом, на протяжении всего времени обучения в студии
осуществляется мониторинг результативности достижений каждого
обучающегося, его личностные достижения, направление самоопределения.
Результаты фиксируются в таблицах мониторинга. ( приложения 1,2)
Учебно-тематический план
1-й год занятий:
Тема | Всего | В том числе | ||||||||
Теортич. | Практич. | |||||||||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - | ||||||
2 | Освоение работы на электрических швейных машинах | 4 | 1 | 3 | ||||||
История моделирования | ||||||||||
3. | Тенденции современной моды | 2 | 1 | 1 | ||||||
4. | Источники моделирования одежды. Исторический и народный костюм как источники моделирования | 2 | 1 | 1 | ||||||
5. | Моделирование костюма. Методы моделирования (эскиз, наколка). Понятие композиции костюма. Выбор модели для пошива | 4 | 2 | 2 | ||||||
Конструирование костюма | ||||||||||
6. | Методы конструирования (расчетный, наколка, комбинированные). Применение этих методов для уточнения конструкций | 6 | 2 | 4 | ||||||
7. | Понятие «плечевых» и «поясных» изделий. Размерные признаки фигуры, основные мерки. Определение размера изделия | 3 | 1 | 2 | ||||||
8. | Построение чертежа прямой юбки | 3 | 1 | 2 | ||||||
9. | Перевод выкройки из журнала | 2 | 1 | 1 | ||||||
10. | Основные детали различных конструкций лифа. Конструирование юбок | 4 | 2 | 2 | ||||||
Технология пошива изделий | ||||||||||
11. | Свойства тканей и ниток | 2 | 1 | 1 | ||||||
12. | Правила раскроя ткани | 2 | 1 | 1 | ||||||
13. | Пошив поясного изделия (юбка, брюки) | 16 | 2 | 14 | ||||||
14. | Пошив плечевого изделия (без рукавов) | 16 | 2 | 14 | ||||||
15. | Пошив изделия по выбранной модели | 18 | 2 | 16 | ||||||
Костюм как средство взаимодействия элементов: культура - человек – общество | ||||||||||
16 | Упражнения для выработки походки и осанки. Дефиле | 2 | - | 2 | ||||||
18. | Репетиции показов. Подбор дополнений и аксессуаров | 3 | 1 | 2 | ||||||
19. | Показ моделей(традиционный школьный праздник «За честь школы») | 2 | - | 2 | ||||||
20. | Контрольное занятие. Фотосъемка или показ моделей одежды | 3 | 1 | 2 | ||||||
Практика социального общения | ||||||||||
21. | Участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, других мероприятиях, (в общешкольных, районных) | 3 | - | 3 | ||||||
22. | Посещение краеведческого музея | 2 | - | 2 | ||||||
23. | Подведение итогов. Присуждение номинаций | 3 | - | 3 | ||||||
Итого | 104 | 40 | 64 |
2-й год занятий:
№ | Тема | Всего часов | В том числе | ||
Теор. | Практ. | ||||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - | |
История моделирования. | |||||
2. | Тенденции современной моды. Творчество современных модельеров | 3 | 3 | - | |
3. | Народный костюм в моделировании. Костюмы разных народов (обзорно) | 3 | 3 | - | |
4. | Северорусский и южнорусский народный костюм | 3 | 3 | - | |
Моделирование костюма | |||||
5. | Пропорции тела человека | 3 | 1 | 2 | |
6. | Основы моделирования костюма методом наколки | 3 | 1 | 2 | |
7. | Образное решение и композиция костюма. Форма, линия и цвет как элементы композиции. Роль формы и линии в композиции | 6 | 3 | 3 | |
8. | Моделирование костюма на конкретную фигуру (на себя) ( в том числе с использованием ИКТ) | 3 | 1 | 2 | |
Конструирование | |||||
9. | Конструирование лифа изделия облегающей формы методом наколки | 3 | 1 | 2 | |
10. | Конструирование воротников, рукавов | 6 | 2 | 4 | |
11. | Внесение изменений в готовую конструкцию (выкройку). Построение оборок и воланов. | 3 | 1 | 2 | |
Технология | |||||
12. | Пошив плечевого изделия с втачными рукавами, воротником | 22 | 2 | 20 | |
13. | Пошив изделия по выбранной модели | 25 | 2 | 23 | |
| |||||
Костюм как средство взаимодействия элементов: культура - человек – общество | |||||
15. | Дефиле | 3 | 1 | 2 | |
16. | Репетиции показов. Формирование коллекции моделей. Образное решение коллекций и отдельных моделей | 3 | - | 3 | |
17. | Показ моделей (школьный праздник «За честь школы») | 2 | - | 2 | |
18. | Итоговое занятие (фотосъемка или показ моделей) | 2 | - | 2 | |
Практика социального общения | |||||
19. | Участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, других мероприятиях (школьных, районных) | 6 | - | 6 | |
20. | Подведение итогов. Присуждение номинаций | 3 | - | 3 | |
Итого: | 104 | 26 | 78 |
3-й год занятий:
№ | Тема | Всего часов | В том числе | ||
Теор. | Практ. | ||||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - | |
История моделирования | |||||
2. | Тенденции современной моды. Моделирование по народным и историческим традициям. Творчество модельеров | 3 | 1 | 2 | |
3. | Исторический костюм | 3 | 1 | 2 | |
Моделирование и конструирование костюма | |||||
5. | Законы композиции. Элементы и средства композиции. Роль цвета, фактуры и рисунка ткани в композиции | 6 | 3 | 3 | |
6. | Выполнение эскизов | 3 | 1 | 2 | |
7. | Моделирование и конструирование изделий методом наколки | 3 | 1 | 2 | |
8. | Конструктивное решение русского народного костюма | 3 | 1 | 2 | |
9. | Основные виды конструкций плечевых изделий в зависимости от покроя рукава. Конструирование путем переноса вытачек и рельефов | 6 | 3 | 3 | |
10. | Моделирование и конструирование костюма на конкретную фигуру | 6 | 2 | 4 | |
Технология | |||||
11. | Пошив изделия для показа коллекции: а) обработка сложных узлов (пиджачный воротник, прорезные карманы, ластовицы и т.д.) или: б) варианты обработки различных узлов изделия Пошив изделия по выбранной модели | 30 | 3 | 27 | |
12. | Обработка изделий ( дополнительных по желанию и выбору учащихся) | 21 | 3 | 18 | |
Костюм - язык социального общения | |||||
13. | Символика костюма | 3 | 3 | - | |
14. | Репетиции показов. Образное и стилистическое формирование коллекции. Постановка показа | 6 | 3 | 3 | |
15. | Показ моделей (школьный праздник «За честь школы» | 3 | - | 3 | |
16. | Фотосъемка или показ моделей | 3 | - | 3 | |
Практика социального общения | |||||
17. | Участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, других мероприятиях | 6 | - | 6 | |
18. | Подведение итогов. Присуждение номинаций | 3 | - | 3 | |
Итогo
| 104 | 27 | 77 |
Вся программа (за 3 года изучения): 312ч
Содержание первого года занятий:
Вводное занятие. Программа и задачи 1-го года обучения. Ожидаемые результаты. Понятие о моделировании одежды. Составляющие моделирования. Техника безопасности.
Освоение работы на электрических швейных машинах(универ-
сальных, краеобмёточной, компьютеризированной)
Заправка верхней и нижней нити; подключение машины к сети; работа с тканью (прямая и зигзагообразная. краеобмёточная строчки); чистка; простейшая наладка машины. Техника безопасности.
Практическая деятельность. Упражнения: заправка верхней и нижней нити, подключение машины к сети, упражнения по выполнению прямой и зигзагообразной, краеобмёточной строчек, регулировка натяжения верхней и нижней нити, замена иглы, чистка челночного устройства, смазка машины, приёмы работы и особенности компьютеризированной швейной машины.
Эвристические задания. Помощь товарищам в освоении отдельных приемов.
Формы подведения итогов: проверка преподавателем освоения каждого из навыков каждым учащимся; групповой опрос по правилам техники безопасности.
История моделирования
Тенденции современной моды. Тенденции и направления современной моды «прет-а-порте» (силуэты, стили, формы, длина, линия талии, цвет, обувь, дополнения, отделки, прически, макияж). Зарубежные и российские показы коллекций одежды «прет-а-порте». Понятие «стиль в одежде».
Практическая деятельность. Просмотр журналов мод, компьютерных дисков, зарисовки моделей, обсуждение.
Эвристические задания: выбор понравившейся модели, соответствующей собственному внешнему облику.
Формы подведения итогов: беседа-опрос о модных тенденциях; учет использования полученной информации при выборе модели для пошива.
Источники моделирования одежды. Народный и исторический костюм как источники моделирования. Источники моделирования одежды: природа, музыка, исторические события, архитектура, искусство и т.п. Исторический и народный костюм как источники моделирования. Использование декоративных и конструктивных особенностей народного костюма.
Повторяемость образов и форм в искусстве, природе, жизни.
Представление о преемственности традиций в области создания костюма.
Представление о необходимости соответствия костюма своему времени.
Отражение в современном костюме черт исторического и народного костюмов.
Практическая деятельность. Знакомство с примерами (визуально) влияния архитектуры, исторических событий на моделирование костюма: с образцами костюмов с использованием образов живой природы, объектов быта и т.д.
Эвристические задания: Найти (в журналах мод) примеры использования традиций народного и исторического костюма в одежде.
Творческая работа*(работа учащихся на втором «творческом уровне») Создание эскизов одежды с отражением образов архитектуры, природы, народного и исторического костюмов.
Моделирование костюма
Методы моделирования (эскиз, наколка). Понятие композиции костюма. Выбор модели для пошива. Понятие моделирования костюма. Представление о 2 методах моделирования: эскизировании и наколке (муляжный метод). Особенности наколки на манекен и фигуру. Преимущества и недостатки методов. Область применения. Учет назначения костюма и условий его эксплуатации при моделировании.
Понятие композиции костюма и ее составляющих (форма, линия, цвет, фактура, декор). Учет внешних данных человека при моделировании костюма.
Практическая деятельность. Выбор и зарисовка моделей одежды из журналов мод (выбор модели для пошива). Первые опыты закалывания куска ткани с целью придания той или иной формы и определения будущей формы изделия.
Эвристические задания. Самостоятельное выполнение эскизов (простейших).
Форма подведения итогов. Просмотр зарисовок из журналов мод, эскизов, их обсуждение и утверждение. Анализ показа моделей готовой одежды.
Конструирование костюма
Методы конструирования (расчетный, наколка, комбинированные). Применение этих методов для уточнения конструкции. Характеристика 2 методов конструирования: расчетного и наколки. Область применения. Достоинства и недостатки. Комбинированные методы.
Практическая деятельность. Выбор методов и использование основ этих методов при конструировании простейших узлов изделия (вырез горловины, пояс юбки или брюк, оформление карманов, оформление шва сидения брюк), уточнении размеров выкроек.
Формы подведения итогов. Беседа-опрос, просмотр и обсуждение готовых изделий и изделий в процессе их изготовления, анализ уточнения готовых выкроек.
Понятие «плечевых» и «поясных» изделий. Размерные признаки фигуры, основные мерки. Определение размера изделия. Понятие «поясных» и «плечевых» изделий. Снятие основных мерок, необходимых для определения размера изделия (Ог, Об, От, рост). Различие в размерах изделия, определенных по российским и европейским стандартам. Стандартизация фигур, стандартные фигуры.
Практическая деятельность. Снятие мерок друг с друга (работа в паре), определение своего размера по российской и европейской классификации.
Формы подведения итогов. Проверка правильности снятия мерок и определение размера.
Построение чертежа прямой юбки. Мерки, необходимые для построения чертежа прямой юбки. Прибавки. Построение сетки, расчет и построение вытачек. Оформление линии талии, бокового шва, низа.
Практическая деятельность. Снятие необходимых мерок, выполнение расчетов, построение чертежа.
Форма подведения итогов. Проверка правильности снятия мерок, расчетов и построения чертежа.
Перевод выкройки из журнала. Определение размера в соответствии со своими мерками по таблице в журнале. Нахождение нужного листа выкроек. Нахождение необходимых деталей на листе выкроек. Перенесение выкройки на кальку - обозначения деталей, нити основы (нити основы), рассечки. Прибавки на швы.
Эвристические задания. Уточнить выкройку по своим размерам.
Творческая работа. Внести простейшие изменения в конструкцию.
Формы подведения итогов. Проверка правильности снятия выкройки, точности линий, данных прибавок.
Основные детали различных конструкций лифа
Конструирование юбок. Основные детали различных конструкций лифа: с рельефами из плечевого шва и проймы, с вытачками на полочке по линии талии, из проймы или бокового шва.
Конструирование юбок: расклешенных, в складку или сборку; покроя «солнце» и «полусолнце». Надсечки и вспомогательные линии.
Практическая деятельность. Визуальное знакомство и зарисовка (в тетради) основных деталей различных конструкций лифа. Построение (в тетради) различных конструкций юбок.
Формы подведения итогов. Проверка зарисовок и построения конструкций юбок.
Технология пошива изделий
Свойства тканей и ниток. Классификация тканей по составу; строение и свойства натуральных волокон, искусственных и синтетических волокон и тканей из них.
Требования к ниткам для шитья.
Учет свойств тканей при выборе модели, раскрое и пошиве в зависимости от назначения костюма и условий его эксплуатации.
Практическая деятельность. Визуальное и тактильное знакомство с тканями различного состава. Знакомство со свойствами тканей в процессе раскроя и пошива изделий.
Правила раскроя ткани. Последовательность. Нити основы и утка. Раскладка на ткани.Экономичность раскладки.
Различие свойств ткани в зависимости от направления - по нити основы, утку, косому направлению. Раскрой ткани с учетом расположения нити основы в изделии. Учет направленности и размера рисунка. Раскрой ворсовых тканей, вельвета и бархата. Расположение деталей выкройки на ткани.
Практическая деятельность. Определение нити основы, утка, косого направления ткани.
Определение направленности рисунка, направления ворса, разнооттеночности.
Определение расположения лекал на ткани (в соответствии с направлением нити основы).
Пошив «поясного» изделия (юбка, брюки). Обработка ткани перед раскроем. Расположение нити основы на юбках и брюках в зависимости от модели и ткани. Раскладка лекал. Правила работы с тканью и ножницами. Раскрой и подготовка к 1-й примерке. Проведение 1-й примерки. Уточнение конструкции. Внесение изменений в конструкцию. Обработка вытачек, боковых швов, шагового шва и шва сидения брюк. Уточнение линии талии. Обработка застежки «молния», пояса. Уточнение и обработка низа изделия.
Практическая деятельность. Раскладка лекал, раскрой, примерка, пошив.
Формы подведения итогов. Контроль качества в процессе освоения отдельных операций; контроль качества готового изделия; анализ эстетического, конструктивного и технологического качества после показа коллекции.
Пошив плечевого изделия (топ, платье) без рукавов. Обработка ткани перед раскроем. Расположение нити основы на деталях лифа в зависимости от модели и ткани. Раскладка лекал. Раскрой и подготовка к 1-й примерке. Проведение примерки. Уточнение конструкции. Внесение изменений в конструкцию. Обработка вытачек, рельефов, среднего шва спинки, боковых и плечевых швов. Проведение 2-й примерки. Уточнение конструкции, внесение изменений. Обработка выреза горловины и пройм подкройными обтачками. Уточнение и обработка низа.
Формы подведения итогов. Контроль качества в процессе освоения отдельных операций. Контроль качества готового изделия. Анализ эстетического, конструктивного и технологического качества после показа коллекций.
Пошив изделия по выбранной модели. Последовательность обработки простых плечевых и поясных изделий. Выбор ткани, ее обработка перед раскроем.
Практическая деятельность. Расположение нити основы на деталях кроя в зависимости от модели и ткани. Раскладка лекал. Раскрой и подготовка к 1-й примерке. Проведение примерки. Уточнение конструкции, внесение изменений в конструкцию. Обработка вытачек, рельефов, боковых швов, среднего шва спинки, разрезов или шлиц. Подготовка ко 2-й примерке. Проведение примерки. Уточнение конструкции, внесение изменений. Обработка горловины подкройными обтачками (2-й способ) или руликом. Обработка пройм. Обработка застежки «молния» (одним из способов). Обработка и соединение с лифом воротников, карманов и т.д. Уточнение и обработка низа.
Формы подведения итогов. Контроль качества в процессе освоения отдельных операций; контроль качества готовых изделий; анализ эстетического, конструктивного и технологического качества после показа моделей одежды или фотосъемки.
Костюм как средство взаимодействия элементов: культура- человек- общество
Требования, предъявляемые к одежде, и ее классификация по назначению и стилям. Классификация одежды по назначению и стилям. Понятие стиля, в том числе в одежде. Эстетические, гигиенические и экономические требования к одежде. Оценка качества одежды комплексно, по всем требованиям.
Практическая деятельность. Анализ соответствия одежды (своей, членов коллектива) требованиям и стилям. Приведение примеров и анализ манеры одеваться людей «стильных».
Эвристические задания. Собственные примеры разделения одежды по назначению и стилям.
Творческая работа. Подбор дополнений к показу коллекции для придания одежде «стиля».
Анализ использования полученных знаний при подготовке к показу коллекции.
Упражнения для выработки походки и осанки. Дефиле. Правильная осанка. Упражнения, способствующие правильной осанке. Красивая походка, ее составляющие. Упражнения, помогающие сделать походку красивой.
Практическая деятельность. Анализ своей осанки и походки (в зеркале); упражнения для улучшения осанки и походки, укрепления позвоночника. Дефиле.
Формы подведения итогов. Анализ показов моделей одежды педагогом и членами коллектива.
Репетиции показов. Подбор дополнений и аксессуаров. Понятие коллекции моделей одежды. Формирование отдельных моделей в коллекции. Образное решение отдельной модели. Дополнения и аксессуары как элементы создания образа.
Практическая деятельность. Подбор дополнений и аксессуаров. Репетиция показа моделей (дефиле).
Эвристические задания. Нахождение собственного «рисунка» показа.
Формы подведения итогов. Показ моделей и его анализ.
Показ моделей на традиционном школьном празднике «За честь школы». Отработка навыков дефиле; выступлений перед зрителями; работа над координацией движений.
Навыки оценки своей внешности, манеры держаться в сравнении с другими.
Дисциплина, аккуратность. Внутренняя дисциплина, внимание и организованность.
Навыки взаимодействия и взаимопомощи в коллективе.
Развитие уверенности в своих силах.
Практическая деятельность. Участие в показе. Помощь другим членам коллектива (за кулисами).
Формы подведения итогов. Просмотр и анализ видеозаписи показа.
Контрольное занятие. Фотосъемка или показ моделей одежды. Фотосъемка или показ моделей как работа по демонстрации одежды. Знание достоинств и недостатков своей внешности, походки. Способы корректировки внешности (для фотосъемки) или походки (для показа одежды). Обувь, дополнения, прическа и макияж.
Практическая деятельность. Подбор дополнений, обуви, прически и макияжа.
Фотосъемка или показ моделей одежды.
Формы подведения итогов. Просмотр и обсуждение фотоснимков, показа моделей одежды. Фотосессия.
¦ Практика социального общения
Посещение краеведческого музея (местный краеведческий
музей с.Газимурский Завод).
Участьие в предметной неделе по технологии, праздничных мероприятиях в школе. районном доме культуры.
Знакомство с творчеством художников в области декоративно-прикладного искусства, изучение исторического и народного костюма.
Подведение итогов. Присуждение номинаций.
Оценка работы за год каждого учащегося по 5 показателям. Определение победителей. Присуждение «номинаций» с учетом личных достижений членов коллектива (например, «Мисс элегантность», «Надежда моделирования» и др.). Создание ситуации успеха для каждой воспитанницы.
Содержание второго года занятий:
Вводное занятие. Программа и задачи 2-го года обучения. Ожидаемые результаты. Техника безопасности. Просмотр и обсуждение эскизов, костюмов, проектов, сделанных за лето.
История моделирования
Тенденции современной моды. Творчество современных модельеров. Знакомство с тенденциями и направлениями современной моды («прет-а-порте» и «от кутюр»). Стили, силуэты, форма, длина, линия талии, цвет ткани, обувь, дополнения, отделки, прически, макияж. Информация о текущих показах зарубежных и российских коллекций одежды. Творчество ведущих современных модельеров; ведущие Дома мод. Понятие об одежде «прет-а-порте» и «от кутюр».
Понятие о внешнем виде и качестве одежды в зависимости от назначения. .
Практическая деятельность. Просмотр и обсуждение журналов мод, компьютерных дисков и телепередач о моде, зарисовки моделей и модных элементов.
Эвристические задания. Выбор понравившейся модели, соответствующей собственному внешнему облику и внутреннему миру. Применение отдельных модных элементов при проектировании одежды.
Народный костюм в моделировании. Костюмы разных народов (обзорно). Принципы использования народного костюма как источника вдохновения в моделировании. Перенос или интерпретация декоративных и конструктивных решений. Заимствование образных, стилевых, силуэтных решений; использование характерных отделок, украшений, тканей и т.д.
Отличия в декоративно-образном решении костюмов отдельных народов. Костюмы Японии, Средней Азии, Юго-Восточной Азии, Индии, Испании, стран Африки, Западной Европы, Латинской Америки, цыганский костюм как источники вдохновения модельеров.
Характерные черты костюмов отдельных народов, их отличие от русского костюма. Представление об образном, стилевом, силуэтном, цветовом решении костюма.
Практическая деятельность. Визуальное знакомство с костюмами отдельных (вышеперечисленных) народов. Просмотр книг, журналов мод. Использование сети Интернет.Зарисовка костюмов.
Эвристические задания. Отыскать в журналах мод костюмы, смоделированные по народным мотивам, и определить, костюмы каких народов стали источником вдохновения.
Северорусский и южнорусский народный костюм. Костюм Московской губернии. Образно-декоративное и цветовое решение русского народного костюма. Идеал красоты, отраженный в народном костюме. Отличие северорусского народного костюма от южнорусского. Костюмы (обзорно) XVIII - XIX вв. различных губерний России. Костюм Московской губернии. Отражение русского народного костюма в современной моде.
Приобщение к традициям своего народа, представление об идеалах красоты русского народа. Понятие о соответствии образа жизни, нравственных традиций, обычаев народа и его костюма; понятие о костюме как элементе взаимодействия системы: культура - человек - общество, о неразрывности составляющих этой системы.
Практическая деятельность. Знакомство с русским народным костюмом по книгам, компьютерным дискам, посещение краеведческого музея.
Знакомство с отражением русских народных традиций в творчестве российских и зарубежных модельеров, в коллекциях других детских коллективов.
Эвристические задания. Отыскать черты русского народного костюма в современной одежде.
Творческая работа. Использовать народные традиции при проектировании одежды.
Моделирование костюма
Пропорции тела человека. Основные пропорции фигуры человека. Различие в пропорциях фигуры взрослого человека и детской фигуры, в пропорциях мужской и женской фигур.
Разнообразные типы женских фигур в зависимости от соотношения основных размеров и осанки.
Условно-пропорциональная фигура, ее зарисовка (построение).
Практическая деятельность. Визуальное знакомство с различными типами женских фигур. Построение условно-пропорциональной женской фигуры.
Основы моделирования костюма методом наколки. Метод наколки как один из способов моделирования одежды. Область применения. Определение методом наколки: формы, силуэта, размера формы. Расположение направления ткани; расположение рисунка, расположение, размер и форма деталей, отделок и т.д.
Практическая деятельность. Моделирование отдельных элементов костюма (вырез горловины, воротник, карманы и т.д.).
Моделирование общей формы костюма, отдельных его частей, расположение направления ткани, рисунка, деталей при проектировании одежды для показа коллекций.
Творческая работа: самостоятельное моделирование костюма или его частей методом наколки.
Образное решение и композиция костюма. Форма, линия и цвет как элементы композиции. Роль формы и линии. Понятие композиции костюма; ее роль в образно-эмоциональном восприятии костюма. Форма, линия, цвет - элементы композиции. Композиционный центр. Роль формы и линии в композиции костюма. Величина и характер формы. Вертикальные, горизонтальные и наклонные линии.
Практическая деятельность. Рассмотрение примеров влияния формы и линии на композицию костюма. Анализ композиционного решения отдельных костюмов.
Эвристические задания. Использование полученных знаний при проектировании одежды.
Моделирование костюма на конкретную фигуру (на себя). Требования, которые необходимо учитывать при моделировании (или выборе) костюма (эстетические, гигиенические, экономические). Соответствие проектируемого костюма внешнему облику человека, манере держаться, назначению, условиям эксплуатации. Соответствие модели, конструкции и ткани. Выбор методов моделирования. Простая наколка на манекен или фигуру или зарисовка модели (рабочий эскиз).
Практическая деятельность. Просмотр журналов мод, компьютерных дисков, зарисовки различных моделей, выбор базовой и внесение в нее желательных изменений при эскизировании.
Простейшая наколка на манекен или фигуру. Выбор модели для пошива. Выбор ткани.
Эвристические задания. Разработка собственных эскизов.
Формы подведения итогов. Просмотр и обсуждение эскизов; анализ результатов моделирования при обсуждении готовой модели одежды.
Конструирование костюма
Конструирование лифа изделия облегающей формы методом наколки. Область применения метода наколки (моделирование, конструирование). Принципы конструирования методом наколки. Последовательность действий. Конструирование лифа изделия облегающей формы с рельефами на полочке наколкой на манекен (расположение нити основы; наколка ткани на манекен по линии середины переда и спинки; закалывание боковых и плечевых швов; формирование и закалывание вытачек и рельефов; раскалывание наколки). Внесение уточнений в конструкцию.
Практическая деятельность. Наколка на манекен конструкции лифа изделия прилегающей формы с рельефами на полочке.
Эвристические задания. Наколка лифа с рельефами, отличными по форме от заданных.
Формы подведения итогов. Просмотр и сравнение конструкций, полученных разными парами воспитанниц (на манекене и в развертке).
Конструирование воротников, рукавов. Способы построения воротников (расчетный, наколка, комбинированный). Основные типы воротников и их конструирование (отложной плосколежащий; отложной с притачной или цельнокроенной стойкой; воротник - «стойка», прилегающий к шее или отстающий; воротник - «хомутик»).
Типы рукавов. Прямой рукав. Конструирование различных типов
рукавов на основе прямого.( «Фонарик»,рукав с углубленной проймой, «колокол», на манжете)
Практическая деятельность. Построение конструкций различных воротников в тетради. Зарисовка формы воротников.
Моделирование рукавов на основе прямого.Работа с шаблонами.
Эвристические задания. Построение конструкции выбранного воротника и рукава для конкретного изделия.
Формы подведения итогов. Оценка качества готового воротника
или рукавов(на изделии).
Внесение изменений в готовую конструкцию (выкройку). Построение оборок и воланов. Проверка основных размеров выкройки (Ог, От, Об, Ди). Изменение силуэта, линии горловины; построение вытачек (по линии талии); построение воротников и карманов. Определение прибавок на швы в зависимости от предполагаемых методов обработки. Построение оборок и воланов. Построение подбортов.
Практическая деятельность. Внесение вышеуказанных изменений в выкройку при проектировании одежды. Построение оборок и воланов в тетради.
Подведение итогов. Проверка выкройки преподавателем, внесение исправлений. Самоанализ, взаиноанализ правильности выполнения работы.
Технология
Пошив плечевого изделия с втачными рукавами. Последовательность обработки изделия с втачными рукавами. Обработка и втачивание рукава (совмещение рассечек, как правильно вметать и втачать рукав); обеспечение хорошей посадки на фигуре. Зависимость высоты оката от величины проймы.
Отработка навыков вметывания и втачивания рукава, обеспечение хорошей посадки рукава, внесения изменений в линию оката в случае изменения длины проймы (после втачивания плечевых и боковых швов и т.п.).
Практическая деятельность. Раскладка лекал, раскрой, проведение примерок, пошив изделия с втачным рукавом.
Формы подведения итогов. Контроль качества в процессе пошива и качества готового изделия.
Пошив изделия (блузы, платья) с втачными рукавами, отложным воротником или воротником-стойкой. Последовательность обработки. Расположение нити основы на деталях кроя. Раскладка лекал, раскрой, подготовка и проведение 1-й примерки. Внесение изменений. Обработка и втачивание воротника (одним из способов), обработка и втачивание рукавов. Обработка линии низа.
Практическая деятельность. Рассмотрение вариантов обработки подбортов и воротника и втачивания воротника в горловину. Обработка воротника, подбортов, втачивание воротника в горловину одним из способов при пошиве изделия.
Формы подведения итогов. Проверка знания последовательности обработки (опрос). Контроль качества обработки изученных узлов в готовом изделии.
Пошив изделия по выбранной модели. Обработка воланов, оборок. Обработка воланов, оборок. Варианты обработки простых узлов (пояс или обтачка юбки или брюк, различные варианты обработки застежки - «молнии», подгибки низа, оформления горловины и пройм). Обработка «сложных» тканей: вельвета, бархата, ткани - «стрейч», трикотажа, тонких тканей. Выбор способов обработки.
Практическая деятельность. Пошив изделия по выбранной модели.
Эвристические задания: выбор способов обработки (оптимальных) отдельных узлов.
Формы подведения итогов. Анализ рациональности выбранных методов обработки.
Контроль качества обработки готового изделия.
Костюм как средство взаимодействия элементов: культура- человек- общество
Дефиле. Связь походки с костюмом, его образным и стилевым решением, с формой. «Характер» и варианты походки.
Практическая деятельность. Выполнение упражнений для улучшения походки и осанки. Дефиле.
Обучение «отстающих» учащихся более сильными.
Формы подведения итогов. Анализ показов коллекций педагогом и членами коллектива. Присуждение диплома в номинации «Лучшая манекенщица» (по результатам показа моделей одежды и коллекций).
Репетиции показов. Формирование коллекции. Образное решение коллекции и отдельных моделей. Принципы формирования коллекции моделей одежды. Единство образно-стилистического решения коллекции.
Общность цветового и силуэтного решений. Дополнения и аксессуары. Музыкальное сопровождение. Образное решение отдельных моделей. Учет модных тенденций.
Практическая деятельность. Нахождение образного решения отдельных моделей. Подбор дополнений и аксессуаров. Репетиция с постановочными элементами.(с участием хореографа)
Эвристические задания. Участие в подборе музыки, нахождение «рисунка» показа.
Творческая работа. Формирование собственных коллекций.
Формы подведения итогов. Показ коллекции и его анализ.
Показ моделей.Показ моделей на традиционном празднике
«За честь школы» Демонстрация навыков дефиле, умения выступать перед зрителями, чувства ритма; координации движений; пластичности.
Сравнение своей модели одежды с моделями других участников. Стремление к красоте и идеалу. Желание творчества. Развитие эстетического вкуса, чувства стиля.
Аккуратность, дисциплинированность. Внутренняя дисциплина, внимание и организованность. Навыки взаимодействия в коллективе, взаимопомощь.
Практическая деятельность. Участие в показе. Помощь другим членам коллектива (за кулисами).
Творческое задание. Показ собственной коллекции одежды.
Формы подведения итогов. Просмотр видеозаписи показа. Анализ преподавателем, обсуждение членами коллектива.
Контрольное занятие. Фотосъемка или показ моделей одежды. Фотосъемка или показ моделей как работа по демонстрации моделей одежды. Показ декоративных и конструктивных особенностей модели одежды. Корректировка внешности и постановка походки для демонстрации одежды. Стилистическое единство костюма, обуви, дополнений, прически, макияжа и манеры демонстрации. Влияние манеры держаться, манеры поведения на производимое впечатление.
Оценка воспитанниками своих внешних данных, манеры держаться, походки. Способы корректировки. Участие в фотосъемке, демонстрации одежды.Фотосессия.
Практическая деятельность. Выбор костюма для фотосъемки или показа. Подбор дополнений, обуви, прически, макияжа, позы (для фотосъемки) или походки (для показа). Фотосъемка или показ моделей одежды.
Эвристические задания. Использование метода наколки для видоизменения костюма или создания отдельных его деталей.
Формы подведения итогов. Просмотр и обсуждение фотоснимков, показа моделей одежды, выставление оценок и присуждение номинаций.
Практика социального общения
Участие в предметной неделе по технологии ,праздничных мероприятиях в школе, районном доме культуры, выезд в школы района.
Подведение итогов. Присуждение номинаций Оценка работы за год каждого учащегося по 5 показателям.
Определение победителей. Присуждение «номинаций» с учетом личных достижений членов коллектива (например, «Мисс элегантность», «Надежда моделирования» и др.). Создание ситуации успеха для каждой воспитанницы.
Содержание третьего года занятий
Вводное занятие. Программа и задачи 3-го года обучения. Предполагаемые результаты. Техника безопасности. Просмотр и обсуждение эскизов, костюмов, проектов, сделанных за лето.
История моделирования
Тенденции современной моды. Моделирование по народным и историческим традициям. Творчество современных модельеров. Знакомство с тенденциями и направлениями современной моды («прет-а-порте» и «от кутюр»): образы, стили, силуэты, форма, длина, конструкция, линия талии, ткани, цвет, обувь, дополнения, отделки, прически, макияж. Информация о текущих показах зарубежных и российских коллекций одежды ведущих современных модельеров и Домов мод. Отражение народного и исторического костюма в современной моде (образное решение, крой, отделки, ткани, цвет и т.д.). Творчество современных модельеров и модельеров прошлого. Творчество Надежды Ламановой в дореволюционный и советский период. Творчество Вячеслава Зайцева.
Творчество Габриэль Шанель, Кристиана Диора, Ива Сен-Лорана.
Особенности творчества современных российских модельеров.
Практическая деятельность. Просмотр и обсуждение журналов мод, компьютерных дисков и телепередач о моде, обсуждение «костюмных» фильмов и спектаклей с анализом понравившихся костюмов. Зарисовки моделей и модных элементов костюма.
Эвристические задания: Выбор и применение отдельных модных элементов при проектировании одежды.
Творческая работа: Создание собственных моделей (эскизов) с учетом модных тенденций, применением элементов исторического и народного костюмов.
Форма подведения итогов: беседа-опрос о модных тенденциях, творчестве современных модельеров, использовании исторических и народных традиций в одежде; учет использования полученной информации при проектировании одежды.
Исторический костюм. Знакомство с костюмом Древнего Египта, Древней Греции и Рима; эпох Византии, Средневековья, Возрождения, XVII - XX вв. (обзорно). Связь костюма с архитектурой, искусством, историческими событиями своей эпохи, бытом и нравами общества. Различные идеалы красоты, нашедшие отражение в костюмах разных эпох.
Практическая деятельность. Знакомство с историческим костюмом по книгам. использование сети Интернет. Зарисовка костюмов.
Эвристические задания. Нахождение в современных костюмах элементов и прообразов исторического.
Творческая работа: Использование элементов исторического костюма при выполнении эскизов одежды.
Форма подведения итогов. Беседа-опрос, разговор о различных идеалах красоты.
Моделирование и конструирование костюма
Законы композиции. Элементы и средства композиции. Роль цвета, рисунка, фактуры ткани, отделок в композиции. Пропорции и ритм в композиции костюма; симметрия и асимметрия. Роль композиционного центра, элементы и средства композиции. Контраст, нюанс и тождество. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета, хроматические и ахроматические, контрастные, родственные и родственно-контрастные. Влияние цвета на зрительно-эмоциональное восприятие формы и композиции. Роль фактуры, рисунка ткани, отделок.
Практическая деятельность. Просмотр и анализ различных композиционных решений (в т.ч. интерьера, фотоснимков). Анализ использования форм, линий, цвета в композиции. Определение композиционного центра.
Творческая работа. Использование полученных знаний при проектировании костюма.
Формы подведения итогов. Анализ применения полученных знаний при проектировании и пошиве костюма. Анализ образного и композиционного решения готового костюма.
Выполнение эскизов. Последовательность выполнения эскизов. Выполнение набросков. Выбор окончательного варианта модели.
Набросок фигуры. Общая форма одежды, силуэт, основной цвет или цветовые сочетания, внутренняя разработка формы - конструктивная и декоративная.
Окончательная отделка и оформление эскиза. Единая стилистика при оформлении эскизов коллекций.
Особенности изображения женской фигуры.
Практическая деятельность. Выполнение эскиза костюма на фигуре.
1-й уровень усвоения: по шаблону.
2-й уровень: самостоятельно.
Творческая работа. Разработка эскизов коллекции моделей.
Формы подведения итогов. Просмотр и обсуждение эскизов, участие в конкурсах и выставках.
Моделирование и конструирование изделий методом наколки. Последовательность действий при проектировании (моделировании) одежды методом наколки.
Выбор общей формы, силуэта изделия с учетом свойств ткани, назначения одежды и т.д.
Выбор направления нити основы в изделии.
Разработка соотношения отдельных частей формы, расположение отделок, размер и форма деталей.
Конструктивная проработка формы (расположение и размер вытачек, рельефов, сборок, драпировок и т.д.).
Практическая деятельность. Предварительная наколка на манекен или фигуру при моделировании изделий для себя. Конструктивная разработка изделия и моделирование отдельных элементов костюма в процессе пошива.
Выполнение отдельных упражнений при изучении темы.
Творческая работа. Наколка на манекен изделия повышенной сложности. Образное решение костюмов с помощью метода наколки.
Формы подведения итогов. Анализ применения метода наколки при выполнении заданий и в процессе пошива изделия. Анализ результатов применения метода при просмотре готовых изделий.
Конструктивное решение народного костюма. Принципы построения конструкций народного костюма (функциональность, рациональность, экономичность кроя).
Примеры конструкций женской рубахи, прямого и косоклинного сарафана, юбки-поневы.
Расположение декора.
Практическая деятельность. Знакомство с особенностями кроя народной одежды; зарисовки кроя.
Эвристические задания и творческая работа. Использование кроя народной одежды и его элементов при конструировании современной одежды.
Формы подведения итогов. Обсуждение понравившихся элементов кроя и возможности их использования в современной одежде.
Анализ использования учащимися элементов кроя народной одежды.
Основные виды конструкций плечевых изделий в зависимости от покроя рукава. Конструирование путем переноса вытачек (и рельефов). Основные виды конструкций в зависимости от покроя рукава: конструкции изделий с втачным рукавом, рукавом «реглан», цельнокроенным рукавом, «полуреглан», рукавом «кимоно», комбинированным. Конструирование путем перенесения вытачек. Конструирование рельефов, драпировок, складок и т.д.
Практическая деятельность. Визуальное знакомство с покроями рукава и зарисовки конструкций изделий различных покроев.
Конструирование моделей путем переноса вытачек (зарисовка и построение в тетради; видоизменение базовой конструкции при проектировании изделий для себя).
Формы подведения итогов. Проверка построения конструкций, оценка эффективности использования методов в процессе изготовления и при просмотре готового изделия.
Моделирование и конструирование костюма на конкретную фигуру. Требования, которые необходимо учитывать при проектировании: эстетические, гигиенические, экономические. Знание модных тенденций; учет назначения одежды, особенностей фигуры и внутреннего мира, манеры держаться, социального статуса и т.д. Соответствие модели, конструкции и ткани. Выбор ткани на модель или для пошива коллекции моделей. Создание моделей для показа коллекций; принципы объединения моделей в коллекцию; единство образного решения, стилистики, ткани, конструкций, цвета и т.д. Использование комбинированных методов при моделировании и конструировании костюма.
Практическая деятельность. Просмотр журналов мод, зарисовки различных моделей. Анализ требований, назначения коллекции. Предварительная наколка на манекен, эскизирование.
Выбор, проектирование модели. Выбор ткани (при проектировании коллекции - отдельное занятие проводится в магазине). Конструирование комбинированным методом (наколка, расчетный метод), внесение изменений в выбранную базовую конструкцию.
Формы подведения итогов. Просмотр и утверждение эскизов, анализ эстетических и конструктивных свойств моделей одежды (после показа моделей одежды или показа коллекции).
Технология
а). Пошив изделия для показа коллекции.
Обработка сложных узлов: пиджачного воротника и лацканов, ластовицы, прорезного кармана - «листочка», «в рамку», или с клапаном.
Практическая деятельность. Обработка вышеперечисленных узлов (хотя бы одного) при пошиве изделий для коллекции. Выбор вариантов обработки ранее изученных узлов и закрепление навыков их обработки.
Формы подведения итогов. Проверка и анализ качества готовых изделий.
б). Варианты обработки различных узлов изделий. Варианты обработки и втачивания воротников, накладных и «брючных карманов», подбортов с лацканами (с отделочной строчкой и в «чистый край»).
Практическая деятельность. Обработка хотя бы одного из вышеперечисленных узлов при пошиве изделий для коллекции.
Выбор вариантов обработки ранее изученных узлов и закрепление навыков их обработки.
Формы подведения итогов. Проверка и анализ качества готовых изделий.
Пошив дополнительного изделия по выбранной модели.
(изделие для себя или членов своей семьи. подарок сестре. маме,подруге)
Практическая деятельность. Пошив по выбранной модели изделия несложной формы и конструкции для закрепления полученых практических навыков.
Формы подведения итогов. Анализ качества готового изделия.
Костюм- язык социального общения
Символика костюма. Понятие символа. Роль символа в первобытном обществе. Развитие символа. Символы у разных народов. Символика русского народного костюма. Символика в современном костюме. Символика как социально-нравственная характеристика человека. Цветовая символика. Представление о костюме как языке социального общения.
Практическая деятельность. Зарисовка отдельных символов.
Обсуждение «символики» современной одежды.
Формы подведения итогов. Опрос, беседа.
Репетиции показов. Образное и стилистическое формирование коллекции. Постановка показа. Образно-стилистическое формирование коллекции. Единство темы коллекции, музыкального сопровождения, рисунка и манеры показа. Образное решение отдельных моделей. Понятие о соответствии манеры держаться, походки, поведения в целом и костюма. Стилевое единство вышеперечисленных элементов и их соответствие внутреннему миру человека и требованиям внешнего мира. Значение красивой походки, не вступающей в противоречие с костюмом, внешностью человека, его внутренним миром и требованиями внешнего мира.
Развитие чувства стиля, уверенности в себе, повышение самооценки.
Практическая деятельность. Нахождение образного решения отдельных моделей, подбор музыки и манеры показа. Подбор дополнений и аксессуаров. Дефиле с постановочными элементами и танцевальными движениями.(с привлечением хореографа)
Эвристические задания. Участие в подборе музыки, названия коллекции, нахождении рисунка показа.
Творческая работа. Формирование и постановка показов собственных коллекций. Участие в репетициях в качестве помощника педагога, «инструктора».
Формы подведения итогов. Показ коллекции и его анализ.
Показ коллекции. Показ коллекции на традиционном школьном празднике «За честь школы»Выработка умения выступать перед зрителями, умение свободно и раскрепощенно чувствовать себя «на публике», сцене, подиуме. Выработка артистического начала. Пластичность и ритмичность. Выработка собственного стиля.
Подготовка коллекции к показу.
Сравнение коллекции своего коллектива с другими. Сравнение с другими своего стиля и манеры поведения.
Практическая деятельность. Участие в показе. Помощь другим членам коллектива. Показ собственной коллекции одежды.
Формы подведения итогов. Просмотр видеозаписи показа.
Анализ показа членами коллектива.
Контрольное занятие. Фотосъемка или показ моделей одежды. Выбор модели одежды для показа. Образное и стилевое соответствие костюма, манеры показа и индивидуальности человека. Выявление декоративных и конструктивных особенностей одежды. Создание и подчеркивание «образа» и «характера» костюма с помощью дополнений и манеры показа. Роль композиционного центра. Контраст, нюанс и тождество в костюме и фотографии.
Практическая деятельность. Выбор модели одежды для показа.
Выбор дополнений, видоизменений костюма с помощью метода наколки, выбор манеры показа или композиции кадра. Фотосъемки или показ моделей одежды.
Творческая работа. Самостоятельный выбор и видоизменение костюма, дополнений, манеры показа, позы и композиции кадра.
Формы подведения итогов. Просмотр и обсуждение, анализ фотоснимков или показа моделей одежды. Присуждение номинаций. Анализ работы за год.
Практика социального общения
См. в разделе «Содержание» первого и второго года занятий.
Подведение итогов. Присуждение номинаций.
Оценка работы за год каждого учащегося по 5 показателям. Определение победителей. Присуждение «номинаций» с учетом личных достижений членов коллектива (например, «Мисс элегантность», «Надежда моделирования» и др.). Создание ситуации успеха для каждой воспитанницы.
Методическое обеспечение программы «Студия моды»
Реализация программы строиться на большом количестве разнообразных учебно-методических изданий для дополнительного обучения по моделированию, конструированию и технологии пошива изделий.
На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую
деятельность творческого характера. Программой предусматривается использование таких методов обучения как: проблемное изложение материала, беседа, выполнение проектов, демонстрация объектов труда
дефиле.
Результативность освоения программы и личный рост обучающихся
отслеживается посредством карт мониторинга по каждому году обучения.
(Приложение 1,2)
Оборудование и инструменты, наглядные пособия: бытовые швейные машины с электро-
приводом (6шт); краеобмёточные машины «Оверлок» (2шт); компьютеризированная швейная машина (1шт); машины с ручным приво-
дом (з шт) , гладильные доски (2шт.);
наборы лекал, измерительные ленты, манекены женской фигуры размер 44,46,48 ( 3 шт.), ножницы, наборы игл для ручного шитья, наборы булавок. мела; наглядные пособия по моделированию, конструированию. технологии обработки одежды, инструкционные карты, образцы швов и поузловой обработки, образцы готовых изделий, альбомы с образцами материалов. фурнитуры. эскизы моделей одежды.
ПРИЛОЖЕНИЕ1
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности Оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Методы диагностик |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Теоретическая подготовка ребенка: 1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) 2. Владение специальной терминологией | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям; Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | • минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой); • средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2); • максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). • минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); • средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); • максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием) | 1 5 10 1 5 10 | Наблюдение, тестирование,
Собеседование |
II. Практическая подготовка ребенка: 1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)
качества готовых изделий.
сложность констру- кции модели.
лия, модели. 2. Владение специальным оборудованием и оснащением 3. Творческие навыки | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения Креативность в выполнении практических заданий | • минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков); • средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2); • максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период). • минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); • средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); • максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей). • начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); • репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); • творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) | 1 5 10 1 5 10 1 5 10 |
Представле- ние готового изделия для показа, дефиле. Контрольное задание, наблюдение Представле- ние готовых изделий для дифиле, наблюдение в процессе работы. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
III. Обще-учебные умения и навыки ребенка: 1. Учебно-интел-лектуальные умения: 1.1 Умение подбирать и анализировать специальную литературу (журналы мод, технологические схемы обработки изделий и др.) 1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации 1.3. Уровень самостоятельности в работе | Самостоятельность в подборе и анализе литературы,направления моды, подбор соответствующих модели методов и вариантов обработки, составление последовательности работы Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации. Интернет. Самостоятельность в работе с моделью | • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) Уровни - по аналогии с п. 3.1.1. Уровни - по аналогии с п. 3.1.1. | 1 5 10 | Анализ работы с выбранной моделью,самооценка. Наблюдение и анализ использования компьютера на этапе вы- бора и конструирования модели, из- готовления лекал. Наблюдение |
2.Учебно-коммуни-кативные умения: 2.1. Умение слушать и слышать педагога 2.2. Умение выступать перед аудиторией (показы моделей одежды на подиу- ме, дефиле) 2.3 Участие в общественной жизни коллектива, группы 3. Учебно-организационные умения и навыки: 3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога информации Способность непринуждённо держатся на сцене, подиуме, работать в группе, коллективе Умение работать в коллективе,уваже- ние других членов воллектива,взаимопомощь. Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой | Уровни - по аналогии с п. 3.1.1. Уровни - по аналогии с п. 3.1.1. Уровни - по аналогии с п. 3.1.1. Уровни - по аналогии с п. 3.1.1 | Наблюдение за работой на сцене, дефиле. Наблюдение в процессе занятий,анализ взаимодействия и поведения каждого участника группы. Наблюдение | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности 3.3. Умение аккуратно выполнять работу | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям Аккуратность и ответственность в работе | • минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой); • средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2); • максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период). Удовл. – хорошо - отлично | 1 5 10 |
оценка на каждом практическом этапе работы |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя ребенка ______________________________________________________
Возраст ___________________________________________________________________
Вид и название детского объединения _________________________________________
Ф.И.О. педагога ____________________________________________________________
Дата начала наблюдения ____________________________________________________
Сроки диагностики Показатели | Первый год обучения | Второй год обучения | Третий год обучения | ||||||
Конец I полугодия | Конец уч. года | Конец I полугодия | Конец уч. года | Конец I полугодия | Конец уч. года | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
I. Теоретическая подготовка ребенка: 1.Теоретические знания: a)разделам программы b) c) и т.д. 2. Владение специальной терминологией | |||||||||
II. Практическая подготовка ребенка: 1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой: a)эстетические качества модели b)сложность и точность конструкции c) качество обработки 2.Владение специальным оборудованием и оснащением 3.Творческие навыки | |||||||||
III. Общеучебные умения 1.Учебно-интеллектуальные умения: a) Умение подбирать и анализировать специальную литературу | |||||||||
b) Умение выступать перед аудиторией c) дефиле 3. Учебно-организационные умения и навыки: a) Умение организовать свое рабочее (учебное) место b) Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности c) Умение аккуратно выполнять работу | |||||||||
IV. Предметные достижения учащегося: • На уровне детского объединения (кружка, студии, секции) • На уровне школы (по линии дополнительного образования) • На уровне района, края |
Литература для учителя:
«Азбука моды» под ред. Л.В. Орловой.- М., «Просвещение» 1999; Б.А.Клер
«Энциклонпедия быстрого шитья»- М., «Аквариум» 1998; Г.Н Екшурская
«Модное платье»- С-Пб., «Лениздат» 2000; Р.И Егорова, В.П.Монастырская «Учись шить» -М., «Просвещение» 1998; Д. Холман «Конструирование одеж-
ды» - /перевод Е.Зайцевой/-М., «Эксмо» 2002;
Литература для учащихся:
Т.Н. Труханова «Иллюстрированное пособие по технологии женской одежды» -М., «Лёгкая
промышленность» 1998 и др.
-коллекция журналов мод «Бурда» 2010-2014г;
-коллекция компьютерных программных дисков по моделированию одежды.
-компьютерные диски: «Стилист», «Дизайн одежды», «Визаж». «Русский на-
родный костюм» и др
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт.
- Национальная образовательная инициатива Наша новая школа.
- Брун В., Тильке М. История костюма. - М., Эксмо, 1995.
- Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды. - М., «Легкая индустрия», 1974.
- Домострой. - М., «Советская Россия», 1990.
- .Н. Труханова «Иллюстрированное пособие по технологии женской одежды» -М., «Лёгкая промышленность» 1998 и др.
- Древняя одежда народов Восточной Европы. / Под ред. М.Г. Рабиновича / - М., «Наука», 1986.
- Егорова Р.И., Монастырская В.П. Учись шить. - М., «Просвещение», 1988.
- Зимняя И.А. и др. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. М., 2000.
- Кибалова Л., Тербенова О. Иллюстрированная энциклопедия моды. - Прага, Артия, 1986.
- Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы Великорусского народа. - М., «Экономика», 1993.
- Костюм - вещь и образ в русской литературе XIX в. - М.,«Книга», 1989.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: Изд-во РОУ, 1996.
- Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т. I, II. -М., АО «Академия моды», 1993.
- Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. - М., «Молодая гвардия», 1975.
- Молотова Л.Н., Соснина Н.Н. Русский народный костюм. -Л., «Художник РСФСР», 1984.
- Николаева Т.А. Украинская народная одежда. - Киев, «Наукова думка», 1987.
- Пармон Ф.М. Композиция костюма. - М., «Легпромбытиздат», 1985.
- Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. - М., «Международные отношения», 1994.
- Правила свътской жизни и этикета. Хороший тонъ. - СПб.,1889.
- Раманюк М. Белорусскае народнае адзенне. - Минск, «Беларусь», 1981.
- Русский народъ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М., 1880.
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., «Наука», 1990.
- Статьи из журналов мод разных лет.
- Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. - М., «ГИТИС»,1994.
- Трудовое обучение. - М., «Просвещение», 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Театр моды"
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования«Челябинский институт переподготовки и повышения квалификацииработников образования»Кафедра специально...
Программа дополнительного образования "Театр моды"
Настоящая программа направлена на развитие и реализацию человеческого потенциала в социально-бытовой сфере деятельности, включающей на современном этапе такие аспекты, как: предпринимательство, ...
Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Юный корреспондент" студии "Юнкор"
Рабочая программа рассчитана на 1 год для учащихся 10-18 лет...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования Спортивно-оздоровительного направления Спортивно-бальная студия «Хрустальная туфелька»
Данная программа ставит своей основной целью осуществление комплекса мероприятий, направленных на развитие хореографического движения среди детей и подростков в возрасте от 5 до 17 лет в МБОУ «Г...
Рабочая программа дополнительного образования "Студия рукоделия "Золушка"
Программа Студии рукоделия «Золушка» относится к художественной направленности программ дополнительного образования детей. Адресована на детей от 9 до 15 лет....
Структура рабочей программы дополнительного образования по изобразительному искусству «Студия живописи и графики»
Рабочая программа по изобразительному искусству для деятельности кружка ОДОД "Студия живописи и графики" - первый год обучения. Содержит пояснительную записку и КТП....
Рабочая программа дополнительного образования детей Вокально-эстрадная студии "Радуга"
Главная цель данной Программы – выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального иск...