Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Юный корреспондент" студии "Юнкор"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Рабочая программа рассчитана на 1 год для учащихся 10-18 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_do_sotsialno-pedagogicheskoy_napravlennosti_yunyy_korrespondent.docx | 32.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
муниципального образования «Холмский городской округ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 г. Холмска
«Согласовано» Рекомендована «Утверждаю»
Зам. директора по ВР экспертным советом Директор МБОУ СОШ №8
______________ Протокол №1 __________________
Юркина И.Г. Симакова В.А.
От 03 сентября 2014 г. От 04. 09. 2014 04 сентября 2014 г.
Рабочая программа дополнительного образования
социально-педагогической направленности
«Юный корреспондент»
студии «Юнкор»
Возрастной состав
обучающихся: 10 – 18 лет
Срок реализации: 1 год
Составлена на основе авторской программы
Чернышёвой Н.А. «Азы журналистики»
Педагог дополнительного образования
Кожухова Г.Н.
2014 – 2015
Пояснительная записка
В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем не сравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся для ребят “окном в мир”, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности; как источник социальной информации они определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу.
Главная задача образовательного процесса как раз и состоит в социализации личности, превращении ее в элемент общественных отношений. Поэтому сосуществование образовательной системы и детского СМИ должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.
Актуальность курса «Юный корреспондент» связана и возрастает именно с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщённости юных и зрелых членов общества.
Пресса, выпускаемая детьми, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий.
Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Труд журналиста – живой, творческий, и умение взять интервью, правильно выстроить композицию своего материала, не ошибиться в выборе темы и идеи публикации – тоже творчество.
Программа дополнительного образования детей “Юнкор” ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностно ориентированный подход, который учитывает особенности личности каждого ребенка и учит его свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствует экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и четко, реализации потребности в коллективном творчестве; эти занятия воспитывают чувство ответственности, укрепляют связи с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами, социальными партнерами). Коммуникативная направленность обучения по данной программе дает обучающимся возможность общаться в процессе создания газеты, а деятельностный характер обучения позволяет каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе.
Программа рассчитана на обучающихся 5–11 классов и ориентирована на применение знаний по ранее изученным предметам, таким как литература, история, русский язык, география и др. В свою очередь обучение по данной программе не только значительно расширит объем знаний по основам учебных предметов, но и даст знания общекультурного характера.
Цели программы:
- дать представление о системе массовой коммуникации;
- познакомить с основами журналистского мастерства;
- создать условия для оптимальной социальной и творческой реализации личности обучающихся, их интеллектуального совершенствования;
- расширить кругозор обучающихся, развить владение словом.
В ходе достижения целей програмы решаются задачи:
1. Обучающие:
изучить историю журналистики и этапы ее развития;
вооружить обучающихся знаниями о принципах журналистской деятельности;
заложить навыки журналистского мастерства, коммуникативной компетентности и приобретение первичного профессионального опыта и начальной профессиональной ориентации;
сформировать практические навыки создания школьного печатного издания.
2. Воспитывающие:
сформировать навыки совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции;
заложить основы толерантности, культуры межнационального общения в многонациональном социуме;
сформировать представление о журналистике как о профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;
привить культуру общения с миром массовой информации;
пробудить интерес к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду общественной деятельности;
сформировать потребность в постоянном повышении информированности;
воспитывать культуру поведения и речи.
3. Развивающие:
развивать всесторонние творческие способности, индивидуальное мышление, интересы, склонности обучающихся;
расширять общий кругозор.
Режим организации занятий.
Программа разработана объёмом 34 учебных часа (1 час в неделю), 1 раз в неделю. Занятия проходят согласно расписанию. Посещаемость участников и прохождение программы фиксируется в журнале.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
Освоение обучающимися указанных в программе как теоретических, так и практических знаний, умений, навыков журналистской деятельности, а именно:
Предметные знания в следующих областях: журналистика как форма информационной деятельности; журналистика как профессия; информационный рынок; роль журналиста в становлении общественного мнения; приемы риторики; создание журналистского текста; основные газетные жанры; редактирование; редакционный коллектив; структура газетного номера; иллюстрации в газете; макетирование и верстка газеты.
Предметные умения и навыки – навыки анализа текст как конечного результата журналистской деятельности, создания текста в различных жанрах, поиска информации в различных источниках; первичные навыки макетирования газеты и создания номера, включающего основные структурные элементы; умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах; навыки работы с научной и справочной литературой.
Интеллектуальные умения и навыки – умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки ведения дискуссии; навыки грамотной устной и письменной речи.
Мыслительные навыки – навыки оперирования формулировками, определениями; навыки постановки и решения интеллектуальных проблем и задач.
Обучающиеся должны знать ключевые понятия журналистики, этапы ее развития, принципы организации редакции, владеть культурой речи, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
II. Учебно-тематический план
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Уровень часов в неделю | Количество часов в год |
45 минут | 1 раз | 1 час | 34 |
Тематический план
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Экскурс в историю журналистики | 2 |
3 | Журналистика – творческая деятельность | 2 |
4 | Содержательная модель газеты | 5 |
5 | Графическая модель газеты | 2 |
6 | Газетный материал | 8 |
7 | Газетные жанры | 8 |
8 | Этика журналистского «я» | 1 |
9 | Досуговая и общественно-полезная деятельность | 3 |
10 | Итоговое занятие | 2 |
итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование студии «Юнкор»
№ | Тема | Количество часов | Дата |
1. | Вводное занятие. «Всё только начинается…» | 1 | |
2. | Экскурс в историю журналистики Значение журналистики. Роль в обществе. Газетный мир. Для чего нужна газета? «Листая страницы истории…» Практическое занятие: «Знакомство с детской прессой» | 2 | |
3. | Журналистика – творческая деятельность Система средств массовой информации: радио, телевидение, пресса. Работать в команде: - Редакционный коллектив. Характер работы редакции. Практическая работа «Проект моей газеты» Игра «Посвящение в журналисты» | 2 | |
4. | Содержательная модель газеты С чего начинается газета? Содержание. Внешний вид. «Путешествие» по газетной полосе. Практическая работа «Профессиональные термины» Заголовок в газете: сказать всё и коротко. Макет газетной полосы. Тематическая модель газет. Рубрики. Практическое занятие: «Подготовка макета номера» | 5 | |
5. | Графическая модель газеты Газетный дизайн. Разновидности шрифтов. Практическая работа: «Шрифты» Роль фотоматериалов в газете. Практическое занятие: «Работа с фотоматериалами» | 2 | |
6. | Газетный материал. Что и как писать? Фактура. Язык газеты. О чём писать? Источники информации. Практическое занятие: «Справочная литература – источник получения информации» Тема найдена, что дальше? Практическое занятие: «Пишем материал». Индивидуальные занятия. Подготовка работ на конкурс начинающих журналистов «Проба пера». Корректура. Практическая работа: «Корректоры-спасатели» Практическое занятие: «Ты – редактор» | 8 | |
7. | Газетные жанры. Группы газетных жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические. Жанр информации. Практическое занятие «Пишем информацию» Репортаж – король жанров. «Эффект присутствия». Практическое занятие: «Работаем над репортажем» Жанр интервью: человек или проблема? Практическое занятие: «Газетный жанр интервью. Вопросы-крючочки» Сюжетно-ролевая игра «Берём интервью» Очерк, зарисовка Творческая работа (жанр – по выбору) | 8 | |
8. | Этика журналистского «Я» Неписаные законы журналистской этики | 1 | |
9. | Досуговая и общественно-полезная деятельность (в течение всего года) | 3 | |
10. | Итоговое занятие: «Пресс-кафе «Я- журналист!» | 1 | |
11. | Зачётное занятие по курсу Итого: | 1 34 |
III. Содержание программы
1. Теоретическое обучение
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Качества, необходимые журналисту.
Раздел 1. Экскурс в историю журналистики.
1.1. Значение журналистики. Её роль в обществе.
1.2. Газетный мир. Для чего нужна газета?
1.3. «Листая страницы истории…»
Журналистика и общество. Роль журналиста на каждом этапе развития общества.
Значение газеты в современном мире. Венеция - родина термина «газета».
Средства массовой информации – своеобразная летопись мировой истории, «зеркало» эпохи. Первые газеты. Возникновение газеты в России. Газета «Ведомости – начало истории российской печати. «Жёлтая пресса». Газеты будущего.
Раздел 2. Журналистика – творческая деятельность.
2.1. Система средств массовой информации: радио, телевидение, пресса.
Работать в команде:
2.2. Редакционный и типографский процесс.
2.3. Редакционный коллектив. Характер работы редакции.
Система СМИ. Источники информации в каждом из средств СМИ: звук, текст, изображение. «Плюсы» и «минусы» радио, телевидения, прессы.
Что такое типография. Организация современной типографии. Газета – это товар, но товар необычный. Типографский процесс выпуска газеты.
Основная функция редакционного коллектива. Структура редакционного коллектива. Единство коллективного и индивидуального творчества в журналистике. Роль редколлегии в организации работы редакции. Редколлегия: специфика работы корреспондента, корректора, наборщика, фотокорреспондента, редактора.
Раздел 3. Содержательная модель газеты.
3.1. С чего начинается газета? Содержание. Внешний вид.
3.2. Заголовок в газете: сказать всё и коротко.
3.3. Макет газетной полосы. Тематическая модель газеты.
3.4. Рубрики.
Содержание и внешний вид газеты. Структурные элементы: полоса, колонтитул, фирма. Профессиональные термины: «слепая» полоса, «чердак», «подвал», «открытие», «отлёт», «портфель», заставка, врезка, инициал, подборка, выворотка и др.
Заголовочный комплекс: шапка, заголовок, рубрика, подзаголовок, вводка. Роль заголовков в газете.
Макет номера – графическое изображение полосы. Тематические полосы. Составление графического макета.
Для чего нужны рубрики в газете. Отличие тематических полос от рубрик.
Раздел 4. Графическая модель газеты.
4.1. Газетный дизайн. Разновидности шрифтов.
4.2. Роль фотоматериалов в газете.
Вёрстка- размещение материалов на газетной полосе. «Лицо» газеты. Виды шрифтов. Оформление газетной полосы.
Роль фотоматериалов в газете. Заставка.
Раздел 5. Газетный материал.
5.1. Что и как писать? Фактура. Язык газеты.
5.2. О чём писать? Источники информации.
5.3. Тема найдена, что дальше?
5.4. Корректура.
Своеобразие публицистического стиля: язык газеты и фактура. Специфика газетной речи. Требования к тексту: точность формулировок, выразительность языка, его простота и ясность.
Выбор темы: о чём писать? Источники информации: люди, документы, личные наблюдения. Написание текста: факты и художественное слово.
Литературное редактирование. Понятие корректуры.
Раздел 6. Газетные жанры.
6.1. Группы газетных жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические.
6.2. Жанр информации.
6.3. Репортаж – король жанров. «Эффект присутствия».
6.4. Жанр интервью: человек или проблема?
6.5. Очерк, зарисовка
Понятие жанра. Жанры публицистики (информационные, аналитические, художественно-публицистические).
Информационные жанры. Информация. Определение жанра. Его особенности. Душа и сердце информации.
Репортаж. Определение жанра. «Эффект присутствия». Виды репортажа: прямой, тематический, фоторепортаж.
Интервью. Определение жанра. Достоинства интервью. Цели интервью. Процесс подготовки. Основные правила и законы при подготовке интервью.
Очерк, зарисовка. Особенности жанра.
Раздел 7. Этика журналистского «Я».
7.1.Неписаные законы журналистской этики.
Обязанности и права журналиста. Ответственность журналиста. Основные правила общения.
II. Практическое обучение.
1.Практические работы.
Подготовка учащимися материалов на заданную тему в зависимости от темы занятия.
2.Практические занятия.
Практическое изучение тем с использованием газетных вырезок, журнальных статей, тренировочных упражнений, максимальных привлечением обучающихся к изучению темы, в результате чего они на практике постигают изучаемый материал.
3.Деловые и развивающие игры.
Овладение профессиональными навыками участников редакционного выпуска газет через дидактические игры «Путешествие по газетной полосе», Аукцион заголовков».
4. Участие в выпуске школьной газеты «Диалог»
Овладение навыками сбора фактических данных для школьной газеты: источники различных источников информации.
Овладение навыками разработки выбранной темы, подготовки материала (составление плана, наброски черновика, отработка текста).
Овладение навыками компьютерного набора текста.
Ознакомление с процессом вёрстки газетной полосы.
4.Практическая стилистика.
Знакомство со стилями русского языка и особенностями публицистического стиля.
Выполнение упражнений, направленных на формирование умения определения стилистических ошибок в тексте.
III.Досуговая и общественно-полезная деятельность
Участие в социально - значимых делах школы, организация досуговой общественно-полезной деятельности в объединении с последующим освещением проводимых мероприятий в школьной газете «Диалог».
IV. Методическое обеспечение программы
Программа предусматривает использование разнообразных форм работы:
- теоретические занятия (лекции, беседы);
- практические занятия (редактирование материалов, консультации);
- коллективная работа (практикумы, профессиональные игры);
- проектная деятельность;
- участие в конкурсах различных уровней.
Условия реализации программы
- наличие оборудования, необходимого для выпуска школьной газеты (компьютеры, сканер, фотоаппарат, принтер);
- методическое обеспечение (литература по детской журналистике);
- сотрудничество с редакциями школьных газет.
V. Список литературы
1. Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. - Лениздат, 1971
2. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. – М.: Изд. РИП – холдинг, 2002.
3. О профессии журналиста: Учебно-методическое пособие. Серия «Сельской молодёжи о профессиях»./ Под ред. Э.А. Лазаревич. – М.: ИСПС РАО, 2004
4. Образовательная программа стажировки «Редактор детского печатного СМИ»// Составитель Деветиярова Л.В., редактор ж-ла «ОКО» КРИРПО г. Кемерово
5. Образовательная программа юношеского информационного агентства (ЮНИА) Липецкого городского Дома творчества учащихся// Составители Малько И.А., педагог дополнительного образования, и Плешков В.В., зам. гл. редактора Липецкой детской областной газеты «Золотой ключик», кандидат филологических наук
6. Щербаков М.В. Элективный курс для учащихся 9 классов «Основы журналистики»//Просвещение. – № 3. - 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Образовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности « Через решение задач к математическим открытиям»
Актуальность введения кружка по математике в школьную программу:кружок позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;позволяет доработать учебный материал, вызывающий трудности...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"
Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...
Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Сам себе редактор" редакции школьной газеты "Диалог"
Рабочая программа рассчитана на 1 год для учащихся 10-18 лет...
Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Англо-язычный мир. Семья и друзья» (9-10 лет)
Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Англо-язычный мир. Семья и друзья» разработана для обучения учащихся 3 класса (возрастная катего...
«ДОРОГА В БУДУЩЕЕ»: социализация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством активных форм и методов дополнительного образования социально-педагогической направленности
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию (и для вашего обсуждения) представляется дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая в социально-реабилитационном центре "Виктория" (город Но...
Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Риторика" для 2-5 классов
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Риторика» относится к социально-педагогической направленности. Данная программа позволит детям 8-12 лет усвоить системы базовы...