Структура рабочей программы дополнительного образования по изобразительному искусству «Студия живописи и графики»
статья
Рабочая программа по изобразительному искусству для деятельности кружка ОДОД "Студия живописи и графики" - первый год обучения. Содержит пояснительную записку и КТП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Структура рабочей программы ОДОД "Студия живописи и графики" | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 217 Красносельского района
ПРИНЯТО Педагогическим советом ГБОУ школа № 217 Решение от 31.08.2015г. Протокол № 1 | УТВЕРЖДЕНО приказом № 22/1-од от 01.09. 2015г. Директор ГБОУ школа № 217 _____________ С.Н. Калиберда |
Санкт-Петербурга им. Н.А. Алексеева
Рабочая программа
дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы
«Студия живописи и графики»
Год обучения первый
Возраст учащихся:6-7 лет
Автор-составитель программы: педагог дополнительного образования Гаврилова Елена Владимировна |
Санкт-Петербург
2015/2016 учебный год
Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству рассчитана на 3 года обучения. Рабочая программа рассчитана на первый год обучения.
Целью программы для детей первого года обучения является развитие эстетических способностей детей, мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств, раскрытие творческих способностей, заложенных в каждом ребенке.
В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач:
Обучающие:
- формирование образного, пространственного мышления;
- использование и освоение разных техник изобразительного искусства;
- формирование знаний и умений применять полученные знания на практике;
- Научить качественно выполнять свою работу, воплощать свою мысль с помощью разнообразных приемов и материалов.
Развивающие:
- развить любознательность в области изобразительного искусства;
- развить устойчивый интерес к творчеству художника;
- развить умение пользоваться карандашом и кистью;
- развить технические возможности рисунка;
- развить и сформировать творческие способности;
Воспитательные:
- воспитать эстетический вкус учащихся;
- воспитать интерес к изобразительному искусству;
- воспитать чувство коллективизма;
- способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;
- воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность .
Возраст детей группы первого года обучения 6-7 лет. Группа состоит из детей впервых классов, все ее участники одного возраста. Во многом благодаря этому сформировался дружный, активный коллектив с желанием заниматься ИЗО. Большинство детей обладают достаточно развитым для их возраста эстетическим чувством, художественными навыкам. Есть несколько детей с выраженными способностями к рисованию. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей (определенные трудности технического порядка) и психологическими особенностями детей этого возраста. Знание этих возможностей помогает выбрать посильный для освоения художественный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься изобразительным искусством.
Режим занятий и количество детей в группе. Группа 1 года обучения составляет 15 человек. В учебном плане группы реализуется 72 часа учебных занятий в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Ожидаемые результаты.
В конце 1 года обучения обучающиеся должны:
- самостоятельно ориентироваться в выбранном формате листа;
- уметь правильно скомпоновать рисунок;
- уметь правильно выбрать технику исполнения;
- знать средства худ. Выразительности и правильно из использовать;
- уметь качественно и без помощи педагога закончить работу;
- уметь органично вести себя в коллективе.
Общие критерии оценивания результатов
- Владение знаниями по программе.
- Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
- Умение работать в коллективе.
- Уровень воспитанности и культуры учащихся.
- Творческий рост и личностные достижения воспитанников.
Критерии замера прогнозируемых результатов
- Педагогическое наблюдение.
- Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через:
- проведение открытых занятий с их последующим обсуждением;
- выставочная деятельность.
Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)
- педагогическое наблюдение;
- опрос;
- открытые занятия с последующим обсуждением;
- итоговые занятия;
Календарно-тематический план
рабочей программы «Студии живописи и графики»
для группы
1 года обучения.
План учебно-воспитательной работы объединения
Тематическое планирование (ИЗО, 1 год обучения)
ТЕМА | Часы | Время провед. |
| ||
1.1 Что такое линия, какие линии использует художник. | 2 | |
1.2.Виды линий – ломаная, прямая, волнистая. | 4 | |
1.3.Изображение настроения линией. | 2 | |
1.4.Графическая фактура линии – контур. | 4 | |
1.5.Силуэт в рисунке. | 2 | |
1.6..Графическая фактура пятна – отпечаток. | 4 | 09.09-04.11 |
2.Выразительные возможности силуэта, штриха, пятна, контура. | ||
2.1.Знакомство с новыми худ.материалами – пастель. | 4 | |
2.2.Работа с меловой пастелью. | 4 | |
2.3.Работа с масляной пастелью – растушевка и выбеливание. | 4 | 11.11-16.12 |
3.Использование линии разного характера в работе. | ||
3.1.Силуэтное пятно как основа рисунка. | 4 | |
3.2.Рисунок карандашом – рисуем линией. | 4 | |
3.3.Акватипия с доработкой линией. | 4 | |
3.4.Техника – акватушь. | 4 | |
6.2.Рисунок акварельным карандашом. | 2 | 23.12-17.03 |
4.Знакомство с материалами живописи. | 2 | 24.03 |
5.Использование локального цвета и его выразительных свойств. | ||
5.1.Локальный цвет и локальное пятно. | 2 | |
5.2.Гармония локальных цветов. | 2 | 02.03-09.03 |
6.Использование локального цвета в работе. | 2 | 16.03 |
7.Заполнение поверхности листа локальными цветами. |
тема |
часы |
|
7.1.Знакомство с понятием светлый цвет и темный цвет. Палитра. | 2 | |
7.2.Гуашь-работаем цветом. | 2 | 23.03-30.03 |
8.Основные, составные цвета и их выразительные свойства. | ||
8.1.Изучаем три основных цвета. | 2 | |
8.2.Что такое составные цвета. Работаем с палитрой. | 4 | |
8.3.Светлота и насыщенность тонов краски. | 2 | 06.04-27.04 |
9.Знакомство с разными материалами и техническими приемами в работе. | ||
9.1..Техника граттаж. | 4 | 04.05- |
9.2.Приемы работы с акварелью. | 4 | 25.05 |
72 | 72 |
Группы первого года обучения
№ п/п | Название мероприятия | Сроки | Место проведения |
1 | Выставка «Краски осени» | сентябрь | школа 217 |
2 | Входная диагностика | сентябрь | школа 217 |
3 | Школьный этап городского конкурса «Мы – дети Петербурга» | сентябрь- ноябрь | школа 217 |
4 | Участие в школьном мероприятии «День учителя» | октябрь | школа 217 |
5 | Выставка работ, посвященных Дню матери | ноябрь | школа 217 |
6 | Новогодний праздник «Сказочный калейдоскоп» (для начальной школы) | декабрь | школа 217 |
7 | Выставка работ, посвященная Дню снятия блокады Ленинграда | январь | школа 217 |
8 | Анкетирование детей | январь | школа 217 |
7 | Праздник « Здравствуй, Масленица!» | февраль-март | школа 217 |
8 | Выставка работ «Нашим милым посвящается», посвященному международному женскому дню 8 марта | март | школа 217 |
9 | Итоговая диагностика | апрель | школа 217 |
10 | Выставка работ, посвященная Дню Победы | май | школа 217 |
11 | Отчётное мероприятие ОДОД «Парад достижений» | апрель | школа 217 |
План работы с родителями
№ п/п | Название мероприятия | Сроки | Место проведения |
1 | Родительское собрание | сентябрь | школа № 217 |
2 | Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, индивидуальная работа с родителями | в течение года | |
3 | Открытое занятие для родителей | февраль | школа № 217 |
4 | Мониторинг родительского мнения о результативности работы объединения | март |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы на первый год обучения
№ | Тема программы | Формы занятий | Дидактический и наглядный материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. Выразительноые возможности линии. | Беседа | Инструкция по технике безопасности | Опрос | |
2 | Выразительные возможности силуэта, штриха, пятна, контура. | Беседа, практические занятия | Иллюстрации, педагогический показ | Компьютер; Меловая и масляная пастель | Опрос, педагогическое наблюдение |
3 | Использование линии разного характера в работе | Беседа, практические занятия | Иллюстрации, педагогический рисунок | Компьютер, Карандаш, акварель, тушь | Педагогическое наблюдение, итоговое занятие |
4 | Знакомство с материалами живописи | Беседа, практические занятия | Педагогический рисунок | акварель | Педагогическое наблюдение |
5 | Локальный цвет и его выразительные возможности. | Беседа, практические занятия | Педагогический рисунок | Компьютер, гуашь | Выставка работ |
6 | Использование локального цвета в работе | Беседа, практические занятия | Педагогический рисунок | Компьютер, гуашь | Педагогическое наблюдение |
7 | Заполнение поверхности листа локальными цветами | Беседа, практические занятия | Педагогический рисунок | Компьютер, акварель | Педагогическое наблюдение |
8 | Основные и составные цвета | Беседа, практические занятия | Педагогический рисунок | Компьютер, акварель | Выставка работ |
9 | Знакомство с разной техникой и материалами | Беседа, практические занятия | Педагогический рисунок | Компьютер, тушь, пастель, гуашь | Педагогическое наблюдение |
Список литературы, методическое обеспечение
N | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | |
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) | ||
1.1. | Стандарт основного общего образования по образовательной области "Искусство" - Сборник нормативных документов/ Сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г.-М.: Дрофа, 2005 | |
1.2. | Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству - сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия в распечатанном виде) | |
1.3. | Авторская программа: Неменский Б.М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. и др. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. С краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010. | |
1.4. | Учебно-методические комплекты к программе по ИЗО, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства: УМК под редакцией Неменского Б. М. | |
1.5. | Учебник по изобразительному искусству: Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс./Под ред. Неменского Б.М. – М.: Просвещение, 2010 | |
1.6. | Горяева Н.А. Изобразительное искусство . Твоя мастерская. Под ред. Неменского. Б.М. – М.: Просвещение, 2012, | |
1.7. | Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства): - Алехин А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 2002 - Аранова С. В. Обучение изобразительному искусству. – СПб., 2004. - Басина Н. С кисточкой и музыкой в ладошке. – М.: Линка-Пресс, 2000 - Казначеева С.А., Бондарева. С.А., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.; | |
1.8. | Методические журналы по искусству «Искусство в школе», «Юный художник» | |
1.9. | Учебно-наглядные пособия: - Дорожкин,Ю. Г. Городецкая роспись. – М.: Мозайский, 1999. - Дорожкин Ю. Г. Жостовская роспись. – М.: Мозайский, 1999. - Дорожкин,Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Мозайский, 1999. - Жегалова С. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 1991. | |
1.10 | Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства | |
1.11 | Энциклопедии по искусству, справочные пособия | |
1.12 | Альбомы по искусству | |
1.13 | Книги о художниках и художественных музеях | |
1.1. | Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры | |
1.15 | Словарь искусствоведческих терминов | |
2.1. | Портреты русских и зарубежных художников | |
2.2. | Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента | |
2.3. | Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта | |
2.4. | Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека | |
2.5. | Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству | |
2.6. | Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте | |
3.1. | Цифровые компоненты учебно-методического комплекса по изобразительному искусству | |
3.2. | Коллекция цифровых образовательных ресурсов по искусству | |
3.3. | Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности | |
3.4. | Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности | |
4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (в том числе в электронном (цифровом) виде) | ||
4.1. | Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям | |
4.2. | Видеофильмы: | |
4.3. | Слайды (диапозитивы): |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Студия живописи и графики»
В настоящее время становиться актуальным воспитание гармонично развитой, творческой личности, формирование у детей творческого подхода к познанию мира....
Возможные приёмы педагога дополнительного образования по изобразительному искусству и живописи по сбережению здоровья учащихся.
В материале даны примеры возможных приёмов по здоровьесбережению на уроках изобразительного искусства и живописи в дополнительном образовании и приведён список литературы по здоровьесбережению....
Открытый урок Изобразительные средства музыки,живописи и литературы
Урок позволит обогатить слуховой багаж учащихся произведениями изучающимися в курсе музыкальной литературы, научит вслушиваться в музыкальную ткань и анализировать средства музыкальной выразительности...
Презентация к уроку "Изобразительные средства музыки,живописи и литературы"
Презентация посвящена взаимодействию музыки ,живописи и литературы В литературе, музыке и живописи весь мир отражается в художественных образах с помощью выразительных средств. В словах, которые опред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...
Сказка в живописи и графике
Ребята узнают о художниках иллюстраторах .и живописцах, чьи работы и пользуются в качестве оформления книг. Вспоминают что такое живопись, и чем она отличается от графики....
План-конспект урока по изобразительному искусству для 6 класса на тему: «Виды изобразительного искусства. Живопись. Натюрморт в графике. «Гризайль».
Конспект урока по предмету изобразительное искусство 6 класс....