Прогпамма по черчению для 8 класса к учебнику И.С.Вышнепольского и др.
рабочая программа по технологии (8 класс) по теме
Программа для преподавания курса черчения, рассчитанного на 34 учебных часа в 8 или 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_chercheniyu_8_klass.docx | 59.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 654 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла «Хореография»
Кировского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНА на заседании МО ________________ «26» августа 2014 года | СОГЛАСОВАНА зам. директора по УВР _____________________ «___» _________ 2014 года | УТВЕРЖДЕНА директор ГБОУ СОШ № 654 ______________________ «___» _________ 2014 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по черчению
класс: 8
учитель: Мавчун Елизавета Марковна,
высшая квалификационная категория
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по черчению для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника: Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С. «Черчение» АСТ Астрель. Москва 2012
Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ.
Программа рассчитана на 34 учебных часа по 1 часу в неделю.
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач входят: ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом
Программа ставит целью:
- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами; -прививать культуру графического труда.
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны знать:
основы прямоугольного проецирования, правила выполнения чертежей, приёмы построения сопряжений, основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов, условности изображения и обозначения резьбы.
учащиеся должны иметь представление: выполнение технического рисунка и эскизов, об изображениях соединений деталей, об особенностях выполнений строительных чертежей.
Учащиеся должны уметь:
рационально использовать чертежные инструменты;
анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;
- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.
- выполнять несложные сборочные и строительные чертежи, пользоваться ЕСКД и справочной литературой.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.
Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:
1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
2. Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.
Формы контроля
Основными формами контроля знаний учащихся являются графические, практические и контрольные работы, которые являются проверочными после изучения основного материала в разделах. Кроме того контроль предусматривает опрос учащихся по изученной теме, закрепление пройденного материала, самостоятельные и проверочные работы, работы по карточкам.
В 8 классе Графических и практических работ – 11.
Структура документа
Рабочая программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.
Учебно-тематический план курса черчение 8 класса.
Учебный период | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | |
уроки | Графические работы | |||
1 четверть (9 часов). | Техника выполнения чертежей и правила их оформления | 5 | 3 | 2 |
Чертежи в системе прямоугольных проекций | 4 | 4 | ||
2 четверть (7 часов) | Чертежи в системе прямоугольных проекций | 2 | 1 | 1 |
Аксонометрические проекции. Технический рисунок | 4 | 3 | 1 | |
Чтение и выполнение чертежей | 1 | 1 | ||
3 четверть (10 часов) | Чтение и выполнение чертежей | 10 | 7 | 3 |
4 четверть (8 часов) | Чтение и выполнение чертежей | 2 | 1 | 1 |
Эскизы | 4 | 1 | 3 | |
Резерв | 2 | 2 | ||
Итого: | 34 | 23 | 11 |
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Количество контрольных, графических, практических работ |
1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления | 5 | ||
1 | Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности. Правила оформления чертежей. | 1 | |
2 | Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа». | 1 | |
3 | Шрифты чертёжные. | 1 | 1 |
4 | Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы. | 1 | |
5 | Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали». | 1 | 1 |
2.Чертежи в системе прямоугольных проекций | 6 | ||
6 | Проецирование общие сведения. | 1 | |
7 | Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости. | 1 | |
8 | Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. | 1 | |
9 | Составление чертежей по разрозненным изображениям. | 1 | |
10 | Расположение видов на чертеже. Местные виды. | 1 | |
11 | Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу». | 1 | |
3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок | 4 | 1 | |
12 | Построение аксонометрических проекций. | 1 | |
13 | Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции. | 1 | |
14 | Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. | 1 | |
15 | Технический рисунок. | 1 | |
4. Чтение и выполнение чертежей | 13 | ||
16 | Анализ геометрической формы предмета. | 1 | |
17 | Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. | 1 | |
18 | Проекции вершин, ребер и граней предмета. Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов». | 1 | 1 |
19 | Порядок построения изображений на чертежах. | 1 | |
20 | Построение вырезов на геометрических телах. | 1 | |
21 | Построение третьего вида по двум данным видам. | 1 | |
22 | Графическая работа № 5по теме «Построение третьей проекции по двум данным». | 1 | 1 |
23 | Нанесение размеров с учётом формы предмета. | 1 | |
24 | Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. | 1 | |
25 | Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе и сопряжений)» | 1 | 1 |
26 | Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. | 1 | |
27 | Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей». | 1 | 1 |
28 | Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы». | 1 | 1 |
5. Эскизы | 4 | ||
29 | Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали». | 1 | 1 |
30 | Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования». | 1 | 1 |
31 | Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета». | 1 | 1 |
32 | Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся. Итоговый урок. | 1 | |
33 | Резерв | ||
34 | Резерв | ||
Итого: | 34 | 11 |
Календарно - тематическое планирование по черчению 8 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Оборудование | Ключевые понятия | Повторение | Литература | Дата проведения | |
план | фактически | ||||||||
1 четверть (9 часов) | |||||||||
| |||||||||
1 | Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Рассмотрение и сравнение графических изображений (чертежей, эскизов, схем, технических рисунков и т.д.), данных в учебнике. Проведение вертикальных, наклонных, горизонтальных линий и окружностей при помощи линейки, угольника и циркуля. Выполнение рамки и основной надписи чертежа на листе формата А4. вычерчивание линий чертежа с указанием их названий (над линиями) и назначение (под линиями) обычным почерком | У№1 | 1,2,3 | ||
2 | Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа». | 1 | Графическая работа | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение чертежа на листе чертежной бумаги формата А4. провести линии, как показано на рис. 24 | У№2 | 1,2,3 | ||
3 | Шрифты чертёжные. | 1 | Комбинированный | Карандаши, бумага | Выполнение на листе формата А4 алфавита. | У№3 | 1,2,3 | ||
4 | Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение чертежа «плоской » детали на листе формата А4 с нанесение размеров и преобразованием масштаба. | У№4 | 1,2,3 | ||
5 | Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали». | 1 | Графическая работа | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение чертежа «плоской » детали на листе формата А4 с нанесение размеров и преобразованием масштаба по индивидуальным заданиям. | У№5 | 1,2,3 | ||
2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов). | |||||||||
6 | Проецирование общие сведения. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение изображения предмета на одной плоскости по наглядному изображению (с указанием толщины) | У№6 | 1,2,3 | ||
7 | Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение чертежа предмета в двух видах. | У№7 | 1,2,3 | ||
8 | Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение чертежа в трех видах. | У№8 | 1,2,3 | ||
9 | Составление чертежей по разрозненным изображениям. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение чертежа и решение задач на составление чертежа из разрозненных видов. | У№9 | 1,2,3 | ||
2 четверть (7 часов) | |||||||||
10 | Расположение видов на чертеже. Местные виды. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение чертежа предмета в необходимом кол-ве видов с использованием местного вида, расположенного в проекционной связи. | У№10 | 1,2,3 | ||
11 | Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу». | 1 | Графическая работа | Проволока, картон, учебник, тетрадь | Изготовление по чертежу моделей из проволоки, бумаги, картона, пластических и других материалов. | У№11 | 1,2,3 | ||
3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (4 часа) | |||||||||
12 | Построение аксонометрических проекций. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Построение осей фронтальной диметрической и изометрических проекций на стр. 49 рис.61 | У№12 | 1,2,3 | ||
13 | Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Построение изометрической проекции призмы на стр..63 | У№13 | 1,2,3 | ||
14 | Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Построение изометрической проекции детали с цилиндрическим отверстием. | У№14 | 1,2,3 | ||
15 | Технический рисунок. | 1 | Практическая работа | Детали, учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение технического рисунка с натуры. | У№15 | 1,2,3 | ||
4. Чтение и выполнение чертежей (13 часов). | |||||||||
16 | Анализ геометрической формы предмета. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Рассмотрение изображений геометрических тел по учебнику. Мысленное распределение предметов на геометрические тела. Определение графических операций (последовательности построений) при выполнении чертежа. | У№16 | 1,2,3 | ||
3 четверть (10 часов) | |||||||||
17 | Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Чтение и выполнение чертежа группы геометрических тел. Построение развертки геометрического тела по выбору. | У№17,18 | 1,2,3 | ||
18 | Проекции вершин, ребер и граней предмета. Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов». | 1 | Графическая работа | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение чертежа и аксонометрической проекции предмета с выделением проекции точек, отрезков, граней, ребер, вершин на листе формата А4. | У№19 | 1,2,3 | ||
19 | Порядок построения изображений на чертежах. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение чертежа детали в трех видах (фронтально) с выбором рациональной последовательности действий, из которых складывается процесс построения видов предмета. | У№20 | 1,2,3 | ||
20 | Построение вырезов на геометрических телах. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение чертежа геометрического тела с удалением его части (с вырезом или со срезом) по разметке. | У№21 | 1,2,3 | ||
21 | Построение третьего вида по двум данным видам. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение чертежа детали в трех видах по двум данным видам (спереди и сверху, спереди и слева, сверху и слева). | У№22 | 1,2,3 | ||
22 | Графическая работа № 5по теме «Построение третьей проекции по двум данным». | 1 | Графическая работа | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Построение третьего вида учебной модели детали по двум данным на листе формата А4. с. 91 | У№23 | 1,2,3 | ||
23 | Нанесение размеров с учётом формы предмета. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Нанесение размеров с учётом формы предмета. | У№24 | 1,2,3 | ||
24 | Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Упражнение по выполнению сопряжений. Построение чертежа «плоской» детали с применением сопряжений. | У№25 | 1,2,3 | ||
25 | Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе и сопряжений)» | 1 | Графическая работа | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение чертежа «плоской» детали с использованием геометрических построений (в том числе сопряжений) на листе формата А4. с. 106 | У№26 | 1,2,3 | ||
26 | Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. | 1 | Комбинированный | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи, бумага, клей | Выполнение развёрток поверхностей геометрических тел. | У№27,28 | 1,2,3 | ||
4 четверть (8часов) | |||||||||
27 | Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей». | 1 | Практическая работа | Учебник, тетрадь. | Устное чтение чертежей. Решение занимательных задач с творческим содержанием (с элементами конструирования). | У№29 | 1,2,3 | ||
28 | Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы». | 1 | Графическая работа | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета). | У№30 | 1,2,3 | ||
5. Эскизы (4 часа). | |||||||||
29 | Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали». | 1 | Графическая работа | Детали, учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение эскиза детали с натуры или по наглядному изображению в необходимом количестве видов и технического рисунка той же детали. | У№31 | 1,2,3 | ||
30 | Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования». | 1 | Графическая работа | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение эскизов детали в необходимом количестве видов с включением элементов конструирования (с преобразованием формы предмета). с. 122-124 | У№32 | 1,2,3 | ||
31 | Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета». | 1 | Контрольная работа | Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи | Выполнение чертежа предмета по аксонометрической проекции или с натуры в необходимом количестве видов (изображений). с. 123-124 | У№33 | 1,2,3 | ||
32 | Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся. | 1 | Повторение | Учебник, тетрадь | Знания за курс 8 класса | У№34 | 1,2,3 | ||
33 | Резерв | 1 | |||||||
34 | Резерв | 1 |
Перечень учебно-методического обеспечения
- Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С. «Черчение» АСТ Астрель. Москва 2012
Список литературы (дополнительный)
- Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С Методическое пособие к учебнику Ботвинникова А.Д., Виноградова В.И., Вышнепольского И.С «Черчение. 7-8 классы» АСТ Астрель. Москва 2012 . 160 стр.
- Ерохина Г.Г. Поурочные разработки по черчению (универсальное издание) 9 класс. Москва. «Вако». 2011. 160 с.
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
- Банк разработок Черчение.
- Графические и контрольные работы учащихся.
- Пособия к уроку (модели, таблицы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по технологии 5-8 класс .8 класс с модулем "Черчение". 5 класс с учетом ФГОС (девочки)
Программа по технологии 5-8 класс. 5 класс сучетом ФГОС8 класс с модулем "Черчение" 70 часов...
Рабочая программа по черчению для 8 класса (по учебнику В.Д. Ботвинникова)
Рабочая программа составлена на основе примерной Программы (Программы основного общего образования по направлению «Черчение» 8-9 классы / А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Селивестров. – М.: ...
Рабочая программа по черчению для 9 класса (по учебнику В.Д. Ботвинникова)
Рабочая программа составлена на основе примерной Программы (Программы основного общего образования по направлению «Черчение» 8-9 классы / А.Д. ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Селивестров. ...
Рабочая программа по черчению 8 класс к учебнику А.Д. Ботвинникова
Рабочая программа по черчению 8 класс к учебнику А.Д. Ботвинникова...
Рабочая программа по черчению 8 класс, к учебнику Ботвинникова
Программа «Черчения» разработана доктором педагогических наук А.Д. БотвинниковымКурс черчения в школе направлен на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих...
Методическая разработка. Примерная рабочая программа для 7-8 классов основного общего образования. предмет ТЕХНОЛОГИЯ Модуль «Основы чертежной графики» -7 класс Модуль «Черчение» - 8 класс
Программа ТЕХНОЛОГИЯ для 7-8 классов составлена из 2 модулейВ рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных ...
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 5-6 класс к учебнику Виленкина, 7-9 класс алгебра к учебнику Макарычева, 7-9 класс геометрия к учебнику Атанасяна.
Рабочая программа по математике 5-9 классы1. Пояснительная запискаМатематика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. Такое место математики среди школьных предме...