Рабочая программа по черчению для 8 класса (по учебнику В.Д. Ботвинникова)
рабочая программа по технологии (8 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе примерной Программы (Программы основного общего образования по направлению «Черчение» 8-9 классы / А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Селивестров. – М.: Просвещение, 2004).
Данная программа ориентирована на УМК под ред. А.Д. Ботвинниковая
Основные разделы базовой (государственной) программы 8 класса сохранены и включены в разделы рабочей программы.
Рабочая программа учебного курса черчения предназначена для обучения учащихся 8 классов средней общеобразовательной школы и рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.
Цель программы:
научить школьников читать и выполнять чертежи деталей, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2" П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА | |||
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой ___________ Е.В. Крепешева Приказ № 1 от « 28 » августа 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по черчению для 8 класса основного общего образования
(предмет, класс, уровень образования)
Грибана Виктора Алексеевича, высшая квалификационная категория
(Ф.И.О. учителя, категория)
2015/2016 учебный год, срок реализации - 1 год
СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО
Зам. директора по на заседании методического объединения
образовательному процессу протокол № _1_ от
__________ М.А. Гречишникова «28» августа 2015 г.
_______ В.П. Мартынюк, руководитель ШМО
п.г.т. Уренгой
2015
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе примерной Программы (Программы основного общего образования по направлению «Черчение» 8-9 классы / А.Д. ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Селивестров. – М.: Просвещение, 2004).
Данная программа ориентирована на УМК под ред. А.Д. Ботвинниковая
Основные разделы базовой (государственной) программы 8 класса сохранены и включены в разделы рабочей программы.
Рабочая программа учебного курса черчения предназначена для обучения учащихся 8 классов средней общеобразовательной школы и рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.
Цель программы:
научить школьников читать и выполнять чертежи деталей, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
Задачи программы:
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
- ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
- обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;
- развить все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
- обучить самостоятельно пользоваться учебными и справочными материалами;
- привить учащимся культуру графического труда.
Курс черчения в школе направлен на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств.
Реализация этой концепции требует учета следующих положений.
- Основой курса черчения является обучение школьников методам графических изображений. В обучении должны быть отражены все этапы усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. Каждый из этапов связан с определенной деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых (требующих применения знаний в новых условиях) задач, без которой процесс обучения остается незавершенным. Работы с творческим содержанием должны использоваться при изучении всех разделов курса.
- Графическая деятельность школьников неотделима от развития их мышления. На уроках черчения учащиеся решают разноплановые графические задачи, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое, абстрактное и образное мышление. Средствами черчения у школьников успешно формируются аналитические и созидательные (особенно комбинаторные) компоненты творческого мышления. Черчение способствует развитию пространственных представлений учащихся.
- Обучение черчению базируется на принципах политехнизма и связи с жизнью. При подборе и составлении учебных заданий важно следить за тем, чтобы их содержание по возможности моделировало элементы деятельности специалистов, а объекты графических работ имели прототипами реально существующие детали и сборочные единицы, адаптированные с учетом особенностей обучения черчению. Целью адаптации являются упрощение, выявление геометрических особенностей и более четкая организация формы, что облегчает ее анализ и графическое отображение. В процессе обучения необходимо осуществление межпредметных связей черчения с трудовым обучением, математикой, изобразительным искусством, информатикой и другими дисциплинами.
- При обучении черчению необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, личные интересы и др.), стараясь постоянно совершенствовать уровень их развития.
- На упражнения, самостоятельную и творческую работу отводится основная часть учебного времени.
На уроках применяются следующие технологии: развивающего обучения, личностно-ориентированного и проблемного обучения. С целью активизации мыслительной деятельности обучающихся, развития их информационно-коммуникационных компетенций активно используются мультмимедийные и интерактивные технологии: презентации к урокам с использованием программ Power Point, доски Smart Board. Формы работы на уроке групповые и индивидуальные в зависимости от изучаемого материала, типа урока и т.п.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, практические и графические работы. Все виды практических и графических работ в программе направлены на освоение знаний по чтению чертежей и выполнение различных графических построений.
II. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УМК
Курс программы соответствуют обязательному минимуму содержания общего образования, требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования по черчению и примерной программы для общеобразовательной школы. В УМК уделяется особое внимание компетенциям, обеспечивающим содержание стандарта. В процессе обучения черчению реализуется одна из главных задач: подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью, наполненной творчеством, инициативой, самостоятельностью, созданием надежного и эффективного механизма социально-экономического развития.
Отличительные особенности данной программы по сравнению с примерной в том, что особое внимание уделено таким темам как «Способы проецирования» и «Чтение и выполнение чертежей деталей». На изучение тем уделено больше часов за счет повторения.
Правила оформления чертежей (6 ч.)
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей. Современные методы выполнения чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая — основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись.
Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).
Применение и обозначение масштаба.
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
Способы проецирования (9 ч.)
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа ее .построения.
Чтение и выполнение чертежей деталей (19 ч.)
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части). Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.
Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деления отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений.
Чтение чертежей.
Выполнение эскиза детали (с натуры).
Решение графических задач, в том числе творческих.
Обобщение знаний (1 ч.)
Обязательный минимум графических и практических работ
№ п/п | Содержание работы | Примечание |
1 | Линии чертежа | |
2 | Чертеж «плоской» детали | |
3 | Моделирование по чертежу | Из проволоки и картона |
4 | Чертежи и аксонометрические проекции предметов | С построением проекций, точек, отрезков, граней и пр. |
5 | Построение третьей проекции по двум данным | |
6 | Чертеж детали | С использованием геометрических построений (в том числе и сопряжений) |
7 | Устное чтение чертежей | |
8 | Чертеж предмета в трех видах | С преобразованием формы предмета |
9 | Эскиз и технический рисунок детали | |
10 | Эскизы деталей с включением элементов конструирования | С преобразованием формы предмета |
11 | Чертеж предмета (контрольная работа) | По аксонометрической проекции или с натуры |
Примечание. Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения – в тетрадях.
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема раздела, урока | Дата проведения | Материал учебника | На дом | |
класс | дата | ||||
Правила оформления чертежей (6 ч.) | |||||
1 | Краткие сведения об истории развития чертежей. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе. Рациональные приемы работы с инструментами. Организация рабочего места. | А Б | 01.09 03.09 | Введение, с. 3-9; § 1, с. 10-15. | Упр. 1 |
2 | Понятие о государственных стандартах. Форматы, рамка и основная надпись чертежа. Линии чертежа. | А Б | 08.09 10.09 | §§ 2.1, 2.2, 2.3; с. 15-20. | Упр. 2 |
3 | Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах. | А Б | 15.09 17.09 | § 2.4; с. 22-25. | Упр. 3, 4. |
4 | Графическая работа №1. Линии чертежа. | А Б | 22.09 24.09 | § 2; с. 20-21. | |
5 | Основные сведения о нанесении размеров. Применение и обозначение масштаба. | А Б | 29.09 01.10 | § 2.5-2.6, с. 26-29. | Упр. 5, 6. |
6 | Графическая работа №2. Чертеж «плоской» детали. | А Б | 06.10 08.10 | §2, с. 29-30. | |
Способы проецирования (9 ч.) | |||||
7 | Общие сведения о проецировании. Центральное и параллельное проецирование. Косоугольное и прямоугольное проецирование. | А Б | 13.10 15.10 | § 3; с. 31-35. | Рис. 37, 40-42. |
8 | Прямоугольное проецирование. Проецирование предмета на одну плоскость проекций. Проецирование на несколько плоскостей проекций. | А Б | 20.10 22.10 | § 4; с. 35-40. | Упр. 7 |
9 | Расположение видов на чертеже. | А Б | 27.10 29.10 | § 5.1; с. 40-41. | Упр. 8 |
10 | Закрепление знаний о расположении видов. Понятие о местных видах, расположенных в проекционной связи. | А Б | 10.11 12.11 | § 5.2; с. 41-44. | Упр. 9 |
11 | Практическая работа №3. Моделирование по чертежу. | А Б | 17.11 19.11 | § 5; с. 44-45. | |
12 | Аксонометрические проекции: косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая. Аксонометрические проекции плоских фигур. | А Б | 24.11 26.11 | §§ 6, 7.1, 7.2; с. 46-50. | Упр. 10 |
13 | Аксонометрические проекции плоскогранных предметов. Рациональное построение в аксонометрии. | А Б | 01.12 03.12 | § 7.3; с. 51-52. | Упр. 11 |
14 | Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Фронтальные диметрические и изометрические проекции окружностей. | А Б | 08.12 10.12 | § 8; с. 53-57. Упр.12, 13. | Упр. 14, 15. |
15 | Технический рисунок. Приемы работы от руки и на глаз. | А Б | 15.12 17.12 | § 9; с. 57-58. Упр. 16. | Упр. 17, 18. |
Чтение и выполнение чертежей деталей (19 ч.) | |||||
16 | Анализ геометрической формы предмета. | А Б | 22.12 24.12 | § 10; с. 59-62. | Упр. 19 |
17 | Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. | А Б | 29.12 14.01 | § 11; с. 62-69. | Упр. 20 |
18 | Чертежи разверток геометрических тел. | А Б | 12.01 21.01 | §16; с. 108-111. | Рис. 139-142. |
19 | Проекции вершин, ребер и граней предмета. Построение проекций точек на поверхности предмета. | А Б | 19.01 28.01 | § 12; с. 69-74. Упр. 21, 22, 23. | Упр. 24, 25. |
20 | Графическая работа №4. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. | А Б | 26.01 04.02 | § 12; с. 79-80. | |
21 | Порядок построения изображений на чертежах. Способ построения изображений на основе анализа формы предмета. Последовательность построения видов на чертеже детали. | А Б | 02.02 11.02 | §§ 13.1, 13.2; с. 80-84. | Упр. 30 |
22 | Построение вырезов на геометрических телах. | А Б | 09.02 18.02 | § 13.3; с. 84-86. | Упр. 31, 32. |
23 | Построение третьего вида по двум данным видам. | А Б | 16.02 25.02 | § 13.4; с. 86-92. Упр.33, 34. | Упр. 35 |
24 | Графическая работа №5. Построение третьего вида по двум данным. | А Б | 01.03 03.03 | § 13; с. 91. | |
25 | Нанесение размеров с учетом формы предмета. | А Б | 15.03 10.03 | § 14; с. 92-98. Упр. 35, 36. | Упр. 38, 39. |
26 | Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. Анализ графического состава изображений. Деление отрезка, угла и окружности на равные части. | А Б | 22.03 17.03 | §§ 15.1, 15.2; с. 98-103. | Упр. 40 |
27 | Геометрические построения: сопряжения. | А Б | 29.03 24.03 | § 15.3; с. 103-107. | Упр. 41 |
28 | Графическая работа №6. Чертеж детали с использованием геометрических построений (в том числе и сопряжений). | А Б | 12.04 31.03 | § 15; с. 107. | |
29 | Порядок чтения чертежей деталей. | А Б | 19.0414.04 | § 17; с. 111-115. | Упр. 42 |
30 | Практическая работа №7. Устное чтение чертежей. | А Б | 26.04 21.04 | § 17; с. 115. | |
31 | Графическая работа №8. Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы | А Б | 03.05 28.04 | С. 117. | |
32 | Графическая работа №9. Выполнение эскиза и технического рисунка детали. | А Б | 10.05 05.05 | § 18, с. 119-123. | |
33 | Графическая работа № 10. Выполнение эскизов деталей с включением элементов конструирования. | А Б | 17.05 12.05 | § 18; с. 123-124. | |
34 | Графическая работа №11. Выполнение чертежа предмета (контрольная). | А Б | 23.05 19.05 | С. 125. | |
35 | Обобщение знаний | А Б | 30.05 26.05 |
V. ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
1) Тест;
2) зачет (рубежный и итоговый контроль);
3) опрос в устной и письменной форме;
4) графическая работа.
Критерии оценивания знаний и умений учащихся
I. При устной проверке знаний
оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображения и обозначения;
б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий понимание и осознание учебного материала и характеризующий прочные знания, излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя;
оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями, вследствие еще недостаточно развитого пространственного представления, знает правила изображения и условные обозначения;
б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправление которых осуществляет с некоторой помощью учителя;
оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвердо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;
б) ответ дает неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопроса;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности;
оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
б) ответы строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не исправляет с помощью учителя;
оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.
II. При выполнении графических и практических работ
оценка «5» ставится, если ученик:
а) вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь, чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочными материалами;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки;
оценка «4» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает самостоятельно, но с небольшими затруднениями и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;
б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом;
в) при выполнении чертежей и практических работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных пояснений;
оценка «3» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, по основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно, рабочую тетрадь ведет небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью учителя;
оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет рабочую тетрадь;
б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки;
оценка «1» ставится, если ученик совсем не подготовлен к работе и совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
- изученные правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений.
Учащиеся должны уметь:
- рационально использовать чертежные инструменты;
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.
Владеть компетенциями:
- учебно - исследовательскими (умение решать учебные проблемы в ходе исследования, умение связывать воедино разрозненные части знания, умение извлекать пользу из образовательного опыта, умение находить и обрабатывать информацию);
- информационно-коммуникативными (умение работать с различными источниками информации, умение дискутировать и защищать свою точку зрения, работать в команде и т.д.);
- социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение самостоятельно принимать решения и т.д.);
- эмоционально-ценностными (умение быть упорным и стойким перед возникшими трудностями).
VII. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Оборудование и наглядные пособия:
- чертежные инструменты;
- образцы деталей и сборочных единиц;
- модели геометрических тел;
- учебные таблицы;
- компьютер.
Инструменты, принадлежности и материалы для черчения:
- готовальня школьная;
- чертежные угольники с углами: 90°, 45°, 45°; 90°, 30°, 60°;
- масштабная линейка;
- транспортир;
- трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;
- карандаши «Т», «ТМ» и «М»;
- ластик для карандаша (мягкий);
- бумага: чертежная, миллиметровая; тетрадь в клетку; калька; кнопки;
- инструмент для заточки карандаша.
Учебно-методический комплект для учащихся:
Черчение: Учебник для общеобразовательных учреждений / Ботвинников А.Д. и др. – 4-е изд., дораб. - Москва: АСТ: Астрель, 2013. – 221, (3) с.: ил.
Учебно-методический комплект для учителя:
- Ботвинников А. Д. и др. Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение. 7 – 8 классы» – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003.
- Ройтман. И.А. Методика преподавания черчения. – М.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
- Черчение. 7 класс. Поурочные планы по учебнику А.Д. Ботвинникова и др. / Сост. М.В. Цыганов, Ю.М. Цыганова – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004. – 112 с.
VIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Балягин С.Н. Черчение: Справочное пособие/С.Н. Балягин. 4-е изд., доп. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 424 с.
- Ботвинников А. Д., Вышнепольский И. С. Черчение в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
- Дружинин Н.С., Цылбов П.П. Курс черчения. – М.: «Машиностроение», 1964. – 492 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по черчению 9 класс
Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчени...
Рабочая программа по черчению 8 класс
Черчение 8 класс...
Рабочая программа по черчению 9 класс
Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», ав...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧЕРЧЕНИЮ 9 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо черчению9 класс Из Закона РФ «Об образовании»Статья 9. Образовательные программы1.Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и напр...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по черчению на 2014-2015 учебный год по Ботвинникову Д.А.
Programma_cherchenie_8_klass_Vorobyeva_botvinikov_2014-2015...
Рабочая программа по черчению 8 класс к учебнику А.Д. Ботвинникова
Рабочая программа по черчению 8 класс к учебнику А.Д. Ботвинникова...