Рабочая программа по черчению для 8 класса (по учебнику В.Д. Ботвинникова)
рабочая программа по технологии (8 класс) на тему

Грибан Виктор Алексеевич

Рабочая программа составлена на основе примерной Программы (Программы основного общего образования по направлению «Черчение» 8-9 классы / А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Селивестров. – М.: Просвещение, 2004).

Данная программа ориентирована на УМК под ред. А.Д. Ботвинниковая

Основные разделы базовой (государственной) программы 8 класса сохранены и включены в разделы рабочей программы.

Рабочая программа учебного курса черчения предназначена для обучения учащихся 8 классов средней общеобразовательной школы и рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.

Цель программы:

научить школьников читать и выпол­нять чертежи деталей, а также применять гра­фические знания при решении задач с творческим содержанием

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №  2"

 П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой

___________        Е.В. Крепешева        

Приказ № 1  

 от « 28 » августа 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по черчению для 8 класса основного общего образования

(предмет, класс, уровень образования)

Грибана Виктора Алексеевича, высшая квалификационная категория

(Ф.И.О. учителя, категория)

2015/2016 учебный год, срок реализации - 1 год

     СОГЛАСОВАНО                                              РАССМОТРЕНО

     Зам. директора по                                              на заседании методического объединения

     образовательному процессу                             протокол № _1_ от

     __________ М.А. Гречишникова                      «28» августа 2015 г.

                                                                                  _______  В.П. Мартынюк,  руководитель ШМО

 

п.г.т. Уренгой

2015

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе примерной Программы (Программы основного общего образования по направлению «Черчение» 8-9 классы / А.Д. ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Селивестров. – М.: Просвещение, 2004).

Данная программа ориентирована на УМК под ред. А.Д. Ботвинниковая

Основные разделы базовой (государственной) программы 8 класса сохранены и включены в разделы рабочей программы.

Рабочая программа учебного курса черчения предназначена для обучения учащихся 8 классов средней общеобразовательной школы и рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.

Цель программы:

научить школьников читать и выполнять чертежи деталей, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

Задачи программы:

  1. сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
  2. ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
  3. обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;
  4. развить все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
  5. обучить самостоятельно пользоваться учебными и справочными материалами;
  6. привить учащимся культуру графического труда.

Курс черчения в школе направлен на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств.

Реализация этой концепции требует учета следующих положений.

  1. Основой курса черчения является обучение школьников методам графических изображений. В обучении должны быть отражены все этапы усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. Каждый из этапов связан с определенной деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых (требующих применения знаний в новых условиях) задач, без которой процесс обучения остается незавершенным. Работы с творческим содержанием должны использоваться при изучении всех разделов курса.
  2. Графическая деятельность школьников неотделима от развития их мышления. На уроках черчения учащиеся решают разноплановые графические задачи, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое, абстрактное и образное мышление. Средствами черчения у школьников успешно формируются аналитические и созидательные (особенно комбинаторные) компоненты творческого мышления. Черчение способствует развитию пространственных представлений учащихся.
  3. Обучение черчению базируется на принципах политехнизма и связи с жизнью. При подборе и составлении учебных заданий важно следить за тем, чтобы их содержание по возможности моделировало элементы деятельности специалистов, а объекты графических работ имели прототипами реально существующие детали и сборочные единицы, адаптированные с учетом особенностей обучения черчению. Целью адаптации являются упрощение, выявление геометрических особенностей и более четкая организация формы, что облегчает ее анализ и графическое отображение. В процессе обучения необходимо осуществление межпредметных связей черчения с трудовым обучением, математикой, изобразительным искусством, информатикой и другими дисциплинами.
  4. При обучении черчению необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, личные интересы и др.), стараясь постоянно совершенствовать уровень их развития.
  5. На упражнения, самостоятельную и творческую работу отводится основная часть учебного времени.

На уроках применяются следующие технологии: развивающего обучения,  личностно-ориентированного и проблемного обучения. С целью активизации мыслительной деятельности обучающихся, развития их информационно-коммуникационных компетенций активно используются мультмимедийные и интерактивные технологии: презентации к урокам с использованием программ Power Point, доски Smart Board. Формы работы на уроке групповые и индивидуальные в зависимости от изучаемого материала, типа урока и т.п.

    Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, практические и графические работы. Все виды практических и графических работ в программе направлены на освоение знаний по чтению чертежей и выполнение различных графических построений.

                               II. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УМК

 Курс программы соответствуют обязательному минимуму содержания общего образования, требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования по черчению и примерной программы для общеобразовательной школы. В УМК уделяется особое внимание компетенциям, обеспечивающим содержание стандарта. В процессе обучения черчению реализуется одна из главных задач: подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью, наполненной творчеством, инициативой, самостоятельностью, созданием надежного и эффективного механизма социально-экономического развития.

Отличительные особенности данной программы по сравнению с примерной в том, что особое внимание уделено таким темам как «Способы проецирования» и «Чтение и выполнение чертежей деталей». На изучение тем уделено больше часов за счет повторения.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Правила оформления чертежей (6 ч.)

Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей. Современные методы выполнения чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.

Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.

Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая — основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись.

Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).

Применение и обозначение масштаба.

Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

                                                         Способы проецирования (9 ч.)

Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.

Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.

Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.

Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа ее .построения.

Чтение и выполнение чертежей деталей (19 ч.)

Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части). Чертежи группы геометрических тел.

Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.

Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.

Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деления отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений.

Чтение чертежей.

Выполнение эскиза детали (с натуры).

Решение графических задач, в том числе творческих.

Обобщение знаний (1 ч.)

Обязательный минимум графических и практических работ

№ п/п

Содержание работы

Примечание

1

Линии чертежа

2

Чертеж «плоской» детали

3

Моделирование по чертежу

Из проволоки и картона

4

Чертежи и аксонометрические проекции предметов

С построением проекций, точек, отрезков, граней и пр.

5

Построение третьей проекции по двум данным

6

Чертеж детали

С использованием геометрических построений (в том числе и сопряжений)

7

Устное чтение чертежей

8

Чертеж предмета в трех видах

С преобразованием формы предмета

9

Эскиз и технический рисунок детали

10

Эскизы деталей с включением элементов конструирования

С преобразованием формы предмета

11

Чертеж предмета (контрольная работа)

По аксонометрической проекции или с натуры

Примечание. Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения – в тетрадях.

IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема раздела, урока

Дата

проведения

Материал  учебника

На дом

класс

дата

Правила оформления чертежей (6 ч.)

1

      Краткие сведения об истории развития чертежей.      Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.

 Рациональные приемы работы с инструментами. Организация рабочего места.

А

Б

01.09

03.09

Введение,

с. 3-9;

§ 1, с. 10-15.

Упр. 1

2

 Понятие о государственных стандартах. Форматы, рамка и основная надпись чертежа.

  Линии чертежа.

А

Б

08.09

10.09

§§ 2.1, 2.2, 2.3; с. 15-20.

Упр. 2

3

  Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

А

Б

15.09

17.09

§ 2.4; с. 22-25.

Упр. 3, 4.

4

Графическая работа №1.

Линии чертежа.

А

Б

22.09

24.09

§ 2; с. 20-21.

5

  Основные сведения о нанесении размеров. Применение и обозначение масштаба.

А

Б

29.09

01.10

§ 2.5-2.6,  

с. 26-29.

Упр. 5, 6.

6

  Графическая работа №2. Чертеж «плоской» детали.

А

Б

06.10

08.10

§2, с. 29-30.

Способы проецирования (9 ч.)

7

  Общие сведения о проецировании.    Центральное и параллельное проецирование. Косоугольное и прямоугольное проецирование.

А

Б

13.10

15.10

§ 3; с. 31-35.

Рис. 37, 40-42.

8

   Прямоугольное проецирование. Проецирование предмета на одну плоскость проекций. Проецирование на несколько плоскостей проекций.

А

Б

20.10

22.10

§ 4; с. 35-40.

Упр. 7

9

Расположение видов на чертеже.

А

Б

27.10

29.10

§ 5.1; с. 40-41.

Упр. 8

10

 Закрепление знаний о расположении видов. Понятие о местных  видах, расположенных в проекционной связи.

А

Б

10.11

12.11

§ 5.2; с. 41-44.

Упр. 9

11

 Практическая работа №3. Моделирование по чертежу.

А

Б

17.11

19.11

§ 5; с. 44-45.

12

  Аксонометрические проекции: косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая.   Аксонометрические проекции плоских фигур.

А

Б

24.11

26.11

§§ 6, 7.1, 7.2;

с. 46-50.

Упр. 10

13

  Аксонометрические проекции плоскогранных предметов. Рациональное построение в аксонометрии.

А

Б

01.12

03.12

§ 7.3; с. 51-52.

Упр. 11

14

 Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Фронтальные диметрические и изометрические проекции окружностей.

А

Б

08.12

10.12

§ 8;  с. 53-57.

Упр.12, 13.

Упр. 14, 15.

15

  Технический рисунок. Приемы работы от руки и на глаз.

А

Б

15.12

17.12

§ 9; с. 57-58.

Упр. 16.

Упр.

17, 18.

Чтение и выполнение чертежей деталей (19 ч.)

16

  Анализ геометрической формы предмета.

А

Б

22.12

24.12

§ 10; с. 59-62.

Упр. 19

17

 Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

А

Б

29.12

14.01

§ 11; с. 62-69.

Упр. 20

18

  Чертежи разверток геометрических тел.

А

Б

12.01

21.01

§16; с. 108-111.

Рис. 139-142.

19

  Проекции вершин, ребер и граней предмета. Построение проекций точек на поверхности предмета.

А

Б

19.01

28.01

§ 12; с. 69-74. Упр. 21, 22, 23.

Упр. 24, 25.

20

  Графическая работа №4. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

А

Б

26.01

04.02

§ 12; с. 79-80.

21

  Порядок построения изображений на чертежах. Способ построения изображений на основе анализа формы предмета. Последовательность построения видов на чертеже детали.

А

Б

02.02

11.02

§§ 13.1, 13.2;

с. 80-84.

Упр. 30

22

  Построение вырезов на геометрических телах.

А

Б

09.02

18.02

§ 13.3; с. 84-86.

Упр. 31, 32.

23

  Построение третьего вида по двум данным видам.

А

Б

16.02

25.02

§ 13.4; с. 86-92.

Упр.33, 34.

Упр. 35

24

  Графическая работа №5. Построение третьего вида по двум данным.

А

Б

01.03

03.03

§ 13;  с. 91.

25

  Нанесение размеров с учетом формы предмета.

А

Б

15.03

10.03

§ 14; с. 92-98.

Упр. 35, 36.

Упр. 38, 39.

26

  Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. Анализ графического состава изображений. Деление отрезка, угла и окружности на равные части.

А

Б

22.03

17.03

§§ 15.1, 15.2;

 с. 98-103.

Упр. 40

27

  Геометрические построения: сопряжения.

А

Б

29.03

24.03

§ 15.3; с. 103-107.

Упр. 41

28

  Графическая работа №6.   Чертеж  детали с использованием геометрических построений (в том числе и сопряжений).

А

Б

12.04

31.03

§ 15; с. 107.

29

  Порядок чтения чертежей деталей.

А

Б

19.0414.04

§ 17; с. 111-115.

Упр. 42

30

  Практическая работа №7.   Устное чтение чертежей.

А

Б

26.04

21.04

§ 17;  с. 115.

31

  Графическая работа №8.  Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы

А

Б

03.05

28.04

С. 117.

32

  Графическая работа №9. Выполнение эскиза и технического рисунка детали.

А

Б

10.05

05.05

§ 18,

с. 119-123.

33

  Графическая работа № 10.   Выполнение эскизов деталей с включением элементов конструирования.

А

Б

17.05

12.05

§ 18; с. 123-124.

34

  Графическая работа №11.    Выполнение чертежа предмета (контрольная).

А

Б

23.05

19.05

С. 125.

35

Обобщение знаний

А

Б

30.05

26.05

                                                   

              V.  ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

1) Тест;

2) зачет (рубежный и итоговый контроль);

3) опрос в устной и письменной форме;

4) графическая работа.

Критерии оценивания знаний и умений учащихся

I. При устной проверке знаний

оценка «5» ставится, если ученик:

а)        овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображения и обозначения;

б)        дает четкий и правильный ответ, выявляющий понимание и осознание учебного материала и характеризующий прочные  знания, излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

в)        ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя;

оценка «4» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями, вследствие еще недостаточно развитого пространственного представления, знает правила изображения и условные обозначения;

б)        дает правильный ответ в определенной логической последовательности;

в)        при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправление которых осуществляет с некоторой помощью учителя;

оценка «3» ставится, если ученик:

а)        основной программный материал знает нетвердо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;

б)        ответ дает неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопроса;

в)        чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности;

оценка «2» ставится, если ученик:

а)        обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

б)        ответы строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не исправляет с помощью учителя;

оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.

II. При выполнении графических и практических работ

оценка «5» ставится, если ученик:

а)        вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь, чертежи читает свободно;

б)        при необходимости умело пользуется справочными материалами;

в)        ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки;

оценка «4» ставится, если ученик:

а)        чертежи выполняет и читает самостоятельно, но с небольшими затруднениями и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;

б)        справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом;

в)        при выполнении чертежей и практических работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных пояснений;

оценка «3» ставится, если ученик:

а)        чертежи выполняет и читает неуверенно, по основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно, рабочую тетрадь ведет небрежно;

б)        в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью учителя;

оценка «2» ставится, если ученик:

а)        не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет рабочую тетрадь;

б)        чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки;

оценка «1» ставится, если ученик совсем не подготовлен к работе и совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

  • основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
  • изученные правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений.

Учащиеся должны уметь:

  • рационально использовать чертежные инструменты;
  • анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
  • анализировать графический состав изображений;
  • читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
  • выбирать необходимое число видов на чертежах;
  • осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.

Владеть компетенциями:

- учебно - исследовательскими (умение решать учебные проблемы в ходе исследования, умение связывать воедино разрозненные части знания, умение извлекать пользу из образовательного опыта, умение находить и обрабатывать информацию);

- информационно-коммуникативными (умение работать с различными источниками информации, умение дискутировать и защищать свою точку зрения, работать в команде  и т.д.);

- социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение самостоятельно принимать решения и т.д.);

- эмоционально-ценностными (умение быть упорным и стойким перед возникшими трудностями).    

                                       

VII. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Оборудование и наглядные пособия:

  1. чертежные инструменты;
  2. образцы деталей и сборочных единиц;
  3. модели геометрических тел;
  4. учебные таблицы;
  5. компьютер.

              Инструменты, принадлежности и материалы для черчения:

  1. готовальня школьная;
  2. чертежные угольники с углами: 90°, 45°, 45°; 90°, 30°, 60°;
  3. масштабная линейка;
  4. транспортир;
  5. трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;
  6. карандаши «Т», «ТМ» и «М»;
  7. ластик для карандаша (мягкий);
  8. бумага: чертежная, миллиметровая; тетрадь в клетку; калька; кнопки;
  9. инструмент для заточки карандаша.

   

Учебно-методический комплект для учащихся:

          Черчение: Учебник для общеобразовательных учреждений / Ботвинников А.Д. и др. – 4-е изд., дораб. - Москва: АСТ: Астрель, 2013. – 221, (3) с.: ил.

Учебно-методический комплект для учителя:

  1. Ботвинников А. Д. и др. Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова  и  др. «Черчение. 7 – 8 классы» – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003.
  2. Ройтман. И.А. Методика преподавания черчения. – М.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
  3. Черчение. 7 класс. Поурочные планы по учебнику А.Д. Ботвинникова и др. / Сост. М.В. Цыганов, Ю.М. Цыганова – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004. – 112 с.

VIII.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Балягин С.Н. Черчение: Справочное пособие/С.Н. Балягин. 4-е изд., доп. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 424 с.
  2. Ботвинников А. Д., Вышнепольский И. С. Черчение в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Дружинин Н.С., Цылбов П.П. Курс черчения. – М.: «Машиностроение», 1964. – 492 с.

   

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по черчению 9 класс

Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчени...

Рабочая программа по черчению 9 класс

Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», ав...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧЕРЧЕНИЮ 9 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо черчению9 класс Из Закона РФ «Об образовании»Статья 9. Образовательные программы1.Образовательная программа определяет со­держание образования определенных уровня и напр...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по черчению 8 класс к учебнику А.Д. Ботвинникова

Рабочая программа по черчению 8 класс к учебнику  А.Д. Ботвинникова...