Формирование навыков самостоятельного выполнения профессиональных заданий обучающимися в ходе практических занятий штукатурным делом
статья по технологии (10 класс) на тему
Формирование навыков самостоятельного выполнения профессиональных заданий учащимися в ходе практических занятий штукатурным делом
Скачать:
Предварительный просмотр:
С.А.Шавырнин
Тамбовская область, Знаменский район, ТОГБОУ «Знаменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Формирование навыков самостоятельного выполнения профессиональных заданий обучающимися в ходе практических занятий штукатурным делом
В статье рассматривается проблема по обеспечению социальной защиты и социальной адаптации воспитанников школ-интернатов с отклонениями в развитии. Профессионально-трудовое обучение для умственно-отсталых детей является основой подготовки к самостоятельной жизни, труду.
Произошла смена приоритетов в задачах коррекционной школы VIII вида. На первое место выходит задача социальной адаптации выпускника с интеллектуальной недостаточностью.
Профессионально-трудовое обучение в школе VIII вида является основой подготовки детей со сниженным интеллектом к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается, в том числе, профессиональной подготовкой, которая является периодом привыкания к профессиональному обучению, усвоению квалификационного разряда с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, имеющих разные отклонения в развитии.
Методика профессиональной подготовки требует применения новых подходов, приёмов работы, обеспечивающих приобретение практического опыта профессиональной деятельности воспитанников, стимулирование познавательного интереса обучающихся, развитие самостоятельной личности, способной браться за решение новых для неё проблем, осваивать новые технологии деятельности.
Коррекционная школа ставит перед учителем штукатурного дела три основные задачи:
- дать ученикам знания, умения и навыки по профессии «штукатур 2 разряда»;
-сформировать умения самостоятельно планировать, выполнять и контролировать технологический процессы по профессии «штукатур»;
- сформировать знания, умения и навыки по ряду других строительных работ,
позволяющие расширить их профессиональное поле деятельности;
- воспитывать у них положительные личностные качества – честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду.
Существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач в специальных (коррекционных) школах принадлежит профессиональной подготовке. Считаю, что любой предмет имеет свою познавательную ценность, но для детей со сниженным интеллектом профессиональная подготовка имеет первостепенную значимость, т.к. для адаптации в современном мире обязательно нужны трудовые и профессиональные навыки, которые в дальнейшем пригодятся во взрослой жизни. От работы педагогов во многом будет зависеть, как сложится в дальнейшем жизнь выпускников школы. Я прилагаю максимальные усилия по воспитанию профессионально-трудовых навыков у своих обучающихся, стараюсь обучить всем навыкам профессионально-трудовой деятельности, которыми владею сам.
К специфическим задачам обучения профессии обучающихся в первую очередь относится развитие самостоятельности и сознательного овладения приёмами работы.
Концепция модернизации российского образования на период до 2013 года предполагает… «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личностных, познавательных и созидательных возможностей».
В своей работе я стараюсь следовать этой концепции, стремлюсь творчески подходить к образовательному процессу, чтобы у всех воспитанников возникал интерес к профессии «штукатур». Ведь осознанная мотивация учебной деятельности обучающихся – залог успешного освоения профессии.
Некоторые из детей выполняют практические задания производственного обучения быстро и качественно, и чтобы мотивировать их деятельность привлекаю, в первую очередь, их к проведению ремонтных работ в школе – интернате.
Результатом освоения программы «Штукатурное дело», согласно требованиям 2-го квалификационного разряда, является формирование знаний и умений базовых приемов и технологий штукатурных работ; чтение инструкционных карт; самостоятельное проведение работ и контроль качества выполненных работ; соблюдение правил охраны труда и организации рабочего места.
Для эффективного использования времени на уроке стараюсь вводить традиции, которым следую сам и соблюдения которых требую от ребят. Эти традиции, являясь определенными «законами» помогают экономить время, а именно: не опаздывать, готовить рабочее место заранее, соблюдать дисциплину (как обязательное условие совместной познавательной деятельности группы людей), соблюдать гигиену учебного труда, гигиену учебного места, учебного костюма и учебного помещения (как проявление уважительного отношения к учебному предмету и образовательному учреждению).
Традиционные нормы поведения на уроке сильны отсутствием так называемого «открытого воспитания», когда дети видят, что все, что делается, производится с целью воспитания. Урок производственного обучения, в соответствии с требованиями усвоения теоретических знаний и их практического применения в профессиональной деятельности имеет традиционно сложившуюся структуру: вводный, текущий и заключительный инструктажи. На изучение теоретического материала отводится только 25-30% времени. Программой профессиональной подготовки профессии штукатур 2-го разряда для детей с отклонениями в развитии предусмотрено неоднократное изучение теоретического материала до его полного усвоения.
Каждому обучающемуся на уроках теоретического и производственного обучения отводится необходимое время, соответствующее его личным способностям и возможностям, обеспечивающее гарантированное усвоение программы.
Обучающиеся условно дифференцируются на группы, каждая из которых овладевает программным материалом в меру своих способностей, умственного потенциала:
а) минимальный уровень (по программе);
б) базовый;
в) вариативный (творческий);
К окончанию обучения в 10 классе все выпускники овладевают базовым программным материалом по профессии штукатур 2-го квалификационного разряда. Программа, по которой я работаю, и методы коррекции позволяют ориентировать обучающихся на самостоятельную деятельность, на овладение ими приемами штукатурки. Больше помощи приходится оказывать отстающим от лидеров воспитанникам, проводить консультации, дополнительное демонстрирование технологического процесса.
Обучающиеся с более высоким умственным потенциалом, опережающим одноклассников в овладении программным материалом, предлагаю дополнительную самостоятельную работу, т.е. под моим личным контролем выполнить более сложное, но и более интересное практическое задание. Во внеурочное время провожу с такими ребятами подготовку к школьным конкурсам в рамках проводимой недели трудового обучения.
Кроме применения общих подходов в коррекции деятельности обучающихся использую на уроках производственного обучения, на этапе формирования навыков работы с раствором, глину, которая, очень пластична, не застывает и позволяет корректировать недочеты штукатурки в процессе деятельности.
Для отслеживания психолого-физиологических особенностей обучающихся и динамики их развития веду наблюдения, беседы, которые также являются своеобразным путеводителем для коррекции их деятельности на уроках профессиональной подготовки.
Для успешной адаптации выпускника коррекционного образовательного учреждения необходимо развить у них общетрудовые умения, т.е. умения ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы, иными словами работать самостоятельно (применяя карты контроля качества усвоения технологии выполнения штукатурных работ, а также карты самоконтроля). Как показывает практика, все воспитанники умеют работать самостоятельно, часть из них по инструкционной карте, а более сильные по заданию.
Считаю, что более полноценный учебный процесс получается при активном взаимодействии не только педагога и обучающегося, но и их родителей.
Я высоко ценю доверие родителей, их стремление общаться с учителем, сам делаю все возможное для установления доброжелательных, деловых отношений. Формы участия родителей в жизни нашей школы разнообразны и эффективны, служат средством обратной связи, делают объективной информацию о работе школы, интересах и потребностях семьи.
Поэтому считаю обязательным работу с родителями, в ходе которой знакомлю родителей с программным материалом и требованиям, предъявляемыми на уроках профессиональной подготовки, отвечаю на вопросы родителей, довожу до них информацию об учебных достижениях их детей.
Провожу родителей по школе, показываю выполненные детьми ремонтные работы, думаю, что родителям приятно посмотреть на результат работы своих детей. Многие из родителей по другому видят своих детей, как работников, приносящих реальную пользу обществу. Общаясь с родителями, обязательно учитываю их мнения, пожелания, просьбы относительно каждого ученика. Стараюсь не забывать о поощрении самых активных родителей. Это и благодарность в устной форме, и благодарственные письма.
Литература:
1. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии.
2. Социальная реабилитация детей с отклонениями в развитии.
3. WWW.stressmc.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы формирования навыков самостоятельных занятий физкультурой
Целью самостоятельных занятий физкультурой является сохранение и укрепление здоровья, полезное проведение времени, воспитание личностных качеств, освоение физкультурных навыков и умений. Поэтому необх...
Технология формирования навыков самостоятельной работы обучающихся как необходимое условие формирования универсальных учебных действий
Выступление на совместном заседании родственных ОД в ТвСВУ...
Использование приемов исследования на уроках истории с целью формирования навыков самостоятельной деятельности обучающихся
Одна из целей преподавания истории - формирование целостного мировоззрения учащихся на основе представления о мире как многогранном процессе, протекающем во времени и пространстве. Однако молодые люд...
Методическое обеспечение работы по формированию жизнестойкости и профилактике аутодеструктивного поведения. Формирование навыка самостоятельного принятия решений у обучающихся
Формирование навыка самостоятельного принятия решений у обучающихся...
Мастер – класс «Формирование метапредметных навыков путем выполнения учебных заданий»
Мастер – класс «Формирование метапредметных навыков путем выполнения учебных заданий»(на примере учебного задания на формирование навыков сотрудничества)...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для организации самостоятельной работы обучающихся, освобожденных от практических занятий специальность 34.02.01 Сестринское дело дисциплина ОУД.06 Физическая культура Раздел Легкая атлетика
Предлагаемая рабочая тетрадь по дисциплине ОУД.06 Физическая культура предназначена для студентов, освобожденных от практических занятий, обучающихся по специальности 34.02.01 «Сестринское дело...
УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРИОБРЕТЕНИЯ, ПОПОЛНЕНИЯ, ПЕРЕНОСА И ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Формирование навыка самостоятельного приобретения и практического применения знаний, а также их интеграция с другими дисциплинами в рамках требований образовательных стандартов второго покол...