Конструирование. Построение основы чертежа фартука в масштабе 1:4
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Яценко Евгения Леонидовна

Технологическая карта урока    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_fgos.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока    

 

Предмет: Технология -  5 класс (ФГОС)

Раздел  Создание изделий из текстильных и поделочных материалов  

Тема:    Конструирование. Построение основы чертежа фартука в масштабе 1:4.

Тип  урока: комбинированный

Цели: 

  • познакомить с классификацией одежды и фартуков;    историей фартука от древних времён и до наших дней;    правилами построения и оформления чертежей швейных изделий;   правилами снятия мерок и условными обозначениями мерок для построения чертежа;
  • учить правильному измерению фигуру человека; умению использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;
  • развивать художественно-графические умения, мышление, интерес к процессу создания модели изделия, умения применять полученные знания на практике;
  • воспитывать аккуратность, внимательность , эстетический вкус, пространственное воображение, творческое мышление.

 Оборудование и материалы : компьютер, интерактивная доска, MimioVote - беспроводная интерактивной система опроса учеников – пульты, учебник, тетрадь,   линейки закройщика М1:4.

Технологии: ИКТ, групповая, личностно-ориентированная, игровая .     

Методы обучения:

  • словесные (объяснение материала, работа с таблицей учебника);
  • демонстрационные (использование изобразительных пособий: пример оформления   чертежа, готовый фартук, схема  снятия мерок);
  • практические (составление описания фартука по алгоритму, построение чертежа по индивидуальным меркам). репродуктивный, наглядный,  частично-поисковый, практический.

Форма организации познавательно – трудовой деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная,

Межпредметные связи:      биология – особенности телосложения человека; изобразительная деятельность и черчение-  разработка эскизов, построение чертежа модели, математика – расчет формул для построения  чертежа, география – понятие масштаба.

Практическая работа:        1.Снятие мерок для построения чертежа.

                                                  2.Построение основы чертежа фартука в масштабе 1:4

Оценка и контроль образовательных результатов

Методы контроля и самоконтроля знаний: работа с компьютерным тестом, оценивание практической работы.  

Планируемые результаты УУД

Регулятивные (Р)

Познавательные (П)

Коммуникативные (К)

Личностные (Л)

Определять  цель деятельности на уроке, работать по плану контролировать выполнение заданий. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция  внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Находить  и           предъявлять информацию   об   истории   изделия Анализировать особенности фигуры человека различных типов. Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений. Рассчитывать         по         формулам отдельные        элементы        чертежей швейных изделий.Строить чертеж швейного изделия в масштабе     1:4      по  своим  меркам  .

Находить информацию о современных направлениях моды.   Контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

ориентир  в учебнике, находить нужную информацию сравнивать, группировать предметы извлекать информацию из сюжетного рисунка, переводить информацию  из одного вида в другой (из рисунка в схем  рис)

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе  

Развивать познавательный интерес, формировать трудовую активность, аккуратность. Самооценка.

Технологическая карта   урока

Этапы урока

Содержание

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент Самоопределение к деятельности

 Приветствие учителя, подготовка рабочих мест

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Актуализация знаний

 Постановка цели урока в начале или в процессе урока

  Сегодня нас ждет удивительно творческая работа. Мне это занятие очень нравится. Я постараюсь сделать так, чтобы и вам сегодня было интересно.

(Демонстрация фартуков на девочках). А что они демонстрируют?

 (слайд 1) 

Кто сформулирует нашу тему урока?

А является ли фартук одеждой?
А что такое одежда?

План урока (слайд 2)

Отвечают на вопросы, рассуждают, приводят примеры

Формулировка темы урока и цель выводится учащимися в виде плана

Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод.

способность к рассуждению

Коммуникативные: взаимодействовать  с учителем  группой.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать  задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.  

Сообщение новых знаний

(слайд 3)-Основное назначение одежды

(слайд 4)-Классификация одежды

(слайд 5)-Производственная одежда

(слайд 6)-История появления фартука-как одного из первых видов одежды.

Фартук – один из наиболее распространенных типов одежды, который в ходе своего развития практически не изменил свой внешний вид. Прямоугольное полотно, завязывающееся на талии или на шее и талии, со специальными фигурными вырезами вдоль краев верхней части – вот что всплывает в мыслях при упоминании этой детали одежды.
Впервые применять рабочий фартук начали в Древнем Египте – это была форма государственных служащих, и надевать ее позволялось только мужчинам. Постепенно фартуки начали использовать как разновидность мужской верхней одежды, как в обычной жизни, так и для особых церемоний и даже как облачение правящих особ. 
Интересным является факт, что сначала фартуки – были строго мужской одеждой, но с течением времени перекочевали в женский гардероб, став частью повседневного наряда. А со времен Средневековья эта часть одежды полностью исчезает из мужского гардероба. Рабочий фартуки спользуется только кузнецами, сапожниками или поварами. 
(слайд 7)В современной жизни фартуки перестали использоваться в ежедневном гардеробе, и очень редко используются женщинами на кухне, но никуда не исчезли из профессиональной сферы. Медики, повара, строители, парикмахеры, сварщики, металлурги, садовники – все они используют фартук для улучшения защиты верхней одежды от загрязнений, а также, чтобы уберечься от попадания на нее различных опасных для здоровья материалов. Хлопок, латекс, полиэтилен, а также множество других различных материалов изготовления позволяют подобрать фартук, который станет надежной защитой здоровья при исполнении любого вида работ. 

(слайд 8) Классификация фартуков

(слайд 9) Женский костюм кубанской казачки – это целый мир. Не скрадывать женскую красоту, а подчеркивать ее должна была парочка – юбка, в талию, отделкой волнами и кружевами и кофта (кохточка) с длинными рукавами и  чудесной вышивкой или цветными вставками, приталенная или с баской, подчеркивавшая все достоинства фигуры казачки. Украшал костюм фартук вышитый в кубанских традициях.Каждая станица, каждый казачий род отличались особыми женскими нарядами

 (слайд 10, 11,12) Идеи фартуков –обзор

Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод.

способность к рассуждению. осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение  регулировать свои действия,

Коммуникативные: взаимодействовать  с учителем  группой.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать  задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.  

Физминутка

(слайд 13)- Движения под музыку

выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку)

 

Освоение новых знаний

( усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)

 Давайте попробуем описать эти модели фартуков.
   Как вы думаете, почему на девочках фартуки выглядят по разному ? (  выше и чуть полнее  ) (ответ учениц).
Правильно, все люди разные.  И каждому должен соответствовать свой размер. А как определить размер?

Нужно правильно уметь снимать мерки. Вот у нас есть такое изречение – “Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить ее по определенному размеру” только тогда мы сможем правильно построить чертеж и сшить  изделие. Итак, пожалуйста приступайте к построению чертежа фартука на свой размер.

  В чем затруднение? У вас возникла проблема? Какая?

(Мы не знаем, как выполнить задание?)

- Молодцы!

Вы сами сформулировали проблему. Давайте попробуем ее решить на сегодняшнем уроке.

-Что  нам нужно знать и уметь?

(слайд 14) - Основы конструирования

(слайд 15)- Чертеж, масштаб

(слайд 16) –Линии используемые при построении чертежа

(слайд 17) –Правила снятия мерок

1. Находят значения слов в учебнике, заучивают понятия.

 2. Находят ответы на поставленные вопросы.

 

Знакомство с понятиями  (масштаб, чертеж…линейкой закройщика)

 Требованиями к чертежу

 Пример оформления чертежа и записей формул    

1. Находят значения слов в учебнике, заучивают понятия.

 2. Находят ответы на поставленные вопросы

Личностные:

- умение понимать смысл поставленной задачи проявление интереса и активности в выборе ее решения, установление личностного смысла знания.

Коммуникативные: работать в сотрудничестве в поиске и выборе информации

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике

Познавательные:   умение ориентироваться в понятиях

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике

Познавательные:   умение ориентироваться в понятиях

Практическая работа №1

(слайд 18-19)- Снятие мерок

Игра «Ателье» объяснение роли каждого ученика.

(Клиент-закройщик)

Выполняют работу по инструкционным картам, записывают результаты в тетрадь  Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль    

Личностные: овладение нормами и правилами научной организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей    деятельности

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике    осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления

 Познавательные:   умение ориентироваться в понятиях,.  

 Коммуникативные взаимодействовать  с учителем  группой.

Применение теоретических положений в условиях выполнения практической части урока

Практическая №2

   Проверка готовности к практической работе

 (наличие: записи  мерок в тетради, масштабной    линейки, карандаша)

 

(слайды  20-29 ) – Построение основы чертежа фартука в М 1:4

Построение учащимися чертежа фартука совместно с учителем

- Проверка качества построения чертежа

 

Личностные:

адекватная самооценка результатов учебной деятельности в сравнении с технической документацией

Познавательные:    

- осознание значимости и ценности технологических знаний в жизни человека

сформированность интереса к изучаемому предмету. 

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

Комментирует и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы учеников.  Сравнивает качество работы  

(слайд 30)- Тестирование

Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов Коммуникативные сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе

Рефлексия деятельности

(слайд 31)Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели

 

Рассуждают, отвечают на вопросы, дают самооценку результатам своей работы.

Домашнее задание

Построить чертежа фартука в натуральную величину.

Нарисовать эскиз своего фартука

Поиск идей для реализации цели

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение чертежа фартука в масштабе 1:4.

Построение чертежа фартука в масштабе 1:4.Цели: а) обучающие:ознакомить учащихся с приемами расчета конструкции, правилами и последовательностью выполнения  чертежа  фартука;научить ра...

Построение чертежа фартука в масштабе 1:4

Технологическая карта урока технологии для девочек в 5 классе.Тема урока: Построение чертежа фартука в масштабе 1:4....

Разработка урока по технологии в 5 классе "Построение основы чертежа фартука"

Продолжать знакомить учащихся с приемами конструирования. Сформировать навыки по расчету для построения чертежа фартука с нагрудником, пояса, бретелей....

Инструкционная карта к практической работе " Снятие мерок для построения основы чертежа фартука без нагрудника"

Инструкционная карта к практической работе "Снятие мерок для построения основы чертежа фартука без нагрудника"....

«Построение основы чертежа юбки «Солнце» в масштабе 1:4»

laquo;Построение основы чертежа юбки  «Солнце» в масштабе 1:4»...

Конструирование и моделирование на основе чертежа фартука.

Подробный конспект урока по технологии в 5 классе. Повторение темы снятия мерок и алгоритма построения чертежа фартука. Обучение основ моделирования, как процесса создания одежды, новой по фасону и от...