Разработка урока по технологии в 5 классе "Построение основы чертежа фартука"
план-конспект занятия по технологии (5 класс) по теме
Продолжать знакомить учащихся с приемами конструирования. Сформировать навыки по расчету для построения чертежа фартука с нагрудником, пояса, бретелей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chertezh_fartuka_urok_po_tehnologii_v_5_klasse.docx | 31.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Савостинская СОШ»
Лотошинского района Московской области
Открытый урок по технологии в 5 классе
«Построение основы чертежа фартука»
Гречишникова Е.А.
учитель технологии
д. Савостино 2015
Класс: 5
Раздел: Конструирование и моделирование рабочей одежды.
Тема урока: Построение основы чертежа фартука. СЛАЙД 1
Тип урока: комбинированный
Цели:
- продолжать знакомить учащихся с приёмами конструирования;
- сформировать навыки по расчёту для построения чертежа фартука с нагрудником, пояса, бретелей;
- приучать к точности, аккуратности при выполнении расчётов и построения чертежа.
Оборудование: презентация, учебник, рабочая тетрадь, чертёжные принадлежности, сантиметровая лента, бумага для построения выкройки, плакаты и таблицы.
Ход урока:
- Организационный момент. Здравствуйте! Проверить готовность учеников к уроку (рабочая тетрадь, см. лента, бумага, чертежные принадлежности) и готовность рабочего места для выполнения чертежей.
- Повторение пройденного материала. СЛАЙД 2
- Что такое чертеж? Масштаб?
(ЧЕРТЕЖ - это графическое изображение какого-либо предмета на бумаге в натуральную величину, в уменьшенном или увеличенном виде. МАСШТАБ записывается отношением двух чисел:
1:1 – натуральная величина;
1:4 – уменьшение в четыре раза;
2:1 – увеличение в два раза);
- Конструирование – это построение чертежа выкройки изделия. Для построения чертежа необходимо знать мерки;
- Что такое мерки? (Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем измерения. Чтобы правильно снять мерки необходимо знать конструктивные линии фигуры и правила снятия мерок);
- Назовите конструктивные линии фигуры? (линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен);
- Расскажите правила снятия мерок с фигуры? (Измеряемый должен стоять прямо, в естественной позе, с опущенными руками. Мерки снимают см. лентой, при этом ленту не ослабляют и не натягивают. Мерки снимают с правой стороны фигуры (так как правая сторона у человека развита сильнее). На талию повязывают шнурок. Мерки длины записывают полными. Мерки обхватов и ширины записывают в половинном размере, т.к. чертеж строят на половину фигуры);
- Какие мерки необходимы для построения фартука с нагрудником? Как обозначаются? (Ст, Сб, Ди, Дтп, Шг). (Один диктует, другой пишет на доске).
III. Практическая работа.
КОНСТРУИРОВАНИЕ швейных изделий – это построение чертежей деталей одежды. Для построения чертежей необходимо сделать определённые расчёты.
Любая одежда должна иметь красивый внешний вид, чтобы её приятно было надеть. Поэтому при создании моделей как, бытовой, так и производственной одежды конструкторы подбирают наиболее удобные формы её деталей.
Перед построением любой конструкции изделия на примере фартука с нагрудником, пояса и бретелей делают предварительный расчет.
(Напоминаю правила черчения) СЛАЙД 3
Чертеж выполняется только карандашом.
Линии чертежа:
- Сплошная основная - предназначена для обводки контура чертежа;
- Сплошная тонкая (в 2 раза тоньше основной) - предназначена для построения чертежа;
Буквы: пишем печатные.
(Мерки на типовую фигуру и на себя) СЛАЙД 4
Ст - 30,7см
Сб - 42,6см
Ди - 50см
Шг - 29,2см
Дтп - 45,4
(Базисная сетка) СЛАЙД 5
Базисная сетка – совокупность вертикальных и горизонтальных линий, определяющих длину и ширину участков чертежа и всего изделия в целом.
(Физкультминутка) СЛАЙД 6
Видеофизкультминутка.
(Построение чертежа фартука 1-5) СЛАЙД 7-11
На прошлом уроке мы построили основу фартука в М1:4. Сегодня будем чертить на себя по своим меркам в натуральную величину в М1:1. В расчетах подставляем свои мерки.
Расположим ватман вертикально вдоль стола.
Немного выше середины ватмана справа поставьте точку Т и проведите влево от нее горизонтальную линию и вертикальную. Отложите на ней вверх отрезок ТВ,
Длина нагрудника: ТВ=Дтп:2=___:2=___см,
а вниз – отрезок ТН – длину нижней части фартука:
Длина нижней части фартука: ТН=Ди=___см.
Половина ширины нагрудника: ВВ1=Шг:4=___:___=____см.
Ширина нижней части фартука: ТТ2=(Сб:2)+Пб=___:___+6=__см.
Уровень входа в карман: Т1К1=Дтп:5=___:5=___см.
Глубина кармана: К1К2=15 см.
Получился карман 15*15см.
(Физкультминутка) «ПАЛЬМИНГ» СЛАЙД 12
(Построение чертежа фартука, пояса и бретели 6-7) СЛАЙД 13-14
Пояс: -ширина ПП1=6см.
-длина ПП2=2*Ст+Пт=2*___+4=____см.
Бретели: -ширина ББ1=6см.
-длина ББ2=Дтп+Пбр=___+4=____см.
(Окончание работы над чертежом) СЛАЙД 15
Обводка сплошной толстой линией или контурной.
Учитель показывает презентацию, а учащиеся в рабочей тетради рассчитывают и строят по линейке закройщика в масштабе 1:1 чертёж фартука с нагрудником, пояса и бретели на свою фигуру.
Во время построения необходимо строго следить за правильными приёмами работы с чертёжными инструментами. Линейку надо держать левой рукой, плотно прижимая к бумаге, при проведении линий по линейке карандаш надо слегка наклонить в сторону его движения (не наклонять на себя или от себя). При проведении параллельных линий не закрывать линейкой основную линию.
После построения чертежей, проверить правильность и аккуратность построения, делая необходимые замечания и исправления.
IV. Рефлексия СЛАЙД 16
- Что необходимо знать для построения чертежа? (мерки, прибавки на свободу облегания, графические расчеты);
- Назовите конструктивные линии фигуры? (линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен);
- С какой стороны фигуры снимают мерки и почему? (Мерки снимают с правой стороны фигуры, так как правая сторона у человека развита сильнее);
- Какие мерки при снятии не делят пополам? (Ди, Дтп);
- Какие мерки при снятии делят пополам и почему? (Ст, Сб, потому что при построении чертежа чертим половину фигуры, (фартука));
- Какие детали фартука выкраиваются в двойном количестве? (карманы, нагрудник, нижняя часть фартука).
- Выкройки каких деталей при раскладке кладутся к сгибу ткани? (нагрудник, нижняя часть фартука).
V. Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание. СЛАЙД 17
- Проанализировать урок и сделать необходимые замечания.
- Выставить оценки за теоретические ответы.
- Проверить чертежи в М 1:1 на индивидуальные фигуры и выставить оценки.
Д/З: Нарисовать эскизы рабочего фартука и нарядного фартука для приема гостей. Кто не доделал завершить фартук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методическая разработка урока по технологии «Варианты отделки фартука» с использованием ИКТ»
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной рабо...
Конструирование. Построение основы чертежа фартука в масштабе 1:4
Технологическая карта урока ...
Методическая разработка урока по технологии в 5 классе "Моделирование фартука" ФГОС
Методическая разработка урока технологии в 5 классе "Моделирование фартука" разработана в соответствии с ФГОС. Целью данного урока является - изучение понятия "Моделирование", развитие элементарных ко...
Карта урока технологии с использованием технологии формирующего оценивания " Построение чертежа фартука в натуральную величину"
Урок технологии по разделу "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов" по теме " Построение фартука в натуральную величину"...
Инструкционная карта к практической работе " Снятие мерок для построения основы чертежа фартука без нагрудника"
Инструкционная карта к практической работе "Снятие мерок для построения основы чертежа фартука без нагрудника"....
Методическая разработка урока по технологии в 5 классе "Конструирование швейного изделия «фартук». Построение чертежа в масштабе 1:4"
Методическая разработка выполнена со всеми требованиями ФГОС....
Конструирование и моделирование на основе чертежа фартука.
Подробный конспект урока по технологии в 5 классе. Повторение темы снятия мерок и алгоритма построения чертежа фартука. Обучение основ моделирования, как процесса создания одежды, новой по фасону и от...