План – конспект занятия по технологии в 6 классе " Приемы крепления тесьмы"
план-конспект занятия по технологии (6 класс) на тему
План – конспект занятия по технологии " Приемы крепления тесьмы" разработан для изучения раздела "Изготовление кружев из тесьмы - сороконожки". В конспекте занятия показаны приемы крепления тесьмы к кальке, приемы крепления элементов узора между собой. Разработана инструкционная карта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka1_-_kopiya.doc | 233.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №54
Советского района г.Н.Новгорода
Разработка занятия по технологии.
Выполнила
учитель технологии
Луковникова Ю. Г.
Нижний Новгород
2014г.
План – конспект занятия по технологии.
Класс 6
Тема занятия: " Приемы крепления тесьмы"
Цели занятия:
Образовательные:
- научить приемам крепления тесьмы к кальке;
- научить приемам крепления элементов узора между собой;
- способствовать запоминанию основных технологических процессов при креплении тесьмы.
Развивающие:
- развивать умение самоконтроля, моторику рук и глазомер;
- способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач;
- продолжить формировать умения и навыки по выполнению ручных и декоративных стежков и строчек;
- развивать у учащихся интерес к декоративно – прикладному творчеству.
Воспитательные:
- воспитание творческого начала личности; чувства прекрасного;
- воспитание эстетического вкуса и повышению интереса к рукоделию;
- формирование умений и навыков самоконтроля при креплении тесьмы;
- воспитание бережливости и экономии при работе с тесьмой;
Оборудование: Укладки для швейных работ.
Дидактическое обеспечение – Авторское наглядное пособие - “Изготовление кружевных изделий из тесьмы-сороконожки ”, компьютерная презентация «Создание изделий из тесьмы - сороконожки», образцы готовых изделий, образцы тесьмы, инструкционные карты, рабочие тетради, плакаты по технике безопасности.
Материалы: - тесьма – сороконожка, нитки (швейные, шелковые, мулине), калька.
Время занятия: 90 минут.
Основные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемный.
Ход занятия.
Организационная часть (3 мин.)
- приветствие;
- проверка присутствующих учащихся;
- проверка готовности к уроку.
Сообщение темы и цели урока. (2 мин.)
Повторение пройденного материала (10 мин.).
На прошлых уроках мы говорили о видах кружева, центрах кружевоплетения, научились разрабатывать схему узора.
Предлагаю решить небольшой кроссворд.
Кроссворд.
Ответьте на вопросы к кроссворду и в результате узнаете ключевое слово (КРУЖЕВО)
1.Прозрачная бумага, применяемая для копирования чертежей, схем, узоров. (калька);
2. Чем переносят узор на кальку для изготовления кружев из тесьмы? ( карандашом);
3. Нити, произведенные специально для вышивания или других видов рукоделия. (мулине);
4.Профессия человека, который занимается плетением кружев, называется мастер……(кружевоплетения);
5. Основной элемент кружева из тесьмы……( петля);
6. Плотная тесьма волнообразной формы, применяемая для изготовления кружевных изделий. (вьюнчик);
7.Кружево из тесьмы это ……. (ленточное) кружево.
Изложение нового теоретического материала (25 мин.).
На предыдущих занятиях вы видели изделия, которые создали учащиеся нашей школы. Это и различные салфетки, воротники, жилетки, зонтик, картины. Фотографии этих изделий есть и в наглядном пособии, которое вы видите перед собой.
Мы уже говорили, что кружевное изделие можно изготовить из различных видов тесьмы.
Вопрос: Из каких видов тесьмы можно изготовить кружевное изделие? (Из тонкого кружева, тесьмы – вьюнчика, сутажа, тесьмы – сороконожки).
Удобнее работать с тесьмой – сороконожкой. Эта тесьма представляет собой узкую, гибкую ленточку с петельками с обеих сторон. Она бывает матовой, глянцевой и меланжевой (многоцветной). – демонстрация образцов.
У вас на партах лежат образцы матовой и глянцевой тесьмы. Я раздаю готовые работы.
Вопрос: Из какого вида тесьмы выполнены работы? (Из глянцевой тесьмы)
Вопрос: Почему мастерицы предпочли именно этот вид тесьмы? (Обычно учащиеся обращают внимание только на внешний вид тесьмы – красивая, блестящая).
Вопрос: Сравните, какая тесьма более мягкая, а какая более жесткая? (Матовая – мягкая, глянцевая – жесткая).
Вопрос: Подумайте, какая тесьма будет лучше держать форму?
Учащиеся приходят к выводу, что более жесткая глянцевая тесьма будет лучше держать форму изделия. Такая тесьма будет эффектнее смотреться на изделии.
Кроме того, после влажно – тепловой обработки, изделия из матовой тесьмы сильно деформируются. Следовательно, выбирать для работы лучше глянцевую тесьму.
Меланжевая тесьма обычно бывает упругой, жесткой и хорошо подходит для изготовления изделий. Изделия из такой тесьмы очень эффектно смотрятся. К сожалению, меланжевая тесьма редко встречается в продаже.
Мы уже говорили о том, что тесьма должна крепиться к узору, нарисованному на кальке.
Вопрос: Подумайте, каким образом можно прикрепить тесьму к кальке? (Обычно учащиеся отвечают, что тесьму можно приклеить или пришить).
Учащимся предлагается еще раз внимательно рассмотреть готовые образцы.
Тесьму к кальке пришивают. Цвет ниток должен совпадать с цветом тесьмы.
Перед вами три типа ниток: мулине, швейные нитки и нитки из искусственного шелка.
Вопрос: Какие нитки необходимо выбирать для крепления тесьмы?
(Обычно учащиеся не приходят к единому мнению).
Я предлагаю выбрать любые нитки и пришить тесьму к кальке.
Для этого, на кальку нанести простым карандашом любую линию. По этой линии швом вперед иголку пришить тесьму.
Но прежде, чем вы начнете работу, вспомните какие правила безопасной работы необходимо соблюдать при работе с иглами и ножницами?
1. Иглы и булавки хранить в подушечке или игольнице.
2. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески, не оставлять иголку в изделии.
3. Не шить ржавой иглой
4. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.
5. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.
Ножницы
1. Ножницы хранить в определенном месте.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6. Использовать ножницы только по назначению.
Учащиеся работают индивидуально, выполняют упражнения в креплении тесьмы.
Закончив работу, учащиеся сравнивают результаты работы, записывают результаты исследований в таблицу и делают выводы:
Виды нитей | |||||
Нитки из искусственного шелка | Мулине в два сложения | Нитки швейные | |||
Образец нитей. | Образец нитей. | Образец нитей. | |||
+ | - | + | - | + | - |
Незаметны на тесьме | Тонкие, быстро рвутся | Прочные | Заметны на тесьме; | Прочные; | |
Цепляются за петельки по краям тесьмы. | Незаметны на тесьме; | ||||
Не цепляются за петельки по краям тесьмы. |
Вывод: Крепить тесьму к кальке лучше обычными швейными нитками, совпадающими по цвету с цветом тесьмы.
При выполнении работы вы использовали шов «вперед иголку». Я наблюдала за вашей работой, и заметила, что стежок вы делали разной длины. Внимательно посмотрите на готовые работы.
Вопрос: Чему равна длина стежка с лицевой стороны изделия?
(Длина стежка с лицевой стороны изделия составляет примерно 3 – 5мм.)
Вопрос: Чему равна длина стежка с изнаночной стороны изделия?
(Длина стежка с изнаночной стороны изделия составляет примерно 5 – 7мм.)
Вы совершенно правы, тесьму к кальке нужно крепить небольшими стежкам, так что бы их не было заметно. С изнаночной стороны длина стежка может быть немного больше, но не более 7мм.
Вводный инструктаж. (7 мин.).
1. Работаем индивидуально.
2. На кальку нанести фрагмент узора из инструкционной карты (инструкционную карту см. в приложении)
3. Тесьму пришить к кальке строго по рисунку швом вперед иголку (длина стежка 3 – 5мм).
4. Места пересечения тесьмы закрепить двумя – тремя стежками.
5.Отдельные элементы узора (петли, завитки) скрепить между собой двумя-тремя стежками.
6.Закрепить нить на изнаночной стороне работы (Показ приемов закрепления нити).
7. Результаты работы наклеить на проектный лист.
Во время проведения инструктажа обращаю внимание обучающихся на правильное положение рук во время работы. На экране демонстрирую слайд из презентации «Создание изделий из тесьмы - сороконожки».
Практическая работа. (25 - 30 мин.).
«Крепление тесьмы к кальке».
Текущий инструктаж.
Проверка соблюдения технологической последовательности выполнения работы.
Контроль качества выполнения операции, своевременное предупреждение ошибок.
Через определенное время остановить работу и указать на типичные ошибки: слишком большая длина стежка;
- неаккуратная работа с калькой (калька рвется);
- неправильное положение рук при работе;
- учащиеся неправильно закрепляют нить (повторный показ приемов закрепления нити).
Продолжение практической работы.
8.Заключительный инструктаж. (10 мин.).
Анализ результатов практической работы.
Оценка практической работы.
Вопросы:
Какими нитками лучше крепить тесьму?
Каким швом крепят тесьму?
Какова длина стежка при креплении тесьмы к кальке?
Каким образом отдельные элементы узора скрепляют между собой?
Уборка рабочих мест. (3 мин.)
Приложения.
1.Плакат «Правильная посадка при выполнении ручных работ».
Слайд из презентации - Правильное положение рук при работе с тесьмой.
Инструкционная карта.
Изготовление изделий из тесьмы - сороконожки
№ | Содержание и порядок работы | Эскизы, схемы | Инструменты |
1 | Рисунок перенести на кальку | Карандаш | |
2 | Тесьму смотать в небольшие клубочки, для удобства работы | ||
3 | Пришить тесьму к кальке строго по рисунку швом «вперед иголку». Длина стежка 3 – 5 мм. Нитки подобрать в тон тесьме. | Иглы, наперсток, ножницы | |
4 | Места пересечения тесьмы скрепить двумя – тремя стежками. | Иглы, наперсток, ножницы | |
5 | Отдельные элементы узора (петли, завитки) скрепить между собой. | Иглы, наперсток, ножницы | |
6 | Отдельные элементы узора (петли, лепестки) украсить декоративными бридами. | Иглы, наперсток, ножницы | |
7 | Готовое изделие аккуратно снять с кальки. | Ножницы. |
Таблица.
Исследование видов нитей для крепления тесьмы – сороконожки к кальке.
Виды нитей | |||||
Нитки из искусственного шелка | Мулине в два сложения | Нитки швейные | |||
Образец нитей. | Образец нитей. | Образец нитей. | |||
+ | - | + | - | + | - |
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:«КОНТРОЛЬНО-ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ДЕТСКОЙ ПИЖАМЫ»
С большой радостью приходят учащиеся на контрольно-игровые уроки, которые проводятся в конце каждой четверти.Начинается урок , как и любой с повторения. Они заполняют инструкционную карту, фланелеграф...
Алгоритм составления плана-конспекта занятия по «Технологии».
Составление и создание плана-конспекта занятия по " Технологии "...
План - конспект занятия Тема: «Технология успеха» (Навыки саморегуляции. Самопознание)
Занятие для подростков...
План-конспект занятия по технологии «Сувенир «Танк для защитника Отечества»».
В преддверии великого праздника Победы можно заняться с детьми созданием поделок к 9 мая своими руками. Процесс собственноручного создания открыток, игрушек и украшений увлечет ребенка. В то же время ...
План-конспект занятия Тема: «Технология изготовления объёмных ангелов из глитерного фоамирана.»
План-конспект занятия Тема: «Технология изготовления объёмных ангелов из глитерного фоамирана.»...
План-конспект занятия Тема: «Технология изготовления объёмных ангелов из глитерного фоамирана.»
План-конспект занятия Тема: «Технология изготовления объёмных ангелов из глитерного фоамирана.»...