Рабочая программа 9 класс Основы предпринимательства
рабочая программа по технологии (9 класс) на тему

Шулишова Ольга Анатольевна

Рабочая программа курса    Основы предпринимательства   9 класс.    Календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klassosnovy_predprinimatelstva_-_kopiya.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа «Основы предпринимательской деятельности» составлена в соответствии с необходимостью развития предпринимательства как основы материального благополучия, профессионального роста и социальной адаптации молодежи и  на основе государственной «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Программа данного курса рассчитана для 9 класса (34 часа).

Создание данной программы вытекает из объективной потребности в обновлении подхода к изучению материала на основе технологий, позволяющих развивать у учащихся способность мыслить на языке основных проблем, с которыми они сталкиваются в определенной сфере деятельности. А именно это проблемы созидания нового. Развитие государства и общества зависит сегодня от все ускоряющегося темпа инноваций. И важно для каждого человека, если он хочет стать лидером и состояться как личность, овладеть инновационным мышлением. Ведь выдающиеся инноваторы определяют облик цивилизации. В свете этой проблемы разработана «Государственная образовательная стратегия России 21 века», где «Наша новая школа» это «Пространство творческого развития личности».

Данная программа предполагает подход к изучению «основ предпринимательской деятельности» по принципу «открытая задача», т.е. нет готового алгоритма решения. В рамках такого подхода предусматривается:

  • использование классического кейса (CASE), т.е. сборника описаний реальных ситуаций, цель которого  подвести учащихся к видам деятельности, формирующим инновационное мышление;
  • SWOT-анализа, т.е. определение сильных и слабых сторон объекта (решения) и возможностей применения;
  • «Морфологического ящика» - анализ способов реализации идеи (изобретение новых подходов); проектной и исследовательской деятельности; компьютерных технологий и др.

Целью программы является формирование предпринимательского инновационного мышления у учащихся, практического применения своих способностей на основе базовых знаний по основам предпринимательства.

Реализация данной программы направлена на достижение следующих задач:

  • развития гражданского образования, предпринимательского инновационного образа мышления, потребности в получении знаний в области предпринимательства и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
  • воспитания ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  • освоения системы знаний о предпринимательской деятельности и информированности об истории развития предпринимательства в России;
  • овладения умениями получения и осмысливания экономической информации, анализирования, систематизации полученных данных;
  • освоения способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
  • формирования опыта применения полученных знаний для эффективного поиска своей предпринимательской ниши и умений для будущей работы в качестве предпринимателя.

Программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков:

  • универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации в предпринимательстве;
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);
  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).

Приемы организации деятельности:

  • Активные – дебаты, семинар, практическая работа, ролевая игра, деловая игра, экскурсия, ситуация.
  • Интерактивные лекция, диспут, дискуссия, мини-сочинение.  


Календарно – тематическое планирование курса «Основы предпринимательской деятельности»

Раздел учебной программы. Тема урока

Кол. час.

Элементы содержания

Требования   к уровню подготовки учащихся

Вид контроля 

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

1

Признаки рыночной экономической системы

1

Основные критерии разграничения экономических систем. Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабости.

Знать:

-критерии разграничения экономических систем;

-причины эффективности и роль рыночных механизмов.

Уметь решать задачи по теме, приводить примеры и анализировать их.

Составление таблицы «Признаки рыночной экономической системы»  

08/09

2

Экономические свободы и роль государства в их защите.

1

Роль государства в защите экономических свобод. Государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни

Знать:

-роль государства как экономической  свободы;

-государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни.

Составить схему «Государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни страны»

15/09

3

Истоки российского предпринимательства. Исторический аспект

1

Известные предприниматели России. Сферы деятельности первых предпринимателей. «Кодекс чести» предпринимателя

Уметь приводить примеры о российских предпринимателях.

Выбрать информацию о предпринимателе из «Истории России».

      29/09

4

Предпринимательство и предприниматель.

1

Четвертый фактор производства. Предприимчивость как движущая сила производства. Кого называют предпринимателями.

Знать, что собой представляет четвертый фактор производства, в чем заключается предприимчивость, кого называют предпринимателями.

06/10

5

Особенности статуса ИП и юридического лица.

1

Индивидуальный предприниматель и юридическое лицо. Сходство и различия.

Знать:

-особенности статуса ИП

-особенности юридического лица.

Уметь различать сферы деятельности ИП и юридических лиц.

13/10

6

Виды фирм.

Цели деятельности фирм.

1

Виды и цели деятельности фирм. Факторы, влияющие на выбор фирмой цели своей деятельности. Возможность собственников влиять на цели деятельности фирм. Влияние целей фирмы на формирование предложения.

Знать:

-виды и цели, факторы деятельности фирм;

-основные графические модели;

-основы максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции;

Уметь:

-вести расчеты коэффициента эластичности предложения;

-построить кривую предложения.

Составить схему «Виды фирм»

      20/10

7

Проблемы, стоящие перед предпринимателями.

1

Проблемы, стоящие перед предпринимателями. Риск. Что, сколько, где и как производить.

Знать, что такое риск в бизнесе, какие первостепенные вопросы решает предприниматель.

Эссе «Оправдан ли риск?»

10/11

8

Процедура регистрации фирмы.

1

Регистрация фирмы. Устав. Учредительный договор. Расчетный счет.

Знать:

-что необходимо для регистрации фирмы;

-для чего служат устав и учредительный договор фирмы;

-что такое уставный капитал.

Список документов, необходимых для регистрации фирмы

17/11

9

Условия эффективности деятельности фирмы.

1

Понятие эффективности. Эффект масштаба производства. Технологическая, экономическая эффективность. Рентабельность фирмы.

Определять в чем заключается эффект масштаба производства, технологическая и экономическая эффективность, что способствует рентабельности фирмы.

Решение задач

24/11

10

Понятие и необходимость управления в бизнесе.

1

Управление и успешность фирмы. Понятие менеджмента. Кто такой менеджер. Виды деятельности в менеджменте.

Знать:

-что такое управление и почему оно необходимо;

-виды деятельности в менеджменте;

-что означает слово «менеджер».

Эссе «Роль менеджера в успешности фирмы

        01/12

11

Главные цели современного менеджмента.

1

Определение цели. Главные и второстепенные цели менеджмента. Области целеполагания: производительность, потребители, репутация. Требования к целям.

Давать определение цели, используя понятие «объект», «состояние», «параметр».

Приводить примеры общих и частных, долгосрочных и краткосрочных целей

Определения по теме

08/12

12

Организация управления.

1

Организационная структура управления фирмой. Организационная структура отдела в фирме. Проблемы в организации управления: передача полномочий, координация, компетентность, централизация. Гибкость структуры управления. Коммуникации.

Уметь составлять схемы организационной структуры фирмы и отдела фирмы. Объяснять, что такое централизация в управлении, роль коммуникации в управлении.

Схема «Организационная структура фирмы, отдела фирмы»

15/12

13

Сложности планирования и контроль.

1

Производственная программа фирмы. Сетевой график. Финансовый план (бюджет). Виды и формы контроля. Оперативный контроль.

Знать:

-что такое производственная программа фирмы;

-что такое сетевой график;

-виды и формы контроля. Уметь объяснять, для чего нужен оперативный контроль.

Определения по теме

22/12

14

Прогнозирование и сведение риска к минимуму.

1

Условия частичной неопределенности, прогнозирование спроса. Учет тенденций. Метод экспертных оценок. Статистический прогноз.

Уметь объяснять для чего фирмы применяют прогнозы, что такое тенденция, кто такие экс-перты. Приводить примеры товаров эластичного и неэластичного спроса.

Решение задач

29/12

15

Финансы и финансирование в бизнесе.

1

Денежное обращение. Разница между понятиями «деньги» и «финансы». Внутренние и внешние источники финансирования предпринимательской деятельности. Факторы, влияющие на величину прибыли фирмы. Условия предоставления фирме банковского кредита.

Уметь объяснять разницу между понятиями «деньги» и «финансы». Знать внутренние и внешние источники финансирования, факторы, влияющие на величину прибыли. Давать характеристику условиям предоставления фирме банковского кредита.

Решение задач

18/12

16

Баланс фирмы.

 

1

Понятия «баланс», «актив», «пассив». Главный финансовый документ фирмы – бухгалтерский баланс. Активные и пассивные счета.

Уметь объяснять понятия «баланс», «актив», «пассив», для чего фирмам нужен бухгалтерский баланс. Знать, как выглядит счет, что такое двойная запись в бухгалтерском учете.

Основные понятия по теме

12/01

17

Амортизация и цена товара

1

Понятие амортизации. Амортизационный фонд. Износ. Ускоренная амортизация. Амортизация и цена товара.

Знать:

-для чего нужен амортизационный фонд;

-как износ средств производства отражается на их стоимости;

-что такое годовые амортизационные отчисления

Решение задач

19/01

18

Анализ финансового состояния фирмы.

1

Важные показатели финансового состояния: рентабельность, устойчивость, платежеспособность.

Уметь объяснять, что такое рентабельность, платежеспособность фирмы, какую информацию несет в себе показатель устойчивости.

Анализ экономических ситуаций

26/01

19

Значение маркетинга в современном бизнесе.

1

Понятие «рынок», «потенциальные потребители», «маркетинг». Задачи маркетинга: выявление, удовлетворение и возобновление потребностей.

Давать характеристику роли маркетинга в современном бизнесе.

Знать, какие задачи решает система маркетинга и для чего специалисты по маркетингу занимаются изучением рынка.

Эссе «Что я знаю о маркетинге»

02/02

20

Изучение рынка.

1

Поведение потребителей. Факторы, влияющие на решение потребителей. Процесс покупки.

Знать:

-какие факторы влияют на поведение потребителей;

-основные этапы процесса покупки;

-для чего специалист по маркетингу изучает поведение потребителей.

       09/02

21

Мероприятия специалиста по маркетингу.

1

Цели исследования. Этапы работы с информацией: нахождение источников информации, сбор информации, анализ информации, принятие решения по проблеме.

Знать:

-основные источники рыночной информации;

-способы сбора маркетинговой информации;

-что такое обработка и анализ маркетинговой информации.

Решение экономических ситуаций

16/02

22

Маркетинговая  деятельность по разработке товара.

1

Виды деятельности по разработке товаров. Этапы нового товара: проект, маркетинговая проверка проекта, детальная разработка, выпуск пробной партии, коммерческое производство.

Уметь объяснять, из каких видов деятельности складывается разработка товара, что такое потребительские свойства товара и какую роль играют упаковка и товарная марка фирмы.

Эссе «Роль упаковки в сохранности товара»

Составить товарную марку фирмы, выпускающей карандаши

     02/03

23

Маркетинговая деятельность по сбыту товара.

1

Установление цены товара (равновесие, верхняя граница цены, нижняя граница цены, ожидаемая прибыль с единицы продукции). Каналы распределения.

Объяснять, чем определяются верхняя и нижняя границы цены товара. Давать характеристику каналам распределения товаров.

09/03

24

Мощное орудие маркетинга – реклама.

1

Понятие «реклама». Цели рекламы. Рекламное агентство. Что рекламировать, как рекламировать, сколько денег тратить на рекламу, какой должна быть реклама.

Знать:

-понятие «реклама»;

-цели рекламы;

-функции рекламы;

-виды рекламы.

Основные понятия по теме урока

      16/03

25

Одно из направлений маркетинга-стимулирование сбыта.

1

Стимулирование сбыта. «Личная продажа». Способы стимулирования сбыта: льготная цена, распродажа по сниженным ценам, премии, конкурсы и лотереи. Стимулирование агентов по продаже.

Распознавать способы стимулирования сбыта товара.

Решение  экономических ситуаций

      06/04

26

Работа с людьми - основной фактор успеха фирмы.

1

Основной фактор успеха – работа с людьми. Создание своей команды. Решение предпринимателем проблем, связанных с людьми. Иерархия в трудовом коллективе.

Знать:

-почему умение работать с людьми – важный фактор делового успеха;

-что значит «создать свою команду»;

-проблемы, связанные с людьми, которые часто приходится решать предпринимателю.

Социальный тест о коммуникативности «Я и коллектив»

13/04

27

Коммуникации в коллективе.

1

Способы коммуникаций в коллективе. Начальники и подчиненные. Проблемы, возникающие в трудовом коллективе.

Уметь моделировать ситуации в трудовом коллективе (начальники-подчиненные), анализировать и давать оценку проблемам, возникающим в трудовом коллективе.

20/04

28

Стили руководства.

1

Стили руководства: автократический, бюрократический, демократический Индивидуальный подход Самоустранение. Неформальный лидер. Авторитет.  

Знать:

-стили руководства;

-главные задачи лидера в коллективе;

-что такое неформальное лидерство.

27/04

29

Мотивация в бизнесе.

1

Стимулы к работе: основные, социальные, индивидуальные. Вознаграждение за разумный риск, инициативу, новые идеи, качество и др. Способы вознаграждения человека за труд.

Знать:

-что такое мотивация в бизнесе;

-способы вознаграждения человека за труд;

-что вознаграждает хороший лидер.

27/04

30

Оплата труда.

1

Значение материальных стимулов в системе мотивации работников. Основная заработная плата (повременная и сдельная, должностной оклад), дополнительная заработная плата, налог и чистый заработок.

Знать и уметь распознавать способы и формы оплаты труда.

Уметь делать расчеты сдельной заработной платы за определенный период времени.

Задачи по теме.

04/05

31

Государственное регулирование бизнеса

1

Исторические корни государственного регулирования.  Причины и цели государственного регулирования. Виды, формы и методы государственного вмешательства в экономику.

Знать:

-для чего в странах с рыночной экономикой применяется государственное регулирование;

-основные экономические функции государства

11/05

32

Помощь предпринимательству

1

Субсидии, государственные закупки и государственные заказы. Помощь начинающим фирмам. Нефинансовые способы поддержки и регулирования бизнеса

Знать:

-формы помощи государства частным фирмам;

-что такое субсидии, государственные закупки и госзаказы;

Уметь отличать нефинансовые формы помощи бизнесу со стороны государства

18/05

33

Бизнес-план

1

Понятие, значение и структура бизнес-плана. Процесс планирования. Знакомство с реальным бизнес-планом. Разработка бизнес-плана.

Знать:

-какие задачи ставятся при составлении бизнес- плана;

-методику разработки и оформления бизнес-плана по разделам, основные этапы финансового планирования.

Уметь составлять бизнес-план, работать в группе

Разработка Бизнес- плана

      18/05

34

Презентация проекта

«Бизнес-план»

1

Презентация итоговой работы – проекта «Бизнес-план»

Уметь защищать итоговую работу (коллективную или индивидуальную) в электронном  виде или в бумажном варианте

23/05


Критерии освоения курса

«Основы предпринимательской деятельности»

Учет, контроль и оценка основ предпринимательских знаний и умений учащихся проводится на занятиях посредством опроса, выполнения практических работ, решения задач. Примерные варианты заданий можно использовать как для текущего опроса выборочно, так и в комплексе для подведения итогов. Итоговое занятие возможно и в форме подготовки разделов бизнес-планов.

Примерные варианты заданий

  1. Знакомы ли вы с каким-нибудь предпринимателем? Расскажите о нем: какими человеческими и деловыми качествами он обладает; чем занимается; успешно ли у него идут дела?
  2. Почему мы называем предприимчивость четвертым фактором производства?
  3. Как связаны понятия «риск», «затраты» и «прибыль»?
  4. В чем разница между понятиями «доход» и «прибыль»?
  5. Что такое убытки? Ответ запишите в виде формулы.
  6. Составьте перечень затрат при открытии пункта проката велосипедов.
  7. Назовите пять фирм, известных во всем мире. Какие товары они выпускают?
  8. Кто принимает решения о регистрации новых фирм?
  9. Какие документы нужны для регистрации фирмы?
  10. Что такое расчетный счет фирмы и для чего он нужен?
  11. Что вы понимаете под выражением «ориентироваться на рынок»?
  12. Можно ли назвать юридическим лицом: акционерную компанию, производящую медицинское оборудование; директора банка; владельца автомобиля?
  13. Как вы думаете, что позволяет выжить маленьким магазинам рядом с большими супермаркетами?
  14. Какая форма собственности, на ваш взгляд, больше подходит для фирм, занимающихся: ремонтом обуви; строительством жилых домов; грузовыми авиаперевозками?
  15. Где лучше всего разместить следующие фирмы и почему: магазин детских игрушек; химический комбинат; санаторий; бензоколонку; хлебозавод; казино?
  16. Держателям акций выплатили дивиденды в размере 7% от номинала. Какую прибыль получил акционер, владеющий пакетом акций, номинальной стоимостью 350 тыс. руб., 600 тыс. руб., 20 тыс. руб.?
  17.  Фирма произвела за первый год 20 тыс. пар обуви, а за второй – 22 тыс. пар обуви. Затраты  на производство в первый год составили 40 тыс. руб., во втором – 41,8 тыс. руб. На сколько увеличилась прибыль фирмы от продажи одной пары обуви, если цена осталась неизменной?
  18. Две фирмы производят один и тот же продукт на одном и том же оборудовании. Какое производство эффективнее?

Фирма

1

2

Годовой доход

1 млн. руб.

1,5 млн. руб.

Затраты

0,75 млн. руб.

1 млн. руб.

19.В чем смысл явления «экономия на масштабе». Приведите собственный пример и проиллюстрируйте свое объяснение.

20. Как связаны скорость оборота фирмы и ее прибыль?

22. Рассчитайте прибыль от продажи 100 волейбольных мячей, если себестоимость           одного мяча составляет 400 руб., а розничная цена – 550 руб.

23. Себестоимость единицы продукции равна 500 руб., ожидаемая прибыль составляет 10% от себестоимости. По какой цене производитель будет продавать свой товар?

24. Первоначальная стоимость станка – 100 тыс. руб. Годовой размер амортизационных отчислений 12 тыс. руб. Ликвидационная стоимость станка 4 тыс. руб. Каков срок его службы?

25. Индивидуальный предприниматель получил в банке кредит в размере  500 тыс. руб. под 30% годовых сроком на два года. Какую сумму он обязан вернуть банку по истечении этого срока?

26. Вы – главный управляющий в фирме. Составьте список вопросов, которые вы задали бы, нанимая на работу нового сотрудника?

27. Петров работает рабочим, его часовая ставка 120 рублей. В первую неделю месяца он проработал 40 часов, во вторую – 40 часов, в третью – 46 часов, в четвертую – 50 часов. Нормальная продолжительность рабочей недели 40 часов. За сверхурочную работу Петров получает 1,5 ставки за первые 10 переработанных часов, 2,0 ставки – сверх 10 часов. Рассчитайте величину общего месячного заработка Петрова (в месяце – 4 рабочие недели).

28. Вас приняли в фирму специалистом по маркетингу. Какие цели вы сформулируете для себя при изучении рынка, если вам предложат:

а) открыть газетный киоск; б) построить детское кафе; в) организовать теннисный клуб.

29. Придумайте свои товарные марки для следующих фирм: а) сеть Интернет-кафе;  б) авиакомпания; в) фирма, выпускающая снаряжение для альпинистов;

30. Подберите рекламу (телевизионную, плакатную или в периодической печати), которая вам не нравится. Объясните, почему и какую рекламу вы сами сделали бы для этого товара или услуги?

31. Напишите (или нарисуйте) рекламу свежим огурцам, удочке, грибам.

Материально-техническое  обеспечение учебного процесса

  1. Дрондин А.Л. Технология бизнеса. Под редакцией И.А.Сасовой. Вентана Граф, 2010
  2. Сборник нормативных документов. Экономика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Абчук В.А. Путь к успеху, или курс бизнеса. Учеб. Пособие для учащихся – СПб: Интерлайн, 1998.
  4. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: Вита-Пресс, 2008.
  5. Экономика (книга 1) И.В. Липсиц. М.: Издательство «Вита-Пресс».
  6. Экономика (книга 2) И.В. Липсиц. М.: Издательство «Вита-Пресс».
  7. В.А. Напёров. Увлекательный менеджмент. – М.: Педагогическое общество России, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс

Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - 11 х классов.   Рабочая п...

Рабочая программа по дисциплине "Основы предпринимательства и организации бизнеса"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования(далее СПО) 110809 «Механизац...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

Рабочая программа занятий в кружке « Изучение истории отечественного предпринимательства » для детей 15-16 лет.

Рабочая программа занятий в кружке  « Изучение истории отечественного предпринимательства » для детей 15-16 лет....

Рабочая программа внеурочного курса "Основы предпринимательства"

Примерная рабочая программа курса внеурочных занятий для 10-11 класса "Основы предпринимательства"...

Рабочая программа специального курса "Введение в предпринимательство", 9 класс

Рабочая программа специального курса "Введение в предпринимательство", 9 класс, 34 часа...