Рабочая программа 9 класс Основы предпринимательства
рабочая программа по технологии (9 класс) на тему
Рабочая программа курса Основы предпринимательства 9 класс. Календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klassosnovy_predprinimatelstva_-_kopiya.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа «Основы предпринимательской деятельности» составлена в соответствии с необходимостью развития предпринимательства как основы материального благополучия, профессионального роста и социальной адаптации молодежи и на основе государственной «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Программа данного курса рассчитана для 9 класса (34 часа).
Создание данной программы вытекает из объективной потребности в обновлении подхода к изучению материала на основе технологий, позволяющих развивать у учащихся способность мыслить на языке основных проблем, с которыми они сталкиваются в определенной сфере деятельности. А именно это проблемы созидания нового. Развитие государства и общества зависит сегодня от все ускоряющегося темпа инноваций. И важно для каждого человека, если он хочет стать лидером и состояться как личность, овладеть инновационным мышлением. Ведь выдающиеся инноваторы определяют облик цивилизации. В свете этой проблемы разработана «Государственная образовательная стратегия России 21 века», где «Наша новая школа» это «Пространство творческого развития личности».
Данная программа предполагает подход к изучению «основ предпринимательской деятельности» по принципу «открытая задача», т.е. нет готового алгоритма решения. В рамках такого подхода предусматривается:
- использование классического кейса (CASE), т.е. сборника описаний реальных ситуаций, цель которого подвести учащихся к видам деятельности, формирующим инновационное мышление;
- SWOT-анализа, т.е. определение сильных и слабых сторон объекта (решения) и возможностей применения;
- «Морфологического ящика» - анализ способов реализации идеи (изобретение новых подходов); проектной и исследовательской деятельности; компьютерных технологий и др.
Целью программы является формирование предпринимательского инновационного мышления у учащихся, практического применения своих способностей на основе базовых знаний по основам предпринимательства.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих задач:
- развития гражданского образования, предпринимательского инновационного образа мышления, потребности в получении знаний в области предпринимательства и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитания ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- освоения системы знаний о предпринимательской деятельности и информированности об истории развития предпринимательства в России;
- овладения умениями получения и осмысливания экономической информации, анализирования, систематизации полученных данных;
- освоения способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- формирования опыта применения полученных знаний для эффективного поиска своей предпринимательской ниши и умений для будущей работы в качестве предпринимателя.
Программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков:
- универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации в предпринимательстве;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
Приемы организации деятельности:
- Активные – дебаты, семинар, практическая работа, ролевая игра, деловая игра, экскурсия, ситуация.
- Интерактивные – лекция, диспут, дискуссия, мини-сочинение.
Календарно – тематическое планирование курса «Основы предпринимательской деятельности»
№ | Раздел учебной программы. Тема урока | Кол. час. | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Дата проведения | |
Планируемая | Фактическая | ||||||
1 | Признаки рыночной экономической системы | 1 | Основные критерии разграничения экономических систем. Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабости. | Знать: -критерии разграничения экономических систем; -причины эффективности и роль рыночных механизмов. Уметь решать задачи по теме, приводить примеры и анализировать их. | Составление таблицы «Признаки рыночной экономической системы» | 08/09 | |
2 | Экономические свободы и роль государства в их защите. | 1 | Роль государства в защите экономических свобод. Государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни | Знать: -роль государства как экономической свободы; -государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни. | Составить схему «Государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни страны» | 15/09 | |
3 | Истоки российского предпринимательства. Исторический аспект | 1 | Известные предприниматели России. Сферы деятельности первых предпринимателей. «Кодекс чести» предпринимателя | Уметь приводить примеры о российских предпринимателях. | Выбрать информацию о предпринимателе из «Истории России». | 29/09 | |
4 | Предпринимательство и предприниматель. | 1 | Четвертый фактор производства. Предприимчивость как движущая сила производства. Кого называют предпринимателями. | Знать, что собой представляет четвертый фактор производства, в чем заключается предприимчивость, кого называют предпринимателями. | 06/10 | ||
5 | Особенности статуса ИП и юридического лица. | 1 | Индивидуальный предприниматель и юридическое лицо. Сходство и различия. | Знать: -особенности статуса ИП -особенности юридического лица. Уметь различать сферы деятельности ИП и юридических лиц. | 13/10 | ||
6 | Виды фирм. Цели деятельности фирм. | 1 | Виды и цели деятельности фирм. Факторы, влияющие на выбор фирмой цели своей деятельности. Возможность собственников влиять на цели деятельности фирм. Влияние целей фирмы на формирование предложения. | Знать: -виды и цели, факторы деятельности фирм; -основные графические модели; -основы максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции; Уметь: -вести расчеты коэффициента эластичности предложения; -построить кривую предложения. | Составить схему «Виды фирм» | 20/10 | |
7 | Проблемы, стоящие перед предпринимателями. | 1 | Проблемы, стоящие перед предпринимателями. Риск. Что, сколько, где и как производить. | Знать, что такое риск в бизнесе, какие первостепенные вопросы решает предприниматель. | Эссе «Оправдан ли риск?» | 10/11 | |
8 | Процедура регистрации фирмы. | 1 | Регистрация фирмы. Устав. Учредительный договор. Расчетный счет. | Знать: -что необходимо для регистрации фирмы; -для чего служат устав и учредительный договор фирмы; -что такое уставный капитал. | Список документов, необходимых для регистрации фирмы | 17/11 | |
9 | Условия эффективности деятельности фирмы. | 1 | Понятие эффективности. Эффект масштаба производства. Технологическая, экономическая эффективность. Рентабельность фирмы. | Определять в чем заключается эффект масштаба производства, технологическая и экономическая эффективность, что способствует рентабельности фирмы. | Решение задач | 24/11 | |
10 | Понятие и необходимость управления в бизнесе. | 1 | Управление и успешность фирмы. Понятие менеджмента. Кто такой менеджер. Виды деятельности в менеджменте. | Знать: -что такое управление и почему оно необходимо; -виды деятельности в менеджменте; -что означает слово «менеджер». | Эссе «Роль менеджера в успешности фирмы | 01/12 | |
11 | Главные цели современного менеджмента. | 1 | Определение цели. Главные и второстепенные цели менеджмента. Области целеполагания: производительность, потребители, репутация. Требования к целям. | Давать определение цели, используя понятие «объект», «состояние», «параметр». Приводить примеры общих и частных, долгосрочных и краткосрочных целей | Определения по теме | 08/12 | |
12 | Организация управления. | 1 | Организационная структура управления фирмой. Организационная структура отдела в фирме. Проблемы в организации управления: передача полномочий, координация, компетентность, централизация. Гибкость структуры управления. Коммуникации. | Уметь составлять схемы организационной структуры фирмы и отдела фирмы. Объяснять, что такое централизация в управлении, роль коммуникации в управлении. | Схема «Организационная структура фирмы, отдела фирмы» | 15/12 | |
13 | Сложности планирования и контроль. | 1 | Производственная программа фирмы. Сетевой график. Финансовый план (бюджет). Виды и формы контроля. Оперативный контроль. | Знать: -что такое производственная программа фирмы; -что такое сетевой график; -виды и формы контроля. Уметь объяснять, для чего нужен оперативный контроль. | Определения по теме | 22/12 | |
14 | Прогнозирование и сведение риска к минимуму. | 1 | Условия частичной неопределенности, прогнозирование спроса. Учет тенденций. Метод экспертных оценок. Статистический прогноз. | Уметь объяснять для чего фирмы применяют прогнозы, что такое тенденция, кто такие экс-перты. Приводить примеры товаров эластичного и неэластичного спроса. | Решение задач | 29/12 | |
15 | Финансы и финансирование в бизнесе. | 1 | Денежное обращение. Разница между понятиями «деньги» и «финансы». Внутренние и внешние источники финансирования предпринимательской деятельности. Факторы, влияющие на величину прибыли фирмы. Условия предоставления фирме банковского кредита. | Уметь объяснять разницу между понятиями «деньги» и «финансы». Знать внутренние и внешние источники финансирования, факторы, влияющие на величину прибыли. Давать характеристику условиям предоставления фирме банковского кредита. | Решение задач | 18/12 | |
16 | Баланс фирмы.
| 1 | Понятия «баланс», «актив», «пассив». Главный финансовый документ фирмы – бухгалтерский баланс. Активные и пассивные счета. | Уметь объяснять понятия «баланс», «актив», «пассив», для чего фирмам нужен бухгалтерский баланс. Знать, как выглядит счет, что такое двойная запись в бухгалтерском учете. | Основные понятия по теме | 12/01 | |
17 | Амортизация и цена товара | 1 | Понятие амортизации. Амортизационный фонд. Износ. Ускоренная амортизация. Амортизация и цена товара. | Знать: -для чего нужен амортизационный фонд; -как износ средств производства отражается на их стоимости; -что такое годовые амортизационные отчисления | Решение задач | 19/01 | |
18 | Анализ финансового состояния фирмы. | 1 | Важные показатели финансового состояния: рентабельность, устойчивость, платежеспособность. | Уметь объяснять, что такое рентабельность, платежеспособность фирмы, какую информацию несет в себе показатель устойчивости. | Анализ экономических ситуаций | 26/01 | |
19 | Значение маркетинга в современном бизнесе. | 1 | Понятие «рынок», «потенциальные потребители», «маркетинг». Задачи маркетинга: выявление, удовлетворение и возобновление потребностей. | Давать характеристику роли маркетинга в современном бизнесе. Знать, какие задачи решает система маркетинга и для чего специалисты по маркетингу занимаются изучением рынка. | Эссе «Что я знаю о маркетинге» | 02/02 | |
20 | Изучение рынка. | 1 | Поведение потребителей. Факторы, влияющие на решение потребителей. Процесс покупки. | Знать: -какие факторы влияют на поведение потребителей; -основные этапы процесса покупки; -для чего специалист по маркетингу изучает поведение потребителей. | 09/02 | ||
21 | Мероприятия специалиста по маркетингу. | 1 | Цели исследования. Этапы работы с информацией: нахождение источников информации, сбор информации, анализ информации, принятие решения по проблеме. | Знать: -основные источники рыночной информации; -способы сбора маркетинговой информации; -что такое обработка и анализ маркетинговой информации. | Решение экономических ситуаций | 16/02 | |
22 | Маркетинговая деятельность по разработке товара. | 1 | Виды деятельности по разработке товаров. Этапы нового товара: проект, маркетинговая проверка проекта, детальная разработка, выпуск пробной партии, коммерческое производство. | Уметь объяснять, из каких видов деятельности складывается разработка товара, что такое потребительские свойства товара и какую роль играют упаковка и товарная марка фирмы. | Эссе «Роль упаковки в сохранности товара» Составить товарную марку фирмы, выпускающей карандаши | 02/03 | |
23 | Маркетинговая деятельность по сбыту товара. | 1 | Установление цены товара (равновесие, верхняя граница цены, нижняя граница цены, ожидаемая прибыль с единицы продукции). Каналы распределения. | Объяснять, чем определяются верхняя и нижняя границы цены товара. Давать характеристику каналам распределения товаров. | 09/03 | ||
24 | Мощное орудие маркетинга – реклама. | 1 | Понятие «реклама». Цели рекламы. Рекламное агентство. Что рекламировать, как рекламировать, сколько денег тратить на рекламу, какой должна быть реклама. | Знать: -понятие «реклама»; -цели рекламы; -функции рекламы; -виды рекламы. | Основные понятия по теме урока | 16/03 | |
25 | Одно из направлений маркетинга-стимулирование сбыта. | 1 | Стимулирование сбыта. «Личная продажа». Способы стимулирования сбыта: льготная цена, распродажа по сниженным ценам, премии, конкурсы и лотереи. Стимулирование агентов по продаже. | Распознавать способы стимулирования сбыта товара. | Решение экономических ситуаций | 06/04 | |
26 | Работа с людьми - основной фактор успеха фирмы. | 1 | Основной фактор успеха – работа с людьми. Создание своей команды. Решение предпринимателем проблем, связанных с людьми. Иерархия в трудовом коллективе. | Знать: -почему умение работать с людьми – важный фактор делового успеха; -что значит «создать свою команду»; -проблемы, связанные с людьми, которые часто приходится решать предпринимателю. | Социальный тест о коммуникативности «Я и коллектив» | 13/04 | |
27 | Коммуникации в коллективе. | 1 | Способы коммуникаций в коллективе. Начальники и подчиненные. Проблемы, возникающие в трудовом коллективе. | Уметь моделировать ситуации в трудовом коллективе (начальники-подчиненные), анализировать и давать оценку проблемам, возникающим в трудовом коллективе. | 20/04 | ||
28 | Стили руководства. | 1 | Стили руководства: автократический, бюрократический, демократический Индивидуальный подход Самоустранение. Неформальный лидер. Авторитет. | Знать: -стили руководства; -главные задачи лидера в коллективе; -что такое неформальное лидерство. | 27/04 | ||
29 | Мотивация в бизнесе. | 1 | Стимулы к работе: основные, социальные, индивидуальные. Вознаграждение за разумный риск, инициативу, новые идеи, качество и др. Способы вознаграждения человека за труд. | Знать: -что такое мотивация в бизнесе; -способы вознаграждения человека за труд; -что вознаграждает хороший лидер. | 27/04 | ||
30 | Оплата труда. | 1 | Значение материальных стимулов в системе мотивации работников. Основная заработная плата (повременная и сдельная, должностной оклад), дополнительная заработная плата, налог и чистый заработок. | Знать и уметь распознавать способы и формы оплаты труда. Уметь делать расчеты сдельной заработной платы за определенный период времени. | Задачи по теме. | 04/05 | |
31 | Государственное регулирование бизнеса | 1 | Исторические корни государственного регулирования. Причины и цели государственного регулирования. Виды, формы и методы государственного вмешательства в экономику. | Знать: -для чего в странах с рыночной экономикой применяется государственное регулирование; -основные экономические функции государства | 11/05 | ||
32 | Помощь предпринимательству | 1 | Субсидии, государственные закупки и государственные заказы. Помощь начинающим фирмам. Нефинансовые способы поддержки и регулирования бизнеса | Знать: -формы помощи государства частным фирмам; -что такое субсидии, государственные закупки и госзаказы; Уметь отличать нефинансовые формы помощи бизнесу со стороны государства | 18/05 | ||
33 | Бизнес-план | 1 | Понятие, значение и структура бизнес-плана. Процесс планирования. Знакомство с реальным бизнес-планом. Разработка бизнес-плана. | Знать: -какие задачи ставятся при составлении бизнес- плана; -методику разработки и оформления бизнес-плана по разделам, основные этапы финансового планирования. Уметь составлять бизнес-план, работать в группе | Разработка Бизнес- плана | 18/05 | |
34 | Презентация проекта «Бизнес-план» | 1 | Презентация итоговой работы – проекта «Бизнес-план» | Уметь защищать итоговую работу (коллективную или индивидуальную) в электронном виде или в бумажном варианте | 23/05 |
Критерии освоения курса
«Основы предпринимательской деятельности»
Учет, контроль и оценка основ предпринимательских знаний и умений учащихся проводится на занятиях посредством опроса, выполнения практических работ, решения задач. Примерные варианты заданий можно использовать как для текущего опроса выборочно, так и в комплексе для подведения итогов. Итоговое занятие возможно и в форме подготовки разделов бизнес-планов.
Примерные варианты заданий
- Знакомы ли вы с каким-нибудь предпринимателем? Расскажите о нем: какими человеческими и деловыми качествами он обладает; чем занимается; успешно ли у него идут дела?
- Почему мы называем предприимчивость четвертым фактором производства?
- Как связаны понятия «риск», «затраты» и «прибыль»?
- В чем разница между понятиями «доход» и «прибыль»?
- Что такое убытки? Ответ запишите в виде формулы.
- Составьте перечень затрат при открытии пункта проката велосипедов.
- Назовите пять фирм, известных во всем мире. Какие товары они выпускают?
- Кто принимает решения о регистрации новых фирм?
- Какие документы нужны для регистрации фирмы?
- Что такое расчетный счет фирмы и для чего он нужен?
- Что вы понимаете под выражением «ориентироваться на рынок»?
- Можно ли назвать юридическим лицом: акционерную компанию, производящую медицинское оборудование; директора банка; владельца автомобиля?
- Как вы думаете, что позволяет выжить маленьким магазинам рядом с большими супермаркетами?
- Какая форма собственности, на ваш взгляд, больше подходит для фирм, занимающихся: ремонтом обуви; строительством жилых домов; грузовыми авиаперевозками?
- Где лучше всего разместить следующие фирмы и почему: магазин детских игрушек; химический комбинат; санаторий; бензоколонку; хлебозавод; казино?
- Держателям акций выплатили дивиденды в размере 7% от номинала. Какую прибыль получил акционер, владеющий пакетом акций, номинальной стоимостью 350 тыс. руб., 600 тыс. руб., 20 тыс. руб.?
- Фирма произвела за первый год 20 тыс. пар обуви, а за второй – 22 тыс. пар обуви. Затраты на производство в первый год составили 40 тыс. руб., во втором – 41,8 тыс. руб. На сколько увеличилась прибыль фирмы от продажи одной пары обуви, если цена осталась неизменной?
- Две фирмы производят один и тот же продукт на одном и том же оборудовании. Какое производство эффективнее?
Фирма | 1 | 2 |
Годовой доход | 1 млн. руб. | 1,5 млн. руб. |
Затраты | 0,75 млн. руб. | 1 млн. руб. |
19.В чем смысл явления «экономия на масштабе». Приведите собственный пример и проиллюстрируйте свое объяснение.
20. Как связаны скорость оборота фирмы и ее прибыль?
22. Рассчитайте прибыль от продажи 100 волейбольных мячей, если себестоимость одного мяча составляет 400 руб., а розничная цена – 550 руб.
23. Себестоимость единицы продукции равна 500 руб., ожидаемая прибыль составляет 10% от себестоимости. По какой цене производитель будет продавать свой товар?
24. Первоначальная стоимость станка – 100 тыс. руб. Годовой размер амортизационных отчислений 12 тыс. руб. Ликвидационная стоимость станка 4 тыс. руб. Каков срок его службы?
25. Индивидуальный предприниматель получил в банке кредит в размере 500 тыс. руб. под 30% годовых сроком на два года. Какую сумму он обязан вернуть банку по истечении этого срока?
26. Вы – главный управляющий в фирме. Составьте список вопросов, которые вы задали бы, нанимая на работу нового сотрудника?
27. Петров работает рабочим, его часовая ставка 120 рублей. В первую неделю месяца он проработал 40 часов, во вторую – 40 часов, в третью – 46 часов, в четвертую – 50 часов. Нормальная продолжительность рабочей недели 40 часов. За сверхурочную работу Петров получает 1,5 ставки за первые 10 переработанных часов, 2,0 ставки – сверх 10 часов. Рассчитайте величину общего месячного заработка Петрова (в месяце – 4 рабочие недели).
28. Вас приняли в фирму специалистом по маркетингу. Какие цели вы сформулируете для себя при изучении рынка, если вам предложат:
а) открыть газетный киоск; б) построить детское кафе; в) организовать теннисный клуб.
29. Придумайте свои товарные марки для следующих фирм: а) сеть Интернет-кафе; б) авиакомпания; в) фирма, выпускающая снаряжение для альпинистов;
30. Подберите рекламу (телевизионную, плакатную или в периодической печати), которая вам не нравится. Объясните, почему и какую рекламу вы сами сделали бы для этого товара или услуги?
31. Напишите (или нарисуйте) рекламу свежим огурцам, удочке, грибам.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
- Дрондин А.Л. Технология бизнеса. Под редакцией И.А.Сасовой. Вентана Граф, 2010
- Сборник нормативных документов. Экономика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
- Абчук В.А. Путь к успеху, или курс бизнеса. Учеб. Пособие для учащихся – СПб: Интерлайн, 1998.
- Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: Вита-Пресс, 2008.
- Экономика (книга 1) И.В. Липсиц. М.: Издательство «Вита-Пресс».
- Экономика (книга 2) И.В. Липсиц. М.: Издательство «Вита-Пресс».
- В.А. Напёров. Увлекательный менеджмент. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс
Настоящая программа предназначена для организации обучения по элективному курсу «Правовые основы предпринимательства», учащихся 10 - 11 х классов. Рабочая п...
Рабочая программа по дисциплине "Основы предпринимательства и организации бизнеса"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования(далее СПО) 110809 «Механизац...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов
Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...
Рабочая программа занятий в кружке « Изучение истории отечественного предпринимательства » для детей 15-16 лет.
Рабочая программа занятий в кружке « Изучение истории отечественного предпринимательства » для детей 15-16 лет....
Рабочая программа внеурочного курса "Основы предпринимательства"
Примерная рабочая программа курса внеурочных занятий для 10-11 класса "Основы предпринимательства"...
Рабочая программа специального курса "Введение в предпринимательство", 9 класс
Рабочая программа специального курса "Введение в предпринимательство", 9 класс, 34 часа...