Рабочая программа по дисциплине "Основы предпринимательства и организации бизнеса"
рабочая программа по экономике на тему
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования(далее СПО) 110809 «Механизация сельского хозяйства».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_osnovy_predprinimatelstva_4_m_skh.doc | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по учебной работе
____________________Н.В.Зингер
«______»_______________20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Основы предпринимательства и организации бизнеса»
Жердевка 2014г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования(далее СПО) 110809 «Механизация сельского хозяйства».
Организация – разработчик: ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности».
Разработчики:
Нестерук И.А., преподаватель.
Рецензенты:
Молчанова В.В.., преподаватель, ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»
Меняйлова Г.И., заместитель директора по финансовым вопросам.
ОАО «Знаменский сахарный завод»-Филиал «Жердевский».
Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией экономических дисциплин
Протокол №______ от «______»___________________2014 г.
Председатель цикловой комиссии ____________Молчанова В.В.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по научно
– методической работе ____________________Л.В.Иноземцева
СОГЛАСОВАНО
Зав.отделением ___________________________О.В.Байтицкая.
Содержание
стр.
- Паспорт рабочей программы учебной
дисциплины………………………………………………….……………...4
- Структура и содержание учебной
дисциплины………………….……………………………………………...6
- Условия реализации учебной дисциплины……………….…........15
- Контроль и оценка результатов освоения учебной
дисциплины……………………….……………………………………….17
- Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Основы предпринимательства и организации бизнеса
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО специальности среднего профессионального образования(далее СПО) 110809 «Механизация сельского хозяйства».
Программа учебной дисциплины «Основы предпринимательства и организации бизнеса» является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС СПО по специальности: 110809 «Механизация сельского хозяйства».
Программа учебной дисциплины «Основы предпринимательства и организации бизнеса» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах переподготовки) и профессиональной подготовке по специальностям отрасли технической эксплуатации промышленного оборудования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
в результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- формулировать личные и общественные цели создания конкретного собственного дела;
- обосновывать выбор сферы предпринимательской деятельности, способа начала её осуществления,организационно-правовой формы и масштаба предприятия при создании конкретного собственного дела;
- определять источники информации и методы исследования потенциальных конкурентов,потребителей и товаров на конкретном рынке при создании собственного дела;
- определять источники информации и методы исследования потенциальных конкурентов, потребителей и товаров на конкретном рынке при создании собственного дела;
-рассчитывать потребность в материальных и финансовых средствах, необходимых для создания конкретного собственного дела, точку безубыточности и срок его окупаемости;
-оформлять документы, необходимые для государственной регистрации вновь создаваемой фирмы, получения лицензии на осуществление конкретного вида предпринимательской деятельности, получения кредита и открытия расчетного счета в банке.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- социально-экономическую сущность предпринимательства;
- основные этапы создания собственного дела;
-направления и методы исследования предпринимательской среды при создании собственного дела;
-методы нейтрализации предпринимательского риска;
-особенности различных способов начала осуществления предпринимательской деятельности и организационно-правовых форм вновь создаваемой фирмы;
-преимущества и критерии субъекта малого предпринимательства в Российской Федерации;
-направления государственной регистрации поддержки малого предпринимательства;
-структуру и содержание основных разделов бизнес-плана вновь создаваемой фирмы;
-процедуры юридического оформления вновь создаваемой фирмы; особенности и порядок заключения договоров продажи, аренды предприятия и франчайзинга;
-виды банковских счетов и порядок их открытия при создании собственного дела.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей
программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
Практическая работа обучающегося | 24 |
в том числе: | |
Работа с основной и дополнительной литературой. Составление сканвордов и кроссвордов. Составление докладов. | 8 8 8 |
Итоговая аттестация в форме ДЗ |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы предпринимательства и организации бизнеса».
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Введение | Содержание учебного материала | 4 | ||||
1 2 | Сущность предпринимательства. История развития предпринимательства в России. | 1 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
Практические занятия | - | |||||
Контрольные работы | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад на тему: «История развития предпринимательства». | 2 | |||||
Раздел 1.Концептуальные основы предпринимательства и организации бизнеса. | ||||||
Тема 1. Сущность и содержание процесса создания бизнеса. | Содержание учебного материала | 8 | ||||
1 2 3 4 | Жизненный цикл предприятия. Создание собственного дела как начальный этап жизненного цикла предприятия. Создание собственного дела как процесс. Предпосылки создания бизнеса. Субъекты процесса создания бизнеса. Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Предпринимательская среда как объект создания бизнеса. Предприятие как результат процесса создания бизнеса. Основные принципы создания бизнеса. | 2 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
Практические занятия | - | |||||
Контрольные работы | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: доклад на тему: «Особенности предпринимательства в России». | 2 | |||||
Тема 2. Основные этапы процесса создания бизнеса. | Содержание учебного материала | 4 | ||||
1 | Предприниматель как владелец предприятия и менеджер. Основные функции предпринимателя. Управленческий цикл. Особенности реализации функций предпринимателя при создании собственного бизнеса. | 2 | ||||
Лабораторные работы | ||||||
Практические занятия | 2 | |||||
Контрольные работы | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом | 2 | |||||
Раздел 2. Подготовительный этап создания собственного бизнеса. | ||||||
2 | ||||||
Тема 3.Предпринимательская идея и цели создания собственного бизнеса. | Содержание учебного материала | 6 | ||||
1 | Понятие предпринимательской идеи. Роль подготовительного этапа в процессе создания собственного бизнеса. Цели создания собственного бизнеса. Основные правила целеполагания. Система целей создания собственного бизнеса. Личные цели предпринимателя. Функции предпринимательства. | 3 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
Практические занятия | 4 | |||||
Контрольные работы | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом. | 2 | |||||
Тема4. Информационное обеспечение создания собственного бизнеса. | Содержание учебного материала | 4 | ||||
1 | Информация как фактор предпринимательства. Основные направления исследования предпринимательской среды при создании собственного бизнеса. | 3 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
Практические занятия | 2 | |||||
Контрольные работы | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником | 2 | |||||
Тема 5.Решение предпринимателя как основа создания собственного бизнеса. | Содержание учебного материала | 4 | ||||
1 | Понятие и виды предпринимательских решений. Требования к решению предпринимателя о создании собственного дела. | 2 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
Практические занятия | 2 | |||||
Контрольные работы | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с книгой. | 4 | |||||
Тема 6. Основные процедуры выработки и принятия решения о создании собственного бизнеса. | Содержание учебного материала | 4 | ||||
1 | Понятие и виды предпринимательского риска. Управление предпринимательским риском. Риск-менеджмент. Этапы управления предпринимательским риском при принятии решения о создании собственного бизнеса. Методы нейтрализации предпринимательского риска. | 3 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
Практические занятия | 2 | |||||
Контрольные работы | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом. | 2 | |||||
Тема 7. Особенности создания предприятий различных организационно-правовых форм. | Содержание учебного материала | 6 | ||||
1 2 | Понятие и виды организационно-правовых форм предприятий. Особенности создания хозяйственных товариществ. Особенности создания хозяйственных обществ. | 2 | ||||
Лабораторные работы | - | |||||
Практические занятия | 2 | |||||
Контрольные работы | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: составление сканворда. | 4 |
Раздел 4.Юридическое оформление вновь создаваемой фирмы и ее отношений с предпринимательской средой. | ||||
| 2 |
Тема10. Юридическое оформление внутренней среды вновь создаваемой фирмы. | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 2
| Юридическое оформление – завершающий этап процесса создания собственного дела. Сущность и содержание юридического оформления внутренней среды вновь создаваемой фирмы. Особенности учреждения хозяйственного общества одним лицом. Порядок открытия накопительного счета. | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | 4 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: | - | |||
Тема11. Юридическое оформление взаимоотношений вновь создаваемой фирмы с персоналом. | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 2
| Сущность и содержание юридического оформления взаимоотношений вновь создаваемой фирмы с персоналом. Содержание штатного расписания, должностных инструкций и трудового договора. | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: | - |
Тема 12.Юридическое оформление взаимоотношений вновь создаваемой фирмы с государством. | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 2 3 | Порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Порядок получения вновь создаваемой фирмой лицензии на осуществление определенных видов предпринимательской деятельности. Государственное регулирование качества товаров(работ, услуг) вновь создаваемой фирмы. Юридическое оформление взаимоотношений вновь создаваемой фирмы с государственными контролирующими органами. | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические работы | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся. | - |
Итого: ДЗ | 72 |
3. Условия реализации учебной дисциплины.
3.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы предпринимательства и организации бизнеса».
Оборудование учебного кабинета: доска, рабочее место студентов и преподавателя, ПК преподавателя, проектор.
Технические средства обучения: персональный компьютер, электронные версии лекций (презентации).
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
А.Г. Быков: Человек. Ученый. Учитель. / Отв. ред. Е.П. Губин. М.: Стартап, 2013.
Актуальные проблемы предпринимательского права. Выпуск 1 / Отв. ред. Молотников А.Е., Куракин Р.С. М.: Волтерс Клувер, 2011.
Актуальные проблемы предпринимательского права. Выпуск 2 / Отв. ред. Молотников А.Е., Куракин Р.С. М.: Инфра-М, 2012.
Актуальные проблемы предпринимательского права. Выпуск 3 / под ред. А. Е. Молотникова. М. :Стартап, 2013.
Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М.: Юристъ, 2010.
Лекции по предпринимательскому праву. Новое в правовом регулировании бизнеса/ под ред. Е.П. Губина, Е.Б. Лаутс. М., 2013.
Право и бизнес в условиях экономического кризиса: опыт России и Германии/ отв. редакторы Е.П. Губин, Е.Б. Лаутс. М.: Юрист, 2010.
Право и бизнес: сборник / Отв. ред. Е.Губин, Е.Б. Лаутс. М., 2012.
Правовое регулирование предпринимательской деятельности (зарубежный опыт): Сб. науч.тр. /отв. ред. Алферова Е.В., Афанасьева Е.Г. М.: ИНИОН РАН, 2013.
Предпринимательское право в рыночной экономике. Сборник статей / Отв. ред.: Губин Е.П., Лахно П.Г. М.: Новая правовая культура, 2014.
Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, Инфра-М, 2010.
Предпринимательское право: практ. курс / отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - 2-е изд., перераб. и доп. М. : Норма : ИНФРА-М, 2011
Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики / В.В. Лаптев; Российская акад. наук, Ин-т государства и права. М.: Инфотропик Медиа, 2010
Дополнительные источники:
- Интернет ресурсы по менеджменту. Форма доступа: http://www.new-
- Интернет ресурсы по маркетингу. Форма доступа: http://www.marketolog.ru/-маркетолог
- Сайты и учебные материалы по экономике для студентов. Форма доступа: http://www.alleng.ru/edu/econom2.htm
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, выступлений и исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся умеет: - формулировать личные и общественные цели создания конкретного собственного дела; - обосновывать выбор сферы предпринимательской деятельности, способа начала её осуществления,организационно-правовой формы и масштаба предприятия при создании конкретного собственного дела; - определять источники информации и методы исследования потенциальных конкурентов,потребителей и товаров на конкретном рынке при создании собственного дела; - определять источники информации и методы исследования потенциальных конкурентов, потребителей и товаров на конкретном рынке при создании собственного дела; знает: - социально-экономическую сущность предпринимательства; - основные этапы создания собственного дела; -направления и методы исследования предпринимательской среды при создании собственного дела; -методы нейтрализации предпринимательского риска; -особенности различных способов начала осуществления предпринимательской деятельности и организационно-правовых форм вновь создаваемой фирмы; -преимущества и критерии субъекта малого предпринимательства в Российской Федерации; -направления государственной регистрации поддержки малого предпринимательства; -структуру и содержание основных разделов бизнес-плана вновь создаваемой фирмы; -процедуры юридического оформления вновь создаваемой фирмы; особенности и порядок заключения договоров продажи, аренды предприятия и франчайзинга; -виды банковских счетов и порядок их открытия при создании собственного дела. | практическая работа практическая работа практическая работа домашняя работа тестирование, индивидуальное задание домашняя работа тестирование тестирование тестирование и практическая работа тестирование индивидуальное задание индивидуальное задание тестирование тестирование тестирование и индивидуальное задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу "Создай свой бизнес"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет Элективный курс «Создай свой бизнес» Класс 9 Часов 34 Б...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 03 "ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНО - ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (по видам транспорта)
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 190701 Организация пер...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 03 ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНО - ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (по видам транспорта) для специальности 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Заочная форма обучения
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 190701 Организация пер...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 05. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 260103 ТЕХНОЛОГИЯ ХЛЕБА, КОНДИТЕРСКИХ И МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ
Рабочая программа профессионального модуля на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 260103 Технология хле...
Фрагмент рабочей программы профессионального модуля ПМ.08 "Организация сервисной деятельности" специальности Туризм
Представлен фрагмень рабочей программы ПМ.08 специальности Туризм,, куда входят МДК "Организаци страхового обслуживания клиентов" и "Обеспечение безопасности клиентов"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02 Организации адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02 Организации адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам 1.1. Область применения рабоче...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...