Рабочая учебная программа по образовательной области "Технология. Технический труд" 5-8 классы.
методическая разработка по технологии на тему

Симанов Михаил Васильевич

 

Важнейшим социальным требованием к школе  является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Для решения этих задач утвержден федеральный компонент государственных образовательных стандартов, федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации.

Эффективность решения указанных  задач, в реальной педагогической практике, снижается в результате существующего  противоречия:  наличие ФГОС и  учебных программ с одной стороны, и невозможность создания условий (техническое обеспечение, материально-сырьевое обеспечение, профессиональная подготовка учителя, учебно-методический комплекс) обеспечивающих их реализацию с другой стороны.

С этой  проблемой  сталкиваются практически все учителя технологии.  Для разрешения этой  проблемы, имея собственный опыт, возникла идея сконструировать и разработать рабочую  учебную  программу  по образовательной области «Технология. Технический труд» 5-8 классы.

Главной основополагающей идеей всего процесса осмысления: необходимости учебной рабочей программы, ее конструирования и реализации, является многовариантность, правовые предпосылки которой создал закон «Об образовании».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм конструирования (разработки) учебной рабочей программы

по образовательной области  «Технология. Технический труд» 5-11класс

 Курсивом  выделены  модули необходимые для сертификации рабочей программы  на авторств



Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа№3»

г. Вологды

ПРИНЯТО

на педагогическом совете школы

Протокол №   12         от  29.08.14        

УТВЕРЖДАЮ

ДИРЕКТОР МОУ «СОШ №3»

 _______________    Н.В. Мочалова

Приказ №  93                от 29.08.14

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По образовательной  области  «Технология".

 По направлению "Технология. Технический труд".

 Ступень обучения (класс):    основное  общее образование,  5 – 8  класс  

                     

 Количество часов:   5,6,7  классы  по  68часов,  8 класс – 34 часа.  

                   

Уровень:  базовый

                                                                                                                                           

Учитель:   Симанов  Михаил  Васильевич

 

Рабочая программа разработана на основе  программы основного общего образования: Технология. Программы  начального и основного общего образования/. Хохлова М.В., Самородский П.С. и др.)-М.: Вентана-Граф,2010.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089), обязательным минимумом содержания образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников.

Рабочая программа (в дальнейшем программа) является общеобразовательной и предназначена для реализации основного общего образования по образовательной области «Технология», направлению «Технология. Технический труд».

Участники образовательного процесса: мальчики 5-8 класс (основное общее образование). Программа реализуется в городских условиях. Программа реализуется в обычных классах, а также в классах с пониженным уровнем психофизического развития детей (классы компенсирующего обучения).

 Программа, созданная с сохранением основных целей соответствующей типовой программы, направлена на переработку и адаптацию ее содержания к

реальным существующим условиям реализации учебного процесса:

  • материально-техническая база мастерских;
  • учебно-методическое обеспечение;
  • уровень профессионализма учителя

Федеральный базисный учебный план  отводит на этапе основного общего образования 245 часов для обязательного изучения «Технологии», в том числе: в 5, 6, 7 классах по 70 часов, из расчета 2часа в неделю, в 8 классе – 35часов, из расчета 1 час в неделю.

Отбор содержания программы, определение основных (базовых) и интегративных разделов произведены в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования  (приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089),
  • Технология: программы основного общего образования

/ (М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица и др.). – М.: Вента – Граф, 2010. – 192с

  •  Региональный базисный учебный план для ОУ Вологодской области (утвержден приказом департамента образования Вологодской области №574 от 31.03.2005года, с последующими изменениями).
  • Организация учебного процесса в общеобразовательных учреждениях Вологодской области в условиях перехода на новый региональный базисный  учебный план. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005. – 168с.
  • Учебный план МОУ СОШ №3 (утвержден приказом директора школы №170 от 30.08.2012)

Используются учебники:

1. Технология. Технический труд. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вента – Граф, 2010. – 176 с. : ил.

2. Технология. Технический труд. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / П.С. Самородский, А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко; Под ред. В.Д.Симоненко.  – 4-е изд., перераб.– М.: Вента – Граф, 2010. – 144 с.  :  ил.

3. Технология. Технический труд. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / П.С. Самородский, А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко; Под ред. В.Д.Симоненко.  – 3-е изд., перераб.– М.: Вента – Граф, 2010. – 144 с.  :  ил.

4. Технология.  Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / Б.А. Гончаров, Е.В. Елисеева, А.А. Электов и др.  Под ред. В.Д.Симоненко.  – 2-е изд., перераб.– М.: Вента – Граф, 2010. – 144 с.  :  ил.

Рабочая программа отводит в 5, 6, 7 классах по 68 часов, из расчета 2часа в неделю, в 8 классе – 34часа, из расчета 1 час в неделю.

ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда
  • овладение обще трудовыми  и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда
  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда
  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ОБЩЕТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ, ТРУДОВЫЕ УМЕНИЯ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:

Знать/понимать основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции

Уметь рационально организовать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических  операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения  работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования  различными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества  изготавливаемого изделия;  находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта  изготовления изделия; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для получения технико – технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий с использованием ручных инструментов, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат необходимых для создания объекта труда; построения планов профессионального образования и трудоустройства

Для решения этих задач в содержании предмета выделены базовый и основные   разделы (темы).

Базовым для программы по направлению «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Программа включает также основные разделы: «Электротехнические работы», «Технология ведения дома», «Современное производство и профессиональное образование», «Черчение и графика», «Проектирование и изготовление изделий»

В соответствии с методическими рекомендациями по работе с региональным базисным учебным планом Вологодской области по учебному предмету «Технология. Технический труд»,  разработанными Департаментом образования, основные разделы могут изучаться или отдельными темами (модулями) или интегративно.

Разделы  «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов»,  «Электротехнические работы», «Современное производство и профессиональное образование», «Технология ведения дома» изучаются отдельными темами (курсами).

           Разделы «Проектирование и изготовление изделий», «Декоративно – прикладное творчество (художественная обработка материалов)», «Черчение и графика»  изучаются интегративно.

Интегративные разделы не предусматривается изучать как самостоятельные, а предполагается давать при изучении базового или  других  основных разделов. При календарно-тематическом планировании они содержательно распределены по основным разделам, согласуясь по смыслу с соответствующими базовыми технологиями.

Отбор содержания программы, выбор методики обучения произведен на основе реализации деятельностно-параметрического подхода, суть которого заключается в следующем: при разработке или выборе конструкции изделия, технологии ее обработки, наладке оборудования, приспособлений или инструментов, а также в процессе его изготовления каждый параметр качества детали (шероховатость, форма, размеры, угол) выступает для учащихся как специальная задача анализа, выполнения и контроля. С позиций параметрического подхода изучается конструкция оборудования, приспособлений и инструментов.  

Раздел "Технология ведения дома", в связи с отсутствием должной материально – технической базы, изучается несколько в меньшем объеме. Некоторые учебные вопросы изучаются в ознакомительном плане.

Раздел «Электротехнические работы» перенесён из 8 класса и изучается в 5, 6, 7 классах, т. к. содержание учебного материала темы и  материально – технической база более соответствует познавательно – возрастным особенностям этих учащихся.  Раздел формирует знания и умения, необходимые для подключения, эксплуатации, элементарного ремонта простейших бытовых электроприборов и бытовой электроарматуры.

За счет вышеуказанных изменений и перестановок продолжается изучение базового раздела "Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов" в 8 классе в количестве 25 часов. Ранее сформированные (5 – 7 класс) по этому разделу базовые знания и умения, должный уровень материально – технической базы  позволяет учащимся выйти на более высокий уровень освоения, близкий к допрофессиональной подготовке.

II.   УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы  и темы программы

Количество часов по классам

5

6

7

8

1. Вводный урок

2

2

2

1

2. Создание изделий из конструкционных и            поделочных материалов:

2.1. Технология  создания изделий из древесины. Элементы машиноведения.

2.2. Технология создания изделий из металла и пластмасс. Элементы машиноведения.

30

26

30

26

30

28

  15

10

3.  Электротехнические работы

6

6

4

-

4.  Технологии ведения дома

4

4

4

4

5.  Современное производство и профессиональное образование

-

-

-

4

Итого:

68

68

68

34

Интегративные разделы:

6. Проектирование и изготовление изделий

7. Декоративно – прикладное творчество

8. Черчение и графика

Эти разделы не предусматривается изучать как самостоятельные, а предполагается давать при изучении базового или  других  основных разделов. При календарно-тематическом планировании они содержательно распределены по основным разделам, согласуясь по смыслу с соответствующими базовыми технологиями.

III.  СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5  КЛАСС

Базовый  раздел.

 Создание изделий из конструкционных и   поделочных     материалов.

Технология создания изделий из древесины.

Элементы машиноведения (32 часа)

Теоретические сведения.

        Вводное занятие. Содержание и задачи раздела. Организация труда и оборудование рабочего места для обработки древесины. Правила поведения и техники безопасности в учебной мастерской. Содержание учебного (трудового) процесса. Знакомство с образцами деталей, изделий, объектов труда различных возрастных групп учащихся с 5-го по 11 класс.

        Древесина - конструкционный материал. Получение и виды пиломатериалов.

        Простейшие элементы детали.

        Заготовка - деталь. Изучение конструкции и требований к изготовляемым деталям и изделию, ознакомление с технологией изготовления.

        Столярный верстак, его назначение и устройство. Способы закрепления детали (заготовки). Правила и приемы. Организация рабочего места и правила безопасности.

        Назначение строгания. Устройство рубанка. Правила и приемы строгания. Контроль параметров: чистоты (шероховатости), плоскостности (продольной, поперечной), формы (взаимного расположения поверхностей), размера. Организация рабочего места при строгании и правила т/б.

        Понятие о техническом рисунке, эскизе, чертеже детали призматической формы. Вид спереди, сверху, слева. Размеры детали.

        Разметка, ее назначение. Разметочный инструмент (линейка, угольник, рейсмус, шаблон). Их назначение, устройство, приемы работы.

        Пиление. Инструмент. Устройство. Форма зуба, развод зубьев. Способы пиления (ручное, механическое).

        Сверление. Назначение. Сверла, их виды. Способы сверления (коловорот, ручная дрель, электродрель, сверлильный станок). Приемы сверления. Правила безопасной работы.

        Сборка. Способы соединения деталей из древесины (клей, гвозди, шурупы). Элементы гвоздя, шурупа. Приемы и правила сборки. Правила безопасной работы.

        Отделочные работы.  Шлифование (ручное, механическое).

 Декоративно – прикладное творчество. Традиционные виды: выжигание, выпиливание лобзиком.

Творческий проект по технологии. Варианты проектов. Поисковый, технологический, аналитический этапы выполнения проекта, их содержание. Требование к готовому изделию.

Практические работы. (Примерный перечень)

Объект труда: детская лопатка.

Состав: черенок, планка, полотно (комплектующие детали).

Подготовка к работе:

  • подбор и проверка заготовок, инструментов, приспособлений, оснастки;
  •  организация рабочего места и создание безопасных условий труда.

Изготовление  черенка:

  • закрепление заготовки на крышке верстака в клиньях;
  • строгание пластей, получение квадратного сечения;
  • контроль чистоты (шероховатости), плоскостности, угла;
  • разметка центров на торцах заготовки;
  • строгание ребер, получение восьмигранника, контроль параметров;
  • получение круглого сечения (строгание), контроль;
  • шлифование черенка (шлифовальная лента);
  • закругление одного из торцев (напильник, шлифполотно).

Изготовление планки:

  • строгание базовых пласти и кромки, контроль параметров;
  • строгание рабочей пласти в размер (толщина);
  • строгание рабочей кромки в размер (ширина), контроль параметров;
  • разметка, проведение центральной линии;
  • зажим деталей в струбцинах, сверление отверстия;
  • разметка криволинейных поверхностей по шаблону;
  • строгание криволинейных поверхностей;
  • зачистка.

Изготовление полотна:

  • закрепление заготовки в зажим верстака;
  • шлифование кромок и торцев шлифполотном;
  • закрепление заготовки в клинья и шлифование пластей.

Сборочные работы:

  • разметка полотна по эскизу для подготовки к сборке (расположение гвоздей, шурупов);
  • сборка полотна с планкой на гвоздях и шурупах (блок №1);
  • сборка черенка с блоком №1, зачистка;
  • отделочные работы.

Перечень знаний и умений учащихся

Учащийся 5 класса должен:

  • иметь общие представления о техническом рисунке, эскизе, чертеже, уметь читать простейшие технические рисунки и чертежи простых и призматических деталей;
  • иметь общие представления о заготовке, детали, изделии, основных параметрах качества детали: чистоте (шероховатости), плоскостности, форме (взаимном расположении поверхностей), размерах; уметь осуществлять их контроль;
  • знать общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных операций;
  • знать назначение, устройство простейших столярных инструментов, уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;
  • владеть элементарными умениями выполнять основные операции по обработке древесины ручным налаженным инструментом, уметь соединять детали на гвоздях, шурупах, изготавливать простейшие изделия из древесины;
  • осуществлять контроль качества изготавливаемых деталей и изделий;
  • знать и уметь правильно организовать рабочее место, соблюдать правила поведения и безопасности труда.

Технология создания изделий из металлов.

Элементы машиноведения (26 часов).

Теоретические сведения.

        Вводное занятие. Содержание и задачи раздела. Организация труда, оборудование рабочего места в слесарной мастерской.  Правила поведения и техника безопасности. Знакомство с образцами объектов труда различных возрастных групп 5 - 11 классов.

        Виды тонколистового металла. Проволока. Получение тонколистового металла.

        Понятие о техническом рисунке, эскизе, чертеже детали. Определение габаритных размеров.

        Слесарный верстак, назначение и устройство слесарных тисков. Способы закрепления детали и инструмента. Организация рабочего места, правила безопасности.

        Слесарный разметочный инструмент (линейка, чертилка, угольник, циркуль, рейсмус, шаблон). Разметка, ее назначение. Приемы безопасной работы.

        Резание т. л. м. слесарными ножницами. Приемы резания.

        Гибка т. л. м. Приемы, использование различных оправок, гибочного приспособления.

        Отделка деталей из т. л. м. Инструмент для отделки (напильники, шлифовальная шкурка), назначение отделки.

        Сверление, назначение и устройство настольного вертикально-сверлильного станка

        Соединение деталей заклепками. Виды заклепок, инструмент, последовательность клепки.

        Соединение деталей фальцевым швом. Инструмент, приемы соединений, виды фальцевых швов.

        Соединение деталей пайкой. Устройство электропаяльника. Припой, флюсы. Приемы паяния. Техника безопасности при паянии.

        Изготовление деталей из проволоки. Получение проволоки. Приемы разметки, резки, гибки. Инструмент (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила безопасности при работе с проволокой.

Практические работы. (Примерный перечень)

Объекты труда: коробочка из жести, нагубники на слесарные тиски, совок для мусора, формочка для резки теста, головоломка, вязальные спицы.

Изготовление коробочки из жести и изготовление нагубников:

  • выбор заготовки;
  • разметка, контроль параметров;
  • выкройка;
  • гибка;
  • отделка.

Изготовление совка:

  • выбор заготовки;
  • разметка, контроль параметров;
  • выкройка;
  • гибка;
  • отделка;
  • разметка ручки;
  • выкройка;
  • сверление отверстий;
  • сборка (соединение на заклепках);
  • окончательная отделка;
  • окрашивание.

Изготовление формочки для теста:

  • выбор заготовки;
  • разметка;
  • выкройка;
  • соединение фальцевым швом.

Изготовление головоломки:

  • расчет длины заготовок по эскизу;
  • отрезка заготовок кусачками;
  • правка проволоки;
  • разметка;
  • гибка;
  • сборка.

Изготовление вязальных спиц:

  • отрезка проволоки;
  • правка;
  • гибка;
  • шлифование.

Перечень знаний и умений учащихся

Учащийся 5 класса должен:

  • иметь общие представления о техническом рисунке, эскизе, чертеже, уметь прочесть эскизы, чертежи простейших деталей;
  • уметь определить габаритные размеры детали (заготовки), уметь осуществлять контроль параметров;
  • знать устройство слесарного верстака, слесарных тисков, владеть приемами закрепления заготовок и инструмента;
  • знать назначение и приемы работы слесарным разметочным инструментом;
  • знать назначение слесарного инструмента для ручной обработки т. л. м. (слесарных ножниц, оправок для гибки, гибочного приспособления, напильников), использовать их;
  • владеть элементарными умениями работы с проволокой (резка, правка, гибка, разметка);
  • осуществлять контроль качества изготовляемых изделий;
  • уметь правильно организовать рабочее место, соблюдать правила поведения и техники безопасности.

Электротехнические работы (6 часов).

Задачи темы (раздела)

        Дать общие сведения и основные понятия об электрическом токе, электрических цепях, их сборке, электрической бытовой арматуре.

Технические сведения

        Роль электричества в жизни современного общества. Потребители тока. Источники тока.

        Электрическая цепь. Электрическая схема. Условные обозначения на электрических схемах. Простейшие электрические схемы с лампами накаливания, выключателем, переключателем. Электромонтажные схемы. Правила и порядок сборки электрических цепей. Блок питания. Провода, наконечники, клеммы. Электробезопасность.

        Бытовая электроарматура: розетки, выключатели, вилки, патроны, лампочки. Устройство, назначение.

Практические работы

  1. Чтение и составление простых схем с лампами накаливания.
  2. Сборка электрических цепей с одним или несколькими выключателями, переключателями, с одной или несколькими лампами накаливания, соединенных параллельно или последовательно.
  3. Сборка и разборка электрической бытовой арматуры.

Перечень знаний и умений учащихся

Учащийся 5 класса должен:

  • иметь общее представление об электрическом токе, источниках и потребителях тока;
  • иметь общее представление об электрической цепи и электрической схеме;
  • составлять простейшие электрические схемы;
  • уметь собирать простейшие электрические цепи, состоящие из источника потребителя, выключателя;
  • знать виды и устройство электрической бытовой арматуры.

ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА (4 ч)

Мелкий ремонт и уход за одеждой и обувью

Основные теоретические сведения.

Уход за различными видами половых покрытий и лакированной мебели, их мелкий ремонт. Средства для ухода за раковинами и посудой. Средства для ухода за мебелью. Выбор и использование современных средств ухода за одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды и обивки мебели. Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Уход за окнами. Способы утепления окон в зимний период. Современная бытовая техника, облегчающая выполнение домашних работ. Профессии в сфере обслуживания и сервиса.

Практические работы.

Выполнение мелкого ремонта обуви, мебели. Удаление пятен с одежды и обивки мебели.

Эстетика и экология жилища

Основные теоретические сведения.

Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.

Рациональное размещение мебели и оборудования в помещении. Разделение помещений на функциональные зоны. Свет в интерьере. Создание интерьера с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Подбор средств оформления интерьера жилого помещения. Декоративное украшение помещения изделиями собственного изготовления.

Использование декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений, школьных и приусадебных участков.

Практические работы.

Выполнение эскиза интерьера жилого помещения. Выполнение эскизов  элементов интерьера. Оформление класса (пришкольного участка) с использованием декоративных растений.

6  КЛАСС

Базовый раздел.

Создание изделий из конструкционных и  поделочных материалов:

Технология создания изделий из древесины.

Элементы машиноведения (32 часа)

Теоретические сведения.

        Вводное занятие. Цели обучения и его одержание. Образцы изделий, изготовляемые учащимися. Организация рабочего места и труда. Правила внутреннего распорядка. Безопасность и правила поведения в мастерских.

        Технология ручной обработки детали призматической формы. Приемы закрепления, строгания, разметки. Контроль основных параметров качества..

        Конструктивные элементы детали. Шиповое соединение: шип, проушина, гнездо, щечки, заплечики. Размеры шипа. Виды шиповых соединений: концевые, серединные, ящичные.

        Технология изготовления ящичного соединения. Выбор материала. Изготовление стенок ящика (в размер). Разметка шипов и проушин.

        Запиливание шипов и проушин. Правило запиливания. Инструмент. Приемы работы. Правила безопасности.

        Выдалбливание проушин. Инструмент: долото, стамеска. Назначение, устройство, отличие. Приемы работы. Правила безопасной работы.

        Выравнивание щечек, заплечиков. Подгонка соединения. Инструмент. Приемы работы. Правила безопасности.

Устройство токарного станка СТД-120. Основные узлы и части станка. Назначение станка. Черновое, чистовое точение. Инструмент. Подготовка станка к работе. Установка подручника, задней бабки. Подготовка детали к точению, установка и закрепление детали. Приемы точения детали вращения цилиндрической формы. Поза. Захват инструмента. Начало работы. Контроль параметров. Правила измерения. Шлифование, полирование. Окончание точения. Правила техники безопасности при работе на станке.

Декоративно – прикладное творчество: художественная обработка древесины – резьба   по дереву. Виды  резьбы.

Проектирование и изготовление изделий. Основные требования: технологичность, экономичность, эргономичность, безопасность, экологичность. Анализ изделий из банка. Расчет расходов.

Практические работы. (Примерный перечень)

Объекты труда:

1. Восьмигранник - деталь призматической формы (заготовка                               для токарной обработки).

        2. Декоративная вставка (цилиндр) - механическая обработка (точение).

        3. Комплектующие детали (стенки) ящичного шипового соединения.

Восьмигранник

  • строгание базовых поверхностей;
  • разметка;
  • строгание рабочих поверхностей;
  • контроль параметров;
  • строгание ребер (получение восьмигранника);
  • элементы крепления (пропил, углубление).

Декоративная вставка (цилиндр)

  • подготовка станка к работе
  • закрепление заготовки;
  • черновое точение;
  • чистовое точение;
  • контроль параметров;
  • шлифование;
  • полирование;
  • окончание работы.

Комплектующие детали:

          -    строгание базовой и рабочей кромки в размер;

  • разметка шипов и проушин;
  • запиливание шипов и проушин;
  • выдалбливание проушин;
  • выравнивание щечек и заплечиков;
  • подгонка шипового соединения.

Перечень знаний и умений учащихся

Учащийся 6 класса должен:

  • иметь элементарные понятия об эскизе, чертеже, уметь читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских призматических  деталей и деталей тел вращения;
  • иметь общие представления о технологии изготовления деталей призматической формы. Владеть элементарными умениями, выполнять основные операции (строгание, разметка);
  • знать элементы, технологию выполнения шипового соединения;
  • уметь выполнять разметку шипов и проушин, правильно запиливать, выдалбливать, выравнивать и подгонять элементы шипового соединения;
  • знать инструмент, приемы работы, правила безопасности при выполнении шипового соединения;
  • иметь представления об основных параметрах качества простейших деталей и изделий;
  • знать общее устройство токарного станка (СТД) и приемы работы, уметь подготовить станок к работе;
  • уметь изготовить на станке деталь простейшей формы (цилиндрической) - тело вращения;
  • знать и уметь правильно организовать рабочее место, соблюдать правила поведения и безопасности труда при выполнении работ в мастерской.

Технология создания изделий из металлов.

Элементы машиноведения (26 часов).

Теоретические сведения.

        Вводное занятие. Цели обучения, содержание урока труда. Образцы изделий учащихся, организация рабочего места. Правила поведения и техника безопасности.

        Изучение свойств металлов и сплавов. Виды сортового проката. Производство проката. Применение. Изготовление изделий из сортового проката.

        Последовательность и правила разработки технологической карты.        Измерение штангенциркулем. Знакомство с устройством ШЦ-1, правила и приемы измерений, контроль качества разметки.

        Разметка заготовок сортового проката. Значение и контроль качества разметки.

        Резание металла  слесарной ножовкой. Приемы качественной и безопасной работы.

        Рубка металла зубилом на плите и в тисках. Приемы рубки, правила закрепления в тисках. Соблюдение правил безопасности.

        Опиливание. Виды напильников. Классы и номера напильников. Назначение. Приемы закрепления заготовок, приемы проверки качества опиливания.

        Безопасность работы с заготовками из сортового проката.

Практические работы. (Примерный перечень)

Объекты труда: рыхлитель огородный, захват для горячих банок.

Изготовление рыхлителя (3 детали: корпус, хвостовик, заклепка):

  • выбор, правка заготовки;
  • разметка;
  • вырубание по контуру;
  • прорезание пазов зубьев;
  • опиливание по контуру;
  • сверление отверстий;
  • соединение на заклепки;
  • отделка.

Изготовление захвата (5 деталей: ручка, короткая шарнирная планка, длинная шарнирная планка, захват, заклепка):

  • разметка коротких планок;
  • опиливание;
  • сверление отверстий;
  • разметка длинных планок;
  • опиливание;
  • сверление отверстий;
  • разметка деталей ручки;
  • опиливание;
  • сборка (соединение на заклепках);
  • регулировка;
  • отделка.

Перечень знаний и умений учащихся

Учащийся 6 класса должен:

  • знать свойства основных металлов производства;
  • знать и определять виды сортового проката по его профилю;
  • иметь общие представления о технологии изготовления изделия из сортового проката;
  • уметь пользоваться ШЦ-1, знать его устройство;
  • уметь выполнять разметку сортового проката
  • владеть приемами резания металла слесарной ножовкой;
  • владеть приемами рубки металла;
  • владеть приемами опиливания металла, знать назначение напильников по видам сечения и классам ;
  • владеть приемами проверки качества опиливания;
  • знать и соблюдать правила безопасности при работе с сортовым прокатом.

Электротехнические работы (6 часов).

Задачи темы (раздела)

        Дать общие понятия о магнитных явлениях и их использовании в технике и в быту.

Технические сведения

        Электрическая цепь, электрическая схема с последовательным, параллельным и смешанным соединением потребителей.

        Магнитные явления. Магниты, виды магнитов, магнитное поле, сила магнита.

        Электромагниты, устройство, применение, испытание. Зависимость магнитного поля от количества витков, толщины провода, силы тока, сердечника.

        Электродвигатели постоянного тока, устройство, назначение, принцип работы, схемы подключения, реверсирование.

        Электрический звонок, устройство, принцип работы, подключение.

        Электрические магниты и бытовая техника.

Практические работы

  1. Чтение, составление и сборка схем с последовательным, параллельным и смешанным соединением потребителей.
  2. Испытание электромагнита.
  3. Определение зависимости силы магнитного поля от количества витков, толщины провода, сердечника.
  4. Сборка электродвигателя постоянного тока (электроконструктор), изучение устройства, схемы подключения с параллельным и последовательным возбуждением, реверсирование.
  5. Изучение электрического звонка, подключение и работа.

Перечень знаний и умений учащихся

Учащийся 6 класса должен:

  • читать, составлять и собирать схемы с различными способами подключения потребителей;
  • знать  устройство электромагнитов, их подключение, использование в технике и быту;
  • знать устройство электродвигателя постоянного тока, способы подключения, реверсирование;
  • уметь подключать двигатель на различных режимах;
  • знать устройство электрозвонка, принцип работы, подключение.

ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА (4 часа)

Санитарно – технические работы

Основные теоретические сведения.

Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации.

Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме.

Виды инструментов и приспособлений для санитарно-технических работ. Их назначение, способы и приемы работы с ними.

Устройство водоразборных кранов и вентилей. Способы монтажа кранов, вентилей и смесителей. Устройство сливных бачков различных типов.

Причины подтекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных бачках. Способы ремонта.

Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических и ремонтно-отделочных работ.

Практические работы.

Ознакомление с системой водоснабжения и канализации в школе и дома. Ознакомление с сантехническими инструментами и приспособлениями. Изготовление троса для чистки канализационных труб. Изготовление резиновых шайб и прокладок к вентилям и кранам.

Разборка и сборка запорных устройств системы водоснабжения. Учебные работы по замене прокладок и установке новых герметизирующих колец в запорных устройствах.

7  КЛАСС

Базовый  раздел.

Создание изделий из конструкционных и   поделочных материалов:

Технология создания изделий из древесины.

Элементы машиноведения (32 часа)

Теоретические сведения.

        Содержание обучения. Знания и умения учащихся. Выбор объекта работ. Правила техники безопасности и поведения, организация рабочего места.

        Технология ручной обработки детали призматической формы. Параметры качества. Их контроль.

        Механическая обработка. Точение (СТД-120). Подготовка, наладка станка. Технологический процесс токарной обработки детали. Содержание технологической карты: вид операции, эскиз, способ закрепления детали, режущий инструмент, контрольно- измерительный инструмент.

        Схемы точения. Информация схемы: форма инструмента, положение инструмента, направление движения инструмента. Виды токарных работ.

        Основы машиноведения. Понятие машины. Виды машин. Типовые детали, специальные детали. Условное обозначение деталей, механизмов. Кинематическая схема станка СТД-120. Движения в станках. Главное движение, движение подачи.

        Древесина. Части дерева. Применение древесины. Свойства древесины. Влажность. Недостатки влажной древесины. Сушка древесины.

Конструктивные элементы детали. Склейка шипового соединения. Сушка, обработка углов шипового соединения. Шпаклевка: назначение, материал, приемы. Зачистка.

        Элементы коробки: дно, крышка. Материал (ДВП, фанера). Технология обработки фанеры, ДВП.

Проектирование и изготовление изделий. Понятия: стандартизация, взаимозаменяемость, унификация, типизация, агрегатирование.

Практические работы. (Примерный перечень)

Объекты труда:

1. Восьмигранник - деталь призматической формы (заготовка                               для токарной обработки).

        2. Коклюшка - механическая обработка (точение, СТД - 120).

        3. Коробка - ящичное шиповое соединение (сборка).

Восьмигранник

  • технология ручной обработки детали призматической формы. Контроль параметров, определяющих качество.

Коклюшка

  • разработка, составление технологической карты токарной обработки;
  • подготовка станка к работе;
  • установка и закрепление заготовки;
  • выполнение операций по изготовлению детали в соответствии с технологической картой;
  • контроль параметров.

Коробка:

          -    склейка шипового соединения, сушка;

  • обработка углового узла шипового соединения;
  • шпаклевка, зачистка;
  • изготовление дна, подгонка, установка;
  • изготовление крышки, подгонка, установка;
  • отделочные работы.

Перечень знаний и умений учащихся

Учащийся 7 класса должен:

  • иметь общее представление о видах технологической информации, знать содержание технологической карты;
  • иметь элементарное понятие о технологическом процессе и его элементах;
  • знать технологию ручной обработки детали призматической формы и уметь ее изготовить в соответствии с параметрами качества;
  • знать технологию изготовления шипового соединения, уметь выполнить сборку, шпаклевку, зачистку, отделку;
  • знать основы машиноведения (виды машин, детали, кинематическую схему);
  • знать виды токарных работ (операции);
  • уметь выполнять отдельные операции и изготавливать простейшие детали из древесины по технологической карте на токарном станке;
  • иметь представление о древесине, ее свойствах, применению;
  • уметь организовать рабочее место, соблюдать правила поведения и безопасности труда в мастерских.

Технология создания изделий из металлов.

Элементы машиноведения (28 часов).

Теоретические сведения.

        Вводное занятие. Содержание урока труда в слесарной мастерской.. Правила поведения и безопасности. Планирование работы, организация рабочего места.

        Стали. Ее виды и свойства. Конструкционные, инструментальные, специальные. Основные виды и термообработка.

        Резьбовые соединения. Элементы резьбы. Виды резьбы Нарезание наружной резьбы вручную.

        Инструмент для нарезания. Нарезание внутренней резьбы вручную. Инструмент.

        Условное изображение резьбы на чертеже (эскизе).

        Ручная обработка металла: правка, резание, опиливание, гибка, отделка. Контроль качества, использование контрольно-измерительного инструмента.

        Составление технологической карты на изготовление изделия. Выполнение эскиза деталей. Рациональное планирование работы.

Декоративно – прикладное творчество. Художественная обработка: тиснение по фольге, чеканка, пропильный металл, басма, мозаика.

Практические работы. (Примерный перечень)

Объекты труда: веерные грабли (верхняя планка, нижняя планка, боковая планка, хвостовик, зубья, заклепки).

Изготовление граблей:

  • разработка технологической карты, планирование работы;
  • разметка деталей;
  • гибка на оправках;
  • сверление отверстий;
  • правка проволоки;
  • изготовление зубьев;
  • соединение на заклепки;
  • отделка изделия.

Перечень знаний и умений учащихся

Учащийся 7 класса должен:

  • иметь общие представления о видах стали, знать их свойства, основные виды термообработки и как они изменяют свойства стальной заготовки;
  • иметь представление о резьбовом соединении, где оно применяется;
  • различать резьбу по профилю;
  • иметь общее представление о метрической, трубной, дюймовой резьбе;
  • знать инструменты для нарезания резьбы;
  • уметь использовать справочные таблицы ;
  • знать последовательность и приемы нарезания резьбы;
  • уметь проверять качество резьбы, ее дефекты, знать инструменты для проверки качества;
  • уметь читать и обозначать резьбовые соединения;
  • уметь правильно и безопасно использовать ручной слесарный инструмент (ножницы, напильники, слесарную ножовку, зубило и т.п.);
  • уметь использовать для проверки качества разметки и изготовления деталей ЩЦ-1, угольник, шаблон;
  • рационально планировать работу по технологической карте;
  • уметь организовывать работу, соблюдать правила поведения и безопасности труда в слесарной мастерской.

Электротехника (4 часа).

Задачи темы (раздела)

        Формирование у учащихся знаний и умений и умений по обнаружению и элементарному ремонту простейших бытовых электроприборов.

Технические сведения

        Бытовые электроприборы. Виды неисправностей бытовых электроприборов и электроарматуры: неисправность розетки, блока питания; разрядка элементов, батарей; неисправность вилки; обрыв провода, шнура; неисправности выключателя, патрона; перегорание лампочки, нагревательных элементов, спиралей, предохранителей.

        Электронно-измерительные приборы. Электрический пробник, контрольная лампа, индикатор, авометр (тестер). Использование приборов для обнаружения неисправностей.

        Авометр. Назначение. Использование авометра для обнаружения обрыва провода, измерения сопротивления, измерения напряжения постоянного и переменного тока.

        Действие тока на организм человека. Правила электробезопасности.

Практические работы

  1. Использование авометра для определения обрыва провода, шнура, перегорания лампочки, предохранителя, спиралей, нагревательных элементов.
  2. Использование авометра для измерения сопротивления.
  3. Использование авометра для измерения напряжения постоянного тока.
  4. Использование авометра для измерения напряжения переменного тока.

Перечень знаний и умений учащихся

Учащийся 7 класса должен:

  • знать простейшие неисправности бытовых электроприборов;
  • уметь обнаруживать и выполнять элементарный ремонт бытовых электроприборов и электроарматуры;
  • знать контрольно-измерительные приборы и уметь ими пользоваться при обнаружении неисправности и ремонте бытовых электроприборов.

ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА (4часа)

Ремонтно-отделочные работы в доме

Основные теоретические сведения.

Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы для выполнения ремонтно-отделочных работ в жилых помещениях. Инструменты и приспособления для выполнения малярных работ. Правила безопасной работы при окрашивании поверхностей.

Назначение и виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев. Технологии наклейки обоев встык и внахлест.  

Способы закрепления настенных предметов. Способы пробивания отверстий в стене. Технологии выполнения штукатурных и плиточных работ. Оконные, дверные блоки и коробки, рамы.

Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ. Способы решения экологических проблем, возникающих при проведении ремонтно-отделочных и строительных работ.

Практические работы.

Подготовка поверхностей стен помещений под окраску или оклейку: заделка трещин, шпатлевание, шлифовка. Подбор и составление перечня инструментов. Выбор краски по каталогам. Подбор обоев по каталогам. Выбор обойного клея под вид обоев. Оформление эскиза приусадебного (пришкольного) участка с использованием декоративных растений.

  1. КЛАСС

Базовый раздел.

Создание изделий из конструкционных и   поделочных материалов:

Технология создания изделий из древесины.

Элементы машиноведения (16 часов).

Теоретические сведения.

        Вводное занятие. Содержание трудового обучения. Организация рабочего места и труда. Правила внутреннего распорядка. Безопасность и гигиена труда в мастерских.

        Технологический процесс токарной обработки детали. Технологическая карта, ее содержание. Выбор способа закрепления детали. Технология изготовления, виды токарных работ, режущий и контрольно-измерительный инструмент. Схемы точения. Содержание схемы Правила безопасности при работе на станке СТД-120.

        Технология ручной обработки детали призматической формы. Контроль параметров.

        Наладка рубанка. Элементы ножа. Требования к наладке. Факторы, влияющие на величину вылета ножа. Процесс наладки.

        Заточка ножа. Этапы заточки. Ручная и механическая заточка Инструмент. Определение остроты. Правка.

        Технология строгания детали прямоугольного сечения: 1п-1к-2п-2к.

        Выбор базовых поверхностей. Факторы, определяющие выбор. Качество строгания. Параметры качества. Факторы, влияющие на чистоту поверхности, на плоскостность, на угол (форму), на размер. Точность обработки. Отклонение размера. Допуск.

        Технология строгания детали квадратного сечения :  1п-2п-4п-3п

        Технология строгания фанеры:  1к-1т-2т-2к.   Приемы строгания.

Проектирование и изготовление изделий.  Выбор темы проекта. Выбор материалов. Разработка чертежа изделия. Планирование процесса создания изделия. Оценка стоимости. Защита проенкта.

Практические работы. (Примерный перечень)

Объекты труда:

1. Восьмигранник - деталь призматической формы, заготовка для токарных работ.

  1. Декоративная вставка для полки - механическая обработка (точение).

        3. Отделочная плитка.

Восьмигранник:

  • технология ручной обработки детали призматической формы. Контроль параметров, определяющих качество.

Декоративная вставка:

  • точение детали на станке СТД-120 в соответствии с технологической картой. Контроль параметров.

Отделочная плитка: (состав: 11 деталей призматической формы)

  • изготовление 1-ой детали  55 х 15 х 250;
  • изготовление 2-ой детали  45 х 15 х 250;
  • склейка 1-ый узел (сплачивание по кромке);
  • изготовление 3-ей детали  55 х 15 х 250;
  • изготовление 4-ой детали  45 х 15 х 250;
  • склейка 2-ой узел (сплачивание по кромке);
  • склейка в блок (сплачивание);
  • строгание пластин блока;
  • получение квадрата (220 х 220);
  • изготовление обкладочных планок 4 шт. - 10 х 15 х 250;
  • сборка на гвоздях;
  • отделочные работы.

Перечень знаний и умений учащихся

Учащийся 8 класса должен:

  • иметь понятие о видах технической документации (эскиз, чертеж, технологическая карта) и ее содержании;
  • иметь понятие о технологическом процессе;
  • знать технологию ручной обработки детали прямоугольного, квадратного сечения, детали из фанеры;
  • уметь изготавливать детали прямоугольного и квадратного сечения в соответствии с чертежом;
  • знать параметры качества и уметь осуществлять их контроль;
  • знать основы машиноведения, механической обработки детали;
  • уметь пользоваться технологической картой и схемами точения;
  • уметь изготавливать на токарном станке детали различных элементарных форм вращения в соответствии с технологической картой;
  • иметь понятие о наладке и заточке режущего инструмента;
  • уметь выполнять отдельные элементы наладки инструмента и токарного станка (СТД);
  • знать способы сборки деталей;
  • уметь соединять детали склейкой, на гвоздях, на шурупах.

Технология создания изделий из металлов и пластмасс. (10 часов).

Теоретические сведения.

        Вводное занятие. Содержание урока труда. Охрана труда, техника безопасности, правила поведения.

        Общие сведения о токарной обработке. Устройство токарно-винторезного станка ТВ-6. Токарный резец. Основные виды резцов. Режимы резания. Главное движение. Движение подачи.

Основные токарные операции:

  • отрезка заготовки,
  • подрезание торцов и уступов,
  • обтачивание цилиндрической поверхности.

Установка резца в резцедержателе. Установка заготовки.

Разработка технологической карты на изделие. Выполнение эскизов. Планирование работы. Контроль качества обработки.

Пластмассы, их виды. Литье и прессование пластмассовых изделий. Изготовление пустотелых пластмассовых изделий.

Назначение и устройство НГФ-110 ШИ. Фреза, ее элементы, виды фрез.

Приемы закрепления детали и инструмента на горизонтально-фрезерном  станке.

Попутное и встречное фрезерование. Фрезерование плоских поверхностей, уступов, скосов, канавок, пазов.

Меры безопасности при работе на НГФ.

Пластмассы и их виды. Особенности обработки пластмасс.

Приемы подгонки и отделки деталей. Сборочные работы.        

Практические работы. (Примерный перечень)

Объекты труда: молоток (стержень-рукоятка, деревянная втулка, гайка).

Изготовление молотка:

  • опиливание заготовки прямоугольного сечения;
  • контроль параметров и качества;
  • сверление отверстий;
  • вытачивание стержня-рукоятки на ТВ-6;
  • нарезание резьбы на стержне;
  • изготовление гаек;
  • сборка;
  • отделка изделия.

Перечень знаний и умений учащихся

Учащийся 8 класса должен:

  • иметь представление об обработке металлов резанием;
  • знать устройство токарного и  фрезерного станков
  • знать конструкцию резца, фрезы,   основные виды резцов и фрез;
  • уметь устанавливать режимы резания;
  • знать основные токарные и фрезерные  операции;
  • уметь установить резец и заготовку;
  • владеть приемами опиливания деталей квадратного и прямоугольного сечения;
  • иметь представление о технологической документации, технологическом процессе;
  • осуществлять контроль качества и параметров деталей;
  • знать приемы установки режущего инструмента и заготовки на токарных и фрезерных  станках;
  • иметь навыки безопасной работы на металообрабатывающих станках;

 

ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА (4  часа)

Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов

Основные теоретические сведения.

Источники семейных доходов и бюджет семьи. Потребности человека. Минимальные и оптимальные потребности членов семьи. Потребительская корзина одного человека и семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка в потребительских товарах. Потребительские качества товаров и услуг. Планирование расходов семьи. Правила поведения при совершении покупки. Права потребителя и их защита.

Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Формирование потребительской корзины семьи с учетом уровня доходов ее членов и региональных рыночных цен. Правила безопасного пользования бытовой техникой.

Практические работы.

Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи. Планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учетом ее состава. Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи. Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Усвоение положений законодательства по правам потребителей. Планирование возможной предпринимательской деятельности: обоснование выбора возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности; оценка возможностей индивидуальной предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета.

Введение в предпринимательскую деятельность

Основные теоретические сведения.

Особенности деятельности менеджера, бизнесмена, предпринимателя. Сущность предпринимательской деятельности. Особенности индивидуальной трудовой деятельности. Методы исследования рынка и спроса на товары и услуги. Инновационный менеджмент и жизненный цикл инновации. Бизнес-план и его основные компоненты. Методы оценки себестоимости производства продукта и определения цены товара. Виды рекламы и основные требования к ее разработке.

Практические работы.

Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка в потребительских товарах. Проектирование изделия или услуги. Расчет примерных затрат и возможной прибыли в соответствии с ценами местного рынка и покупательной способностью населения. Выбор путей продвижения продукта труда на рынок.

СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (4 ЧАСА)

Сферы производства и разделение труда

Основные теоретические сведения.

Профессия и карьера.  Сферы и отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности

Основные составляющие производства. Понятие о профессии, специальности и квалификации работника.

Основные структурные подразделения производственного предприятия (предприятия сервиса). Уровни квалификации и уровни образования. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.

Технология индустриального производства. Профессии тяжёлой индустрии. Технология агропромышленного производства. Профессиональная деятельность в лёгкой и пищевой промышленности. Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании. Профессиональная деятельность в социальной сфере. Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности.

Практические работы.

Ознакомление с деятельностью производственного предприятия или предприятия сервиса. Анализ структуры предприятия и профессионального деления работников.

Профессиональное образование и профессиональная карьера

Основные теоретические сведения.

Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Специальность, производительность и оплата труда. Пути получения профессии. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные качества личности и их диагностика. Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования. Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.

Профессиональные интересы и склонности. Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность. Здоровье и выбор
профессии. Профессиональная проба

Практические работы.

Ознакомление по Единому тарифно-квалификационному справочнику с массовыми профессиями. Выбор и характеристика по справочнику условий поступления и обучения в профессиональном учебном заведении. Ознакомление с профессиограммами массовых для региона профессий. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и трудоустройства.

ОБЩАЯ СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ РАЗДЕЛОВ

 (5,6,7,8 классы)

Во всех классах с 5-го по 8-ой  разделы  «Проектирование и изготовление изделий», «Декоративно – прикладное творчество», «Черчение и графика»  не предусматривается изучать, как самостоятельные, а предполагается давать при изучении основных разделов, т. е. интегративно.

        Содержание интегративных разделов в каждом из классов может иметь отличие, но общая структура (схема) изучения остается одинаковой.

Проектирование и изготовление  изделий

1. Выбор объекта работы:

  • поиск проблемы;
  • выбор объекта работ с учетом анализа потребностей школы, мастерской, дома, сферы услуг, производства; с учетом возможности реализации изделия;
  • оценка профессиональных, материальных, финансовых возможностей выполнения объекта работ;
  • сбор и обработка необходимой информации;
  • разработка объекта работ с учетом экономических, экологических, дизайнерских ограничений, возможностей мастерских.

2. Конструирование изделия:

  • внешний вид, габариты;
  • комплектующие детали, материал, размеры;
  • виды соединений.

3. Технология изготовления:

  • эскизы, чертежи деталей;
  • технологические карты, схемы изготовления;
  • способы сборки;
  • выполнение операций, технология ручной обработки;
  • механическая обработка детали;
  • сборочные работы.

4.Защита проекта.

5. Изучение спроса и предложения, маркетинг, элементы маркетинга: оценка спроса, бизнес-план, планирование производства, реклама, пути реализации товара.

Рекламный проспект: товарный знак, наименование изделия, назначение, рекламные фразы.

Экономические расчеты (прибыль); предпринимательская оценка.

Предпринимательская оценка. Экономические расчеты.

Стоимость изделия.

Реализация, сбыт.

Декоративно – прикладное творчество

(художественная обработка материалов)

     Традиционные виды декоративно – прикладного творчества

Художественная обработка материалов

Выжигание по древесине и выпиливание лобзиком

Резьба по дереву, мозаика, тиснение по фольге, изделия из проволоки

Басма, чеканка

Шлифование, полирование, покраска, роспись, отделочные работы

Материалы, инструменты, приспособления для работ. Организация рабочего места, техника безопасности, приемы выполнения работ.

     Приусадебный участок  

Черчение и графика

Способы графического изображения изделия. Понятие «эскиз», «чертеж», «технический рисунок».

Масштаб. Виды: главный, сверху, слева. Линии изображения.

Выполнение технического рисунка и эскиза детали призматической формы. Простановка размеров. Чтение.

Графическое изображение простейших изделий из листового металла и проволоки. Конструирование изделий.

Графическое изображение изделий из древесины.

Чертеж детали. Сборочный чертеж изделия. Спецификация к сборочному чертежу.

Чертеж деталей призматической и цилиндрической форм. Чтение чертежа.  Правила изображения технических рисунков,  эскизов, чертежей из сортового проката.

Понятие конструкторской и технологической документации. Детали имеющие форму тел вращения, их конструктивные элементы, последовательность выполнения изображения. Выполнение чертежей деталей изготавливаемых на токарных и фрезерных станках.

Технологическая карта. Содержание.

Понятие о секущей плоскости, сечениях и разрезах. Изображение фаски, резьбы, простановка их размеров. Применение резьбовых соединений.

Допускаемые отклонения размеров.

Требования к уровню подготовки

выпускников по разделам технологической подготовки

В результате изучения раздела «СОЗДАНИЕ  ИЗДЕЛИЙ  ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ  И  ПОДЕЛОЧНЫХ   МАТЕРИАЛОВ»  ученик  должен:

Знать/понимать

•  методы защиты материалов от воздействия окружающей среды; виды декоративной отделки изделий (деталей) из различных материалов; традиционные виды ремесел, народных промыслов.

Уметь

•  обосновывать  функциональные  качества  изготовляемого  изделия (детали);  выполнять  разметку деталей на основе технологической документации; проводить технологические операции, связанные с обработкой деталей резанием и пластическим формованием; осуществлять инструментальный контроль качества изготавливаемого изделия (детали); осуществлять монтаж изделия; выполнять  отделку  изделий;  осуществлять  один  из  распространенных  в  регионе  видов  декоративно-прикладной обработки материалов.  

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•  изготовления или ремонта изделий из конструкционных и поделочных материалов; защиты изделий от воздействия окружающей среды, выполнения декоративно-прикладной обработки материалов и повышения потребительских качеств изделий.

В результате изучения раздела «ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ»  ученик  должен:

Знать/понимать

•  назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту.

Уметь  

•  объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам; рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии; включать в электрическую цепь маломощный двигатель с напряжением до 42 В.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•  безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; оценивания возможности подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке и определение нагрузки сети при их одновременном использовании; осуществления сборки электрических цепей простых электротехнических устройств по схемам.

В результате изучения раздела «ТЕХНОЛОГИИ  ВЕДЕНИЯ  ДОМА»  ученик  должен:

Знать/понимать

•  характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; инженерные коммуникации в жилых помещениях, виды ремонтно-отделочных работ; материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера;  назначение основных видов современной бытовой техники; санитарно-технические работы; виды санитарно-технических устройств; причины протечек в кранах, вентилях и сливных бачках канализации.  

Уметь  

•  планировать ремонтно - отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат; подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений; заменять уплотнительные прокладки в кране или вентиле; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой.  

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•  выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенические  средств;  выполнения  ремонтно-отделочных  работ  с  использованием  современных материалов для ремонта и отделки помещений; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.

В результате изучения раздела «ЧЕРЧЕНИЕ  И  ГРАФИКА»  ученик  должен:

Знать/понимать

•  технологические понятия: графическая документации, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация.  

Уметь

•  выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•  выполнения графических работ  с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий;  

В результате изучения раздела «СОВРЕМЕННОЕ  ПРОИЗВОДСТВО  И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ »  ученик  должен:

Знать/понимать  

•  сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии.  

Уметь

•  находить  информацию  о  региональных  учреждениях  профессионального  образования  и о путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии.  

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•  построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства

Учебно-методическое обеспечение (список литературы).

Основная литература  для  учащихся:

1. Технология. Технический труд. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вента – Граф, 2010. – 176 с. : ил.

2. Технология. Технический труд. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / П.С. Самородский, А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко; Под ред. В.Д.Симоненко.  – 4-е изд., перераб.– М.: Вента – Граф, 2010. – 144 с.  :  ил.

3. Технология. Технический труд. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / П.С. Самородский, А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко; Под ред. В.Д.Симоненко.  – 3-е изд., перераб.– М.: Вента – Граф, 2010. – 144 с.  :  ил.

4. Технология.  Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / Б.А. Гончаров, Е.В. Елисеева, А.А. Электов и др.  Под ред. В.Д.Симоненко.  – 2-е изд., перераб.– М.: Вента – Граф, 2010. – 144 с.  :  ил.

Дополнительная литература  для  учащихся:

  1. Технология: Учебник для 5 класса; под ред. В. Д. Симоненко, - 5-е издание – М.: Просвещение, 2001.
  2. Карабанов И. А. Технология обработки древесины: Учебник для учащихся 5-9 классов. – М.: Просвещение, 1995.
  3. Технология. Трудовое обучение: Пробный учебник для учащихся

6 класса./  Под ред. В. Д. Симоненко,– М.: «Вентана – Граф», 1996.

  1. Технология. Трудовое обучение:  Учебник для учащихся 7 класса./  Под ред. В. Д. Симоненко,– М.: «Вентана – Граф», 2001.
  2. Технология. Трудовое обучение:  Учебник для учащихся 8 класса./  Под ред. В. Д. Симоненко,– М.: «Вентана – Граф», 1999.
  3. Справочник по трудовому обучению: Пособие для учащихся 5-7 классов; под ред. И. А. Карабанова, - М.: Просвещение, 1991.
  4. Е. М. Муравьев. Технология обработки металлов: Учебное пособие для 5-9 классов.  – М.: Просвещение, 1995.
  5. И. Г. Спиридонов. Слесарное дело. Пособие для 7-8 классов. - М.: Просвещение, 1973.
  6. И. Н. Гушулей. Основы деревообработки. Пособие для 7-8 классов. - М.: Просвещение, 1988.

литература  для  учителя:

1. Технология.Программы  начального и основного общего образования/. Хохлова М.В., Самородский П.С. и др.)-М.: Вентана-Граф,2010.

2.Методика преподавания технологии/Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Издательский центр «Вентана Граф»,2005. – 316с.

3.Общая  и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Издательский центр «Вентана Граф»,2005. – 368с. – (Педагогическое образование).

4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования  (приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089)

5. Обязательный минимум содержания основного общего образования по образовательной области «Технология» (приказ МО РФ от 19.05.98 № 1236);

6. Организация учебного процесса в общеобразовательных учреждениях Вологодской области в условиях перехода на новый региональный базисный  учебный план. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005. – 168с.

7. Ю. Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко. Технология. Трудовое обучение: Программы. МО РФ, 1996 – 2001г.г.

8. Оценка качества знаний по технологии. Подготовка выпускников основной школы. – М.: Дрофа, 2000.

9. Программно-методические материалы: Технология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 1998.

10. Методика трудового обучения с практикумом: Учебное пособие./ Под ред. Д. А. Тхоржевского. - М.: Просвещение, 1987.

11. Л. Н. Крейндлин. Столярные работы. Учебник для ПТУ. – М.: «Высшая школа», 1974.

12. В. В. Амалицкий. Справочник молодого станочника . – М.: «Высшая школа», 1998.

13. Занятия по трудовому обучению. 6-7 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1990.

14. Справочник по техническому  труду / Под ред. А. Н. Ростовцева и др.- М.: Просвещение, 2002.

15. Зайцев Б. Г. Справочник молодого токаря. – М.: «Высшая школа», 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по предмету математика для 5 класса УМК под редакцией автора И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович.

Данная рабочая программа по математике для 5 класса содержит пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, поурочное календарное планирование....

Рабочая учебная программа по физической культуре 5-9 классы

Рабочая программа разработана на основе программ для общеобразовательных учреждений по физической культуре для 1-11 классов классов. Составители: А.Н. Каинов, к.п.н. Г.И. Курьерова...

Рабочая учебная программа по английскому языку для 10 класса по УМК "Английский в фокусе"

Рабочая учебная программа по английскому языку для 10 класса по УМК "Английский в фокусе" с 6-часовой нагрузкой в неделю . РУП разработана на основе Примерной программы основного (общего) по иностранн...

Рабочая учебная программа по русскому языку 5-9 класс. Базовый уровень. 714 часов (по УМК С.И. Львовой)

Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу по УМК С.И. Львовой, тематическое планирование для работы в 5-9 классах и сопоставительный анализ рабочей программы и основных нормативных документов (Федер...

Рабочая учебная программа по русскому языку 5-9 класс. Базовый уровень. 714 часов (по УМК С.И. Львовой)

Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу по УМК С.И. Львовой, тематическое планирование для работы в 5-9 классах и сопоставительный анализ рабочей программы и основных нормативных документов (Федер...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА творческого объединения «НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА творческого объединения «НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» ...

Рабочие учебные программы по английскому языку 5-9 класс, 10-11 класс

На данной странице показаны рабочие учебные программы по английскому языку 5-9 класс В.П.Кузовлев, 10-11 класс Афанасьева, 10-11 класс Ю.А.Комарова...