Декоративно-прикладное творчество. Лоскутное шитьё.
план-конспект урока по технологии на тему
разработка урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dekorativno-prikladnoe_tvorchestvo._loskutnoe_shityo.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема программы: Декоративно-прикладное творчество
Тема урока: Лоскутное шитье.
Тип урока. Комбинированный
Цели урока:
- Образовательная – дать начальное представление о лоскутном шитье; познакомить учащихся с техникой «Полоска» и приемами «Диагональная раскладка», «Колодец», «Изба»; научить выполнять эскиз модуля лоскутного изделия.
- Развивающая – формировать конструктивно-технологическое мышление; развивать(профессионально-важные) качества личности: аккуратность, точность.
- Воспитательная – продолжить формирование творческого начала и навыков коллективного труда у учащихся.
Методы проведения занятия: обучающая игра с выполнением практических работ.
Объекты труда: бумага, нитки, иголка, ножницы, компьютер
Межпредметные связи: история – краткие сведения из истории лоскутного шитья, изобразительное искусство – цветоведение; информатика – выполнение эскиза в Microsoft Office Word.
Материально-техническое оснащение
- Компьютер
- Проектор
- Презентация «Лоскутное шитье»
- Инструкционные карты.
- Кроссворд
- Швейные принадлежности
- Заготовки из бумаги для практической работы
Информационные источники для учителя
О.И. Нагель «Художественное лоскутное шитье». – М. Школьная Пресса, 2004.
Информационные источники для внеклассного чтения учащихся
М.В. Максимова М.А. Кузьмина «Лоскутики». - ЗАО Издательство «ЭКСМО- Пресс», 1998.
Ход урока
I. Организационная часть – 3 мин.
- приветствие;
- определение отсутствующих;
- проверка готовности к уроку;
- организация внимания.
II. Обучающая игра
Учитель:
Ребята, я сегодня предлагаю вам провести урок в форме игры. Для этого необходимо разделиться на две группы.
Для оценивания выполнения заданий нам нужно пригласить 2 эксперта. Я хочу пригласить гостей поучаствовать в нашей игре.
Условия игры
- В выполнении заданий принимает участие вся команда.
- Команды придерживаются строгого регламента.
- За каждое правильно выполненное задания члены команды получают по баллу.
- За нарушение дисциплины и техники безопасности с команды снимаются баллы.
- При выполнении задания допускается взаимопомощь.
Задание1
За 10 минут командам необходимо разгадать кроссворд и назвать тему сегодняшнего урока, которая является ключевым словом в данном задании. За каждое отгаданное слово команда получает по баллу.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 13 |
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
| 9 |
|
|
|
|
| 14 |
|
|
|
|
| 4 |
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
| 12 |
|
|
|
|
|
| 3 |
| 5 |
|
| 8 |
| 10 | 11 |
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Приспособление для хранения игл.
- Инструмент для раскроя ткани.
- Ряд однородных повторяющихся стежков.
- Графическое изображение будущего изделия, выполненное от руки.
- Уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги.
- Нить идущая поперек ткани.
- однолетние травянистое растение дающие волокно того же названия.
- Нить идущая вдоль ткани.
- легкая ткань полотняного переплетения для легких платьев, сарафанов, халатов.
- Волокно животного происхождения
- Инструмент для ручной работы с тканью.
- Оборудование для влажно-тепловой обработки.
- Материал, который изготовляют на ткацком станке путем переплетения нитей.
- Маленький чудесный помощник для безопасной работы с иглой.
Слайд 1
Задание 2
В течение 2 минут дать определение понятия «лоскутное шитье»
Слайд 2
Учитель: Как любой вид декоративно-прикладного искусства лоскутное шитье имеет свою историю. Давайте с ней познакомимся. (выступление детей)
1 ученица:
Зародилась лоскутная пластика в Англии, а затем постепенно распространилась в Европе, Америке, Австрии и на Руси. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта.
В России лоскутное шитьё стало активно развиваться с середины XIX века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Лоскутное шитьё зародилось и развивалось в крестьянской среде.
Предметы деревенского быта были полезны и красивы (коврики – кругляшки, дорожки, сотканные из полосок ткани) наполняли быт и радовали глаз.
Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считались признаками бедности. И лишь в 70-е годы XX века, когда в моду вошёл фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.
2 ученица:
Шитьё из лоскута называют ещё “лоскутная мозаика”, – изделия собранные из цветных лоскутиков. Они отличаются художественным вкусом, цельностью композиции, декоративностью.
Лоскутные мозаики – покрывала, одеяла, занавески, панно, салфетки, коврики, дорожки украшают и сейчас многие интерьеры жилого дома, выставки декоративно-прикладного творчества.
Любимые занятия искусных мастериц – украшение интерьера кухни, дачного домика, изготовление женской и даже мужской одежды.
Необходимо отметить, что мастерицы экономно самые маленькие отходы тканей, зачастую создают изделия высокого художественного уровня. В современной жизни люди упрямо стремятся сохранить прошлое.
Древние ремёсла расцветают благодаря труду и творчеству юных мастеров. Их секреты бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – и ниточка, связывающая нас с далёкими предками, не рвётся.
Слайды 3,4,5
Задание 3
Команды поочередно отвечают на вопросы учителя.
- Что является основным материалом для изготовления изделий из лоскута?
- Назовите волокна растительного происхождения.
- Назовите волокна животного происхождения.
- Назовите отрицательное свойство тканей, влияющее на ее размер.
Слайд 6
Изделия из лоскута изготавливают не только из тканей из натуральных волокон, но и из химических волокон, с которыми нам предстоит познакомиться в 7 классе. Ткани отличаются друг от друга по цвету, рисунку, фактуре, толщине, плотности. В лоскутном творчестве используются и отходы от шитья, и ткань, бывшую в употреблении, и новая ткань. Лоскут должен быть чистый отутюженный и при необходимости накрахмаленный. Новую ткань подвергают декатировке. Также в лоскутном шитье применяются ватин, сентипон, обрезки лент, кружев, тесьмы и т.д. Особое внимание уделяют подбору лоскута по цвету и рисунку.
Задание 4
Слайд 7
Для выполнения этого задания вам потребуется вспомнить уроки рисования. Время выполнения задания 5 минут.
Каждой команде предложен цветовой спектр, с помощью его вам предстоит определить
- Область холодных цветов
- Область теплых цветов
- Область родственных цветов
Написать примеры:
- Контрастных цветов
- Сочетающихся цветов, которые являются вершинами равнобедренного треугольника (можно пользоваться шаблоном равнобедренного треугольника.)
Задание 5
Слайд 8
В течении 1 минут команды совещаются и называют:
1 команда - только инструменты
2 команда - только приспособления и оборудование.
Слайд 9
Технология лоскутного шитья
- Выполнение эскиза орнамента (2 экземпляра)
- Изготовление шаблонов.
- Выкраивание лоскутных деталей.
- Соединение лоскутных деталей в соответствии с выбранной техникой лоскутного шитья.
Слайд 10, 11
Техника лоскутного шитья – совокупность приемов и технологическая последовательность соединения лоскутов определенных форм в орнаменты и полотна.
Выделяют 4 техники лоскутного шитья: «полоска», «треугольник», «квадрат», «свободная техника», которые содержат множество приемов.
Слайд 12
Сегодня мы познакомимся с техникой «полоска», а именно с приемами : «Диагональная полоска», «Елочка», «Колодец»
«Диагональная полоска»
Сборку рисунка следует вести от середины к углам в обе стороны. Цифрами на схемах обозначена последовательность сборки рисунка.
- Наметить диагональ квадрата (основы) и середину центральной полосы с помощью утюга
- Закрепить центральную полосу на основе, совмещая намеченные линии лицевой стороной вверх.
- Следующую полоску наложить на предыдущую лицевыми сторонами во внутрь, уравнивая срезы. Проложить строчку строго по линии шва.
- Отвернуть полоску на лицевую сторону и отутюжить и закрепить ее булавками на основе. (последние два действия выполняют с каждой последующей полоской)
Слайд 13
«Елочка»
Сборку рисунка следует вести от угла основы. Цифрами на схемах обозначена последовательность сборки рисунка.
Угловой квадрат делают контрастным по отношению к цвету и тону полосок. Темный квадрат — светлые полоски, светлый квадрат — темные полоски. Каждый следующий слой полосок темнее предыдущего. В центре квадрата — рисунок или цветок.
Принцип соединения полосок такой же, как и в «Диагональной раскладке»
Слайд 14
«Колодец»
- Наметить на основе диагонали.
- Выкроить по шаблону центральный квадрат, сторона которого равна двойной ширине полоски, приколоть булавками к основе так, чтобы его углы были расположены точно по диагоналям основы.
- Выбрать направление сборки (в данном случае по часовой стрелке).
- Подготовленные полоски тканей темных и светлых тонов нашить по сторонам квадрата последовательно, следуя нумерации на рисунке.
Задание 6
За 3 минуту найти ошибки, допущенные в схемах.
Задание 7
На компьютере выполнять эскиз модуля лоскутного изделия, используя Microsoft Office Word, следуя пунктам инструкционной карты. Цвета заливки подбираете в соответствии с рассмотренными рекомендациями по подбору лоскута.
Задание 8
- В течение 20 мин изготовить модуль орнамента техникой «Полоска» (прием «Диагональная раскладка) используя технологическую карту.
- Составить все возможные рисунки орнамента для диванной подушки. (использовать 4 модуля)
III. Подведение итогов игры
Выступление экспертов
IV. Оценка работы учащихся
V. Домашнее задание
Слайд 15
- Выучить конспект. Подготовить вопросы к игре «Крепкий орешек» по изученной теме.
- Подготовиться к практической работе: принести лоскуты ткани (4 расцветки), швейные принадлежности.
VI. Рефлексия урока
VII. Уборка рабочих мест
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик».
Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик»....
Лоскутное шитьё Декоративно-прикладное искусство
План – конспект занятия кружкового объединения «Сударушка»с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) Общие сведенияОбъединениеСударушкаКласс 3-8Тема занятия...
Программа кружка по декоративно -прикладному искусству "Лоскутная техника - Печворк"
Данная программа вариативного курса «Лоскутная техника – Печворк» ориентирована на знакомство учащихся с техникой печворк, что в настоящее время является актуальным для развития у школьников ...
Конспект занятия по ознакомлению с видами декоративно-прикладного искусства. Лоскутное шитьё.
Коспект содержит основной учебно-методический материал по теме....
разработка урока по теме: Декоративно-прикладное творчество. Лоскутное шитье", 5 класс ФГОС
Урок для 5 класс из раздела "Декоративно- прикладное творчество"...
Разработка занятия декоративно-прикладного творчества "Лоскутное шитье"
Цель занятия: Познакомить учащихся с техникой лоскутного шитья”. Развить творческого мышление и воображение через создание панно «Корзина с яблоками»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» (КОМПЛЕКСНАЯ) по учебным предметам «БУМАГОПЛАСТИКА» «АППЛИКАЦИЯ» «РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ» «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ТВОРЧЕСТВА»
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства, комплексного учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» разработан...