Декоративно-прикладное творчество. Лоскутное шитьё.
план-конспект урока по технологии на тему

Гиренко Надежда Витальевна

разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dekorativno-prikladnoe_tvorchestvo._loskutnoe_shityo.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема программы: Декоративно-прикладное творчество

Тема урока: Лоскутное шитье.

Тип урока. Комбинированный

Цели урока: 

  • Образовательная – дать начальное представление о лоскутном шитье; познакомить учащихся с техникой «Полоска» и приемами «Диагональная раскладка», «Колодец», «Изба»; научить выполнять эскиз модуля лоскутного изделия.
  • Развивающая – формировать конструктивно-технологическое мышление; развивать(профессионально-важные) качества личности: аккуратность, точность.
  •  Воспитательная – продолжить формирование творческого начала и навыков коллективного труда у учащихся.

Методы проведения занятия: обучающая игра с выполнением практических работ.

Объекты труда: бумага, нитки, иголка, ножницы, компьютер

Межпредметные связи: история – краткие сведения из истории лоскутного шитья, изобразительное искусство – цветоведение; информатика – выполнение эскиза в Microsoft Office Word.

Материально-техническое оснащение

  • Компьютер
  • Проектор
  • Презентация «Лоскутное шитье»
  • Инструкционные карты.
  • Кроссворд
  • Швейные принадлежности
  • Заготовки из бумаги для практической работы

Информационные источники для учителя

О.И. Нагель «Художественное лоскутное шитье». – М. Школьная Пресса, 2004.

Информационные источники для внеклассного чтения учащихся

М.В. Максимова М.А. Кузьмина «Лоскутики». -  ЗАО Издательство «ЭКСМО- Пресс», 1998.

Ход урока

I. Организационная часть – 3 мин.

  • приветствие;
  • определение отсутствующих;
  • проверка готовности к уроку;
  • организация внимания.

II. Обучающая игра

Учитель: 

Ребята, я сегодня предлагаю вам провести урок в форме игры. Для этого необходимо разделиться на две группы.

Для оценивания выполнения заданий нам нужно пригласить 2 эксперта. Я хочу пригласить гостей поучаствовать в нашей игре.

Условия игры

  1. В выполнении заданий принимает участие вся команда.
  2. Команды придерживаются строгого регламента.
  3. За каждое правильно выполненное задания члены команды получают по баллу.
  4. За нарушение дисциплины и техники безопасности с команды снимаются баллы.
  5. При выполнении задания допускается взаимопомощь.

Задание1

За 10 минут командам необходимо разгадать кроссворд и назвать тему сегодняшнего урока, которая является ключевым словом в данном задании. За каждое отгаданное слово команда получает по баллу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

4

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

3

 

5

 

 

8

 

10

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Приспособление для хранения игл.
  2. Инструмент для раскроя ткани.
  3. Ряд однородных повторяющихся стежков.
  4. Графическое изображение будущего изделия, выполненное от руки.
  5. Уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги.
  6. Нить идущая поперек ткани.
  7. однолетние травянистое растение дающие волокно того же названия.
  8. Нить идущая вдоль ткани.
  9. легкая ткань полотняного переплетения для легких платьев, сарафанов, халатов.
  10. Волокно животного происхождения
  11. Инструмент для ручной работы с тканью.
  12. Оборудование для влажно-тепловой обработки.
  13. Материал, который изготовляют на ткацком станке путем переплетения нитей.
  14. Маленький чудесный помощник для безопасной работы с иглой.

Слайд 1

Задание 2

В течение 2 минут дать определение понятия «лоскутное шитье»

Слайд 2

Учитель: Как любой вид декоративно-прикладного искусства лоскутное шитье имеет свою историю. Давайте с ней познакомимся. (выступление детей)

1 ученица:

Зародилась лоскутная пластика в Англии, а затем постепенно распространилась в Европе, Америке, Австрии и на Руси. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта.

В России лоскутное шитьё стало активно развиваться с середины XIX века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Лоскутное шитьё зародилось и развивалось в крестьянской среде.

Предметы деревенского быта были полезны и красивы (коврики – кругляшки, дорожки, сотканные из полосок ткани) наполняли быт и радовали глаз.

Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считались признаками бедности. И лишь в 70-е годы XX века, когда в моду вошёл фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.

2 ученица:

Шитьё из лоскута называют ещё “лоскутная мозаика”, – изделия собранные из цветных лоскутиков. Они отличаются художественным вкусом, цельностью композиции, декоративностью.

Лоскутные мозаики – покрывала, одеяла, занавески, панно, салфетки, коврики, дорожки украшают и сейчас многие интерьеры жилого дома, выставки декоративно-прикладного творчества.

Любимые занятия искусных мастериц – украшение интерьера кухни, дачного домика, изготовление женской и даже мужской одежды.

Необходимо отметить, что мастерицы экономно самые маленькие отходы тканей, зачастую создают изделия высокого художественного уровня. В современной жизни люди упрямо стремятся сохранить прошлое.

Древние ремёсла расцветают благодаря труду и творчеству юных мастеров. Их секреты бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – и ниточка, связывающая нас с далёкими предками, не рвётся.

Слайды 3,4,5

Задание 3

Команды поочередно отвечают на вопросы учителя.

  1. Что является основным материалом для изготовления изделий из лоскута?
  2. Назовите волокна растительного происхождения.
  3. Назовите волокна животного происхождения.
  4. Назовите отрицательное свойство тканей, влияющее на ее размер.

Слайд 6

Изделия из лоскута изготавливают не только из тканей из натуральных волокон, но и из химических волокон, с которыми нам предстоит познакомиться в 7 классе. Ткани отличаются друг от друга по цвету, рисунку, фактуре, толщине, плотности. В лоскутном творчестве используются и отходы от шитья, и ткань, бывшую в употреблении, и новая ткань. Лоскут должен быть чистый отутюженный и при необходимости накрахмаленный. Новую ткань подвергают декатировке. Также в лоскутном шитье применяются ватин, сентипон, обрезки лент, кружев, тесьмы и т.д. Особое внимание уделяют подбору лоскута по цвету и рисунку.

Задание 4

Слайд 7

Для выполнения этого задания вам потребуется вспомнить уроки рисования. Время выполнения задания  5 минут.

Каждой команде предложен цветовой спектр, с помощью его вам предстоит определить

  • Область холодных цветов
  • Область теплых цветов
  • Область родственных цветов

Написать примеры:

  • Контрастных цветов
  • Сочетающихся цветов, которые являются вершинами равнобедренного треугольника (можно пользоваться шаблоном равнобедренного треугольника.)

Задание 5

Слайд 8

В течении 1 минут команды совещаются и называют:

1 команда - только инструменты

2 команда - только приспособления и оборудование.

Слайд 9

Технология лоскутного шитья

  1. Выполнение эскиза  орнамента (2 экземпляра)
  2.  Изготовление шаблонов.
  3.  Выкраивание лоскутных деталей.
  4.  Соединение лоскутных деталей в соответствии с выбранной техникой лоскутного шитья.

Слайд 10, 11

Техника лоскутного шитья – совокупность приемов и технологическая последовательность соединения лоскутов определенных форм в орнаменты и полотна.

Выделяют 4 техники лоскутного шитья: «полоска», «треугольник», «квадрат», «свободная техника», которые содержат множество приемов.

Слайд 12

Сегодня мы познакомимся с техникой «полоска», а именно с приемами : «Диагональная полоска», «Елочка», «Колодец»

«Диагональная полоска»

Сборку рисунка следует вести от середины к углам в обе стороны. Цифрами на схемах обозначена последовательность сборки рисунка.

  1.  Наметить диагональ квадрата (основы) и середину центральной полосы с помощью утюга
  2.  Закрепить центральную полосу на основе, совмещая намеченные линии лицевой стороной вверх.
  3.  Следующую полоску наложить на предыдущую лицевыми сторонами во внутрь, уравнивая срезы. Проложить строчку строго по линии шва.
  4.  Отвернуть полоску на лицевую сторону и отутюжить и закрепить ее булавками на основе. (последние два действия выполняют с каждой последующей полоской)

Слайд 13

«Елочка»

Сборку рисунка следует вести от угла основы. Цифрами на схемах обозначена последовательность сборки рисунка.

Угловой квадрат делают контрастным по отношению к цвету и тону полосок. Темный квадрат — светлые полоски, светлый квадрат — темные полоски. Каждый следующий слой полосок темнее предыдущего. В центре квадрата — рисунок или цветок.

Принцип соединения полосок такой же, как и в «Диагональной раскладке»

Слайд 14

«Колодец»

  • Наметить на основе диагонали.
  • Выкроить по шаблону центральный квадрат, сторона которого равна двойной ширине полоски, приколоть булавками к основе так, чтобы его углы были расположены точно по диагоналям основы.
  • Выбрать направление сборки (в данном случае по часовой стрелке).
  • Подготовленные полоски тканей темных и светлых тонов нашить по сторонам квадрата последовательно, следуя нумерации на рисунке.

Задание 6

За 3 минуту найти ошибки, допущенные в схемах.

Задание 7

На компьютере выполнять эскиз модуля лоскутного изделия, используя  Microsoft Office Word, следуя пунктам инструкционной карты. Цвета заливки подбираете в соответствии с рассмотренными рекомендациями по подбору лоскута.

Задание 8

  1. В течение 20 мин изготовить модуль орнамента техникой «Полоска» (прием «Диагональная раскладка) используя технологическую карту.
  2. Составить все возможные рисунки орнамента для  диванной подушки.  (использовать 4 модуля)

III. Подведение итогов игры

Выступление экспертов

IV. Оценка работы учащихся

V. Домашнее задание

Слайд 15

  1. Выучить конспект. Подготовить вопросы к игре «Крепкий орешек» по изученной теме.
  2. Подготовиться к практической работе: принести лоскуты ткани (4 расцветки), швейные принадлежности.

VI. Рефлексия урока

VII. Уборка рабочих мест

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик».

Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик»....

Лоскутное шитьё Декоративно-прикладное искусство

План – конспект занятия кружкового объединения «Сударушка»с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)   Общие сведенияОбъединениеСударушкаКласс 3-8Тема занятия...

Программа кружка по декоративно -прикладному искусству "Лоскутная техника - Печворк"

         Данная программа вариативного курса «Лоскутная техника – Печворк» ориентирована на знакомство учащихся с техникой печворк, что в настоящее время является актуальным для развития у школьников ...

Конспект занятия по ознакомлению с видами декоративно-прикладного искусства. Лоскутное шитьё.

Коспект содержит основной учебно-методический материал по теме....

разработка урока по теме: Декоративно-прикладное творчество. Лоскутное шитье", 5 класс ФГОС

Урок для 5 класс из раздела "Декоративно- прикладное творчество"...

Разработка занятия декоративно-прикладного творчества "Лоскутное шитье"

Цель занятия:   Познакомить учащихся с техникой лоскутного шитья”.   Развить творческого мышление и воображение  через создание панно «Корзина с яблоками»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» (КОМПЛЕКСНАЯ) по учебным предметам «БУМАГОПЛАСТИКА» «АППЛИКАЦИЯ» «РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ» «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ТВОРЧЕСТВА»

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства,  комплексного учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» разработан...