Разработка занятия декоративно-прикладного творчества "Лоскутное шитье"
учебно-методическое пособие (5 класс)
Цель занятия: Познакомить учащихся с техникой лоскутного шитья”. Развить творческого мышление и воображение через создание панно «Корзина с яблоками»
Задачи:
- Образовательная – дать начальное представление о лоскутной мозаике; познакомить учащихся с техникой «Полоска» и приемами «Диагональная полоска», «Колодец», «Ёлочка»; научить выполнять модуль лоскутного шитья,
- Развивающая – формировать конструктивно-технологическое мышление; развивать (профессионально-важные) качества личности: аккуратность, точность.
- Воспитательная – продолжить формирование творческого начала и навыков коллективного труда у обучающихся.
- Стимулировать развитие познавательного интереса и творческого потенциала.
- Способствовать накоплению творческого опыта.
- Развивать аккуратность и дисциплинированность в работе.
- Стимулировать развитие познавательного интереса и творческого потенциала.
- Способствовать накоплению творческого опыта.
- Развивать аккуратность и дисциплинированность в работе.
- Стимулировать развитие познавательного интереса и творческого потенциала.
- Способствовать накоплению творческого опыта.
- Развивать аккуратность и дисциплинированность в работе.
- Стимулировать развитие познавательного интереса и творческого потенциала.
- Способствовать накоплению творческого опыта.
- Развивать аккуратность и дисциплинированность в работе.
- Стимулировать развитие познавательного интереса и творческого потенциала.
- Способствовать накоплению творческого опыта.
- Развивать аккуратность и дисциплинированность в работе.
Воспитательная:
- Стимулировать развитие познавательного интереса и творческого потенциала.
- Способствовать накоплению творческого опыта.
- Развивать аккуратность и дисциплинированность в работе.
Развивающая:
- Развитие художественного вкуса в выборе модели.
- Умение анализировать и объяснять выполнение работы.
Коррекционная:
- Продолжить корректировать монологическую и диалогическую речь.
- Формировать умение чётко высказывать собственное суждение и делать выводы.
- Развитие мелкой моторики рук.
Воспитательная:
- Стимулировать развитие познавательного интереса и творческого потенциала.
- Способствовать накоплению творческого опыта.
- Развивать аккуратность и дисциплинированность в работе.
Развивающая:
- Развитие художественного вкуса в выборе модели.
- Умение анализировать и объяснять выполнение работы.
Коррекционная:
- Продолжить корректировать монологическую и диалогическую речь.
- Формировать умение чётко высказывать собственное суждение и делать выводы.
- Развитие мелкой моторики рук.
Воспитательная:
- Стимулировать развитие познавательного интереса и творческого потенциала.
- Способствовать накоплению творческого опыта.
- Развивать аккуратность и дисциплинированность в работе.
Развивающая:
- Развитие художественного вкуса в выборе модели.
- Умение анализировать и объяснять выполнение работы.
Коррекционная:
- Продолжить корректировать монологическую и диалогическую речь.
- Формировать умение чётко высказывать собственное суждение и делать выводы.
- Развитие мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
loskutnoe_shite.docx | 557.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия педагога дополнительного образования на тему « Лоскутное шитье » Автор: Бечик Светлана Александровна, Педагог объединения «Лоскутная мозаика» ГБОУ СОШ № 655 Приморского района Санкт-Петербурга |
ПЛАН-КОНСПЕКТЗАНЯТИЯ
____________________________________________________________
(Занятие внеурочной деятельности, возраст 11-12 лет)
Ф.И.О. педагога : Бечик Светлана Александровна
Место работы: ГБОУ школа №655
Должность :педагог дополнительного образования
Объединение : «Лоскутная мозаика»
Группа: девочки , возраст 11-12 лет
Тема программы: Декоративно-прикладное творчество
Тема занятия: Лоскутная мозаика. Техника «Диагональная полоска», «Елочка», «Колодец»
УМК:
Информационные источники для учителя
- Т.А. Мазурик Лоскутное шитье. От ремесла к искусству. – СПб.: “Паритет”, 2001
- М.Максимова, М.Кузьмина, Н.Кузьмина «Мозаика лоскутных узоров».- М.; Эксмо, 2007
- О.И. Нагель Художественное лоскутное шитье. – М.: Школа-Пресс, 2000.
О.И. Нагель «Художественное лоскутное шитье». – М. Школьная Пресса, 2004.
Информационные источники для учащихся
М.В. Максимова М.А. Кузьмина «Лоскутики». - ЗАО Издательство «ЭКСМО- Пресс», 2012г.
Интернет ресурсы
- www.google.ru/лоскутная техника
- www.google.ru/пэчворк
- Цель занятия: Познакомить учащихся с техникой лоскутного шитья”. Развить творческого мышление и воображение через создание панно «Корзина с яблоками»
Задачи:
- Образовательная – дать начальное представление о лоскутной мозаике; познакомить учащихся с техникой «Полоска» и приемами «Диагональная полоска», «Колодец», «Ёлочка»; научить выполнять модуль лоскутного шитья,
- Развивающая – формировать конструктивно-технологическое мышление; развивать (профессионально-важные) качества личности: аккуратность, точность.
- Воспитательная – продолжить формирование творческого начала и навыков коллективного труда у обучающихся.
- Стимулировать развитие познавательного интереса и творческого потенциала.
- Способствовать накоплению творческого опыта.
- Развивать аккуратность и дисциплинированность в работе.
- Стимулировать развитие познавательного интереса и творческого потенциала.
- Способствовать накоплению творческого опыта.
- Развивать аккуратность и дисциплинированность в работе.
- Стимулировать развитие познавательного интереса и творческого потенциала.
- Способствовать накоплению творческого опыта.
- Развивать аккуратность и дисциплинированность в работе.
- Стимулировать развитие познавательного интереса и творческого потенциала.
- Способствовать накоплению творческого опыта.
- Развивать аккуратность и дисциплинированность в работе.
- Стимулировать развитие познавательного интереса и творческого потенциала.
- Способствовать накоплению творческого опыта.
- Развивать аккуратность и дисциплинированность в работе.
Воспитательная:
- Стимулировать развитие познавательного интереса и творческого потенциала.
- Способствовать накоплению творческого опыта.
- Развивать аккуратность и дисциплинированность в работе.
Развивающая:
- Развитие художественного вкуса в выборе модели.
- Умение анализировать и объяснять выполнение работы.
Коррекционная:
- Продолжить корректировать монологическую и диалогическую речь.
- Формировать умение чётко высказывать собственное суждение и делать выводы.
- Развитие мелкой моторики рук.
Воспитательная:
- Стимулировать развитие познавательного интереса и творческого потенциала.
- Способствовать накоплению творческого опыта.
- Развивать аккуратность и дисциплинированность в работе.
Развивающая:
- Развитие художественного вкуса в выборе модели.
- Умение анализировать и объяснять выполнение работы.
Коррекционная:
- Продолжить корректировать монологическую и диалогическую речь.
- Формировать умение чётко высказывать собственное суждение и делать выводы.
- Развитие мелкой моторики рук.
Воспитательная:
- Стимулировать развитие познавательного интереса и творческого потенциала.
- Способствовать накоплению творческого опыта.
- Развивать аккуратность и дисциплинированность в работе.
Развивающая:
- Развитие художественного вкуса в выборе модели.
- Умение анализировать и объяснять выполнение работы.
Коррекционная:
- Продолжить корректировать монологическую и диалогическую речь.
- Формировать умение чётко высказывать собственное суждение и делать выводы.
- Развитие мелкой моторики рук.
Планируемые результат
Личностные результаты:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости;
- развитие навыков аккуратности, фантазии и воображения;
- понимание ответственности за личную безопасность труда и сверстников;
- формирование эстетического вкуса и желания выполнять учебные действия
Метапредметные результаты:
познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
коммуникативные – активное использование современных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; умело организовывать совместную деятельность с учителями и сверстниками.
регулятивные –. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свою деятельность; уметь рефлексировать.
Предметные результаты:
- знание основных понятий и определений (Лоскутная мозаика, история возникновения лоскутной мозаики);
- знание и умение выполнения различных приемов («Диагональная полоска», «Елочка», «Колодец»);
- умение применять полученные знания самостоятельно;
- формирование и развитие установки на творческий, познавательный образ жизни;
Тип занятия: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Формы работы обучающихся: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Педагогические подходы: личностно-ориентированный, системно-деятельностный и компетентностный.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, магнитная доска, презентация «Лоскутная мозаика»
Наглядно-иллюстрированный материал: образцы тканей и изделий; электронная презентация; технологические карточки ; образцы эскизов.
Объект труда: ножницы, клей, шаблоны, лоскутки.
Здоровьесберегающие технологии занятия :
Обеспечение санитарно-гигиенических требований к организации занятия, профилактика переутомления обучающихся на занятии | Обеспечение психологической безопасности занятия | Обеспечение личностной ориентированности занятия |
1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов. 2. Динамические паузы: дыхательная гимнастика. 3. Увеличение двигательной активности за счет образовательных технологий занятия: способ проведения занятия, позволяющий увеличить двигательную активность на и работу в командах. | 1..Психологические разгрузки и динамические паузы для снятия эмоционального и нервного напряжения. 2.Соблюдение рационального режима информационной на грузки. 3.Организация разнообразных форм деятельности. 4. Деятельностный подход к обучению. 5. Снятие стрессовых ситуаций через обучение приемам саморегуляции. | 1. Опора на личный опыт обучающихся. 2. Использование наглядности и нестандартных форм обучения –творческая работа. 3. Использование элементов соревнования с целью повышения мотивации к изучению нового материала. 4. Формирование навыков сотрудничества и партнерства через организацию групповой работы. 5. Формирование ценностного отношения к здоровью, экологического мышления через работу с натуральными материалами. 6. Создание условий для оценочной самостоятельности обучающихся. |
Схема-план занятия
Этап занятия | Задачи этапа | Содержание этапа | Время, мин. | Здоровьесберегающие аспекты занятия | |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | ||||
| Создание благоприятного для обучения климата. . | Здравствуйте ребята, сегодня я предлагаю вам провести урок в форме игры. Для этого необходимо разделиться на три группы. Садитесь удобнее! Я очень рада видеть вас! От всего сердца хочу подарить вам свою улыбку в надежде, что вы мне ответите тем же. Я желаю вам плодотворной работы Успехов вам и удач! Будет трудно, я помогу. . | Делятся на команды Приветствуют учителя, друг друга, гостей. Настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку. | 1 мин. | Психологический настрой обучающихся на работу. |
| Умение слушать и понимать речь других; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; публично защищать свою позицию. | Постановка вопросов; формирование вместе с обучающимися темы урока. Перед вами фотографии интерьера дома, окон, дверей, предметы быта. (слайд №1) Посмотрите на них внимательно и найдите сходства и отличия. Скажите, что их объединяет?. Правильно техника Мозаика. Перед вами фотографии изделий и предметы быта. (слайд №2). Скажите, а из чего выполнены эти изделия? Да, совершенно верно, из лоскутков. И так. Как вы думаете, о чём же пойдёт речь на нашем занятии? Правильно, именно о Лоскутной мозаики и тема нашего урока Лоскутная мозаика. Техники «Елочка», «Диагональная полоска», «Колодец» На доске записать тему) (слайд № 3) На слайде определение : (слайд №4) Лоскутная мозаика – это декоративное искусство. Получается путем соединения лоскутков ткани разных цветов. | отвечают на вопросы; -выбирают оптимальные решения; -наблюдение и фиксация наблюдаемых процессов (устно) Учащиеся пытаются сформулировать цели и задачи урока. Предлагают разные варианты темы занятия. | 4 мин. | Личный опыт обучающихся Навыки сотрудничества Включение проектора. |
| определение степени успешности выполнения работы | Создает перед учащимися проблемную ситуацию на осознание цели урока, предлагая определить значимые цели и задачи занятия для каждого ученика по средствам: Что знаем Что хочу узнать Что узнал (слайд №5) | Учащиеся пытаются сформулировать цели и задачи урока. | 2 мин. | Создание условий для самостоятельности обучающихся |
| Анализ объектов с целью определения составных частей методов объекта; определение основной информации и проведение синтеза (восстановление целого из частей). Предметные результаты: актуализация и систематизация знаний о видах лоскутной мозаики, повторение и закрепление знаний. Организует деятельность по применению знаний, предлагает задания. | Как любой вид декоративно-прикладного искусства лоскутная мозаика имеет свою историю. Давайте с ней познакомимся. И послушаем сообщение Кати. Зародилась лоскутная пластика в Англии, а затем постепенно распространилась в Европе, Америке, Австрии и на Руси. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. В России лоскутное шитьё стало активно развиваться с середины XIX века. Лоскутное шитьё зародилось и развивалось в крестьянской среде. Предметы деревенского быта были полезны и красивы (коврики – кругляшки, дорожки, сотканные из полосок ткани) наполняли быт и радовали глаз. Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считались признаками бедности. И лишь в 70-е годы XX века, когда в моду вошёл фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью. Спасибо Катя. Послушаем сообщение Марии. Шитьё из лоскута называют ещё “лоскутная мозаика”, – изделия собранные из цветных лоскутиков. Они отличаются художественным вкусом, цельностью композиции, декоративностью. Любимые занятия искусных мастериц – украшение интерьера кухни, дачного домика, изготовление женской и даже мужской одежды. Необходимо отметить, что мастерицы экономно расходовали самые маленькие отходы тканей, зачастую создают изделия высокого художественного уровня. В современной жизни люди упрямо стремятся сохранить прошлое. Древние ремёсла расцветают благодаря труду и творчеству юных мастеров. Их секреты бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – и ниточка, связывающая нас с далёкими предками, не рвётся. Спасибо. Команды поочередно отвечают на вопросы.
Спасибо. Вы молодцы. Изделия из лоскута изготавливают из натуральных волокон. Ткани отличаются, друг от друга по цвету, рисунку, фактуре, толщине, плотности. В лоскутном творчестве используются и отходы от шитья, и ткань, бывшую в употреблении, и новая ткань. Особое внимание уделяют подбору лоскута по цвету и рисунку. (слайд №7) Техника лоскутного шитья – совокупность приемов и технологическая последовательность соединения лоскутов определенных форм в орнаменты и полотна. (слайд №8) | Слушают сверстников Планирование последовательных действий Работа в командах Рассказ обучающихся | 10 мин. | Рациональный режим информационной нагрузки. Организация разнообразных форм деятельности. |
| Выполняет упражнения вместе с обучающимися. | Обучающиеся выполняют упражнение | Динамическая пауза. | ||
| Развивать трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления умение ориентироваться в понятиях, взаимодействовать с педагогом и группой. | Выделяют 4 группы лоскутного шитья: «полоска», «треугольник», «квадрат», «свободная техника», которые содержат множество приемов. (слайд №9) Сегодня мы познакомимся с техникой «полоска», а именно с приемами: «Диагональная полоска», «Елочка», «Колодец» (слайд №10) Давайте рассмотрим алгоритм ваших действий при выполнении практической работы: «Диагональная полоска» Сборку рисунка следует вести от середины к углам в обе стороны. Цифрами на на схемах обозначена последовательность сборки рисунка.
«Елочка» Сборку рисунка следует вести от угла основы. Цифрами на схемах обозначена последовательность сборки рисунка. Угловой квадрат делают контрастным по отношению к цвету полосок. Темный квадрат — светлые полоски, светлый квадрат — темные полоски. Каждый следующий слой полосок темнее предыдущего. В центре квадрата — рисунок или цветок. Принцип соединения полосок такой же, как и в «Диагональной раскладке» (слайд №12) «Колодец»
И так ребята переходим к практической работе. Задача каждой команды выполнить шаблон яблока в различной технике, самостоятельно, пользуясь инструкционными картами, которые лежат на столах. Где вы можете посмотреть алгоритм выполнения того или иного приема. Вы будите работать с ножницами, поэтому вспомним правила т/б. (слайд №14) Молодцы. Желаю вам удачи. | Формирование безопасной работы; -Выполнение практической работы с использованием инструкционных карт. Работа в группах. | 20 мин. | Наглядность и нестандартные формы обучения – творческая работа. Формирование ценностного отношения к здоровью, экологического мышления через работу с экологическими материалами. Формирование навыков сотрудничества и партнерства через организацию групповой работы. Организация разнообразных форм деятельности. |
| Учебно-познавательный интерес; . формирование эстетического вкуса. формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей. оценка выполненной работы. выводы о проделанной работы | Молодцы! Вижу, все справились с заданием. А теперь оценим ваши работы .(Работа в командах). Оценивают по предложенным критериям. Давайте посмотрим, какие же оценки получили команды. | проводят самооценку и взаимооценку работ; -определяют качество выполненной работы; -рассказывают, слушают; | 3 мин. | |
| Каждая группа придумайте по вопросу по нашей теме урока, используя таблицу вопросов и терминов (слайд №15) и спросим друг друга. Я начну. Хочу спросить Асю: Из чего выполняется лоскутная мозаика? Спасибо, я удовлетворена ответом. Ася, ваш группа спрашивает. Девочки, достаточно. Вы умницы. Тема занятия усвоена. Мне очень понравилось работать сегодня с вами. | -рассуждают, - отвечают на вопросы -формулирует выводы -дают самооценку результатам своей работы | 2 мин. | Создание условий для оценочной самостоятельности обучающихся. | |
| А, теперь поделитесь мнениями об уроке. Попрошу желающих вытянуть карточку и высказать своё мнение
( возвращение к таблице ЗХУ, сравнение). | Рассуждают, Отвечают на вопросы Выясняют достигнуты цели и задачи занятия. | 2 мин. | ||
| 1 мин. |
СЛОВАРЬ
Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества имеют практическое употребление в повседневной жизни.
Лоскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика — вид рукоделия, при котором по принципу мозаики соединяется цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий.
Лоскутная мозаика – это декоративное искусство. Получается путем соединения лоскутков ткани разных цветов.
Техника лоскутного шитья – совокупность приемов и технологическая последовательность соединения лоскутов определенных форм в орнаменты и полотна
Шитье из полос: «колодец», «диагональная полоска», «ёлочка»
Шитье из полос — самый распространенный вид лоскутной техники.
Техника, при которой сшивая полосы, а потом разрезая их определённым образом можно получить очень симпатичные блоки для изготовления лоскутных изделий.Лоскуты пришиваются не поочерёдно, линиями, а сшиваются вместе, по краям. Эта техника позволяет использовать отрезы старой одежды, даже поношенные ткани.
«Диагональная раскладка»
Сборку рисунка следует вести от середины к углам в обе стороны. Цифрами на схемах обозначена последовательность сборки рисунка.
Наметить диагональ квадрата (основы) и середину центральной полосы .Закрепить центральную полосу на основе, лицевой стороной вверх.
Следующую полоску приложить рядом с предыдущей. Продолжить работу по схеме.
«Елочка»
Сборку рисунка следует вести от угла основы. Цифрами на схемах обозначена последовательность сборки рисунка.
Угловой квадрат делают контрастным по отношению к цвету и тону полосок. Темный квадрат — светлые полоски, светлый квадрат — темные полоски. Каждый следующий слой полосок темнее предыдущего. В центре квадрата — рисунок или цветок.
Принцип соединения полосок такой же, как и в «Диагональной раскладке»
«Колодец»
- Наметить на основе диагонали.
- Взять центральный квадрат и приклеить к основе так, чтобы его углы были расположены точно по диагоналям основы.
- Выбрать направление сборки (в данном случае по часовой стрелке).
- Подготовленные полоски тканей темных и светлых тонов приклеить по сторонам квадрата последовательно, следуя нумерации на рисунке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладным творчеством
Автор разработки с 2009 года является участником временной творческой группы, внедряющей инновационный проект программы развития МОУ ДОД Детско-юношеского центра "Сатурн" г. Томска - "Формирование нав...
Методические разработки по декоративно-прикладному творчеству.
Данный материал используется в преподавании основ декоративно-прикладного творчества, таких как роспись по стеклу, по тканям, по дереву на занятиях в группах дополнительного образования для младших шк...
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях декоративно-прикладным творчеством
Обобщение опыта о здоровьесберегающих методах и приемах, которые используются мною на занятиях по дополнительной общеобразовательной программе коллектива «Паутинка» «Секреты рукоделия»...
"Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладным творчеством"
Презентация к выступлению...
разработка урока по теме: Декоративно-прикладное творчество. Лоскутное шитье", 5 класс ФГОС
Урок для 5 класс из раздела "Декоративно- прикладное творчество"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно – прикладным творчеством»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Здоровьесберегающие технологиина занятиях декоративно – прикладным творчеством»...
Методическая разработка «Занятия декоративно-прикладным творчеством как инструмент для приобщения к народной культуре»
Методическая разработка«Занятия декоративно-прикладным творчествомкак инструмент для приобщения к народной культуре»...