Конспект занятия по ознакомлению с видами декоративно-прикладного искусства. Лоскутное шитьё.
план-конспект занятия (технология, 5 класс) по теме
Коспект содержит основной учебно-методический материал по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglova_e.v.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Тема: Виды декоративно-прикладного искусства. Лоскутное шитьё.
ЦЕЛЬ: изучение одного из видов традиционного народного творчества;
ЗАДАЧИ: расширение кругозора; овладение навыками выполнения лоскутного шитья; приучение к аккуратности; воспитание вкуса; пробуждение фантазии.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент. Вводная беседа. Наши занятия постепенно должны привести вас в Страну мастеров, и вы станете настоящими мастерами на все руки. Добраться до этой страны непросто. Как и всякого путешественника вас ожидают трудности и неожиданные открытия, вы увидите и узнаете что-то новое. В дороге вам помогут смекалка, настойчивость, любознательность и желание научиться тому, что ты ещё не умеешь. Народные мудрости по этому поводу гласят:
• Жизнь дана на добрые дела.
• Труд человека кормит, а лень – портит.
• Всякое уменье трудом даётся
.• Была бы охота – заладится всякая работа.
• Без дела жить – только небо коптить.
И сегодня мы с вами отправляемся в Тряпландию.
Изучение нового материала. В Тряпландии живут мастера, умеющие делать из ткани всё – одежду, бельё, обувь, книжные переплёты, парашюты, паруса яхт, игрушки и многое другое. Искусство изготовления ткани возникло тысячи лет назад. Из тростника и травы первобытные люди плели обувь, сети, корзины, подстилки. Со временем они научились прясть – вырабатывать из волокон растений и шерсти животных нити. Всё это делалось вручную или при помощи нехитрых приспособлений, времени занимало много. Поэтому ткани очень ценились и все кусочки и остатки хранились, а когда их скапливалось достаточное количество, то можно было приступать к рукоделию.
Шитьё из лоскутков – один из традиционных видов народного творчества. Мастерицы разных народов выполняли всевозможные полезные для дома вещи: коврики, шторки, покрывала, сумки, одеяла и так далее. Кусочки ткани так искусно подбирались по цвету, соединялись в гармоничные композиции, что эти изделия становились настоящими произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Традиции лоскутной техники не потеряли своего значения и сегодня. На их основе создаются современные изделия, которые делают наши дома и быт уютными и красивыми. В лоскутных изделиях можно использовать различные виды тканей, главное, что их надо подобрать так, чтобы ткани были одной плотности (толщины). В настенных ковриках, панно, аппликациях, игрушках используются кроме ткани и другие материалы: тесьма, ленты, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы и прочее. Нередко приходится ориентироваться на старые вещи, главное, чтобы они не были очень ветхие и быстро не порвались. Изделие из лоскутков должно быть выполнено в гармоничной цветовой гамме: тёмные ткани будут хорошо сочетаться со светлыми, крупный рисунок с мелким, хорошо, когда набивные рисунки чередуются с однотонными.
Чтобы получились аккуратные и красивые изделия вам потребуются следующие предметы: различные куски ткани, ножницы, иголки и нитки, швейная машина, утюг и гладильная доска. Для того, чтобы правильно выкроить детали, вы будете пользоваться картонными трафаретами с внутренней пустотой. Обводить надо трафарет и снаружи и внутри, так как внешняя линия нужна для вырезания, а внутренняя – для выполнения шва. Умелые рукодельницы выполняют сложные изделия, а мы начнём с простых. Но хочется напомнить вам ещё две народные мудрости
• Бережёная вещь два века живёт
• Семь раз отмерь – один раз отрежь.
В процессе работы вы будете использовать ножницы, иголку, нитки, карандаш либо мыло, лекала, может быть резак и утюг, а значит нужно вспомнить технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.
Труд – дело очень важное, Порой небезопасное. Правила должны вы знать, Безопасность соблюдать. При выполнении ручных работ:
a) хранить иголки в специально отведенном месте – подушечке, игольнице;
b) шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец;
c) ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе;
d) передавать ножницы кольцами вперёд.
При работе с утюгом:
a) перед началом работы необходимо проверить целостность шнура;
b) включать и выключать утюг нужно сухими руками, одной рукой придерживая корпус розетки, а другой – держа вилку;
c) ставить утюг на подставку;
d) следить за тем, чтобы подошва горячего утюга не касалась шнура;
e) правильно устанавливать температурный режим (в соответствии с видом ткани)
;f) после окончания работы следует поставить утюг на подставку и выключить
.Прежде, чем приступить к практической работе, сделаем небольшую дыхательную гимнастику, разминку для глаз, шеи и рук.
И. п. – сидя, откинувшись на спинку стула, наклониться вперёд к крышке стола – вдох. Повторить 5-6 раз
И. п. – сидя, руки на поясе, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
Упражнение для глаз. Сильно зажмурить глаза, затем открыть их. Повторить 10-12 раз.
Практическая работа
1. На отглаженной ткани обвести нужное количество деталей, на тёмной ткани рисуем мылом, а на светлой – карандашом на изнаночной стороне. Делаем экономную раскладку, учитывая направление долевой нити (по основе)
2. Раскрой ткани
3. Начинаем сборку деталей в полосы по три штуки. При сшивании кладём лицевую сторону к лицевой
4. Отглаживаем полосы и сшиваем их между собой. Получаем квадрат 3 на 3 штуки
5. Отглаживаем квадрат и выкраиваем из более плотной ткани нижнюю деталь нашего изделия
6. Складываем заготовки лицевой стороной друг к другу и прошиваем три стороны
7. Выворачиваем, отглаживаем
8. Делаем петлю, прикладываем её на нужное место и зашиваем сторону прихватки
Во время выполнения практической работы детям предлагаются следующие загадки: ----Тонкая Ненила
Всех одела-нарядила.
На самой бедняжке
Даже нет рубашки. (Игла)
-Я одинокая старуха,
Я бегаю по полотну,
И нитку длинную из уха
Я за собой тяну, тяну. (Иголка с ниткой)
-Маленькая головка на пальце сидит,
Сотнями глаз во все стороны глядит. (Напёрсток)
-Смотрите, мы раскрыли пасть,
В неё бумагу будем класть:
Бумага в нашей пасти
Разделится на части. (Ножницы)
-По поляне цветной пляшет тонконожка.
Из-под туфельки стальной выползает стёжка. (Швейная машина)
- В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То взад, то вперёд,
А за ним такая гладь:
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Подведение итогов.
Выставка работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление с декоративно прикладным искусством и бытом и семейным укладом наших предков
Данные материалы представленны таблицей. Поэтапное ознакомление с декоративно прикладным искусством и бытом и семейным укладом наших предков, а также сопутствующими темами творческими проектами....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (старший возраст) "Чудесная пора"
Конспект занятия по лексической теме "Осень". Включает задания на развитие связной речи, грамматического строя, мелкой моторики, умения слушать и понимать музыку....
План-конспект урока по предмету «Композиция декоративно-прикладного и оформительского искусства», 4 класс. Тема урока: «Замкнутая композиция. Монокомпозиция».
Урок о разных видах композиций в ДПИ. Традиционные виды композиций. Замкнутая композиция и монокомпозиция....
Доклад«Внедрение интеграции на занятия по изобразительному и декоративно-прикладному искусству»
Доклад будет полезен педагогам дополнительного образования...
Конспект урока "Древние корни народного декоративно-прикладного искусства" 5 класс
Конспект урока "Древние корни народного декоративно-прикладного искусства" 5 класс...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической общекультурной направленности по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному изобразительному искусству «Театральная мастерская»
Данная программа основной акцент делает на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании детей. Все упражнения, этюды, выбор тем для ...
«Виды техник декоративно-прикладного творчества (искусства)»
Виды техник декоративно-прикладного творчества (искусства)...