Конспект занятия по ознакомлению с видами декоративно-прикладного искусства. Лоскутное шитьё.
план-конспект занятия (технология, 5 класс) по теме

Самородина Марина Викторовна

Коспект содержит основной учебно-методический материал по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglova_e.v.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема:   Виды декоративно-прикладного искусства. Лоскутное шитьё.   

ЦЕЛЬ:    изучение одного из видов традиционного народного творчества;  

ЗАДАЧИ:   расширение кругозора; овладение навыками выполнения лоскутного шитья;                                                                                                                 приучение к аккуратности;     воспитание вкуса;     пробуждение фантазии.  

                                                                                                                                                    ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент. Вводная беседа.    Наши занятия постепенно должны привести вас в Страну мастеров, и вы станете настоящими мастерами на все руки. Добраться до этой страны непросто. Как и всякого путешественника вас ожидают трудности и неожиданные открытия, вы увидите и узнаете что-то новое. В дороге вам помогут смекалка, настойчивость, любознательность и желание научиться тому, что ты ещё не умеешь. Народные мудрости по этому поводу гласят:

•    Жизнь дана на добрые дела.

•    Труд человека кормит, а лень – портит.

•    Всякое уменье трудом даётся

.•    Была бы охота – заладится всякая работа.

•    Без дела жить – только небо коптить.

И сегодня мы с вами отправляемся в Тряпландию.

Изучение нового материала.   В Тряпландии живут мастера, умеющие делать из ткани всё – одежду, бельё, обувь, книжные переплёты, парашюты, паруса яхт, игрушки и многое другое.   Искусство изготовления ткани возникло тысячи лет назад. Из тростника и травы первобытные люди плели обувь, сети, корзины, подстилки. Со временем они научились прясть – вырабатывать из волокон растений и шерсти животных нити. Всё это делалось вручную или при помощи нехитрых приспособлений, времени занимало много. Поэтому ткани очень ценились и все кусочки и остатки хранились, а когда их скапливалось достаточное количество, то можно было приступать к рукоделию.    

  Шитьё из лоскутков – один из традиционных видов народного творчества. Мастерицы разных народов выполняли всевозможные полезные для дома вещи: коврики, шторки, покрывала, сумки, одеяла и так далее. Кусочки ткани так искусно подбирались по цвету, соединялись в гармоничные композиции, что эти изделия становились настоящими произведениями народного декоративно-прикладного искусства.     

Традиции лоскутной техники не потеряли своего значения и сегодня. На их основе создаются современные изделия, которые делают наши дома и быт уютными и красивыми.     В лоскутных изделиях можно использовать различные виды тканей, главное, что их надо подобрать так, чтобы ткани были одной плотности (толщины). В настенных ковриках, панно, аппликациях, игрушках используются кроме ткани и другие материалы: тесьма, ленты, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы и прочее. Нередко приходится ориентироваться на старые вещи, главное, чтобы они не были очень ветхие и быстро не порвались.    Изделие из лоскутков должно быть выполнено в гармоничной цветовой гамме: тёмные ткани будут хорошо сочетаться со светлыми, крупный рисунок с мелким, хорошо, когда набивные рисунки чередуются с однотонными.   

  Чтобы получились аккуратные и красивые изделия вам потребуются следующие предметы: различные куски ткани, ножницы, иголки и нитки, швейная машина, утюг и гладильная доска. Для того, чтобы правильно выкроить детали, вы будете пользоваться картонными трафаретами с внутренней пустотой. Обводить надо трафарет и снаружи и внутри, так как внешняя линия нужна для вырезания, а внутренняя – для выполнения шва.    Умелые рукодельницы выполняют сложные изделия, а мы начнём с простых. Но хочется напомнить вам ещё две народные мудрости

 •    Бережёная вещь два века живёт

•    Семь раз отмерь – один раз отрежь.

В процессе работы вы будете использовать ножницы, иголку, нитки, карандаш либо мыло, лекала, может быть резак и утюг, а значит нужно вспомнить технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.

    Труд – дело очень важное,     Порой небезопасное.     Правила должны вы знать,     Безопасность соблюдать. При выполнении ручных работ:

a)    хранить иголки в специально отведенном месте – подушечке, игольнице;

b)  шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец;

c)    ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе;

d)    передавать ножницы кольцами вперёд.

При работе с утюгом:

a)    перед началом работы необходимо проверить целостность шнура;

b)    включать и выключать утюг нужно сухими руками, одной рукой придерживая корпус розетки, а другой – держа вилку;

c)    ставить утюг на подставку;

d)    следить за тем, чтобы подошва горячего утюга не касалась шнура;

e)    правильно устанавливать температурный режим (в соответствии с видом ткани)

;f)    после окончания работы следует поставить утюг на подставку и выключить

.Прежде, чем приступить к практической работе, сделаем небольшую дыхательную гимнастику, разминку для глаз, шеи и рук.

И. п. – сидя, откинувшись на спинку стула, наклониться вперёд к крышке стола – вдох. Повторить 5-6 раз

И. п. – сидя, руки на поясе, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

Упражнение для глаз. Сильно зажмурить глаза, затем открыть их. Повторить 10-12 раз.

Практическая работа

1.    На отглаженной ткани обвести нужное количество деталей, на тёмной ткани рисуем мылом, а на светлой – карандашом на изнаночной стороне. Делаем экономную раскладку, учитывая направление долевой нити (по основе)

 2.  Раскрой ткани

3. Начинаем сборку деталей в полосы по три штуки. При сшивании кладём лицевую сторону к лицевой

4.  Отглаживаем полосы и сшиваем их между собой. Получаем квадрат 3 на 3 штуки

5.  Отглаживаем квадрат и выкраиваем из более плотной ткани нижнюю деталь нашего изделия

6.  Складываем заготовки лицевой стороной друг к другу и прошиваем три стороны

7.  Выворачиваем, отглаживаем

8.  Делаем петлю, прикладываем её на нужное место и зашиваем сторону прихватки

Во время выполнения практической работы детям предлагаются следующие загадки:     ----Тонкая Ненила    

Всех одела-нарядила.    

На самой бедняжке    

Даже нет рубашки.   (Игла)    

 -Я одинокая старуха,    

Я бегаю по полотну,    

 И нитку длинную из уха    

Я за собой тяну, тяну.   (Иголка с ниткой)    

-Маленькая головка на пальце сидит,    

 Сотнями глаз во все стороны глядит.   (Напёрсток)   

 -Смотрите, мы раскрыли пасть,    

 В неё бумагу будем класть:    

Бумага в нашей пасти    

Разделится на части.   (Ножницы)  

 -По поляне цветной пляшет тонконожка. 

  Из-под туфельки стальной выползает стёжка.  (Швейная машина)    

- В Полотняной стране  

  По реке Простыне    

  Плывёт пароход    

  То взад, то вперёд,    

 А за ним такая гладь:    

 Ни морщинки не видать.   (Утюг)

Подведение итогов.

Выставка работ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с декоративно прикладным искусством и бытом и семейным укладом наших предков

Данные материалы представленны таблицей. Поэтапное ознакомление с декоративно прикладным искусством и бытом и семейным укладом наших предков, а также сопутствующими темами творческими проектами....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (старший возраст) "Чудесная пора"

Конспект занятия по лексической теме "Осень". Включает задания на развитие связной речи, грамматического строя, мелкой моторики, умения слушать и понимать музыку....

План-конспект урока по предмету «Композиция декоративно-прикладного и оформительского искусства», 4 класс. Тема урока: «Замкнутая композиция. Монокомпозиция».

Урок о разных видах композиций в ДПИ. Традиционные виды композиций. Замкнутая композиция и монокомпозиция....

Конспект урока "Древние корни народного декоративно-прикладного искусства" 5 класс

Конспект урока "Древние корни народного декоративно-прикладного искусства" 5 класс...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической общекультурной направленности по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному изобразительному искусству «Театральная мастерская»

Данная программа основной акцент делает на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании детей. Все упражнения, этюды, выбор тем для ...

«Виды техник декоративно-прикладного творчества (искусства)»

Виды техник декоративно-прикладного творчества (искусства)...