Конспект урока технологии по теме: «Влияние характерологических особенностей на профессиональное самоопределение». 9 класс.
план-конспект урока по технологии (9 класс) на тему
Конспект урока может быть использован для организации учебного процесса в 9 классе образовательного учреждения различного типа при изучении подраздела «Профессиональное самоопределение» в базовой школе или в кружковой работе.
На уроке, для активизации процесс самопознания, предусматривается рассмотрение вопросов истории возникновения и ознакомление с понятиями: «характер», «акцентуации характера», определяются характерологические особенности оптантов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: «Влияние характерологических особенностей на профессиональное самоопределение».
Предмет: технология.
Класс: 9 класс. Время проведение 90 минут.
Методическое обоснование урока.
Урок разработан по программе Технология: программы начального и основного общего образования. М. В. Хохлова, П. С. Самородский, Н. В. Синицина, В. Д. Симоненко. /М.:Вентана-Граф,2010г. Сборник программ по технологии 5-9 классов для общеобразовательных учреждений соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта общего образования с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями уровня подготовки выпускников.
Конспект урока может быть использован для организации учебного процесса в 9 классе образовательного учреждения различного типа при изучении подраздела «Профессиональное самоопределение» в базовой школе или в кружковой работе.
На уроке, для активизации процесс самопознания, предусматривается рассмотрение вопросов истории возникновения и ознакомление с понятиями: «характер», «акцентуации характера», определяются характерологические особенности оптантов.
Форма урока: получение новых знаний.
Тип урока: комбинированный.
Цели:
- Ознакомление с понятиями: «характер», акцентуации характера»; анализ способов формирования характера.
Задачи:
1. Научить определять характерологические особенностей оптанта.
2.Научить исследовать ожидания в отношении каждого участника группы, возлагаемой на него социальной роли.
Используемые методики:
1. Методика К.Леонгарда – Г.Шмишека «Акцентуации характера» (Пряжников Н.С. Профориентационные игры». М., 1991.)
2. Психологический практикум. «Необитаемый остров».
Ожидаемые результаты: ознакомятся с понятием «характер» и «акцентуации характера»; научатся выделять основные черты характера; активизируют процесс самопознания.
Методы обучения: словесно – иллюстративный; частично-поисковый метод (классификация И.Я.Лернер и М.Н.Скаткина): опережающее задание - работа с инфомационными источниками; творческие задания: разработка и создание презентации (ЦОР) «Типы характера»; проективный методы: построение графика «акцентуации характера», «Необитаемый остров».
Методы контроля: индивидуальный; групповой, фронтальный, самооценка.
Методическое обеспечение: план – конспект урока; мультимедиа оборудование, материалы и инструменты для проективной методики, опросник К.Леонгарда – Г.Шмишека «Акцентуации характера».
ЦОР: презентация «Влияние характерологических особенностей на профессиональное самоопределение».
Межпредметные связи:
ИЗО – создание рисунка по методике «Необитаемый остров».
История –истории возникновения и ознакомление с понятиями: «характер», «акцентуации характера».
Используемая литература.
- Махаева О.А., Григорьева Е.Е.. Я выбираю профессию: Комплексная программы активного профессионального самоопределения школьников.-М.: УЦ «Перспектива», 2002
- Технология. 9 класс. Материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д.Симоненко. Автор-составитель А.Н.Бобровская. – Волгоград: Учитель, 2009
- Технология. 9 класс. Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко.
- Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. Учебное пособие для8-11 класс общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 1995
- Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006
Электронные ресурсы
- https://ru.wikipedia.org
- http://www.psychologies.ru/glossary/dict/17/
- http://psyznaiyka.net/xarakter.html
Ход урока.
- Мотивационно-ориентировочный этап.
Инструктаж учащихся по выполнению заданий урока, постановка проблемного вопроса.
Определение цели и задач урока, настрой на учебную деятельность
Понимание того, что все мы – разные, приходит к нам в детстве.
- Как вы думаете, почему еще не зная значения слова «характер», мы делим своих знакомых на добрых и злых, веселых и грустных, любимых и не очень.
Позднее, во взрослой жизни, мы стараемся избегать людей с «тяжелым» характером и, напротив, приближаем к себе тех, с которыми нам легко, приятно и интересно. Так практически на подсознательном уровне мы огораживаем, а иногда и «чистим» пространство вокруг себя, зачастую и не задумываясь над тем, что же именно привлекло или насторожило нас в том или другом человеке.
Ребята, вы уже наверно поняли, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
(Предполагаемые ответы учащихся).
- Деятельно-познавательный этап: координирование деятельности учащихся.
2.1.Актуализация знаний по изученной ранее теме урока. Фронтальный опрос.
- Что такое темперамент?
- Какие вы знаете типы темпераментов?
- Какое влияние оказывает темперамент на профессиональное самоопределение?
- Изучение новой темы.
Выступления учащихся с сообщениями, демонстрация презентации опережающего задания «Типы характеров».
Вывод:
1) темперамент способствует или противодействует формированию черт характера, но не предопределяет его. У людей с одинаковым темпераментом могут быт совершенно разные характеры;
2) характер называется цельным, когда ведущие и второстепенные черты находятся в гармонии и противоречивым, если они контрастируют;
3) для уменьшения негативного проявления акцентуации черт характера необходимо создавать условия жизни. Например: педант будет лучше себя чувствовать, занимаясь сложной, ответственной работой, с пунктуальностью и точностью; демонстративная личность, где нужно показать себя: в театральной деятельности, журналистике и менеджменте.
2.3. Практическая работа по карточкам.
2.4. Выявление типов акцентуации черт характера по методике «Опросник К.Леонгарда – Г.Шмишека».
Ознакомление с инструкцией.
Заполнение «Опросника К.Леонгарда – Г.Шмишека».
Учащимся раздаются бланки с кодом опросника, по которому можно построить график, отражающий тип акцентуации характера.
2.5.Интерпретация данных теста.
Графическое построение «профиля характера личностной акцентуации».
После построения графика, учащимся раздается описание «Типов акцентуаций характера», в котором они находят свой тип акцентуации.
2.6. Определение и ознакомление со своим типом акцентуации характера. Влияние типа характера на выбор профессии.
2.7.Психологический практикум. «Необитаемый остров».
Цели:
- исследование ожидания в отношении каждого участника группы возлагаемой на него социальной роли;
- формирование представлений о своих возможностях, способностях;
- формирование конструктивного поведения в различных ситуациях;
- развитие коммуникативных навыков;
- повышение групповой сплоченности.
Организация: Все, необходимое для рисования: краски, кисти, карандаши. Формат листа такой, чтобы на нем смогли рисовать все участники.
1. Все участники группы пишут на листочках свои имена. Листочки становятся жребиями – каждый тянет один и оставляет в секрете, чье имя ему досталось. Если вдруг попадется свой листок, необходимо его поменять.
2. Инструкция:
Представьте себе, что вы группой попали на необитаемый остров. Вам предстоит здесь жить. Предлагаю вам нарисовать, чем вы будете заниматься. При этом каждый из вас изображает того, чье имя ему досталось. Подписывать рисунки не надо и раскрывать инкогнито тоже.
Предложите участникам во время рисования не общаться, взаимодействовать только через рисунок.
- Контрольно-оценочный этап: завершающий этап проектной деятельности, закрепление изученного материала.
Рассматривание полученной картины. Каждый участник пытается угадать, где он изображен, и приводит аргументы, почему он так думает. Авторы рассказывают, кого они изображали и почему именно в таком виде и за этим занятием.
- Рефлексивный этап: обсуждение итогов урока.
Самооценка своей работы на уроке. Формулировка вывода урока.
- Домашнее задание.
Приложение 1
Информация сообщений учащихся.
Современная психология предполагает, что первые попытки исследовать характер человека, классифицировать его по признакам были предприняты более 4 тысяч лет назад древними авестийцами. Многим позже, древнегреческий философ Платон в своей классификации выделил 5 типов характера.
1 тип – нормальный: преобладание высшего, интеллектуального начала.
2 тип – тимократический: волевое начало, для него типичны развитое честолюбие и склонность к борьбе.
3 тип - олигархический – с чертами стяжательства или бережливости;
4 тип - демократический – с выраженным стремлением к получению удовольствия;
5 тип - тиранический – со склонностью к низменным влечениям.
Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать человека, говорят о его «характере» (от греч. charakter «чеканка, печать»). Характер не следует путать с темпераментом. Характером называется совокупность индивидуальных психических свойств человека, складывающихся в деятельности, обуславливающих типичные для него способы поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Знание характера позволяет с наибольшей вероятностью предвидеть его поведение и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. Характер складывается и проявляется в деятельности и общении и представляет собой единство индивидуального и типического.
Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому, по мере того, как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.
Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от двух до девяти лет, когда ребенок много и активно общается с окружающими взрослыми людьми и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их воспринимают, подражая всем и во всем. То, как взаимодействуют родители в отношениях с ребенком (особенно матери), спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок сам станет взрослым, и будет воспитывать собственных детей. К окончанию школы характер в основном можно считать сложившимся, и все, что с ним происходит в дальнейшем, не делает его неузнаваемым для людей, хорошо знающих его долгие годы. Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, друзья, класс, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной, и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах.
Все черты личности человека можно условно разделить на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают и направляют деятельность, т. е проявляются в выборе цели действия, а инструментальные придают ей определенный стиль, т.е. определяет средства достижения поставленной цели.
Существует много классификаций черт характера. В отечественной психологии чаще всего встречаются два подхода. В первом случае это волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты.
Волевые черты: решительность, настойчивость, самообладание, активность, организованность и др.
К эмоциональным чертам характера относят впечатлительность, отзывчивость, инертность, безразличие и др.
К интеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообразительность, любознательность. В другом случае черты характера рассматривают в соответствии с направленностью личности, в ее отношении к людям, деятельности, окружающему миру и себе. Направленность личности определяет цели, жизненные планы человека.
Относительная устойчивость характера не исключает его высокой пластичности, что имеет большое значение для его целенаправленного формирования. Иногда отдельные черты приобретают крайнюю заостренность, настолько сильную выраженность, что становятся слабым звеном характера. При экстремальных воздействиях фрустрирующих обстоятельств возникает дезадаптация индивида, связанная с нарушением свойственных этой черте характера отношения. Такие крайние варианты нормального развития человека называют акцентуациями. Характер не наследуется и не является природным (базальным) качеством личности.
У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Темперамент также оказывает определенное влияние на характер человека, особенно это заметно в раннем возрасте ребенка. Наблюдается и обратное явление: в процессе развития личности сформировавшийся характер вносит изменения и определенные преобразования в природные свойства нервной системы.
Характер изменяется от жизненных переживаний и после ряда заболеваний, тяжелых и длительных. Люди со слабой нервной системой (меланхолики или флегматики), больше страдают от ударов судьбы. Но и человек с сильной нервной системой может также пострадать. Для одного увольнение с работы или двойка в дневнике просто неприятности для другого – трагедия.
Считается, что характер изменить нельзя. В наше время стало модным принимать себя со всеми недостатками, упорно не замечая его изменений. «Такой уж у меня характер»– объясняет свое поведение, не считаясь с мнением окружающих, что влечет за собой асоциальное поведение, социальную дезадаптацию. Чем больше мы носим негативных эмоций, тем больше валится на нас проблем и тем более кажется нам невыносимым собственное существование.
В этом случае необходимо формирование воли – контроль над восприятием, одну и ту же плохую погоду можно воспринимать по - разному: жуткая, мерзостная погода или первое проявление весны.
Приложение 2
Карточки по теме урока:
«Влияние характерологических особенностей на профессиональное самоопределение».
Задание1.
Ответить на вопросы:
- Почему люди ведут себя по разному в одинаковых условиях?
- Чем характер отличается от темперамента?
- Какие профессии предъявляют очень высокие требования к выдержке, самообладанию и быстроте реакции работников?
Задание 2
Определите, какие черты характера выражают:
а) отношение человека к другим людям;
б) отношение к труду;
в) отношение к своей личности;
г) отношение к вещам
Чувство чести, собственное достоинство, превосходство, гуманность, добросовестность, эгоизм, бережливость, лень, замкнутость, правдивость, честность, скромность, инициативность, ответственность, аккуратность, высокомерие, общительность, доверчивость, доброжелательность.
Приложение 3
Методика «Опросник К.Леонгарда – Г.Шмишека»
Предназначен для диагностики типа акцентуации характера личности. Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К.Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, «ядро» личности. В случае яркой выраженности основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы К.Леонгардом «акцентуированными».
Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.
Тест содержит 10 шкал в соответствии с десятью выделенными К.Леонгардом типами акцентуированных личностей и состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет».
Инструкция:
Вам предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон Вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте знак «+» (да), если согласны, или «_» (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь».
Тест-опросника К.Леонгарда – Г.Шмишека
«Акцентуации характера».
1. Ты обычно спокоен, весел?
2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?
3. Легко ли ты можешь расплакаться?
4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе?
5. Такой ли ты сильный, как твои одноклассники?
6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот?
7. Любишь ли ты бывать главным в игре?
8. Бывают ли дни, когда ты без всяких причин на всех сердишься?
9. Серьезный ли ты человек?
10. Всегда ли ты стараешься добросовестно выполнять задания учителей?
11. Умеешь ли ты выдумывать новые игры?
12. Скоро ли ты забываешь, если ты кого-нибудь обидел?
13. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать?
14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой, не застряло ли оно в прорези?
15. Стараешься ли ты 'быть лучшим в школе, в кружке, в спортивной секции?
16. Когда ты был маленьким, ты боялся грозы, собак?
17. Считают ли тебя ребята чересчур старательным и аккуратным?
18. Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел?
19. Можно ли сказать, что большинство твоих знакомых тебя любят?
20. Бывает ли у тебя неспокойно на душе?
21. Тебе обычно немного грустно?
22. Переживая горе, случалось ли тебе рыдать?
23. Тебе трудно долго оставаться на одном месте?
24. Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо?
25. Приходилось ли тебе когда-нибудь стрелять из рогатки кошек?
26. Раздражает ли тебя, когда занавес или скатерть висят неровно?
27. Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться один дома?
28. Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины?
29. Ты — один из лучших учеников в классе?
30. Часто ли ты веселишься, дурачишься?
31. Легко ли ты можешь рассердиться?
32. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым?
33. Умеешь ли ты веселить ребят?
34. Можешь ли ты прямо сказать кому-то все, что ты о нем думаешь?
35. Боишься ли ты крови?
36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?
37. Заступаешься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо?
38. Тебе неприятно войти в пустую темную комнату?
39. Тебе больше по душе медленная и точная работа, чем быстрая и не такая точная?
40. Легко ли ты знакомишься с людьми?
41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках, вечерах?
42. Ты когда-нибудь убегал из дому?
43. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с ребятами, учителями настолько, что не мог пойти в школу?
44. Кажется ли тебе жизнь тяжелой?
45. Можешь ли ты даже при неудаче посмеяться над собой?
46. Стараешься ли ты помириться, если ссора произошла не по твоей вине?
47. Любишь ли ты животных?
48. Уходя из дома, приходилось ли тебе возвращаться, чтобы проверить, не случилось ли чего-нибудь?
49. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родными должно что-то случиться?
50. Твое настроение зависит от погоды?
51. Трудно ли тебе отвечать в классе, даже если ты знаешь вопрос?
52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драться?
53. Нравится ли тебе быть среди ребят?
54. Если тебе что-то не удается, можешь ли ты прийти в отчаяние?
55. Можешь ли ты организовать игру, работу?
56. Упорно ли ты стремишься к цели, даже если на пути встречаются трудности?
57. Плакал ли ты когда-нибудь во время просмотра кинофильма, чтения грустной книги?
58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот?
59. Подсказываешь ли ты или даешь списывать?
60. Боишься ли ты пройти вечером один по темной улице?
61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на своем месте?
62. Бывает ли с тобой, что ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим?
63. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами (в новом классе, лагере)?
64. Бывает ли у тебя головная боль?
65. Часто ли ты смеешься?
66. Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя с ним так, чтобы он этого не замечал (не показывать своего неуважения)? -
67. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день?
68. Часто ли с тобой бывают несправедливы?
69. Любишь ли ты природу?
70. Уходя из дома или ложась спать, проверяешь ли ты, заперта ли дверь, выключен ли свет?
71. Боязлив ли ты, как ты считаешь?
72. Меняется ли твое настроение за праздничным столом?
73. Участвуешь ли ты в драматическом кружке, любишь ли ты считать стихи со сцены?
74. Бывает ли у тебя без особой причины угрюмое настроение, при котором ни с кем не хочется разговаривать?
75. Бывает ли, что ты думаешь о будущем с грустью?
76. Бывают ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске?
77. Умеешь ли ты развлекать гостей?
78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?
79. Сильно ли ты переживаешь, если горе случилось у твоих друзей?
80. Станешь ли ты из-за ошибки, помарки переписывать лист в тетради?
81. Считаешь ли ты себя недоверчивым?
82. Часто ли тебе снятся страшные сны?
83. Возникало ли у тебя желание прыгнуть в окно или броситься под машину?
84. Становится ли тебе веселее, если все вокруг веселятся?
85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них, не думать о них постоянно?
86.Ты внезапно можешь стать несдержанным и вести себя развязно?
87.Обычно ты немногословен, молчалив?
88.Мог бы ты, участвуя в драматическом представлении, настолько войти в роль, что при этом забыть, что ты не такой, как на сцене
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока технологии по теме: "Плетение репсового узла. Выполнение узора "Цветок".
Ознакомление с этим видом рукоделия проводится в 7 классе (6 учебных часов). За этот период учащиеся осваивают азбуку и грамматику макраме. Каждое занятие включает и теоретическую, и практическу...
План-конспект урока технологии по теме "Построение чертежа плечевого изделия". 7 класс.
План-конспект урока относится к модулю «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», раздел: «Проектирование и изготовление плечевой одежды». К разработке урока прилагается ег...
Конспект урока технологии по теме"Блюда из овощей.Салаты" 5 класс
Цели:Сформировать у учащихся знания, а также умения выполнять первичную и тепловую обработку овощей, готовить блюда из свежих и вареных овощей.Развивать творческое мышление, внимательность и аккуратно...
Презентация к уроку "«Влияние характерологических особенностей на профессиональное самоопределение».
Презентация к уроку по данной теме может быть использован для организации учебного процесса в 9 классе образовательного учреждения различного типа при изучении подраздела «Профессиональное самоо...
Презентация к уроку "«Влияние характерологических особенностей на профессиональное самоопределение».
Презентация к уроку по данной теме может быть использована для организации учебного процесса в 9 классе образовательного учреждения различного типа при изучении подраздела «Профессиональное само...
Конспект урока технологии по теме "Макраме - чудо удивительных узоров" 7 класс
Материал содержит конспект урока....
Конспект урока технологии по теме: «Художественное оформление одежды», 8 класс
Эта тема имеет важное обобщающее значение в изучении технологии. Развивает творческие способности у учащихся. Через изучение национальных костюмов девочки узнают историю развития многих народов, расши...