методическая разработка "кружок судомоделирование"
рабочая программа по технологии (7 класс) на тему

Кравченко Валерий Иванович

рабочая программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_sudomodelirovanie_2011-_2012_god.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Рабочая программа

и

Тематическое планирование

Учитель: Кравченко Валерий Иванович

кружок «Юный судостроитель»

программа на 2 года обучения

количество часов в год по программе 216

Пояснительная записка

Внеклассное образование в современных условиях призвано развивать творческие способности детей, побуждать любознательность к техническим объектам, развивать изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Детское техническое творчество - это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей обучающихся в результате создания материальных  объектов с признаками полезности и новизны

Одним из древнейших видов технического творчества является - судомоделирование. Занятия в детском объединении «Юный судостроитель» помогает школьнику развить творческие способности и конструкторские умения  в процессе выполнения практических работ; побуждает любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, развивает стремление разобраться в их конструкции и желании выполнить макеты и модели этих объектов. Формируются умения и навыки работы  с различными материалами и инструментами, воспитывается трудолюбие, настойчивость, самостоятельность.

Цель программы: развитие познавательных интересов, технического мышления и получения опыта применения технологических знаний умений в самостоятельной практике

Задачи: 

  • Научить планировать и анализировать предстоящую работу;
  • Формировать умения и навыки работы с различными материалами и инструментами;
  • Освоение компетенции – умение действовать автономно: защищать, планировать и организовывать личные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники; способность работать с различными видами информации: символами, чертежами, схемами, таблицами, осмысливать полученные сведения, применять их для расширения свих знаний;
  • Воспитывать культуру труда.

                                                                                                                                     

На занятиях учащиеся получают сведения  по истории судостроения, мореплавания, знакомятся в общих чертах с физическими основами плавания судов, с принципами их устройства и действия, учатся строить простейшие плавучие модели (парусные и самоходные).

Особое внимание отводится организации рабочего места и технике безопасности при работе с инструментом (нож, ножницы, шило, лобзик, рубанок, пила) В ходе прохождения программы дети учатся владеть технологическими операциями, применять теоретические знания на практики.

Значительное место отводится графической грамотности детей. Обучающиеся работают по образцам и техническим рисункам, учатся разметки по шаблону.

На занятиях используются разнообразные методы обучения, чтобы обеспечить активность всех учащихся объединения и творческий подход к решению поставленных задач:

  • Метод проб и ошибок
  • Основной метод - практическая работа
  • Репродуктивный
  • Метод творческого технического задания

 

 Новизна программы заключается в том что:

  • В теоретическую подготовку обучающиеся включаются раньше, чем это предусмотрено школьной программой, изучения элементов моделирования и конструирования изделий.

Анализ психолога – педагогических исследований  и опыта позволяет прийти к выводу, что техническое творчество создает, прежде всего, благоприятные условия для развития технического мышления учащихся, что в конечном итоге положительно скажется на характере личности будущего рабочего, инженера, учёного.

Программа рассчитана на 2 год обучения, возраст с 5 по7 класс. Группы комплектуются с учётом возрастных особенностей детей. Занятия проводятся 2 раза  в неделю  по 3 часа, количество учебных часов в год 216. Форма проведения занятий групповая и индивидуальная.

Требования к уровню подготовки учащихся

После окончания курса обучения учащиеся должны:

  • Уметь читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских призматических деталей;
  • Рационально организовывать рабочие место,  соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • Уметь находить необходимую техническую информацию, пользоваться интернетом;
  • Соединять детали клеем, на гвоздях, шурупах;
  • Выполнять основные операции по обработке древесины, картона, бумаги ручным несложным налаженным инструментом;
  • Владеть простейшими способами технологии отделки древесины (шлифование, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
  • уметь проектировать простейшие модели судов (силуэтные модели);
  • Осуществлять контроль качества изготовляемых деталей;

Учёт результатов личностного развития обучающихся в процессе освоения дополнительной  образовательной программы проходит через мониторинг качества образования:

  • Входное тестирование (на начало года);
  • Промежуточный контроль (по итогам изучения тем образовательной программы);
  • Аттестационное занятие (конец учебного года);

Контроль над знаниями, умениями и навыками заполняется в контрольном листе по группам.

  • Высокий уровень – работа выполнена на отлично;
  • Средний уровень – работа выполнена хорошо;
  • Низки уровень – работа выполнена не полостью;

Успешность каждого обучающего просматривается на всех уровнях:

  • Учебной группы;
  • Центра детского творчества;
  • Города;
  • Области;
  • России;

Работа в объединении осуществляет дальнейшее расширение и углубление знаний и навыков в области технического моделирования. Это даёт возможность в дальнейшем продолжить работу в различных объединениях отдела технического творчества.

Тематический план 1-й год обучения

п./п.

тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

3

3

2

Простейшие модели парусного катамарана и яхты

21

3

18

3

Простейшая модель катера с резиновым мотором

36

6

30

4

Модель парусного многомачтового  судна:

Изготовление корпуса

45

6

39

Изготовление мачт и парусов

39

6

33

Изготовление надстроек

27

3

24

Изготовление такелажа парусника                          

18

3

15

деталировка

12

3

9

Отделка модели

6

3

3

5

Регулировка и испытание модели

6

3

3

6

Заключительное занятие

3

3

-

итого

216

42

174

Тематический план 2- й год обучения  

п/п

тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Организационные вопросы.

3

3

 -  

2

Техника безопасности на занятиях в объединении. (Теоретический зачёт, практическая работа).

3

1

2

3

Изучение классификации спортивных судомоделей, технические требования к моделям.

6

1

5

4

Изучение основных судовых устройств. Практическая работа по теме. Теоретический зачёт.

12

2

10

5

Изучение мореходных качеств модели. (Знакомство с понятиями «Плавучесть», «Устойчивость», «Ходкость» и т. д.)

12

2

10

6

Изготовление настольных моделей на городскую выставку в раздел «Из истории судостроения».

39

4

35

7

Выбор модели для проектирования. (Изучение чертежей, знакомство с историей прототипа, изготовление рабочих чертежей).

9

2

7

8

Постройка модели класса ЕН – 600.

102

18

84

9

Отделка модели

12

1

11

10

Испытание и регулировка модели.

9

1

8

11

Проведение соревнований (межкружковые)

6

1

5

12

Заключительное занятие. Подведение итогов.

3

3

-

итого

216

39

177

Содержание программы 1- й года обучения

1. Вводное занятие. 3час

Знакомство с кружковцами. Ознакомление  с планом работы на год. Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Значение морского и речного флота в жизни нашей страны. Демонстрация  моделей.

2 Простейшие модели парусного катамарана и яхты. 21 час

Яхты. Катамараны. Суда русских поморов. Маломерные суда. Их роль в освоение рек Сибири и дальнего Востока. Основные элементы судна. Основные  элементы  набора корпуса судна (киль, форштевень и др.) главные размерения судна. Типы парусов. Паруса и оснастка маломерных судов. Действие паруса. Способы переноса чертежей деталей модели на древесину с помощью копировальной бумаги, по шаблонам.

Технология изготовления отдельных частей модели (склеивание корпуса, изготовление и установка мачты, гика, паруса, балласт, руля и т.д.). Окрашивание модели.

Практическая работа. Изготовление деталей  модели (катамарана, яхты). Склеивание корпуса. Сборка модели. Окрашивание  модели.

3. Простейшая модель катера с резиновым двигателем. 36 час

Гражданские и военные катера: прогулочные, спасательные,  разъездные, транспортные, бронекатера, сторожевые, торпедные и др.

Понятия о процессе постройки современных судов: разбивка на плазе, постройка на стапеле, спуск на воду, достройка на плаву, ходовые испытания и введение в строй.

Основные сечения корпуса. Теоретический чертёж. Эксплуатационные и мореходные качества судна. Понятия о прочности и конструкции корпуса. Надстройки и рубки. Двигатели и движители. Гребной винт. Его назначение. Шаг винта. Судовые устройства: рулевое, якорное, швартовое, леерное мачтовое, шлюпочное и др. Спасательные средства противопожарные системы. Двигатели в судомоделировании.

Технология изготовления модели катера. Разметка. Строгальные работы. Выдалбливание корпуса. Изготовление и установка бимсов. Приёмы изготовления палубы, рубки, винтомоторной группы; рулевого, якорного, швартового, леерного и др. сборочные работы. Технология проведения лакокрасочных работ. Изготовление резиномотора.

Практическая работа. Изучение чертежей, рисунков и описание модели. Заготовка материала. Изготовление корпуса, надстроек и деталей.

        Сборка моделей, установка гребного вала и винта, руля, двигателя (резинового). Окраска модели. Пробные запуски, доводка гребного винта. Регулировка устойчивости модели на корпусе: с помощью руля и скорости, с помощью изменения шага винта и мощности резинового двигателя. Проведение внутри школьных соревнований.

4. Модель парусного многомачтового судна. 148 час

Роль судостроения в эпоху Великих географических открытий. История корабля.

  • Изготовление корпуса. 45 час. Основные сечения и главные теоретические размерения судна. Теоретический чертёж. Эксплуатационные и мореходные качества судна. Основные конструктивные элементы корпуса.

Практическая работа. Изготовление корпуса модели: выбор материалов для корпуса (древесина, пенопласт. И т.п.). Определение способов их обработки. Придание требуемых обводов, обработка корпуса под покраску. Изготовление кильблока (подставки).

  • Изготовление надстроек. 27 час. Палубы и платформы. Днищевые и бортовые перекрытия. Главные поперечные и продольные переборки. Кормовые и носовые надстройки.

Типы конструкций надстроек моделей: из древесины, фанеры, картона, жести. Технология изготовления надстроек.

Практическая работа. Выбор материала для надстроек. Изготовление сборных и штампованных надстроек. Обработка и отделка надстройки.

  • Изготовление мачт и парусов. 39 час. Назначение мачт, способы изготовления и крепления. Типы парусов и их назначение. Действие паруса. Способы вычерчивания парусов по шаблонам.

Практическая работа. Выбор материала и изготовление деталей мачт. Склеивание мачт и установка их на палубе корпуса. Вычеркивание и вырезание парусов по шаблону. Приклеивание парусов к мачтам. Регулировка парусного вооружения.

  • Изготовление такелажа парусника. 18 час. Назначение такелажа  (пеньковые и металлические канаты, ванты с талрепами и др.). Способы изготовления отдельных частей такелажа и их крепление. Выбор материала.

Практическая работа. Изготовление приспособления. Склеивание деталей такелажа и крепление их к парусному вооружению.

  • Деталировка. 12 час. Фальшборт, привальный брус и боковые кили. Судовые устройства и дельные вещи: рулевое, якорное, леерное, швартовое устройство, пушечное вооружение, шлюпочное устройство и спасательные средства.

Практическая работа. Выбор материала и изготовление фальшборта, привального бруса, пушечного вооружения, волнореза. Грузового люка, судовых устройств (якорного, швартового и др.) изготовление и приклеивание ватерлинии.

  • Отделка модели. 6 час. Основные цвета, при окрашивании судов и судовых устройств.

Практическая работа. Подготовка лакокрасочного материала. Окрашивание и отделка модели.

  1. Регулировка и испытание модели. 6 час Правила проведения стендовых испытаний и на воде. Регулировка судов. Способы проверки правильности загруженности моделей по расчётную ватерлинию, водонепроницаемости и непотопляемости. Улучшение  ходовых качеств модели с помощью различной установки парусов.

Практическая работа. Пробные запуски модели с целью отработки точности хождения по заданному курсу с помощью руля, доводка необходимой  скорости. Тренировочные запуски моделей.

  1. Заключительное занятие. 2 час

Подведение итогов работы за год. Подготовка моделей к отчётной выставки и для проведения внутрикружковых  соревнований. Итоги соревнований. Награждение победителей. Разбор соревнований. Анализ недостатков. Перспективы работы в будущем го 

Содержание программы 2- й год обучения

  1. В водное занятие. Знакомство с планом работы. Организационные вопросы.  3 час

Знакомство с кружковцами. Ознакомление  с планом работы на год. Истории развития судостроения.   Демонстрация моделей

2  Техника безопасности на занятиях в объединении. (Теоретический зачёт, практическая работа). 3 час.

Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.

Практическая работа. Самостоятельная работа на тему опасные и вредные факторы при работе с ручным инструментом. Техника безопасности при работе на технологических машинах (сверлильные и токарные станки).

3.        Изучение классификации спортивных судомоделей, технические требования к моделям. 6 час.

Спортивные судомодели, их классификация. Основные понятия о технических требованиях к моделям

Практическая работа. Основные сечения корпуса. Теоретический чертёж. Эксплуатационные и мореходные качества судна. Понятия о прочности и конструкции корпуса. Надстройки и рубки. Двигатели и движители. Гребной винт. Его назначение. Шаг винта. Судовые устройства: рулевое, якорное, швартовое, леерное мачтовое, шлюпочное и др. Спасательные средства противопожарные системы. Двигатели в судомоделировании

4. Изучение основных судовых устройств. Практическая работа по теме. Теоретический зачёт. 6 час.

Роль судовых устройств и дельных вещей на парусных и современных судах. (Якорные устройства, шпили и брашпили, шлюпочные устройства и рулевое устройство).

Практическая работа. Изучение чертежей, рисунков и описание судовых устройств. Заготовка материала.

5. Изучение мореходных качеств модели. (Знакомство с понятиями «плавучесть», «устойчивость», «ходкость» и т. д.) 12 час.

Теория корабля – что такое плавучесть и запас плавучести, остойчивость, непотопляемость, ходкость, манёвренность и устойчивость на курсе.

Практическая работа. Основные сечения и главные теоретические размерения судна. Теоретический чертёж. Эксплуатационные и мореходные качества судна. Основные конструктивные элементы корпуса.

6. Изготовление настольных моделей на городскую выставку в раздел «Из истории судостроения». 39 час. Основные элементы судна. Основные  элементы  набора корпуса судна (киль, форштевень и др.) главные размерения судна. Типы парусов. Паруса и оснастка маломерных судов. Действие паруса. Способы переноса чертежей деталей модели на древесину с помощью копировальной бумаги, по шаблонам.

Технология изготовления отдельных частей модели (склеивание корпуса, изготовление и установка мачты, гика, паруса, балласт, руля и т.д.). Окрашивание модели.

Практическая работа. Изготовление деталей  модели парусных кораблей Склеивание корпуса. Сборка модели. Окрашивание  модели 

  1. Выбор модели для проектирования.9 час. Изучение чертежей, знакомство с историей прототипа,.

Практическая работа. Разработка рабочих эскизов и чертежей.

8. Постройка модели класса ЕН – 600. 102 час. Понятия о процессе постройки современных судов: разбивка на плазе, постройка на стапеле, спуск на воду, достройка на плаву, ходовые испытания и введение в строй.

Основные сечения корпуса. Теоретический чертёж. Эксплуатационные и мореходные качества судна. Понятия о прочности и конструкции корпуса. Надстройки и рубки. Двигатели и движители. Гребной винт. Его назначение. Шаг винта. Судовые устройства: рулевое, якорное, швартовое, леерное мачтовое, шлюпочное и др. Спасательные средства противопожарные системы. Двигатели в судомоделировании.

Технология изготовления модели судна. Разметка. Строгальные работы. Выдалбливание корпуса. Изготовление и установка бимсов. Приёмы изготовления палубы, рубки, винтомоторной группы; рулевого, якорного, швартового, леерного и др. сборочные работы.

Практическая работа.  Изучение чертежей, рисунков и описание модели. Заготовка материала. Изготовление корпуса, надстроек, парусного вооружения и деталей основных конструктивных элементов.

9. Отделка модели 12 час. Основные цвета, при окрашивании судов и судовых устройств.

Практическая работа. Подготовка лакокрасочного материала. Окрашивание и отделка модели.

10. Испытание и регулировка модели. 9 час. Правила проведения стендовых испытаний и на воде. Регулировка судов. Способы проверки правильности загруженности моделей по расчётную ватерлинию, водонепроницаемости и непотопляемости. Улучшение  ходовых качеств модели с помощью различной установки парусов.

        Практическая работа. Пробные запуски модели с целью отработки точности хождения по заданному курсу с помощью руля, доводка необходимой  скорости. Тренировочные запуски моделей.

        11. Проведение соревнований (межкружковые) 6час. Правила проведения соревнований.

        Практическая работа. Проведения соревнований в бассейнах или на открытых водоёма

12. Заключительное занятие. Подведение итогов. 3 час. Подведение итогов работы за год. Подготовка моделей к отчётной выставки и для проведения внутрикружковых  соревнований. Итоги соревнований. Награждение победителей. Разбор соревнований. Анализ недостатков. Перспективы работы в будущем го 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Корпус – основная часть судна, состоящая из каркаса и оболочки.

Надстройка – закрытое помещение, располагающееся на палубе от борта до борта.

Нос – передняя оконечность судна.

Корма – задняя оконечность судна.

Борта – боковые стенки судна.

Днище – нижняя часть судна.

Киль – балка служащая основным продольным креплением и связью днища.

Шпангоуты – рёбра.

Палуба – горизонтальное перекрытие, образующее пол и потолок, на судне.

Иллюминаторы – окна.

Парусное вооружение – паруса, мачты, такелаж.

Эскиз -  изображение  детали   от   руки   с   указанием  размеров и  сохранением  соотношений  между  ее  частями.

Разметка- нанесение  контурных  линий  будущего  изделия  на  заготовку. 

Доска -  называют  пиломатериал  толщиной  до 100 мм  и  шириной  более  двойной  толщины.

Пороки древесины- отклонения от ее обычного  строения, внешнего  вида и  формы, а  так же  повреждения.

Резец- стамеска- косяк,  короткая  со  скосом  режущей  кромки  под  углом  60…70 градусов.

Конструирование-  разработка  устройства  изделия  с  учетом его деталей, элементов, выбор наилучшего варианта.

Деталь-  изделие,  изготовленное  из  однородного  материала  без  сборочных  операций.

Заготовка -  полуфабрикаты,  подготовленные  для  изготовления  из  них  деталей,  изделий.

Инструменты-  орудия  труда,  предназначенные  для  обработки  материалов  и  контроля  результатов  работы.

Приспособления-  устройства для  облегчения  работы, делающие  ее  более  точной,  безопасной.

Заточка  инструмента -  придание   режущей   кромке  лезвия  инструмента  необходимой  остроты.

 

Этапы педагогического контроля

Сроки

Знания умения, навыки

Форма отслеживания результатов

октябрь

Знания о материалах и приспособлениях для судомоделирования. Изучение техники, выполнение практических работ.

Разгадывания кроссворда. Ответы на вопросы

декабрь

Знания корабельных элементов и способов их выполнения

Фронтальный опрос. Ответы на вопросы

февраль

Умения выполнять  силуэтные модели судов

Практическая работаю. Контроль качества выполнения операций

апрель

Отбор лучших работ на выставку по судомоделированию

Тематическая выставка

май

Презентация творческих работ

Защита проектов

 

Психолога – педагогическая деятельность с учащимися

Сентябрь

Диагностический        тест        «Способности школьника»

Октябрь

«Познавательные характеристики учащегося»

Ноябрь

«Мотивационные характеристики учащихся»

Декабрь

«Лидерские характеристики учащихся»

Январь

«Творческие характеристики учащихся»

Март

«Исследование    психологического    климата коллектива учащихся»

Список литературы для педагога

  • Генриот Э. Краткая иллюстрированная история судна. Л.: Судостроение, 1974.
  •  Коваленко В. А., Остроумов М. Н. Справочник по иностранным флотам. М.: Воениздат, 1971.
  • Лучининов С. Т. Юный кораблестроитель. М.:МОЛ. Гвардия, 1955.
  • Лучининов С. Т. Юный моделист – кораблестроитель. Л.: Судпромгиз, 1963.
  • Матвеева Т. М. Убранство русских кораблей. Л.: Судостроение, 1979.
  • Михайлов М.А. Модели парусных кораблей русского флота. М.: ДОСААФ, 1971.
  • Михайлов М.А. От корабля к модели. М.: ДОСААФ, 1971.
  • Перестюк И. Е. Мастерам малого флота. Киев: Весёлка, 1983.
  • Сахновский Б. М.  Модели судов новых типов. Л.: судостроение, 1987.
  • Стволинский Ю. Конструктор надводных кораблей. Л.: Лениздат, 1987.
  • Урбранович В. Архитектура корабля. Л.: Судостроение, 1969.
  • Целовальников А. С. Справочник судомаделиста: В 3 т. М.: ДОСААФ, 1978.
  • Хоккель Р. Чертежи судов. Л.: Судостроение 1983.

Список литературы для обучающихся

  • Сахаров С. В. История корабля. - М.: Малыш, 1992.
  • Митяе. А. В. Книга будущих  адмиралов.- М.: «Мол. Гвардия», 1979.
  • Карпинский А. Смолис С. Модели судов из картона. Пер. с польского. - Л.:  Судостроение, 1990. – 80 с., ил.
  • Симонович И. З. Пионер- Судостроитель. – М. «Детская литература», 1964.
  • Целовальников А. С. Справочник судомаделиста.-М.: ДОСААФ, 1983.- Ч. 3.
  • Катцер С. Флот на ладони.- Л.: Судостроение, 1980.
  • Шапиро Л. С. Самые быстрые корабли. – Л.: Судостроение, 1981.
  • Курти О. Постройка моделей судов / Пер. с итал. - Л.: Судостроение, 1978.
  • Сахновский Б. М.  Модели судов новых типов. Л.: судостроение, 1987.
  • Стволинский Ю. Конструктор надводных кораблей. Л.: лениздат, 1987.
  • Урбранович В. Архитектура корабля. Л.: Судостроение, 1969.
  • Целовальников А. С. Справочник судомоделиста: В 3 т. М.: ДОСААФ, 1978.
  • Хоккель Р. Чертежи судов. Л.: Судостроение 1983.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "судомоделирование" 2010г.

Программа  "судомоделирование"...

Технология постройки швербота в объединении стендового судомоделирования

На занятиях в объединении стендового судомоделирования учащиеся изготавливают красивые модели парусных кораблей.Не расстаемся мы и в период летних каникул.Выезжаем на берега водоемов с экологическими ...

Программа "Судомоделирование" 2014 г.

Программа "Судомоделирование"...

Программа дополнительного образования детей "Судомоделирование"

Судомоделироваиие — один из видов технического творчества. Судомоделизм – это проектирование и постройка моделей и макетов судов и кораблей.Хорошо налаженная работа в объединении позволяет формировать...

Календарно – тематический план работы объединения дополнительного образования детей «Судомоделирование»

Судомоделироваиие — один из видов технического творчества. Судомоделизм – это проектирование и постройка моделей и макетов судов и кораблей. Организация обучения детей судомоделированию – одна  и...

Развитие творческой активности учащихся средствами судомоделирования

Развитие творческой активности учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность данной проблемы и необходимость ее разработки обусловлены современными тенденция...

Методическая разработка раздела «3D моделирование и печать на 3D принтере» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Судомоделирование»

В настоящее время цифровые технологии мощным потоком влились в нашу жизнь. Трудно назвать другую область человеческой деятельности, которая развивалась бы так стремительно. В современном мире очень ак...