методическая разработка "кружок судомоделирование"
рабочая программа по технологии (7 класс) на тему
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_sudomodelirovanie_2011-_2012_god.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рабочая программа
и
Тематическое планирование
Учитель: Кравченко Валерий Иванович
кружок «Юный судостроитель»
программа на 2 года обучения
количество часов в год по программе 216
Пояснительная записка
Внеклассное образование в современных условиях призвано развивать творческие способности детей, побуждать любознательность к техническим объектам, развивать изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Детское техническое творчество - это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей обучающихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны
Одним из древнейших видов технического творчества является - судомоделирование. Занятия в детском объединении «Юный судостроитель» помогает школьнику развить творческие способности и конструкторские умения в процессе выполнения практических работ; побуждает любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, развивает стремление разобраться в их конструкции и желании выполнить макеты и модели этих объектов. Формируются умения и навыки работы с различными материалами и инструментами, воспитывается трудолюбие, настойчивость, самостоятельность.
Цель программы: развитие познавательных интересов, технического мышления и получения опыта применения технологических знаний умений в самостоятельной практике
Задачи:
- Научить планировать и анализировать предстоящую работу;
- Формировать умения и навыки работы с различными материалами и инструментами;
- Освоение компетенции – умение действовать автономно: защищать, планировать и организовывать личные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники; способность работать с различными видами информации: символами, чертежами, схемами, таблицами, осмысливать полученные сведения, применять их для расширения свих знаний;
- Воспитывать культуру труда.
На занятиях учащиеся получают сведения по истории судостроения, мореплавания, знакомятся в общих чертах с физическими основами плавания судов, с принципами их устройства и действия, учатся строить простейшие плавучие модели (парусные и самоходные).
Особое внимание отводится организации рабочего места и технике безопасности при работе с инструментом (нож, ножницы, шило, лобзик, рубанок, пила) В ходе прохождения программы дети учатся владеть технологическими операциями, применять теоретические знания на практики.
Значительное место отводится графической грамотности детей. Обучающиеся работают по образцам и техническим рисункам, учатся разметки по шаблону.
На занятиях используются разнообразные методы обучения, чтобы обеспечить активность всех учащихся объединения и творческий подход к решению поставленных задач:
- Метод проб и ошибок
- Основной метод - практическая работа
- Репродуктивный
- Метод творческого технического задания
Новизна программы заключается в том что:
- В теоретическую подготовку обучающиеся включаются раньше, чем это предусмотрено школьной программой, изучения элементов моделирования и конструирования изделий.
Анализ психолога – педагогических исследований и опыта позволяет прийти к выводу, что техническое творчество создает, прежде всего, благоприятные условия для развития технического мышления учащихся, что в конечном итоге положительно скажется на характере личности будущего рабочего, инженера, учёного.
Программа рассчитана на 2 год обучения, возраст с 5 по7 класс. Группы комплектуются с учётом возрастных особенностей детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа, количество учебных часов в год 216. Форма проведения занятий групповая и индивидуальная.
Требования к уровню подготовки учащихся
После окончания курса обучения учащиеся должны:
- Уметь читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских призматических деталей;
- Рационально организовывать рабочие место, соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- Уметь находить необходимую техническую информацию, пользоваться интернетом;
- Соединять детали клеем, на гвоздях, шурупах;
- Выполнять основные операции по обработке древесины, картона, бумаги ручным несложным налаженным инструментом;
- Владеть простейшими способами технологии отделки древесины (шлифование, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
- уметь проектировать простейшие модели судов (силуэтные модели);
- Осуществлять контроль качества изготовляемых деталей;
Учёт результатов личностного развития обучающихся в процессе освоения дополнительной образовательной программы проходит через мониторинг качества образования:
- Входное тестирование (на начало года);
- Промежуточный контроль (по итогам изучения тем образовательной программы);
- Аттестационное занятие (конец учебного года);
Контроль над знаниями, умениями и навыками заполняется в контрольном листе по группам.
- Высокий уровень – работа выполнена на отлично;
- Средний уровень – работа выполнена хорошо;
- Низки уровень – работа выполнена не полостью;
Успешность каждого обучающего просматривается на всех уровнях:
- Учебной группы;
- Центра детского творчества;
- Города;
- Области;
- России;
Работа в объединении осуществляет дальнейшее расширение и углубление знаний и навыков в области технического моделирования. Это даёт возможность в дальнейшем продолжить работу в различных объединениях отдела технического творчества.
Тематический план 1-й год обучения
№ п./п. | тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 3 | 3 | |
2 | Простейшие модели парусного катамарана и яхты | 21 | 3 | 18 |
3 | Простейшая модель катера с резиновым мотором | 36 | 6 | 30 |
4 | Модель парусного многомачтового судна: | |||
Изготовление корпуса | 45 | 6 | 39 | |
Изготовление мачт и парусов | 39 | 6 | 33 | |
Изготовление надстроек | 27 | 3 | 24 | |
Изготовление такелажа парусника | 18 | 3 | 15 | |
деталировка | 12 | 3 | 9 | |
Отделка модели | 6 | 3 | 3 | |
5 | Регулировка и испытание модели | 6 | 3 | 3 |
6 | Заключительное занятие | 3 | 3 | - |
итого | 216 | 42 | 174 |
Тематический план 2- й год обучения
№ п/п | тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Организационные вопросы. | 3 | 3 | - |
2 | Техника безопасности на занятиях в объединении. (Теоретический зачёт, практическая работа). | 3 | 1 | 2 |
3 | Изучение классификации спортивных судомоделей, технические требования к моделям. | 6 | 1 | 5 |
4 | Изучение основных судовых устройств. Практическая работа по теме. Теоретический зачёт. | 12 | 2 | 10 |
5 | Изучение мореходных качеств модели. (Знакомство с понятиями «Плавучесть», «Устойчивость», «Ходкость» и т. д.) | 12 | 2 | 10 |
6 | Изготовление настольных моделей на городскую выставку в раздел «Из истории судостроения». | 39 | 4 | 35 |
7 | Выбор модели для проектирования. (Изучение чертежей, знакомство с историей прототипа, изготовление рабочих чертежей). | 9 | 2 | 7 |
8 | Постройка модели класса ЕН – 600. | 102 | 18 | 84 |
9 | Отделка модели | 12 | 1 | 11 |
10 | Испытание и регулировка модели. | 9 | 1 | 8 |
11 | Проведение соревнований (межкружковые) | 6 | 1 | 5 |
12 | Заключительное занятие. Подведение итогов. | 3 | 3 | - |
итого | 216 | 39 | 177 |
Содержание программы 1- й года обучения
1. Вводное занятие. 3час
Знакомство с кружковцами. Ознакомление с планом работы на год. Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Значение морского и речного флота в жизни нашей страны. Демонстрация моделей.
2 Простейшие модели парусного катамарана и яхты. 21 час
Яхты. Катамараны. Суда русских поморов. Маломерные суда. Их роль в освоение рек Сибири и дальнего Востока. Основные элементы судна. Основные элементы набора корпуса судна (киль, форштевень и др.) главные размерения судна. Типы парусов. Паруса и оснастка маломерных судов. Действие паруса. Способы переноса чертежей деталей модели на древесину с помощью копировальной бумаги, по шаблонам.
Технология изготовления отдельных частей модели (склеивание корпуса, изготовление и установка мачты, гика, паруса, балласт, руля и т.д.). Окрашивание модели.
Практическая работа. Изготовление деталей модели (катамарана, яхты). Склеивание корпуса. Сборка модели. Окрашивание модели.
3. Простейшая модель катера с резиновым двигателем. 36 час
Гражданские и военные катера: прогулочные, спасательные, разъездные, транспортные, бронекатера, сторожевые, торпедные и др.
Понятия о процессе постройки современных судов: разбивка на плазе, постройка на стапеле, спуск на воду, достройка на плаву, ходовые испытания и введение в строй.
Основные сечения корпуса. Теоретический чертёж. Эксплуатационные и мореходные качества судна. Понятия о прочности и конструкции корпуса. Надстройки и рубки. Двигатели и движители. Гребной винт. Его назначение. Шаг винта. Судовые устройства: рулевое, якорное, швартовое, леерное мачтовое, шлюпочное и др. Спасательные средства противопожарные системы. Двигатели в судомоделировании.
Технология изготовления модели катера. Разметка. Строгальные работы. Выдалбливание корпуса. Изготовление и установка бимсов. Приёмы изготовления палубы, рубки, винтомоторной группы; рулевого, якорного, швартового, леерного и др. сборочные работы. Технология проведения лакокрасочных работ. Изготовление резиномотора.
Практическая работа. Изучение чертежей, рисунков и описание модели. Заготовка материала. Изготовление корпуса, надстроек и деталей.
Сборка моделей, установка гребного вала и винта, руля, двигателя (резинового). Окраска модели. Пробные запуски, доводка гребного винта. Регулировка устойчивости модели на корпусе: с помощью руля и скорости, с помощью изменения шага винта и мощности резинового двигателя. Проведение внутри школьных соревнований.
4. Модель парусного многомачтового судна. 148 час
Роль судостроения в эпоху Великих географических открытий. История корабля.
- Изготовление корпуса. 45 час. Основные сечения и главные теоретические размерения судна. Теоретический чертёж. Эксплуатационные и мореходные качества судна. Основные конструктивные элементы корпуса.
Практическая работа. Изготовление корпуса модели: выбор материалов для корпуса (древесина, пенопласт. И т.п.). Определение способов их обработки. Придание требуемых обводов, обработка корпуса под покраску. Изготовление кильблока (подставки).
- Изготовление надстроек. 27 час. Палубы и платформы. Днищевые и бортовые перекрытия. Главные поперечные и продольные переборки. Кормовые и носовые надстройки.
Типы конструкций надстроек моделей: из древесины, фанеры, картона, жести. Технология изготовления надстроек.
Практическая работа. Выбор материала для надстроек. Изготовление сборных и штампованных надстроек. Обработка и отделка надстройки.
- Изготовление мачт и парусов. 39 час. Назначение мачт, способы изготовления и крепления. Типы парусов и их назначение. Действие паруса. Способы вычерчивания парусов по шаблонам.
Практическая работа. Выбор материала и изготовление деталей мачт. Склеивание мачт и установка их на палубе корпуса. Вычеркивание и вырезание парусов по шаблону. Приклеивание парусов к мачтам. Регулировка парусного вооружения.
- Изготовление такелажа парусника. 18 час. Назначение такелажа (пеньковые и металлические канаты, ванты с талрепами и др.). Способы изготовления отдельных частей такелажа и их крепление. Выбор материала.
Практическая работа. Изготовление приспособления. Склеивание деталей такелажа и крепление их к парусному вооружению.
- Деталировка. 12 час. Фальшборт, привальный брус и боковые кили. Судовые устройства и дельные вещи: рулевое, якорное, леерное, швартовое устройство, пушечное вооружение, шлюпочное устройство и спасательные средства.
Практическая работа. Выбор материала и изготовление фальшборта, привального бруса, пушечного вооружения, волнореза. Грузового люка, судовых устройств (якорного, швартового и др.) изготовление и приклеивание ватерлинии.
- Отделка модели. 6 час. Основные цвета, при окрашивании судов и судовых устройств.
Практическая работа. Подготовка лакокрасочного материала. Окрашивание и отделка модели.
- Регулировка и испытание модели. 6 час Правила проведения стендовых испытаний и на воде. Регулировка судов. Способы проверки правильности загруженности моделей по расчётную ватерлинию, водонепроницаемости и непотопляемости. Улучшение ходовых качеств модели с помощью различной установки парусов.
Практическая работа. Пробные запуски модели с целью отработки точности хождения по заданному курсу с помощью руля, доводка необходимой скорости. Тренировочные запуски моделей.
- Заключительное занятие. 2 час
Подведение итогов работы за год. Подготовка моделей к отчётной выставки и для проведения внутрикружковых соревнований. Итоги соревнований. Награждение победителей. Разбор соревнований. Анализ недостатков. Перспективы работы в будущем го
Содержание программы 2- й год обучения
- В водное занятие. Знакомство с планом работы. Организационные вопросы. 3 час
Знакомство с кружковцами. Ознакомление с планом работы на год. Истории развития судостроения. Демонстрация моделей
2 Техника безопасности на занятиях в объединении. (Теоретический зачёт, практическая работа). 3 час.
Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.
Практическая работа. Самостоятельная работа на тему опасные и вредные факторы при работе с ручным инструментом. Техника безопасности при работе на технологических машинах (сверлильные и токарные станки).
3. Изучение классификации спортивных судомоделей, технические требования к моделям. 6 час.
Спортивные судомодели, их классификация. Основные понятия о технических требованиях к моделям
Практическая работа. Основные сечения корпуса. Теоретический чертёж. Эксплуатационные и мореходные качества судна. Понятия о прочности и конструкции корпуса. Надстройки и рубки. Двигатели и движители. Гребной винт. Его назначение. Шаг винта. Судовые устройства: рулевое, якорное, швартовое, леерное мачтовое, шлюпочное и др. Спасательные средства противопожарные системы. Двигатели в судомоделировании
4. Изучение основных судовых устройств. Практическая работа по теме. Теоретический зачёт. 6 час.
Роль судовых устройств и дельных вещей на парусных и современных судах. (Якорные устройства, шпили и брашпили, шлюпочные устройства и рулевое устройство).
Практическая работа. Изучение чертежей, рисунков и описание судовых устройств. Заготовка материала.
5. Изучение мореходных качеств модели. (Знакомство с понятиями «плавучесть», «устойчивость», «ходкость» и т. д.) 12 час.
Теория корабля – что такое плавучесть и запас плавучести, остойчивость, непотопляемость, ходкость, манёвренность и устойчивость на курсе.
Практическая работа. Основные сечения и главные теоретические размерения судна. Теоретический чертёж. Эксплуатационные и мореходные качества судна. Основные конструктивные элементы корпуса.
6. Изготовление настольных моделей на городскую выставку в раздел «Из истории судостроения». 39 час. Основные элементы судна. Основные элементы набора корпуса судна (киль, форштевень и др.) главные размерения судна. Типы парусов. Паруса и оснастка маломерных судов. Действие паруса. Способы переноса чертежей деталей модели на древесину с помощью копировальной бумаги, по шаблонам.
Технология изготовления отдельных частей модели (склеивание корпуса, изготовление и установка мачты, гика, паруса, балласт, руля и т.д.). Окрашивание модели.
Практическая работа. Изготовление деталей модели парусных кораблей Склеивание корпуса. Сборка модели. Окрашивание модели
- Выбор модели для проектирования.9 час. Изучение чертежей, знакомство с историей прототипа,.
Практическая работа. Разработка рабочих эскизов и чертежей.
8. Постройка модели класса ЕН – 600. 102 час. Понятия о процессе постройки современных судов: разбивка на плазе, постройка на стапеле, спуск на воду, достройка на плаву, ходовые испытания и введение в строй.
Основные сечения корпуса. Теоретический чертёж. Эксплуатационные и мореходные качества судна. Понятия о прочности и конструкции корпуса. Надстройки и рубки. Двигатели и движители. Гребной винт. Его назначение. Шаг винта. Судовые устройства: рулевое, якорное, швартовое, леерное мачтовое, шлюпочное и др. Спасательные средства противопожарные системы. Двигатели в судомоделировании.
Технология изготовления модели судна. Разметка. Строгальные работы. Выдалбливание корпуса. Изготовление и установка бимсов. Приёмы изготовления палубы, рубки, винтомоторной группы; рулевого, якорного, швартового, леерного и др. сборочные работы.
Практическая работа. Изучение чертежей, рисунков и описание модели. Заготовка материала. Изготовление корпуса, надстроек, парусного вооружения и деталей основных конструктивных элементов.
9. Отделка модели 12 час. Основные цвета, при окрашивании судов и судовых устройств.
Практическая работа. Подготовка лакокрасочного материала. Окрашивание и отделка модели.
10. Испытание и регулировка модели. 9 час. Правила проведения стендовых испытаний и на воде. Регулировка судов. Способы проверки правильности загруженности моделей по расчётную ватерлинию, водонепроницаемости и непотопляемости. Улучшение ходовых качеств модели с помощью различной установки парусов.
Практическая работа. Пробные запуски модели с целью отработки точности хождения по заданному курсу с помощью руля, доводка необходимой скорости. Тренировочные запуски моделей.
11. Проведение соревнований (межкружковые) 6час. Правила проведения соревнований.
Практическая работа. Проведения соревнований в бассейнах или на открытых водоёма
12. Заключительное занятие. Подведение итогов. 3 час. Подведение итогов работы за год. Подготовка моделей к отчётной выставки и для проведения внутрикружковых соревнований. Итоги соревнований. Награждение победителей. Разбор соревнований. Анализ недостатков. Перспективы работы в будущем го
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Корпус – основная часть судна, состоящая из каркаса и оболочки.
Надстройка – закрытое помещение, располагающееся на палубе от борта до борта.
Нос – передняя оконечность судна.
Корма – задняя оконечность судна.
Борта – боковые стенки судна.
Днище – нижняя часть судна.
Киль – балка служащая основным продольным креплением и связью днища.
Шпангоуты – рёбра.
Палуба – горизонтальное перекрытие, образующее пол и потолок, на судне.
Иллюминаторы – окна.
Парусное вооружение – паруса, мачты, такелаж.
Эскиз - изображение детали от руки с указанием размеров и сохранением соотношений между ее частями.
Разметка- нанесение контурных линий будущего изделия на заготовку.
Доска - называют пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.
Пороки древесины- отклонения от ее обычного строения, внешнего вида и формы, а так же повреждения.
Резец- стамеска- косяк, короткая со скосом режущей кромки под углом 60…70 градусов.
Конструирование- разработка устройства изделия с учетом его деталей, элементов, выбор наилучшего варианта.
Деталь- изделие, изготовленное из однородного материала без сборочных операций.
Заготовка - полуфабрикаты, подготовленные для изготовления из них деталей, изделий.
Инструменты- орудия труда, предназначенные для обработки материалов и контроля результатов работы.
Приспособления- устройства для облегчения работы, делающие ее более точной, безопасной.
Заточка инструмента - придание режущей кромке лезвия инструмента необходимой остроты.
Этапы педагогического контроля
Сроки | Знания умения, навыки | Форма отслеживания результатов |
октябрь | Знания о материалах и приспособлениях для судомоделирования. Изучение техники, выполнение практических работ. | Разгадывания кроссворда. Ответы на вопросы |
декабрь | Знания корабельных элементов и способов их выполнения | Фронтальный опрос. Ответы на вопросы |
февраль | Умения выполнять силуэтные модели судов | Практическая работаю. Контроль качества выполнения операций |
апрель | Отбор лучших работ на выставку по судомоделированию | Тематическая выставка |
май | Презентация творческих работ | Защита проектов |
Психолога – педагогическая деятельность с учащимися
Сентябрь | Диагностический тест «Способности школьника» |
Октябрь | «Познавательные характеристики учащегося» |
Ноябрь | «Мотивационные характеристики учащихся» |
Декабрь | «Лидерские характеристики учащихся» |
Январь | «Творческие характеристики учащихся» |
Март | «Исследование психологического климата коллектива учащихся» |
Список литературы для педагога
- Генриот Э. Краткая иллюстрированная история судна. Л.: Судостроение, 1974.
- Коваленко В. А., Остроумов М. Н. Справочник по иностранным флотам. М.: Воениздат, 1971.
- Лучининов С. Т. Юный кораблестроитель. М.:МОЛ. Гвардия, 1955.
- Лучининов С. Т. Юный моделист – кораблестроитель. Л.: Судпромгиз, 1963.
- Матвеева Т. М. Убранство русских кораблей. Л.: Судостроение, 1979.
- Михайлов М.А. Модели парусных кораблей русского флота. М.: ДОСААФ, 1971.
- Михайлов М.А. От корабля к модели. М.: ДОСААФ, 1971.
- Перестюк И. Е. Мастерам малого флота. Киев: Весёлка, 1983.
- Сахновский Б. М. Модели судов новых типов. Л.: судостроение, 1987.
- Стволинский Ю. Конструктор надводных кораблей. Л.: Лениздат, 1987.
- Урбранович В. Архитектура корабля. Л.: Судостроение, 1969.
- Целовальников А. С. Справочник судомаделиста: В 3 т. М.: ДОСААФ, 1978.
- Хоккель Р. Чертежи судов. Л.: Судостроение 1983.
Список литературы для обучающихся
- Сахаров С. В. История корабля. - М.: Малыш, 1992.
- Митяе. А. В. Книга будущих адмиралов.- М.: «Мол. Гвардия», 1979.
- Карпинский А. Смолис С. Модели судов из картона. Пер. с польского. - Л.: Судостроение, 1990. – 80 с., ил.
- Симонович И. З. Пионер- Судостроитель. – М. «Детская литература», 1964.
- Целовальников А. С. Справочник судомаделиста.-М.: ДОСААФ, 1983.- Ч. 3.
- Катцер С. Флот на ладони.- Л.: Судостроение, 1980.
- Шапиро Л. С. Самые быстрые корабли. – Л.: Судостроение, 1981.
- Курти О. Постройка моделей судов / Пер. с итал. - Л.: Судостроение, 1978.
- Сахновский Б. М. Модели судов новых типов. Л.: судостроение, 1987.
- Стволинский Ю. Конструктор надводных кораблей. Л.: лениздат, 1987.
- Урбранович В. Архитектура корабля. Л.: Судостроение, 1969.
- Целовальников А. С. Справочник судомоделиста: В 3 т. М.: ДОСААФ, 1978.
- Хоккель Р. Чертежи судов. Л.: Судостроение 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "судомоделирование" 2010г.
Программа "судомоделирование"...
Технология постройки швербота в объединении стендового судомоделирования
На занятиях в объединении стендового судомоделирования учащиеся изготавливают красивые модели парусных кораблей.Не расстаемся мы и в период летних каникул.Выезжаем на берега водоемов с экологическими ...
Программа "Судомоделирование" 2014 г.
Программа "Судомоделирование"...
Программа дополнительного образования детей "Судомоделирование"
Судомоделироваиие — один из видов технического творчества. Судомоделизм – это проектирование и постройка моделей и макетов судов и кораблей.Хорошо налаженная работа в объединении позволяет формировать...
Календарно – тематический план работы объединения дополнительного образования детей «Судомоделирование»
Судомоделироваиие — один из видов технического творчества. Судомоделизм – это проектирование и постройка моделей и макетов судов и кораблей. Организация обучения детей судомоделированию – одна и...
Развитие творческой активности учащихся средствами судомоделирования
Развитие творческой активности учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность данной проблемы и необходимость ее разработки обусловлены современными тенденция...
Методическая разработка раздела «3D моделирование и печать на 3D принтере» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Судомоделирование»
В настоящее время цифровые технологии мощным потоком влились в нашу жизнь. Трудно назвать другую область человеческой деятельности, которая развивалась бы так стремительно. В современном мире очень ак...