Развитие творческой активности учащихся средствами судомоделирования
статья (6 класс) на тему

Грибан Виктор Алексеевич

Развитие творческой активности учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность данной проблемы и необходимость ее разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности.

 Способность молодых к неожиданному взгляду на сложившуюся природу вещей, свежесть восприятия. Их раскованность и восприимчивость к нестандартным подходам и творческой деятельности – это огромный капитал общества. Но для того, чтобы каждый юноша смог реализовать свои «дремлющие способности», их следует научить приемам и средствам творческой деятельности, умениям решать творческие задачи.

Слово «творчество» происходит от слова «творить». Творчество возбуждает потребность в знаниях, усиливает работу мысли, вводит человека в радостную атмосферу непрестанного поиска, создания духовных и материальных ценностей.

Судомоделироваиие — один из видов технического творчества. Судомоделизм – это проектирование и постройка моделей и макетов судов и кораблей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tv._aktiv._uch-sya_sr._sudomodelirovaniya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

"УРЕНГОЙСКАЯ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №  2"

629860 ЯНАО, Пуровский район, п. Уренгой, ул. Геологов 43, телефон/факс (34934) 9-27-45

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ СУДОМОДЕЛИРОВАНИЯ

(выступление на кустовом методическом объединении

учителей  технологии)

Подготовил: Грибан Виктор Алексеевич,

 учитель технологии МОУ «УСОШ №2»

п. Уренгой

2015 год

Развитие творческой активности учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность данной проблемы и необходимость ее разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности.

 Способность молодых к неожиданному взгляду на сложившуюся природу вещей, свежесть восприятия. Их раскованность и восприимчивость к нестандартным подходам и творческой деятельности – это огромный капитал общества. Но для того, чтобы каждый юноша смог реализовать свои «дремлющие способности», их следует научить приемам и средствам творческой деятельности, умениям решать творческие задачи.

Слово «творчество» происходит от слова «творить». Творчество возбуждает потребность в знаниях, усиливает работу мысли, вводит человека в радостную атмосферу непрестанного поиска, создания духовных и материальных ценностей.

Судомоделироваиие — один из видов технического творчества. Судомоделизм – это проектирование и постройка моделей и макетов судов и кораблей.

Хорошо налаженная работа в объединении позволяет формировать у ребят любовь к труду, воспитывать их в духе коллективизма, прививает целеустремленность, внимательность, развивает самостоятельность, творческое и конструкторское мышление, помогает овладеть различными навыками труда. На занятиях в судомодельном объединении учащиеся закрепляют и углубляют знания, полученные на уроках физики, математики, черчения, учатся применять их на практике. Таким образом, судомоделизм способствует расширению политехнического кругозора учащихся.

Организация обучения детей судомоделированию – одна  из форм распространения знаний по основам морского дела и воспитания у них интереса к морским специальностям. Это очень важно, так как наша страна - великая морская держава.

Гражданский и Военно-Морской флот, имея в своем наличии тысячи судов, нуждаются в высокообразованных, умелых и знающих морское дело специалистах.

Практика работы показывает, что знания и навыки, приобретенные в судомодельном объединении, очень помогают ребятам в период прохождения службы на флоте, многим дают ориентацию в выборе профессии.

Программа «Судомоделирование» - модифицированная, составлена на основании пособия для руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений «Судомодельный кружок» Щетанова Б.В. (пособие составлено  в соответствии с программой, утвержденной Министерством просвещения СССР, 1982 г.).

Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов, с учетом возрастных и психологических особенностей этого возраста, который принято считать подростковым. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, обретение новой социальной позиции. Занятия в объединении дают возможность учащимся реализовать себя, свои возможности в конкретной деятельности, в общении со сверстниками и учителем.                                                                                                                                                              

Программа составлена на 2 года обучения с последовательным усложнением заданий из расчета 162 часа,  4,5  часа в неделю.  Первый год обучения – 90 часов (по 2,5 часа в неделю), 2-й год – 72 часа, (по 2 часа в неделю).

Учебный процесс в объединении построен таким образом, что в первый год обучения учащиеся осваивают первоначальные, элементарные познания и навыки в судомоделировании, реализуя свои знания и умения на простейших моделях катамарана, яхты и катера. На втором году занятий тематика занятий усложняется с параллельной разработкой и изготовлением моделей. Занятия носят творческий характер.

Основная цель программы: воспитание общественно-активной творческой личности.

Задачи программы:

  • обучить детей приемам и навыкам судомоделирования;
  • расширять знания, полученные на уроках технологии, черчения, физики, истории, русского языка, изобразительного искусства;
  • выявить, учесть и развивать творческие способности учащихся;
  • приобщить учащихся к многообразной творческой деятельности с выходом на конечный продукт;
  • развивать конструкторские навыки;
  • способствовать формированию умения планировать свою работу;
  • в процессе общественно-полезной деятельности развивать сотрудничество, как основной вид взаимодействия между учителем и учащимися;
  • способствовать становлению личности и ее профессиональной ориентации;
  • воспитывать чувство коллективизма и трудолюбия;
  • воспитывать эстетический вкус;
  • воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.

 

Реализуя поставленные задачи, немалую роль играет умение педагога осуществлять связь обучающего и воспитательного процесса с семьей. Участие родителей обучаемого в организации и проведении выставок работ мотивирует ребенка к дальнейшей более активной деятельности.

 Во время выполнения учебных заданий предусматривается сообщение учащимся сведений по материаловедению, устройству и техническим характеристикам судов и яхт, моделированию, осуществляется профориентационная работа, знакомятся с историей развития Российского Флота. Учащиеся должны знать и строго соблюдать правила безопасности при обработке различных конструкционных материалов.

 В процессе реализации данной программы предусмотрено использование следующих методов:

      - наблюдение;
      - беседа;
      - лекция;
      - анкетирование (проводится с целью выявления отношений учащихся к занятиям объединения по судомоделированию);

-тестирование (проводится с целью выявления: склонностей учащихся к моделированию; статуса ученика в группе и в классе; самооценки; мотивации; познавательных интересов в связи с задачами профориентации);

- экскурсия (в речной порт, с целью ознакомления с речными судами);

- практическая работа по конструированию и моделированию.

Учебно-воспитательный  процесс в объединении

Для успешного выполнения целей и задач, поставленных в плане учебно-воспитательной работы, необходимо использовать такую систему занятий, которая обеспечила бы достижение их с наибольшим эффектом.

Из двух систем занятий — рецептурно-подражательной (репродуктивной) и познавательно-творческой — вторая система более эффективна. Однако надо не забывать, что при проведении занятий на творческой основе всегда присутствует воспроизводящий труд, который сочетается с трудом творческим. Это и понятно, так как немыслимо творчество без знаний и навыков. Следовательно, знания и навыки — необходимое условие для творчества и труд воспроизводящий и творческий неразрывно связаны друг с другом. Творчество детей надо развивать постепенно. В группе первого года занятий главное внимание надо обращать на привитие знаний, умений и навыков. По мере приобретения знаний, умений и навыков у ребят появятся возможности создавать модели, которым свойственна новизна, будь она объективной или субъективной.

Под объективной принимают такую новизну, когда созданный продукт нов в данной отрасли науки и техники, под субъективной — продукт нов только для изобретателя.

«Не являясь творчеством с правовой точки зрения, с психологической точки зрения труд, порождающий субъективное новое, будет творческим. Для целей развития способностей к творчеству характер новизны не имеет значения» (Разумовский В.Г.).

Совершенно очевидно, что без организации и направления руководителем практической деятельности учащихся, без прямого или косвенного вторжения в нее нельзя достигнуть высоких результатов творчества подростков.

То, что дети приходят в объединение, уже имея определенный запас знаний, умений и навыков, сформированных на уроках технологии, безусловно, облегчает проведение обучения по познавательно-творческой системе. Учебный процесс построен таким образом, что ребята с первых же занятий по постройке моделей учатся творчески подходить к поставленной задаче, проявляют инициативу и смекалку. Так, например, при изготовлении лодки-катамарана учащимся дают шаблон на все детали модели, кроме руля. Указана лишь его площадь—6 см2, а конструировать и найти способ крепления его к лодке должен сам ученик.

Для модели яхты судомоделисту предлагают сконструировать кильблок (подставку).

На модели катера ученик может изменить конструкцию окон на рубке, на модели подводной лодки — переделать рубку, не меняя ее основных габаритов, и т. д.

Для судомоделистов 2-го года поле самостоятельной деятельности увеличивается. Наиболее приемлемы для них модели речного монитора, буксира, ракетного катера, самоходной баржи и др. Длина моделей не должна превышать 500 мм. Технология их изготовления предусматривает широкое применение современных материалов, таких, как полистирол, оргстекло, целлулоид и др. При строительстве моделей предусмотрено использование и передовых методов изготовления отдельных деталей: штамповку, литье деталей из капрона и т. д. Все это способствует проявлению учащимися инициативы и смекалки.

Однако не следует забывать, что прививать знания, развивать умения и навыки необходимо постепенно, переходя от простого к сложному. Поэтому для начинающих судомоделистов предлагается начать занятия с изготовления как можно более простых моделей (как по конструкции, так и по технологии их изготовления), например с моделей бумажного катамарана и картонной яхты. Можно использовать для этих целей модели и других классов кораблей и судов, однако конструкция и технология их постройки не должны быть сложнее по сравнению с предлагаемыми моделями катамарана и яхты. По мере приобретения знаний, умений и навыков конструкция и технология изготовления моделей усложняются. Далее следуют простейшие модели катера и подводной лодки. 

Прогнозируемые результаты

 В результате прохождения учащимися двухгодичного курса "Судомоделирование" можно прогнозировать следующее:

  • учащиеся смогут овладеть навыками и приемами моделирования яхт и судов;
  • будут выявлены склонности и развиты способности детей к конструкторской деятельности;
  • повысится статус ребенка в классе и в группе;
  • должно быть сформировано умение планировать свою работу;
  • развить творческое воображение, эстетический вкус учащихся;
  • дети смогут ориентироваться в выборе профессии;
  • будут заложены основы для самовоспитания личности.

Как результат деятельности объединения - участие детей в конкурсах и выставках разного уровня, выступления на научно-практических конференциях, участие в олимпиадном движении.

Мы уже отмечали, что активность личности рассматривается как самообразующее свойство, которое можно развивать в соответствии с социальным заказом. В каждом человеке есть внутренние силы и возможности для конструктивного решения встающих перед ним проблем. Важно только, чтобы были обеспечены условия, для реализации этих возможностей.

Учебная деятельность оказывает серьезное воздействие на личность учащихся, развивая их познавательную и мотивационную сферу. Позиция педагога заключается в понимании того, каким должно быть влияние на личность ученика, чтобы поддержать его самосовершенствование, развивая активность как внутреннее устройство личности.

Литература

  1. Столяров Ю.С.  Техническое творчество учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. Вузов, - М.: Просвещение, 1998.

  1. Щетанов Б.В. Судомодельный кружок:  пособие для руководителей кружков общеобразоват. школ и внешк. учреждений. – 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1983.-160 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проекта

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проекта...

Реферат " Дифференцированный подход как одно из средств повышения качества знания и развития творческой активности учащихся"

В реферате раскрывается система дифференциации и технология дифференцированного подхода на уроках русского языка....

"Учебный диалог как средство развития творческой активности учащихся средних классов"

Исследовательская работа по методике преподавания английского языка...

«Исследовательский метод как средство развития творческой активности учащихся на уроках физики»

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.Главным инструментом развития ...

Самостоятельная работа на уроках математики как средство развития творческой активности учащихся

В статье обобщен опыт по организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики....

Формирование творческой активности учащихся средствами современных информационных технологий

Текст выступления на районном семинаре "Интеграция основного и дополнительного образования на примере проектной деятельности в рамках реализации ФГОС"...