Программа "Судомоделирование" 2014 г.
методическая разработка по технологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«ЮНЫЙ МОРЯК»
УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ
НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ДИРЕКТОР ДМЦ ЮМ
«____» ______________ 2010 г. «____» _________2010 г.
«Судомоделирование»
дополнительная образовательная программа
Программа рассчитана на учащихся 11-16 лет
Срок реализации программы – 3 года
Автор: Дмитриев Сергей Михайлович
г. Кронштадт
2010 г.
Пояснительная записка
Судомоделирование – один из видов технического спорта. С каждым годом его популярность растет. На Всероссийских соревнования по судомоделизму участвует свыше 400 ребят, представляющих свыше 60 команд. Хорошо налаженная работа в кружке позволяет формировать у ребят любовь к труду, воспитывать их в духе коллективизма, прививает целеустремленность, внимательность, развивает самостоятельность, творческое конструкторское мышление, помогает овладеть различными навыками труда. На занятиях в судомодельном кружке учащиеся закрепляют и углубляют знания, полученные на уроках физики, математики, черчении, учатся их применять на практике. Таким образом, судомоделизм способствует расширению политехнического кругозора учащихся.
Судомодельный кружок – одна из форм распространения среди учащихся знаний по основам морского дела и воспитания у них интереса к морским специальностям. Это очень важно, так как наша страна – великая морская держава.
Знания и навыки, приобретенные в судомодельном кружке, очень помогают ребятам в период прохождения службы на флоте, дают ориентацию в выборе профессии.
Образовательная программа кружка «Судомоделирование» является составной частью общеобразовательной программы детско-юношеского клуба «Юный моряк» г. Кронштадт.
Цель программы:
- приобщение учащихся к таким ценностям как море, флот, служение Родине;
- помощь школе и родителям воспитывать детей в духе серьезного отношения к труду.
Задачи программы:
Образовательные:
- дать первоначальные сведения об устройстве корабля (судна);
- дать краткие сведения о теоретическом чертеже судна (корабля);
- научить строить модели судов (кораблей) несложных конструкций;
- научить ребят пользоваться простейшим оборудованием и инструментом в процессе практической работы;
- изучить морскую терминологию.
Воспитательные:
- выработка работоспособности и целеустремленности, внимательности, самостоятельности;
- воспитание чувства ответственности при изготовлении и во время соревнований моделей судов (кораблей).
Развивающие:
- пробудить любознательность, воспитать целеустремленность в выполнении поставленных задач. Выработать потребность самовоспитания и самообучения;
- развить у детей элементы технического мышления, изобретательности, творческой инициативы;
- развитие чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма.
Программа «Судомоделирование» рассчитана на три года обучения. Возраст учащихся 11-16 лет (5-10 классы средних школ).
Первый год обучения – представление о судомоделизме, безопасности труда, значение морского и речного флотов в жизни нашей страны.
Занятия проходят два раза в неделю по два часа в объеме 144 часов в год. Возраст учащихся 11-12 лет (5-6 классы) набор воспитанников производится на добровольной основе в конце августа – начале сентября. Уровень освоения программы – общекультурный.
Второй год обучения – более подробное знакомство к изучению моделей кораблей (судов). Правила соревнований по судомодельному спорту. Постройка модели судна его регулировка и испытание.
Занятия проводятся по два часа в неделю в объеме 216 часа в год. Возраст 12-14 лет (7-8 классы) набор производится с учетом наклонностей ребенка, а также принимаются все желающие, прошедшие подготовку по первому году обучения. Уровень освоения программы – углубленный.
Третий год обучения – совершенствование своих знаний и умений по изготовлению сложных моделей судов, углубление знаний по теории корабля, технологии изготовления моделей. Знакомятся с принципом радиоуправления, простейшими автоматическими устройствами.
Занятия проводятся один раз в неделю по два часа, в объеме 72 часов в год. Возраст 15-16 лет (8-10 классы) состав группы – воспитанники 1 и 2 годов обучения, проявившие интерес к судомоделизму. Уровень освоения – профориентированный.
Форма организации образовательного процесса – групповая
Ожидаемые результаты
воспитанники 1-го года обучения | |
Должны знать: | Должны уметь: |
|
|
воспитанники 2-го года обучения | |
Должны знать: | Должны уметь: |
|
|
воспитанники 3-го года обучения | |
Должны знать: | Должны уметь: |
|
|
Для выявления уровня знаний, умений и навыков, проводятся:
1 год обучения
- Конкурсы: «Лучшая модель кружка «Судомоделирование»
- Выставки с определением «Лучшего судомоделиста» по возрастным категориям.
2 и 3 год обучения
- Конкурсы: «Лучшая модель кружка «Судомоделирование» «Мастер – золотые руки»
- Выставки: с определением мест, лучшего судомоделиста (по возрастным категориям) – 2-3 раза в год
- Соревнования: городские и районные с определением мест (количества набранных очков и баллов) 3-4 раза в год.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Наименование разделов | Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное занятие. Оборудование класса (мастерской). Знакомство с планом работы и основными правилами безопасности труда | 2 | --- | 2 |
2 | Простейшие модели судов (кораблей). Развитие парусного флота в России и профессии моряка. | 4 | 28 | 32 |
3 | Простейшая модель катера. Великие географические открытия русских исследователей. | 8 | 50 | 58 |
4 | Простейшая модель подводной лодки с резиновым двигателем. Боевые подвиги советских, российских подводников. | 5 | 45 | 50 |
5 | Заключительное занятие. | 2 | --- | 2 |
ИТОГО: | 21 | 123 | 144 |
Содержание дополнительной образовательной программы.
Вводное занятие. Знакомство с планом работы, задачами 2-го года обучения. Основные правила безопасности труда.
1 раздел.
Тема № 1. Организационное занятие.
Оборудование класса (мастерской). Программа кружка «Судомоделирование». Основные правила безопасности труда– 2 часа
2 раздел. Простейшие модели судов (кораблей). Развитие парусного флота в России, профессии моряка.
( 4 часа – теория, 28 часов – практика)
Тема № 1 – Изготовление простейшей модели парусника из бумаги (фанеры). Развертка. Инструмент для обработки бумаги, картона (фанеры). Правила безопасности труда.
Практическая работа – разметка развертки корпуса по шаблону. Вырезание развертки. Склеивание корпуса. Сборка модели – 2 часа
Тема № 2 – Конструирование и изготовление рулей. Окрашивание модели. Правила и последовательность окрашивания.
Практическая работа – конструирование и изготовление рулей. Окрашивание модели – 2 часа
Тема № 3 - Доработка модели парусника. Определение лучших моделей, внутрикружковых подведений итогов прошедшей темы. Проведение соревнований – 2 часа
Тема № 4-5 – Изготовление развертки корпуса яхты (катера). Маломерные суда. Основные определения типов маломерных судов.
Практическая работа – разметка развертки яхты (катера) с помощью шаблона и лекал. Вырезание развертки. Окрашивание – 4 часа
Тема № 6-7 – Изготовление корпуса яхты (катера)
Основные элементы судна. Склеивание корпуса яхты (катера) – 4 часа
Тема № 8-9 – Изготовление и зашивка палубы. Основные элементы набора корпуса (киль, форштевень, ахтерштевень и др.)
Практическая работа – Разметка палубы и степса с помощью шаблонов и лекал. Вырезание. Окрашивание. Сборка – 4 часа
Тема № 10 – Изготовление и установка киля. Главные размерения судна.
Практическая работа – Разметка киля. Вырезание. Окрашивание. Изготовление фальшкиля (бульба). Сборка – 2 часа
Тема № 11-13 – Изготовление парусного вооружения (надстройки катера). Паруса и оснастка маломерных судов. Детали надстройки.
Практическая работа – Изготовление мачты и другого рангоута, уток, проушин. Установка их на корпусе, рангоуте. Раскрой паруса, установка. Изготовление деталей надстройки катера – 6 часов
Тема № 14-15 – Покраска судна (яхты, катера). Действие парусов. Управление яхтой (катером).
Практическая работа – окрашивание яхты (катера) – 4 часа
Тема № 16 – Доработка модели судна (яхты, катера).
Проведение соревнований. Определение лучших моделей при подведении итогов прошедшей темы – 2 часа
3 раздел. Простейшая модель разъездного катера (торпедного бронекатера) с резиновым (электро - ) двигателем.
( 8 часов – теория, 50 часов – практика)
Тема № 1 – Изготовление корпуса модели катера. Придание заготовке бокового вида корпуса. Основные сечения корпуса судна.
Практическая работа – Разметка бока. Строгальные работы с помощью рубанка – 2 часа
Тема № 2 – Изготовление корпуса модели катера. Обработка бортов. Теоретический чертеж.
Практическая работа – Разметка палубы и днища. Строгальные работы стамесками- 2 часа
Тема № 3-4 – Изготовление корпуса модели катера. Придание обводов. Эксплуатационные качества судна.
Практическая работа – Разметка скуловых линий. Придание требуемых обводов и зачистка корпуса наждачной шкуркой – 4 часа
Тема № 5 – Изготовление корпуса катера. Выдалбливание корпуса (кок-пита). Мореходные качества судна.
Практическая работа – Разметка толщины борта и транца. Выдалбливание корпуса (кок-пита) – 2 часа
Тема № 6 – Установка бимсов. Понятие о прочности корпуса.
Практическая работа – Изготовление бимсов. Разметка и вырезание мест их установки. Приклеивание. Окрашивание внутренней части корпуса – 2 часа
Тема № 7 – Изготовление подставки (киль - блока). Гражданские и военные катера и их хранение
Практическая работа – Изготовление опор подставки, соединительной рейки. Сборочные работы – 2 часа
Тема № 8 – Зашивка палубы модели катера (разъездного, торпедного) конструкция корпуса
Практическая работа – подготовка палубы катера. Окрашивание внутренней стороны. Изготовление и зашивка палубы, её обработка –2 часа
Тема № 9 – Изготовление рубки, надстройки.
Практическая работа - Вырезание по шаблону, лекалам детали надстройки, рубки и др. вооружения катера. Зачистка, подгонка – 2 часа
Тема № 10-12 – Изготовление ходового двигателя (ходовой группы). Двигатели и движители. Гребной винт. Его назначение. Шаг винта.
Практическая работа – Разметка и изготовление кронштейна, винта. Установка двигателя: крепление кронштейнов (носового крючка) - 6 часов
Тема № 13 – Изготовление рулей. Судовые устройства. Рулевое устройство.
Практическая работа – Разметка на жести рулей, их изготовление и установка – 4 часа
Тема № 14 – Изготовление якоря. Якорное устройство.
Практическая работа- Изготовление якоря и бухты – 2 часа
Тема № 15 – Изготовление вьюшек, кнехтов, киповых планок. Швартовное устройство.
Практическая работа – Изготовление вьюшек, кнехтов, киповых планок – 2 часа
Тема № 16 – Изготовление меров. Мерное устройство.
Практическая работа – Изготовление меров – 2 часа
Тема № 17-18 – Изготовление мачты, бортовых отличительных огней. Мачтовое устройство.
Практическая работа – Изготовление мачты, бортовых отличительных огней – 4 часа
Тема № 19 – Изготовление спасательного круга и огнетушителей. Шлюпочное устройство и спасательные средства. Пожарные системы.
Практическая работа – Изготовление спасательного круга и огнетушителей – 2 часа
Тема № 20 – Грунтование корпуса, рубки, подставки. Лакокрасочные покрытия. Грунтование.
Практическая работа – Подготовка поверхности. Грунтование корпуса, рубки, подставки – 2 часа
Тема № 21 – Шпатлевание корпуса, рубки, подставки. Лакокрасочные покрытия. Шпатлевание.
Практическая работа – Подготовка поверхности. Шпатлевание корпуса, рубки, подставки – 2 часа
Тема № 22 – Изготовление окон, иллюминаторов. Судовые дельные вещи.
Практическая работа – Разметка окон, иллюминаторов. Приклеивание наличников, плинтусов – 2 часа
Тема № 23-26 – Покраска корпуса, рубки, подставки. Лакокрасочные покрытия (лаки и краски, растворители).
Практическая работа – Подготовка поверхности к окрашиванию. Окрашивание корпуса, рубки, подставки – 8 часов
Тема № 27 – Изготовление резиномотора. Дифферентовка катера. Установка вьюшек, якоря и др. деталей. Двигатели в судомоделировании.
Практическая работа – Изготовление резиномотора. Дифферентовка катера. Установка вьюшек, якоря и др. деталей – 2 часа
Тема № 28 – Испытание и регулирование модели на воде. Подготовка к соревнованиям. Запуск надводных моделей.
Практическая работа – Испытание, регулировка, запуск модели – 2 часа
Тема № 29 – Проведение соревнований по катерам – 2 часа
4 раздел. Простейшая модель подводной лодки с резиновым двигателем. Боевые подвиги советских, российских подводников ( 5 час. – теория, 50 час. – практика)
Тема № 1-3 – Изготовление корпуса ПЛ ( подводной лодки). Конструкция корпуса подводной лодки. Принцип погружения и всплытия.
Практическая работа – Разметка бока, плана корпуса. Просверливание отверстий для горизонтальных рулей. Строгальные работы. Ошкуривание – 6 часов
Тема № 4-6 – изготовление ходовой и рулевой групп. Энергетические установки подводной лодки.
Практическая работа – Разметка по металлу. Вырезание из жести винта, вертикального и горизонтального рулей. Паяльные работы. Установка кронштейна, рулей, носового крючка – 6 часов
Тема № 7 – Изготовление подставки (кильблока). Энергетические установки подводной лодки.
Практическая работа – Разметка стоек подставки. Выпиливание их лобзиком из фанеры. Склеивание подставки – 2 часа
Тема № 8-9 – Изготовление рубки. Надстройка и ограждение (леера).
Практическая работа – Разметка рубки. Изготовление рубки. Ошкуривание. Крепление к корпусу – 4 часа
Тема № 10-12 – Грунтование и шпатлевание модели. Оружие подводной лодки.
Практическая работа – Грунтование поверхности корпуса, шпатлевание – 6 часов
Тема № 13 – Заливка балласта, дифферентовка. Оружие подводной лодки.
Практическая работа – Высверливание отверстий под балласт. Заливка (крепление) свинцового балласта. Дифферентовка – 2 часа
Тема № 14-16 – Покраска модели. Устройства и системы подводной лодки.
Практическая работа – Подготовка к покраске. Окрашивание модели – 6 часов
Тема № 17 – 22 – Деталлировка. Устройство и системы подводной лодки.
Практическая работа – Изготовление перескопов, спасательных буев, шпигатов, мерного ограждения и других устройств. Установка. Покраска – 12 часов
Тема № 23-24 – Испытание и регулировка модели. Исследовательские и опытно- конструкторские работы в области дальнейшего совершенствования подводной лодки.
Практическая работа – Изготовление резинового двигателя. Испытание модели. Регулировка – 4 часа
Тема № 25 – Проведение соревнований по моделям подводных лодок
Раздел 5. Итоговое занятие. Подведение итогов занятий за год. Определение лучших моделей, их авторов. Планы на следующий учебный год – 2 часа
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ п/п | Наименование разделов | Теория | Практика | Всего |
Вводное занятие | 2 | 2 | ||
1 | Изготовление корпуса | 8 | 16 | 24 |
2 | Изготовление ходовой группы и рулевого устройства | 4 | 26 | 30 |
3 | Изготовление надстройки | 6 | 48 | 54 |
4 | Деталировка | 10 | 54 | 64 |
5 | Отделка модели | 2 | 18 | 20 |
6 | Испытание и регулировка модели | 2 | 18 | 20 |
7 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
ИТОГО | 34 | 182 | 216 |
Содержание дополнительной образовательной программы
Вводное занятие. Знакомство с планом работы, задачами 2-го года обучения. Основные правила безопасности труда
1 раздел. Изготовление корпуса. ( 8 часов - теория, 16 часов – практика)
Тема № 1 – Способы изготовления корпуса модели судна. Штамповка корпуса – 6 часов.
Тема № 2-3 – Обработка корпуса. Основные сочетания и главные теоретические размерения судна. Вычерчивание теоретического чертежа – 12 часов
Тема № 4 – Изготовление кильблока. Конструкция корпуса. Основные конструктивные элементы – 6 часов
2 раздел. Изготовление ходовой группы и рулевого устройства. ( 4 часа – теория, 26 часов – практика)
Тема № 1-2 – Изготовление и установка кормового кронштейна и дейдвудной трубы. Двигатели и движители- 2 часа
Разметка кронштейна на листовой жести. Вырезание. Изготовление и крепление к корпусу. Изготовление и крепление дейдвудной трубы – 4 часа
Тема № 3-4 – Изготовление гребных винта и вала. Гребной винт (основные технические характеристики)- 4 часа
Разметка винта, вырезание обработка. Изготовление гребного вала. Присоединение гребного винта к валу. Установка – 4 часа
Тема № 5 – Крепление носового крючка и установка электродвигателя. Типы микро электродвигателей. Принцип работы- 2 часа
Изготовление носового крючка. Крепление- 2 часа
Тема № 6 – Изготовление «колодца» для источника питания и установка балласта источники питания микро электродвигателей- 2 часа
Изготовление переборки для монтирования электродвигателя. Установка электродвигателя и балласта. Изготовление резинового двигателя – 4 часа
Тема № 7-8 – Изготовление рулевого устройства. Судовые устройства (рулевое устройство)- 2 часа
Изготовление пера руля и баллера. Сборка и установка рулевого устройства – 4 часа
3 раздел. Изготовление надстройки.
(теория – 6 часа, практика – 48 часов)
Тема № 1-2 – Зашивка палубы. Палубы и платформы- 2 часа
Вычерчивание, изготовление и зашивка палубы – 4 часа
Тема № 3-4 – Вычерчивание, разметка и изготовление перекрытий надстройки. Днищевые перекрытия- 2 часа
Работы по вычерчиванию перекрытий надстройки. Разметочные работы – 4 часа
Тема № 5-8 – Изготовление перекрытий надстройки. Бортовые перекрытия- 4 часа
Вырезание перекрытий, изготовление надстройки – 10 часов
Тема № 9-14 – Сборка надстройки- 4 часа
Главные поперечные и продольные переборки. Выгородки и шахты – 2 часа
Практическая работа – Сборка перекрытий в единую деталь – надстройку – 10 часов
Тема № 15-17 – Обработка надстройки. Надстройки и рубки.
Практическая работа – опиловочные работы с целью доведения размеров надстройки до размеров, указанных на чертежах – 6 часов
Тема № 18-20 – Отделка надстройки. Штевни, кронштейны гребных валов. Дейдвудные трубы и мортиры.
Практическая работа – Изготовление и установка дельных вещей: дверей, окон, иллюминаторов и проч. – 6 часов
4 раздел. Деталировка. (10 часов – теория, 54 часов – практика)
Тема № 1-6 – Изготовление вооружения боевых катеров и грузового люка баржи. Вооружение боевых кораблей (катеров). Грузовое устройство.
Практическая работа – Изготовление башен ракетных (торпедных) установок, волнореза, дымовой аппаратуры, грузового люка – 12 часов
Тема № 7-8 – Изготовление фальшборта и привального бруса. Фальшборт, привальный брус, бортовые кили – 2 часа
Практическая работа – изготовление и установка привального бруса и фальшборта – 4 часа.
Тема № 9-11 – Изготовление судовых устройств (леерное устройство).
Практическая работа – Изготовление леерного устройства и флагштока – 6 часов
Тема № 12-13 – Изготовление швартового устройства.
Практическая работа – Изготовление вьюшек, кнехтов, киповых планок и других деталей швартового устройства – 4 часа
Тема № 14-16 – Изготовление якорного устройства.
Практическая работа – Изготовление якоря, якорной цепи, шпиля и других деталей якорного устройства – 6 часов
Тема № 17-18 – Изготовление мачтового устройства (рангоут судна)- 2 часа
Практическая работа – Изготовление мачты – 4 часа
Тема № 19-20 – Изготовление шлюпочного устройства и спасательных средств – 2 часа
Изготовление средств пожаротушения - 2 часа
Практическая работа – Шлюпочное устройство. Изготовление шлюпки, спасательных кругов, огнетушителей и др. – 4 часа
Тема № 21-22
Практическая работа – Изготовление судовых дельных вещей (люков, дверей, окон, иллюминаторов и др.) – 4 часа
Тема № 23-25 – Изготовление навигационного оборудования и средств сигнализации. Средства связи – 2 часа
Практическая работа – Изготовление антенны, рынды, ходовых отличительных огней и т.д. – 6 часов
Тема № 26-27 – Отбивка ватерлинии. Марки углубления, знаки грузовой и тоннажной марок.
Практическая работа. Приклеивание ватерлинии – 4 часа
5 раздел. Отделка модели.
(теория – 2 часа, практика – 18 часов)
Тема № 1-2 – Подбор цвета и покраска надводной и подводной частей модели. Отделка ватерлинии, фальшборта, окон, иллюминаторов и дверей. Основные цвета, применяемые при окрашивании кораблей и судов - 2 часа
Практическая работа – Покраска и отделка модели – 4 часа
Тема № 3-5 – Подбор цвета и покраска судовых устройств и средств: швартового, леерного, шлюпочного и спасательных средств, средства защиты от пожара, средств связи и сигнализации и т.д. - 2 часа
Цвета, применяемые при окрашивании судовых (корабельных) устройств и средств – 2 часа
Практическая работа – Покраска и отделка модели – 6 часов
Тема № 6-7 – Сборка и дальнейшая отделка модели: изготовление и установка Военно-морского флага (андреевского), гюйса, флага России; нанесение бортового номера, грузовых марок и т.д.
Практическая работа – Покраска и отделка модели – 4 часа
6 раздел. Испытание и регулировка модели.
( 2 часа – теория, 18 часов – практика)
Тема № 1 – Стендовые испытания. Правила проведения стендовых испытаний с электрическим и резиновым двигателем – 2 часа
Практическая работа – Проведение стендовых испытаний – 2 часа
Тема № 2-4 – Испытание на воде. Регулировка модели и запуск. Правила испытания на воде моделей с электрическим и резиновым двигателями – 2 часа
Регулировка подводных кораблей, подводных лодок – 6 часов
Испытание яхт- 2 часа
Практическая работа – Проведение испытаний моделей. Регулировка моделей – 6 часов
7 раздел. Итоговое занятие.
Подведение итогов за год. Определение лучших моделей, их авторов. Планы на следующий учебный год – 2 часа
Учебно-тематический план
3 год обучения
№ п/п | Наименование разделов | Теория | Практика | Всего |
Вводное занятие | 2 | 2 | ||
1 | Сложные модели кораблей (судов). Теория корабля | 2 | 22 | 24 |
2 | Технологии изготовления моделей кораблей (судов) | 4 | 2 | 6 |
3 | Принципы радиоуправления, простейшие автоматические системы. | 4 | 12 | 16 |
4 | Глиссирующие суда на подводных крыльях, воздушной подушке. | 2 | 8 | 10 |
5 | Проектирование моделей кораблей (судов) | 2 | 10 | 12 |
6 | Заключительное занятие | 2 | 2 | |
ИТОГО: | 18 | 54 | 72 |
Содержание дополнительной образовательной программы
3 год обучения
Вводное занятие. Знакомство с планом работы, задачами 3-го года обучения. Основные правила безопасности труда. – 2 часа
- раздел. Сложные модели кораблей (судов). Теория корабля.
( теория – 2 часа, практика – 22 часа)
Тема № 1-2 – Выбор модели. Оригинальность и оптимальность модели. Основные сечения и главные теоретические размерения.
Практическая работа – Вычерчивание теоретического чертежа – 4 часа
Тема № 3-6 – Конструкция корабля. Основные конструктивные элементы.
Практическая работа – Обработка корпуса – 6 часов
Тема № 7 – Конструкция кильблока.
Практическая работа – Изготовление кильблока – 2 часа
Тема № 8-10 – Убранство русских кораблей. Основные детали набора корпуса, надстройки, рубки.
Практическая работа – Изготовление основных деталей набора корпуса, надстройки, рубки – 6 часов
Тема № 11-12 – Судовые устройства. Дельные вещи. Навигационные оборудования средства связи и сигнализации – 4 часа
2 раздел. Технологии изготовления моделей кораблей (судов).
( 4 часа – теория, 2 часа – практика)
Тема № 1-3 – Материал для изготовления корпусов кораблей (судов): древесина, склеенные доски, папье-маше, фанера, стеклопластик и др.
Практическая работа – Разметка бруска. Килевая рама. Обшивка корпуса полосками шпона – 6 часов.
3 раздел. Принцип радиоуправления, простейшие автоматические системы.
( 4 часа – теория, 12 часов – практика)
Тема № 1 – Радиоуправляемое судно (корабль) фигурного курса – 2 часа
Тема № 2 – Простейшие автоматические системы, их устройство и эксплуатация. Микролитражные двигатели внутреннего сгорания – 2 часа
Тема № 3 – Установка радиоуправляемого устройства в корпусе судна (корабля) – 2 часа.
Тема № 4-8 – Изготовление рулевого устройства, его установка, регулировка и подгонка к модели радиоуправляемого судна (корабля) – 8 часов
4 раздел. Глиссирующие суда на подводных крыльях, воздушной подушке.
( 2 часа – теория, 8 часов – практика)
Тема № 1 – Принцип действия, физические законы, лежащие в основе проектирования и строительства глиссирующих судов на подводных крыльях и воздушной подушке –2 часа
Тема № 2 – Выбор модели определенного масштаба. Основные детали набора корпуса, надстройки. Судовые устройства – 2 часа
Тема № 3 – Мореходные качества глиссирующих судов на подводных крыльях. Плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость и т.д. – 2 часа
Тема № 4 – двигатели и движители глиссирующих судов на подводных крыльях и на воздушной подушке – 2 часа
Тема № 5 – Законы физики и гидродинамики, их оптимальные условия для создания глиссирующих судов и на воздушной подушке – 2 часа
5 раздел. Проектирование моделей судов (кораблей).
( 2 часа - теория, 10 часов – практика)
Тема № 1 – Разработка проекта. Основные определения и главные размерения – 2 часа
Тема № 2 – Типовые проекты судов (кораблей), их моделей. Формы корпуса и теоретический чертеж – 2 часа
Тема № 3 – Мореходные качества. Движители. Скорость. Управляемость – 2 часа
Тема № 4 – Возможности отступлений от основных элементов проекта – 2 часа
Тема № 5 – расчет массы и положения центра тяжести судна. Расчет водоизмещения. Расчет остойчивости – 2 часа
Тема № 6 – Рабочие чертежи спроектируемого судна (корабля) для изготовления модели – 2 часа
6 раздел. Итоговое занятие – 2 часа
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Основной принцип обучения – введение нового материала на основе усложнения уже пройденного.
Программа первого года обучения предполагает первоначальное знакомство с устройством судов (кораблей), его вооружением. В течение учебного года обращается внимание на основные этапы изготовления простейших моделей судов, кораблей из бумаги, древесины, фанеры. Занятия проводятся с использованием чертежей, эскизов, фотографий.
Перед началом занятий при изучении очередной темы и во время практической работы педагог интересуется, что знают и умеют учащиеся по данному вопросу (теме). Это позволяет повысить знания, навыки и заинтересованность ребят при изготовлении моделей судов, кораблей.
В течение года ребята участвуют в выставках со своими моделями, посещают музеи и памятные места в Кронштадте.
Систематически проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, юнгами Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ), посещение комнат боевой славы частей и кораблей гарнизона.
Программа второго и третьего года обучения позволяет выработать интерес и приобрести необходимые навыки в изготовлении более сложных моделей судов и кораблей. Занятия в основном проводятся в практической работе над изготовлением моделей судов, кораблей с использованием чертежей и специальной литературы.
Многие воспитанники, чьи модели после изготовления, получают наивысшую оценку, участвуют в соревнованиях по судомодельному спорту в Санкт-Петербурге, в местах проведения городских и районных соревнований.
В летний период для воспитанников организуется плавательная практика на учебном судне «А. Маринеско», шлюпках Ял-6. В ходе учебных походов воспитанники посещают кронштадтские северные форты, форты Обручев, Тотлебен и другие места боевой славы флота.
Список литературы
Для педагога:
- Щетанов «Судомодельный кружок.» 1983 г.
- Курти «Постройка моделей судов.» 1989 г.
- Марквадрт «Рангойт, такелаж, паруса судов XVIII века.»1991 г.
- Витченко «Морское дело.» 1984 г.
- Иванов «Шлюпка. Управление и устройство.» 1976 г.
- Ветров «Пионерская судоверфь.» 1982 г.
- Курбатов «15 проектов судов» 1986 г.
- Рейнке «Постройка яхт» 1982, 1986 г.
- Целовальников «Справочник судомоделиста» 1983 г.
Для воспитанников:
- Карпинский «Модели судов из картона» 1990 г.
- Григорьев «Школа яхтенного рулевого» 1967 г.
- Орлов «Делай сам. Модели кораблей» 1992 г.
- Журналы «Моделист – конструктор» подписка 1990-1998 г.