Конспект урока "Лоскутное шитье"
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему
Цели:
- познакомить учащихся с историей развития лоскутной техники; материалами и приспособлениями для шитья;
- дать представление о композиционном и цветовом решении изделия;
- научить изготавливать и пользоваться шаблонами для раскроя элементов орнамента;
- развивать художественный вкус, точность, аккуратность, патриотизм через воспитание уважения к истории родного края.
Дидактическое обеспечение: готовые образцы изделий, выполненные в технике лоскутного шитья; коллекция тканей для работы; журналы Мод».
Оборудование: компьютер, проекционная система, мультимедийная презентация, картон, канцелярский нож, цветные карандаши.
Методы ведения занятия: беседа, рассказ-объяснение, самостоятельные наблюдения учащихся, показ наглядностей, демонстрация трудового приёма, самостоятельная работа учащихся.
Тип занятия: изучение нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_loskutnoe_shite.docx | 55.94 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия
Тема: «Лоскутное шитье - неиссякаемый источник творчества»
Цели:
- познакомить учащихся с историей развития лоскутной техники; материалами и приспособлениями для шитья;
- дать представление о композиционном и цветовом решении изделия;
- научить изготавливать и пользоваться шаблонами для раскроя элементов орнамента;
- развивать художественный вкус, точность, аккуратность, патриотизм через воспитание уважения к истории родного края.
Дидактическое обеспечение: готовые образцы изделий, выполненные в технике лоскутного шитья; коллекция тканей для работы; журналы Мод».
Оборудование: компьютер, проекционная система, мультимедийная презентация, картон, канцелярский нож, цветные карандаши.
Методы ведения занятия: беседа, рассказ-объяснение, самостоятельные наблюдения учащихся, показ наглядностей, демонстрация трудового приёма, самостоятельная работа учащихся.
Тип занятия: изучение нового материала.
Ход занятия
1. Организационная часть.
а) Приветствие.
б) Проверка готовности учащихся к занятию
Здравствуйте ребята и уважаемые гости!
Сегодня у нас необычный урок, а открытый. Тему сегодняшнего урока я объявлю чуть позже.
Ребята скажите какой сегодня день? А кто знает какой сегодня народный праздник?
30 октября (17 октября по старому стилю) День Осия Колесника. « На Осия — колесо с осью до весны расстаются, с осенью колесо прощается» - так говорили крестьяне. Телегу в сараи ставили, сани вытаскивали. Устанавливался санный путь.
Про этот день говорили так: «Быстро тает день - не привяжешь за плетень».
Гадали по скрипу тележных колес об урожае: если в этот день колеса едут тихо, не скрипят — к богатому урожаю.
Детям в этот день загадывали загадки о колесах и телегах. Известны, например, такие: «Барыня подкрашена, поперек подпоясана, а спина намазана»; «Четыре братца уговорились гоняться, как ни бегут, друг друга не догонят»; «Один идет, четверых за собой ведет, а пятый сидит, во все глаза глядит».
И еще в этот день не советовали мыться, а вот почему — неизвестно
Источник: http://calendareveryday.ru/index.php?id=narodn/10/30 © calendareveryday.ru
Наступает глубокая осень. Урожай с полей убрали. День становится короче, вечера длиннее, свободного времени у людей становится больше. Любому человеку нужно себя занять чем то. Ведь впереди много свободных вечеров и всяких праздников. Гостей надо встречать и угощать, дарить подарки. Наступила пора заняться любимым делом , т. е. декоративно – прикладным творчеством.
Какие виды декоративно – прикладного творчества вы знаете? (Бисероплетение, макраме, плетение кружев, батик, витраж, мозаика, нитяная графика, роспись (жестов, хохлома, городецкая), вышивка, вязание (на вилке, крючком, на спицах), выпиливание , резьба по дереву, выжигание, декупаж, коллаж, лепка (пластилин, тесто, глина), чеканка.
ГОТОВЫЕ ПОДЕЛКИ С ВЫСТАВКИ
Ребята, перед Вами - кроссворд, вы должны его разгадать, чтобы определить ключевое слово. Оно подскажет нам тему сегодняшнего урока.
- Инструмент для ручной работы с тканью. (Игла)
- Дефект ткани. (Утолщение)
- Физическое свойство ткани. (Пылеемкость)
- Вид волокна животного происхождения. (Шелк)
- Вид первичной обработки текстильного волокна. (Сушка)
- Специалист ткацкой фабрики. (Ткачиха)
- Процесс отделочного производства ткани. (Окраска)
- Технологическое свойство ткани. (Усадка)
Какое ключевое слово было зашифровано в кроссворде?
Правильно - “лоскуток”. И как вы, наверное, уже догадались, речь сегодня пойдет о лоскутном шитье.
Итак, тема сегодняшнего урока “Лоскутное шитьё – неиссякаемый источник творчества”. На уроке мы познакомимся ………(Слайд…)
2. Изучение нового материала.
В старинном доме не было бесполезных вещей. Кусочки ткани, оставшиеся при раскрое, экономичные хозяйки не выбрасывали, а складывали до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили определенное место в готовом изделии.
Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а стремились сделать это искусно. Придумывали узор, композицию подбирали детали по форме и цветовым сочетаниям.
Шитьё из лоскутков – один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, глубокие корни. Как художественная работа, шитьё из лоскутов по сути своей очень близко к древнему искусству мозаики.
Чтобы познакомиться с истоками лоскутного шиться девочкам было дано опережающее задание: Подготовить сообщение об истории лоскутного шитья. ().
Сейчас внимательно послушайте рассказ и постарайтесь ответить на вопросы, представленные на доске:
- Что способствовало возникновению лоскутного шитья?
- В какой среде (городской или крестьянской) лоскутное шитье появилось раньше и почему?
- Когда в России начали складываться традиции лоскутного шитья?
Рассказ учениц.
1 ученица:
Слайд Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.
Слайд Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций.
2 ученица:
Слайд Лоскутное шитье зародилось и развивалось изначально в крестьянской среде. Предметы деревенского быта чаще всего были и полезны, и красивы. Лоскутные одеяла (Слайд ), коврики-кругляши (Слайд ), дорожки (Слайд ), сотканные из полосок ткани, так же как расписные прялки, резные туеса, вышивка, наполняли быт и радовали глаз.
Слайд Традиции лоскутного шитья в России начали складываться в XIX в., когда фабричные ткани стали предметом повседневного обихода. Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла, сшитого из кусочков отслужившей свой срок одежды. Лоскутки зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, соединяли их как придется. В крестьянском быту у лоскутного одеяла преобладала утилитарная функция, оно служило главным образом защитой от холода. В то же время в некоторых областях России традиционно изготовление лоскутных одеял было связано со свадебным обрядом: оно было частью приданого. Лоскутное одеяло принято было дарить на рождение ребенка. Такие одеяла сочетали в себе практичность и декоративность.
Важным элементом в доме были куклы – обереги. Куклами-оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших предков. Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня Ивана-Купалы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребёнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви.
Учитель:
- Спасибо, девочки.
- Кто ответит на заданные вопросы?
(Ответы учащихся).
Учитель:
Лоскутное шитье - древний вид декоративно-прикладного творчества. Лоскутная техника – удивительное рукоделие, пришло к нам из глубокой древности. В 70-е годы XX века, когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью. С тех пор этот интерес неуклонно растет. В нашей стране и зарубежном проводятся фестивали, конкурсы, мастер - классы, создаются творческие объединения.
Сейчас лоскутное шитье переживает новое рождение, оно стало для многих любимым занятием. Из разноцветных лоскутов можно получить оригинальные вещи: жилеты(СЛАЙД,,,), юбки (СЛАЙД,,,) ,сумки (СЛАЙД,,,) одеяла, подушки, покрывала и сделать подарок своими руками.
В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства, которое неуклонно растёт.
Создавать изделия в лоскутной технике может любой человек, кто этого желает. В работу может пойти не только ткани, но и пряжа, тесьма, ленты, кружева – все, что найдется под рукой и, конечно, ваша фантазия.
Учитель:
Существует большое разнообразие приёмов работы с лоскутками.
К наиболее распространённым относятся: печворк, квилт, текстильный коллаж, текстильная мозаика.(СЛАЙД )
Печворк . «Пэчворк» в переводе на русский язык означает «лоскутная работа» (от англ. patch – заплатка (кусочек ткани) и work - работа), и в его истоках лежит штопка, лоскуты для которой брали из старой одежды.
Квилт. «Квилт» («quilt» переводится как стегать, простёгивать; подбивать ватой ) сшивать; зашивать (что-либо внутрь чего-либо)». Поскольку таким образом шили чаще всего одеяла, то этим словом стали именовать стеганое или сшитое из отдельных лоскутов одеяло. В настоящее время «квилтом» называют любую стеганую вещь, будь то одеяло, панно или жилет.
.
Текстильный коллаж. В переводе с французского – наклеивание. Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, создавая определённый рисунок.
Текстильная мозаика – орнамент, выполненный из отдельных ,пригнанных друг к другу разноцветных лоскутков. Это современная техника, в которой лоскутки соединяются между собой с помощью машинного шва “зигзаг”.
Учитель:
- Какие необходимы инструменты и оборудование для изготовления изделий из лоскутков? (СЛАЙД )
Для работы необходимо иметь: иглы, ножницы, нитки, сантиметровую ленту, линейку, портновские булавки, картон, мел портновский, карандаш, утюг, швейную машину.
- Как вы думаете, какие ткани нужно использовать для работы в лоскутном шитье?
Для работы лучше использовать ситец, сатин, бязь, хлопок, лён и т. п. Прокладочные материалы: синтепон, ватин. Пригодятся: тесьма, лента, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы. Не используйте ветхие ткани, так как в изделии они быстро протрутся!
Как подготовить материал к работе? ( СЛАЙД )
Подготовка материалов к работе включает следующие этапы:
1. Определение прочности окраски (уголок ткани проутюживают через мокрую ткань). Если на ней останется след, значит, краски линяют. Такой материал использовать можно после стирки.
2.Стирка и накрахмаливание тканей. Изделия из лоскутов хорошо выглядят и меньше пачкаются, если ткань, из которой оно выполнено, накрахмалить.
3. Декатировка – это увлажнение ткани перед раскроем для усадки. Под действием горячей воды и пара все ткани, имеющие натуральные волокна, дают разную усадку. Лоскутные вещи состоят из многих различных тканей, и эта деформация может испортить всю работу.
3. Подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку.
Быстро и со вкусом подобрать ткани поможет цветовой круг “каждый охотник желает знать где сидит фазан”. Цвета условно распределили на две группы: “тёплые” - красный, оранжевый, жёлтый – напоминают о солнце и тепле. “Холодные” - зелёный, голубой, синий и фиолетовый – напоминают о холоде. Существует нейтральная группа цветов – черный, белый и серый. Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный-зелёный, оранжевый - синий, жёлтый - фиолетовый. Более изысканным и сложным цветовым сочетанием принято считать цвета секторов, расположенных один от другого через сектор: красный – жёлтый – синий; зелёный – фиолетовый – оранжевый и т. д. Цвета соседних секторов вносят дисгармонию, и не стоит их соединять вместе: красный – оранжевый и т. д.
(СЛАЙД )
Показать инструкцию: “дополнительные цвета”
Цвет | Дополнительные цвета |
Красный | Зелёный, серый, синий, жёлтый, чёрный, коричневый |
Оранжевый | Фиолетовый, ярко-синий, бледно-голубой |
Жёлтый | Чёрный, синий, красный, коричневый, зелёный, голубой, фиолетовый |
Тёмно-зелёный | Коричневый, бежевый |
Зелёный (светлый) | Жёлтый, оранжевый, тёмно-зелёный, песочный, розовый |
Бледно-голубой | Тёмно-красный, серый |
Синий | Серый, белый, голубой, жёлтый, красный, чёрный |
Фиолетовый | Светло-зелёный, тёмно-зелёный |
Коричневый | Желтый, чёрный, красный, бежевый, зелёный |
Серый | Фиолетовый, малиновый |
Работа с приложением Расположение фигуры по группам цвета (Учащиеся группами работают за компьютерами)
Фактура ткани – это структура её поверхности. Фактура зависит от переплетения нитей.
В лоскутной технике предпочтение отдаётся простому переплетению (полотняному, саржевому, сатиновому, атласному).
Широкое применение нашли ткани с рисунком. На фоне пёстрых тканей заметно выделяются однотонные ткани без рисунка.
Ими хорошо выделять основные компоненты и главные направляющие линии. И наоборот.
Техника лоскутного шитья включает в себя несколько её видов. К ним относятся:
шитьё из квадратиков;
шитьё из полосок;
шитьё из треугольников.
А) Это шитьё из квадратиков, его часто применяют в мелкой мозаичной сборке, а при соединении квадратных блоков с лоскутным узором в полотно одеяло, салфетки.
СЛАЙД
Вы попробуете отработать сегодня навыки этого способа сборки на примере узора из девяти квадратиков двух цветов, которые сочетаются в цветовом круге, расположенных в шахматном порядке.
б) Набор из треугольников часто включают в мозаичный узор. Отработав приёмы сбора треугольников, вы сможете выполнить многие традиционные узоры и самостоятельно разработать свой неповторимый орнамент (узор).
СЛАЙД
Несложный лоскутный узор способен превратить простой кусок ткани в прекрасную скатерть, способную украсить любой интерьер жилого дома
.
в) Шитьё из полосок.
Это один из самых простых способов лоскутного шитья – сборка полотна из полосок, выкроенных по долевой нити. Выполнить эту модель легко сможет любой начинающий человек.
СЛАЙД
Используя приложение составить эскизы «Кленовый лист», «мельница»
Практическая работа №1: “Составление эскиза прихватки”
Изученный материал закрепляется практической работой. Учащиеся, пользуясь цветными карандашами, составляют эскиз прихватки, который состоит из квадратов (треугольников) одинаковой величины, но разных цветов.
Как правильно изготовить шаблоны!
Изготовление шаблона
Учитель:
Изготовление лоскутного изделия начинают с подготовки шаблонов, по которым кроят. Они могут быть самых различных форм и размеров: квадратные, треугольные, в виде ромбов. Так как одними и теми же шаблонами приходится пользоваться не один раз, их делают из прочных материалов: толстого картона, пластика, оргстекла.
(Показ трудового приёма)
Шаблон делают так: вычерчивают на картоне нужный контур без припуска на шов, затем со всех сторон добавляют на припуск 5-10 мм, и проводят второй контур (внешний). Теперь подкладывают под картон что-нибудь плотное, чтобы не прорезать стол, и острым ножом сначала режут по внутреннему контуру, а затем по внешнему. Получают шаблоны с “окошком”. Благодаря этому шаблону достигается большая аккуратность работы, так как он позволяет обозначить на ткани и линию, по которой сшивают лоскутики, и прибавки на швы. Точно рассчитан шаблон – изделие красивое и аккуратное!
Практическая работа №2.
1) Инструктаж по технике безопасности при работе с канцелярским ножом.
2) Изготовление шаблонов из картона (треугольник, квадрат).
(Учащиеся, пользуясь своим рисунком, изготавливают шаблоны из картона)
Закрепление ТЕСТ
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по теме "Техника лоскутного шитья "Ляпочиха". Изготовление коврика.
В кабинете набирается очень много мелких, ненужных обрезков после раскроя изделий и для этой техники лоскутного шитья всё это подходит как нельзя лучше. Она приучает учащихся к экономике и...
Конспект урока (технология, 6 класс) по теме "Знакомство с техникой лоскутного шитья"
Лоскутная техника не утратила своего обаяния и сегодня. Очень часто на страницах журналов и улицах городов можно увидеть людей, одетых в изделия, выполненные в лоскутной технике. В ход идут не т...
Конспект открытого занятия по теме: «Раскрой и шитье новогодней игрушки «Коза»
Ведущей идеей занятия является поэтапное обучение, воспитание, развитие детей, проявляющих интерес к конкретному направлению творческой деятельности.Цель: Применение и закрепление полученных ЗУН при р...
Конспект урока "Лоскутное шитье"
конспект урока (ФГОС)...
План-конспект занятия по теме «Техника лоскутного шитья "Ляпочиха". Изготовление коврика».
Разработка план – конспекта занятия кружка « Лоскутная пластика»...
Основы лоскутного шитья. Техника выполнения скоростного лоскутного шитья.
Лоскутное одеяло - это стеганное одеяло, лицевая сторона которого сщита из разноцветных и пестрых кусочков ткани....
План-конспект открытого урока на тему "Лоскутное шитье", презентация "Лоскутное шитье". 5класс
Данный материал предназначен для проведения урока в 5 классе на тему "Лоскутное шитье", целью которого является, ознакомление учащихся с лоскутным шитьем как древним и современным видом деко...