Технологическая карта урока технологии в 5 классе "Соединение деталей заклепками".
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Меновщиков Адольф Алексеевич

В учебном материале представлена технологическая карта урока технологии в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС, который сопровождается презентацией "Соединение заклепками". В работе обучающиеся используют ранее успешно апробированный лист самооценки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет.   Технология                                                                                                                                                                               Класс  5

Базовый учебник. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица «Технология. Технический труд» 5 класс. Москва. И Ц «Вентана-Граф, 2011

Тема урока.  Соединение деталей из тонколистового металла заклепками. 

Цель урока: формирование приёмов выполнения заклепочного соединения.

Планируемые результаты:

а) предметные: уметь выполнять разметку, сверление, соединение деталей из тонколистового металла заклепками;

б) личностные: уметь работать в парах, слушать собеседника и аргументировать свою точку зрения;

            в) метапредметные:  уметь обрабатывать информацию, выбирать рациональные способы решения технических задач в                          зависимости от  конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

Задачи урока:

а) образовательные (формирование познавательных УУД):

- обеспечить осознанное усвоение последовательности выполнения заклепочного соединения деталей из тонколистового металла;

- совершенствовать навыки работы слесарным инструментом;  

б) развивающие (формирование регулятивных УУД):

- способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности обучающихся (учить анализировать свою работу,

выделять главное при выстраивании технологического процесса, сравнивать свою работу с работой друзей по классу, строить  

аналогии, обобщать и систематизировать успехи в работе, ставить и разрешать проблемы во время урока);

- развивать двигательную сноровку, соразмерность движений с конструкционными свойствами обрабатываемого материала;

в) воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

- прививать соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

- воспитывать ответственность, добросовестность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам.

г) профориентационные (формирование познавательных УУД):

- познакомить с профессией слесаря-сборщика.

Тип урока. Урок введения нового знания.

Объект труда. Совочек для сыпучих материалов.

Необходимое оборудование, инструменты, материалы, приспособления:

- образец совочка для сыпучих материалов;

- компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Соединение заклепками»;

- верстаки слесарные, станок сверлильный, очки защитные, линейки, чертилки, кернеры, молотки, наборы для клепки.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Мотивация к учебной деятельности.

Организационный момент

(1 слайд)

Включение в деловой ритм. Выявление проблемы.                                                                       - Что изготовляли на прошлом уроке? (Совочек).                                                                     - Где он применяется?                                            – Что предстоит сделать сегодня? (Соединить корпус совка и ручку).                                               - Сможете самостоятельно выполнить это?

- Сформулируйте проблему, которую вам предстоит решить? (Соединить корпус совка и ручку).                                                                            - Где будете использовать совочек?

Подготовка класса к работе. Положительный эмоциональный настрой на урок.

Выдвижение предложений по теме беседы.

Проблема: соединить корпус и ручку совка.

Личностные:           мотивация, проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности      Регулятивные:              помощь учителю в самоорганизации.             Коммуникативные: построение понятных для собеседника высказываний.

2

Актуализация знаний.

Фиксация затруднений в деятельности

Выявляет уровень знаний, необходимых для изготовления изделия.

Проверим, а что мы уже знаем и умеем делать по этой проблеме?

Открыть стр. 94, ответим на вопросы.

- Какую ответственную технологическую операцию выполняли на прошлом уроке?

- На чем?

- Что такое сверлильный станок?

(Ответы на вопросы в учебнике, стр. 94, 1, 3)

- Что является рабочим органом у сверлильного станка?

Предлагается назвать варианты решения проблемы.

1. Соединение на клею                                              2. Соединение на винтах                                            3. Соединение на заклепках                                        4. Соединение фальцевым швом.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Актуализация имевшихся ранее знаний.

Ответы на вопросы учителя и (1, 3), учебник, стр. 94

Высказывание различных вариантов решения данной проблемы.

1. Соединение на клею

2. Соединение на винтах и гайках

3. Соединение на заклепках

4. Соединение фальцевым швом

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:     развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.

3

Постановка учебной задачи

(2 слайд)

(3 слайд)

Создает проблемную ситуацию.  

Предложить наиболее доступный и надёжный способ соединения деталей изделия.   Соединение заклепками.

Назовите тему урока. 

Соединение деталей из тонколистового металла заклепками.

Сформулируйте цель.     

Соединить корпус и ручку совочка.

Ставят цели, формулируют 

(уточняют) тему урока.

Самостоятельное определение темы и цели урока.

Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала.

Осмысление темы нового материала и основных приёмов выполнения  соединения деталей из тонколистового металла.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: выделение проблемы, самостоятельное формулирование познавательной цели, темы урока.

4

Ввод нового материала.

Построение проекта выхода из затруднения

(«открытие» детьми нового знания).

(4 слайд)

(5 слайд)

(6 слайд)

(7 слайд)

(8 слайд)

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации (определение задач)

Предложить последовательность выполнения соединения.

1. Работа с учебником, стр.95-96.

2. Работа с презентацией.

- Назовите элементы заклепки.

- Назовите последовательность выполнения соединения заклепкой.

- Какие приспособления изображены на слайде? С какой целью они применяются?

- Где применяются заклепочные соединения?

- Почему на слайде изображен нож?

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

Составление технологической карты (последовательности операций) изготовления изделия.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе решения.

5

Первичное закрепление

(9 слайд)

Устанавливает осознанность ситуации.

Предлагается:

- Какую наиболее опасную технологическую операцию сегодня будете выполнять?

- Изучить правила безопасной работы при выполнении соединения (сверление, с. 92-93).

А теперь сможем самостоятельно выполнить соединение заклепкой и сделать первый шаг по достижению цели? Кстати, напомните цель урока.

- Демонстрация учеником последовательности и приёмов выполнения соединения заклепками (выполняет в паре).

- Фиксация ошибок в работе.

Выполняют типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Работа со слайдами по правилам безопасной работы.

Тренировочные упражнения по выполнению соединения  заклепками.

Регулятивные:          контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:          умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов соединения деталей из металла.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6

Применение нового знания.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(9 слайд)

Организует деятельность по применению новых знаний.

Практическая работа, учебник, стр. 96 (п. 6).

Предлагается:                                                               - повторить инструкцию по выполнению соединения заклепками (с. 95, рис. 90);                - разметить заготовки для соединения;                    - накернить центры отверстий для заклепки;          - просверлить отверстия в деталях;                          - выполнить первое заклепочное соединение;    - просверлить второе отверстие в корпусе совка по отверстию в ручке;                                    - выполнить второе заклепочное соединение;     - придать изделию товарный вид.

Работа в парах.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Демонстрация образца.

Выполнение практической работы в соответствии с инструкцией в учебнике.

Распределение обязанностей в парах.

Разметка деталей изделия.

Сверление деталей соединения.

Подгонка деталей изделия.

Выполнение заклепочного соединения.

Контроль качества изделия по эталону (образцу).

Регулятивные:           контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и подлежит закреплению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение, формирование умения работать в парах, группах,

применение на практике полученных знаний и последующий контроль. Познавательные:            выбор наиболее эффективных способов решения технических задач.

7

Включение в систему знаний.

Рефлексия деятельности. Итог урока

(9 слайд)

Организует рефлексию.

1. Ответить на вопросы  (5-9) в учебнике  (стр. 96).

2. Оценить свою работу, используя лист самооценки.  (Приложение 1).

3. Установить объективность самооценки напарника (по листу самооценки)

Сделайте вывод (по цели урока).

Определите цели дальнейшей деятельности: сделать ручку совочка наиболее эстетичной.

(Подумайте над этой проблемой)

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

1. Ответы на вопросы.

2. Оценка своей работы в соответствии с критериями листа самооценки.

3. Оценка правильности самооценки напарника.

Делают вывод (по цели урока): освоили соединение деталей из тонколистового металла заклепками.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.                

Личностные:                          оценка и самооценка учебной деятельности.

8

Информация о домашнем задании

Комментирует домашнее задание.

1. Выявить соединение заклепками у предметов, применяемых в быту, и объяснить рациональность их применения.

2. Определить отличия заводских заклепочных соединений от тех, которые вы выполнили.

Записывают домашнее задание в дневник.

Методические материалы к проектированию урока

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.  и др.; Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с.
  2. Атаулова О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии [Текст] / О.В. Атаулова. // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. – М.: Изд-во «Эслан», 2003. – С. 117-119.
  3. Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Коптяева О.Н. Введение ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения. Методические рекомендации к программе повышения квалификации педагогических работников. Вологда, 2013
  4. Есенкова Т.Ф. Методические рекомендации по внедрению стандарта общего образования по «Технологии» [Текст] / Авт. сост. О.В. Атаулова; Под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2004. – 88с.
  5. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. // УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ – № 12/2011.– С. 12-18
  6. Симоненко В.Д. Программа начального и основного общего образования [Текст]: Сборник / В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 192 с.
  7. Симоненко В.Д. Технология: программа. 5–8 классы [Текст] / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. Под ред. В.Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 148 с. 



Предварительный просмотр:

Технология                                                                                                              ……..…класс

Фамилия, имя ............................................................................................................

Лист самооценки на уроке

Критерий                                                                                

Число

Месяц

1

Выявить проблему

2

Ответить на вопросы по исследуемой проблеме

3

Предложить варианты решения проблемы

4

Выбрать лучший, наиболее доступный вариант

5

Назвать тему урока

6

Сформулировать цель урока

7

Определить задачи для достижения цели

8

Выявить затруднения в работе

9

Изучить последовательность изготовления изделия, используя учебник, технологическую карту, справочник

10

Выполнить практическую работу по изготовлению изделия в группах, парах (распределение обязанностей, взаимовыручка)

11

Ответить на контрольные вопросы задания

12

Соблюдение правил безопасности, организации труда

 13

Оценить изделия (своё и напарника): выполнено по размерам, имеет товарный вид, что надо улучшить

14

Подвести итог урока (по цели урока), предложить новую идею решения проблемы, определить дальнейшие действия

Всего баллов («3»- до11;   «4»- от 12 до 19; «5»- от 20 до 28)

0 – не выполнено;      1 балл – участвовал, результат получен;         2 балла – активен, хороший результат

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Технология                                                                                                              ……..…класс

Фамилия, имя ............................................................................................................

Лист самооценки на уроке

Критерий                                                                                

Число

Месяц

1

Выявить проблему

2

Ответить на вопросы по исследуемой проблеме

3

Предложить варианты решения проблемы

4

Выбрать лучший, наиболее доступный вариант

5

Назвать тему урока

6

Сформулировать цель урока

7

Определить задачи для достижения цели

8

Выявить затруднения в работе

9

Изучить последовательность изготовления изделия, используя учебник, технологическую карту, справочник

10

Выполнить практическую работу по изготовлению изделия в группах, парах (распределение обязанностей, взаимовыручка)

11

Ответить на контрольные вопросы задания

12

Соблюдение правил безопасности, организации труда

 13

Оценить изделия (своё и напарника): выполнено по размерам, имеет товарный вид, что надо улучшить

14

Подвести итог урока (по цели урока), предложить новую идею решения проблемы, определить дальнейшие действия

Всего баллов («3»- до11;   «4»- от 12 до 19; «5»- от 20 до 28)

0 – не выполнено;      1 балл – участвовал, результат получен;         2 балла – активен, хороший результат


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»

Планируемые результаты:·         Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Сборка рисунка из деталей

Технолдогическая картаТема урока: Сборка рисунка из деталейСоздать условия для развития универсальных учебных действий:·         Личностных – знание нравственно...

Технологическая карта урока технологии 5 класс (мальчики) "Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов "

Технологическая карта урока Предмет: технология     Класс: 5     Учебник: А.Т. Тищенко. «Технология»Тема урока: Соединение деталей из древесины с помо...

Технологическая карта урока технологии в 5 классе. Тема урока: «Лоскутное шитье»

Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме "Лоскутное шитье". Рабочая программа 5-9 классы/ А.Т.Тищенко, Н.В.синица. - М.: Вентана-Граф, 2017. Раздел программы "Материаль...

Технологическая карта урока технологии « Индустриальные технологии » 8 класс

Технологическая картаурока технологии« Индустриальные технологии » 8 класс...

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...