Рабочая программа ФГОС технология 4 класс .Автор Е.А. Лутцева
рабочая программа по технологии на тему
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения
- "Фундаментального ядра содержания общего образования " ( под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова)
- Базисного учебного плана
- "Планируемых программ начального общего образования" (подредакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой)
- Примерных программ начального образования".
- Авторской программы Е.А.Лутцевой. Технология: программа:1-4 классы /Е.А.Лутцева.-М.,Вентана - Граф,2013.
- Инструктивно - методического письма "О преподавании предметов в начальной школе в условиях перехода на ФГОС в Саратовской области в 2013-2014 учебном году".
- Программа расчитана на 34 часа. 1 час в неделю и обеспечена следующим методическим комплектом:
- Е.А.Лутцева. Технология: 4 класс:Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:- 4-е изд., доработ. - М.: Вентана - Граф, 2014. -(Начальная школа XXI века)
- Е.А.Лутцева технология:4 класс: Рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Вентана - Граф, 2014г. (Начальная школа XXI века).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа ФГОС технология 4 класс .Автор Е.А.Лутцева. | 37.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАССМОТРЕНО» Руководитель ШМО ____________/Е.Е.Бороденко/ Протокол № _____ от «___»_____________2014 г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по МР МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» __________/_Т.П.Федорова/ «___»_________2014 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» _____________/В.А.Токорева/ Приказ № ___от «__»___2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Федорчук Раисы Сергеевны, учителя высшей кв. категории
по технологии 4 класса
2014 – 2015 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;
- «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);
- Базисного учебного плана;
- «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой);
- «Примерных программ начального общего образования»;
- Авторской программы Е.А. Лутцевой. Технология: программа: 1- 4 классы/Е.А.Лутцева. – М.: Вентана – Граф, 2013. -
- Инструктивно-методического письма «О преподавании предметов в начальной школе в условиях перехода на ФГОС в Саратовской области в 2013 - 2014 учебном году».
- Программа рассчитана на 34 часа , 1 час в неделю и обеспечена следующим методическим комплектом:
- –Лутцева, Е. А., Технология: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:– 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 160 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)
- – Лутцева, Е. А., Технология: 4 класс: Рабочая тетрадь к учебнику. – М.: Вентана-Граф, 2013г. (Начальная школа XXI века).
Цели обучения: во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники; во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребенка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности ( планирование, ориентировка в здании, преобразование. Оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи. Возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата).
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительно искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
- Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструктивного мышления в частности);
- Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов. Энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
- Формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
- Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
- Использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
- Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам. Умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважение к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Регулятивные УУД:
Обучающиеся получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Средством формирования познавательных УУД служит формирование функциональной грамотности, чтобы использовать знаково-символические средства и овладеть действием моделирования.
вычитывать все виды текстовой информации;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
В результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, а также элементарных доступных проектов обучающиеся получат первоначальный опыт осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение общего объёма работы, навыки сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах, для формирования умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, адекватно передавать информацию и условия деятельности в речи.
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
умение задавать вопросы.
Содержание курса рассматривается, прежде всего, как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности. Сквозная идея содержания – внутреннее стремление человека к познанию мира, реализации своих жизненных и эстетических потребностей. Технология представлена как способ реализации жизненно важных потребностей людей, расширения и обогащения этих потребностей; влияние научных открытий (в частности, в области физики) на технический прогресс и технических изобретений на развитие наук (например, изобретение микроскопа и телескопа), повседневную жизнь людей, общественное сознание, отношение е природе. Особый акцент – на результаты научно-технической деятельности человека и на состояние окружающей среды, т.е. на проблемы экологии. История развития материальной культуры перекликается с историей развития духовной культуры, которая в своей практической составляющей также по-своему технологична.
Содержание курса целенаправленно отобрано, структурировано по двум основным содержательным линиям.
- Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры
Линия включает информационно-познавательную и практическую части и построена в основном по концентрическому принципу. В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки материалов (технологические операции и приемы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), использованию техники в жизнедеятельности человека и т.д. Даются представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах ее получения и использовании, об организации труда, мире профессий и т.п.
Концентричность в изучении материала достигается тем, что элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц, каковыми являются прежде всего технологические операции, приемы и процессы, а также связанные с ними вопросы экономики и организации производства, общей культуры труда. От класса к классу школьники расширяют круг ранее изученных общетехнологических знаний, осваивая новые приемы, инструменты, материалы, виды труда.
- Из истории технологии
Линия отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Материал построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды. Отражены некоторые страницы истории человечества – от стихийного удовлетворения насущных жизненных потребностей древнего человека к зарождению социальных отношений, нашедших свое отражение в целенаправленном освоении окружающего мира и создании материальной культуры. Содержание линии раскрывает учащимся на уровне общих представлений закономерности зарождения ремесел (разделение труда), создания механизмов, использующих силу природных стихий (повышение производительности труда), изобретения парового двигателя и связанного с этим начала технической революции. Дается также представление о некоторых великих изобретениях человечества, породивших науки или способствовавших их развитию, о современном техническом прогрессе, его положительном и негативном влиянии на окружающую среду, особенно в экологическом плане. При этом центром внимания является человек, в первую очередь как человек-созидатель – думающий, творящий, стремящийся удовлетворить свои материальные и духовно-эстетические потребности и при этом рождающий красоту.
Особенности представления материала:
- Исторические события, явления, объекты изучаются в их связи с реальной окружающей детей средой;
- Преобразующая деятельность человека рассматривается в единстве и взаимосвязи с миром природы; раскрывается их взаимовлияние, как положительное, так и отрицательное, в том числе обсуждаются проблемы экологии;
- Показано, что технологии практических работ из века в век остаются почти неизменными, особенно ручных, ремесленнических (разметка, вырезание, соединение деталей, отделка изделия);
- Осуществляется знакомство с основными движущими силами прогресса, в том числе рассматриваются причины и закономерности разделения труда, этапы развития техники в помощь человеку и т.д.;
- Подчеркивается, что творческая деятельность – естественная, сущностная потребность человека в познании мира и самореализации – проявляется, в частности, в изобретательстве, стимулирующем развитие производства или наук (физики, химии, астрономии, биологии, медицины).
Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребенка в той части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.
В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:
- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
- Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
- Конструирование и моделирование.
- Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).
Освоение предметных знаний и приобретение умений, формирование метапредметных основ деятельности и становление личностных качеств осуществляются в течение всего периода обучения. В содержание включаются задания на развитие основ творческой деятельности. Учтены также требования адаптационного периода: освоение материала курса в течение первых недель обучения осуществляется в процессе экскурсий, прогулок, игр на воздухе.
В 3 и 4классах освоение предметных знаний и умений осуществляется посредством переноса известного в новые ситуации, на первый план выходит развитие коммуникативных и социальных качеств личности, а также развитие основ творческой деятельности, высшая форма которой - проект.
Национальные и региональные традиции реализуются через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, реальные исторические объекты (сооружения) и изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами народов, населяющих регион.
Материал учебников и рабочих тетрадей, реализующих данную программу, представлен таким образом, что позволяет учителю на основе учебных тем составить учебную программу внеурочного занятия (факультатива).
Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с 1 класса. Репродуктивно осваиваются только технологические приемы и способы. Главная задача курса - научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации. Для этого необходимо развивать рефлексивные способности, умение самостоятельно двигаться от незнания к знанию. Этот путь идет через осознание того, что известно и неизвестно, умение формулировать проблему, намечать пути ее решения, выбирать одних из них, проверять его, оценивать полученный результат, а в случае необходимости повторить попытку до получения качественного результата.
Основные методы, реализующие развивающие идеи курса,- продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых знаний, опытные исследования предметной среды ит.п.). С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т.е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретенной информации.
При таком подходе результатом освоения содержания курса становится не только усвоение заложенных в программе знаний, качественное выполнение практических и творческих работ, но и личностные изменения каждого ученика в его нравственном, духовном, социальном развитии.
Для обеспечения качества практических работ (предметные результаты обучения) предусмотрено выполнение пробных поисковых, тренировочных упражнений, направленных на освоение необходимых технологических приемов и операций, открытие конструктивных особенностей изделий. Упражнения предваряют изготовление предлагаемых изделий, помогают наглядно и практически искать оптимальные технологические способы и приемы и тем самым являются залогом качественного выполнения целостной работы. Их необходимо выполнять на этапе поиска возможных вариантов решения конструкторско-технологической или декоративно-художественной проблемы, выявленной в результате анализа предложенного образца изделия.
Развитие творческих способностей как части метапредметных результатов обучения обеспечивается стимулированием учащихся к поиску и самостоятельному решению конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач, опорой на личный опыт учащихся, иллюстративный материал, систему вопросов и заданий, активизирующих познавательную поисковую (в том числе проектную) деятельность. На этой основе создаются условия для развития у учащихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать свои результаты и образцы профессиональной деятельности мастеров, искать оптимальные пути решения возникающих эстетических, конструктивных и технологических проблем.
Развитие духовно-нравственных качеств личности, уважения к наследию и традициям народа своей страны и других стран обеспечивается созерцанием и обсуждением художественных образцов культуры, а также активным включением в доступную художественно-прикладную деятельность на уроках и во время внеурочных занятий.
Деятельность учащихся на уроках первоначально носит в основном индивидуальный характер с постепенным увеличением доли групповых и коллективных работ обобщающего характера, особенно творческих. Начиная со 2 класса дети постепенно включаются в доступную элементарную проектную деятельность, которая направлена на развитие творческих качеств личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и пользоваться информацией. Эта деятельность предполагает приобщение учащихся к активному познавательному и практическому поиску: от выдвижения идеи и разработки замысла изделия (до практической реализации задуманного. Тематику проектов предлагает учитель либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся в результате обучения в 4 классе
К концу обучения в 4 классе обучающиеся должны:
иметь представление:
- о современных направлениях научно – технического развития в своей стране и мире, истории их зарождения;
- о положительном и отрицательном влиянии современной деятельности человека на природу;
- о глобальных проблемах экологии и роли человека в сохранении природной среды, предотвращении экологических и техногенных катастроф;
- об отдельных элементарных аспектах экономических знаний;
- о понятиях технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн, компьютер, селекция и др.
знать:
- современные профессии, появившиеся в 20 -21 веке и связанные с изученным содержанием;
- технические изобретения 20 века, вошедшие в нашу повседневную жизнь;
- название основных частей персонального компьютера и их назначение;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям;
- названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся;
- этапы технологического процесса и их особенности в зависимости от свойств материалов;
- петельную, крестообразную строчки и их варианты;
- луковичный и клубневый способы размножения растений.
уметь:
- определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно;
- подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий в каждом конкретном случае;
- эстетично оформлять изделия;
Календарно-тематическое планирование.
4 класс
№ урока | Кол. часов по разделу | Темы урока | Дата | Практикум | |
Планиру-емая | Реализу-емая | ||||
Современное производство. 6ч | |||||
1 | 1ч. | Штучное и массовое. | Изготовление летней шапочки. | ||
2 | 1ч. | От мастерской ремесленника к промышленному комбинату. Быстрее, больше. | |||
3 | 1ч. | Что такое научно-технический прогресс. Научно-технический прогресс. Современное производство. | |||
4 | 1ч. | Как люди совершают открытия. | |||
5 | 1ч. | Как работает современный завод | |||
6 | 1ч. | Какие бывают двигатели. | |||
Материалы для современного производства. 8ч | |||||
7 | 1ч. | Что изготавливают из нефти. Черное золото. Как добывают нефть и газ | |||
8 | 1ч. | Проблемы экологии. | |||
9 | 1ч. | Что такое предприятия высокой технологии. Новые технологии в земледелии и животноводстве. | |||
10 | 1ч. | Природоохранные и сельскохозяйственные технологии. | |||
11 | 1ч. | Агротехнические приемы выращивания луковичных растений | |||
12 | 1ч. | Чудеса в саду и огороде. | |||
13 | 1ч. | Деятельность человека в поиске и открытии пищевых технологий. | |||
14 | 1ч. | Цветочная сказка. | |||
Жилище человека 4ч | |||||
15 | 1ч. | О чём рассказывает дом. Дом для семьи | |||
16 | 1ч. | Какие бывают города. Как дом стал небоскребом. | |||
17 | 1ч. | Города будущего | |||
18 | 1ч. | Проверь себя. | |||
Дизайн 8ч | |||||
19 | 1ч. | Что такое дизайн. Его роль и место в современной проектной деятельности. | |||
20 | 1ч. | Этапы создания дизайна технического изделия. | |||
21 | 1ч. | Дизайн рекламной продукции. | |||
22 | 1ч. | Дизайн интерьера и ландшафта. Дизайн и маркетинг. | |||
23 | 1ч. | Дизайн одежды. Пять задач дизайнера – модельера. | |||
24 | 1ч. | Отделка одежды. | |||
25 | 1ч. | Аксессуары в одежде. | |||
26 | 1ч. | Проверь себя | |||
Компьютерный мир. 8ч | |||||
27 | 1ч. | Что такое компьютер? | |||
28 | 1ч. | Современный информационный мир и информационные технологии. | |||
29 | 1ч. | Что умеют компьютеры. | |||
30 | 1ч. | Как создать документ. | |||
31 | 1ч. | Файлы и папки. Создание текстов. | |||
32 | 1ч. | Форматирование текста. Как вставить картинку в документ. | |||
33 | 1ч. | Создание таблиц. | |||
34 | 1ч. | Проверь себя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 5 класс, авторы А.Н.Майков; А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая
Составлена на основе:1. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Примерная программа по всеобщей истории. Сборник нормативных документов по истории. стр.___2....
Рабочая программа 7 класс автор Телековский
Планирование рабочей программы в 7-ом классе...
рабочая программа . 5 класс . автор: Виленкин Н.Я.
рабочая программа содержит: пояснительную записку, цели и задачи курса математики 5 класса, основные требования к учащимся, календарное планирование...
Рабочая программа 8 класс автор А.И. Алексеев
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику А.И. Алексеева составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования...
рабочая программа 7 класс автор ладыженская
Рабочая программа 7 класс автор ладыженская...
рабочая программа 4 класс автор Верещагина И.Н. Афанасьева
рабочая программа 4 класс автор Верещагина И.Н. Афанасьева...
рабочая программа 5 класс автор Верещагина И.Н. Афанасьева
рабочая программа 5 класс автор Верещагина И.Н. Афанасьева...