Рабочая программа 8 класс автор А.И. Алексеев
рабочая программа по географии (8 класс) по теме
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику А.И. Алексеева составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии "География России" (8-9 классы),авторской программы Ким З.В., Кузнецова Г.Ю, Лисенкова Г.Я.В 8 классе изучается первая часть курса "География России"-"Природа и население",которая состоит из 3 разделов:"Пространства России","Природа и человек","Население России" В разделе " Природа и человек"природа рассматривается как ресурс для хозяйства,как среда для жизни населения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа 8 класс | 34.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по географии 8 класс.
Автор учебника А.И. Алексеев
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 г. Владимира.
Выполнила: учитель географии 1 кв. категории
Воронина Людмила Николаевна.
2013 – 2014 уч. год.
Пояснительная записка
Данная программа ориентирована на учащихся 8 класса и составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «География России»(8 – 9 кл.) ,авторской программы Ким Э.В.под редакцией О.А.Климановой и А.И.Алексеева; География 6 – 11 классы; программа для общеобразовательных учреждений ,составитель Е.В.Овсянникова М.Дрофа 2010
Главная цель курса — осуществлять системно - деятельностный подход в обучении учащихся, развивать творческое мышление и познавательную деятельность учащихся. Формировать систему географических знаний как компонента научной картины мира , глубокое и всестороннее изучение географии России, вырабатывать у обучающихся понимания экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих задач:
- усвоение основных понятий о географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине -России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования
- использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- сформировать представление о географии России как о «географии жизни людей» на территории нашей страны.
Согласно программе на изучение отводится 68 часов(2 часа в неделю). В 8 классе изучается первая часть курса «География России» - «Природа и население»,которая состоит из введения и трех разделов: «Пространства России», «Природа и человек», «Население России». В курсе предусмотрено выполнение 16 практических работ. Для отслеживания результатов обучения помимо поурочного контроля предусмотрен промежуточный контроль(после изучения каждой темы).Согласно Программе учащиеся должны приобрести знания о географических особенностях своей местности. В связи с этим 8 уроков отводится на региональный компонент.
Учебно – методический комплект:
- География России. Природа и население 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений А.И.Алексеев под ред. Алексеева М.Дрофа 2010.
- Петрушина Н. П. География России. Природа и население 8 класс. Рекомендации к планированию уроков по учебнику под ред. А.И.Алексеева: методическое пособие Н.П.Петрушина, Э.В.Ким М.Дрофа 2009.
- География России ч. 1 Природа и население 8 класс: атлас. М. ДИК, Дрофа 2011
- География России ч. 1 Природа и население 8 класс : контурные карты. М.ДИК. Дрофа 2011
- М.Ю.Евдокимов, В. И.Сиротин, В. Г. Терещенкова. География России методическое пособие под редакцией А.И.Алексеева М. Дрофа 2008
Учебно-тематический план
Название раздела | Содержание | Кол-во часов |
Введение | 1 | |
Пространства России | 6 | |
Природа и человек | Рельеф и недра | 5 |
Климат | 7 | |
Богатства внутренних вод | 4 | |
Почвы- национальное достояние страны | 4 | |
В природе все взаимосвязано | 3 | |
Природно-хозяйственные зоны | 10 | |
Природопользование и охрана природы | 4 | |
Население России | Сколько нас – россиян? | 2 |
Кто мы? | 2 | |
Куда и зачем едут люди? | 3 | |
Человек и труд | 1 | |
Народы и религии России | 3 | |
Где и как живут люди? | 5 | |
География Владимирской области | 8 | |
Всего | 68 |
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки уч-ся | Практические работы |
1 | Введение. Зачем мы изучаем географию России | Разнообразие территории России. Географический взгляд на мир | Находят черты сходства и различия между географическими объектами |
Раздел 1. Пространства России.-6 ч
2 | Россия на карте мира | Географическое положение и размеры территории. Крайние точки Административно-территориальное устройство | Сравнивают географическое положение России и других стран | Сравнение географ. положения России и Канады |
3 | Границы России | Границы России: сухопутные и морские. Воздушное пространство, территориальные воды | Составляют краткую хар-ку территории на основе географ. источников | Обозначение на конт. карте пограничных государств |
4 | Россия на карте часовых поясов | Время поясное, декретное, летнее. Часовые пояса на территории России | Решают задачи на определение поясного времени | Решение задач на определение поясного времени |
5 | Формирование территории России | Расширение Московского княжества на север, восток ,юг. | Находят и анализируют различные источники информации | |
6 | Географическое изучение территории России | Географические описания. Выявление географических закономерностей | Понимают и объясняют задачи географии в разные периоды | |
7 | Обобщение знаний по разделу «Пространства России» |
Раздел 2. Природа и человек-37ч
8 | Строение земной коры на территории России | Строение земной коры на территории России .Геологическое летосчисление. Тектонические стр-ры | Сопоставляют тектоническую и физическую карты | |
9 | Особенности рельефа России | Рельеф России. Влияние на природу, хозяйство | Объясняют понятия «платформа», «складчатый пояс» | Установление взаимосвязи тектон. стр-р, рельефа и пол. ископаемых |
10 | Современное развитие рельефа | Внешние и внутренние факторы рельефообразования | Показывают на карте формы рельефа и соответствующие им тектон.стр-ры | Обозначение на конт .карте тектон структур и форм рельефа |
11 | Роль внешних сил в формировании рельефа | Деятельность ледников, ветра, воды, хоз. деят-ть человека | Объясняют географ. понятия | |
12 | Использование недр | Минерально – сырьевые ресурсы и их роль в хозяйстве | Объясняют понятия «месторождения», «горючие ископаемые» | |
13 | Общая хар-ка климата России | Солнечная радиация, климатообразующие факторы | Объясняют понятия, приводят примеры влияния климата на компоненты природы | |
14 | Закономерности влияния воздушных масс | Циркуляция воздушных масс | Анализируют климатическую и физическую карты | |
15 | Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны | Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны | Объясняют причины образования циклонов и антициклонов | |
16 | Распределение температур и осадков | Распределение тепла и влаги на территории страны | Анализ карт учебника | |
17 | Типы климатов нашей страны | Основные характеристики типов климата | Выделяют, описывают, объясняют типы климатов | Харак-ка климат. Поясов с точки зрения условий жизни людей |
18 | Климат и человек | Агроклиматические ресурсы | Составляют краткую хар-ку климата | Оценка влияний климат. условий на географию сельскохоз. культур |
19 | Обобщающий урок по теме «Климат» | |||
20 | Реки | Базис эрозии, водораздел, речной бассейн | Показывают на карте реки | |
21 | Особенности рек | Падение, уклон, скорость течения | Характеризуют реку | Характеристика реки с точки зрения хоз.использования |
22 | Озера, подземные воды, болота, ледники | Происхождение озерных котловин, | Знают определение озера, болота | |
23 | Человек и вода | Водные ресурсы. Пруд, водохранилище, каналы | Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов | Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий |
24 | Почвы – «особое природное тело» | В.В.Докучаев – основатель почвоведения. Гумус – вещество присущее только почве | Знают и объясняют факторы образования и свойства почвы | |
25 | География почв России | Особенности распространения почв России | Описывают зональные типы почв | |
26 | Почвы и урожай | Плодородие – главное свойство почвы | Характеризуют механический состав и структуру почвы | |
27 | Рациональное использование и охрана почв | Мелиорация почв. Борьба с эрозией | Приводят примеры рационального использования почв | |
28 | Понятие о ПТК | ПТК, факторы формирования | Называют компоненты природных комплексов | |
29 | Свойства ПТК | Свойства ПТК: целостность, устойчивость, ритмичность | Объясняют свойства ПТК | |
30 | Человек в ландшафте | Человек и ландшафты | Приводят примеры положительного и отрицательного воздействия на окружающую среду антропогенных комплексов | |
31 | Учение о природных зонах | В.В.Докучаев, Л.С.Берг – основоположники учения о ландшафтно – географ. зонах | Объясняют причины превращения природных зон в природно - хозяйственные | |
32 | «Безмолвная»Арктика | Полярные дни и ночи. Экологические проблемы | Объясняют причины сильных ветров и низких температур | Заполняют таблицу |
33 | Чуткая Субарктика | Тундра и лесотундра. Вечная мерзлота | Показывают природные объекты на карте | |
34 | Таежная зона | Характерные особенности таежных ландшафтов. Преобразование тайги | Объясняют причины изменения таежных ландшафтов | Описание природно – хозяйственной зоны |
35 | Болота | Причины образования болот. Низинные и верховые болота | Объясняют причины образования болот | |
36 | Зона смешанных лесов | Смешанные леса Русской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока | Составляют краткую характеристику разных территорий | Продолжают заполнять таблицу по природным зонам |
37 | Лесостепи и степи | Освоение степных ландшафтов | Объясняют причины господства антропогенных ландшафтов | |
38 | Полупустыни, пустыни, субтропики | Южная полоса России. Редкоочаговое расселение | Описывают природу пустынь, субтропиков | Влияние природных условий и ресурсов на жизнь и быт людей |
39 | «Многоэтажность» природы гор | Различия в проявлении высотных поясов Кавказа и Урала | Объясняют различия в природных поясах гор | |
40 | Человек и горы | Разнообразие природных ресурсов | Приводят примеры ,доказывающие влияние хоз. деятельности человека в горах | |
41 | Природная среда, природные условия, природные ресурсы | Понятие о природной среде, природных условиях и ресурсах | Знают определение понятий: природная среда, природные условия, природные ресурсы | |
42 | Рациональное использование природных ресурсов | Альтернативные источники энергии | Прогнозируют возможные изменения природы при рациональном и нерациональном природопользовании | |
43 | Охрана природы и охраняемые территории | Заповедники, заказники, Национальные парки , памятники природы | Решают проблемные вопросы, слушают сообщения | |
44 | Обобщающий урок |
Раздел 3 Население России – 16 ч
45 | Численность населения | Демографические кризисы | Объясняют понятия демография, естественное движение, демографический кризис | Чтение и анализ графиков изменения численности населения |
46 | Воспроизводство населения | Понятие о воспроизводстве населения Типы воспроизводства | Знают типы воспроизводства населения, называют его показатели | |
47 | Половой состав | Половой состав | Называют факторы, влияющие на продолжительность жизни | |
48 | Возрастной состав | Половозрастная пирамида населения России | Анализируют половозрастные пирамиды и диаграммы | Характеристика половозрастного состава |
49 | Миграции населения России | Виды миграций населения | Называют причины и значение миграций | Изучение по картам миграционных потоков |
50 | Внешние миграции | Внешние миграции в Россию и из нее | Составляют обобщающую таблицу миграций | |
51 | Территориальная подвижность населения | Суточные, недельные, годовые циклы передвижений населения | Называют причины территориальной подвижности населения | |
52 | География рынка труда | Экономическая оценка жизни человека. Рынок труда | Объясняют понятия: трудовые ресурсы, безработица | |
53 | Этнический состав населения | Этносы, их отличительные признаки | Объясняют понятия: этнос ,этнография, | Изучение таблицы приложения «Народы России» |
54 | Этническая мозаика | История России – история взаимодействия ее народов | Объясняют понятия : языковая семья, автономный округ | |
55 | Религии народов | Роль религий в формировании Российского государства | Называют преобладающие религии | |
56 | Плотность населения | Сопоставление плотности населения в различных районах России | Объясняют понятия: средняя плотность населения, комфортные районы проживания | |
57 | Расселение и урбанизация | Отличие города от села. Понятие урбанизации | Объясняют причины роста городов, отличия городского образа жизни от сельского | |
58 | Города России | Различия городов по численности, по функциям | Объясняют понятия: урбанизация, городская агломерация | Нанесение на контурную карту городов - миллионеров |
59 | Сельская Россия | Сельское расселение, его особенности | Описывают образ жизни людей в различных типах поселений | |
60 | Обобщающий урок по теме: «Население» | Люди – главное богатство страны |
Раздел 4 – Владимирская область .Природа.
61 | Географическое положение Владимирской области | Соседние области, границы области | Работают с картой, определяют соседние территории | Работа в тетради на печатной основе |
62 | Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые | Древняя платформа, равнинная территория, осадочные полезные ископаемые | Работают с тектонической и физической картой | Работа в тетради |
63 | Климат, внутренние воды | Максимальные ,минимальные температуры, средние температуры | Определяют особенности климата ,находят на карте реки области | |
64 | Почвы Владимирской области | География почв области | Работают с почвенной картой | |
65 | Растительный и животный мир области | Особенности растительного и животного мира. Охраняемые виды | Работа с таблицами и картами | Заполнение таблиц в тетради |
66 | Природные районы Владимирской области | Выделение на карте природных районов. Отличия. | Составляют краткую характеристику районов | |
67 | Экологические проблемы области | Проблемы загрязнения воздуха, воды, почвы | Делают сообщения по теме | |
68 | Обобщение по теме: «Владимирская область. Природа» | Контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна
Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...
Рабочая программа по музыке для 6 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ. 5—9 КЛАССЫ Авторы А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов, В. А. Низовцев
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ. 5—9 КЛАССЫАвторы А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов,В. А. Низовцев...