Программа дополнительного образования кружка "Мастерилка", сроки реализации 4 года
рабочая программа по технологии на тему
Программа «Мастерилка» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_po_modulyam_2014-15gg._kulakovoy_l.a.doc | 466.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД «Устьянский детско-юношеский Центр»
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ ДОД УДЮЦ
«_»______________200__г.
_______________________
Заостровцева О.Г.
Программа дополнительного образования
«Мастерилка»
Возраст с 6 -11 лет
Срок реализации программы 4 года
Кулаковой Любови
Александровны
(педагог дополнительного
образования)
Шангалы 2014-2015гг.
«Мастерилка»
(Образовательная программа дополнительного образования
для детей младшего школьного возраста, срок реализации 4 года )
Наименование программы | «Мастерилка» |
Основные исполнители программы | 1. Педагог дополнительного образования 2. Учащиеся школы 1 – 4 классов. |
Задачи курса | - учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов; - развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре; проектные способности младших школьников; - воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного. |
Срок реализации программы | Четыре года. |
Основные разделы программы |
|
Направление деятельности: художественно-эстетическое
Уровень освоения: долгосрочная
Тип программы: модифицированная
Возрастной диапазон: младший школьный возраст (от 6 до 11 лет)
Контактный телефон: 89216758703
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.
В результате многолетних экспериментальных исследований психологов
Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Актуальность программы.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Программа «Мастерилка» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
При разработке программы были использованы материалы авторских программ по технологии «Умелые руки» Кудашевой Анны Анатольевны, учителя
технологии МОУ СОШ с. Константиновка Саратовского района Саратовской области и Панфиловой Светланы Леонидовны, учителя начальных классов МОУ Кольской основной общеобразовательной школы №3 Кольского района Мурманской области.
Цель программы
Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.
Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:
1 год обучения | |
Образовательные | 1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы. 2. Познакомить со свойствами материалов и инструментами. 3.Научить применять инструменты и приспособления. 4.Познакомить с правилами техники безопасности при работе с инструментами и материалами. 5.Обучить приемам художественного моделирования из бумаги. 6. Обучить выполнению швов «через край», «петельный» 7. Познакомить с технологией изготовления мягкой игрушки и коврика из лоскутков ткани. 8. Изучить технику конструирования поделок из природного и бросового материала, пластилина. |
Развивающие | 1.Расширять художественный кругозор. 2.Развивать мелкую моторику рук. 3.Развивать внимание, память |
Воспитательные | 1.Воспитывать усидчивость, аккуратность. 2. Адаптировать детей к школе. 3. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного. |
2 год обучения | |
Образовательные | 1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы. 2. Обучить детей владению инструментами и приспособлениями . 3. Научить выполнять «потайной» шов. 4. Обучать шитью мягкой игрушки и сувениров из меха, выполнению аппликации из лоскутков. 5. Обучать художественному моделированию из бумаги. 6. Обучить приемам конструирования поделок из природного материала. |
Развивающие | 1.Развивать мелкую моторику рук. 2.Развивать внимание, память, воображение, усидчивость. 3.Расширять художественный кругозор, обогащать личный жизненно – практический опыт учащихся. |
Воспитательные | 1.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку. 2. Формировать творческий подход к выбранному виду деятельности. |
3 год обучения | |
Образовательные | 1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы. 2.Обучать детей владению инструментами и приспособлениями. 3. Научить выполнять швы «козлик», «узелок». 4. Познакомить с техникой бисероплетения. 5. Обучать приемам конструирования поделок из природного материала. 6. Познакомить с приемами художественного моделирования из бумаги. |
Развивающие | 1.Развивать интерес к истории родного края, его культуре. 2. Развивать творческую инициативу, смекалку. 3. Развивать память, воображение, мышление. |
Воспитательные | 1. Воспитывать трудолюбие, 2. Формировать коммуникативные способности личности ребенка. 3.Воспитывать экологически разумное отношение к природным ресурсам. |
4год обучения | |
Образовательные | 1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы. 2.Обучать детей владению инструментами и приспособлениями. 3. Обучать бисероплетению. 4. Обучать конструированию поделок из бумаги и бросового материала. 5. Познакомить с основами росписи по дереву. 6. Познакомить с основами выполнения работ в технике монотипии. 7. Обучать соединительным швам «простой соединительный», «соединительный шов на основе петельного» |
Развивающие | 1. Развивать память, любознательность, волю, воображение и фантазию. 2. Развивать эстетический вкус. |
Воспитательные | 1. Воспитывать эстетический вкус. 2. Воспитывать чувство гордости за свой выполненный труд. 3. Формировать потребность в саморазвитии. |
Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Содержание в каждом классе разделено по видам обрабатываемых материалов.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6 -11 лет, на 4 года обучения: 128 ч. в год, 4раза в неделю – 1, 2, 3классы, 64 ч. в год, 2раза в неделю – 4 классы.
Рекомендуемое количество учащихся в группе 10-15 человек.
Предполагаемые результаты:
К концу 1 года обучения учащиеся должны
знать:
- название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
уметь:
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».
К концу 2 года обучения учащиеся должны
знать:
- название ручных инструментов, материалов, приспособлений;
- правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
- правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;
- способы обработки различных материалов;
- применение акварели, цветных карандашей, гуаши.
уметь:
- правильно пользоваться ручными инструментами;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
- организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
- бережно относиться к инструментам и материалам;
- экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
- самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
- выполнять работу, используя художественные материалы;
- правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.
К концу 3 года обучения учащиеся должны
знать:
- название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
- способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),
- применение пастели и бисера в окружающем мире.
уметь:
- правильно называть ручные инструменты и использовать их
по назначению;
- выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
- организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
- понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал,
из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
- выполнять работы, используя изобразительный материал – пастель;
- самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
- изготовлять изделия из бисера.
К концу 4 года обучения учащиеся должны
знать:
- название изученных материалов и инструментов, их назначение;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с
колющими и режущими инструментами;
- правила планирования и организации труда;
- применение линогравюры, монотипии, туши;
- применение чеканки в жизни;
- способы и приемы обработки различных материалов.
уметь:
- правильно использовать инструменты в работе;
- строго соблюдать правила безопасности труда;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку,
эскизу, схеме, замыслу);
- экономно и рационально расходовать материалы;
- выполнять работу в любой изученной технике рисования;
- самостоятельно выполнять чеканку;
- контролировать правильность выполнения работы.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ п/п | Наименование раздела | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Введение | 1 | 1 | 2 |
2 | Работа с бумагой и картоном | 2 | 42 | 44 |
3 | Работа с тканью | 2 | 16 | 18 |
4 | Работа с природным и бросовым материалом. | 2 | 36 | 38 |
5 | Работа с пластилином. | 2 | 20 | 22 |
6 | Итоговое занятие | 2 | 2 | 4 |
11 |
117 Итого | 128 |
Содержание программы 1 года обучения ( 128 часов)
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
1.Введение (2 часа).
Теория- 1 час
- Введение в образовательную программу I года обучения.
- Требования к поведению учащихся во время занятия.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
- Соблюдение правил по технике безопасности.
- «Из истории происхождения ножниц». Беседа.
Практика- 1 час
Экскурсия в Дом творчества
2.Работа с бумагой и картоном (52часа).
Теория – 2 часа
- Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами»-1
- Беседа «История создания ножниц» -1
Практика – 50 часов
- Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно - оригами «Лесные мотивы»-2
- Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу «Лесная сказка», «У озера», «Веселые лягушата», «Полянка»-8
- Изготовление карнавальных масок-4
- Изготовление поздравительных открыток (по образцу)-10
- Изготовление коробочки из бумаги -2
- Изготовление тюльпана из бумаги -2
- Изготовление лягушки из бумаги -2
- Изготовление шишек из гофрированной бумаги -2
- Изготовление подсолнухов из бумаги -2
- Изготовление новогоднего венка -2
- Изготовление букета цветов -2
- Изготовление аппликаций «Овечка» -2
- Изготовление «Попугая-2
- Изготовление лебедей из бумаги -2
- Изготовление винтажных роз из туалетной бумаги -2
- Изготовление кактусят в технике торцевания -2
- Самостоятельная работа -2
3.Работа с тканью (18 часов).
Теория – 2 часа
- Прием выполнения швов « через край», «петельный» - 1
- Беседа + слайдовая презентация «Чудесная иголка» – 1
Практика – 16 часов
- Тренировочные упражнения по выполнению швов – 2
- Изготовление салфетки с бахромой (по образцу) – 2
- Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Мышка» - 4
- Лоскутная техника. Шитье коврика из лоскутков различной ткани – 6
- Самостоятельная работа - 2
4.Работа с природным и бросовым материалом (38 часов).
Теория – 2 часа
- Беседа «Будь природе другом»- 1
- Экскурсия в музей – 1
Практика – 36 часов
- Конструирование дома для сказочных героев – 3
- Конструирование игрушек из прямоугольных коробок («Автомобиль», «Робот») - 2
- Игрушки из пластмассовых бутылок («Ракета», «Фонарик», «Карусель») – 6
- Панно «Снегири»-2
- Изготовление подвески из диска-2
- Изготовление павлина из бумажной тарелки-2
- Изготовление куклы на ложке-2
- Изготовление «лев » из природного материала-2
- Изготовление поделки из овощей -2
- Изготовление «Чудесные каллы»-2
- Изготовление монстриков из флакона шампуни-2
- Изготовление цветка из ленты и фольги-2
- Изготовление «Кошечки»-2
- Изготовление воздушного сердца из целлофановых пакетов-2
- Самостоятельная работа-1
5.Работа с пластилином (22 часа).
- Теория- 2 часа
- Рассказ о глине и пластилине-1
- Экскурсия в Дом культуры.-1
Практика – 20 часов
- Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу) – 2.
- Пластилиновая аппликация на картоне «Зоопарк» - 4
- Картина из пластилина на одноразовой тарелке-2
- Поделка «Рыбка»-2
- Подсвечник из банки-2
- Лев из пластилина и ниток-2
- Смешные зверята из пластилина-2
- Лебедь из пластилина и скорлупок фисташек-2
- Самостоятельная работа-2
6.Итоговое занятие (4 часа)
Теория – 2 часа (рефлексия, анкетирование)
Практика – 2 часа (выставка творческих работ)
НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ, ЭТАПЫ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | РУКОВОДСТВО ПО УСВОЕНИЮ КАРТА | РЕЗУЛЬТАТЫ |
1.ВВЕДЕНИЕ | 2 | ||
2. Теоретическое занятие. Введение в образовательную программу I года обучения. «Из истории происхождения ножниц» | 1 | Личностные: поведение учащихся во время занятия; соблюдения порядка на рабочем столе; соблюдение правил по технике безопасности и т.д. | |
3. Практические занятия. | 1 | Экскурсия в Дом творчества | |
1. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ | 52 | Личностные: развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, мелкую моторику рук, усидчивость, аккуратность и т.д. Метапредметные: интерес к истории родного края, его культуры, развитие личности ребенка, его творческого потенционала, художественный кругозор и т.д. Предметные: знакомство работы с бумагой и картоном, с приемами художественного моделирования из бумаги и т.д. | |
2. Теоретическое занятие. | 2 | ||
2.1.рассказ «из истории бумаги», «оригами» | 1 | ||
2.2.беседа «история создания ножниц» | 1 | ||
3. Практические занятия. | 50 | ||
3.1.художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно-оригами «Лесные мотивы» | 2 | ||
3.1.знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу «Лесная сказка» | 2 | ||
3.2. «У озера» | 2 | ||
3.4. «Веселые лягушата» | 2 | ||
3.5. «полянка» | 2 | ||
3.6. изготовление карнавальных масок | 4 | ||
3.7. изготовление поздравительных открыток | 10 | ||
3.8.изготовление коробочки из бумаги | 2 | ||
3.9.изготовление тюльпана из бумаги | 2 | ||
3.10.изготовление лягушки из бумаги | 2 | ||
3.11.изготовление шишек из гофрированной бумаги | 2 | ||
3.12.изготовление подсолнухов из бумаги | 2 | ||
3.13.изготовление новогоднего венка | 2 | ||
3.14.изготовление букета цветов | 2 | ||
3.15.изготовление аппликации "Овечка" | 2 | ||
3.16.изготовление "Попугая". Бумагопластика | 2 | ||
3.17.изготовление лебедей из бумаги и гофрированной бумаги | 2 | ||
3.18.изготовление винтажных роз из туалетной бумаги | 2 | ||
3.19.изготовление кактусят в технике торцевания | 2 | ||
4. Самостоятельная работа | 2 | ||
5.Модульное обеспечение | Набор рабочих инструментов: ножницы, линейка, карандаши и т.д. Материал: Ц.в. бумага и картон, клей ПВА, бельевая резинка и т.д. | ||
1.РАБОТА С ТКАНЬЮ | 18 | Личностные: развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, мелкую моторику рук, усидчивость, аккуратность и т.д. Метапредметные: развитие художественного вкуса, кругозора, чувство прекрасного, применение на практике и т.д. Предметные: знакомство работы с тканью, со свойствами материалов и инструментов, выполнение швов "через край", "петельный", знакомство с технологией изготовления мягкой игрушки и коврика из лоскутков ткани и т.д. | |
2. Теоретическое занятие. | 2 | ||
2.1.прием выполнения швов «через край», «петельный» | 1 | ||
2.2.беседа+слайдовая презентация «Чудесная иголка» | 1 | Беседа + слайдовая презентация | |
3. Практические занятия. | 16 | ||
3.1.тренировочные упражнения по выполнению швов | 2 | ||
3.2.изготовление салфетки с бахромой (по образцу) | 2 | ||
3.3.технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Мышка» | 4 | ||
3.4.лоскутная техника. Шитье коврика из лоскутков различной ткани | 6 | ||
4. Самостоятельная работа | 2 | ||
5.Модульное обеспечение | Набор рабочих инструментов: ножницы, иглы, карандаши, наперсток и т.д. Материал: ткань, мех, нитки, пуговицы, бисер и т.д. | ||
1.РАБОТА С ПРИРОДНЫМ И БРОСОВЫМ МАТЕРИАЛОМ | 38 | Личностные: развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, мелкую моторику рук, усидчивость, аккуратность, преодоление себя, быть мастером и т.д. Метапредметные: развитие художественного вкуса, кругозора, чувство прекрасного, применение на практике и т.д. Предметные: знакомство с техникой конструирования поделок из природного и бросового материала. Приобретение новых ЗУН. и т.д. | |
2. Теоретическое занятие. | 2 | ||
2.1.беседа «Будь природе другом» | 1 | ||
2.2. Экскурсия в музей | 1 | Экскурсия в музей | |
3. Практические занятия. | 36 | ||
3.1.конструирование дома для сказочных героев | 3 | ||
3.2.конструирование игрушек из прямоугольных коробок «Автомобиль» | 2 | ||
3.3. «Робот» | 2 | ||
3.4.игрушки из пластмассовых бутылок «Ракета» | 2 | ||
3.5. «Фонарик» | 2 | ||
3.6. «Карусель» | 2 | ||
3.7. Панно "Снегири" | 2 | ||
3.8.Изготовление подвески из диска "Смешарик Крош" | 2 | ||
3.9.Изготовление павлина из бумажной тарелки | 2 | ||
3.10.Изготовление куклы на ложке | 2 | ||
3.11.Изготовление поделки "лев" из природного материала | 2 | ||
3.12.Изготовление поделки из овощей- из тыквы Хэллоуин | 2 | ||
3.13.Изготовление поделки "Чудесные каллы" | 2 | ||
3.14.Изготовление Монстриков - подставок из флакона шампуни | 2 | ||
3.15.Изготовление цветка из ленты и фольги | 2 | ||
3.16.Изготовление "Кошечки" из одноразовой посуды | 2 | ||
3.17.Изготовление воздушного сердца из целлофановых пакетов | 2 | ||
4. Самостоятельная работа | 1 | ||
5.Модульное обеспечение | Набор рабочих инструментов: ножницы, карандаш и т.д. Материал: клей ПВА, цв. фольга, пластиковые бутылки, бумажные коробки ,целлофановые пакеты, одноразовая посуда, открытки, шишки, желуди, семена, веточки, камешки и т.д. | ||
1.РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ | 22 | Личностные: развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, мелкую моторику рук, усидчивость, аккуратность, преодоление себя, быть мастером , укрепление физических и психологических сил детей и т.д. Метапредметные: развитие художественного вкуса, кругозора, чувство прекрасного, применение на практике и т.д. Предметные: знакомство с техникой конструирования поделок из пластилина и т.д. | |
2. Теоретическое занятие. | 2 | ||
2.1.рассказ о глине и пластилине | 1 | ||
2.2.экскурсия в Дом культуры | 1 | экскурсия в Дом культуры | |
3. Практические занятия. | 20 | ||
3.1. лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу) | 2 | ||
3.2. Пластилиновая аппликация на картоне «Зоопарк» | 4 | ||
3.3. Картина из пластилина на одноразовой тарелке | 2 | ||
3.4. Поделка "Рыбка"из пластилина и крупы | 2 | ||
3.5. Подсвечник из банки | 2 | ||
3.6. Лев из пластилина и ниток | 2 | ||
3.7. Смешные зверята из пластилина | 2 | ||
3.8.Лебедь из пластилина и скорлупок фисташек | 2 | ||
4. Самостоятельная работа (по замыслу детей) | 2 | ||
5.Модульное обеспечение | Набор рабочих инструментов: ножницы, стек и т.д. Материал: пластилин, одноразовые тарелки, крупа, стекло с безопасными краями, разделочные доски и т.д. | ||
1.ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ | 4 | Личностные: развивать у детей фантазию, внимание, терпение, трудолюбие, преодоление себя, быть мастером и т.д. Предметные: приобретение новых ЗУН, повышение уровня духовности, приобретение умения ценить свой труд, уважать другой и т.д. | |
2. Теоретическое занятие. | 2 | Рефлексия анкетирование | |
3. Практические занятия. | 2 | Выставка творческих работ |
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ п/п | Наименование раздела | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Введение | 1 | 1 | 2 |
2 | Работа с бумагой и картоном | 2 | 36 | 38 |
3 | Работа с тканью, мехом | 2 | 18 | 20 |
4 | Работа с природным материалом. | 1 | 13 | 14 |
5 | Работа с пластилином | 1 | 19 | 20 |
6 | Художественное творчество | 2 | 30 | 32 |
7 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
10 | 118 Итого | 128 |
Содержание программы 2 года обучения (128 часа)
Во втором классе руководство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки.
Второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в первом классе, самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.
1.Введение (2 часа).
Теория – 1
- Введение в образовательную программу I года обучения.
- Требования к поведению учащихся во время занятия.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
- Соблюдение правил по технике безопасности.
Практика – 1
- Экскурсия в музей
- Работа с бумагой и картоном (38 часов).
Теория – 2
Виды бумаги и картона.
- Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием мультимедийных продуктов)
Практика – 36 часов
- Знакомство с техникой «мозаика» -2
- Мозаика «Воспоминание о лете» -4
- Изготовление аппликаций «Осенний лес»-4,«Ракета летит на Луну» -4
- Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей -12
- Вырезание снежинок-4
- Объемные мордашки из бумаги-2
- Плетеное сердечко-2
- Рождение цветка-1
- Самостоятельная работа-1
- Работа с тканью, мехом(20 часов).
Теория – 2 часа
- Знакомство с профессией швеи -1
- Экскурсия на швейную фабрику «Юность»-1
Практика – 18 часов
- Техника выполнения шва «потайной». Повторение ранее изученных способов и приемов шитья. Тренировочные упражнения -2
- Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Обезьянка»-4
- Изготовление сувениров из меха (брелок, заколка)-8
- Лоскутная аппликация « Домик в деревне» (коллективная) -2
- Самостоятельная работа-2
4.Работа с природным материалом (14 часов).
Теория – 1 час
- Флористика. Природа Устьянского края.
Практика – 13 часов
- Изготовление композиций из засушенных листьев -2
- Изготовление животных из шишек-4
- Составление композиции «Животные нашего леса» (коллективная работа) -2
- Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев) -4
- Самостоятельная работа-1
5.Работа с пластилином (20 часов).
Теория – 1 час
- Профессия скульптора.
Практика – 19 часов
- Лепка людей, животных по образцу -11
- Пластилиновая аппликация на стекле «Яблоко на ветке» (по образцу) -4
- Самостоятельная работа-4
6.Художественное творчество (32 часа).
Теория – 2 часа
- Беседа о цветных карандашах, акварели, гуаши -1
- Беседа о растительном мире и лесных дарах местности, в которой живут обучающиеся-1
Практика – 30 часов
- Сюжетное рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края:
«Летом в лесу» -6
«На реке Вороне» -6
«Мой сад» -6
«Ромашковая поляна» -6
- Самостоятельная работа-6
7. Итоговое занятие (2 часа).
Теория – 1 час
Рефлексия, анкетирование.
Практика – 1 час
Выставка творческих работ
НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ, ЭТАПЫ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | РУКОВОДСТВО ПО УСВОЕНИЮ КАРТА | РЕЗУЛЬТАТЫ |
1.ВВЕДЕНИЕ | 2 | ||
2. Теоретическое занятие. Введение в образовательную программу I года обучения | 1 | ||
3. Практические занятия. | 1 | Экскурсия в музей | |
1. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ | 38 | Личностные: развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, мелкую моторику рук, усидчивость, аккуратность и т.д. Метапредметные: интерес к истории родного края, его культуры, развитие личности ребенка, его творческого потенционала, художественный кругозор и т.д. Предметные: знакомство работы с бумагой и картоном, с приемами художественного моделирования из бумаги и т.д. | |
2. Теоретическое занятие. | 2 | ||
2.1.виды бумаги и картона | 1 | ||
2.2.Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием мультимедийных продуктов) | 1 | Заочное путешествие на «бумажную фабрику» | |
3. Практические занятия. | 36 | ||
3.1.Работа и знакомство с техникой «мозайка» | 2 | ||
3.2.«Мозайка» воспоминание о лете | 4 | ||
3.3.Изготовление аппликаций «Осенний лес | 4 | ||
3.4.Изготовление «Ракета летит на Луну» | 4 | ||
3.5.Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей | 12 | ||
3.6.Вырезание снежинок | 4 | ||
3.7.Объемные мордашки из бумаги | 2 | ||
3.8.Плетеное сердечко | 2 | ||
3.9. «Рождение цветка» | 1 | ||
4. Самостоятельная работа | 1 | ||
5.Модульное обеспечение | Набор рабочих инструментов: ножницы, линейка, карандаши и т.д. Материал: Ц.в. бумага и картон, клей ПВА, бельевая резинка и т.д. | ||
РАБОТА С ТКАНЬЮ, МЕХОМ | 20 | Личностные: развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, мелкую моторику рук, усидчивость, аккуратность и т.д. Метапредметные: развитие художественного вкуса, кругозора, чувство прекрасного, применение на практике и т.д. Предметные: знакомство работы с тканью, со свойствами материалов и инструментов, выполнение швов "через край", "петельный", знакомство с технологией изготовления мягкой игрушки и коврика из лоскутков ткани и т.д. | |
2. Теоретическое занятие. | 2 | ||
2.1.Знакомство с профессией швеи | 1 | ||
2.2. Экскурсия на швейную фабрику «Юность | 1 | Экскурсия в швейную мастерскую | |
3. Практические занятия. | 18 | ||
3.1.Техника выполнения шва «потайной». Повторение ранее изученных способов и приемов шитья. Тренировочные упражнения | 2 | ||
3.2. Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Обезьянка» | 4 | ||
3.3. Изготовление сувениров из меха (брелок, заколка) | 8 | ||
3.4. Лоскутная аппликация « Домик в деревне» (коллективная) | 2 | ||
4. Самостоятельная работа | 2 | ||
5.Модульное обеспечение | Набор рабочих инструментов: ножницы, иглы, карандаши, наперсток и т.д. Материал: ткань, мех, нитки, пуговицы, бисер и т.д. | ||
РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ | 14 | Личностные: развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, мелкую моторику рук, усидчивость, аккуратность, преодоление себя, быть мастером и т.д. Метапредметные: развитие художественного вкуса, кругозора, чувство прекрасного, применение на практике и т.д. Предметные: знакомство с техникой конструирования поделок из природного материала. Приобретение новых ЗУН. и т.д. | |
2. Теоретическое занятие. Флористика. Природа Устьянского края. | 1 | ||
3. Практические занятия. | 13 | ||
3.1.Изготовление композиций из засушенных листьев | 2 | ||
3.2. Изготовление животных из шишек | 4 | ||
3.3. Составление композиции «Животные нашего леса» (коллективная работа) | 2 | ||
3.4.Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев) | 4 | ||
4. Самостоятельная работа | 1 | ||
5.Модульное обеспечение | Набор рабочих инструментов: ножницы, карандаш и т.д. Материал: клей ПВА, шишки, желуди, семена, веточки, камешки и т.д. | ||
РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ | 20 | Личностные: развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, мелкую моторику рук, усидчивость, аккуратность, преодоление себя, быть мастером , укрепление физических и психологических сил детей и т.д. Метапредметные: развитие художественного вкуса, кругозора, чувство прекрасного, применение на практике и т.д. Предметные: знакомство с техникой конструирования поделок из пластилина и т.д. | |
2. Теоретическое занятие. Профессия скульптора. | 1 | ||
3. Практические занятия. | 19 | ||
3.1. Лепка людей, животных по образцу | 11 | ||
3.2. Пластилиновая аппликация на стекле «Яблоко на ветке» (по образцу | 4 | ||
4. Самостоятельная работа | 4 | ||
5.Модульное обеспечение | Набор рабочих инструментов: ножницы, стек и т.д. Материал: пластилин, одноразовые тарелки, крупа, стекло с безопасными краями, разделочные доски и т.д. | ||
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО | 32 | Личностные: развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, мелкую моторику рук, усидчивость, аккуратность, преодоление себя, быть мастером , укрепление физических и психологических сил детей и т.д. Метапредметные: развитие художественного вкуса, кругозора, чувство прекрасного, применение на практике и т.д. Предметные: знакомство с различной техникой рисования. | |
2. Теоретическое занятие. | 2 | ||
2.1.Беседа о цветных карандашах, акварели, гуаши. | 1 | беседа | |
2.2.Беседа о растительном мире и лесных дарах местности, в которой живут обучающиеся | 1 | ||
3. Практические занятия. | 30 | ||
3.1.Сюжетное рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края: «Летом в лесу» | 6 | ||
3.2. Сюжетное рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края: «На реке Вороне» | 6 | ||
3.3. Сюжетное рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края: «Мой сад» | 6 | ||
3.4. Сюжетное рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края: «Ромашковая поляна» | 6 | ||
4. Самостоятельная работа | 6 | ||
5.Модульное обеспечение | Набор рабочих инструментов: ножницы, карандаши, кисти, краски… Материал: акварель, пастель, цв. карандаши… | ||
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | Личностные: развивать у детей фантазию, внимание, терпение, трудолюбие, преодоление себя, быть мастером и т.д. Предметные: приобретение новых ЗУН, повышение уровня духовности, приобретение умения ценить свой труд, уважать другой и т.д. | |
2. Теоретическое занятие. Рефлексия, анкетирование | 1 | ||
Выставка творческих работ | 1 | Выставка творческих работ |
Учебно-тематический план 3 года обучения
№ п/п | Наименование раздела | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Введение | 1 | 1 | 2 |
2 | Работа с бумагой и картоном | 1 | 49 | 50 |
3 | Работа с тканью, мехом | 2 | 24 | 26 |
4 | Художественное творчество | 1 | 19 | 20 |
5 | Работа с бисером | 1 | 17 | 18 |
6 | Работа с природным материалом | 1 | 9 | 10 |
7 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
8 | 120 Итого | 128 |
Содержание программы 3 года обучении (128 часа)
В третьем классе уровень абстрагирования повышается: при обсуждении используется образец в сборе, а не в деталях, и обучение чтению эскиза продолжается на базе анализа образца и его технического рисунка, что позволяет в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изменений в эскиз.
Третьеклассники обсуждают возможность замены одной операции на другую с целью упростить изготовление, то есть фактически обсуждают вопросы рационализации труда.
1.Вводная беседа (2 часа).
Теория – 1 час
- Введение в образовательную программу 3 года обучения
- Требования к поведению учащихся во время занятия.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
- Соблюдение правил по технике безопасности.
Практика – 1 час
- «Бабушки-рукодельницы». Беседа с участием бабушек обучающихся, выставкой их работ.
2.Работа с бумагой и картоном (50часов).
Теория – 1 час
- Профессия дизайнера.
Практика – 49 часов
- Изготовление игрушек-сувениров (новогодний фонарик, бабочка, кубик, цветок, ракета) -20
- Мозаика (тема в соответствии с датами и событиями) -10
- Изготовление различных видов рамок из бумаги -6
- Изготовление из бумаги «Веселые тапочки»-4
- Самостоятельная работа-9
3.Работа с тканью, мехом (26часов).
Теория – 2 часа
- Из истории мягкой игрушки.
- Знакомство с профессией портной.
Практика – 24 часов
- Техника выполнения швов «козлик», «узелок». Тренировочные упражнения. Повторение ранее изученных способов и приемов шитья -4
- Изготовление цветы-подсолнухи-4
- Изготовление настенного кармашка для мелочей -4
- Технология и изготовление игрушки из меховых шариков «Паучок» -4
- Дерево из ткани-4
- Самостоятельная работа-4
4.Художественное творчество (20 часов).
Теория – 1 час
- Изобразительный материал – пастель.
Практика – 19 часов
- Техника рисования пастелью. Тренировочные упражнения -2
- Работа пастелью: «Зимний пейзаж» -4, « Весенний цветок» -4, «Лунная дорога» -4
- Самостоятельная работа-5
5.Работа с бисером (18часов).
Теория – 1час
- Знакомство с материалом, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты.
Практика – 17часов
- Пробные плетения -4
- Плетение колец -4
- Плетение браслетов – «фенечек» из бисера -6
- Самостоятельная работа-3
6.Работа с природным материалом (10 часов)
Теория – 1 час
Охрана окружающей среды в Архангельской области.
Практика – 9 часов
- Аппликация из семян и плодов растений «В подводном царстве»-2
- Изготовление животных из желудей, шишек, соломки и др.-5
- Самостоятельная работа-2
7. Итоговое занятие (2 часа).
Теория – 1 час
Рефлексия, анкетирование
Практика – 1 часа
Выставка творческих работ
НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ, ЭТАПЫ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | РУКОВОДСТВО ПО УСВОЕНИЮ КАРТА | РЕЗУЛЬТАТЫ |
1. вводная беседа | 2 | ||
2. Теоретическое занятие. Введение в образовательную программу 3 года обучения | 1 | ||
3.практическое занятие. «Бабушки-рукодельницы». | 1 | Беседа с участием бабушек обучающихся, выставкой их работ. | |
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ | 50 | Личностные: развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, мелкую моторику рук, усидчивость, аккуратность и т.д. Метапредметные: интерес к истории родного края, его культуры, развитие личности ребенка, его творческого потенционала, художественный кругозор и т.д. Предметные: знакомство работы с бумагой и картоном, с приемами художественного моделирования из бумаги и т.д. | |
2. Теоретическое занятие. Профессия дизайнера. | 1 | ||
3.Практическое занятие. | 49 | ||
3.1. Изготовление игрушек-сувениров (новогодний фонарик, бабочка, кубик, цветок, ракета) | 20 | ||
3.2. Мозаика (тема в соответствии с датами и событиями) | 10 | ||
3.3.Изготовление различных видов рамок из бумаги | 6 | ||
3.4.Изготовление из бумаги «Веселые тапочки» | 4 | ||
4. Самостоятельная работа | 9 | ||
5.Модульное обеспечение | Набор рабочих инструментов: ножницы, линейка, карандаши и т.д. Материал: Ц.в. бумага и картон, клей ПВА, бельевая резинка и т.д. | ||
работа с тканью и мехом | 26 | Личностные: развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, мелкую моторику рук, усидчивость, аккуратность и т.д. Метапредметные: развитие художественного вкуса, кругозора, чувство прекрасного, применение на практике и т.д. Предметные: знакомство работы с тканью, со свойствами материалов и инструментов, выполнение швов "через край", "петельный", знакомство с технологией изготовления мягкой игрушки и коврика из лоскутков ткани и т.д. | |
2. Теоретическое занятие. | 2 | ||
2.1.Из истории мягкой игрушки. | 1 | ||
2.2.Знакомство с профессией портной. | 1 | ||
3.Практическое занятие. | 24 | ||
3.1.Техника выполнения швов «козлик», «узелок». Тренировочные упражнения. Повторение ранее изученных способов и приемов шитья | 4 | ||
3.2. Изготовление настенного кармашка для мелочей | 4 | ||
3.3. Технология и изготовление игрушки из меховых шариков «Паучок» | 4 | ||
3.4. Изготовление «Цветы- подсолнухи» | 4 | ||
3.5.Дерево из ткани | 4 | ||
4. Самостоятельная работа | 4 | ||
5.Модульное обеспечение | Набор рабочих инструментов: ножницы, иглы, карандаши, наперсток и т.д. Материал: ткань, мех, нитки, пуговицы, бисер и т.д. | ||
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО | 20 | Личностные: развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, мелкую моторику рук, усидчивость, аккуратность, преодоление себя, быть мастером , укрепление физических и психологических сил детей и т.д. Метапредметные: развитие художественного вкуса, кругозора, чувство прекрасного, применение на практике и т.д. Предметные: знакомство с различной техникой рисования. | |
Изобразительный материал – пастель. | 1 | ||
| 19 | ||
3.1.Техника рисования пастелью. Тренировочные упражнения | 2 | ||
3.2.Работа пастелью: «Зимний пейзаж» | 4 | ||
3.3. Работа пастелью: «Весенний цветок» | 4 | ||
3.4. Работа пастелью: «Лунная дорога» | 4 | ||
4. Самостоятельная работа | 5 | ||
5.Модульное обеспечение | Набор рабочих инструментов: ножницы, карандаши, кисти, краски… Материал: акварель, пастель, цв. карандаши… | ||
РАБОТА С БИСЕРОМ | 18 | Личностные: развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, мелкую моторику рук, усидчивость, аккуратность, преодоление себя, быть мастером , укрепление физических и психологических сил детей и т.д. Метапредметные: развитие художественного вкуса, кругозора, чувство прекрасного, применение на практике и т.д. Предметные: знакомство с техникой бисероплетения. | |
2.Теоретическое занятие. Знакомство с материалом, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты. | 1 | беседа “Родословная стеклянной бусинки” | |
3.Практическое занятие. | 17 | ||
3.1Пробные плетения | 4 | ||
3.2. Плетение колец | 4 | ||
3.3. Плетение браслетов – «фенечек» из бисера | 6 | ||
4. Самостоятельная работа | 3 | ||
5.Модульное обеспечение | Набор рабочих инструментов: ножницы, иглы, леска. Материал: нитки, бисер и тд, | ||
работа с природным материалом | 10 | Личностные: развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, мелкую моторику рук, усидчивость, аккуратность, преодоление себя, быть мастером и т.д. Метапредметные: развитие художественного вкуса, кругозора, чувство прекрасного, применение на практике и т.д. Предметные: знакомство с техникой конструирования поделок из природного материала. Приобретение новых ЗУН. и т.д. | |
2.Теоретическое занятие. Охрана окружающей среды в Архангельской области. | 1 | ||
3.Практическое занятие. | 9 | ||
3.1. Аппликация из семян и плодов растений «В подводном царстве» | 2 | ||
3.2. Изготовление животных из желудей, шишек, соломки и др. | 5 | ||
4. Самостоятельная работа | 2 | Изготовление коллективной поделки по замыслу | |
5.Модульное обеспечение | Набор рабочих инструментов: ножницы, карандаш и т.д. Материал: клей ПВА, шишки, желуди, семена, веточки, камешки и т.д. | ||
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | Личностные: развивать у детей фантазию, внимание, терпение, трудолюбие, преодоление себя, быть мастером и т.д. Предметные: приобретение новых ЗУН, повышение уровня духовности, приобретение умения ценить свой труд, уважать другой и т.д. | |
2.Теоретическое занятие. Рефлексия, анкетирование | 1 | Рефлексия, анкетирование | |
3.Практическое занятие. Выставка творческих работ | 1 | Выставка творческих работ |
Учебно-тематический план 4 года обучения
№ п/п | Наименование раздела | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Введение | 1 | 1 | 2 |
2 | Работа с бисером | 1 | 7 | 8 |
3 | Работа с тканью, мехом | 1 | 7 | 8 |
4 | Работа с бумагой и бросовым материалом | 1 | 24 | 25 |
5 | Роспись по дереву | 1 | 8 | 9 |
6 | Художественное творчество | 1 | 8 | 9 |
7 | Итоговое занятие | 1 | 2 | 3 |
7 | 57 Итого | 64 |
Содержание программы 4 года обучения (64 часа)
К четвертому классу учащиеся совершенно самостоятельно анализируют конструкцию образца, а руководство обучением переносится на ситуацию, когда образец требует серьезных конструктивных изменений, либо его вообще нет, есть только техническое задание.
Четвероклассники составляют план работы самостоятельно.
1.Введение (2 часа).
Теория – 1 час
- Введение в образовательную программу 4 года обучения
- Требования к поведению учащихся во время занятия.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
- Соблюдение правил по технике безопасности.
Практика – 1 час
- Знакомство с книгой А.Бахметьева, Т.Кизякова «Оч. умелые ручки».Росмэн, 1999.+ видеофрагменты передачи «Пока все дома»
2.Работа с бисером (8 часов).
Теория – 1 час
- Просмотр видеофильма «Красота из бисера»
Практика – 7 часов
- Технология изготовления поделок по схемам (изучение знаков, условных обозначений). Практические упражнения -2
- Плетение брошек (работа по схемам) -2
- Плетение кулонов -2
- Самостоятельная работа-1
3.Работа с тканью, мехом (8 часов).
Теория – 1 час
Профессия дизайнер.
Практика – 7 часов
- Техника выполнения швов «простой соединительный», «соединительный на основе петельного шва». Тренировочные упражнения. Повторение ранее изученных способов и приемов шитья -2
- Аппликации из ткани «Снеговик» -2, «Новогодняя елка» -2
- Самостоятельная работа-1
4.Работа с бумагой и бросовым материалом (25 часов).
Теория – 1 час
Лес – наше богатство. Слайдовая презентация и фотоколлаж.
Практика – 24 часов
- Технология изготовления шкатулок из открыток (подбор открыток,
изготовление выкроек, шитье частей шкатулки петельным швом,
сбор шкатулки) -6
- Чеканка – один из видов декоративно-прикладного искусства (показ образцов, иллюстраций). Тренировочные упражнения-4
- Технология и изготовление поделок из пластиковых стаканчиков, картонных коробок, фантиков, бутылочных крышек и др. -10
- Самостоятельная работа-4
5.Роспись по дереву (9 часов).
Теория – 1 час
- Технология росписи по дереву, показ образцов, иллюстраций.
Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты.
Практика – 8 часов
- Пробное рисование набросков росписи на листе -1
- Роспись по дереву (на разделочных досках): виды Устьянской
природы, достопримечательности родного края -6
- Самостоятельная работа-1
6.Художественное творчество (9 часов)
Теория – 1 час
- Тушь, линогравюра, монотипия. Слайдовая презентация.
Практика – 8 часов
- Выполнение работ в технике монотипии. Тренировочные упражнения -4
- Самостоятельная работа-4
7.Итоговое занятие (3 часа).
Теория – 1 час
Рефлексия, анкетирование.
Практика – 2 часа
Творческий отчет, выставка.
НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ, ЭТАПЫ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | РУКОВОДСТВО ПО УСВОЕНИЮ КАРТА | РЕЗУЛЬТАТЫ |
1. вводная беседа | 2 | ||
2. Теоретическое занятие. Введение в образовательную программу 4 года обучения | 1 | ||
3.Практическое занятие. Знакомство с книгой А.Бахметьева, Т.Кизякова «Очумелые ручки». Росмэн, 1999.+ видеофрагменты передачи «Пока все дома» | 1 | ||
Работа с бисером | 8 | Личностные: развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, мелкую моторику рук, усидчивость, аккуратность, преодоление себя, быть мастером , укрепление физических и психологических сил детей и т.д. Метапредметные: развитие художественного вкуса, кругозора, чувство прекрасного, применение на практике и т.д. Предметные: знакомство с техникой бисероплетения. | |
2. Теоретическое занятие Просмотр видеофильма «Красота из бисера» | 1 | Просмотр видеофильма | |
3.Практическое занятие. | 7 | ||
3.1.Технология изготовления поделок по схемам (изучение знаков, условных обозначений). | 2 | ||
3.2.Плетение брошек (работа по схемам) | 2 | ||
3.3.Плетение кулонов | 2 | ||
4. Самостоятельная работа | 1 | ||
5.Модульное обеспечение | Набор рабочих инструментов: ножницы, иглы, леска. Материал: нитки, бисер и тд, | ||
РАБОТА С ТКАНЬЮ, МЕХОМ | 8 | Личностные: развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, мелкую моторику рук, усидчивость, аккуратность и т.д. Метапредметные: развитие художественного вкуса, кругозора, чувство прекрасного, применение на практике и т.д. Предметные: знакомство работы с тканью, со свойствами материалов и инструментов, выполнение швов "через край", "петельный", знакомство с технологией изготовления мягкой игрушки и коврика из лоскутков ткани и т.д. | |
2. Теоретическое занятие Профессия дизайнер. | 1 | ||
3.Практическое занятие. | 7 | ||
3.1. Техника выполнения швов «простой соединительный», «соединительный на основе петельного шва». Тренировочные упражнения. Повторение ранее изученных способов и приемов шитья | 2 | ||
3.2.Аппликации из ткани «Снеговик» | 2 | ||
3.3. Аппликации из ткани «Новогодняя елка» | 2 | ||
4. Самостоятельная работа | 1 | ||
5.Модульное обеспечение | Набор рабочих инструментов: ножницы, иглы, карандаши, наперсток и т.д. Материал: ткань, мех, нитки, пуговицы, бисер и т.д. | ||
РАБОТА С БУМАГОЙ И БРОСОВЫМ МАТЕРИАЛОМ | 25 | Личностные: развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, мелкую моторику рук, усидчивость, аккуратность, преодоление себя, быть мастером и т.д. Метапредметные: развитие художественного вкуса, кругозора, чувство прекрасного, применение на практике и т.д. Предметные: знакомство с техникой конструирования поделок из бросового материала и бумаги.. Приобретение новых ЗУН. и т.д. | |
2. Теоретическое занятие Лес – наше богатство. | 1 | Слайдовая презентация и фотоколлаж. | |
3.Практическое занятие. | 24 | ||
3.1. Технология изготовления шкатулок из открыток (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье частей шкатулки петельным швом, сбор шкатулки) | 6 | ||
3.2. Чеканка – один из видов декоративно-прикладного искусства (показ образцов, иллюстраций). Тренировочные упражнения. | 4 | ||
3.3. Технология и изготовление поделок из пластиковых стаканчиков, картонных коробок, фантиков, бутылочных крышек и др. | 10 | ||
4. Самостоятельная работа | 4 | ||
5.Модульное обеспечение | Набор рабочих инструментов: ножницы, карандаш и т.д. Материал: клей ПВА, цв. фольга, Ц.в. бумага и картон, пластиковые бутылки, бумажные коробки ,целлофановые пакеты, одноразовая посуда, открытки, шишки, желуди, семена, веточки, камешки и т.д. | ||
РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ | 9 | Личностные: развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, мелкую моторику рук, усидчивость, аккуратность, преодоление себя, быть мастером и т.д. Метапредметные: развитие художественного вкуса, кругозора, чувство прекрасного, применение на практике и т.д. Предметные: знакомство с техникой росписи по дереву. Приобретение новых ЗУН. и т.д. | |
2. Теоретическое занятие Технология росписи по дереву, показ образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты. | 1 | ||
3.Практическое занятие. | 8 | ||
3.1. Пробное рисование набросков росписи на листе | 1 | ||
3.2. Роспись по дереву (на разделочных досках): виды Устьянской природы, достопримечательности родного края | 6 | ||
4. Самостоятельная работа | 1 | ||
5.Модульное обеспечение | Набор рабочих инструментов: кисти, разделочные доски. Материал: акварель, гуашьи тд. | ||
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО | 9 | Личностные: развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, мелкую моторику рук, усидчивость, аккуратность, преодоление себя, быть мастером , укрепление физических и психологических сил детей и т.д. Метапредметные: развитие художественного вкуса, кругозора, чувство прекрасного, применение на практике и т.д. Предметные: знакомство с различной техникой рисования. | |
2. Теоретическое занятие Тушь, линогравюра, монотипия. | 1 | Слайдовая презентация. | |
3.Практическое занятие. | 8 | ||
3.1.Выполнение работ в технике монотипии. Тренировочные упражнения | 4 | ||
4. Самостоятельная работа | 4 | ||
5.Модульное обеспечение | Набор рабочих инструментов: ножницы, карандаши, кисти, краски… Материал: акварель, пастель, цв. карандаши… | ||
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ | 3 | Личностные: развивать у детей фантазию, внимание, терпение, трудолюбие, преодоление себя, быть мастером и т.д. Предметные: приобретение новых ЗУН, повышение уровня духовности, приобретение умения ценить свой труд, уважать другой и т.д. | |
2. Теоретическое занятие Рефлексия, анкетирование. | 1 | Рефлексия, анкетирование. | |
3.Практическое занятие. Творческий отчет, выставка. | 2 | Творческий отчет, выставка. |
Рекомендации по проведению занятий и методическое
обеспечение программы.
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.
Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Во время занятий дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, ленточно или буквой П.
Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено.
Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ. Рабочие инструменты хранятся также в шкафу в индивидуальных папках.
Таким образом, для работы необходимы:
Хорошо освещенный кабинет, столы, стулья, шкаф.
Набор рабочих инструментов: ножницы, иглы, циркуль, линейка, карандаш, кисти, наперсток, ручка с пустым стержнем.
Материал: ткань, мех, нитки, пуговицы, цветная бумага и картон, акварель, пастель, цветные карандаши, клей ПВА, цветная фольга, бросовый материал (пластиковые бутылки, бумажные коробочки, открытки), бисер, пластилин, природный материал (шишки, желуди, семена, листья, веточки, камешки, песок и др.), стекло с безопасными краями, разделочные доски, металлическая пластина для чеканки.
Наглядные пособия по темам, шаблоны, литература для обучающихся.
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
- теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний с использованием элементов игры, работа с учебной литературой;
- работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
- практические занятия по изготовлению поделок и оформлению
творческих отчетов о проделанной работе.
Методы | Приемы |
Объяснительно- иллюстративные
| Рассказ, показ, беседа |
Репродуктивные | Практические занятия |
Эвристические | Творческие задания |
Ожидаемые результаты.
- Укрепление физических и психологических сил детей.
- Приобретение ими новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы и изготовлении изделий.
- Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня
духовности.
4. Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой.
5. Формирование способности применять теоретические знания на практике.
Оценка результатов работы
Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и районные, областные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.
Литература для учителя:
- Бахметьев А., Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”. Росмэн, 1999.
- Виноградова Е.“Браслеты из бисера”. АСТ, 2007.
- Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.
- Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М., Просвещение, 1985.
- Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.
- Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.
- Гусева Н. Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс ,2003.
- Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998.
- Еременко Т., Л.Лебедева “Стежок за стежком”. М., Малыш, 1986.
- Канурская Т .А., Л.А.Маркман “Бисер”. М., ИД «Профиздат», 2000.
- Кочетова С. В. “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка). М., Олма-пресс, 1999.
- Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. – 256 с., с илл. –(Внимание: дети!).
- Лутцева Е. А. Технология: 1-4 классы: Программа. М., Вентана-Граф, 2008.
- Молотобарова О. С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров”.М., Просвещение, 1990.
- Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «Академия Развития», 1997.
- Петрунькина А.“Фенечки из бисера”.М., Кристалл, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ воспитанников, обучающихся по программе дополнительного образования детей «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ» (срок реализации – 2 года)
предварительная диагностика– оценить начальный уровень экологических знаний воспитанников кружка «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»;Текущая диагностика– оценить качество усвоения воспитанниками экологически...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ для обучающихся 7-11 лет срок реализации программы 4 года
Программа является нормативным документом, регламентирующим деятельность тренеров-преподавателей, учителей физкультуры в условиях общеобразовательной школы для вне учебной деятельности...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года.
Образовательная программа дополнительного образования детей«Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года....
Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Волейбол» (спортивное направление) Возраст обучающихся: 11-16 лет Срок реализации программы: 3 года
Образовательная программа дополнительного образования имеет физкультурно-спортивную направленность, модифицированная, трехгодичная, рассчитана на обучающихся с 11 до 16 лет и предназначена...
Образовательная программа дополнительного образования «ВЯЗАНИЕ». Возрастной диапазон - 11 – 14 лет. Срок реализации программы – 3 года.
Дополнительная образовательная программа основного курса «Вязание» является составной частью учебно-методического комплекса МОУ ДОдД «Центр дополн...